Как развить феноменальную память и скорость чтения

Обновлено: 07.07.2024

Скорочтение и память

Работа с памятью является последним и очень значимым элементом для навыка скорочтения. Многие смотрели фильм режиссера Барри Левинсона «Человек Дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом в главных ролях. Герой Дастина Хофмана – Рэймонд, страдающий аутизмом, обладает феноменальной памятью. Самое интересное, что у этого героя есть реальный прототип - Ким Пик. Он умел читать два разворота книги одновременно и запоминал дословно практически всю прочитанную информацию. Этот пример, как и многие подобные, доказывает, что способности человеческого мозга поистине велики. Несмотря на то, что Ким Пик имеет необычный для подавляющего большинства людей дар, он не родился со способностью читать 2 разворота книги одновременно и запоминать все факты. Чему-то все-таки ему пришлось научиться, а некоторые отклонения в развитии помогли ему сконцентрироваться на навыке быстрого чтения и запоминания информации.

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла. Существует множество платных курсов, помогающих овладеть хорошей способностью запоминать прочитанное, однако на нашем сайте вы сможете бесплатно найти некоторые полезные упражнения и рекомендации по улучшению памяти при быстром чтении.

По сути, работу памяти при быстром чтении можно разделить на 2 этапа:

  • Удержание прочитанного во внимании - краткосрочное запоминание прочитанной информации, которое позволяет помнить усвоенную информацию лишь некоторое небольшое время. Развитие краткосрочной памяти отчасти связано с методиками и упражнениями, которые предложены в уроках об удержании внимания при чтении и управлении информацией.
  • Долговременное запоминание прочитанного материала. Часто бывает так, что после чтения вы прекрасно помните то, что только что прочитали. Однако через определенное время, например, на следующий день вы можете уже не помнить многое из того, что усвоили вчера. Чтобы избежать этого, существуют специальные методики повторения.

1. Удержание прочитанного во внимании

В уроке по тренировке внимания, уже отмечалось, что если вы читаете интересную книгу, скорее всего, прочитанное вам будет запомнить легче, чем в том случае, если вы читаете скучный для вас учебник. Казалось бы, банальная истина, однако стоит обратить внимание на несколько свойств, которые способствуют лучшему усвоению интересного текста:

Эмоциональность. Интересный текст вызывает в вас эмоции, которые всегда помогают лучшему запоминанию. Наиболее яркие (эмоциональные) моменты человек запоминает на всю жизнь. Эмоции, вызванные текстом, также помогают запомнить его смысл или конкретные факты даже дословно.

Визуализация. Если книга вам интересна, то во время чтения вы погружаетесь в смысл прочитанного. Это погружение характерно тем, что организм пытается репродуцировать текст в зрительных образах, привлекая к восприятию также и другие органы чувств. Таким образом, интересный текст визуализируется, приобретает звучание (что для быстрого чтения не очень хорошо), и вы можете ассоциировать его с определенными кинетическими, вкусовыми и обонятельными реакциями вашего организма. Текст, который воспроизводится различными органами чувств, запоминается лучше, так как имеет больше чувственных ассоциаций, а, следовательно, больше факторов, которые помогут его вспомнить в нужный момент.

Итак, для лучшего запоминания текста можно пользоваться теми же приемами, что и для тренировки внимания при чтении. Кроме того, мы разработали специальное упражнение на тренировку запоминания конкретных слов и фраз в тексте. В этом упражнении вам необходимо внимательно прочитать текст и постараться запомнить использованные цифры, слова и так далее. После этого некоторые из них уберутся и вам придется найти те места, где раньше стояли слова и вписать их.

Кроме того, в предыдущем уроке есть упражнения на улучшение восприятия и понимания прочитанного текста, что также поможет повысить эффективность его кратковременного запоминания.

2. Долговременное запоминание

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

Еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз выявил, так называемую, «кривую забывания» или «кривую Эббингауза», которая показывает как происходит процесс забывания информации:

Кривая забывания Эббингауза

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Подробнее о принципах повторения читайте в специальном разделе о развитии памяти на нашем сайте.

Как я развил суперпамять

Все началось восемь лет назад. Однажды я проснулся от пульсирующей и колющей боли в глазу, такой сильной, что я не мог его открыть. Попробовал разжать веки пальцами — стало хуже: боль в долю секунды резко усилилась, глаз наполнился слезами, и держать его открытым стало невозможно. Я тогда кое-как смог набрать телефон своего начальника, рассказал, что со мной происходит, и предупредил, что задержусь. После чего лег, попытался уснуть, и через пару часов все прошло. Но это был всего лишь первый приступ, вскоре боль стала регулярной.

Приступы случались и ночью, и днем. Иногда по несколько раз подряд. А когда все заканчивалось, я боялся ложиться спать: вдруг все начнется по новой? На самом глазу будто было мутное стекло.

Я вернулся в родной город Неман к маме, и мы стали обращаться к всевозможным врачам. Мне ставили разные жуткие диагнозы (например, глазной клещ), но анализы их не подтверждали, а лечение не давало результата. Я жил на сильных обезболивающих, которые принимал в дозах, превышающих допустимые — боль они в какой-то степени снимали, но глобально проблему не решали.

Как я начал тренировать память

На сайте, где я занимался скорочтением, обнаружился другой курс — для тренировки памяти. Я загорелся: «Вот оно! Если я пройду его, то стану как Шерлок Холмс! Или как суперагент!» Поначалу вся эта затея была для меня способом отвлечься от своей болезни.

Я купил самый дешевый пакет и результаты увидел уже после первого занятия. До занятия нас всех протестировали: перечислили 20 слов и попросили повторить в том же порядке. У меня получилось назвать, кажется, слова три. Потом нам рассказали про одну из простых техник для запоминания — все они называются «мнемотехниками» — «цепочка», или «история». Суть в том, что вы представляете слова в виде зрительных образов и связываете их. Например, нужно запомнить список покупок: бананы, зонтик, игрушечного слона в подарок, огурцы, молоко. Вы представляете, как берете тележку и загружаете в нее бананы. Из бананов вылезает слон, он хоботом берет с полки зонтик. Тот раскрывается и на него падают огурцы, из огурцов начинает литься молоко. Да, история странная, но с ее помощью вы отлично запомнили все нужные вам предметы в нужной последовательности. Уже через пару часов я снова прошел стартовый тест, смог назвать все 20 слов в правильном порядке и почувствовал себя немножко гением, что было очень приятно.

На курсе нам давали и другие базовые мнемотехники. С их помощью мы тренировались запоминать фамилии и имена людей, иностранные слова, последовательность картинок. В этот раз я доучился до конца: помогло и то, что большую часть упражнений можно было сделать с закрытыми глазами.

Как моя жизнь начала меняться

Эту странную закономерность я заметил почти сразу: тренировки памяти действовали на меня так же, как упражнения Сильва. Чем больше я занимался, тем лучше мне становилось. Я отвлекался от своей непонятной болезни: рисовал в голове какие-то картинки, выполнял какие-то странные упражнения — и приступы боли случались чуть реже. Это, конечно, сильно мотивировало (думаю, что мотивирует до сих пор) тренироваться регулярно и усиленно. Мысль, что навыки быстрого запоминания могут как-то помогать в жизни, пришла мне в голову далеко не сразу.

То, что я начал обучать других техникам запоминания, кстати, оказалось очень полезным: готовясь рассказывать, как работает та или иная мнемотехника, я и сам начинал лучше в ней разбираться. Буквально как в том анекдоте: «Пока объяснял, сам все понял». Но полноценный онлайн-курс, которым я доволен, запустил только год назад.

Практически сразу после того, как я организовал курс для школьников, меня внезапно пригласили на телевидение — продемонстрировать свои навыки запоминания в программе «Удивительные люди» на канале «Россия». К выступлению я готовился несколько месяцев, думаю, поэтому оно и прошло с большим успехом: мне нужно было запомнить, на каких местах сидели 24 пары близнецов, и потом называть их. Я не ошибся ни разу и, кажется, стал немного знаменит.

Но неожиданно начался самосаботаж. Я начал бояться браться на публике за сложные задания по запоминанию, ведь если ошибусь, люди скажут: «О, ну не такой уж ты профессионал». Преодолеть страхи мне помогли соревнования: есть такие специальные турниры по запоминанию, даже чемпионат мира ежегодно проходит. Я, конечно, знал про них и раньше, но всегда избегал. Думал: зачем я поеду туда позориться, ведь ребята, которые там участвуют, за полминуты запоминают 80 цифр из 80, а я только 65. Решиться помогла книга «Гибкое сознание» психолога Кэрол Дуэк. В ней говорится, что у человека может быть установка на данность или установка на рост. Установка на данность — это когда вы считаете, что у вас к чему-то талант, что ваши способности даны от рождения. Установка на рост — когда вы считаете, что все тренируемо, что любые умения можно наработать и развить. Люди, у которых начинает преобладать установка на данность, избегают всего нового. Но я решил, что нужно возвращать себе установку на рост: буду больше тренироваться — будут и хорошие результаты. На первых соревнованиях дошел до полуфинала и вылетел: участники должны были запомнить последовательность нескольких десятков слов и потом по очереди их называть. Первым словом было «утешитель», я сказал «утешатель». Было очень обидно. Но этот прилюдный провал, думаю, и был мне в тот момент нужен. Он показал мне, что делать ошибки — не страшно. Да, я проиграл, но никто не стал думать обо мне хуже. И если я буду работать над собой, то в следующий раз выступлю лучше. Так я стал участвовать в соревнованиях регулярно — и делаю это до сих пор, чтобы быть в форме. В 2019 году даже выиграл международный турнир InChamp2019 в категории «Память».

Как именно нужно тренировать память

Чтобы лучше запоминать, нужно тренировать механизмы кодирования информации, ее хранения и вспоминания. Что для этого нужно сделать? Запомнить информацию осознанно. На это и работают все мнемотехники. Все они cначала помогают представить информацию в виде каких-то понятных образов — закодировать ее. А потом — соединить эти образы между собой или мысленно привязать к какому-то предмету или пространству, чтобы быстро вспомнить.

Кодировать информацию можно через ассоциации. Например, если вы хотите запомнить, что ответ на какой-то вопрос «нет» — можете закодировать его в виде образа знака «Стоп». Если никаких ассоциаций нет, то можно использовать слоговое кодирование. Оно лучше всего подходит для заучивания иностранных слов. Возьмем итальянское слово macchina [макина] — машина. Я начинаю с конца закрывать по букве, до тех пор, пока оставшиеся слоги не начнут мне напоминать какое-то слово на русском языке. Например, macchina — ничего не напоминает, macchin — тоже нет. macchi — а, это цветы, маки! Тогда я формирую в голове образ — картинку, что из машины торчат цветы маки. И так запоминаю это слово.

Есть и другие мнемотехники, вы про них, наверняка, слышали. Например, мнемофразы, всем известные с детства стихи или выражения для запоминания. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Это бытовые варианты мнемотехник, на соревнованиях они, конечно, не применяются. А вот «дворец памяти» и «цепочку», о которой я рассказывал раньше, спортсмены используют постоянно. Но и в повседневной жизни они пригодятся.

Зачем осваивать мнемотехники

В бизнесе, особенно если вы занимаетесь продажами, полезно запомнить имена, фамилии, дни рождения действующих или потенциальных клиентов и партнеров. В быту тренированная память будет оберегать от стрессов. Вот вы пошли в магазин, вернулись, и оказалось, что яйца-то купить забыли. Этого можно было бы избежать, выучи с помощью «цепочки» весь список покупок. Но и не только это: прокачав память, можно быстрее учиться новому.

В моем случае мнемотехники оказались еще и мощным инструментом для саморазвития. Раньше я терпеть не мог учиться: закончил школу, еле высидел год в вузе — и пошел работать. Теперь все иначе. Мне очень нравится узнавать что-то новое, в чем-то разбираться. Думаю, это потому, что с помощью мнемотехник я узнал, что делать это можно не только с помощью утомительной зубрежки, но и гораздо более веселым способом. Мне даже кажется, что и мозг у меня по-другому начал работать. Теперь он получает кайф от того, что его как следует используют.

Я вообще думаю, что тренировки памяти очень полезны для мозга — они поддерживают его в хорошем функциональном состоянии. Мою гипотезу подтверждает исследование мнемотехника и нейропсихолога Бориса Николая Конрада, которое он описывает в своей книге «Как запомнить все». Взяли две группы: мнемо-спортсменов (это те, кто регулярно участвует в соревнованиях по запоминанию) и контрольную группу — людей, никогда не тренировавших память. И тем и другим просканировали мозг. Обнаружилось, что у спортсменов нейронная сеть лучше развита, в частности, связи между лобными долями и гиппокампом. Это была первая часть эксперимента. Во второй уже контрольная группа в течение шести недель обучалась мнемотехникам и тренировала память. После чего их мозг снова просканировали — оказалось, что даже за такой короткий промежуток нейронная сеть у них стала более плотной.

Что касается болезни, то постепенно я начал чувствовать себя лучше, потому что научился контролировать свое состояние. Боли стали более редкими — примерно раза два в месяц — и случаются только по ночам. Но я уже привык к этому. Окончательный диагноз мне не поставили, хотя в прошлом году наметился прогресс. Я разговаривал со стажером, который, в отличие от опытных врачей, действительно выслушал все мои жалобы, и он дал совет: «Проверь-ка нос. Может быть, и не в глазах дело». Обследования показали, что, по всей видимости, причина болей в том, что забиваются носослезные каналы, из-за чего происходит эрозия роговицы. Теперь я буду копать в этом направлении.

Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».

Умение быстро запоминать информацию – залог успеха в жизни

Умение быстро запоминать информацию – залог успеха в жизни

Что такое феноменальная память

Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.

Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.

Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
  • Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
  • Высокая скорость работы мозга.

Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.

Искусство быстрого запоминания можно развить

Искусство быстрого запоминания можно развить

Реально ли ее развить

Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:

  • Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
  • Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
  • Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
  • Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.

Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.

Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.

Проводить занятия можно самостоятельно или на курсах с педагогом-психологом

Проводить занятия можно самостоятельно или на курсах с педагогом-психологом

Упражнения и методы для запоминания информации

Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:

  • Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
  • Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
  • Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
  • Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.

Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.

Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.

Быстро развить способности помогает совмещение нескольких методик

Быстро развить способности помогает совмещение нескольких методик

Развитие феноменальной памяти у детей

Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.

Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.

Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).

Дети и подростки быстрее запоминают яркие интересные образы

Дети и подростки быстрее запоминают яркие интересные образы

Примеры людей с такой памятью

Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:

  • Физик Николо Тесла;
  • Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
  • Папа Римский Иоанн Павел Второй;
  • Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
  • Юлий Цезарь, древнеримский император.

Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.

Большая скорость запоминания поможет на пути к славе

Большая скорость запоминания поможет на пути к славе

Книги по теме

Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.

Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.

На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.

Перед тем, как начинать занятия, следует ознакомиться с учебно-методической литературой

Перед тем, как начинать занятия, следует ознакомиться с учебно-методической литературой

Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.

Видео

Феноменальная память – человеческая способность к исключительному запоминанию информации с высокой скоростью, а потом ее точное воспроизведение. Человек, обладающий подобной памятью, не нуждается в смысловой связи между компонентами, он может запомнить случайные цифры, даты, данные. Исключительной памятью славились многие известные личности, но и простой человек способен ее развить, постоянно выполняя упражнения. Чтобы выработать аналогичные умения, следует разобраться: как работает память, какие есть виды, и как тренировать свой мозг.

Феноменальная память

Содержание

Как работает память

Мы воспринимаем память, как должное, но ученые до сих пор изучают человеческий мозг и поражаются его возможностям, в том числе к запоминанию.

Без способности помнить, мы бы не были людьми, ведь наша личность – совокупность воспоминаний и сделанных на их основе выводов.

С научной точки зрения память – информация, закодированная в мозгу в виде сигналов, передающихся и изменяющихся между нейронами. Это сложный процесс, задействующий миллиарды нейронов, каждая часть мозга отвечает за определённый вид воспоминаний.

Теменная кора мозга отвечает за музыкальные способности, когда человеку надо сыграть на инструменте, то задействуется данная область. Гиппокамп отвечает за новые воспоминания. Если его удалить, то человек будет помнить прошлое, но не сможет запоминать новую информацию, она просто будет моментально забываться.

Локализация памяти точно не доказана, но гипотеза о том, что каждая область отвечает за свой вид воспоминаний остается актуальной.

Есть процедурная память, она не связана с гиппокампом, поэтому разучиться езде на велосипеде, бегу, ходьбе, плаванию при его удалении нельзя.

Ученые не могут точно сказать, как работает долгосрочная память, не изучены точные механизмы запоминания информации, ее хранения. Есть только догадки и предположения. Но выявлен алгоритм запоминания, работающий на всех здоровых людях:

  • процесс запечатления информации;
  • сохранение в мозгу;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Людям свойственно быстро забывать информацию, не представляющую ценности и не пользующуюся актуальностью. Такое рациональное использование нейронных сетей позволяет не задумываться обо всем, что нам известно, давая возможность сосредотачиваться на новых знаниях.

Феноменальная память тоже до конца не изучена. Люди с такой способностью могут крайне быстро обработать в своем мозгу новую информацию и сохранить ее, когда человек с обычной памятью быстро забывает случайные данные, не подкрепленные смыслом, эмоциями и др.

Люди с феноменальной памятью могут взглянуть на листок бумаги со случайными записями цифр, слов, дат, фактов и запомнить их наизусть за несколько секунд, а потом озвучить увиденное в точности. Это поражает и открывает новые границы человеческих возможностей.

Феноменальная память тоже бывает нескольких видов, как и обычная, в зависимости от области, отвечающей за вид воспоминаний. Это значит, что люди помнят не абсолютно все, а лучше всего запоминают информацию определённым образом.

Самой популярной разновидностью является фотографическая память. Для нее характерно точное воспроизведение картинки увиденного, будь это маршрут куда-либо или расположение вещей в комнате. Человек с такой памятью может легко вспомнить даже после многолетнего отсутствия, что и где находилось, лежало, было построено и др.

Реже встречается слуховая феноменальная память, чаще всего она свойственна композиторам и музыкантам. Человек, обладающий таким видом запоминания, легко сможет воспроизвести аудиоинформацию. Стоит ему что-то услышать, сразу сохраняется у него в мозгу. Такие люди могут записывать услышанное на память в нотную тетрадь или тут же повторить на своем музыкальном инструменте.

Также встречаются индивиды с математической памятью, которые могут легко считать в уме сложные вычисления и запоминать эти процессы.

А есть те, кто легко воспроизводит информацию, полученную в текстовом виде. Таким людям достаточно один раз прочесть и все. Они могут наизусть рассказывать параграфы, романы, повести и др.

феномен и память

Как развить феноменальную память

Чтобы удивлять окружающих моментальным воспроизведением информации, необходимо тренировать память.

Наш мозг имеет безграничные возможности, если его развивать. Для начала следует ввести в привычку упражнения на запоминание. Только, если заниматься ежедневно на протяжении длительного периода, будет виден результат.

Для этого требуется сесть и пытаться воспроизвести информацию в мозгу в образы:

  • Цветные: чем эффектнее, тем лучше отложится информация;
  • Объемные: пригодится пространственное мышление, чтобы рассмотреть воспоминания с различных ракурсов;
  • Большие: чем масштабнее образ, тем больше места он займет мозгу и лучше запомнится;
  • Детальные: не забывайте про подробности и мелочи, они имеют значения;
  • Яркие: чем ярче, тем легче запомнить, тусклые и невзрачные образы быстро теряются.

Помимо развития памяти с помощью образности, есть и другие методики. Одни из самых популярных являются ассоциативная и мнемотехника.

Суть таких упражнений состоит в нахождении ассоциации к чему-угодно для укрепления смысловой связи и сохранения информации в мозгу. Часть людей пытаются найти в цифрах закономерность или ассоциировать с днем рождения родных. Другие ассоциируют цифры не с датами, а с образами: двойка – лебедь, пятерка – английская S.

Мнемотехника подразумевает развитие событийных цепочек для лучшего запоминания. Если человеку даны случайные слова, никак не связанные между собой, то следует придумать историю, задействующую все предметы.

К примеру, дан ряд слов: конфеты, пугало, бутылка, носок, снег. С помощью мнемотехники придумываем ряд событий: пугало нашло конфеты в бутылке и пересыпало их в носок, пока шел снег. Основная цель техники не только придумать цепочку действий, но и четко представить ее.

Такой вид запоминания часто используется в приложениях для изучения языков. Пока учишь слова, программа предлагает взглянуть на картинку, чтобы вызвать связь со словом, и предлагает прочесть фразу с участием изучаемого слова для создания образа и яркого события.

Еще один действенный метод тренировать мозг и развивать память – осознанное чтение. Для этого требуется просто регулярно читать, делать заметки, проговаривать усвоенную информацию. Важно читать не ради количества страниц, а ради информации, успевая анализировать каждое слово.

Никола Тесла

Известные личности, обладающие феноменальной памятью

Феноменальная память помогла многим людям стать выдающими и войти в историю.

Знания – сила, и эти люди смогли их запомнить и грамотно применить.

  1. Наполеон. Историки заявляют, что французский предводитель наизусть знал своих военных служащих: в лицо и по имени. Также он мог пересказать книгу в подробностях, прочитанную много лет назад.
  2. Теодор Рузвельт. Умел выполнять множество дел одновременно и славился многозадачностью. Президент США читал по 2-4 книги ежедневно, запоминая содержимое, легко пересказывал в подробностях родным и коллегам.
  3. Никола Тесла. Известный во всем мире изобретатель, подаривший человечеству исследования о переменном токе, славился не только открытиями и глубокими познаниями в области физики и инженерии. Он обладал фотографической памятью, помогающей хранить огромный объем информации в мозгу. Исследователь редко записывал заметки, потому что все хранилось в самом надежном месте – памяти. Когда лаборатория потерпела пожар, он с легкостью восстановил данные благодаря феноменальной памяти.
  4. Александр Алехин. Русский шахматист, известный в 20 веке, по словам современников, мог играть одновременно с десятками соперников, легко переключаясь между играми, благодаря памяти и быстрому обрабатыванию информации. Он легко запоминал комбинации и ходы, что давало ему преимущество в игре и делало великим гроссмейстером.
  5. Сергей Рахманинов. Обладал феноменальной слуховой памятью, мог за несколько секунд запомнить сложное произведение и воспроизвести его, записать в нотную тетрадь. Благодаря своим умениям стал выдающимся пианистом, композитором и дирижером.

Эти люди внесли огромный вклад в развитие человечества и не без участия своей удивительной способности быстро запоминать. Феноменальная память – это не выдумка или миф, а реальное умение, которое бывает врожденным или приобретенным, если регулярно его тренировать.

Советы

Чтобы обладать исключительными способностями, важны регулярные занятия по их совершенствованию.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут овладеть феноменальной памятью:

  1. Уделяйте минимум 15 минут в день на тренировку мозга и памяти;
  2. Играйте в шахматы;
  3. Читайте осознанно, пересказывайте прочитанное вслух;
  4. Решайте головоломки, задачки, кроссворды, ребусы;
  5. Учите наизусть стихи или прозу;
  6. Занимайтесь математикой, не стоит углубляться в интегралы и логарифмы, сильным эффектом обладает даже решение арифметических примеров;
  7. Старайтесь постоянно тренировать память в жизни, запоминая номера телефонов, адреса, имена, списки покупок, номера машин, случайные факты о людях;
  8. Не пренебрегайте здоровьем и правильно питайтесь;
  9. Занимайтесь спортом, ученые выяснили, что это благоприятно влияет на интеллектуальные способности;
  10. Высыпайтесь и не переутомляйтесь, дайте себе отдохнуть, если устали;
  11. Не забывайте гулять и дышать свежим воздухом.

Придерживаясь этих советов, вы сможете улучшить не только свою память, но натренировать мозг, сделать себя более начитанным и интересным человеком.

Вывод

Феноменальная память поражает, люди с такой способностью кажутся исключительными, но умение быстро запоминать и воспроизводить информацию доступно каждому, кто занимается тренировкой мозга. Просто возьмите себе в привычку постоянно развиваться, уделяя этому несколько минут в день.

Мозг, как и наше тело, жаждет новых преград и с удовольствием встречает трудности и решает задачи. Буквально пару месяцев тренировок, может быть, вы следующий, кто попадет в список выдающихся людей с феноменальной памятью?

У вас есть истории, когда память вас спасала или подводила? Делитесь ими в комментариях, и не забудьте оценить статью.

Читайте также: