Как проводить репетиторство по скайпу

Обновлено: 06.07.2024

Я поделюсь с вами фишками, как проводить занятия по скайпу индивидуально и в мини-группах.

Юрий Спивак. Основатель онлайн-школы Schoolsmart для репетиторов Юрий Спивак. Основатель онлайн-школы Schoolsmart для репетиторов

Индивидуально:

1. Домашнее задание ученики присылают заранее (электронная почта, ВКонтакте, WhatsApp). Это задание может быть в виде фотографий.

2. Проверять домашнее задание может кто-то другой.

Лайфхак. Можно для проверки найти преподавателя, который хорошо разбирается в предмете, но имеет меньшую ставку. Он может быть даже не из вашего города. Вы будете платить небольшие деньги и получать проверенные домашние задания.

3. Если во время занятия интернет стал работать хуже, можно отключить видео. Если сбой со звуком, оставьте демонстрацию экрана и смените устройство – звоните по телефону, по WhatsApp. И продолжайте урок.

4. Как проверить, что ученик пишет в тетради? В коммуникации с учеником нет проблем. Можно использовать веб-камеру. Ученик что-то написал и показал вам. Либо сфотографировал и тут же отправил вам. Это легко и быстро.

5. Можно поставить штатив и снимать тетрадку. Штатив покупается в интернете – небольшой, настольный, на него вешается телефон. Располагается так, чтобы камера была нацелена на тетрадку. Это и будет передаваться в скайп. Вы все видите.

В мини-группах:

1. В мини-группе все отключают звук, когда слушают преподавателя, и включают, когда говорят. Так вы избегаете лишнего шума и неразберихи, не отвлекаетесь на ненужные раздражители.

2. Ученик может тоже использовать планшет. И пользоваться одновременно с вами электронной доской. Например, Idroo. И это не единственный вариант электронной доски.

3. Ученик может использовать электронную ручку. Это также дает возможность совместно использовать электронную доску или рисовать на одном листе в Zoom.

4. Можно предоставить ученику доступ к своему компьютеру через Zoom.

О том, как проводить продающие вебинары писал в этой статье.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить полезную информацию о том, как привлекать учеников, выходить в онлайн и зарабатывать на репетиторстве хорошие деньги.

Специалисты разных направлений освоили Скайп для проведения занятий, а после эпидемии удаленное обучение стало нормой жизни. Все больше людей хотят заниматься онлайн в комфортной обстановке, экономя время и деньги на дорогу.

Онлайн-репетиторство — одно из востребованных направлений на нашем сервисе. Если у вас нет опыта работы в программе Skype, мы собрали полезные советы и рекомендации.

1.Техника — дело тонкое. Настраиваемся

80% сложностей связано с незнанием технических особенностей программы и недостаточным техническим оснащением.

Используйте для занятий наушники с микрофоном (пусть даже самые простые). Динамики и микрофоны в ноутбуках не всегда дают качественное звучание, что вредит восприятию информации.

Используйте функцию «расшаривания» экрана, чтобы имитировать обмен материалами, который практикуется при классическом формате встреч. Более подробно о демонстрации экрана расскажем далее.

Потратьтесь на высокоскоростной Интернет. Лучшая инвестиция в скорость, качество преподавания — отсутствие «лагов» при проведении встречи.

2. Правильное начало

  • Удостоверьтесь, что ученик скачал и установил программу.
  • Проверьте его логин и качество связи у него.
  • Дайте ему советы, рекомендации по решению возникших проблем (сесть ближе к роутеру, отключить другие программы на устройстве).
  • Сделайте тестовое подключение, проверив качество связи. Иногда случается, что у одного участника все работает на 5+, а другому ничего не слышно.

3. Готовьтесь заранее

Если вам неудобно показывать на камеру записи от руки на обычном листе или у учеников есть проблемы с восприятием (например, плохое зрение), готовьтесь к уроку. Если у вас много подопечных, один раз созданные заготовки будут использоваться многократно. Это грамотное вложение в комфорт и эффективность.

Планируя дистанционные уроки, можно сделать разные виды материалов:

  • схемы;
  • таблицы;
  • иллюстрации;
  • тексты;
  • упражнения по теме;
  • аудиоматериалы.

Его допустимо высылать в процессе или до начала занятия по email. При необходимости раздаточные карточки распечатываются, и ученик имеет перед глазами все необходимое, а вы не тратите драгоценный ресурс, время.

4. Word приходит на помощь

Нет возможности создать раздаточный материал? Используйте проверенные временем инструменты.

Прямо на занятии набирайте текст в документе Word и показывайте на экране. Также используется онлайн-платформа Google Документы. Даже не нужно «расшаривать» экран: ученик сразу видит любые изменения, если вы предоставили ссылку для общего доступа.

5.«Дистанционка» не повод отказаться от классов

Занятия по Скайпу допустимо проводить группами. Для каждого класса создается отдельный чат («собрание»). Репетитор управляет встречами, рассылая персональные ссылки-приглашения. Есть и другое решение: звонок одному из собеседников, после чего в общий групповой чат добавляются другие ученики.

Полезный совет: старайтесь добиться максимального качества звонка, так как это влияет на восприятие информацию. При наборе используйте голосовую связь, не включая видео. Когда установится стабильное соединение, включите камеру, если это требуется.

6.Сколько учеников можно охватить?

Групповой видеозвонок может включать 3-10 человек.

Аудиозвонок используется реже, но более «вместителен» (до 25 человек). Этот формат отлично подходит для аудирования и других учебных задач.

Купив платные версии программы, можно «растянуть» возможности. Практика и опыт пользователей сервиса показывает, что для качественного урока не стоит превышать количество в 10 человек. Это максимальный организационный и технический предел.

Эти советы больше актуальны для педагогов в рамках системы образования, но репетиторы все чаще набирают полноценные группы для занятий, и мы считаем своим долгом отметить такие возможности для их профессионального роста, развития.

7. «Я всегда с собой беру видеокамеру»

Объяснение нового материала — всегда особо ответственный момент. Для этого можно отдельно записать готовое видео. Используйте режим «скринкаст».

Скайп-урок удобнее для других задач:

  • ответы на вопросы;
  • работа над ошибками;
  • разъяснение непонятных и особо сложных моментов;
  • разбор примеров;
  • игровые техники.

8. Здравствуйте, дети!

Негласный Skype-этикет гласит: учитель в начале занятия включает камеру, просит сделать это ученика, после чего они приветствуют друг друга. Не упускайте возможность задать эмоциональный настрой. Это занимает 1-2 минуты, но продуктивность усиливается в разы.

Рекомендация. Если ребенок не проявляет желания включать камеру, не настаивайте. Ему может быть некомфортно из-за обстановки в помещении или по иным причинам.

В ходе занятия учитель может выключать камеру, сосредотачивая внимание на демонстрации экрана, других материалах.

9. Демонстрация экрана: повторяйте за мной

Проводя Скайп-урок, демонстрируйте рабочий экран компьютера/ноутбука.

Возможность доступна всем участникам мероприятия. Для этого есть специальная кнопка в нижнем правом углу программы.

Используйте демонстрационные возможности с трансляцией звука или без него, в зависимости от поставленных учебных задач.

Преподаватели с опытом сочетают демонстрацию с другими приложениями, имеющими функционал «меловой доски». В Сети масса бесплатных решений для браузера: WebWhiteboard, проекты RealTimeBoard, TutolrsBox.

10. Файл доставлен получателю

Для обмена файлами разного формата используйте встроенную в программу Функцию отправки файлов. Это бесплатно.

11. Удерживайте внимание!

Золотое правило: репетитор говорит 30% общего времени. Остальное — ученик.

12. Репетитор вошел в чат

Отдельно отметим пользу применения рабочего чата. В нем можно давать задания, получать ответы. Если вы работаете с большими объемами, можно заранее добавить в закладки нужные онлайн-сервисы с упражнениями и тестами.

13. Какое нужно расширение?

Много недоразумений и недопонимания возникают, если заранее не договориться о форматах документах. Заранее выясните этот вопрос и обозначьте общие форматы для работы: pdf, doc и другие.

14. Конспект занятия — важный помощник

Скайп-обучение ничем по структуре не отличается от традиционного. Если вы новичок, особенно важно перед каждой встречей составлять полноценный конспект, в котором прописываются:

  • цели и задачи;
  • список заданий с расширенным планом;
  • домашняя работа с пояснениями.

Универсальный совет для любого предмета. Имея в руках конспект, можно понять, как учиться на уроке, какие средства используются, сколько времени нужно. План работы исключает лишнюю трату времени и ведет по четко намеченной «карте».

15. Контроль и повторение

Специфика онлайна такова, что каждая новая встреча начинается с краткого повторения изученного материала. Специалист видит, усвоена ли тема, есть ли вопросы и «пробелы». Хорошо заходит блиц-опрос на 7-10 минут. При выявлении проблем делаются пометки в блокнот для корректировки программы обучения.

16. Креатив на «удаленке»

Чтобы задания были в радость для обеих сторон, старайтесь делать их креативными, яркими, нестандартными. Чем интереснее, живее будет подача материала, тем выше шансы, что ученик освоит его даже удаленно.

17. Смена форматов проверки знаний

Проверка знаний — важная часть процесса. Внедряйте разные форматы, чтобы иметь на руках комплексную многоуровневую оценку:

  • тестирование.
  • аудирование.
  • решение задач.
  • дебаты.
  • кроссворды, игровые методики.

18. Задания «про запас»

Если остается свободное время на уроке, чтобы «не мяться», имейте под рукой запасные задания, которые помогут с пользой провести оставшуюся часть встречи по Скайпу в рамках удаленной коммуникации.

19. Как платить будете?

Заранее условьтесь, как будет происходить оплата. Карта, электронный кошелек. Кто-то берет оплату за несколько уроков вперед, кто-то после занятия. Не стесняйтесь просить оплату, если подопечный забыл сделать перевод.

Как и при очных встречах следует рассмотреть возможность составления официального договора. В нём пропишите все условия сотрудничества: оплата, график, другие аспекты, чтобы обезопасить себя от обмана и мошеннических действий.

20. Встречают по одежке

Всегда выглядите аккуратно, опрятно. Помните: вы профессионал. Даже, если большую часть занятия по Скайпу используется аудиосвязь, вступление и завершение — видео, и там вы обязаны выглядеть достойно.

Подводим итоги

Онлайн-образование только начало набирать обороты, репетиторство еще прочнее встало на «эту колею», что хорошо, открывает новые горизонты для обеих сторон в процессе. Статья должна помочь репетитору без достаточно опыта в дистанционном режиме качественно организовать консультации, используя простые инструменты.

С каждым новым занятием опыт растет вместе с уверенностью, пополняется «копилка» идей, методик, способов привлечения внимания. Специалист, шагающий в ногу с мировыми трендами в сфере образования, с технологиями получает больше работы и доход.

В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.

Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.

Расскажу, как я организовал работу.

Как я стал репетитором

Я начал заниматься репетиторством в начале 2018 года. В то время я еще учился в бакалавриате. Первый год искал учеников через сайт «Профи-ру» . Ездил сам к школьникам на дом, за занятия брал 350—400 Р в час. Обычно у меня было пять-семь учеников, за день я мог посетить максимум трех человек. За месяц зарабатывал 10 000—15 000 Р , этого было достаточно, пока я совмещал репетиторство с учебой.

На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.

В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.

Все это время я постепенно повышал стоимость урока. В 2021 году стал брать уже 900 Р , и доходы выросли в среднем до 50 000 Р в месяц. Перед каждым повышением оценивал себя со стороны: смотрел на опыт и количество положительных отзывов. Плюс обращал внимание на то, сколько берут другие репетиторы.

Как победить выгорание

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами

Где я ищу учеников

Как уже говорил выше, я всегда искал учеников через «Профи-ру» . Остановлюсь подробнее на том, как работает этот сервис.

Я зарегистрировался на сайте еще в 2018 году. Заполнил информацию о себе в личном кабинете — фамилию и имя, контактные данные, прикрепил копии документов — студенческий билет и паспорт. После этого представители сервиса провели со мной собеседование по телефону. Мне оно показалось формальным: я просто рассказал, сколько денег хочу брать за занятия и в какое время мне удобно работать.

Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.

Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.

Я подробно перечислил свой опыт преподавания и достижения

Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.

Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.

С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.

Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.

Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.

Переговоры с одним из моих клиентов. После этого мы занимались 10 месяцев

Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.

До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.

С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.

Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.

Когда цикл занятий с очередным учеником заканчивается, я прошу его оставить отзыв на «Профи-ру» . Репетиторы с положительными отзывами имеют более высокий рейтинг. Иногда довольные клиенты по собственной инициативе описывают свои впечатления от занятий. Обычно я обращаюсь, когда успехи налицо: школьник стал лучше учиться или успешно сдал экзамен. Сейчас у меня 25 отзывов, из которых половину клиенты написали по моей просьбе.

Как я веду занятия

Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.

Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.

На занятиях мне важно видеть, какой текст набирает ученик, поэтому я создавал гугл-документы , где мы вместе работали. Еще для выработки грамотности нужно писать от руки, поэтому я часто просил именно писать диктанты, упражнения и домашние задания, а фото текста присылать в мессенджере.

Некоторые репетиторы используют онлайн-доски , например Miro. Так пользователь прямо в браузере может писать, набирать текст или рисовать, прикреплять файлы и вставлять изображения. Есть бесплатные и платные сервисы, но я ими не пользуюсь — хватает и гугл-документов .

Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.

Обычный урок русского проходит так. Я проверяю домашнее задание по фото в мессенджере, в присланном файле или же в гугл-документе . И у меня, и у ученика одновременно открыт учебник, пособие или какой-нибудь источник с заданиями. Потом мы проходим новую тему, если нужно, я расшариваю экран своего компьютера с учебными материалами или презентацией. Но могу и просто рассказывать все устно — все зависит от желания ученика. После этого мы закрепляем полученные знания на практике: ученик делает упражнения в гугл-документах , пишет от руки или делает что-то устно. В конце занятия я даю домашнее задание.

Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.

Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».

Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.

Вот как выглядело одно из сочинений, которое я проверял через сервис

Оформление и налоги

До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.

Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».

Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:

  1. Указал номер телефона.
  2. Выбрал регион, в котором веду деятельность: работая онлайн, проще всего указать регион, в котором живешь.
  3. Ввел паспортные данные.
  4. Сфотографировался на телефон.
  5. Отправил заявление в налоговую.
Уведомление о получении бонуса. Все уведомления приходят в приложении

Благодаря пандемии я получил налоговый бонус в 12 130 Р , который государство выдало всем самозанятым. Его можно было использовать для погашения налогов, пока бонус полностью не израсходуется.

Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.

К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.

Сколько я зарабатываю

До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.

Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.

Я работаю удаленно уже полтора года. За последний год — с июля 2020 по июнь 2021 года — выручка составила около 500 000 Р . Из них чуть больше 10 000 Р я отдал государству в качестве налогов, еще 37 612 Р составили комиссии «Профи-ру» . Моя чистая прибыль — около 450 000 Р .

комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год

Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.

Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.

Кроме этого, доход проседает в праздники — обычно в это время ученики делают перерыв в занятиях. Поэтому сильнее всего по карману бьют долгие новогодние выходные: например, в январе 2021 года я заработал около 40 000 Р , а в феврале — 55 000 Р .

Естественно, случаются и форс-мажоры . Например, несколько моих учеников заболели коронавирусом, и запланированные занятия пришлось отменить. Еще бывали случаи, когда у меня или у ученика не работал интернет. Случалось, что в школе неожиданно ставили дополнительный урок, поэтому занятие откладывалось.

Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.

Репетиторство по скайпу: преимущества и недостатки

Благодаря развитию интернет-технологий у преподавателей появились огромные возможности для предоставления услуг по репетиторству на дистанции (то есть, удаленно). В частности, не так давно в нашей стране появился такой вид дистанционных занятий, как репетиторство по скайпу, который с каждым днем приобретает все большую и большую популярность.

Сразу скажем, что онлайн-репетиторы, как правило, это молодые педагоги, поскольку учителя "старой закалки", имеющие за плечами долгие годы работы, не доверяют или просто не умеют пользоваться компьютером и современными видами программных продуктов, а потому предпочитают традиционную форму занятий (когда ученик приезжает к учителю, либо наоборот).

К слову, услугами skype-репетиторов пользуются также преимущественно молодые родители, которые активно используют интернет-технологии и видят в занятиях такого вида одни преимущества. Родители же далекие от компьютеров и сети Интернет считают, что в виртуальных занятиях больше недостатков, чем достоинств, а реальный контакт педагога и учителя не сможет заменить ни один, даже самый инновационный программный продукт.

Чтобы выяснить, кто из них прав, предлагаем вам рассмотреть все преимущества и недостатки репетиторства по skype. Но для начала, давайте выясним, что же собой представляют занятия в онлайн-режиме через Интернет.

Особенности репетиторства по скайпу


Главным отличием репетиторства по скайпу от традиционных видов занятий является то, что проведение уроков невозможно без использования компьютера и современных интернет-технологий (в частности, интернет-телефонии). Поэтому и преподаватель, и ученик должны не только в достаточной мере владеть компьютерной грамотностью, но и иметь соответствующее оборудование и свободный доступ к интернету (причем очень важно, чтобы доступ был высокоскоростной и стабильный).

Помимо отличного знания своего предмета онлайн-репетитор должен в совершенстве владеть технологиями дистанционного метода обучения и учитывать психологические особенности взаимодействия с учениками на расстоянии. Практика показала, что удержать внимание учащегося дистанционно намного сложнее, чем при личном контакте. Поэтому skype-педагогу приходится быть более увлекательным, строить свои уроки на более высоком эмоциональном уровне и вырабатывать особые способы привлечения внимания учеников.

"Посещать" занятия с онлайн-репетитором могут как дети, так и люди пожилого возраста, при этом выбор дисциплин, которые можно изучать подобным способом, практически не ограничен. По скайпу можно с легкостью изучить иностранные языки (причем в качестве учителя может выступать как отечественный педагог, так и носитель языка, в достаточной мере владеющий русским языком) или подготовиться к ЕГЭ по математике, географии, химии, русскому языку или литературе, имея возможность выбирать преподавателя, не ограничиваясь рамками своего города.

А теперь давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки репетиторства по скайпу.

Преимущества репетиторства по скайпу

Онлайн-обучение предлагается по более низкой цене, чем занятия "в живую". Это преимущество очень актуально для родителей учеников с невысоким уровнем дохода, поскольку за те деньги, которые они могут заплатить "живому" репетитору по одной дисциплине, в онлайн-режиме можно "подтянуть" сразу два-три предмета.

Не нужно тратить время на дорогу. Ни онлайн-репетитору, ни ученику не придется поделывать долгий путь туда и обратно. Соответственно, экономятся не только силы, но и время. Кстати, это позволяет начинать занятия раньше или позже обычного времени начала урока при личных встречах.

Выбор репетитора не зависит от географического положения. Педагог может находиться на соседней улице, на другом конце города или в другой стране. Пока компьютеры поддерживают хорошую связь, расстояние не играет роли.


Отсутствие дискомфорта от присутствия постороннего человека дома. Приход чужого человека в дом, как правило, сопряжен с определенным дискомфортом, поскольку нужно чтобы в это время в доме присутствовал кто-то из взрослых (а это может нарушать собственные планы родителей), перед визитом нужно привести в порядок все помещения, которые могут понадобиться педагогу (а вдруг он захочет в туалет, а там не убрано, что учитель подумает о нас) и т.д. Кроме того, присутствие постороннего многим людям доставляет психологический дискомфорт, который может стать причиной недостаточно продуктивного обучения.

Не требуется специального места для занятий, поэтому жилье обоих участников процесса может быть не предназначено для уроков. И skype-педагог, и ученик работают в комфортных для себя условиях и в окружении привычных предметов, что положительно сказывается на эффективности занятий.

Репетитор может назначать несколько занятий разным ученикам с очень короткими промежутками между ними (обычно из-за дороги это крайне затруднительно), а ученик имеет возможность выбрать удобный для себя график обучения и интенсивность занятий.

Возможность записать занятие в достаточно высоком качестве, что дает возможность при необходимости повторить урок (для учеников) либо убедиться в качестве предоставляемых репетиторских услуг (для родителей).

Недостатки репетиторства по скайпу

Сложности с оплатой. Родители ребенка не могут просто вручить онлайн-репетитору оплату наличными. Таким образом, родителям, как и самому педагогу, приходится пользоваться интернет-системами для перевода денег (Яндекс.Деньги, Webmoney и т.д.), что не всегда удобно. При этом существует вероятность обмана. При любых финансовых расчетах через интернет можно нарваться на мошенника или просто не слишком добропорядочного человека. Причем это может быть как ученик, не пожелавший оплатить занятие репетитору, так и педагог, который работает по предоплате.


Достаточно низкий уровень подготовки педагогов к обучению в дистанционной форме. К большому сожалению, в России еще очень мало онлайн-репетиторов, которые понимают специфику дистанционного обучения и в совершенстве владеют технологиями, необходимыми для проведения онлайн-занятий. Поэтому нашим родителям сегодня достаточно сложно найти высококвалифицированного преподавателями, обучение у которого будет максимально эффективно.

Вместо заключения

Исходя из преимуществ, перечисленных выше, можно сделать однозначный вывод: репетиторство по скайпу может быть очень удобным и выгодным решением. Правда, для того, чтобы избежать проблем, необходимо провести тщательный "кастинг" педагогов, заранее оговорить способ и время произведения оплаты, а также обсудить формат занятий. Возможно, для наибольшей эффективности урока потребуется настройка дополнительных устройств, передающих информацию, например, видеокамеры.

Читайте также: