Как получить лицензию на утилизацию оргтехники

Обновлено: 04.07.2024

Порядок и сроки проведения ГЭЭ, комплектность представляемых материалов установлены:

- Федеральным законом от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «О государственной экологической экспертизе»;
- Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»;
- Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
- Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.05.2014 № 204 "Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня"

О фактах коррупционных проявлений, конфликта интересов в действиях гражданских служащих Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора и несоблюдения ими ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере правового регулирования противодействия коррупции и трудовых отношений, Вы можете сообщить в межрегиональный отдел кадрового обеспечения, профилактики коррупционных, иных правонарушений Северо-Кавказского межрегионального управления:

по «телефону доверия»: 8 (87934) 2-13-92 (доб. 212),

«Телефон доверия» функционирует в рабочие дни недели (понедельник – пятница) с 09.00 до 16.00 часов.

При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о переоформлении лицензии, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", в котором указываются этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (наименование, класс опасности и код отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);

Для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ по новому адресу;

Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации");

Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - сведения о наличии разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам, заключившим с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами по новому адресу.

Опись прилагаемых документов.

При подготовке документов необходимо руководствоваться:

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

Приказ Минприроды России от 01.07.2016 № 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

Приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

  1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
  2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

Что говорит закон

Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

  1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
  2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
  3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
  4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
  5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

Что именно нужно утилизировать

Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

  • компьютеры;
  • мониторы;
  • люминисцентные лампы;
  • медицинская техника;
  • бытовые приборы;
  • аккумуляторы;
  • сканеры;
  • ксероксы;
  • принтеры и картриджи для них и др.

ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

Списание оргтехники перед утилизацией

Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

  • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
  • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

Бухгалтерские проводки списания оргтехники

Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

Этапы утилизации оргтехники

  1. Получение акта списания:
    • экспертная оценка;
    • определение остаточной стоимости списываемой техники;
    • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
    • оформление выбытия ОС.
  2. Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
    • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
    • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
  3. Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
  4. Оприходование полученных ценностей.
  5. Передача драгметаллов в фонд государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

Как провести утилизацию с помощью спецфирм

Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

  • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
  • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
  • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
  • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

  1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
  2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
  3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
  4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
  5. Демонтаж поименованной техники.
  6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
  7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

В настоящее время мы не представляем свою жизнь без различных электронных приборов и устройств. Все организации пользуются современными технологиями, и в каждой найдется как минимум один компьютер, без которого в наше время не обойтись. Но со временем любая техника начинает нестабильно работать, т.к. имеет свой срок службы. Вся техника, в том числе не использованная, устаревшая или поломанная, стоит на балансе Вашей организации. Пока техника не списана, Вы обязаны платить за неё налог на имущество. В электронном оборудовании содержится вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, поэтому просто выкинуть технику в мусорный бак нельзя.

За загрязнение окружающей среды, на организацию могут наложить штрафные санкции. Необходимо также учесть, что в оргтехнике содержаться драгоценные металлы и при её списании необходимо обязательно провести через бухгалтерию. При этом от техники необходимо избавиться, и что же делать в таком случае? Существуют специальные организации, которые занимаются утилизацией оргтехники, имеющие специальные разрешения, с помощью которых могут в установленном законом порядке списать оргтехнику. Основное разрешение, которое должна иметь организация осуществляющее утилизацию оргтехники - это лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов - класса опасности, т.к. клавиатуры, системные блоки компьютеров, мониторы, манипуляторы «мышь», принтеры, копиры, сканеры и т.д., утратившие потребительские свойства относится к отходам класса опасности. Расскажем более подробно, что необходимо сделать для получения лицензии.

Для получения лицензии необходимо собрать определенный пакет документов, и вместе с заявлением подать документы в Росприроднадзор. Основной и наиболее сложный момент в процессе лицензирования является соблюдение установленных законодательством строгих требований. Так для получения лицензии необходимо иметь помещение, на территории которого и будет проводиться сбор, транспортировка, использование, обезвреживание и размещение оргтехники. Конечно, сложно представить, как деятельность по утилизации оргтехники можно осуществлять без наличия помещения. Возможно, предприниматели уже нашли помещение, которое, по «своему взгляду» считают, что подойдет, но не все так просто!

Перед тем, как искать помещение необходимо тщательно изучить санитарные нормы, т.к. помещение должно соответствовать определенным требованиям, чтобы получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, которое в свою очередь необходимо для получения лицензии. Для утилизации оргтехники необходимо специальное оборудование и соответственно предоставить в лицензирующий орган документы на это оборудование. Для соискателя лицензии необходимо иметь свидетельство (сертификат) на право работы с отходами - классов опасности. В штате соискателя лицензии обязательно должен быть сотрудник, отвечающий за допуск работников к работе с отходами и соответственно в лицензирующий орган, предоставить документы на сотрудника. Дополнительно необходимо предоставить в лицензирующий орган: 1) Заключение государственной экологической экспертизы, если будут работы по обезвреживанию и размещению оргтехники; 2) Документы на транспортное средство с оборудованием и снабженный специальным знаком, если в лицензии будет прописано работа (услуга) транспортирование.

Мы перечислили основные документы для получения лицензии на опасные отходы. Но всё так просто, для полноценной работы по утилизации оргтехники необходимо получить ещё разрешения (лицензии) на обращение с черными и цветными металлами и разрешение (свидетельство) об обращении с драгоценными металлами, т.к. в средствах вычислительной компьютерной техники содержаться сплавы различного рода металлов, в том числе и драгоценные.

Почитав нашу статью, Вы решили отступиться от своей мечты? Если Вы решили идти этим путём, то необходимо идти до конца! А с реализацией Вашей мечты поможет наша компания Объединенные Юристы! Мы сделаем всё, чтобы Вы смогли официально заниматься утилизацией оргтехники!

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом от 26.07.2021 № 464, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области предоставляет государственную услугу по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности на территории г. Москвы и Калужской области.

Прекращение действия лицензии согласно п. 13 Административного регламента осуществляется территориальным органом Росприроднадзора по месту регистрации лицензиата.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет следующие документы:

Заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказом Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», в котором указывает:

  • Для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности;
  • Для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
  • Для работ по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации");
  • Для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

Копии документов, перечень которых определяется постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»:

При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган следующие документы:

Читайте также: