Как покрасить деталь autodesk inventor

Обновлено: 03.07.2024

Данная статья рассчитана на пользователей, уже имеющих базовые знания о трехмерном проектировании. В ней пойдет речь о подходах, позволяющих получать детали сложной формы в Autodesk Inventor.

Высокая культура работы в скетчах

Чтобы было понятно, какие преимущества дает отключение автопроецирования, проведем небольшой тест. Допустим, нужно спроектировать деталь как на рис. 2, имеющую 100 простых по конфигурации лучей. Сначала создаем эскиз с автопроецированием кромок, а затем — эскиз с отключенной опцией автопроецирования. На компьютере Pentium 2,8 МГц автопроецирование для этого примера заняло около 3 с, без автопроецирования создание эскиза произошло мгновенно. А теперь представьте, что таких эскизов в одной детали около 20 штук, следовательно вы получите около минуты дополнительного времени для перестройки детали вдобавок ко всему остальному времени, уходящему на обновление детали. Наличие искривленных ребер, созданных сплайн-поверхностями детали при автопроецировании, также замедляет создание эскиза, поскольку компьютеру приходится создавать сплайны в эскизе.

Теперь рассмотрим еще одну особенность. Для той же самой детали, имеющей 100 лучей, как на рис. 2, создадим двумерный эскиз с автопроецированием ребер. Выйдем из редактирования эскиза, изменим число лучей на 50 и получим результат как на рис. 3. Проекция, потерявшая ссылку на ребро, перестает быть ассоциативной со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как невозможность редактирования в будущем положения этой проекции в эскизе. Думаю, эта ситуация знакома многим, даже тем, кто работает с деталями простой формы. Поэтому проецируйте в эскиз те ребра, вершины, плоскости и т.д., которые необходимы для непосредственной работы в эскизе.

Изменяйте имена объектов в браузере на подходящие по содержанию к конкретной операции

Согласитесь, что гораздо удобнее работать с упорядоченными пооперационно именами (рис. 4а), чем с большим набором слов типа Extrusion1, Extrusion1 и т.д. (рис. 4б).

Правда, не всегда удается найти подходящий термин, особенно для каких-нибудь вспомогательных промежуточных операций построения. Но принципа называть операции своими именами придерживаться надо.

Пользуйтесь блокнотом для создания пометок

В силу того, что человеку свойственно со временем забывать многие мелочи, при проектировании по истечении определенного срока трудно вспомнить, что, зачем и почему делалось, поэтому очень эффективно использовать блокнот для создания различных заметок (рис. 5). Причем такие заметки можно создавать практически для всех объектов, находящихся в браузере: для плоскостей, для эскизов, для твердотельных операций и т.д.

Что это дает — думаю всем понятно. Затраченные на создание заметок минуты помогут сэкономить часы, когда нужно будет вспомнить, что подразумевалось под той или иной операцией в детали.

Когда накапливается много заметок, они начинают мешать работе. Чтобы убрать их видимость, достаточно зайти в настройки приложения и убрать галочки с нужных опций (рис. 6).

При создании детали по возможности привязывайтесь к рабочей геометрии начала координат детали

Рассмотрим подробнее, что это дает. Напомню, что рабочая геометрия начала координат находится в браузере в папке Origin (см. рис. 7).

Создадим деталь, показанную на рис. 8. Она состоит из двух объектов, полученных экструзией. Длину второго цилиндрического объекта определим до одной из плоских граней параллелепипеда. На первый взгляд все вроде бы хорошо, но, например, возникла необходимость данный параллелепипед удалить. Даже попытки оставить цилиндрический объект все равно приводят к тому, что операция экструдирования цилиндра не выполняется и в браузере появляется оповещение об ошибке (рис. 9).

Теперь поступим следующим образом: при экструзии цилиндра выберем в качестве ограничителя экструзии одну из подходящих плоскостей начала координат (рис. 10).

Попытаемся снова удалить параллелепипед, при этом мы получим хороший результат, в отличие от предыдущего примера, — параллелепипед исчезнет, а цилиндр останется на месте без каких-либо ошибок.

Теперь обобщим полученный результат. На рис. 11, 12 и 13 приводится схема с тремя различными типами ссылочных связей при построении детали из четырех каких-либо операций. Рассмотрим кратко каждый тип связей:

• последовательный тип связей — самый ненадежный: чем ближе операция построения находится к рабочим объектам начала координат, тем более существенны проблемы с деталью в случае удаления данного построения или его редактирования;

• параллельный тип связей — самый надежный, при данной схеме проблемы с построениями практически отсутствуют;

• смешанный тип связей — имеет недостатки и преимущества первых двух типов связей.

К сожалению, в сложных деталях параллельный тип связей не осуществим. Например, наложение фасок вносит в деталь последовательные связи, что уже приводит объект к смешанному типу связей. Но при сохранении тенденции к параллельному типу связей можно обеспечить максимально возможную надежность построения и редактирования детали.

Работа с браузером детали

Браузер детали — это упорядоченный набор команд для построения и редактирования объектов в детали (экструзия, вращение, удаление грани и т.д.). Autodesk Inventor, используя браузер, осуществляет построение формы детали в соответствии с предоставляемой браузером последовательностью команд. К тому же последовательность расположения команд в браузере можно менять, изменяя тем самым вид получаемой детали.

Рассмотрим это на конкретном примере. Возьмем деталь с построенным параллелепипедом и сквозным отверстием, построим еще один параллелепипед на плоской грани первого параллелепипеда, в результате наше построение будет выглядеть как на рис. 14.

На рис. 14 видно, что полученное сквозное отверстие стало глухим. Теперь наводим указатель мыши на иконку отверстия в браузере и, нажав левую кнопку мыши, тянем иконку отверстия ниже построения Extrusion2. Результат этой манипуляции представлен на рис. 15. Как видите, отверстие из глухого превратилось в сквозное, без всяких дополнительных построений. Это результат изменения последовательности построения детали. Но если попытаться перетащить Extrusion2 над Extrusion1, то изменить в браузере ничего не получится, так как Extrusion2 зависим от Extrusion1 и не может быть создан раньше, чем Extrusion1. Приведем схему связей для данной детали (рис. 16). Из нее видно, что перестановка команд параллельных связей (связи Hole1 и Extrusion2 параллельны относительно Extrusion1) не нарушает структуру связей и при этом позволяет контролировать форму детали.

Теперь обратимся к самой нижней строке в браузере детали End of Part (красный кружок с крестиком). Рассмотрим простой пример использования этой строки. Создадим деталь в виде параллелепипеда (рис. 17), а затем фаску на одном из его ребер.

Допустим, возникла необходимость создать отверстие, привязанное именно к тому ребру, на котором мы создали фаску. Для этого перетаскиваем нижнюю строку конца детали в браузере при помощи указателя выше момента создания фаски, при этом деталь вернется к той форме, которая была перед наложением фаски на ребро. Строим эскиз, привязываем в нем точку к пока еще существующему ребру и создаем отверстие. Затем перетаскиваем строку End of Part обратно в самый низ браузера и получаем результат.

Рассмотрим описанные манипуляции через схему связей (рис. 18). Из последовательного типа связей был получен смешанный тип, таким образом, перетаскивая строку End of Part, можно попасть в любой момент истории создания детали. Более того, можно создавать дополнительные параллельные ответвления связей, что часто бывает очень удобно. Но при создании новых параллельных связей следует соблюдать осторожность, так как может возникнуть конфликт предыдущего построения с вновь созданным. Также в довольно наполненном браузере подтаскивание строки End of Part непосредственно к тому месту, где происходит редактирование, позволяет сократить время на визуализацию результата редактирования конкретного места в модели, так как Inventor не будет осуществлять построение детали ниже строки End of Part (рис. 19).

Положение строки End of Part влияет на размер получаемого при сохранении файла. Максимально возможный размер файла будет в том случае, если строка End of Part находится в самом низу браузера, а минимально возможный — если End of Part находится вверху браузера. Это связано с тем, что по мере построения детали создается набор поверхностей, который мы видим в пространстве модели, и соответственно этот набор поверхностей хранится в памяти детали, увеличивая размер файла. При перетаскивании строки End of Part в максимально верхнюю точку количество поверхностей в наборе становится равным нулю и за счет этого уменьшается размер файла. Данный эффект можно использовать, например, при передаче файла через Интернет.

На этапах разработки и проектирования изделий очень важно создавать правильные модели деталей, поскольку от их полноты, качества и уровня проработки зависит общее качество проектируемых объектов. В этой статье вы найдете практические советы и рекомендации по созданию деталей в Autodesk Inventor.


Деталь – основная часть любого изделия. Она изготавливается из однородного по структуре и свойствам материала, без применения каких-либо сборочных операций. Другими словами, деталь всегда выпиливается из одного куска, отливается из одного расплава или гнется из одного листа, а не собирается из отдельных частей.

При разработке изделий с помощью автоматизированных систем важно не просто построить модели деталей, а сделать их такими, чтобы в дальнейшем по ним можно было получить всю необходимую для производства информацию. CAD-система Autodesk Inventor обладает всей необходимой функциональностью для полноценного создания деталей.

Далее в статье вы найдете информацию о ключевых этапах создания деталей в Autodesk Inventor. Соблюдать их все не обязательно, но мы настоятельно рекомендуем придерживаться описанного сценария работы.

Тщательно продумайте стратегию работы

Перед началом построения детали необходимо подумать над ее назначением, конструктивными характеристиками и технологией изготовления.

Дело в том, что построение модели детали не является самоцелью, это всего лишь инструмент проектирования. В дальнейшем по готовой модели можно оформлять чертежи, разрабатывать технологические документы, составлять управляющие программы для станков с ЧПУ, проводить над ней прочностные и тепловые расчеты, получать фотореалистичные изображения готового изделия и многое другое.

Принцип построения модели зависит от технологии ее изготовления (механообработка, точение, резание, литье, гибка, трехмерная печать и пр.), поэтому сначала определитесь со способом производства. Делать это нужно именно перед началом моделирования, поскольку, например, если вы будете строить деталь с помощью обычных операций, а потом решите получить ее развертку, то сделать это, скорее всего, не получится, и модель нужно будет полностью переделывать.

Также перед тем, как сделать деталь в Autodesk Inventor, стоит подумать о материале и сортаменте, из которых планируется деталь произвести.

Параметризация

Параметризация позволяет легко изменять геометрию, структуру и состав детали с помощью ввода числовых и логических значений переменных, а не редактирования эскизов и операций.

Например, при построении модели вала логично будет предположить, что в какой-то момент возникнет необходимость изменить его диаметр и длину. В случае построения модели без параметров для проведения таких изменений необходимо будет сначала отредактировать эскиз, исправив значение размера, отвечающего за диаметр, а потом отредактировать свойства операции, отвечающей за длину вала. Гораздо удобнее будет внести изменения в случае параметризованной детали, для этого необходимо в редакторе параметров ввести значения диаметра и длины.

Кроме того, параметризация просто необходима при создании семейств типовых деталей и деталей с исполнениями. Имена параметров в дальнейшем можно использовать как при оформлении чертежей, так и для параметризации всей сборки, в которую будут входить самые разные детали и узлы.

Создать деталь в Inventor можно с помощью окна «Параметры», которое вызывается одноименной командной на ленте на вкладке «Управление».


К сожалению, на начальных этапах не всегда возможно полностью описать все параметры будущей детали, но добавить их можно как в процессе построения, так и после того, как модель будет готова. Тем не менее, настоятельно рекомендуется перед началом создания детали описать ее основные параметры, такие как габаритные и присоединительные размеры, размеры ключевых элементов, которые влияют на ее форму и взаимодействие с другими деталями в сборке. Например, диаметры хвостовиков валов, толщина материала, диаметры крепежных и присоединительных отверстий и пр.

Создайте базовый элемент детали

Первый этап непосредственной работы над моделью – создание базового элемента детали.

Базовый элемент – это первая и главная часть детали, на основе которой будет строиться вся ее геометрия. Если деталь будет изготавливаться методом фрезеровки, то базовым элементом может быть заготовка, описывающая габариты детали, или некое основание. Если деталь предполагается изготовить гибкой, то в качестве базового элемента необходимо создать заготовку листа материала. Точеные детали рекомендуется начинать строить с тела вращения.

Для создания базового элемента выберите существующую стандартную плоскость или создайте новую и начните строить на ней эскиз.


При выборе плоскости построения и создании эскизов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Старайтесь создавать базовый элемент в плоскости XY (вид спереди) или XZ (вид сверху) и строить тело в положительном направлении оси Z. Это избавить вас от необходимости переориентировать деталь при вставке в сборку, облегчит оформление чертежей и навигацию в модели.
  • Эскиз базового элемента размещайте симметрично относительно точки начала координат. Благодаря такой симметрии при дальнейших построениях не нужно будет строить дополнительные плоскости симметрии и оси, а при сборке деталей можно будет использовать существующие элементы.
  • Базовый элемент детали должен быть максимально простым.

На этапе создания базового элемента самое время задуматься о параметризации модели, если вы еще не описали параметры ранее.

Сформируйте геометрию детали

После того, как определен и создан базовый элемент детали, можно переходить к формированию остальной геометрии.

Все элементы трехмерной геометрии должны быть привязаны к базовому элементу детали и другим элементам либо с помощью инструментов проецирования и наследования геометрии, либо с помощью параметров. Этот способ построения предотвратит возникновение ошибок при корректировке модели и изменении ее параметров.


Несколько советов и распространенных приемов, соблюдая которые можно построить хорошую модель детали:

  • Создавайте простые эскизы. Лучше создать две трехмерных операции на базе двух простых эскизов, чем одну операцию на основе одного сложного. Например, лучше сначала построить прямоугольный эскиз и выдавить тело, а потом создать на его поверхности второй эскиз с вырезами и выдавить их с помощью операции «Выдавливание», чем строить сложный эскиз с контурами и вырезами и выдавливать за одну операцию.
  • Все эскизы должны быть полностью определенными, если это возможно.
  • Избегайте построения скруглений и фасок в эскизах – лучше строить их с помощью трехмерных операций.
  • Для создания конструктивных элементов используйте специально предназначенные для их построения команды: отверстия, оболочки. Не изобретайте велосипед, специализированные команды оптимизированы гораздо лучше, чем создание элементов с помощью отдельных эскизов и операций.
  • Используйте зеркальную симметрию и массивы, поскольку они упрощают модели и облегчают редактирование.

Назначьте для детали материал и внешнее представление

Каждой модели детали необходимо назначить материал, из которого она изготавливается. Это необходимо для того, чтобы в Autodesk Inventor можно было вычислить массу, центр масс и инерционные характеристики деталей. В дальнейшем при попадании детали в сборку ее масса будет учитываться при вычислении общей массы сборки, а при оформлении документации ее масса автоматически занесется в основную надпись чертежа детали.

В Autodesk Inventor отдельно можно назначить материал детали и внешнее представление. Материал отвечает за физические параметры модели, а внешнее представление только за внешний вид (другими словами, это текстура или однородный цвет, которым будет раскрашена модель). Например, если нам необходимо получить стальную деталь синего цвета, то ей необходимо назначить материал «Сталь», а в качестве внешнего представления выбрать «Синий».

Для назначения материала и внешнего представления используются выпадающие списки в верхней части окна Inventor.


Чтобы узнать массу детали, кликните правой кнопкой мыши на ее название в дереве модели, а затем в меню выберите пункт «Свойства Inventor». В появившемся окне на вкладке «Физические» в соответствующем поле будет отображена масса.


Если поле массы остается пустым, нажмите кнопку «Обновить». Обратите внимание, что на этой же вкладке можно назначить материал детали.

Опишите свойства детали

Мало просто создать деталь в Inventor, нужно наделить ее всеми необходимыми свойствами.

В Autodesk Inventor каждая деталь обладает целым набором свойств, которые позволяют системе однозначно идентифицировать деталь, упрощают поиск и оформление документов. Например, заполненные в детали свойства «Обозначение» и «Наименование» автоматически попадут в основную надпись при оформлении чертежа детали и в поля спецификации при оформлении документов на сборочную единицу.

Доступ к свойствам модели можно получить, кликнув правой кнопкой мыши на названии детали в дереве модели и выбрав пункт меню «Свойства Inventor».


В открывшемся окне необходимо заполнить следующие свойства:

  • Наименование документа – вкладка «Документ», поле «Заголовок».
  • Обозначение документа – вкладка «Проект», поле «Обозначение».
  • Организация – вкладка «Документ», поле «Организация».

Также при желании можно заполнить свойства, касающиеся учета и хранения документации на деталь, авторов, проверяющих и многие другие.

Заключение

Как уже отмечалось выше, создание детали в Инвентор не сводится к простому построению трехмерной модели. Каждая деталь должна быть построена с учетом технологии ее изготовления, выбранных материалов, конструктивных и физических характеристик. Важно также при построении придерживаться простых правил, которые позволят в дальнейшем без труда применять эту деталь в сборках, легко и с минимальным количеством ошибок вносить изменения в модель и документацию.

Журнал Autodesk Inventor R2 - часть вторая

Главная » CADmaster №3(3) 2000 » Машиностроение Autodesk Inventor R2 — часть вторая

Продолжение повествования о новейшей разработке Autodesk в области САПР, системе Inventor, которое было начато в статье «Autodesk Inventor R2» в CADmaster .2000

Объявленный компанией Autodesk выход принципиально нового продукта для машиностроения стал сюрпризом для большинства пользователей. (Это мои личные наблюдения за реакцией посетителей стенда Consistent Software на выставке Comtek`2000.)

Много восторженных отзывов о пакете: простота работы (слова «дружественный интерфейс», скажем так, не прозвучали ни разу), прекрасное отображение геометрии на мониторе, потрясающее динамическое формирование проекций проектируемых деталей на листе и многое другое.

Научиться работать c программой за один день

Inventor сразу подкупает своей простотой в плане создания эскизов и, что немаловажно, возможностью изменить точку зрения и масштаб отображения детали на мониторе, не прерывая выполнения ЛЮБОЙ команды (так называемый «прозрачный режим»).

В Autodesk Inventor процесс рисования дуга-линия упрощен до предела. После построения линии, удерживая левую кнопку мыши, можно продолжить рисование дуги. Только отслеживай цвет контрольной точки!

В Autodesk Inventor процесс рисования дуга-линия упрощен до предела… После построения линии, удерживая левую кнопку мыши, можно продолжить рисование дуги… Только отслеживай цвет контрольной точки!

Итак, ЭСКИЗ. Казалось, ну как еще можно упростить этот процесс? Дал команду «линия», затем, если нужно, команду «дуга» и так далее. В Inventor это объединено, то есть после построения линии, удерживая нажатой левую кнопку мыши, можно продолжить рисование дуги в любом направлении.

А началось все с линии! При этом — никаких контекстных меню: все просто, только отслеживайте цвет контрольной точки!

Для быстрого изучения Inventor есть смысл на первых порах прибегнуть к помощи из контекстного меню [ How To… ] (выполнение команды, кстати, тоже можно не прерывать). Здесь вы найдете ответы (в мультимедийном представлении) на многие вопросы по технике работы с программой.

Осваивать программу, работать с ней легко еще и потому, что Inventor может генерировать предварительный просмотр выполняемой команды — будь то команда «зеркало», «фаска» или любая другая, как на двух-, так и трехмерном представлении модели.



Имея такой набор функций, проектировщик получает инструмент для многовариантного проектирования. Представляете, какая экономия времени (и как это непривычно) и насколько это удобно!

Сначала вы смотрите, что получится при задании определенных параметров команды, вносите поправки, сразу же их оцениваете, в реальном режиме покрутив модель со всех сторон (всего-то удерживайте клавишу F4), и только потом щелкаете по заветной кнопке [ Ok ]…

Некоторые вещи сделаны настолько просто, что сразу и не поймешь, как же это работает. :) Я имею в виду построение рабочих плоскостей — нет диалогового окна. [ Work Plane ] Как быть? Оказывается, создаете рабочую плоскость, указав в качестве прототипа на грань уже готовой модели (или плоскости из браузера), а дальше смело цепляйтесь за нее (за контур рабочей плоскости), удерживайте левую клавишу мыши и перетаскивайте в нужном направлении. Не забудьте только отслеживать величину перемещения в диалоговом окошечке. Просто? Просто! И удобно.

Да, если вы решите переместить ранее построенную плоскость на другое расстояние, дважды щелкните по ней (опять появится знакомое окно с расстоянием о перемещении Offset), введите новое значение, «покрутите» модель (F4) для визуальной проверки и нажмите значок-галочку справа от введенного значения.

Чтобы создать рабочую плоскость, укажите в качестве прототипа на грань уже готовой модели, «зацепитесь» за нее и, удерживая левую клавишу мыши, перетаскивайте в нужном направлении. Только отслеживайте величину перемещения в диалоговом окошечке.

Чтобы создать рабочую плоскость, укажите в качестве прототипа на грань уже готовой модели, «зацепитесь» за нее и, удерживая левую клавишу мыши, перетаскивайте в нужном направлении… Только отслеживайте величину перемещения в диалоговом окошечке…

О других приемах работы поговорим в следующих номерах журнала CAD Master, а сейчас…

Работа с большими сборками

Годы проектирования на компьютере рано или поздно приводят пользователя к желанию когда-нибудь увидеть ВСЁ разрабатываемое изделие в 3D и дальше работать только в 3D. Несколько сдерживают это желание мощность компьютера или возможности программы. Как с этим обстоит в Autodesk Inventor?

Inventor изначально проектировался компанией Autodesk как программа для проектирования в 3D больших сборочных единиц — 10 000 и более деталей. При работе с крупными сборками применяется адаптивная технология подкачки данных; все это происходит автоматически, без указания деталей в сборке для их обновления после редактирования.

Inventor подгружает в память компьютера только те данные, которые необходимы на данном этапе работы с программой. Традиционно при загрузке проекта сборочного узла компьютер загружает всю информацию (сборку, подсборки, входящие детали), пока хватает памяти и ресурсов.

В Autodesk Inventor применен другой метод загрузки данных проекта:

  • Если вы работаете со сборкой — в память загружается только информация о сборке. Информация о входящих деталях загружается лишь частично.
  • При переходе в режим редактирования детали или подсборочной единицы подгружается дополнительная информация, необходимая для работы с этим объектом, а ненужная в данный момент графика выгружается из памяти компьютера.

В цифрах технология адаптивной подкачки данных выглядит примерно так:

  • Время открытия сборки из 1000 деталей — 27 сек. (Pentium III 450Mhz/Ultra-Wide SCSI disk).
  • Время открытия сборки из 3000 деталей — 35 сек.
  • Нахождение детали в сборке из 3000 деталей (из браузера) и ее масштабирование в центр экрана —

Все адаптивные параметры в Autodesk Inventor накладываются при сборке узла. Сборочные зависимости изменяют геометрию адаптивной детали

Все адаптивные параметры в Autodesk Inventor накладываются при сборке узла. Сборочные зависимости изменяют геометрию адаптивной детали

Адаптивные технологии

Из опыта показа Autodesk Inventor на выставке Comtek`2000 и проведенного тренинга дилерской сети Consistent Software выяснилось, что смысл понятия «адаптивность» не столь очевиден из самого слова. Так что же это такое?

Образно говоря, если у вас есть деталь типа держателя и микрофон, то при изменении параметров микрофона (допустим, его диаметра) автоматически изменяется геометрия держателя. НО! Весь секрет в том, что эскиз держателя проектировался приблизительно, без наложения каких-либо параметров из сопрягаемой детали. Все адаптивные параметры накладываются при сборке узла. Сборочные зависимости изменяют геометрию адаптивной детали.

Простой пример. Есть втулка и вал, где внутренний диаметр втулки — адаптивный.

Вот он, заветный знак адаптации! [ ]

Бросив взгляд на браузер, можно увидеть, какая деталь адаптивная. В нашем примере втулка будет «подстраиваться» под вал — как резиновая.

Посмотрите на исходный рисунок. Размеры втулки и вала не совпадают (вал должен вставляться во втулку). Взаимное положение деталей — аналогично (полный хаос).

Начнем собирать… Как было обещано — детали собираются, при этом адаптивная деталь, имеющая знак [ ], изменяет свой размер.

Даем команду сборки: [ Place Constaint ] одна цилиндрическая поверхность совпадает с другой.

Меняя внутренний диаметр втулки, видим соответствующее изменение диаметра вала. При этом никаких заданий параметров, никаких переменных — всё автоматом! Надо только собрать детали, а до того решить, какая из них адаптивная. Разве не просто?!

Критерий адаптивности можно убрать и назначить на другую деталь: нельзя же при проектировании быть к чему-то привязанным!

Размеры втулки и вала не совпадают

Размеры втулки и вала не совпадают

Начнем собирать. Даем команду сборки.

Начнем собирать… Даем команду сборки…

Теперь одна цилиндрическая поверхность совпадает с другой. С изменением внутреннего диаметра втулки соответствующим образом изменяется диаметр вала.

Теперь одна цилиндрическая поверхность совпадает с другой. С изменением внутреннего диаметра втулки соответствующим образом изменяется диаметр вала…

Другой случай: адаптация на примере плоских эскизов.

Стандартная ситуация — вы едете в автобусе и, как обычно, размышляете о проектируемом механизме. Если есть возможность — сидите и зарисовываете кинематическую схему. Придумали! Добрались до любимого рабочего места, сели за Inventor и изобразили эту схему в плоском варианте. Так вот, теперь вы можете проверить, как этот механизм работает, просмотреть его кинематику (в плоском исполнении — ведь так нагляднее). Все заработало (допустим), а вот теперь можно переходить к 3D-варианту, дорабатывать профили, выдавливать их или вращать Основные правила работы в этой ситуации:

  • Эскизируете каждую деталь отдельно, то есть в браузере вы должны видеть весь список деталей проектируемого механизма.
  • Не надо его пока собирать! Это уже следующий шаг.
  • Сначала укажите, какие детали будут у вас адаптивными.
  • Фиксируем отдельные (не адаптируемые) детали вашего механизма в крайних положениях (детали 1, 2, 3 Grounded). В браузере это помечается значком кнопки [ ].
  • Мы видим, что Дет2 — явно не той длины, какая необходима для работы механизма. Ну и как ее, эту длину, искать? Ответ простой — надо собрать механизм, то есть показать, какая ось с какой связана. Дет.2 — адаптивная (видите этот знак в браузере?). Значит, по ходу сборки адаптивные (резиновые) элементы сами подсчитают свою длину в соответствии с наложенными на них сборочными зависимостями.
  • Механизм собран; хотелось бы посмотреть, как он работает, как крутится. Указываем мышью на шатун — Дет2, удерживаем нажатой левую клавишу и пытаемся вращать Дет2. Не получается :). А, да мы забыли убрать неподвижность нашей промежуточной (треугольной — Дет3). Убрали. Теперь механизм работает, можно посмотреть его промежуточные положения.
  • Посмотрев на эскизе, как все перемещается, переходим к моделированию в 3D.
  • И так далее…

Сначала рисуем эскиз кинематической схемы

Сначала рисуем эскиз кинематической схемы

Совмещение осей 1 и 2 детали

Совмещение осей 1 и 2 детали

Совмещение осей 2 и 3 деталей адаптивное изменение длинны отрезка (дет2)

Совмещение осей 2 и 3 деталей адаптивное изменение длинны отрезка (дет2)

Аналогично наложены связи между адаптивной Дет4 и неподвижными Дет3 и Дет5

Аналогично наложены связи между адаптивной Дет4 и неподвижными Дет3 и Дет5

Задаем начальное положение.

Задаем начальное положение…

Среднее положение.

Среднее положение…

Конечное положение.

Конечное положение…

Вид на модель сбоку

Вид на модель сбоку

Вид в изометрии

Вид в изометрии

Итак, адаптация позволяет подстраивать геометрию одной детали по другой (или другим). В Inventor можно работать в привычном концептуальном варианте, не задумываясь о размерах промежуточных (адаптивных) деталей, понять принцип действия механизма и доработать его до объемного состояния. А затем…

Конечно, некоторые учебно-практические моменты здесь опущены, но спешу сообщить, что компания Consistent Software готовит книгу по Autodesk Inventor: на ваш суд будет представлено подробное описание работы в программе.

Презентация проекта

Для подготовки презентации кинематической схемы нужно задать начальный (1) и конечный (2) относительные углы между деталями и запустить анимацию, нажав пиктограмму (3)

Для подготовки презентации кинематической схемы нужно задать начальный (1) и конечный (2) относительные углы между деталями и запустить анимацию, нажав пиктограмму (3)

Для показа работы механизма на техсовете или еще где, вы можете оформить проект в виде анимированного ролика (AVI файл).

Сначала зададим угловые зависимости между деталями. Для этого в контекстном меню выбираем «Drive Constraint». В появившемся диалоговом окне можно задать начальный (1) и конечный (2) относительные углы между деталями и запустить просмотр анимации, нажав пиктограмму (3).

Заметьте: при этом вы можете вращать механизм (удерживая клавишу F4), изменять его масштаб увеличения — механизм крутится и работает!

Inventor предлагает довольно обширный список форматов записи анимированных роликов и кодеков (*.AVI).

Итак, мы узнали, что Autodesk Inventor:

  • принципиально новый продукт для проектирования в 3D;
  • рассчитан на работу с крупными сборками (более 10 000 компонентов) и делает это, прямо скажем, в несколько раз быстрее ближайших конкурентов;
  • очень легок в освоении и имеет встроенные средства мультимедийной помощи;
  • обладает мощным инструментом адаптивных сборок.

Inventor напрямую работает с 2D чертежами AutoCAD, не теряет параметризацию чертежей, выполненных в Mechanical Desktop 4 (MDT4). Плюс к тому может линковать файлы из MDT4, имеет встроенные средства работы с тонколистовым материалом, инструменты коллективной работы над проектом и многое другое, но это уже анонс следующего выпуска нашего журнала.

Autodesk Inventor — новая базовая технология CAD/CAM/CAE, предложенная Autodesk на ближайшие 10 лет!

Следующим шагом после активации программы станут Настройки, с помощью которых можно установить разнообразные элементы интерфейса и выполнять программные операции.

Вкладка «Общие»

Здесь находятся основные настройки приложения с помощью которых пользователю доступны следующие шаги:

  • Размер файла указывает объем временных файлов, которые связаны с ошибочными операциями. Исчисляется в мегабайтах. Для успешной работы со моделями повышенной сложности, а также многоэлементными чертежами нужно увеличивать данный параметр (рекомендовано до 4 Мб)
  • Через опцию Допуск при выборе пользователь может определять точное нахождение указателя
  • Процесс фиксирования появления инструментальной панели в приложении происходит через параметр Задержка переноса выбора (сек):

4.1

  • Масштаб пояснений — отображает стрелки, текст, различные пояснения. Изначально в программе установлено его значение на уровне I
  • За вывод начального окна открытия файла при стартовом запуске отвечает одноименная опция
  • Трехмерная координатная система основана на 3D осях. Красная, зеленая, синяя стрелки отвечают за X-ось, Y-ось и Z-ось соответственно. Стоит запомнить, что работая с изделиями, данный аспект станет вспомогательным элементом для ориентации изделия
  • Имя пользователя – отвечает за пользовательское имя и применяется для формирования примечаний в проекте
  • Шрифт текста — позволяет пользователю самостоятельно задавать параметры гарнитуры и кегль шрифта в заголовках и браузерах данной программы.

Вкладка «Сохранение»

Чтобы задать основные параметры хранения файлов в программе предусмотрена специальная вкладка Сохранение. Она отвечает за вывод запроса на сохранение переноса в новом формате. А если установить флажок Игнорировать файлы ссылок, то все файлы с зависимостями не будут сохранены.

Вкладка «Файлы»

Для того, чтобы откорректировать место расположения файлов всех типов, нужно воспользоваться вкладкой Файлы. Понадобиться ввести новый путь хранения информации, либо нажать кнопку Обзор, чтобы отыскать необходимую папку. При этом может понадобиться использовать некоторые параметры из этой вкладки.

Получить информацию о расположении временных файлов можно через Данные для отмены. А применяемые при создании новых объектов файлы шаблонов в данном программное продукте отвечает параметр Шаблоны по умолчанию:

4.2

4.3

Доступные для использования стили группируются в Конструкторские данные. Этот параметр отвечает также за расположение внешних файлов стилей и всех вспомогательных файлов. Информация о библиотечных компонентах находится в отдельной папке Файлы источника компонентов.

Все ярлыки к проектным описаниям можно отыскать через Папку проектов. При создании новых проектов вы будете проинформированы о прикрепленных к нему файлах описания.

Параметр под именем Проект VBA определяет имя обычного файла и точное расположение проекта. По умолчанию в нем включены проектные макросы.

А чтобы получить информацию о том, где находится корпоративная веб-страница, нужно использовать параметр Корпоративная Web-страница.

Вкладка «Цвета»

Здесь представлена полная цветовая гамма графической области. Кроме того, данная вкладка предназначена для выполнения цветовых настроек при построении разнообразных элементов фона:

1) Модель/Чертеж. Они дают возможность по собственному смотрению выбирать цвет при создании чертежей или моделей

2) Цветовая схема. Этот аспект включает весь перечень цветовых схем, которые доступны пользователю для использования

3) Фоновые компоненты - это два самостоятельных списка с несколькими вариантами изображения - однотонным и градиентным

4) Фоновая картинка. Этот компонент очень важен для выбора цветовой схемы и позволяет давать название фоновому файлу

5) Отображать блики и текстуры в чертеже возможно при активации одноименного параметра, который также визуализирует изделие.

*Имя файла — это наименование фонового изображения в bmp-формате. Доступ к списку имен открывается исключительно при выборе опции Фоновая картинка.

4.4

Вкладка «Экран»

Работая над созданием чертежа модели, в данной вкладке доступно произвести выбор режима. Всего их здесь доступно 2 вида - тонированный и каркасный режим.

В Каркасном режиме содержатся важные параметры настройки чертежных моделей, с помощью которых пользователь компьютерной программы имеет возможность:

4.5

  • Регулировать эффект затемнения доступно через параметр Тень глубины
  • За отображение силуэта объекта отвечает параметр Кромки силуэта. А для коррекции уровня затенения ребер детали предусмотрены Невидимые ребра
  • Кромки силуэта (во вкладке Фоновые компоненты) дает возможность отображать те детали, которых нет в изделии
  • Задать разрешение изображения объекта можно через компонент Качество отображения. С помощью его пользователь имеет возможность сделать рисунок более сглаженным, средним или грубым

На целом ряде важных параметров основан еще один важные режим в программе - Тонированный. В нем пользователь может выполнить следующие действия:

  • Для улучшения эффекта глубины детали устанавливается флажок Тень глубины
  • Определить уровень прозрачности позволят такие аспекты, как Реальная прозрачность и Упрощенная прозрачность. Использование последнего позволяет отображать объект быстрее, но исключая 100% точность
  • Аналогичные параметры, которые доступны в каркасном режиме, имеются в тонированном режиме. Однако здесь они сгруппированы в трех разделах - Активный, Включено, Фоновые компоненты
  • Для фиксирования времени плавной смены вида модели применяется параметр Время смены вида. Оптимальное время лучше установить на уровне 3с
  • Настроить обновления для создания сложных изделий можно через опцию Минимальная частота съемки кадров (Гн). Выбрав значение 0, в проекте происходит 100% перерисовка. Внесение других значений значительно ускоряет этот процесс
  • Эффект затенения невидимых ребер можно самостоятельно корректировать с помощью изменения значений в текстовом поле специального параметра, оснащенного счетчиком.

Вкладка Изделие

При работе с изделием иногда приходится настраивать непосредственного его параметры. И для этого в программе предназначена вкладка «Изделие». В ней представлены разнообразные компоненты, позволяющие совершать важные действия при построении чертежа деталей. К примеру, пользователь приложения может воспользоваться опцией Обновлять вручную. Ее суть заключается в том, что при снятом флажке происходит обновление изделия после редактирования в автоматическом режиме. Также здесь доступна опция Удалять исходный элемент вместе с массивом. Установив соответствующий флажок удалиться не только сам массив, но и его исходный элемент.

4.6

Среди других важных особенностей данной вкладки стоит отметить следующие:

Этот аспект подразумевает произведение анализа, который направлен на проверку избыточных зависимостей, а также параллельное выведение информации о наличии избыточных зависимостей. Кроме того, он дает возможность быстро определять степени свободы всех компонентов.

  • Анализ сбоя связанной зависимости

Процесс анализа направлен на то, чтобы с высокой точностью отыскать все связанные компоненты и зависимости в случае сбоев. Благодаря такому анализу пользователь изолирует компоненты, которые используют сбоившие зависимости. О создании зависимости будет выдано звуковое уведомление.

Программа предполагает пользователю несколько оптимальных способов решения проблемы. Либо применить параметр Разрезать все детали, подходящий как родительских, так и дочерних компонентов изделий. Либо управлять параметрами по личному усмотрению через Создание компонентов по месту. С его помощью можно корректировать:

1) плоскость совмещения – предусмотрен для схематического изображения элементов конструкции в требуемом размере;

2) делать адаптивными — подгоняет размеры деталей в автоматическом режиме, а также изменяет положение чертежного элемента при изменении плоскости, где он находится;

3) в процессе создания новой детали пользователь имеет возможность спроецировать геометрию других деталей. Для этого предусмотрен в программе специальный аспект - «Создавать ассоциативные проекции при моделировании по месту». Обновление геометрии объекта происходит при изменении исходных параметров детали. Поэтому данная опция может быть использована и для создания элементов эскиза.

4) определить непрозрачные компоненты при пересечении их с плоскостью построения чертежного объекта можно через специальный раздел Непрозрачность компонента.

Отдельного внимания заслуживает опция Зумирование при автосовмещении. Она является одним из вариантов ЗУМ-процесса при необходимости вставки компонентов деталей. Выполняется зуммирование с параллельным использованием некоторых конструктивных пар. К примеру, используя параметр Нет, вы можете сохранить вид модели; применив Помещенный компонент доступно вписывать компонент после его вставки по размерам окна; а активировав Показать все пользователь получает возможность вписать все изделия по габаритам программного графического экрана.

Вкладка Параметрические элементы

В разделе Параметрические элементы пользователь может активировать программу, которая может быть применена в просмотре и управлении файлами элементов и расположением папки, где по умолчанию расположены параметрические элементы.

В Программе просмотра используется Проводник Windows (файл explorer.exe). И если существует такая необходимость, то в поле для внесения текста можно ввести имя запускаемого файла другой программы:

4.7

Чтобы установить параметры для командной строки и задания папки, необходимо использовать Строку аргументов.

Определить расположение местонахождения параметрических компонентов поможет Базовая папка. Изначально это папка \Catalog\Punches.

Раздел Базовая пользовательская папка позволяет в несколько шагов задать расположение пользовательских файлов элементов. Тогда как Базовая папка для высеченных инструментов может определить, где находятся файлы элементов для высеченных инструментов объекта.

Вкладка Деталь

Нередко в процессе создания деталей приходится устанавливать параметры настроек, которые будут использоваться при создании новых объектов. И для этого в данной компьютерной программе предназначена вкладка под названием «Деталь». В ней также имеются некоторые аспекты, которые выполняют вспомогательную роль.

За параметры создания эскиза в процессе создании основного файла детали отвечает раздел Автоматическое создание эскиза, в котором находятся важные компоненты.

Отключить автоматическое формирование эскиза детали можно через элемент Не создавать:

4.8

Для выбора построения эскиза на рабочей плоскости XY используется элемент В плоскости XY. Для выбора построения эскиза на рабочей плоскости YZ – элемент В плоскости YZ. Для выбора построения эскиза на рабочей плоскости XZ – элемент В плоскости XX

Регулировать степень прозрачности поверхности позволит параметр «Непрозрачные поверхности», который расположен в подразделе Конструкция. Для выполнения обратной задачи просто снимите флажок.

Ключевая роль отведена опции «Скрывать промежуточные рабочие элементы». Она способна скрывать те рабочие элементы, которые были поглощены другими элементами чертежа. Также рекомендуется не устанавливать флажок «Автопоглощение рабочих элементов и элементов поверхности», если нет необходимости использовать все рабочие элементы.

Для редактирования размерных зависимостей предусмотрен параметр «Отмена размерной зависимости 3D ручки». Удобно работать с геометрическими зависимостями при изменениях элемента позволяет функция «Отмена геометрической зависимости 3D ручки».

Вкладка Эскиз

Работа с эскизами деталей может происходить в комфортном режиме. Для этого понадобиться выполнить некоторые несложные настройки через специальную вкладку «Эскиз». Именно она отрывает пользователю доступ к важным аспектам.

  1. Приоритет наложения зависимостей
  1. Суть 1 приоритета заключается в том, что в первую очередь выполняется поиск зависимостей, определяются связи между объектами. И лишь после этого происходит наложение зависимостей непосредственно уже между координатами эскизной сетки
  2. При использовании 2 варианта первоочередной задачей становится поиск зависимостей, которые отвечают за ориентацию объекта на эскизе с учетом его координат. А после него фиксируются все существующие зависимости между объектами эскиза
  3. Чтобы деактивировать приоритеты достаточно воспользоваться опцией «Нет»

4.9

Данная опция изменяет программные параметры при нанесении размеров в эскизе. Она является очень важной при необходимости откорректировать избыточные размеры, тем самым сделав их непараметрическими. Все происходящие с эскизом изменения ведут к обновлению обозначений размеров, но размер эскиза при этом остается стабильным.

Заключается в возможности удобно и быстро редактировать рабочий эскиз.

Основная функция этой опции – обеспечить правильный выбор и логическое проецирование геометрических элементов через копирование.

  1. Автопроецирование ребер для создания и редактирования эскизов

Эта опция проецирует ребра выбранной грани на поверхность рабочего эскиза. В последующем, эти ребра становятся опорой для создания новых эскизов деталей.

Позволяет разместить графическое окно так, чтобы эскиз стал параллельным новому эскизу.

  1. Автопроекция исходной точки детали на новый эскиз

При работе с новыми эскизами позволяет редактировать параметры исходной точки детали.

Этот параметр четко определяет все координаты эскиза и линии сетки. Оптимально его применять в тому случае, если отребуется отобразить координатные оси.

Позволяет задать привязку курсора при редактировании эскиза и обеспечивает автосоздание поворотных сопряжений в ЗD эскизах.

Вкладка Чертеж

В этой программной вкладке устанавливаются основные данные, которые могут понадобиться для чертежной работы.

Параметр По умолчанию включает пару ключевых программных значений, которые понадобятся при создании чертежа:

  1. Основное предназначение параметра Извлекать все размеры из модели при размещении видов - выводить те размеры, которые непосредственно нанесены на создаваемую модель детали. Сняв этот флажок, пользователь сможет вносить габариты вручную.
  2. Опция Центрировать размерные тексты при создании отвечает за положение текста во время создания линейных или угловых размеров. При его деактивации размер текста будет устанавливаться после щелчка мышки на нужном значении.

Раздел Предпочтительные типы размеров. Необходим при выборе того или иного типа размеров объекта чертежа (линейных, диаметральных или радиальных). Размеры выбирают одним щелчком мыши на нужном значении.

4.10

В программе имеется два основных списка - Выравнивание видов и Разрезы стандартных деталей. И если первый предназначен для того, чтобы наилучшим образом выровнять чертеж, то второй - содержит несколько вариантов разрезов стандартных деталей в рабочем чертеже. По умолчанию активирован вариант «Как задано в браузере», где выполнение разрезов отключено.

Функция Стиль объекта по умолчанию содержит несколько важных для работы с чертежами переключатели. С их помощью можно установить стиль создаваемого объекта. Также стоит отметить, что они значатся в параметре Стиль слоя по умолчанию и дают возможность пользователю самостоятельно указать применяемый к создаваемым объектам слоя стиль. Второстепенной задачей этого аспекта можно назвать определение параметров истинного веса линий, когда они отображаются так же, как будут после выглядеть на бумаге. Данный параметр показывает параллельно и вес по интервалам (в миллиметрах). В этом случае мы можем увидеть непосредственно вес, который отображается с учетом введенных пользователем значений.

Раздел Производительность и способность позволяет выбирать режим предварительного просмотра по нескольким вариантам:

- по умолчанию в программе установлен параметр Для всех компонентов. При его активации будет использоваться максимальный объем памяти.

- минимизировать этот показатель можно, если включить режим Частичный

- уменьшить объем памяти при выполнении расчетов в чертеже можно использовать Режим экономии памяти. Однако его особенностью есть то, что при этом будет автоматически снижен уровень производительности

- граничная рамка предназначена для отображения тех объектов, которые попадают в граничную рамку

- для перехода в режим просмотра сечения предусмотрен Просмотр сечения без обрезки. Он может быть как с обрезкой, так и без нее

- вставка основной надписи представляет собой условную схему, по которой определяется расположение на первом листе файла чертежа главной надписи.

Читайте также: