Как обработать голос в sony vegas 13

Обновлено: 01.07.2024

Я уже говорил о преимуществе редактора Сони Вегас в работе со звуком. Более подробно все изложенно в данной публикации, так что повторяться не буду.

Как было сказано в начале статьи, Vegas изначально разрабатывался как мощный многодорожечный звуковой редактор. Возможности по обработке звука очень широки — программа позволяет:

В данной статье невозможно подробно рассмотреть все звуковые возможности программы, поэтому остановимся только на некоторых, которые часто используются при монтаже домашнего видео.

Например, нужно осуществить простое действие — заменить часть звука в видео. Для этого щелчком мыши выберите нужный видеоклип со звуком и разгруппируйте его (нажмите U), чтобы звук и видео редактировались отдельно. Допустим, нужно заменить начало звука другим — из звукового файла. Сначала потяните левый край исходного звукового клипа вправо, чтобы освободить место под добавляемый звук. Затем, в секции Explorer найдите нужный звуковой файл (например, в формате mp3) и перетащите его на монтажный стол, на отдельную звуковую дорожку. Подкорректируйте конец добавленного звукового клипа так, чтобы он имел нужную длительность. Затем перетащите его на ту же звуковую дорожку, где находится исходный звук видеоряда. Можно сделать так, чтобы он частично накладывался на звук видеоряда — в таком случае звук будет плавно переходить из одного клипа в другой:

Если над местом наложения звуков (так называемое Crossfade) нажать правую кнопку мыши, то в подменю Fade Type можно выбрать форму огибающих громкости каждого из двух звуковых клипов — всего доступно 25 вариантов (те же, что доступны для Crossfade видеоклипов). Чтобы в дальнейшем видеоклип и оба звука перемещались вместе, либо случайно не были разгруппированы, их можно объединить в группу — выделите их щелчком мыши с нажатой клавишей Ctrl и нажмите G.

Часто хочется добавить музыку к видеоряду. Даже довольно скучное и однообразное видео может смотреться по-другому, если добавить к нему музыку. Осуществляется это очень просто: найдите нужный звуковой файл (например, в формате mp3) в секции Explorer и потяните его мышью на монтажный стол чуть ниже звуковой дорожки видеоряда. Будет автоматически создана звуковая дорожка, и звуковой клип будет помещен на нее. Если нужно, переместите звуковой клип в нужное место, “подрежьте” его начало/конец, добавьте FadeIn/FadeOut, — все это осуществляется так же, как это делается с видеоклипами (см. раздел “Основы монтажа”). Естественно, таким образом можно добавить в проект любое количество звуковых клипов.

Но просто “накидать” музыку в проект — лишь полдела. Важно правильно подобрать ее громкость так, чтобы она не звучала навязчиво и не мешала просмотру вашего видео.

Обязательно попробуйте сами посмотреть результат монтажа с прослушиванием звука, как в наушниках, так и в колонках, на разной громкости. Если вы хотите, чтобы музыка лишь была дополнительным фоном, а не заменяла собой исходный звук, то важно подобрать громкость музыки так, чтобы и при небольшой громкости колонок исходный звук звучал отчетливо (в частности, в голосе людей в кадре должны четко и разборчиво восприниматься слова). Скорее всего, громкость каждой музыкальной композиции придется подбирать отдельно. Для этого подведите курсор мыши к верхнему краю звукового клипа (при этом курсор изменит свою форму на руку с пальцем и стрелками вверх-вниз) и потяните его вниз с нажатой левой кнопкой мыши. При этом громкость (Gain, усиление) будет уменьшаться. Уменьшение громкости на 6 дБ (децибел) означает уменьшение амплитуды звука в два раза. Прослушайте хотя бы несколько секунд исходного звука вместе с музыкой и убедитесь, что музыка не звучит слишком громко, и если это не так, уменьшите ее громкость. Проделайте это с каждым музыкальным клипом, прослушивая разные части монтажного проекта.

Может оказаться, что в каких-то участках нужно лишь временно “приглушить” громкость музыки, чтобы в этот момент были слышны только звуки в кадре (например, голоса людей), либо, наоборот, для придания драматизма или динамичности сюжету музыку нужно сделать громче на несколько секунд. Чтобы это сделать, необходимо добавить профиль изменения громкости на звуковую дорожку с музыкой.

Для этого выберите нужную звуковую дорожку (щелкните мышью по ее заголовку слева) и вызовите команду меню Insert/Audio Envelopes/Volume. На дорожке появится горизонтальная линия — это и есть профиль, или огибающая изменения громкости. В месте, где нужно уменьшить громкость звука, нажмите правую кнопку мыши над профилем и вызовите команду меню Add Point (добавить точку), и чуть правее добавьте еще одну. Затем переместитесь в место, где громкость должна вернуться в исходное значение, и добавьте две точки профиля и там. В результате, между двумя средними точками образуется горизонтальный участок, который можно “потянуть” мышью вверх-вниз, чтобы увеличить/уменьшить громкость звука в этом участке. На рисунке показано, как приглушить звук на 12 дБ (в четыре раза по амплитуде) на участке длительностью 10 секунд:

Если нужно полностью заглушить звук, соответствующий участок профиля следует потянуть вниз “до упора”, чтобы громкость приняла значение -Inf (минус бесконечность, что в децибелах соответствует умножению амплитуды на ноль).
Если необходимо, чтобы громкость плавно изменялась от какого-то значения до другого, добавьте в нужных местах точки профиля громкости и задайте нужные значения усиления в них — либо перетягивая точки мышью вверх/вниз, либо вызывая команду Set To… в меню по правой кнопке мыши над точкой. Чтобы в какой-либо точке задать исходную громкость звука (отключить изменение громкости), выберите команду Set to 0.0 dB.

Между точками по умолчанию профиль изменения громкости линейный. В меню над участком профиля можно выбрать форму кривой изменения профиля — Linear, Fast, Slow, Smooth, Sharp. Тип Hold означает, что до следующей точки значение профиля будет постоянным.

Громкость каждой звуковой дорожки можно изменять целиком — для этого используется бегунок Vol на заголовке дорожки (если бегунок не виден, растяните заголовок по ширине):

Эквалайзер позволяет изменить громкость звука нужным образом в определенных частотных диапазонах, или полосах. По умолчанию эквалайзер ничего не изменяет (все параметры усиления установлены в 0 дБ). Начнем с нижних частот (басов). Щелкните по закладке 1 (тип фильтра Low Shelf). Потяните влево бегунок Gain, чтобы приглушить низкие частоты. Потяните бегунок Frequency вправо, чтобы увеличить частоту среза фильтра. Чем выше частота, тем больше низких частот будет подавляться. Можно запустить воспроизведение в главном окне и послушать, что получается, одновременно подбирая частоту и степень подавления “на лету”.

Теперь нужно приглушить высокие частоты (там обычно звучат верхние звуки ударных инструментов, различные шумовые эффекты, звон и т.п.). Щелкните по закладке 4 (тип фильтра High Shelf). Аналогично подберите степень подавления (Gain) и частоту среза (Frequency). Чем ниже частота, тем больше высоких частот будет подавляться.

В результате, имеем следующую картину: низкие и высокие частоты музыки заглушены, и музыка теперь звучит не так навязчиво, не мешая восприятию основного звука в видеозаписи.

Подавление низких частот также можно использовать для уменьшения слышимости шума ветра (подробнее об этом написано в FAQ).

Запустите воспроизведение проекта, и попробуйте “на ходу” подобрать усиление и центральную частоту полосы так, чтобы голос зазвучал более отчетливо. Также можно увеличить ширину полосы (Bandwidth, в октавах). Не рекомендуется слишком сильно (более 6 дБ) увеличивать громкость средних частот, иначе голос может зазвучать “как из телефона”. Подробнее об этом можно прочитать в FAQ.

Если эквалайзером в проекте нужно обработать не весь звук, а только его участки (например, где в кадре есть говорящие люди), то все участки, которые нужно обработать, нужно оставить на звуковой дорожке, на которую назначен эквалайзер, а остальные звуковые клипы перенести на отдельную дорожку, на которой эффекты обработки звука не назначены.

Помимо эквалайзера, на звуковые дорожки автоматически назначается эффект Track Compressor, предназначенный для уменьшения динамического диапазона звучания звуковой дорожки. Его можно использовать для уменьшения разницы между громкими и тихими звуками — например, в сюжетах, где наряду с негромко говорящими людьми в кадре иногда встречаются громкие удары, хлопки дверями и т.п. Подробнее о том, как это можно сделать, можно прочитать в FAQ.

Также можно назначить обработку всего проекта с помощью кнопки Master FX… в окне Mixer. При вызове команды добавления эффектов появляется окно со списком эффектов, распределенных по категориям. Выберите нужный эффект, нажмите кнопки Add и OK.

По аналогии с анимацией параметров видеоэффектов (см. выше соответствующий раздел), можно задать анимацию параметров звуковых эффектов. Например, можно задать профиль изменения во времени частоты фильтра эквалайзера. На заголовке звуковой дорожки, на которую мы назначили эквалайзер для повышения отчетливости голоса, нажмите кнопку со стрелкой вниз в правой части кнопки Track FX… В выпавшем меню выберите команду FX Automation, в появившемся окне выберите эффект Track EQ. В списке показаны названия параметров обработки, которые можно сделать изменяемыми во времени в процессе воспроизведения. Отметьте галочкой параметр Band 3 Frequency (частота третьей полосы) и нажмите OK. На звуковой дорожке появится новый профиль, которым можно управлять так же, как профилем громкости: добавлять точки, перемещать их, задавать значения частоты в каждой точке вводом значения и т.д.

Управляя параметрами обработки во время воспроизведения, можно получить самые разнообразные звуковые эффекты — например, с помощью эффекта Delay можно получить эхо с изменяемым временем “отражения” звука.

4. Вывод результата в файл

Чтобы был доступен произвольный звуковой кодек (формат), нужно выбрать формат видео, отличный от DV.

Если в проекте используется интерлейсное (чересстрочное) видео (а в большинстве случаев для видео с видеокамеры это так), то важно, чтобы был установлен правильный порядок полей во всех исходных файлах (в свойствах файлов в окне Project Media), и лучше такой же порядок полей установить в свойствах проекта, и в настройках выходного видео для минимизации преобразований изображения. В случае, если требуется сохранить необработанные участки видео без пересжатия, это требование становится обязательным (в таком случае также должны совпадать размер/частота кадров, а для MPEG2 — и параметры сжатия, в частности, битрейт).

Для MPEG-файлов (в форматах MPEG2, HDV, AVCHD) порядок полей указан непосредственно в исходных файлах, поэтому программа определяет порядок полей автоматически (разумеется, если указанный порядок совпадает с фактическим — исключения редки, но случаются при неправильном перекодировании файла; если видео взято с камеры либо платы захвата, то порядок полей в файле указан правильный).

В случае с AVI-файлами автоматически определить порядок полей в общем случае невозможно, но, например, для интерлейсного видео с DV-видеокамер правильный порядок полей — Lower Field First (первое поле нижнее). Для видео, захваченного большинством ТВ-тюнеров , порядок полей обычно обратный — Upper Field First (первое поле верхнее). Если фактический порядок полей неизвестен, либо нет уверенности, то определить его можно с помощью способа, описанного в FAQ.

Если в качестве программы авторинга DVD используется Sony DVD Architect, то расставленные в проекте метки (вставляются нажатием Ctrl+M по текущей позиции) можно использовать для указания начала глав (chapters) в создаваемом DVD. При сохранении файла в формат MPEG2, включите опцию “Save project markers in media file” в диалоге сохранения файла, и DVD Architect автоматически использует метки проекта как метки начала глав DVD-диска (точнее, раздела диска, который получится из данного MPEG2-файла).

Будьте готовы к тому, что сохранение результирующего файла может происходить достаточно долго (до нескольких десятков часов в зависимости от длительности проекта, разрешения видео, формата сжатия и мощности компьютера). В случае, если значительная часть проекта сохраняется без пересжатия, то лучше исходные файлы держать на одном жестком диске, а результат сохранять на другой, физически отдельный жесткий диск, чтобы значительно ускорить операцию копирования данных.

5. Кодирование с помощью фреймсервера

После установки фреймсервера запустите Vegas, откройте нужный проект и вызовите меню File/Render As. В списке типов файла выберите DebugMode FrameServer.

Если в списке форматов этого типа нет, попробуйте воспользоваться советом с форума.

При нажатии Save укажите папку на диске для сохранения промежуточного файла. После этого появится окно настроек фреймсервера:

Параметры можно оставить по умолчанию, как показано на рисунке. По нажатию кнопки Next в указанной папке будет создан промежуточный AVI-файл (это потребует некоторое время) небольшого объема. Его можно открыть в любой программе-кодере (Canopus ProCoder, TMPGEnc и т.п.), и как только кодирование будет запущено, то данные для кодирования будут передаваться в кодер прямо из Vegas в несжатом виде, то есть без потерь. Такой способ передачи данных и называется фреймсервингом, когда кадры по запросу передаются прямо из монтажной программы в кодер через память, минуя запись в промежуточный файл большого объема. Помимо прочих удобств, этот способ позволяет осуществлять многопроходное кодирование с помощью кодеров, которые это поддерживают.

Внимание: не пытайтесь открыть один и тот же промежуточный AVI-файл сразу в нескольких экземплярах программ-кодеров — результат кодирования будет непредсказуемым. Описанный фреймсервер не имеет корректной поддержки такого режима, и рассчитан на последовательное кодирование проекта (хотя допускается и многопроходное кодирование) только одним внешним процессом.

Как только кодирование завершено, закройте внешнюю программу-кодер и нажмите кнопку Stop Serving в окне Debugmode FrameServer.

Здравствуйте. Сегодня будет урок о применении звуковых эффектов в Вегасе. Программа Sony Vegas Pro содержит большое количество звуковых эффектов, с помощью которых можно как откорректировать звучание отдельного звукового клипа или звуковой дорожки, так и придать звучанию особую окраску. В предыдущих версиях Sony Vegas Pro звуковой эффект можно было применить только ко всей звуковой дорожке целиком (автоматически эффект применялся ко всем звуковым клипам, расположенным на дорожке), что было не всегда удобно. В Sony Vegas Pro 10 впервые внедрена возможность применения звукового эффекта к отдельному звуковому клипу.

В качестве примера давайте усилим звучание басов в музыкальном сопровождении нашего фильма. Для этого мы используем фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер). 1. Щелкните мышью по значку Event FX (Эффект клипа) в правой части звуковой дорожки вашего клипа на монтажном столе. На экране появится окно Plug-In Chooser (Выбор фильтра).

Выбор фильтра

В окне Plug-In Chooser (Выбор фильтра) представлен список всех имеющихся в программе Vegas звуковых эффектов. Эффекты упорядочены по папкам. Список этих папок Вы видите в левой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра).

2. Щелкните мышью по папке All (Все) в левой части окна Plug-In Chooser (Выбор фильтра). В основной части окна появится список всех установленных звуковых эффектов.

3. В списке эффектов найдите и выделите фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер).

zvuk_ekvalaizer

Содержимое окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) зависит от типа примененного к клипу звукового фильтра. Все фильтры имеют разные параметры, поэтому и набор элементов управления в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) для разных фильтров отличается.

Графический эквалайзер в программе Sony Vegas Pro 10 может быть представлен в трех вариантах. Варианты выбираются с помощью вкладок в нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа). Вы можете использовать настройки на любой из вкладок, это зависит от ваших предпочтений. На вкладке Envelope (Огибающая) частотная характеристика звука настраивается путем создания огибающей. На остальных вкладках каждый частотный диапазон настраивается с помощью отдельного ползункового регулятора. Различие лишь в количестве регуляторов, а значит, и в количестве настраиваемых частотных диапазонов. Вполне очевидно, что двадцати полосный эквалайзер позволяет более тонко настроить тембр звучания. Однако, в нашем случае такая точность ни к чему, поэтому мы выберем вариант 10 Band (10 полос).

1. В окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) выберите вкладку 10 Band (10 полос). Содержимое окна будет изменено.

kak_nastroit_vegas

Теперь в окне Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) расположено 11 ползунковых регуляторов, 10 из которых предназначены для настройки уровня в каждом из десяти частотных диапазонов. Чтобы усилить басы, следует сместить несколько левых ползунковых регуляторов вверх.

2. Переместите три левых ползунковых регулятора так, как показано на рисунке ниже.


Не закрывая окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), воспроизведите фильм. Обратите внимание, что звучание басов в музыкальном сопровождении фильма усилилось. Вы можете корректировать звучание прямо во время воспроизведения фильма. При этом следует учитывать, что изменения после корректировки тех или иных настроек могут наступать с небольшой задержкой (1-2 секунды).


Обратите внимание, изменение параметров звуковых фильтров во времени (проще говоря анимация настроек) не предусмотрена. В нижней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа) отсутствует шкала времени и кнопка Animate (Анимация). Но в большинстве случаев это и не нужно.

3. Закройте окно Audio Event FX (Фильтр звукового клипа).

К одному и тому же клипу можно применить несколько звуковых фильтров. При этом обработка звука будет выполняться последовательно. Например, если вы примените фильтр Graphic EQ (Графический эквалайзер), а затем Chorus (Хор), звук сначала будет обработан эквалайзером, а затем уже к обработанному звуку будет применен эффект, имитирующий хор. Поэтому в ряде случаев разный порядок следования одних и тех же звуковых эффектов может приводить к различному звучанию.

Остальные звуковые фильтры применяются аналогичным образом.

Примененный к клипу фильтр можно также временно отключить, не удаляя его. Для этого нужно на кнопке эффекта, расположенной в верхней части окна Audio Event FX (Фильтр звукового клипа), снять флажок. Эффект будет отключен, но не будет удален из клипа. Сохранятся и все настройки фильтра, поэтому вы вновь сможете задействовать фильтр, установив флажок на соответствующей кнопке.

Звуковые фильтры в Sony Vegas Pro

Приведем список некоторых звуковых фильтров, встроенных в программу Sony Vegas Pro:

Мы перечислили лишь несколько фильтров, которые можно применить к звуковым клипам или дорожкам. Отметим, что, несмотря на то, что программа Sony Vegas Pro содержит все необходимые инструменты для монтажа звука и его коррекции, в ряде случаев может понадобиться более тонко настроить параметры и свойства звукового сопровождения. В этом случае можно воспользоваться специальными программами, называемыми звуковыми редакторами, например Sony Sound Forge. Данная программа имеет схожий с Vegas интерфейс, кроме того она нетребовательна к системным ресурсам. Программа Sony Sound Forge позволяет не только редактировать и микшировать различные звуковые файлы, но и создавать собственные с помощью встроенных в приложение генераторов.

Материал сложный, но думаю, что для многих будет полезным. На сегодня всё. Удачи, друзья!

Sony Vegas Pro 13 предназначена для работы как с видео, так и с аудио, что для разноплановых категорий монтажа играет важную роль. Отличительной особенностью программы считается ее легкость в обработке звука.

Звук редактируется в следующих случаях:

  • извлечение аудио дорожки из файла;
  • совмещение звука из двух или трех дорожек;
  • изменение уровня громкости;
  • сглаживание шумов;
  • вставка звуковых эффектов;
  • синхронизация звука и видео в файле.

Распространенный вариант работы со звуком – извлечение аудио дорожки или совмещение из двух имеющихся.
Для манипуляций со звуком в ролике следует кликнуть правой кнопкой мышки по панели аудио дорожки, чтобы открылись возможные варианты.

редактор сони вегас

редактор сони вегас

Звук удаляется, заменяется или добавляется вторым файлом. С помощью этого создается фоновая музыка в фильмах.
Чтобы добавить новую дорожку, выбирается соответствующий пункт и файл на компьютере для добавления. Звучание оценивается при нажатии «воспроизведение» в превью. Принимается решение по редактированию. Кстати, последнею версию скачивай тут Sony Vegas Pro.

Для достижения требуемого эффекта уровень громкости второй дорожки изменяется непосредственно во время просмотра. Процесс осуществляется так – левой кнопкой мыши зажимается верхняя граница файла и смещается вниз.

звуковая дорожка

звуковая дорожка

Лишняя часть, выступающая за пределы основного ролика, удаляется с помощью инструментов нижней панели.
Подобным образом проводятся эксперименты с другими дорожками, чтобы добиться заданного звучания. Программа имеет встроенные элементы для придания ролику и его звучанию оригинальности в зависимости от поставленных целей. Осуществляется переход в «инструменты», «аудио» и выбираются «спец эффекты аудио события».

Пользователю открывается набор встроенных звуков, использующийся в среде по созданию коротких роликов, сюжетов и фильмов.

Также поддерживается загрузка одиночного музыкального файла и работа с ним без видео:

  • производить нарезку фрагментов;
  • изменять скорость воспроизведения;
  • добавлять эффекты;
  • редактировать тональность и ритм звуков.

Новый файл используется как самостоятельный трек или аудио дорожка к видеоролику.
Функциональность и производительность раскрывает широкую область для творчества, профессиональной деятельности и получения опыта в сфере редактирования мультимедийных форматов. Базовых навыков хватит для создания и редактирования первого ролика или музыкальной композиции.

Sony Vegas Pro 13 предназначена для работы как с видео, так и с аудио, что для разноплановых категорий монтажа играет важную роль. Отличительной особенностью программы считается ее легкость в обработке звука.

Звук редактируется в следующих случаях:

  • извлечение аудио дорожки из файла;
  • совмещение звука из двух или трех дорожек;
  • изменение уровня громкости;
  • сглаживание шумов;
  • вставка звуковых эффектов;
  • синхронизация звука и видео в файле.

Распространенный вариант работы со звуком – извлечение аудио дорожки или совмещение из двух имеющихся.
Для манипуляций со звуком в ролике следует кликнуть правой кнопкой мышки по панели аудио дорожки, чтобы открылись возможные варианты.

редактор сони вегас

редактор сони вегас

Звук удаляется, заменяется или добавляется вторым файлом. С помощью этого создается фоновая музыка в фильмах.
Чтобы добавить новую дорожку, выбирается соответствующий пункт и файл на компьютере для добавления. Звучание оценивается при нажатии «воспроизведение» в превью. Принимается решение по редактированию. Кстати, последнею версию скачивай тут Sony Vegas Pro.

Для достижения требуемого эффекта уровень громкости второй дорожки изменяется непосредственно во время просмотра. Процесс осуществляется так – левой кнопкой мыши зажимается верхняя граница файла и смещается вниз.

звуковая дорожка

звуковая дорожка

Лишняя часть, выступающая за пределы основного ролика, удаляется с помощью инструментов нижней панели.
Подобным образом проводятся эксперименты с другими дорожками, чтобы добиться заданного звучания. Программа имеет встроенные элементы для придания ролику и его звучанию оригинальности в зависимости от поставленных целей. Осуществляется переход в «инструменты», «аудио» и выбираются «спец эффекты аудио события».

Пользователю открывается набор встроенных звуков, использующийся в среде по созданию коротких роликов, сюжетов и фильмов.

Также поддерживается загрузка одиночного музыкального файла и работа с ним без видео:

  • производить нарезку фрагментов;
  • изменять скорость воспроизведения;
  • добавлять эффекты;
  • редактировать тональность и ритм звуков.

Новый файл используется как самостоятельный трек или аудио дорожка к видеоролику.
Функциональность и производительность раскрывает широкую область для творчества, профессиональной деятельности и получения опыта в сфере редактирования мультимедийных форматов. Базовых навыков хватит для создания и редактирования первого ролика или музыкальной композиции.

Читайте также: