Как называется предмет в школе изучающий компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Информационное общество – это такой тип сообщества, в котором информационные технологии являются неотъемлемой частью сообщества и оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства.

Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.

Объектами изучения информатики являются:

– информация, процессы её сбора, хранения и преобразования с помощью систем обработки информации;

– компьютер, включая его механические части и программное обеспечение.

Экскурс в историю

В русском языке термин «информатика» появился сравнительно недавно.

Первое упоминание относится к пятидесятым годам двадцатого века.

Суть термина информатика отражена в Большой Советской Энциклопедии:

«Информатика – дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации».

Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 году книги американского учёного Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».

Как самостоятельный предмет информатика изучается в школе с 1985 г. Первый учебник назывался: «Основы информатики и вычислительной техники».

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

На сегодняшний день информатика – одна из фундаментальных отраслей научного знания, изучающая информационные процессы, методы
и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Информатика - стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная
с использованием информационных технологий . Её основными направлениями являются: разработка вычислительных систем и программного обеспечения, теория информации, средства телекоммуникации, мультимедиа и другое. Также информатика очень тесно связана со многими науками, например, математикой и кибернетикой. Именно математическая логика и кибернетика являются теоретическими предпосылками для создания электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Информатика достаточно молодая, распространенная научная дисциплина. Она находит широкое применение в различных областях современной жизни: в производстве, науке, в том числе и в сфере образования. Сегодня система образования развивается на основе информационных технологий, что влечет за собой становление новой образовательной системы, нового содержания образования (например, взаимоотношение учителя
и ученика). Таким образом, формируется информационная среда, ведущая
к высококачественному образованию.

1 Информатика как наука: понятие, предметы, задачи
и основные направления

Термин « информатика » происходит от французского слова Informatique, образованное в результате объединения двух терминов Informaction (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Сам термин был введен в 60-70-х годах 20 века. Кроме Франции, термин «информатика» используется в ряде стран Восточной Европы. В странах Западной Европы и США используется иной термин – Computer Science (наука о средствах вычислительной техники). В СССР в середине 20 века термин «информатика» связывали с обработкой научно-технической информации, но с середины 1970 годов термин приобрел другое толкование в работах академика А.П. Ершова «…как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Следовательно, наука информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет чаще всего называют информационной технологией.

Информатика – очень широкая сфера научных знаний, возникшая
на стыке нескольких фундаментальных и прикладных дисциплин. Как комплексная научная дисциплина информатика связана:

• с философией и психологией – через учение об информации
и теорию познания;

• с математикой – через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов;

• с лингвистикой – через учение о формальных языках
и о знаковых системах;

• с кибернетикой – через теорию информации и теорию управления; к ибернетика исследует общие законы движения информации
в произвольных системах, информатика же изучает общие закономерности движения информации в природе и социальных системах;

• с физикой и химией, электроникой и радиотехникой – через «материальную» часть компьютера и информационных систем.

Стоит отметить, что объектом информатики служат информационные процессы в природе, обществе и информационные технологии.

Предметом этой науки являются такие понятия, как аппаратное
и программное обеспечение средств вычислительной техники и их взаимодействие, средства взаимодействия человека с аппаратными
и программными средствами.

В составе основной задачи информатики можно выделить несколько основных направлений, которые применяются на практике:

  • программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);
  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов
    и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными
    и программными средствами);
  • исследование информационных процессов в социальных системах;
  • решение научных и инженерных проблем создания, внедрения
    и обеспечения эффективного использования компьютерной техники
    и технологии во всех сферах человеческой деятельности.

2 Информатика как учебный предмет в школе

Информатика оказывает большое влияние и на систему образования.

На уроках информатики учащиеся школ узнают, что представляет собой ИТ-отрасль, какие специальности и виды деятельности являются перспективными для будущей профессии, какие знания и умения необходимы для того, чтобы заниматься этой деятельностью.

Кроме фундаментальных основ информатики, следует учитывать и ее содержание. Из-за постоянного обновления содержания как научной области, так и учебного предмета целесообразно по модулям изучать содержательную часть курса.

Сегодня в старших классах введена профильная подготовка учащихся по данному предмету. У учащихся есть возможность более углубленно изучать данный предмет.

В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов.

На первом этапе (с середины 1950-х гг. до 1985 г.) в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: общеобразовательное , связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации и прикладное , основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ.

Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) связан с включением
в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики
и вычислительной техники» (в 1985 г.). Идеолог А.П. Ершов видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать, поэтому основными понятиями курса были «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа». Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.

Третий этап (конец 80-х – начало 90-х гг.) характеризуется использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. Однако с конца 80-х годов содержание преподавания информатики претерпевает существенное изменение на всех уровнях образования: уменьшается количество часов на изучение программирования; больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий, также наметились противоречия между официально провозглашенным и реальным содержанием школьного курса информатики; между формирующейся общественной потребностью в информационной грамотности выпускников школы и реальными возможностями школы; между различными образовательными учреждениями, связанные с их обеспечением компьютерной техникой.

Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан
с целым рядом новых обстоятельств.

1990-91 гг. и позже: в стране получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты. Одним из важнейших событий для всей отечественной системы образования стало принятие в 1992 г. закона РФ «Об образовании», на основании которого был запущен процесс разработки стандартов по всем образовательным областям.

Стоит отметить тот факт, что новый этап истории школьной информатики начинается с 1993 года. В этот период был принят новый базисный учебный план для школ Российской Федерации, согласно которому преподавание информатики было рекомендовано с 7-го класса.

Пятый этап , длившийся с конца 90-х гг. по 2004 г., характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе
с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг. Многочисленные исследования позволили сформулировать основные положения концепции решения назревшей проблемы:

1) более полно представить в учебном предмете весь комплекс вопросов, связанных с информационными процессами и информационной деятельностью человека. Это означает, что в содержание обучения необходимо включить не только автоматическую обработку информации, но основы всего комплекса областей научного знания, связанных
с изучением информации, информационных процессов. К таким областям относятся: документалистика, кибернетика, теория информации, социальная информатика и т.д.;

2) пересмотреть все то, что несет в себе информатика
в ее методологическом, общекультурном смысле. Современное информационное общество характеризуется постоянным притоком информации, а это ведет к росту «информационного хаоса», размывающего границы научного знания. Этой тенденции должно быть противопоставлено целенаправленное изучение системной методологии, которая является основой любого научного знания. В этом и заключается один
из стратегических моментов всего обучения информатике
в общеобразовательной школе;

3) переосмысление общеобразовательной значимости информационных технологий, в чем заключается их суть. Необходимо перейти с уровня предметных специализаций на уровень общеучебных
и общеинтеллектуальных умений. Это значит, что надо формировать навыки формализации, моделирования, структурирования и т.д.

Шестой этап характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ», также определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы. По мнению Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежом во многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей. Возникновение зарубежной школьной информатики (Computer Science) связано с получением компьютерной техники в школы. Это событие происходит с конца 70-х – начала 80-х гг. прошлого века.

В отличие от активно развивающейся науки информатики, школьный учебный предмет не может включать всего многообразия сведений, но в то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрыть учащимся значение информационных процессов в научной сфере, а также роль информационной технологии
и вычислительной техники в развитии современного общества. Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе состоит и в том, чтобы вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для изучения других наук в школе, подготавливающими молодых людей к их будущей профессии.

Практическая цель школьного курса информатики состоит не только в том, чтобы познакомить учащихся с основными понятиями, безусловно, развивающие ум и обогащающие внутренний мир ребенка,
но и обучить школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий.

На рисунке 1 приведена структура предметной области «Информатика» в той интерпретации, которая была представлена
в Национальном докладе Российской Федерации на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика».

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начала общей теории информации. Методы измерения информации. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий

Обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.).

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовки текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Зашиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами. системами).

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура .

Рисунок 1.2. Структура предметной области информатики

В современных условиях информатика является языком науки
и техники, потому что с ее помощью моделируются, изучаются
и прогнозируются многие процессы и явления, происходящие в мире,
в обществе и природе.

Изучение информатики в школе должно решать определенные задачи.

Во-первых, оно направлено на достижение таких целей, как овладение навыками работы на компьютере, умение использовать компьютерную технику для работы с информацией, развитие логического мышления, пробуждение интереса к информационной и коммуникационной деятельности. Важную роль в изучении информатики также играет освоение системы базовых знаний, в которых отражен вклад информатики
в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, развитии техники и технологии.

Во-вторых, это овладение навыками анализа, применения и преобразования информационных моделей реальных объектов и процессов
с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые также могут быть полезны и при изучении других школьных предметов.

В-третьих, это развитие интеллектуальных, творческих способностей за счет освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
при изучении различных предметов.

В-четвертых, это воспитание ответственного отношения
к соблюдению правовых и этических норм информационной деятельности.

В-пятых, это приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной, коллективной учебной, профессиональной деятельности.

В заключение стоит отметить, что сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно
и активно, как информатика, благодаря которой можно улучшить качество жизни людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И.


Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А.

Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" для 6-9 классов (базовый уровень). Разработана Малюковой Н. И., Хруцкой Н. А.


Методические разработки для преподавателя по учебному предмету “Информатика”

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело», уровень подготовки - базовый, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат.

Информатика как наука и учебный предмет в школе

Презентация на тему: "Информатика как наука и учебный предмет в школе".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да.

Рабочая программа учебного предмета ПВ.03 Информатика

Рабочая программа учебного предмета разработана с учётом требований ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 ред. От 29.06.2017), ФГОС среднего профессионал.



И вот уже в который раз опять наступил сентябрь, и тысячи учащихся с противоречивыми ощущениями отправились в школу – кто-то в первый класс, а кто-то уже в одиннадцатый. Когда-то среди них были и мы; вот почему вид белых бантов и букетов в руках первоклашек вызывает у нас ностальгию по беззаботному детству, любимым учителям и предметам – уверен, что для многих на Хабре таковым определенно была информатика. Воспользуемся моментом и вспомним, что мы на ней изучали – десять, двадцать, а кто-то и больше лет назад.

Первые эксперименты

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.



«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу

  • Электронные цифровые ВМ — 4 часа;
  • Арифметические основы программирования — 10 часов;
  • Основные сведения о программировании — 36 часов;
  • Перевод программ на язык машин — 26 часов;
  • Организация процесса программирования — 12 часов;
  • Стандартные программы. Автоматизация программирования — 26 часов;
  • Методы контроля — 26 часов;
  • Общая характеристика математических машин — 24 часа.

Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.

Процесс пошел

  • Теория информации;
  • Элементы математической логики;
  • Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • Архитектура и компоненты ЭВМ;
  • Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • Основы программирования и написания программ.

Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

image


Пример программы на школьном алгоритмическом языке

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.



Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Новейшая история

Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.

Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.



Современные учебники по ИКТ

По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.



Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров

Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.



Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер

Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.

В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.

Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.

Компьютерные науки — это обширная и активно развивающаяся область знаний, но нужно ли её «вмещать» в рамки общего образования?

За знакомство российских школьников с компьютерными науками отвечает предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». Обязательным предметом для школ тогда ещё Советского Союза информатика стала 30 лет назад — в 1985 году.


Один из учебников, рекомендованный Министерством образования СССР по курсу информатики

Всё это время не прекращаются разговоры о том, что дисциплина новая, методик преподавания много, но оптимальной нет, сама предметная область очень размыта: тут и история ЭВМ, и изучение баз данных, и освоение офисного пакета программ. Судя по обсуждениям участников профессиональных сообществ в сети, содержание этого предмета больше, чем какого бы то ни было другого, зависит от личной инициативы преподавателя.

Как ни странно, при большой любви детей к компьютерам, перед преподавателем информатики остро стоит вопрос: «Зачем?»

Пока отдельные российские школьники добиваются успехов на международных олимпиадах по программированию и робототехнике, другие ребята, которые не видят свою будущую профессию в компьютерной сфере, воспринимают уроки информатики как время, когда можно посидеть в интернете или оформить реферат в текстовом редакторе.

Ещё раз о причинах

Вопрос о том, в какой степени знакомить с компьютерными науками тех, кто не собирается заниматься ими профессионально, актуален не только для России.

Ран Либескинд-Хадас, профессор и заведующий кафедрой компьютерных наук в колледже Харви Мадд, сформулировал в своём блоге на The Huffington Post Education три причины, почему курс его кафедры нужен всем студентам.

Во-первых, потому что компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, и понимание того, как они работают, что они могут и что не могут, а также представление о том, как они влияют на общество — всё это необходимое условие современного образования.

Во-вторых, компьютеры позволяют создать нечто новое на пересечении технологии, точных наук, психологии и искусства. Хорошо составленный курс компьютерных наук может развить проблемное мышление, логику, способности к художественному творчеству. Сложно придумать другой такой удачный «мост» для соединения всего, чему должны научиться школьники и студенты.


Хорошо составленный курс компьютерных наук — удачный «мост» для соединения всего, чему должны научиться школьники и студенты.

В-третьих, компьютерная грамотность — очень ценный навык. Большинство людей, которые посещают компьютерные курсы, не будут работать в Google или Microsoft, но они приобретают полезные и востребованные умения. Отдельно взятый курс может дать студентам навыки, которые они будут использовать в дальнейшей работе над проектами или в дальнейшем обучении на других курсах.

Это может быть интересно :

Профессор компьютерных наук отмечает, что компьютерное образование для тех, кто заинтересован получать профессию в этой сфере, и для тех, для кого информатика в школе и университете станет первым и последним подобным курсом, не должно быть одинаковым. Но, делая упор на практическую полезность «здесь и сейчас» непрофильного компьютерного образования, мы лишаем студентов понимания интеллектуального богатства и устройства этой сферы.

Работать с таблицами, создавать презентации и веб-страницы — это полезно, но не раскрывает весь творческий потенциал компьютерных наук в образовании.

Ран Либескинд-Хадас не делает большого открытия. Но он делится примерами, доказывающими, что его подход реализуем на практике. Например, в колледже Харви Мадд разработана серия курсов, которые посещают не только свои студенты, но и воспитанники дружественных колледжей свободных искусств. Для будущих литераторов, экономистов и социологов компьютерные науки представляют не меньший интерес, чем для будущих математиков и программистов: их так же увлекает кодинг, и уже в стенах колледжа они понимают, как использовать технологии для реализации своих проектов.

Я уверен, что ознакомительный курс компьютерных наук должен учить большим идеям, обсуждать увлекательную историю этой области и то, как её развитие меняет общество. Но при этом он должен давать богатый и имеющий практическое значение опыт создания собственных программ — таких, которые бы потом восхищали друзей.

Психологический аспект

В 1986 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья Каптелинина В.Н. «Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников». Автор, на тот момент младший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, занимался переводом и рецензированием англоязычной литературы, посвящённой влиянию компьютеров на познавательные процессы. В свой статье Каптелинин утверждал важность понимания психологических особенностей процесса обучения для того, чтобы школьная программа по информатике служила «общей подготовке школьников к полноценной жизни в будущем компьютеризированном обществе».


Как говорил Норберт Винер, магия автоматизации даёт то, что вы просили, а не то, что подразумевали, но не сумели сформулировать.

Появление компьютеров в школе ведёт не только к возникновению новой дисциплины, но к изменению всего образовательного процесса, так как компьютеры предоставляют новые возможности работы с информацией.

Это может быть интересно :

Каптелинин указывает, что для определения целей школьного курса информатики ключевым понятием становится компьютерная грамотность.

При этом важно понимать компьютерную грамотность как овладение компьютером в качестве интеллектуального средства: «формирование компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить компьютер в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться».

В статье подчёркивается, что для работы с компьютером особенно критичны следующие мыслительные навыки:

  • Умение формулировать цель. Как говорил один из основоположников кибернетики Норберт Винер, магия автоматизации даёт то, что вы просили, а не то, что подразумевали, но не сумели сформулировать. Кроме того, только чёткое понимание своих целей позволяет пользователю использовать компьютер как инструмент для их достижения, а не просто следовать заложенным в программном обеспечении сценариям.
  • Навык построения алгоритма. Это означает умение составить алгоритм в условиях, когда определены искомый конечный результат, исходное состояние проблемной ситуации и доступные средства ее преодоления.
  • Умение работать в диалоговом режиме. Для решения задач с помощью компьютера пользователь должен постоянно анализировать результат, который выдаёт система, и корректировать свои действия в соответствии с её возможностями. Проще говоря, работа с компьютером — это своеобразный диалог с системой, и его результат зависит от того, насколько пользователь способен сформировать мысленную модель операционной среды, в которой он работает.
  • Навыки поиска и организации информации. Важную роль в современном обществе играют умения быстро понять принцип построения той или иной информационной системы и грамотно сформулировать запрос при поиске информации. Не секрет, что терабайт жесткого диска для хранения данных ещё не означает, что эти данные всегда под рукой: чтобы информация использовалась, она должна быть хорошо структурирована.

Обучение компьютерным наукам развивает эти мыслительные навыки, которые в современном обществе нужны всем, кто хочет использовать технологии эффективно.


Суперкомпьютер Titan в Национальной лаборатории Ок-Ридж Университета Теннесси.

Одна из главных особенностей компьютерных наук — то, что их предметное поле постоянно растёт и меняется, а значит, меняются и знания, которые может дать школа. 20 лет назад школьники и подумать не могли о 3D-моделировании, создании мультфильмов за один урок и списывании с мобильного телефона.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

Читайте также: