Как называется кэш узбека

Обновлено: 04.07.2024

О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

История денег Ближнего Востока интересна и многообразна, чтобы изучить ее досконально, потребуется не один год. В этой стране современные купюры вошли в обращение только в 1994 г. Не многие знают, какая валюта в Узбекистане, как называется и выглядит на фото. Стоит разобраться, как она появилась, откуда происходит и чем отличается от остальной мировой денежной массы.

В этой стране особый колорит, огромное количество разных исторических сооружений, роскошных дворцов, украшенных аутентичной лепниной, мозаикой и даже воздух пропитан тонким ароматом пряностей и специй. Однако без дополнительных знаний едва ли получится обойтись.

В этой статье попробуем разобраться во всех тонкостях и особенностях, которые касаются истории появления и развития национальных денежных знаков.

Как называется денежная национальная валюта Узбекистана: фото

Название имеет особенности, как и сами дензнаки. С узбекского языка слово сум или so'm можно буквально перевести как «чистый», но чаще оно всего применяется в отношении золота или монет. По одной из версий это определение указал в XI веке великий восточный филолог и лексикограф Махмуд ал-Кашгари. Именно из этого современные ученые сделали вывод о прямой связи древних тюркских денег с узбекскими банкнотами.

Существует иная теория, которая уходит корнями еще во времена Золотой Орды. Некоторые историки считают, что она намного более правдоподобна и вероятна. Сумы или сомы – так называли слитки серебра, напоминающие оттиск копыта или небольшое корытце, весом примерно 205-210 граммов.

Согласно некоторым летописям, которые дошли до наших дней, указывается, что переплавлять их в привычные монеты мог практически любой монетный двор. В специальной литературе для нумизматов такие варианты называют татарскими гривнами. Теперь вы знаете, что это такое – узбекский сум (фото и картинки представлены ниже).

Одна единица валюты, в международном перечне обозначающаяся как UZS, состоит из 100 тийинов, что аналогично российскому рублю и копейкам. В стране выпускают монеты достоинством 1, 5, 10, 25 и 50 и 50, 20, 10, 5, 3, 1 тийинов. Купюры разного номинала отличаются по цвету, а также изображениям, которые на них нанесены. Преимущественно это картинки различных исторических архитектурных произведений искусства разных городов.

Особенности

В республике имеет обращение национальная валюта, но приезжают туда чаще всего с евро, долларами или рублями, все это можно обменять в специальных пунктах или любых банках. Чаще всего обменники встречаются в холлах отелей или гостиниц. В финансовых организациях для проведения любых операций потребуются документы, что могут удостоверить личность (паспорт, водительские права, вид на жительство, иные официальные бумаги с фотографией). Актуальный курс обмена можно выяснить онлайн, перейдя на сайт Центрального банка.

На территории республики банковские карты в ходу, однако терминалов, через которые можно оплатить любую услугу или покупку, равно как и банкоматов, пока немного. Поэтому лучше всегда иметь под рукой наличность. Стоит помнить, что крупные туристические точки принимают Master Card и VISA, а вот в обычных супермаркетах, кафе, мотелях и гостиницах персоналу просто не будет чем их считать. Банкоматы для получения узбекистанских денег довольно широко распространены исключительно в столице, а в Самарканде или Бухаре их придется хорошенько поискать.

Важно знать, что не стоит рисковать и обменивать средства у менял, которых достаточно много на улицах и рынках. Эта деятельность в стране считается нелегальной, преследуется по закону. Курс, предлагаемый мошенниками, зачастую не соответствует реальному. Потому можно не только значительно прогадать, но и заиметь проблемы с полицией.

В республике нет традиции оставлять чаевые всем и всегда, поэтому подобная комиссия не может быть включена в чек. Однако западные «замашки» успешно продвигаются на восток. Если хочется отблагодарить продавца или того, кто предоставил какую-либо услугу, можно смело оставить ему примерно 5-15% от общей суммы.

Об истории

Разобраться, как называются узбекские деньги и выглядит национальная валюта, поможет фото и подробное описание, данное ниже. В этой стране до начала девяностых годов двадцатого века имели хождение рубли, как и по всему Советскому Союзу. После того как СССР стал распадаться на части, в августе 1991 года была объявлена независимость, однако правительство не спешило вводить в обиход собственные банкноты.

Купоны

Спустя несколько лет стало понятно, что для защиты внутреннего рынка от избыточной рублевой массы, придется печатать собственные дензнаки. Это также позволило бы своевременно выплачивать людям зарплаты и социальные платежи. Первые варианты появились в 1993-м, они имели номинал от 1 до 10 тысяч, а отличались только цветами и указанными цифрами на лицевой и тыльной стороне. До 500 сум купюры были размером 120 миллиметров в длину и 61 в ширину, а более крупные – 144 и 69, соответственно.

На аверсе банкноты изображался герб республики, а на реверсе – широко известное исламское мемориально-культовое и образовательное сооружение медресе Шердор, располагающееся на площади Регистан в Самарканде. Курс первых купонов к рублю составлял на то время 1/1.

Некоторое время, в период с зимы 1992-го до осени 1993-го, в стране действовали также отрезные купоны, подобные молдавским, украинским и белорусским. Отпечатывали их на карточках из газетной бумаги, никаких средств защиты они не имели. Действительными и пригодными для осуществления расчетов считались только те, у которых была печать предприятия, где были выданы.

Полноценные банкноты

Выяснить историю названия узбекских денег и понять, какая валюта в Ташкенте несложно, стоит разобраться, когда она появилась и как вошла в обращение. Начиная с вышеозначенного времени рубль стал стремительно обесцениваться и республику захлестнула волна наличности, которая ничего не стоила – порой для расчетов приходилось использовать несколько банковских упаковок. Летом 1994-го правительство приняло решение провести эмиссию и ввести в обращение новый дензнак, который обменивался по курсу один к тысяче.

Рубль полностью изымался из оборота, и больше он платежным средством на территории страны не считался никогда. В 2018 г. в обиход попали монеты достоинством:

Пользовательница Пикабу под ником Alfiel выложила пост о жизни в Узбекистане. Девушка честно рассказала о минусах своей страны — жестоком отношении к женщинам, странных традициях, лицемерном менталитете и многом другом.

К удивлению, на этот раз мнения комментаторов не разделились — почти все согласились со словами узбечки.И это пугает больше всего.


По словам автора, коренные жители Узбекистана сильно отличаются от русских, татар, украинцев, корейцев и представителей других национальностей, которые живут на территории страны. Главное отличие — это устаревшие традиции. Девушка утверждает, что многие узбеки живут «на уровне Средневековья». Это выражается в их отношении к сексу, к работе, к институту семьи, абсолютно во всем… Из основных минусов автор выделила следующее.

Менталитет


По словам девушки, все узбеки очень лицемерные и показушные. Все носят маски приветливых, вежливых и добрых людей, но при этом никогда не скажут правды в лицо. В одиночку ведут себя очень нагло, собравшись с «братьями» — еще хуже. Они могут нарушать правила на дорогах, ехать на красный, приставать к девушкам прямо на улице или отпускать сальные шуточки в офисе на работе, но когда дойдет дело до выяснения отношений, в драку узбек никогда не полезет — только если не будет уверен, что его соперник физически слабее.

Общественное мнение


Здесь общественное мнение (друзей, родственников, соседей, кого угодно) играет едва ли не решающую роль. Именно поэтому в Узбекистане так мало разводов. Для местных эта процедура представляет собой целую череду унижений и оскорблений. Им проще терпеть плохое отношение в семье, но сохранить ее, иначе «соседи будут обсуждать», «а что скажут люди» и так далее.

Родители


Для молодых людей их родители — это почти что боги. Они решают, где им учиться, работать, на ком жениться и когда заводить детей. Если родители скажут «бросай невестку, она нам не подходит», парень обязательно последует их совету. Лишь единицы решаются пойти против родительского слова и встать на сторону жены.

Брак и свадьба


Этой теме можно было бы посвятить отдельную статью… Судя по словам авторам и по комментариям других пользователей, брак — это ключевое событие в жизни жителя Узбекистана. В 95% случаев заключаются они по предварительному договору родителей. Если отец и мать решат, что их сын созрел для семейной жизни, уже через пару месяцев ему найдут невесту, и в том же году он женится.

Подходящую кандидатуру рассматривают среди дочерей знакомых и друзей. При этом для девушек действует строгий «фейсконтроль» — чтобы была не толстая, не слишком высокая, но и не низкая, со светлым цветом кожи (признак аристократии), большеглазая и с красивыми длинными волосами. Остальные кандидатки не пройдут.


Девушка, которой «выпадает честь» стать чьей-то женой, обычно просто соглашается, ведь «родители уже все решили». После этого устраивают саму свадьбу — пышное торжество с сотнями приглашенных! Обычно на него копят десятилетиями.

Секс до брака


Еще одно обязательное требование к невесте это девственность. В Узбекистане женщина не имеет права начинать половую жизнь до того, как вступит в брак — за это ее заклеймят. А вот парни-узбеки обычно заводят отношения с представительницами других национальностей и практикуют свои интимные навыки с ними задолго до свадьбы с «той единственной». Но даже вступив в брак, они продолжают «ходить налево», спокойно могут жить на 2–3 семьи и строить любовь на стороне, пока законная жена будет сидеть дома и обслуживать их родителей.

Женщины


Это, пожалуй, самая больная тема. Как вы уже поняли, женщин в Узбекистане, мягко говоря, не уважают и практически считают людьми второго сорта.

Если у тебя родилась дочь, считай, детей нет, все будут спрашивать, когда же сын. Есть знакомые, у которых 4–5 дочерей, и все ждут наследника. Если жена не родила через 9–10-12 месяцев после свадьбы, бракованная, надо менять. То, что проблема может быть в мужчине — не рассматривается вообще. Дочь рассматривается как постоянный расход (потратишь на образование, приданое, внуков, а забирать ее зарплату будет семья мужа и помощи в старости от нее можно не ждать)


В большинстве случаев дочь здесь воспитывают как прислугу. Единственное ее предназначение — вырасти и стать чьей-то женой. Но после свадьбы ее жизнь не становится лучше: часто девушку просто запирают дома, не разрешают ей ездить к своим родителям (чтобы не жаловалась), заставляют делать всю грязную работу, могу бить, издеваться, насиловать и даже не кормить. Если же девушка решит сбежать, родители вряд ли примут ее назад, потому что «позор».

Обязательные требования к невестке: вставать раньше всех, в 5 утра, подметать двор/подъезд, готовить завтрак, обед, ужин всем, убирать дом, при этом успевать на свою работу и нести в дом деньги., встречать с поклоном всех родственников мужа, не иметь собственного мнения, сидеть тише воды, ниже травы и обслуживать, обслуживать, обслуживать.


Это удивляет и пугает одновременно, но 90% комментаторов согласились с автором:

Все так! До последней буквы! Но автор еще не написал, что такое выйти замуж за младшего сына семейства… За младшего отдают только неликвид, красивую, востребованную девушку никогда не отдадут за младшего, если, конечно, в доме нет прислуги (из бедных соседей). Жена младшего — это рабыня в доме отца мужа. Такое ощущение, что все мои сумбурные мысли и предположения автор собрал в один пост. Наши грустные реалии..

А что вы думаете по этому поводу? Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в Узбекистане? Какими наблюдениями можете поделиться?

О чем гостю должна сказать половина пиалы чая, зачем узбеки консервируют плов и где в Узбекистане живут самые счастливые невесты?

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию — они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя — не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание — неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса — вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие — тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал — не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека — больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя — это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы — казы — и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны — во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины — забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду — женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины — во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо — сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки — это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги — праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко — распадается лишь 15% браков (в России — больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Читайте также: