Как развить умственные способности память и внимание заставь свой мозг работать на 100

Обновлено: 05.07.2024

Обман №1: Интеллект неизменен

На первый взгляд казалось, что Рэй — весьма позитивная женщина. Она управляла собственным бизнесом, владела процветающей соцсетью, ей нравилось вращаться в кругу людей с большими идеями, думающими о таких возможностях, о которых большинство из нас даже не мечтало.

Когда у Рэй появилась дочь, она поняла, что, возможно, вовсе не так позитивна, как ей всегда казалось. Иной тип мышления стал проявлять себя исподволь, как оно обычно и происходит. Сначала это проявлялось в том, как она реагировала на отдельные поступки своей маленькой девочки. Рэй склонялась к мысли, что дочка «такая, какая есть, чего уж там», не желая верить в то, что она может как-то повлиять на ее поведение. Когда ее молодой человек пытался обучать дочку Рэй чему-то новому, она ощущала легкий дискомфорт, ощущая импульс защитить ребенка от возможного разочарования, если у нее что-то не получится. Ее постоянно мучила мысль, что дочурка «еще слишком мала, чтобы обучаться».

Причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь.

Однажды ее молодой человек посмотрел на Рэй и произнес: «Неужели ты думаешь, что она ничему не научится и не станет умнее?». Конечно же, это было не так: ее маленькая дочь отличалась умом и любопытством, каждый день узнавая что-то новое. Это было очевидно. и все же, где-то глубоко внутри Рэй засело твердое убеждение, что «нет, она такая, какая есть». Рэй приходилось бороться с предубеждением относительно интеллекта своей дочки.

Подобные убеждения невероятно коварны. Мало кто из нас осознает наличие у себя ограничивающих убеждений, которые, по нашему мнению, есть у других. Но они все равно просачиваются, влияя на наше ощущение счастья — в работе, в семье, в отношениях с детьми. Если мы верим, что улучшить ничего нельзя — так оно и будет. Невероятно трудно чего-то добиться, если вы сами не верите в свои силы.

Кэрол Двик, профессор психологии Стэнфордского университета, описывает разницу между косным и подвижным мышлением:

«Студенты с косным мышлением верят, что их базовые способности, интеллект и различные таланты неизменны. Они просто обладают определенным количеством этих особенностей, и на этом все — дальше все их усилия сводятся к тому, чтобы все время поддерживать умный вид, не давая повода упрекнуть себя в глупости. В то время, как студенты, обладающие подвижным мышлением, считают, что их таланты и способности можно развивать с помощью напряженной работы, учебы и настойчивости. Они не считают, что все равны в своих возможностях, и каждый может стать Эйнштейном, но верят, что каждый может стать умнее, если будет над этим работать».

Как и Рэй, большинство из нас не задумывается о том, каким мышление обладает — косным или подвижным. Основная масса людей продолжает мыслить теми же шаблонами, что их родители, даже не подозревая об этом. Как бы то ни было, принятие того или иного формата мышления оказывает глубокое воздействие на наше отношение к собственной жизни. С косным мышлением все остается неизменным — мы бессильны что-либо изменить. С подвижным мышлением, у нас появляется возможность улучшить все, что угодно.

Если Рэй считает, пускай даже не вполне осознанно, будто ее дочь не способна получать знания, что она делает вместо того, чтобы заняться ее обучением? Вероятно, множество вещей — успокаивает, дает отдохнуть, отвлекает внимание. Все это позволяет облегчить текущий стресс, но никак не способствует развитию ребенка. Точно так же, когда в зрелом возрасте мы решаем, что не в состоянии учиться, как мы начинаем себя вести вместо того, чтобы взять на себя ответственность и приступить к изучению того, что кажется нам интересным и важным? Мы убеждаем себя, что в этом нет особой необходимости, оправдываемся, обвиняем других людей или сложные обстоятельства, а затем отвлекаемся на какое-то занятие, которое дает нам ощущение комфорта.

Откуда берутся эти ограничивающие убеждения вы либо не можете вспомнить, либо они уходят корнями в ваше детство. И это оказывает огромное влияние на ваше отношение к собственному интеллекту и способностям к обучению. Оценка уровня IQ и различные виды тестов были придуманы в начале прошлого века, чтобы лучше оценить, какие ученики будут испытывать особенные затруднения в школе. Французский психолог Альфред Бине и его ученик Теодор Симон были одними из первых ученых, которые предложили тестирование для измерения интеллекта после того, как это было поручено им французским правительством.

Они смогли разработать тест, который учитывал фактор возраста, поскольку этот показатель напрямую связан с компетентностью. Их также хвалили за то, что этот тест можно было легко адаптировать к другим языкам.

Прошло уже больше ста лет, однако, по-прежнему горячо обсуждается вопрос, могут ли подобные тесты действительно измерять интеллект, который представляет собой способность приобретать и усваивать знания, и прочую информацию. Что интересно, сам Бине остался недоволен тем, как использовался разработанный им тест, поскольку он не позволял измерить творческий потенциал или, так называемый, эмоциональный интеллект.

Кроме того, наше культурное понимание подобных тестов таково, что мы придаем всем этим баллам чрезмерное значение. Нам свойственно считать, что показатели IQ — это зафиксированное отражение нашего интеллекта, что вовсе не так. Тест на IQ, на самом деле, позволяет измерить лишь текущий уровень академических возможностей (знаний), а не врожденный интеллект. До сих пор IQ-тесты не могут измерить креативность или практический интеллект (который можно рассматривать как некий «житейский ум»), и уж точно они не могут оценить эмоциональный интеллект — в то время, как три этих элемента играют все большее значение в нашей жизни и на работе.

Важно помнить, что существует огромная разница между результатами теста и вашими способностями к обучению. «Те, кто утверждают, что IQ это данность, с которой придется жить всю жизнь, на самом деле отталкиваются от балльной системы IQ-тестов, результаты которых относительно неизменны. Чего нельзя сказать о нашем уровне интеллекта, который постоянно растет», — считает Брайан Роше из Национального университета Ирландии.

Дэвид Шенк развивает эту идею в своей книге «Каждый из нас гениален». Он пишет, что у каждого есть потенциал стать гением, или, по крайней мере, обрести некое величие. Но причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь. «Вера во врожденную одаренность и, наоборот, ограниченность возможностей очень мягко действует на психическом уровне: оказывается, вы не являетесь великим оперным певцом, просто потому, что не способны им стать. Это всего лишь способ, с помощью которого вас связывают по рукам и ногам. Представление о таланте, как о неком врожденном даре, делает наш мир более управляемым, более удобным. Это освобождает человека от бремени ожиданий».

Истина: дело не в том, умны ли вы, а в том насколько вы умны. Существует несколько типов интеллекта (подробнее на этом остановимся позже). Как и многие другие вещи, интеллект — это сочетание взглядов и действий, он напрямую зависит от контекста.

Новое убеждение: интеллект способен меняться.

Обман №2: Мы используем только 10% нашего мозга

Мы все наслышаны об этом мифе. Кто-то впервые услышал об этом на школьных занятиях, а кто-то — от своего друга. Некоторые могли узнать о нем из средств массовой информации — может быть, это было телешоу, а может документальный или художественный фильм. Обычно этот миф используют, чтобы подчеркнуть, какие удивительные возможности остаются нераскрытыми: мол, если бы мы только могли получить доступ к остальной части нашего мозга, каких вершин нам удалось бы достичь?

Корни этой истории уходят сразу в несколько источников, но, как часто случается, когда формируется какое-то общественное мнение, она является следствием целой цепочки событий. Некоторые приписывают авторство этой теории писателю и философу Уильяму Джеймсу, который в своей книге «Человеческие энергии» написал: «Мы используем только небольшую часть наших ментальных и физических ресурсов». Либо начало могло положено работой французского физика Пьера Флуранса, известного своими открытиями в конце 1800-х годов на тему того, как работают и взаимодействуют мозг с нервной системой.

Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются

Также, этот миф может быть связан с проводившимися в 1920-х годах опытами доктора Карла Лешли. Когда Лешли удалил у крыс часть коры головного мозга, ответственную за когнитивную обработку более высокого порядка, он обнаружил, что крысы все еще могли заново обучаться некоторым задачам. Это привело его к гипотезе (сразу скажем, неверной), что целые части мозга не обязательно могут использоваться в повседневной жизни.

Некоторые обвиняют в возникновении этого мифа томографию и МРТ-сканирование, которые показали на экране яркие пятна, дав упрощенные объяснения в духе: «Так ведет себя ваш мозг, когда вы что-то изучаете». Эти изображения, как правило, показывали только одну часть мозга, заставляя непрофессионала сделать вывод, что мы используем лишь небольшую его часть.

За последние сто лет это предположение было увековечено в бесчисленных рекламных объявлениях и фильмах. Кино-адаптация книги «Темные Поля» 2011 года, вышедшая в прокат под названием «Безграничность», утверждает, что мы используем только 20 процентов функций нашего мозга; фильм 2014 года «Люси» заявляет, что мы используем лишь 10 процентов. В 2017 году, в одном из эпизодов сериала «Черное зеркало», славящемся своим скрупулезным подходом к проработке материала, а также продуманным использованием фактов и статистики, прорекламировали этот миф, провозгласив: «Даже в самый лучший день мы используем только 40 процентов наших умственных способностей». Все эти сюжетные линии закручивались вокруг идеи раскрытия нашего самого большого, пускай и скрытого, потенциала.

Само собой разумеется, что этот миф, несмотря на свою распространенность, ложен.

В радио-шоу станции NPR ведущий однажды сыграл в Моргана Фримена, вопрошая характерным для того драматическим басом, в русле сценария, по которому был снят фильм «Люси»: «Что если бы мы получили доступ ко всем 100 процентам нашего мозга? Что мы тогда могли бы совершить?».

Нейробиолог Дэвид Иглман дает резкий ответ: «То же самое, что и сейчас. То есть, мы и так уже используем нашего мозг на все сто процентов».

Это подтверждается бесчисленными доказательствами — их слишком много, чтобы все перечислять, но Барри Бейерштайн, профессор психологии в Университете Саймона Фрейзера, что в Британской Колумбии, описал некоторые из главных научных открытий, которые опровергают этот миф.Позвольте мне их здесь привести:

— Исследования поврежденного мозга показывают, что нет ни одной его области, которая может выдержать повреждение без потерь для своих способностей, что опровергает старые теории. Сканирование мозга показало, что все его области активны, независимо от того, какого рода эта активность. Даже когда мы спим, все доли нашего мозга продолжают работать.

— Наш мозг — это, образно выражаясь, энергетический проглот. Он занимает лишь 2 процента от нашего общего веса, однако, пожирает 20 процентов энергии — это больше, чем использует любой другой орган тела. Нам не нужно было бы такое невероятное количество энергии для органа, который функционирует всего лишь на 40 процентов от своих возможностей (или того меньше).

— Ученые также определили, что различные области мозга взаимодействуют друг с другом. После десятилетий усердного изучения мозга, они пришли к выводу, что бесполезных частей в нем попросту не существует.

— И наконец, мы узнали, что мозг, в случае необходимости, использует такой механизм, как обрезание синапсов. Если бы мы перестали использовать большую часть нашего мозга, то вскоре бы увидели, что обширные его области просто-напросто вырождаются (чего мы не наблюдаем — разве что, в случае каких-либо болезней мозга).

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что этот миф не соответствует действительности. В интервью «Scientific American» невропатолог Барри Гордон из балтиморской Медицинской школы Джонса Хопкинса заявил, что эта идея «столь ошибочна, что почти смехотворна».

Истина: я хочу, чтобы вы поняли — вам уже сейчас доступен весь потенциал вашего мозга. Утопия, описанная во всех этих фильмах и телепередачах, существует и ждет вас. Просто, хотя мы все уже используем наш мозг на полную катушку, некоторые люди используют его лучше, чем другие. Так же, как большинство людей используют свое тело на сто процентов, есть люди, которые сильнее, быстрее, гибче и энергичней остальных. Смысл в том, чтобы научиться использовать ваш мозг максимально эффективно, и к концу этой книги у вас появятся для этого все необходимые инструменты.

Новое убеждение: я учусь использовать свой мозг наилучшим образом.

Обман №3: Если допустил ошибку — значит, ты неудачник

Когда мы слышим имя Эйнштейна, то сразу вспоминаем о его блистательных интеллектуальных подвигах, совершить которые, как верит большинство людей, никому из нас не под силу. И это во многом заслуженно: Эйнштейн сделал для развития научной мысли и, в частности, физики больше, чем любой другой ученый нашего времени. Его открытия сделали возможным появление некоторых из самых важных современных технологий.

Позднее Эйнштейну доводилось совершать простейшие математические ошибки в некоторых из своих важнейших работ. Среди его многочисленных ошибок можно отметить семь серьезных оплошностей в каждой из версий теории относительности; неточности, связанные с синхронизацией часов во время проведения различных экспериментов; а также масса ошибок в математических и физических расчетах, используемых для определения вязкости жидкостей.

Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас.

Можно ли считать Эйнштейна из-за его ошибок неудачником? Едва ли. Самое главное, что он не позволил этим ошибкам его остановить. Он продолжал экспериментировать, внося весомый научный вклад в исследуемые области. Широко известна его фраза: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал ничего нового». Более того, никто не помнит, что он совершал ошибки — он остается в нашей памяти из-за своих достижений.

Итак, почему мы же так боимся ошибиться? Возможно, корни этого страха уходят еще в школу, где нас судили, исходя из количества найденных ошибок, и их наличие в каждом конкретном тесте показывало — сдали мы его или нет. Если возле классной доски мы давали неверный ответ, то обычно так смущались, что впоследствии большинство учеников никогда сами не тянули вверх руки. К сожалению, ошибки редко используются в качестве особого инструмента для обучения; в основном, их используют, как способ измерения способностей ученика.

Если вы делаете много ошибок, то не проходите тест и проваливаете урок — все, иного не дано. Нам нужно это изменить. Слишком многие из нас даже не пытаются воспользоваться всей полнотой своих способностей, боясь допустить ошибку. Вместо того, чтобы рассматривать ошибки, как доказательство неудачи, оценивайте их, как подтверждение того, что вы стараетесь двигаться вперед.

Бет Комсток, бывшая вице-председатель «General Electric», с ее командой поняли это, когда компании пришлось отказаться от новой продуктовой линейки, в которую уже были вложены инвестиции. Комсток, написавшая книгу «Представьте себе это: мужество, креативность и сила перемен» часто говорит о том, что сейчас от бизнеса и работающих в нем людей постоянно требуется, чтобы они быстрее адаптировались к постоянно изменяющейся обстановке.

Она размышляет о том, как вместе со своей командой смогла научиться считать допущенные ошибки не провалами, а некими важными уроками, которые позволили разработать новые продуктовые линейки и принести, таким образом, компании успех.

Вместо того, чтобы зацикливаться на ошибках, они начали спрашивать себя, какой урок можно из них почерпнуть.

Истина: ошибки вовсе не означают неудачу. Это признак того, что вы пробуете что-то новое. Вы можете считать, что обязаны быть совершенными, но жизнь не предназначена для того, чтобы постоянно на кого-то равняться; речь идет о том, что надо сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. Когда вы учитесь на своих ошибках, это позволяет вам стать лучше. Также, важно помнить, что вы не тождественны вашим ошибкам. Они ничего не говорят о вашей личности. Очень просто сделать вывод, что вы бесполезный человек, но важно знать — это вы делаете ошибки, а не они вас. Представьте себе, что ошибки это ступеньки, и используйте их, чтобы подняться на следующий уровень. Важно не то, как мы совершаем ошибки, а то, как мы с ними справляемся.

Новое убеждение: неудач не существует. Кроме неудачи в учебе.

Можно ли заставить мозг работать на 100%

В качестве эпиграфа хочется привести слова известного ученого, исследователя и популяризатора науки Константина Владимировича Анохина, который большую часть своей жизни посвятил изучению феномена мозга:

«Человеческий мозг – величайшая тайна природы. Сегодня мы больше знаем о законах окружающего нас мира, космоса, вселенной, чем о самих себе. Но если человек создан природой, значит мы можем надеяться понять природу этого явления».

Главные признаки современного успешного человека

  • высокий интеллект;
  • хорошая память;
  • креативность;
  • интуиция;
  • эффективность;
  • способность быстро принимать правильные решения;
  • способность легко усваивать новые знания.

Психологические функции мозга – это производные от работы миллионов клеток. В среде обывателя далекого от академической науки, давно укрепилась поверхностное суждение суть коего сводится к утверждению, что среднестатистический человек использует свой мозг лишь на 3- 5%.

Функции

Многие задаются вопросом – как заставить работать мозг на все 100 ? Ответ найти непросто. Ядро ЦНС – высокоорганизованная структура, которая помимо когнитивных процессов (память, мышление, воображение) отвечает за поддержание жизни в теле человека и регулирует все биологические процессы, протекающие в нем.

Именно мозг заставляет биться наше сердце, контролирует работу легких и заставляет нас отдернуть руку от горячего предмета при первых признаках боли (благодаря способности чувствовать боль, мы можем надеяться дожить до глубокой старости).

Большинство процессов, протекающих в голове не должны осознаваться иначе это может привести к катастрофе. Эпилепсия – заболевание которое приводит к нарушению работы мозговой структуры. Мозг не в состоянии контролировать активность некоторых участков что приводит к потере памяти и конвульсивному обмороку.

Как заставить ЦНС работать быстрее

Ответить на этот вопрос нам помогут шахматы. Шахматисты высокого уровня тратят огромное количество времени на подготовку к турнирам и это неудивительно.

Все шахматисты премиум класса активно занимаются спортом и это несмотря на то, что шахматы тяжело связать с физическими нагрузками, а большую часть партии противники проводят, сидя в удобных креслах.

Наш организм – взаимосвязанная система. Правильная работа мозга зависит от многих факторов:

  • четко выверенный режим (сон, принятие пищи, прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки)
  • правильное питание, диета
  • грамотное чередование периодов нагрузок и времени на отдых
  • правильное эмоциональное состояние
  • мотивация
  • бытовой комфорт

Мозг, как и мышцы следует упражнять!

Не избегайте нового. Попадая в непривычную для вас обстановку или сталкиваясь с очередной проблемой требующей нестандартного решения вы заставляете свой мозг работать. Это должно войти в привычку.

Со временем многие задачи, казавшиеся ранее сложными уравнениями, превратятся в развлекательные головоломки. Мощность главного процессора напрямую связана с объемом перерабатываемой информации.

Главное – чувство меры. Не стоит излишне перегружать себя работой, но стоять на месте не получится. Либо ты медленно и уверенно развиваешься, либо спускаешься на ступеньку вниз.

Культура

Интеллект бывает разный. К примеру многие дети аутисты прекрасно владеют счетом, могут манипулировать огромными числами в уме и обладают хорошей математической памятью, но при этом плохо приспособлены к жизни в обществе.

Чтобы максимально увеличить свою эффективность следует стремиться быть разносторонне развитым человеком. Культура – огромный кладезь полезной информации для тех кто хочет улучшить качество своей жизни.

Книга

Конечно можно быть узким профессионалом в своей области, но сделает ли этот статус вашу жизнь ярче и счастливей. Культура – хороший способ активного отдыха. Как развить мозг на 100 процентов? Посещайте театры, читайте книги, слушайте классическую музыку.

Быстрый способ увеличить эффективность работы когнитивных процессов

Неважно, добьетесь вы большого успеха в этом деле или нет. Это прекрасный способ расширить ваш кругозор и максимально увеличить использование мозга, пусть даже не на 100 процентов.

Работа над собой

Как заставить мозг работать на 100 процентов в понедельник утром? Никакой жалости к себе. Чтобы не случилось с вами вчера – ноги в тапки и в душ. Желательно контрастный. Несколько взмахов руками, приседания, упражнение на пресс.

Физические нагрузки на свежем воздухе способствуют выработке серотонина (гормона счастья) который отвечает за хорошее эмоциональное состояние. Легкий завтрак, витамины. Все, вы готовы к новой трудовой неделе.

Наш мозг «запоминает» наши настроения. Искусственно создавайте внутри себя ощущение подъема. Со временем это войдет в привычку и станет вашей второй натурой. Надо научиться правильно распределять свое время и не тратить его на плохие эмоции.

Откажитесь от употребления табака и алкоголя

Путь к совершенству проходит через самоограничение и дисциплину. Следует не только вести правильный образ жизни, но и принуждать себя постоянно развиваться и повышать уровень интеллектуальной деятельности.

Доказано что употребление табака значительно понижает работоспособность. Сто грамм алкоголя может временно повысить вашу работоспособность, но затем наступает спад, потеря внимания и концентрации.

Кроссворд

Но не стоит превращаться в отшельника или аскета. Просто не теряйте чувство меры, а все, что вы делаете – делайте с удовольствием. Хорошее настроение – залог высокой работоспособности.

Каковы же практические рекомендации на тему, как развить мозг на 100 процентов? Самый простой способ развить когнитивные способности – решать интеллектуальные задачи. Развитию памяти, мышления и интуиции хорошо способствуют занятия с шахматами, разгадывание кроссвордов, написание статей или ведение дневника.

Но чтобы добиться серьезного прогресса в развитии своих способностей надо подходить к процессу обучения систематически и регулярно. В этом деле нет лучшего помощника чем высшее образование.

Учиться никогда не поздно. Хотите быстро повысить свой интеллект – добро пожаловать в институт. Если у вас нет возможности тратить столь много времени на обучение, запишитесь на какие-либо курсы, или получите дополнительное образование.

Привычка получать и осваивать новую информацию – основное отличие человека XXI века.

Фармакология – чудо современной медицины. С середины 50-х годов прошлого столетия в мире начался настоящий бум. На свет появились чудо препараты которые сразу обрели популярность. Всевозможные пищевые добавки, витаминные комплексы и настойки изготовленные на основании «древних рецептов», а также вполне серьезные медицинские препараты используемые в современной психиатрии.

Таблетки

Действительно, многие из них доказали свою эффективность. Но будьте осторожны. По-настоящему качественные лекарства вам может порекомендовать только квалифицированный врач. Не стоит экспериментировать на своем здоровье.

Киборги наступают

Это больше похоже на сюжет научно-фантастического фильма. Американские ученые создали устройство способное регулировать настроение человека. Это не вымысел. Больному хронической депрессией вживили электрод в участок мозга отвечающему за выделение гормонов счастья. Устройство оборудовано пультом управления, который регулирует уровень раздражения. Человек первый раз за много лет улыбнулся.

Полушания

Уже сегодня ученые утверждают, что могут на 20% увеличивать объем памяти, вживляя специальные имплантаты в мозг человека. Но существует другая сторона вопроса. Будут ли иметь доступ к этим инновациям широкие слои населения?

Развитие ребенка или как возраст влияет на работоспособность ЦНС

Большинство ученых придерживаются гипотезы о наличии у человека врожденной способности к обучению. Правда это способность имеет свои возрастные ограничения.

Профессиональные спортсмены, добившиеся высоких результатов, начинали свое обучение в раннем детском возрасте.

Мозг ребенка восприимчив ко всему новому, но если в определенном возрасте не заложить основы, со временем это будет сделать труднее. Считается, что физиологически мозг человека продолжает свой рост примерно до 24-26 лет.

Далее выносливость и креативность постепенно уступает место опыту и профессиональной интуиции.

Вместо заключения

Несмотря на резкий скачок в развитии научно-технического прогресса, мозг человека остается величайшей тайной вселенной. Сегодня можно смело утверждать, что вся наша личность во всем ее многообразии заключена в этот драгоценный сосуд.

Какие способы развития мозга вы знаете? Решать логические задачки, играть в интеллектуальные игры, читать книги. На самом деле, развивать мозг можно с помощью очень простых обыденных вещей. Например, высыпаться. Да-да, нашим нейронам это жизненно необходимо.

Чтобы максимально использовать свои навыки запоминания, вы должны быть спокойным и внимательным. Основной способ правильной настройки на запоминание состоит в том, чтобы достаточно спать. При недостатке сна вы окажетесь неспособны сохранять необходимую концентрацию, чтобы закодировать в памяти желаемое.

Интересные факты о мозге

  • Размер и вес мозга не связаны с уровнем интеллекта.
  • Мозг работает активнее, когда мы спим.
  • Мозг производит достаточно электричества, чтобы загорелась небольшая лампочка.
  • Мозг на 60% состоит из жиров.
  • Мозг не чувствует боль.
  • Объём памяти мозга практически не ограничен.
  • Мозг никогда не спит и не отдыхает. Даже во сне мозг работает в два раза больше, чем в состоянии бодрствования.
  • Мозг не устает от интеллектуальной работы. Чувство усталости и апатии в первую очередь появляется из-за эмоций и переживаний.
  • Мозг одинаково воспринимает реальность и воображение. Мы изначально реагируем на любое действие, фразу, не разделяя ее на правду или ложь.
  • Мозг нужно тренировать, иначе он теряет свои способности.

На самом деле: практически любой навык можно освоить и развить в зрелом возрасте

Например, хирурги начинают заниматься на скрипке в 30+ лет, чтобы развить мелкую моторику. Спецслужбы заставляют сотрудников проходить компьютерные игры, чтобы развивать скорость реакции, логику и вырабатывать правильное поведение.

В этой статье мы посмотрим как прокачивать нужные навыки с нуля в любом возрасте.

Мы можем прокачать свой мозг

Любая деятельность способна изменить мозг, формируя новые нейронные связи. Даже если нам кажется, что мы вряд ли добьемся успеха в карьере, то с помощью постоянных усилий мозг начнет сам прокладывать путь к цели.

1. Рисуйте

Когда никак не решается сложная задача или нужно сделать серьезный выбор. Это занятие активизирует оба полушария, и мозг быстрее находит верное решение. Интегрированные занятия показали, что дети скорее осваивают математику и быстрее запоминают информацию, если иллюстрируют новый материал или просто калякают на полях.

2. Делайте зарядку

Мозг лучше работает во время комплексных физических упражнений – выделяются гормоны, которые улучшают память, ускоряют усвоение новых навыков и заботятся о здоровье уже существующих нейронов. Например, в одном эксперименте испытуемые решали задачи. В перерыве одна группа делала зарядку, а вторая отдыхала сидя. В итоге лежебоки хуже справились с заданием.

3. Витайте в облаках - это полезно

Нужно периодически отключаться от активной деятельности, чтобы мозг мог расслабиться.

4. Повторенье – мать ученья

Мозг стирает ненужную информацию, чтобы запомнить новую. То, что вы забываете какие-либо данные, говорит о том, что вы ими давно не пользовались. Поэтому почаще вспоминайте важную информацию для вас. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник. Проведите время со своими воспоминаниями. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут вам расслабиться.

5. Питайтесь правильно.

В регулярный рацион включить жирную рыбу, икру, орехи, фрукты и овощи.

Могут ли вредные жиры сделать вас глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие.

Но хуже дело обстояло с диетой, когда процент жирности был увеличен. Жир может уменьшить поток богатой кислородом крови к вашему мозгу.

Вы можете потреблять ежедневно около 30 процентов калорий в виде жира, но большинство из них должны поступать от рыбы, оливкового масла, орехов. Избегайте жиров, содержащихся в крекерах и различных закусках.

6. Развивайтесь

Не бойтесь попробовать себя в том, о чем мечтали в детстве. Новые знания создают новые нейронные связи, защищая мозг от старения. Пусть вас не смущают возрастные рамки: на Олимпиаде в Пхенчхане в дисциплине «горные лыжи» Мексику представлял спортсмен, который за год до этого впервые освоил данный вид спорта – в 40 лет.

7. Думайте позитивно, будьте оптимистом

Позитивное восприятие чего-либо заставляют мозг перестроить мировосприятие и снижают уровень тревожности, тем самым уменьшает нашу усталость и мы больше можем сделать.

Недавние исследования показали, что мозг лучше всего работает там, где слышит шум волн, чувствует соленый свежий воздух, видит оттенки синего и ощущает теплый песок. Поэтому на побережье моря или океана мы быстро восстанавливаем силы.

8. Пробуйте новые вкусы и запахи

Обоняние – способность мозга распознавать сохранять и запоминать запахи и вкусы и соотносить их с увиденным и услышанным.

Тренируйте обонятельную память: пробуйте, ощущайте, вдыхайте новые и необычные для вас вкусы и запахи. Пробуйте много, пробуйте разное, находите лучшее для вас.

9. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот)

1. Можно научиться писать левой рукой, рисовать левой рукой, использовать левую руку в повседневном труде, сделать левую руку сильнее.

Большинство людей в течение жизни тренируют и разрабатывают только правую руку, а левой отводится лишь вспомогательная роль. Левое полушарие контролирует логическое мышление, речь, письмо и отвечает за работу правой половины тела, а правое — средоточие интуиции, творческого восприятия, координирует левую половину.

Развивая левую руку, человек заставляет продуктивнее работать мозг, подключая к логике и рационализму интуитивные, творческие каналы.

10. Путешествуйте по новым местам

Об этом не первый век предупреждают философы, психологи, биологи, а теперь и нейронауки: наш главный враг — автоматизм. Выполнение однотипных действий без включения в процесс, хождение одними и теми же маршрутами, выбор однообразных развлечений и мест посещения — все эти неизбежные спутники повседневной жизни на нейронном уровне запускают режим «дня сурка».

Когда мир вокруг становится однообразным и известным, мозг перестает утруждать себя записью и усвоением информации, становится ленивым, неповоротливым , чья единственная обязанность — поддерживать шкурные интересы тела и минимальные запросы его владельца.

В противоположном случае вместо деградации мы имеем колоссальное развитие вплоть до увеличения размеров нашего серо-белого Капитана. Все благодаря нейропластичности, то есть способности мозга корректировать свою работу через создание новых нейронных связей при контакте с окружающей средой. Внешнее разнообразие и вариативность контактов с ним — здесь ключевые факторы.

11. Разгадывайте загадки

Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.

12. Улучшайте навыки

Обычные занятия, такие как шитьё, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Но! Заставляйте себя выполнять всё это по-новому, чтобы улучшить свои навыки. Изучите новые способы рисования, разгадывайте более сложные кроссворды. Достижение более высоких результатов поможет вашему мозгу быть здоровым.

13. Прочитайте новые книги

Чтение помогает расширить кругозор знаний об окружающем мире и увеличить словарный запас, а потому наша память улучшается в качественном смысле. При чтении литературы нам приходится концентрироваться и долго удерживать внимание на объекте повествования, при пролистывании ленты новостей происходит ровно обратное.

Это та книга, которую сейчас читаю я. Мне очень нравится, получаю новую для себя информацию. Это та книга, которую сейчас читаю я. Мне очень нравится, получаю новую для себя информацию.

И нельзя не упомянуть, что те, кто отдает предпочтение книгам, реже имеют проблемы с засыпанием, лучше расслабляются и повышают качество сновидений. Читать лучше внимательно и вдумчиво, с полным «погружением».

14. Изучайте что-нибудь новое

Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова. Есть большая корреляция между словарем и вашим интеллектом.

Когда у нас словарный запас постоянно пополняется новыми словами, то наш интеллект может работать по-другому.

Пользуясь этими способами, вы точно улучшите свою память, способность мыслить аналитически и концентрироваться на чем-то одном. Ну, и главное – помнить, что хорошая память - это лучше, чем плохая.

Где только на все это время найти?

Помните, что независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка. Но, не обязательно одновременно использовать сразу все методы и способы развития своего мозга.

Вы можете выбрать наиболее подходящие вам и успешно чередовать их.

Заставьте ваш мозг трудится, если вы не хотите, что бы он заржавел как автомобиль на свалке.

Алиса Павлова

Мозг, как и мышцы, умеет адаптироваться к нагрузке. И те дела, которыми вы занимаетесь часто, становятся рутиной. Как же его тренировать? Главное правило – давать мозгу непривычную, новую информацию. Благодаря этому будут формироваться новые нейронные связи, и мозг будет развиваться. Вот несколько упражнений, с помощью которых можно это сделать.

Меняйте руку и закрывайте глаза

Большинство повседневных действий, таких как чистка зубов, одевание, приготовление пищи, мозг производит на автомате, экономя силы. Можно его удивить: например, чистить зубы не правой рукой, как обычно, а левой, или попытаться позавтракать, периодически закрывая глаза.


Тренируйте тактильность

Известно, что около 90% информации человек получает с помощью зрения. А вот способность использовать осязание у среднестатистического человека развита слабо. Это можно использовать в тренировках мозга. Например, попробуйте выучить шрифт Брайля или научитесь на ощупь определять номинал монет.

Смените имидж и сделайте перестановку

Мозг привыкает к окружающей обстановке – расположению мебели в доме и предметов на рабочем столе, к отражению в зеркале и набору привычной одежды. Не обязательно проводить капитальный ремонт и радикально менять внешность. Достаточно, например, периодически делать небольшую перепланировку и, чтобы «встряхнуть» восприятие, пробовать новое в одежде.


Задействуйте обоняние

Годами используете одни и те же духи? Пришло время это изменить! Хороший способ, чтобы заставить мозг работать, – избавить его от «ароматической» рутины. Обоняние – важный канал для восприятия действительности. В него тоже нужно периодически привносить что-то непривычное, будь то новые духи или специи при готовке.

Используйте другие маршруты

Дом – работа – дом. Этот маршрут может оставаться неизменным годами. Итог – мозг проходит его на автопилоте, совершенно не включаясь в процесс. Попробуйте добираться до офиса разными способами и хорошенько изучить район, где живёте, гуляйте там, где ещё не были. А перед поездкой в новое место, заранее внимательно изучите карты и попробуйте добраться до нужной точки без подглядываний в приложение с картами и подсказок навигатора.


Замените вилку на палочки

Приём пищи – тоже рутина для мозга. Попробуйте освоить новые навыки! Всю жизнь едите вилкой? Возьмитесь за палочки! Первое время будет сложно, но это станет прекрасной тренировкой.

Двигайтесь асимметрично

Например, попробуйте рисовать на бумаге одной рукой треугольник, а другой – квадрат. Или восьмёрку и звёздочку. В общем, фигуры не должны быть похожими друг на друга. Изобразить их по отдельности не составит труда, но если делать это одновременно, мозг будет озадачен.


Читайте цветные слова

На картинке для этого упражнения написаны названия цветов (название и цвет слова не совпадают). Нужно назвать именно цвет, а не читать текст. Это сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Попробуйте!

Решайте головоломки

Судоку и кроссворды тоже полезны для тренировки мозга, но при одном условии: если вы решаете их нечасто. Если же каждый день вы заполняете по десять судоку и сходу можете назвать столицы Мадагаскара, Мозамбика и Сомали, эти виды головоломок для вас – рутина, и мозг к ним уже привык.


Смотрите на таблицы Шульте

Таблицы Шульте – тренажёр, который развивает внимательность, скорость чтения и улучшает периферийное зрение. Задача – глядя в центр таблицы, как можно быстрее найти боковым зрением все числа от 1 до 25.



На самом деле, если все нейроны активны (дают на выходе «1»), это называется эпилептическим припадком. Что-то на гениальность не похоже.

Уже в наше время в науке господствует теория, что так называемые «спящие мощности» на самом деле работают в режиме ожидания. Нейроны не пашут постоянно, одни уходят в «сон» или вовсе умирают, просыпаются другие, «яйца в одной корзине не лежат», все процессы в мозгу многократно продублированы. «Пользователи (как известно) делятся на тех, кто не делает бэкапов, и тех, кто их уже делает». Эволюция это правило за миллионы лет усвоила стократ, и резерва свободных нейронов с запасом хватает для сохранения работы мозга даже тем, кто выживал при ранении в голову навылет.

  • Дело не только (и не столько) в резервных мощностях, сколько в том, что работа одних групп нейронов обязательно тормозит (то есть «выключает») работу других групп, выполняющих противоположную функцию. На примере: когда мы сгибаем руку, то ответственные за это нейроны не только посылают сигнал возбуждения соответствующим мышцам, но заодно тормозят нейроны и мышцы, которые отвечают за разгибание. Таким образом, все системы мозга не могут одновременно работать в принципе. Это как требовать от машины, чтобы колеса крутились одновременно вперед и назад.

Впрочем, это не мешает и теперь делать из этой теории двигатель сюжета. Спрос есть — конечно, чем годами корпеть в университетах и по крупице выискивать и систематизировать нужные факты, куда приятнее мечтать о «чудо-пилюле», которая позволит решить любую задачу за несколько минут и идти курить бамбук.

Стоит, однако, оговориться, что нет и принципиального запрета на создание технологии, которая заставила бы все мозговые клетки работать одновременно и в одном направлении. Но тут проблема скорее в другом: теоретически рассчитанная максимальная вычислительная мощность мозга не так уж и велика. Умнее вы, может, и станете (если крышей не двинетесь), но суперкомпьютер не обгоните и файерболлы метать не научитесь. Плюс неизбежный побочный эффект — крайне низкая отказоустойчивость такой системы. Плюс второй побочный эффект — даже обычная работа мозга отъедает у организма нехило калорий (не будем забывать, что мозг, который составляет всего 2 % от массы организма в думающем состоянии потребляет до 25 % всей поступающей энергии), а уж разогнанный, скорее всего, быстро загонит организм в лучшем случае в гипогликемическую кому, а в худшем — в смертельный перегрев. Так что жить нашему «сверхгению» предстоит на капельницах с глюкозой и в холодильнике.

  • Под сабжем порой понимают еще и управляемую сознанием вегетативную (она же автономная) нервную систему. Но это уже другой троп.
  • Александр Беляев, цикл «Изобретения профессора Вагнера» — этот самый профессор Вагнер всеми силами старается повысить свою эффективность, в частности разрабатывает лекарство против необходимости спать, а до того ещё прокачал свой мозг так, чтобы, например, правой рукой писать одну научную статью, левой другую, следить за каждой собственным глазом, и одновременно вести беседы.
  • Братья Стругацкие, ранний рассказ «Шесть спичек» — учёный подверг мозг животных и свой нейтринной стимуляции, пытаясь искусственно вызвать сверхспособности (в т. ч. телекинез), и чего-то даже добился, но в итоге довёл себя до нервного истощения и попал в больницу в бессознательном состоянии. Фантастическое допущение — астроном БНС не мог не знать, что нейтрино крайне слабо взаимодействует с веществом, так что вероятность получить эффект от этой стимуляции близка к вероятности написания «Войны и мира» миллионом обезьянок…
    Ну почему «каким-то образом»? Там же есть обоснуй: под нож пошли эмоции, связанные с экс-возлюбленной, каковые эмоции причиняли протагонисту невыносимую боль. Так что — двух зайцев одним выстрелом.
    «Основание» — Мул способен стимулировать мозг человека до такого состояния. Мозга хватает на пару недель, но оно того стоит. Для Мула.
  • «Limitless» (фильм и сериал, в России известен как «Области тьмы», что соответствует названию книги-первоисточника) — весь сюжет построен на гиперинтеллектуальном приходе от чудо-пилюль NZT и нехилых побочных эффектах от оных. На общем фоне таких историй сюжет почти реалистичный: герой не начинает творить чудес, просто умнеет, и при этом злоупотребление ноотропами в итоге аукается его здоровью.
  • «Люси» — простая наивная девушка закинулась химикатами, всех уделала и узнала об этом мире ВСЁ. А это знание почему-то дало ей способность[1][2] манипулировать гравитацией, ускоряться и даже переносить своё сознание куда-то в прошлое. Безумная версия предыдущего фильма — с телекинезом и перемещениями во времени. Если точнее, героиню насильно сделали наркокурьером, вшив ей в живот пакет с наркотиком, который является синтетическим аналогом гормона, якобы вырабатываемого организмом беременной матери и воздействующего на мозг эмбриона. Из-за избиений героини пакет в её животе лопается, наркотик попадает в организм и даёт такой вот эффект.
    Крыша сдвинута из-за того, что местному безопаснику не терпелось проверить, удастся ли сделать суперсолдата — из шимпанзе в прологе не удалось. Из человека — тоже.

— Ваши астронавты писают прямо в скафандр — о чём тут можно говорить?

  • «Пудра»: все способности Пудры — из-за того, что он использует свой мозг на 100%.
  • «Чёрное зеркало», серия «Черный музей» — утверждается, что возможности мозга используются на 40 %, что позволяет… нет, не разогнать мозг (хотя, как знать, какие ещё эксперименты производила лаборатория), а перенести в неиспользуемую область сознание другого человека.
  • «Вавилон-5» — в одном из эпизодов появляется человек, которому экспериментально прокачивали не мозг вообще, а телепатические способности. В итоге он превратился в абсолютного телепата (для него просто не существовали ментальные блоки), освоил телекинез вплоть до уровня атомной структуры материи и, наконец, перешел в бестелесную форму и удалился в пространство со словами «Увидимся через миллион лет».
  • След — в серии «Лучшая школа города» фигурирует БАД, который стимулирует работу мозга (улучшает память, внимание, ускоряет обработку информации). Химически не вызывает зависимости но вот психологически — без него сложная школьная программа станет неподъемной. А еще целый букет веселых побочек: лишает сна, что само по себе расшатывает психику, плюс при длительным применении бросает человека то на грань депрессии, то буйного помешательства, так что малейший толчок и быть беде.
  • SCP Foundation — SCP-1475 является деконструкцией тропа (автор объекта даже признал, что он создал его из ненависти к данному тропу). Данный объект является человеком, который использовал на себе невоспроизводимый препарат, который позволяет ему использовать свой мозг на 100%. Благодаря этому, у него есть полный контроль над своим телом, и он больше не нуждается во сне. Однако поскольку весь его мозг используется на 100%, у него полностью отключена его автономная нервная система (способность тела самостоятельно регулировать сердцебиение, работу лёгких и т. п.), так что он должен концентрироваться на том, чтобы содержать себя в живых. Так что он не только не может использовать множество своих мышц из-за недостатка концентрации, но и некоторые его органы стали неработоспособными из-за того, что он с ними накосячил.
  • «Мой мир и я» — школьный учебник 1993 г. по одноименному предмету. Среди различных религиозных, околорелигиозных и откровенно мракобесных мыслей и идей встречалась и про использование мозга на 80-100 %.

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям. Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

  1. Ну, знамо дело: если астрономы много знают о звёздах, значит, могут ими управлять!
  2. Ну, зная о звездах все
    , наверное, можно и управлять в той или иной форме (троп Достаточно развитые инопланетяне весь об этом). Но вот силой мысли — крайне маловероятно.

Компьютерная магия: Голливудское хакерство (Взлом через Пейнт • Взрыв АЭС через Wi-Fi) • Кнопка увеличения • Компьютерные вирусы • Медленный перевод денег • …

Задействуйте обоняние

Годами используете одни и те же духи? Пришло время это изменить! Хороший способ, чтобы заставить мозг работать, – избавить его от «ароматической» рутины. Обоняние – важный канал для восприятия действительности. В него тоже нужно периодически привносить что-то непривычное, будь то новые духи или специи при готовке.

Биохакинг: можно ли взломать свой организм и обрести вечную молодость?


Биохакинг: можно ли взломать свой организм и обрести вечную молодость?

Будьте активными!

Сидячий образ жизни способствует не только избыточному весу и многим болезням, но и более чем на 40 процентов увеличивает риск депрессии. Не стоит забывать, что без коротких перерывов можно потратить долгие часы на учебники. Наш разум будет работать более эффективно, если мы позволим себе немного отдохнуть.

Вам не нужно напрягаться. Требуется только 20-минутная прогулка, чтобы активизировать мозг для дальнейшей деятельности. Короткая прогулка позволит нам оксигенировать, улучшить работу мозга и кроме того, явно улучшить настроение. Лучше всего сходить в парк, как можно дальше от смога и загрязнений, которые могут оказать разрушительное воздействие на наш мозг.

9 способов заставить работать мозг на 100%

Разгадывайте кроссворды

Какие действия могут лучше всего защитить наш мозг от потери памяти? Результаты научных исследований, проведенных исследователями из Королевского колледжа Лондона и Университета Эксетера, показывают, что наилучших результатов можно достичь в этом отношении … разгадывая кроссворды!

Хотя в этом случае наибольшую пользу могут извлечь люди старше 50 лет, однако, даже если вы намного моложе, все логические игры (от судоку до шахмат) могут только оздоровить нас и облегчить процесс запоминания информации.

Высыпайтесь

До сих пор так до конца и не изучена депривация сна. Но наука знает точно, что основная функция сна заключается в удалении биохимических продуктов жизнедеятельности мозга, которые появляются в результате его активности. Это означает то, что недостаток сна может стать причиной накопления вредных белков бета-амилоидов Бета-амилоиды , которые могут привести к различным заболеваниям, например к болезни Альцгеймера.

Как избавиться от привычки недосыпать? Придется изменить свой образ жизни, а это нелегко. Недостаточно лишь думать: «Я не могу выспаться сейчас, но зато сделаю это на выходных». Это не сработает. Восстановиться после одной бессонной ночи несложно, но хронический недостаток сна требует больших усилий.

Как долго следует спать? Взрослому человеку необходимо от 7 до 9 часов сна.

Сложность упражнений

Сложность заданий должна быть оптимальной. Если она будет слишком низкой, то Вы легко будете справляться, а мозгу не будет нужды перестраиваться. Если, напротив, упражнение окажется слишком сложным — Вы тоже ничего не добьётесь, кроме раздражения из-за собственного бессилия.

Интеллектуальные возможности зависят от времени суток, степени усталости, состояния здоровья и множества других факторов. А значит, сложность должна регулироваться очень гибко.

Результат будет максимальным только тогда, когда Вы занимаетесь на пределе своих возможностей. Практически невозможно добиться этого с помощью традиционных игр, кроссвордов и головоломок, но с этим успешно справляются компьютерные когнитивные тренажёры мозга. Они непрерывно оценивают состояние Ваших когнитивных функций, усложняя или упрощая задания по мере необходимости.

Слушайте музыку!

Высокочастотные звуки (типичные для музыки в стиле барокко, скрипок, гитар или арф) оказывают положительное влияние на функционирование мозговых волн. В свою очередь, низкие частоты, характерные для дорожного движения или шума аэропортов, истощают мозг и могут лишь утомить. Многие люди могут сосредоточиться только в полной тишине. Другим помогают звуки природы или спокойной музыки.

Читайте также: