Как расшифровывается ibm компьютер

Обновлено: 07.07.2024

IBM PC. Популярная игровая платформа и компьютер по умолчанию. Его можно встретить и дома и на работе и он справляется с любой ролью. Но всегда ли он был главным на сцене или даже основным? Чтобы ответить на эти вопросы мы отправимся в прошлое. В 90-е годы стандарт IBM PC стал становиться всё более популярным, пока не появился Windows 95, а буквально через пару лет и доступный ускоритель трёхмерной графики. То есть за одно поколение IBM PC совершил прыжок от сомнительного выбора с игровой точки зрения, до игровой платформы по умолчанию. Но так было не всегда.

Ниже идёт адаптированный текстовый транскрипт нашего видео, где помимо рассказа есть также и геймплей игр и какие-то моменты, которые в этот текст не вошли.

В 80-е, если вы хотели компьютер для гейминга, то ваш выбор был достаточно широк. Все известные компании что-то предлагали: Apple, Atari, Commodore, Sinclair и Texas Instruments. В Японии был вообще свой рынок со своими стандартами, и про компьютеры стандарта MSX, которые делались с расчётом на игры, мы рассказывали отдельно. Но IBM PC вы среди них не найдёте.

Почему? А потому что компания IBM, название которой расшифровывается как International Business Machines была нацелена на бизнес-пользователей: базы данных, таблицы, отчёты, документы. Всё, чтобы перевести ваш бумагооборот в электронный вид. IBM PC в первые годы своего существования пользовался успехом именно в этой среде. Потому что это и был весь спектр рынка компании IBM, которая производила вычислительную технику с момента её появления. Ещё до первых ЭВМ в середине 40-х годов XX века, они выпускали счётные машины на перфокартах и печатные машинки с электроприводами. В их компании создали первый жёсткий диск и первую микросхему динамической памяти DRAM. Первые гибкие диски появились в обиходе также из-за компании на три буквы.

​Компьютеры Atari появились в 1979-м году и пользовались уверенным спросом.
IBM PC 5150 c оригинальным монитором и клавиатурой.

Первый IBM PC имел текстовый режим графики или четыре радикальных цвета, одноголосую пищалку в качестве звука, там не было выделенных чипов для обработки или ускорения графики, и он шёл без джойстиков в комплекте. Стартовая цена? 1.5 тысячи долларов за модель с 16 килобайтами памяти, без дисководов и тем более жёсткого диска. И без монитора в комплекте. Адекватная же конфигурация с дисководом, монитором и 64 килобайтами памяти стоила 3000 долларов. И это не максимальный вариант. То есть платя бОльшие деньги чем за тот же Apple 2 или C64 вы получали меньше. Даже по скорости вычислений — процессор IBM PC примерно равнялся в производительности процессору из Эппл, несмотря на несколько лет разницы и отличия в архитектуре между ними. IBM не хотели создавать передовой компьютер, а лишь тот, который умеет тоже, что и другие.

И зачем людям, увлекающимися играми было покупать вот это? И зачем вообще люди стали делать IBM-совместимые компьютеры?

Как ни странно, отчасти от влияния компании IBM. Она занимала 70% рынка мейнфреймов и миникомпьютеров. ПК в те годы называли микрокомпьютеры. До эпизода с PC это была очень закрытая фирма со своей строгой культурой, и даже в те времена она уже занималась как продажей так и обслуживанием своих систем. IBM прочно ассоциировалась с вычислительными центрами, но никак не домашним или персональным сектором рынка. С IBM PC всё стало по-другому - новый рынок, и наверное антимонопольное законодательство, вынудили их измениться. И поэтому, они раскрыли все спецификации своего нового продукта, за исключением BIOS, на разработку и создание которого потратили огромные средства. Буквально можно было купить книжку с распиновкой всех плат и чипов за $35, которая в деталях описывала работу всех составляющих компьютера. Берите и делайте что-то своё!

Такой же подход был и к программам — сама IBM в первые годы вообще не создавала софта для своего нового компьютера. Этим занимались уже имевшие успех люди, такие как. Microsoft. У них был лицензирован интерпретатор языков BASIC, и компилятор Pascal, и они же подогнали первую операционную систему, которую правда не сами создали, а купили и доработали. Создатели 86DOS даже и не догадывались, что их "быстрая и грязная ОС" потом превратиться в MS-DOS. Microsoft также создали или скорее портировали один из ланчтайтлов для системы — игру под названием Adventure. Текстовый квест, перенесённый с мейнфреймов. Неслыханно для IBM.

Но рынок был уже поделён к тому моменту. А компания Tandy, выпускавшая компьютеры TRS владела торговой сетью Radio Shack в 8000 магазинов по всей Америке, они были чем-то столь обыденным как и точки фастфуда. Однако, разработчикам понравилась открытая система IBM PC, где создавать софт и железо могли все кто хотел, в отличие от других систем, и они создавали порты своих программ, популярных программ, которые бы сама IBM с нуля не смогла сделать так быстро. Например, среди софта при начале продаж были хиты с Apple II - редактор таблиц VisiCalc, и редактор текста EasyWriter, первые в своём деле и крайне востребованные.

Спустя месяц после начала продаж уже стали появляться и приложения от сторонних разработчиков. Тоже касалось и железа — пока IBM не представила свои жёсткие диски, кто-то уже создал модели под их спецификации.

Так с чем же пришла IBM к геймерам? Среди первых были образовательные игры про арифметику(Arithmetic Games Set 1-2), простые вариации шахмат (Chess. просто Chess), пара простеньких текстовых адвенчур (Miser's House и Adventure), и даже прото-РПГ (The Wizard's Castle). К концу года появилась уже дюжина игр, что для платформы, которая начала продаваться где-то в октябре не так плохо.

И теперь мы понимаем почему для IBM PC стали делать игры, хотя они не показывали ни хорошей графики, ни имели нормального звука, и были слабее чем конкуренты. Они стали популярными не через три или пять лет, а практически сразу, а конкуренты стали создавать компьютеры по стандарту IBM, чтобы получить долю этого рынка, и создать более дешёвый IBM PC. Ведь они сами говорили, что можно сэкономить, собирая их самостоятельно. Сама компания не планировала, что компьютер станет столь прибыльным, но столкнулась с огромным спросом уже в первый год производства, а дальше он только рос.

По умолчанию первая модель предлагалась с двумя видеокартами: CGA, цветной графический адаптер и MDA, монохромный адаптер дисплея. Можно ли назвать такую карту графической если она выводит только текст? Например, первая игра, Microsoft Adventure использует именно этот режим, и многие игры начала 80-х использовали его тоже, поскольку он стоял у всех и обеспечивал относительно высокое разрешение для просмотра текста. 80 столбцов и 25 строк или 720х350 точек. На это отводилось всего 4 килобайта видеопамяти, при том, что сама плата была совершенно огромна. Игры могли использовать лишь текст или же символы из таблицы в качестве псевдографики.

CGA выбирали не все — он имел вдвое меньшее разрешение, что критично для работы с текстом, не имел порт для принтера как MDA, и всего четыре цвета. Эти четыре цвета — розовый, голубой, белый и чёрный определили облик почти всех PC-игр на ближайшие пять лет. А в каких-то случаях до начала 90-х. Для точности скажем, что режим CGA имел несколько возможных четырёхцветных палитр, выбираемых из 16 доступных цветов, но далеко не все создатели игр их использовали, особенно после того как появились другие форматы графики. Впрочем, некоторые игры, например от Taito даже позволяли переключать эти палитры в игре.

Но с CGA режимом не всё так просто — кроме 320х200 в четыре цвета, он также поддерживал монохромный режим в более высоком разрешении 640х200, а на вдвое уменьшенном размере экрана — 160х100 он может показывать 16 цветов с оговорками. Но первый был непопулярен из-за ограничения по цвету, а второй из-за дополнительной работы. Игр во втором режиме было совсем мало, например Moon Bugs и Round 42. Но ещё, использую артефакты режима NTSC можно было добиться вывода 16 человеческих оттенков, зная как цвета "протекают" друг друга и были игры использовавшие эти трюки очень хорошо, делая графику привлекательной. Но за это приходилось платить чёткостью изображения, в тексте появлялись подтёки и слишком маленький шрифт или недостаточно контрастный рисковал стать нечитаемым. Более того, он требовал подключения через композитный вход, который использовал стандартный RCA-штекер, а не цифровой RGB, но многие пользователи в первые годы и так пользовались композитным выходом т. к. IBM сначала просто не выпускала мониторы с цифровым подключением.

Был и третий вариант — это плата Hercules или Геркулес. Вот это как раз пример того как сторонняя фирма используя открытые стандарты делает что-то своё и добивается успеха. Этот адаптер позволял иметь и текстовый режим высокой чёткости и монохромный графический режим в тех же 720х350 точек. Тот же Макинтош, который появился спустя пару лет имел меньшее разрешение. Геркулес поддерживают сотни DOS-игр, хотя не все конверсии удачны, ведь цвета всего два и других эффектов приходилось добиваться штриховкой. Игры, где есть чёткие линии смотрятся хорошо, это стратегии и симуляторы. Но не всю графику перерисовывали, а часть просто конвертировали автоматически, что тоже не всегда было удачно, особенно там где много объектов и движения. Вместо мелких деталей могла появляться просто каша. Но тем не менее, формат Hercules был успешным и в играх он поддерживался до 92-93 года.

Но всё же IBM был компьютер для бизнеса, офисной машинкой. А что нужно в офисе? Печатные машинки. А поскольку встроенного видео в них было, и за него нужно было доплачивать, то многие машины первого поколения имели как раз текстовую графику или Геркулес. Но вместе с 5150 и XT была и другая модель, которую мало видели, и мало помнят.

Реклама PCjr, направленная на домашних пользователей

IBM Pcjr или джуниор – младший стала попыткой сделать что-то специально для домашних пользователей, для которых была нужна не только скорость в вычислении баз данных, но и развлечения — игры, какие-то программы для хобби, по более доступной цене. PC junior имел от 64 килобайт памяти, встроенную графику в 16 цветов, трёхголосый звук, встроенные порты для игровых контроллеров, разъёмы для картриджей и даже беспроводную клавиатуру. DOS находился в микро В анонсе это звучало как IBM PC Home Edition, и многие ждали его с нетерпением после успеха оригинала. Sierra сделала King’s Quest специально для IBM PСjr и при финансировании компании, создав новый продвинутый движок с нуля.

Но когда в марте 83 года компьютер поступил в магазины, то энтуазизм стал исчезать. Во-первых, IBM явно сэкономила — клавиатура была низкого качества, не механическая, как у старшей модели, а скорее напоминала увеличенную клавиатуру калькулятора с неудобными кнопками. Она вошла в анналы истории и прочно в них засела.

Во-вторых, компьютер от IBM был не полностью IBM-совместимым, то есть на нём работали не все программы, в том числе многие из тех, что сделали платформу популярной. Внушительный каталог софта надо было проверять на свой страх и риск на совместимость. Свыше половины программ не работало корректно.

В-третьих, в отличие от открытого и понятного IBM PC на джуниоре использовались проприетарные технологии и были проблемы с расширением. Сначала был только один дисковод и максимум 128 килобайт памяти, чего не хватало для запуска отдельных программ с IBM PC.

И наконец, для домашнего компьютера он всё равно был недёшев и за те же деньги, а это от 700 до 1200 долларов, можно было купить почти любой компьютер конкурентов.Тех же базовых 64 килобайт памяти едва хватало для нормальной работы, ведь буфер видеопамяти мог отъедать до половины этого объёма. Конечно, IBM спохватилась, заменила клавиатуру, добавили оперативки, но было уже поздно метаться — их неудачу заметили. Всё что оставалось — это распродовать джуниоры по сниженным ценам, что IBM и сделали. Но по полной цене их никто покупать уже не хотел, они ликвидировали остатки через своих же сотрудников, и через год закрыли проект.

IBM также решил испытать свои силы в другом месте - в Японии, где они выпустили IBM PC JX, которую называют второй версией Pcjr, но о его судьбе мало что известно.

В Tandy 1000 были те же графика и звук, до 640 килобайт памяти, не было невостребованных слотов для картриджей, был выход на обычный телевизор, а не только монитор, и конечно, же более-менее нормальная клавиатура. Также он имел лучшую совместимость с стандартом IBM – порядка 90% программ работали нормально. Цена в 84-м году — 1200 долларов, та же, что и за Pcjr. То есть клон от танди оказался успешнее чем оригинал от синего гиганта и продавался не год или два, а до начала 90-х, получая различные апгрейды. Так, если вы запустите игры тех лет, или откроете печатное руководство, то среди прочих там можно найти поддержку стандарта Tandy, а не Pcjr. Именно так он вошёл в историю.

Цена контрастировала и с новой моделью от IBM, появившейся в 84-м – 286-й или AT, что означает advanced technologies т. е. продвинутые технологии. В отличие от первого компьютера здесь уже было чем похвастаться перед другими — 16-битный процессор Intel 286 с частотой 6 МГц, 24-битная шина, что позволяло иметь до 16 мегабайт оперативной памяти — колоссальный объём на то время, впрочем, цена на память тоже была коллосальной. На AT ставили 5-дюймовый дисковод на 1.2 мегабайта, то есть в три раза больше, чем у оригинала. Жёсткий диск на 20 мегабайт по умолчанию. И конечно же, он имел обратную поддержку программ, плат и устройств для IBM PC. Но какова была цена вопроса? 4000-6000 долларов и больше. Выше чем у оригинального IBM PC в топовой комплектации.

Под AT и процессор 286 игры стали активно выходить лишь в конце 80-х, а до этого большинство игр требовало лишь оригинальный 8086/8088. То есть ему понадобилось почти пять лет прежде чем стал «народным». Вульфенштейн 92 года работает именно на нём, а также Day of the Tentacle и Flashback 93-го. Хотя к тому моменту появился уже и 486 с тактовой частотой в десять раз выше, и куда большей производительностью.

В один год с IBM AT пришёл и новый стандарт графики - PGA и EGA. Первый был адаптером для профессиональных CAD-приложений, то есть инженерной графики и проектировки, и поддерживал режим 640х480х256 цветов, и при этом стоил как сам компьютер, поскольку он состоял из трёх печатных плат, где были отдельный процессор и оперативная память. А вот второй был более доступной опцией за 550 долларов.

Стандарт EGA (Enhanced Graphics Adapter) был апгрейдом CGA, был с ним совместим, поддерживая те же видеорежимы и все 16 цветов сразу, плюс к этому поддерживал до 16 цветов из новой палитры в 64 в разрешении 640х350. Чаще всего использовался стандартный для тех лет 320х200 и стандартная CGA-палитра — отчасти из-за лени программистов осваивать новые технологии, а отчасти из-за нужды иметь совместимый CGA-режим. Поэтому, игр которые используют все возможности этой графической карты не так много, а стандартную EGA-палитру видно за километр из-за одних и тех же едких цветов. Из-за довольно высокой цены, её широкая поддержка началась лишь спустя пару лет.

То есть дорогая карта по сути предлагала те же возможности, что и компьютер стандарта Tandy, который стоил 1200 долларов целиком с монитором. А уже через год появляется Amiga и Atari ST, которые предлагают то же и даже больше, при этом стоят в районе 1500 долларов за весь компьютер. Поэтому, понятно, почему даже с графическим апгрейдом IBM PC AT не стал передовой игровой платформой - он был многим банально не по карману.

Но из тех, кто хорошо работал с EGA можно назвать SimCity. Оригинал этой серии про постройку города вышел в 89-м году, и поддерживал почти все популярные графические режимы. И CGA, и Hercules, и Tandy и как раз EGA, с которым игра показывала вам город в относительно высоком разрешении 640х350 и 16 цветах - самая красивая опция до последующих релизов.

Поддержка EGA продолжилась до первой половины 90-х, по факту стандарт прожил 10 лет. Платформеры вроде Commander Keen, Duke Nukem, Cosmo’s Adventure начали свою жизнь как EGA-приложения для более широкой аудитории и из-за того, что именно для этого стандарта Джоном Кармаком был написан движок с плавной прокруткой, то чего до этого на ПК почти не видели.

По-настоящему, эпоха гейминга на ПК началась где-то в 87-м году, когда появились многие недостающие звенья. Почему он был не особо популярен поначалу как игровая платформа? Потому что это была часто офисная печатная машинка, которая не имела даже графической карты. CGA показывал убогую картинку даже на момент своего появления, и для использования на полную требовались усилия, которые не все были готовы прикладывать. EGA поначалу был очень дорог и долго раскачивался. На IBM PC не было аппаратной поддержки прокрутки экрана или поддержки спрайтов. Как и звука тоже не было, не считая малораспространённые, или слишком дорогие устройства. Лишь к концу 80-х, когда появился стандарт VGA, процессор 386, и одна из первых доступных аудиокарт — Adlib к нему стали относиться серьёзно как к полноценной игровой платформе. Но это уже материал для отдельного рассказа.

(Канал на ютубе, где ещё десятки подробных выпусков тематику истории игр, ПК и прочего)

Lotus Software
Rational Software
Tivoli Systems, Inc.

IBM (Ай-Би-Эм, англ. International Business Machines , Шаблон:Nyse ) — американская корпорация, крупнейший мировой производитель всех видов компьютеров, компьютерных устройств и программного обеспечения.

Компания, известная сейчас под именем IBM, была основана 15 июня 1911 года и называлась C-T-R (Computing-Tabulating-Recording). Она включила в себя Computing Scale Company of America, Tabulating Machine Company (TMC — бывшая компания Германа Холлерита ) и International Time Recording Company. В мае 1914 года генеральным управляющим компании C-T-R стал Томас Уотсон (Thomas Watson, 17.02.1874—19.06.1956).

Содержание

История

1888 — 1924: Основание IBM

В 1890 году на территории США проходила перепись населения. Для обработки её результатов впервые был применён «электрический табулятор», изобретённый Германом Холлеритом . Благодаря ему, данные переписи удалось обработать всего за 3 месяца, вместо ожидаемых 24. Воодушевлённый успехом, учёный открывает в 1896 компанию Tabulating Machine Company.

1930-е — 1940-е годы

В годы Великой депрессии «удержаться на плаву» IBM помогли только многомиллионные доходы. Несмотря на кризис, президент компании Томас Уотсон продолжает финансировать исследования и выплачивать рабочим зарплату. Выйти из кризиса IBM помогли крупные заказы правительства США в 1935—1936 годах.

В годы Второй мировой войны компания производила стрелковое оружие ( 1950-е годы — Проекты для ВВС и авиалиний

Эра компьютеров

В 1943 году началась история компьютеров IBM — был создан 1952-м появляется 1956 году сын Томаса Уотсона, Томас Уотсон-младший , сменил отца на посту главы IBM, ознаменовав начало эры компьютеров для жизни. Под его руководством доходы компании выросли до $8 млрд, а число сотрудников — до 270 тыс. человек.

В 1959 году появились первые компьютеры IBM на транзисторах, достигшие такого уровня надёжности и быстродействия, при котором США сочли возможным использовать их в системе раннего оповещения ПВО. Чуть раньше, в 1957 году, IBM ввела в обиход язык 1971 году компания представила гибкий диск, который стал стандартом для хранения данных.

В 1972 году был представлен обновлённый логотип (буквы из синих полосок) компании, используемый до настоящего времени. Над логотипом работал дизайнер Пол Рэнд (Paul Rand).

1981 год прочно вошёл в историю человечества как год появления Персонального Компьютера Microsoft, и некоторое количество Филиппа Дональда Эстриджа ). И — что имело самые заметные последствия — вопреки своим жестким принципам охраны интеллектуальной собственности, IBM не запатентовала ни DOS (с интерпретатором языка BASIC ), ни еще одно революционное изобретение разработчиков: 1986 году IBM уступила 1 место по продажам на ею же самой порождённом рынке персональных компьютеров.

В 2004 году в IBM насчитывалось 329 тысяч сотрудников в 170 странах.

Эра консалтинга

В 1990-х в бизнесе IBM все отчётливее прослеживалось стремление сместить фокус бизнеса в сторону поставки услуг, в первую очередь 2002 г., когда «голубой гигант» приобрёл консалтинговое подразделение аудиторской компании долларов. В настоящее время этот бизнес, влившийся в подразделение IBM Global Services, является самым доходным в структуре IBM, приносящим больше половины дохода компании. [1]

Деятельность

Ведущие компании-производители электронного и электротехнического оборудования (по данным за 2005 год).

Ключевые подразделения IBM:

  • IBM Global Services (IGS, консалтинговое отделение), принесло компании 47,357 млрд долларов дохода из 91,134 млрд всего в 2005 году
  • Systems and Technology Group (STG, отделение по производству оборудования), принесло компании 23,857 млрд долларов дохода из 91,134 млрд всего в 2005 году
  • Software Group (отделение по разработке Программное обеспечение

  • система управления базами данных Lotus SmartSuite
  • средства моделирования WebSphere
  • системы [2].

Компьютеры и устройства

Ранее IBM производила:

    ThinkPad — в декабре 2004 подразделение было продано китайской компании Научные и технические разработки

  • архитектуры 2006) поколения: Nintendo Broadway ) и Microsoft Xbox 360 (трёхъядерный IBM в России

В России IBM в 2006 открыла исследовательскую лабораторию, которая станет использовать опыт российских инженеров для разработки технологий Технологическая школа IBM .


История IBM: мэйнфреймы, компьютеры, эпоха PC, конкуренция с Apple и DEC


16 бит тому назад - История IBM PC


История успеха IBM

История компании IBM

Рождение корпорации

У истоков основания компании IBM стоял немец Герман Холлерит, переехавший жить в США в девятнадцатом веке. Его изобретение электрической табулирующей системы в 1890 году позволило сократить время обработки данных во время проведения переписи в США. Время подсчета данных уменьшилось с года до трех месяцев.

IBM

Электрическая табулирующая система была интегрирована правительством США в Бюро по переписи населения. Получивший прибыль и государственные гранты Холлерит принял решение основать собственное производство вычислительных машин. В 1896 году он основал компанию TMS.

Компанией заинтересовался Чарльз Флинт, который стремился добиться монополизации рынка под своим руководством. Флинт основал несколько производств-конкурентов Холлерита. Среди них были International Time Recording Company (основана в 1900 году) и Computing Scale Company of America (основана в 1901 году).

IBM

Но целью Флинта была покупка завода Холлерита. После долгих торгов последний продал свое детище Чарльзу. Покупка главного конкурента позволила объединить все производство в один гигантский холдинг. Это произошло 16 июня 1911 года путем слияния следующих компаний:

  • International Time Recording Company;
  • TMS;
  • Computing Scale Company of America;
  • Bundy.

Новая компания получила название Computing-Tabulating-Recording Company или сокращенно C-T-R. Генеральным директором стал Чарльз Флинт. Конгломерат фирм наладил производство различного электрического оборудования и стал монополистом на рынке США. Дополнительные заводы были открыты в Вашингтоне, Чикаго и Детройте.

IBM

Однако, уже к 1914 году Флинт начал испытывать проблемы в руководстве компании. Он принял решение покинуть свой пост и его заменил Томас Уотсон, ставший культовой фигурой среди американских предпринимателей.

Уотсон сконцентрировался на продаже комплектов табуляторов. Все остальное производство было прекращено. Большие деньги начали вкладываться в рекламу C-T-R, что улучшило ее имидж. Уотсон ввел оплачиваемые отпуска для работников и лоббировал предоставление бонусов. Это значительно увеличило лояльность работников и повысило работоспособность. В течении нескольких лет прибыль увеличилась в несколько раз и было принято решение о дальнейшем расширении бизнеса.

IBM

После выхода на международные рынки в Европе и Америке, Уотсон принял решение провести ребрендинг. Компания сменила название на International Business Machines или сокращенно IBM. Название было позаимствовано у канадского филиала холдинга. Так началась история крупнейшей в мире технологичной корпорации.

Великая депрессия и Вторая Мировая война

Великая депрессия сильно ударила по IBM. Несмотря на кризис Уотсон продолжал выплаты заработной платы рабочим и сохранил весь костяк работников. Кроме того, продолжался выпуск различной новаторской продукции. В их числе первые учебные курсы для женщин и различные виды перфораторов.

Уотсон предлагал не останавливаться и увеличивать производство, несмотря на падающий спрос. Это помогло ему выиграть в 1935 году выиграть тендер американского правительства на поставку счетно-перфорационных машин. Дело в том, что для проведения крупнейших реформ США понадобилось полностью реформировать свой аппарат и закупать оборудование для ускорения подсчета различных социальных выплат населению.

IBM

В это же время началось сближение с нацистской Германией. Уотсон был большим поклонником Гитлера, за что позднее подвергался резкой критике. IBM поставляло оборудование, которое было приспособлено для поставки на учет всех людей, неподходящих нацистской системе. В 1940 году все связи с Германией были разорваны, но репутация IBM пострадала.

IBM

С началом войны IBM перешла на производство вооружения для американской армии. Компания в основном специализировалась на стрелковом оружии. Было заключено большое количество государственных контрактов, что позволило увеличить свою прибыль и занять лидирующие позиции на мировом рынке после окончания войны.

Свой первый компьютер IBM выпустила в годы Второй Мировой войны в 1944 году. Уотсон понял перспективность производства компьютеров и поставил цель монополизировать мировой рынок. Это ему вполне удалось.

В 1946 году был выпущен IBM Electronic Multiplier 603. Это была первая вычислительная машина на электронных схемах. Ее могли покупать другие предприятия для улучшения обработки статистических данных. Вес компьютера достигал 5 тонн и он был громоздок в обращении.

IBM

В 1952 году Уотсона сменил его сын Томас Уотсон-младший. Он понимал все перспективы в разработке компьютеров и уделял этому огромное влияние. При нем корпорация окончательно закрепила статус международного супер-холдинга. Началась эра компьютеров.

Уотсон-младший провел реорганизацию IBM и заложил концепцию линейных подразделений. Это стало настоящим прорывом в международной экономике. В 1952 году был произведен запуск IBM 701. Это был первый серийно выпускаемый компьютер для коммерческого использования. Была заложена ставка на производство электронных компьютеров, что позволило в будущем завоевать рынок.

IBM

В 1957 году инженеры корпорации создали FORTRAN. Это был язык программирования, ставшим главным в отрасли на несколько десятилетий. Он применялся для научных вычислений и сохранился в использовании до нашего времени.

IBM

Успехи компании не остались незамеченными. В 1959 году новые компьютеры на транзисторах от IBM были поставлены на учет в систему оповещения ПВО США. Вычисления компьютеров были настолько быстры, что удивили американских военных. Так было заложено многолетнее сотрудничество IBM и армии США.

В 1961 году была выпущена машина Selectric. В ней были заложены первые в мире возможности для реализации текстовых процессоров. Через год была запущена система SABRE. Она позволила произвести первое в мире резервирование авиабилетов. Таким образом, в 1962 году был заложен фундамент современного онлайн-букинга.

IBM

IBM продолжило сотрудничество с правительством США. Она поставляла все оборудование для космической отрасли страны. Все ракеты были напичканы электроникой от компании. Было сделано несколько изобретений без которых немыслима сегодняшняя жизнь. Среди них:

  • первый универсальный компьютер IBM System/360 (производство начато в 1964 году);
  • ячейка динамичной оперативной памяти (открытие сделано в 1966 году):
  • первый в мире рекламный ролик на компьютере (показан в 1969 году);
  • первый флоппи-диск (выпущен в производство в 1971 году);
  • система штрихового кодирования (запущена в 1973 году).

Однако, несмотря на внушительные успехи Уотсон принял решение покинуть кресло корпорации. Его заменил Фрэнк Кэри. Начались первые предпосылки для начала кризиса IBM.

Пик могущества и затяжной кризис

Кэри продолжил выпуск компьютеров и с ним во главе компания вышла на пик продаж, но все изменила одна случайность.

В 1981 году был выпущен IBM PC. Это был первый в мире персональный компьютер. У него была встроенная оперативная память и дисковод. Это был мировой прорыв в производстве компьютеров. При этом его вес и цена были доступны для обычных покупателей. в процессе создания компьютера впервые были использованы DOS и BIOS.

IBM

Но руководство компании не придало значения революционным открытиям и не спешило их патентовать. В итоге технология была скопирована другими разработчиками. Кроме того, IBM заключил договор с Microsoft на разработку операционной системы. Благодаря этому конкурент получил известность и начал быстро развиваться.

На рынке появилось несколько крупных компаний, бросивших вызов могуществу IBM. Более того, был потерян рынок продаж персональных компьютеров. Руководство IBM долго не осознавало своей ошибки, что в итоге начало выливаться в кризис. На рынке появилась конкуренция со стороны малых модульных систем.

IBM

Уже в 1995 году IBM стал крупнейшим в мире поставщиком коммерческого оборудования, началось производство собственных ноутбуков, началось продвижение в интернет. В 1997 году началось использование eBusiness, IBM заявила о своем полном переходе в новое пространство интернета. Так были заложены основы электронной коммерции.

IBM вышла на рентабельность и начала расширяться. Часть сотрудников была возвращена на свои прежние рабочие места.

В 2008 году стартовала инициатива «Разумная планета» (Smarter Planet), идея которой состоит в использовании возможностей глобальных информационных систем для усовершенствования процессов реального мира. Компания стала разрабатывать суперкомпьютеры для которых устраивают соревнования с людьми, доказывая их мощность. Сейчас суперкомпьютеры от IBM применяются правительствами нескольких стран для борьбы с пандемией коронавируса.

IBM

В 2015 году компания стала заниматься так называемым облачным бизнесом, заняв на новом рынке продаж хорошие позиции. Параллельно происходит развитие аналитического бизнеса. Но все равно больше половины прибыли приносят консалтинговые услуги. IBM постепенно вернул свое могущество, утраченное в годы кризиса 1990-х годов.

Структура и руководство компании

Корпорация представлена практически во всех странах мира. Самые крупные ее отделения находятся в США и Индии. В совокупности только в этих двух странах работает больше 200 000 человек. В составе IBM функционируют следующие подразделения:

  • Global Technology Services;
  • Global Business Services;
  • Software;
  • Systems and Technology;
  • Global Financing.

Компания вышла на хорошие экономические показатели. Ее прибыль растет с каждым годом и продолжает увеличиваться. По количеству выданных патентов IBM уже долгое время находится в лидерах. В недрах компании производится большее количество открытий в мировой электронной отрасли.

IBM

Большое число патентов связано со следующими сферами:

  • искусственный интеллект;
  • облачные вычисления;
  • информационная безопасность;
  • блокчейн;
  • квантовые вычисления.

К 2020 году компания занимается такими проблемами, которые даже не могли присниться ее основателю. IBM мировой лидер в области ИИ. Ее суперкомпьютеры имеют огромную популярность среди правительств и компаний многих стран.

После роковой ошибки по отсутствию патентов при создании персонального компьютера, IBM крайне ревностно относится к своим открытиям.

Компания вербует в свои ряды большое количество изобретателей и выдает им гранты на разработку своих открытий. Большинство из них работают в компании удаленно, кооперируясь через интернет.

Руководство компанией осуществляет Арвинд Кришна, индиец по происхождению. Он начинал карьеру обычным инженером, но сумел достичь небывалых высот. В 2020 году он стал президентом IBM.

Продукция IBM

IBM представляет большое количество продукции для использования. Рассмотрим подробнее самые основные из них.

IBM Garage это центр совместной разработки компании. Он позволяет быстро вводить необходимые инновации в глобальном масштабе. Поэтому он является незаменимым помощником зарождающихся стартапов.

IBM

Отдельного упоминания заслуживает суперкомпьютер Watson. Он достиг понимания человеческого языка и способен отвечать на вопросы. Этот суперкомпьтер стал первым, кто сумел обыграть чемпиона мира по шахматам среди людей. Теперь эти соревнования производятся на постоянной основе. Система имеет доступ практически ко всей мировой энциклопедической информации.

Школа P-Tech является крупнейшим образовательным курсом в мире. Она охватывает более 100 учебных заведений, в том числе самые известные и рейтинговые на планете. Курсы помогают учащимся интегрироваться в новую мировую систему, позволяет получить новые навыки.

Кроме того, для разработчиков интеллектуальной собственности прилагается большой выбор приложений, помогающим им в продвижении своих открытий.

IBM MaaS360 производит защиту электронной продукции клиента. Кроме того, он упрощает пользование компьютеров и мобильных гаджетов.

IBM

Облачная база данных от компании IBM является одним из лучших в мире решений в своей сфере. Благодаря ее использованию решается проблема масштабирования.

Многие государства приобретают продукцию компании для своих нужд. Одним из ярких примеров является Сингапур. Морской порт города полностью подчиняется системе разработанной IBM. Автоматизация компании добилась большого прогресса.

Широкое применение аналитики, знаний и рационального мышления позволяет сотрудникам IBM развивать прогресс в области бизнеса и науки. Соответственно это меняет в лучшую сторону жизнь обычных людей.

Культурное влияние IBM

IBM долгое время была монополистом на рынке электронных услуг. Конкуренция с ней дала мощный толчок для развития многих компаний, без которых невозможно представить нынешнее время. Благодаря коллаборации выросли такие гиганты как Microsoft, Apple, Intel. IBM, не желая этого, дала им путевку в жизнь, в мир бизнеса и спровоцировала большое количество новых открытий.

IBM PC. Популярная игровая платформа и компьютер по умолчанию. Его можно встретить и дома и на работе и он справляется с любой ролью. Но всегда ли он был главным на сцене или даже основным? Чтобы ответить на эти вопросы мы отправимся в прошлое. В 90-е годы стандарт IBM PC стал становиться всё более популярным, пока не появился Windows 95, а буквально через пару лет и доступный ускоритель трёхмерной графики. То есть за одно поколение IBM PC совершил прыжок от сомнительного выбора с игровой точки зрения, до игровой платформы по умолчанию. Но так было не всегда.

Ниже идёт адаптированный текстовый транскрипт нашего видео, где помимо рассказа есть также и геймплей игр и какие-то моменты, которые в этот текст не вошли.

В 80-е, если вы хотели компьютер для гейминга, то ваш выбор был достаточно широк. Все известные компании что-то предлагали: Apple, Atari, Commodore, Sinclair и Texas Instruments. В Японии был вообще свой рынок со своими стандартами, и про компьютеры стандарта MSX, которые делались с расчётом на игры, мы рассказывали отдельно. Но IBM PC вы среди них не найдёте.

Почему? А потому что компания IBM, название которой расшифровывается как International Business Machines была нацелена на бизнес-пользователей: базы данных, таблицы, отчёты, документы. Всё, чтобы перевести ваш бумагооборот в электронный вид. IBM PC в первые годы своего существования пользовался успехом именно в этой среде. Потому что это и был весь спектр рынка компании IBM, которая производила вычислительную технику с момента её появления. Ещё до первых ЭВМ в середине 40-х годов XX века, они выпускали счётные машины на перфокартах и печатные машинки с электроприводами. В их компании создали первый жёсткий диск и первую микросхему динамической памяти DRAM. Первые гибкие диски появились в обиходе также из-за компании на три буквы.

​Компьютеры Atari появились в 1979-м году и пользовались уверенным спросом.
IBM PC 5150 c оригинальным монитором и клавиатурой.

Первый IBM PC имел текстовый режим графики или четыре радикальных цвета, одноголосую пищалку в качестве звука, там не было выделенных чипов для обработки или ускорения графики, и он шёл без джойстиков в комплекте. Стартовая цена? 1.5 тысячи долларов за модель с 16 килобайтами памяти, без дисководов и тем более жёсткого диска. И без монитора в комплекте. Адекватная же конфигурация с дисководом, монитором и 64 килобайтами памяти стоила 3000 долларов. И это не максимальный вариант. То есть платя бОльшие деньги чем за тот же Apple 2 или C64 вы получали меньше. Даже по скорости вычислений — процессор IBM PC примерно равнялся в производительности процессору из Эппл, несмотря на несколько лет разницы и отличия в архитектуре между ними. IBM не хотели создавать передовой компьютер, а лишь тот, который умеет тоже, что и другие.

И зачем людям, увлекающимися играми было покупать вот это? И зачем вообще люди стали делать IBM-совместимые компьютеры?

Как ни странно, отчасти от влияния компании IBM. Она занимала 70% рынка мейнфреймов и миникомпьютеров. ПК в те годы называли микрокомпьютеры. До эпизода с PC это была очень закрытая фирма со своей строгой культурой, и даже в те времена она уже занималась как продажей так и обслуживанием своих систем. IBM прочно ассоциировалась с вычислительными центрами, но никак не домашним или персональным сектором рынка. С IBM PC всё стало по-другому - новый рынок, и наверное антимонопольное законодательство, вынудили их измениться. И поэтому, они раскрыли все спецификации своего нового продукта, за исключением BIOS, на разработку и создание которого потратили огромные средства. Буквально можно было купить книжку с распиновкой всех плат и чипов за $35, которая в деталях описывала работу всех составляющих компьютера. Берите и делайте что-то своё!

Такой же подход был и к программам — сама IBM в первые годы вообще не создавала софта для своего нового компьютера. Этим занимались уже имевшие успех люди, такие как. Microsoft. У них был лицензирован интерпретатор языков BASIC, и компилятор Pascal, и они же подогнали первую операционную систему, которую правда не сами создали, а купили и доработали. Создатели 86DOS даже и не догадывались, что их "быстрая и грязная ОС" потом превратиться в MS-DOS. Microsoft также создали или скорее портировали один из ланчтайтлов для системы — игру под названием Adventure. Текстовый квест, перенесённый с мейнфреймов. Неслыханно для IBM.

Но рынок был уже поделён к тому моменту. А компания Tandy, выпускавшая компьютеры TRS владела торговой сетью Radio Shack в 8000 магазинов по всей Америке, они были чем-то столь обыденным как и точки фастфуда. Однако, разработчикам понравилась открытая система IBM PC, где создавать софт и железо могли все кто хотел, в отличие от других систем, и они создавали порты своих программ, популярных программ, которые бы сама IBM с нуля не смогла сделать так быстро. Например, среди софта при начале продаж были хиты с Apple II - редактор таблиц VisiCalc, и редактор текста EasyWriter, первые в своём деле и крайне востребованные.

Спустя месяц после начала продаж уже стали появляться и приложения от сторонних разработчиков. Тоже касалось и железа — пока IBM не представила свои жёсткие диски, кто-то уже создал модели под их спецификации.

Так с чем же пришла IBM к геймерам? Среди первых были образовательные игры про арифметику(Arithmetic Games Set 1-2), простые вариации шахмат (Chess. просто Chess), пара простеньких текстовых адвенчур (Miser's House и Adventure), и даже прото-РПГ (The Wizard's Castle). К концу года появилась уже дюжина игр, что для платформы, которая начала продаваться где-то в октябре не так плохо.

И теперь мы понимаем почему для IBM PC стали делать игры, хотя они не показывали ни хорошей графики, ни имели нормального звука, и были слабее чем конкуренты. Они стали популярными не через три или пять лет, а практически сразу, а конкуренты стали создавать компьютеры по стандарту IBM, чтобы получить долю этого рынка, и создать более дешёвый IBM PC. Ведь они сами говорили, что можно сэкономить, собирая их самостоятельно. Сама компания не планировала, что компьютер станет столь прибыльным, но столкнулась с огромным спросом уже в первый год производства, а дальше он только рос.

По умолчанию первая модель предлагалась с двумя видеокартами: CGA, цветной графический адаптер и MDA, монохромный адаптер дисплея. Можно ли назвать такую карту графической если она выводит только текст? Например, первая игра, Microsoft Adventure использует именно этот режим, и многие игры начала 80-х использовали его тоже, поскольку он стоял у всех и обеспечивал относительно высокое разрешение для просмотра текста. 80 столбцов и 25 строк или 720х350 точек. На это отводилось всего 4 килобайта видеопамяти, при том, что сама плата была совершенно огромна. Игры могли использовать лишь текст или же символы из таблицы в качестве псевдографики.

CGA выбирали не все — он имел вдвое меньшее разрешение, что критично для работы с текстом, не имел порт для принтера как MDA, и всего четыре цвета. Эти четыре цвета — розовый, голубой, белый и чёрный определили облик почти всех PC-игр на ближайшие пять лет. А в каких-то случаях до начала 90-х. Для точности скажем, что режим CGA имел несколько возможных четырёхцветных палитр, выбираемых из 16 доступных цветов, но далеко не все создатели игр их использовали, особенно после того как появились другие форматы графики. Впрочем, некоторые игры, например от Taito даже позволяли переключать эти палитры в игре.

Но с CGA режимом не всё так просто — кроме 320х200 в четыре цвета, он также поддерживал монохромный режим в более высоком разрешении 640х200, а на вдвое уменьшенном размере экрана — 160х100 он может показывать 16 цветов с оговорками. Но первый был непопулярен из-за ограничения по цвету, а второй из-за дополнительной работы. Игр во втором режиме было совсем мало, например Moon Bugs и Round 42. Но ещё, использую артефакты режима NTSC можно было добиться вывода 16 человеческих оттенков, зная как цвета "протекают" друг друга и были игры использовавшие эти трюки очень хорошо, делая графику привлекательной. Но за это приходилось платить чёткостью изображения, в тексте появлялись подтёки и слишком маленький шрифт или недостаточно контрастный рисковал стать нечитаемым. Более того, он требовал подключения через композитный вход, который использовал стандартный RCA-штекер, а не цифровой RGB, но многие пользователи в первые годы и так пользовались композитным выходом т. к. IBM сначала просто не выпускала мониторы с цифровым подключением.

Был и третий вариант — это плата Hercules или Геркулес. Вот это как раз пример того как сторонняя фирма используя открытые стандарты делает что-то своё и добивается успеха. Этот адаптер позволял иметь и текстовый режим высокой чёткости и монохромный графический режим в тех же 720х350 точек. Тот же Макинтош, который появился спустя пару лет имел меньшее разрешение. Геркулес поддерживают сотни DOS-игр, хотя не все конверсии удачны, ведь цвета всего два и других эффектов приходилось добиваться штриховкой. Игры, где есть чёткие линии смотрятся хорошо, это стратегии и симуляторы. Но не всю графику перерисовывали, а часть просто конвертировали автоматически, что тоже не всегда было удачно, особенно там где много объектов и движения. Вместо мелких деталей могла появляться просто каша. Но тем не менее, формат Hercules был успешным и в играх он поддерживался до 92-93 года.

Но всё же IBM был компьютер для бизнеса, офисной машинкой. А что нужно в офисе? Печатные машинки. А поскольку встроенного видео в них было, и за него нужно было доплачивать, то многие машины первого поколения имели как раз текстовую графику или Геркулес. Но вместе с 5150 и XT была и другая модель, которую мало видели, и мало помнят.

Реклама PCjr, направленная на домашних пользователей

IBM Pcjr или джуниор – младший стала попыткой сделать что-то специально для домашних пользователей, для которых была нужна не только скорость в вычислении баз данных, но и развлечения — игры, какие-то программы для хобби, по более доступной цене. PC junior имел от 64 килобайт памяти, встроенную графику в 16 цветов, трёхголосый звук, встроенные порты для игровых контроллеров, разъёмы для картриджей и даже беспроводную клавиатуру. DOS находился в микро В анонсе это звучало как IBM PC Home Edition, и многие ждали его с нетерпением после успеха оригинала. Sierra сделала King’s Quest специально для IBM PСjr и при финансировании компании, создав новый продвинутый движок с нуля.

Но когда в марте 83 года компьютер поступил в магазины, то энтуазизм стал исчезать. Во-первых, IBM явно сэкономила — клавиатура была низкого качества, не механическая, как у старшей модели, а скорее напоминала увеличенную клавиатуру калькулятора с неудобными кнопками. Она вошла в анналы истории и прочно в них засела.

Во-вторых, компьютер от IBM был не полностью IBM-совместимым, то есть на нём работали не все программы, в том числе многие из тех, что сделали платформу популярной. Внушительный каталог софта надо было проверять на свой страх и риск на совместимость. Свыше половины программ не работало корректно.

В-третьих, в отличие от открытого и понятного IBM PC на джуниоре использовались проприетарные технологии и были проблемы с расширением. Сначала был только один дисковод и максимум 128 килобайт памяти, чего не хватало для запуска отдельных программ с IBM PC.

И наконец, для домашнего компьютера он всё равно был недёшев и за те же деньги, а это от 700 до 1200 долларов, можно было купить почти любой компьютер конкурентов.Тех же базовых 64 килобайт памяти едва хватало для нормальной работы, ведь буфер видеопамяти мог отъедать до половины этого объёма. Конечно, IBM спохватилась, заменила клавиатуру, добавили оперативки, но было уже поздно метаться — их неудачу заметили. Всё что оставалось — это распродовать джуниоры по сниженным ценам, что IBM и сделали. Но по полной цене их никто покупать уже не хотел, они ликвидировали остатки через своих же сотрудников, и через год закрыли проект.

IBM также решил испытать свои силы в другом месте - в Японии, где они выпустили IBM PC JX, которую называют второй версией Pcjr, но о его судьбе мало что известно.

В Tandy 1000 были те же графика и звук, до 640 килобайт памяти, не было невостребованных слотов для картриджей, был выход на обычный телевизор, а не только монитор, и конечно, же более-менее нормальная клавиатура. Также он имел лучшую совместимость с стандартом IBM – порядка 90% программ работали нормально. Цена в 84-м году — 1200 долларов, та же, что и за Pcjr. То есть клон от танди оказался успешнее чем оригинал от синего гиганта и продавался не год или два, а до начала 90-х, получая различные апгрейды. Так, если вы запустите игры тех лет, или откроете печатное руководство, то среди прочих там можно найти поддержку стандарта Tandy, а не Pcjr. Именно так он вошёл в историю.

Цена контрастировала и с новой моделью от IBM, появившейся в 84-м – 286-й или AT, что означает advanced technologies т. е. продвинутые технологии. В отличие от первого компьютера здесь уже было чем похвастаться перед другими — 16-битный процессор Intel 286 с частотой 6 МГц, 24-битная шина, что позволяло иметь до 16 мегабайт оперативной памяти — колоссальный объём на то время, впрочем, цена на память тоже была коллосальной. На AT ставили 5-дюймовый дисковод на 1.2 мегабайта, то есть в три раза больше, чем у оригинала. Жёсткий диск на 20 мегабайт по умолчанию. И конечно же, он имел обратную поддержку программ, плат и устройств для IBM PC. Но какова была цена вопроса? 4000-6000 долларов и больше. Выше чем у оригинального IBM PC в топовой комплектации.

Под AT и процессор 286 игры стали активно выходить лишь в конце 80-х, а до этого большинство игр требовало лишь оригинальный 8086/8088. То есть ему понадобилось почти пять лет прежде чем стал «народным». Вульфенштейн 92 года работает именно на нём, а также Day of the Tentacle и Flashback 93-го. Хотя к тому моменту появился уже и 486 с тактовой частотой в десять раз выше, и куда большей производительностью.

В один год с IBM AT пришёл и новый стандарт графики - PGA и EGA. Первый был адаптером для профессиональных CAD-приложений, то есть инженерной графики и проектировки, и поддерживал режим 640х480х256 цветов, и при этом стоил как сам компьютер, поскольку он состоял из трёх печатных плат, где были отдельный процессор и оперативная память. А вот второй был более доступной опцией за 550 долларов.

Стандарт EGA (Enhanced Graphics Adapter) был апгрейдом CGA, был с ним совместим, поддерживая те же видеорежимы и все 16 цветов сразу, плюс к этому поддерживал до 16 цветов из новой палитры в 64 в разрешении 640х350. Чаще всего использовался стандартный для тех лет 320х200 и стандартная CGA-палитра — отчасти из-за лени программистов осваивать новые технологии, а отчасти из-за нужды иметь совместимый CGA-режим. Поэтому, игр которые используют все возможности этой графической карты не так много, а стандартную EGA-палитру видно за километр из-за одних и тех же едких цветов. Из-за довольно высокой цены, её широкая поддержка началась лишь спустя пару лет.

То есть дорогая карта по сути предлагала те же возможности, что и компьютер стандарта Tandy, который стоил 1200 долларов целиком с монитором. А уже через год появляется Amiga и Atari ST, которые предлагают то же и даже больше, при этом стоят в районе 1500 долларов за весь компьютер. Поэтому, понятно, почему даже с графическим апгрейдом IBM PC AT не стал передовой игровой платформой - он был многим банально не по карману.

Но из тех, кто хорошо работал с EGA можно назвать SimCity. Оригинал этой серии про постройку города вышел в 89-м году, и поддерживал почти все популярные графические режимы. И CGA, и Hercules, и Tandy и как раз EGA, с которым игра показывала вам город в относительно высоком разрешении 640х350 и 16 цветах - самая красивая опция до последующих релизов.

Поддержка EGA продолжилась до первой половины 90-х, по факту стандарт прожил 10 лет. Платформеры вроде Commander Keen, Duke Nukem, Cosmo’s Adventure начали свою жизнь как EGA-приложения для более широкой аудитории и из-за того, что именно для этого стандарта Джоном Кармаком был написан движок с плавной прокруткой, то чего до этого на ПК почти не видели.

По-настоящему, эпоха гейминга на ПК началась где-то в 87-м году, когда появились многие недостающие звенья. Почему он был не особо популярен поначалу как игровая платформа? Потому что это была часто офисная печатная машинка, которая не имела даже графической карты. CGA показывал убогую картинку даже на момент своего появления, и для использования на полную требовались усилия, которые не все были готовы прикладывать. EGA поначалу был очень дорог и долго раскачивался. На IBM PC не было аппаратной поддержки прокрутки экрана или поддержки спрайтов. Как и звука тоже не было, не считая малораспространённые, или слишком дорогие устройства. Лишь к концу 80-х, когда появился стандарт VGA, процессор 386, и одна из первых доступных аудиокарт — Adlib к нему стали относиться серьёзно как к полноценной игровой платформе. Но это уже материал для отдельного рассказа.

(Канал на ютубе, где ещё десятки подробных выпусков тематику истории игр, ПК и прочего)

Читайте также: