Как очистить память тахографа

Обновлено: 03.07.2024

Сон за рулем – кошмар для любого водителя. Но, когда речь идет о водителе фуры или автобуса, сон за рулем становится во много раз опаснее. Достаточно посмотреть любое видео аварии с участием грузовика, чтобы убедиться: ДТП с большой машиной влечет большие жертвы. Проблема усталости за рулем решается своевременным отдыхом, поэтому с апреля этого года в сфере грузопассажирских перевозок одной из самых актуальных тем стал контроль режима труда и отдыха водителей.

На сегодня в России оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий N2, перевозящие опасные грузы, N3, автобусы категорий M2, M3 для пассажирских перевозок, кроме городских и пригородных регулярных перевозок. Планируется, что к 2015 году все транспортные средства, используемые в коммерческой среде, будут оборудованы данными приборами. Штрафные санкции за отсутствие или некорректное использование тахографа составляют от 1 до 3 тысяч рублей для водителя и от 5 до 10 тысяч рублей для должностного лица.

Для транспортных средств, оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующих требованиям Европейского соглашения, а также для транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, срок обязательного оснащения цифровыми тахографами с блоком СКЗИ – 1 января 2018 года. Цифровые устройства гораздо практичнее, функциональнее и надежнее при эксплуатации. Одно из главных преимуществ – вся информация фиксируется на внутреннюю память и не поддается корректировке, так что любые манипуляции с устройством можно отследить.

Однако многие участники дорожного движения по-прежнему пытаются обмануть контрольные устройства. Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, на октябрь этого года по части 1 ст. 11.23 КоАП РФ возбуждено свыше 82 тысяч административных дел, из которых около 30% составлено за эксплуатацию транспортных средств с неработающим тахографом или за нарушение правил пользования устройством.

Стоит подчеркнуть, что любое воздействие на тахограф, будь то отключение устройства или датчика скорости, установка магнита, несанкционированное перепрограммирование устройства, ввод неверных данных с «пиратского» датчика, использование фальшивых водительских карт и другие нарушения тут же будут зафиксированы и при проверке обнаружены инспектором. За этим последует составление соответствующего акта и наложение обязательных штрафных санкций вплоть до лишения лицензии на деятельность предприятия.

Контроль за выявлением манипуляции с тахографами должен осуществляться и в мастерских. При выполнении калибровки устройства мастер должен проверить все соединения на наличие посторонних подключений и других махинаций. Если манипуляция с тахографом обнаружена, соответствующий акт направляется в местную транспортную инспекцию либо в Министерство Транспорта.

Однако, по словам эксперта организации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, государство, делегировав мастерским часть прав по контролю манипуляций с данными тахографа, не предусмотрело процедур контроля деятельности мастерских. «Это привело к тому, что многие мастерские посчитали себя свободными ото всех обязательств по отношению к государственным органам и перевозчикам и приступили к установкам тахографов с нарушениями требований законодательства, - добавил он. – В частности начали установку тахографов «задним числом» с целью поставить более дешевую модель, которую было разрешено устанавливать до 01.04.13. Кроме этого, выполняется «услуга» для перевозчика по очистке памяти тахографа с помощью программы якобы модернизации программного обеспечения. Такие процедуры подпадают под статью мошенничество, доказать данное мошенничество следственным органам не составит особого труда».

«Контроль режима труда и отдыха – это не наказание для водителей или компаний-перевозчиков, но необходимая мера по безопасности дорожного движения, - отметил директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. – Использование тахографов доказало свою эффективность в Европе, а в ближайшее время мы сможем оценить результаты и в нашей стране. Мы призываем водителей и перевозчиков с уважением относиться к закону и не совершать никаких манипуляций с тахографами. Подчеркну, что любые нарушения фиксируются и подлежат наказанию».

Как очистить карту тахографа

Вопрос о том, как очистить карту тахографа, периодически задают водители, выполняющие дальние рейсы. Связано это с вынужденными переработками, которые фиксируются прибором и могут стать причиной штрафных санкций.

Именно в таких ситуациях возникает идея о том, что если очистить карточку тахографа, удалив всю записанную на ней информацию, то ответственности можно будет избежать. Так ли это на практике, и как можно извлечь данные из памяти прибора — разберемся в статье.

Можно ли удалить данные с карты?

На основной вопрос, вынесенный в заголовок — можно ли самостоятельно очистить карту тахографа СКЗИ или ЕСТР — можно дать простой ответ: нет. Желание как-то вмешаться в работу устройства связано с тем, что устаревшие механические или электромеханические модели тахографов можно было тем или иным способом «обмануть».

Когда речь идет о карте тахографа, то нужно иметь в виду, что современные цифровые самописцы:

  • Фиксируют информацию автоматически, собирая данные с бортовых сетей и систем автомобиля.
  • Хранят данные в виде, защищенном от удаления и/или изменения — так, что их нельзя ни очистить, ни отредактировать.
  • Обязательно шифруют данные (при этом у приборов СКЗИ и ЕСТР отличаются алгоритмы шифрования).

Это же касается данных, которые дублируются на карту водителя. Таким образом, самостоятельно, без ведома руководства и без следов, которые при первой же проверке обнаружатся сотрудниками надзорных органов, очистить информацию записанную тахографом не получится.

Считывание информации с карты тахографа

И все же конструкция электронного чипа, которым оснащаются карточки тахографов, предполагает возможность выгрузки данных. Более того, емкость модуля памяти у этого чипа ограничена, потому раз в 28 дней по закону нужно выполнять выгрузку информации.

Очистить карту водителя тахографа, собрав сведения за месяц, и освободив модуль для дальнейшей записи, можно двумя способами:

  • В первом случае используется кард-ридер для работы со смарт-картами, и специальное программное обеспечение, которое устанавливают на компьютер. Кард-ридер подключают к ПК или ноутбуку через USB и вставляют в него карточку, чтобы очистить данные и получить файл с информацией, нужно выбрать соответствующий пункт в меню установленного на компьютере ПО.
  • Во втором случае выгрузку проводят с помощью самого тахографа. Карточку водителя устанавливают в один слот прибора, карту предприятия — в другой. К USB-порту на лицевой панели подключают флешку, на которую будет выгружена информация с тахокарты. Очистить данные и перенести их на USB-носитель можно, выбрав нужную опцию в меню тахографа, которое открывается только при использовании карточки предприятия.

Вывод достаточно очевиден: очистить карту сам водитель не сможет. Для работы с данными, записанными контрольным прибором в ходе рейса, нужен или кард-ридер, подключенный к компьютеру со специальным программным обеспечением, или карта предприятия. Кроме того, все выгруженные данные по закону хранятся на жёстком диске не менее года и предоставляются сотрудникам надзорных органов при проверке.

Принципиальная возможность изменения показаний тахографа

Очистить карту — не единственная «идея» недобросовестных водителей, возникающая при желании обмануть цифровой тахограф. Иногда встречаются предложения об отключении датчика скорости или внесении других изменений в конструкцию прибора (вплоть до банального магнита). У таких методик помимо их полной незаконности есть ряд недостатков:

  • Практически все они приводят к тому, что в отчете о работе тахографа, которые генерирует сам прибор, обнаруживаются ошибки, прямо свидетельствующие о вмешательстве в конструкцию.
  • Реализовать любую из таких идей невозможно без нарушения пломб на корпусе прибора или в местах подключения. Тахограф с нарушенной пломбой признается сотрудниками ДПС неисправным, и водитель получает штраф за эксплуатацию ТС с неработающим самописцем.
  • Наконец, внести изменения в конструкцию прибора, и не нарушить пломбы можно только в результате сговора с сотрудниками мастерской. Это же касается попыток очистить карту или удалить данные из модуля памяти. Но установку, настройку и активацию тахографов в РФ могут делать только организации, у которых есть лицензия ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием. Даже рядовые мастера таких сервисных центров прекрасно осведомлены об ответственности, и на риск не пойдут.

Поэтому единственным разумным выходом для водителя будет соблюдение времени вождения и отдыха и использование карточки тахографа по назначению, а очистить ее можно будет штатным способом, с помощью кард-ридера или цифрового ключа предприятия.


И на лицевой панели нет разъема юсб, есть только Д-разъем, но аппарат для подключения стоит от 20 тыс.
Встал вопрос про приобретению картридера для считывания карт. В инете инфы вообще ноль. Поиск что за картридер нужен ничего нет. У меня вопрос такой в китае полно картридеров за 300-500 руб.


Они вроде как считыватели карт (на рисунках там какие то именные карты, я так понимаю пропускные карты или еще что то). Вот вопрос подойдут ли такие картридеры для водительских карт или нужен картридер какой то специальный? место под чип в китае такой же.

Комментарии 23


я покупал самый простой карт ридер. подходит, считываю инфо с карты тахографа.




у нас тоже появились такие тахографы наши инженеры берут карту водителя вставляют в тахограф где есть разъём юсб и скачивают



Молодцы! Вот у вас логика работает. Мы что то до этого и не додумались. Хороший выход. Спасибо за подсказку!


Картой предприятия выгружайте.


как? в новом я так понимаю нет даже слота для карты предприятия, написано 1 слот для водителя, 2 слот для напарника. Как имея карту предприятия можно выгрузить данные с тахографа не имея слота куда флешку воткнуть?


В слот для напарника ставится карта предприятия. И всё спокойно выгружается. Поначалу так и делал. Тахограф VDO. Потом приобрёл считыватель DLK Pro TIS-Compact.


еще раз говорю не куда флешку вставлять. куда выгружается то файл? или я чего то не знаю.


Хватит про флэшку твердить! Карта предприятия ставится в слот для карт. Через неё и сгружается. Ещё раз КАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ!


что бл.ть КАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ? Через нее куда сгружается? КУДАААА? НА КАРТУ ПРЕДПРИЯТИЯ?


ули орать? сгружается на комп. должна програмка стоять. у тебя в мануале для тахографа должна быть информация. либо звони любому установщику и у него получи инфу какой картридер использовать.


ты вообще читал пост или как? При чем тут карта предприятия? если есть картридер для чего тогда нужна карта предприятия? в картридер вставляется карта водителя и все скидывается. если вставить в картридер карту предприятия то получишь кукиш… карта предприятия нужна лишь для того чтобы выгружать данные с помощью тахографа куда ее и нужно вставлять, но если нету на тахографе разъема для флешки тогда толку то. Ты вообще напишу ребята я не в курсе и дальше читай следующие посты. А то вопрос звучит в посте ----- подойдут ли такие картридеры для водительских карт или нужен картридер какой то специальный. И ответ твой сногшибательный — картой предприятия выгружайте. Вот к чему это писать? ответь?




слушай наше предприятие конечно такой прибор не купит одназначно, таких денег нет. Но просто чтоб знать ты этим ВДО вставляешь в д разъем и как происходит считывание? вставить карту водителя надо? или ты вставляешь карту предприятия? как процесс происходит?


Чтож у вас за предприятие? Автобусы покупаете, за проверки наверняка отстёгиваете. А на прибор жмётесь.
По существу : можно прибор вставить в тахограф с картой предприятия. можно просто карту водителя вставить в прибор и потом на комп перекинуть. Программа для компа в самом приборе зашита. Поэтому он и стоит дорого. В нём встроен картридер



Все понятно. А автобусы у нас школьные с государственным финансированием в глубинке, куда финансы уже не доходят.


Тогда любой дешманский картридер и программу АТОЛ. Или как тебе выше посоветовали ставить карту в тахограф с USB разъёмом. Удачи!


у меня такой — PC-Linked Smart Card Reader ACR38, брал в Рустахо за тысячу или полторы, не помню точно
отлично читает карты СКЗИ и ЕСТР


ACR38U-H1 может использоваться для
многочисленных операций, связанных с электронными банковскими услугами,
электронными платежами, физическим и логическим контролем доступа, транс-
портировкой и электронными государственными услугами. то есть получается можно использовать любой считыватель карт я понимаю так


все верно
только к считывателю нужна программа на компьютере.


у меня такой — PC-Linked Smart Card Reader ACR38, брал в Рустахо за тысячу или полторы, не помню точно
отлично читает карты СКЗИ и ЕСТР

Можно ли отключить тахограф? И чтобы отключка прошла незамеченной для дорожной полиции, транспортного инспектора и работодателя? Как обхитрить законы государства, и как обмануть тахограф? Подобные вопросы активно решают российские водители грузовых автомобилей. На самом деле сложно обмануть современные цифровые устройства. Практически невозможно изменить записанную в них информацию. И это не устраивает российский менталитет.


Тахограф – прибор для отслеживания работы водителя. С 1 апреля 2014 года применение тахографов для контроля скорости и пробега стало обязательным. Оснащению данным устройством подлежат автомобили коммерческого пользования, а также перевозящие опасные грузы или пассажиров в количестве более 8 человек. Однако особенностью российского законодательства является наличие несоответствий.

 Переработка

Так, из-за низкой заработной платы водители стараются увеличить время работы за рулём или приехать раньше обозначенного в маршрутном листе времени. При этом – превышают допустимую скорость, пренебрегают остановками для отдыха, сидят за рулём более 9 часов в сутки.

О том, насколько важен режим труда и отдыха водителей и как его правильно соблюдать, прочитайте в материале нашего специалиста.

Рекомендуем также прочитать актуальную информацию о том, каков штраф за отсутствие тахографа в настоящее время.

Подобные нарушения полностью фиксируются тахографом. В результате чего при проверке показаний устройства водитель получает штраф, а машина может быть арестована. Что можно посоветовать в данной ситуации? Как обмануть тахограф во избежание наказания?

Тахограф: виды и устройство

Для того чтобы объяснить, как выполняется тот или иной обман, необходимо знать конструкцию тахографа и его работу. Понимая, как взаимодействуют различные механизмы внутри устройства, можно сообразить, как организовать отключение прибора незаметно для проверки. Итак – основные узлы тахографа и их работа.

Тахографы механические и цифровые

Тахографы механические

Более сложные цифровые устройства имеют несколько степеней защиты. Они берут информацию с нескольких датчиков и передают полученные сведения на спутник. Поэтому обмануть их практически невозможно.

Тахограф электромеханический (аналоговый)

Электромеханический тахограф записывает информацию на бумажный носитель. В этом тахографе информация пишется на диск из бумаги, поэтому само устройство получило название «шайба».

Тахограф-шайба считывает информацию со спидометра и встроенного внутрь прибора таймера. Полученные данные он записывает на бумаге. Простота конструкции и доступ к внутренним механизмам делает возможным всяческие вторжения в её конструкцию, манипуляции, отключки.

Аналоговые тахографы планировали запретить к 2019 году.

Однако на сегодняшний день отказ от их использования – рекомендован, но не обязателен. Кроме того, есть различные обходные манёвры, которые могут узаконить пользование тахографом при его официальном запрете.

Тахограф цифровой

Цифровой тахограф записывает информацию на электронный носитель. При этом данные, которые получает тахограф, снимаются с нескольких датчиков. Показания скорости, времени движения, километров пробега, поступают в устройство от спидометра, коробки передач, бортовому компьютеру, АВS. Они сравниваются между собой и записываются в память. Это исключает возможность «отматывания», «стирания», «замедления» и других манипуляций. «Списанная» или «стёртая» информация оказывается в диссонансе с другими полученными показателями.

Тахограф цифровой

Полученные данные шифруются. Шифрованием и дальнейшей передачей данных заведует так называемая криптозащита или модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации). Данный модуль не только защищает информацию от исправлений, но также записывает все попытки взлома устройства или корректировки хранящихся данных.

В блок СКЗИ встроена память с собственным независимым источником питания, который работает отдельно от системы зажигания авто.

Зашифрованные данные тахограф записывает на двух носителях. Фиксирует их на встроенную цифровую память и на личную карту водителя. Кроме того, прибор передаёт информацию на спутник, и переданные показания не могут быть изменены. Если записи на карте теоретически можно стереть или взломать, то показания, переданные на спутник, водителю неподконтрольны.

Для связи со спутником в тахограф встроен блок навигации. Он определяет местоположение автомобиля, позиционирует его на карте и подаёт сигнал на спутник. Официальное название данного блока – система глобального позиционирования или ГЛОНАСС.

Блок навигации

Такая сложная конструкция обеспечивает надёжную защиту данных, в десятки раз более надёжную, чем в аналоговом устройстве. Да и сам факт попытки изменить данные записывается в память тахографа и всплывает при проверке.

Аналоговый тахограф и способы его обмана

Обмануть аналоговый механизм достаточно просто. Он не имеет криптографической защиты. Поэтому изменить его данные можно различными способами. Влияя на датчики, подматывая или приостанавливая считывающие устройства, прекращая подачу питания, можно изменить внести в тахограф требуемые показания.

Какие способы используют водители для отключки аналогового тахографа?

Возможно, вас также заинтересует статья нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о том, как обмануть алкотестер.

Отключить питание

Этот способ позволяет отключить полностью работу тахографа. Для того, чтобы неожиданная проверка на дороге не обнаружила нарушение, в провода соединения тахографа и аккумулятора встраивается выключатель. Он располагается в салоне водителя в доступном месте. И при остановке машины инспектором ГИБДД незаметно включается.

Проверка данных тафографа

Однако, если инспектор проверит записи тахографа – будет обнаружено их отсутствие, пустая «шайба», что повлечёт за собой штраф.

Отключить датчик скорости

Если же кататься на отключенном от спидометра тахографе длительное время, то при очередной проверке, запланированной законодательством раз в 90 дней, нарушение будет выявлено.

Для отключения датчика скорости часто необходимо сорвать пломбы мастерской.

А это – также нарушение, которое будет обнаружено при ремонте устройства или при его плановой проверке.

Установить магнит

Свойство магнита замедлять движение электрического тока и импульса используются при различных несанкционированных отключках. Магнит – универсальный антитахограф для аналоговых устройств. Однако и здесь есть некоторые особенности.

Установить магнит

Традиционно водители ставят магнит на датчик скорости. При этом скоростные показания замедляются. Однако при внимательном анализе записей «шайбы» будет видно, что график скорости и пробега (км) не соответствуют друг другу. Поэтому установка магнита может пройти незамеченной при движении на небольших оборотах и невысоких скоростях.

Механическая блокировка

Здесь в роли антитахографа используются различные мелкие предметы (булавки, скрепки), которые вставляются в щели прибора и блокируют работу (вращение) его шестерёнок. Однако такие вмешательства хорошо видны даже на аналоговом устройстве. Опытный глаз инспектора транспортной полиции определит по записям на бумажном диске, что показатели были замедлены.

Может повезти, если для проверки машину остановит не транспортная, а обычная полиция. Её инспекторы хуже разбираются в показаниях тахографов и особенностях их работы. И могут не заметить, что была «отключка», «подмотка» или другая манипуляция.

Длительное применение различных шпилек, булавок и других блокираторов приводит к поломке тахографа.

Обман цифрового тахографа – невозможен!

Обман цифрового тахографа

Чтобы обнаружить намагничивание или считать запись, необходимо либо попасть в мастерскую, либо попасть под требование инспектора распечатать показания тахографа. На практике дорожная полиция часто проверяет только наличие тахографа и не всегда требует распечатку. Поэтому теоретически возможно «пропетлять» с магнитом до проверки и калибровки в мастерской.

Независимо от конструкции, тахограф устанавливается только в сертифицированной мастерской, поэтому решать вопрос о штрафе и наказании придётся уже с мастером.

Данные, записанные в цифровом формате, распечатываются непосредственно на устройстве, на термочувствительной бумаге. Она вставляется в щель тахографа, как чековая лента в кассовый аппарат. По принятому законодательству, водитель обязан иметь при себе запас ленты для распечатывания. Однако не все водители возят с собой бумажную термочувствительную ленту.

И всё-таки обман возможен?

Поскольку устройство тахографа достаточно продумано и совершенно, обмануть его можно только на этапе установки. Здесь всё ложится на плечи автомастерской, в которой устанавливается данный прибор. Вводя в схему подключения дополнительные датчики скорости или делая другие (незаконные) махинации, можно настроить работу тахографа таким образом, что он будет давать неверные показания.

Установка тахографа

Все мастерские, занимающиеся установкой, проверкой, калибровкой и ремонтом тахографов, сертифицированы и подотчётны. Каждая установка тахографа фиксируется в записях вместе с указанием фамилии работника СТО. Поэтому далеко не каждый мастер пойдёт на подобный подлог. Да и стоить такая «услуга» будет недёшево. К тому же обнаружить её всё-таки можно – при детальном осмотре автомобиля. И тогда – получить не только крупный штраф, но даже оказаться без машины.

Читайте также: