Как родители разбивают компьютеры

Обновлено: 08.07.2024

Что такое агрессивность и откуда она берется

«Агрессия» и «агрессивность» – немного разные понятия. Агрессия – это эмоция, чувство, которое направлено на внешние объекты. Оно по своей сети деструктивно: навредить, оскорбить, ударить. Агрессивность – это проявление чувства, конкретные действия и шаги.

Точку отсчета первых проявлений агрессии у человека проследить сложно. Ольга Бухановская, член Российского общества психиатров, утверждает , что чаще всего этот момент наступает в начальной школе. Сначала это появляется в жестоком отношении к животным, после – незаметно переносится на людей.

Так называемый « феномен Чикатило » исследователи единодушно связывают с низкой самооценкой. Ущемленность, затравленность, чувство униженности заставляют человека постоянно находиться во внутреннем напряжении. Пути его снятия каждый выбирает вам – кто-то занимается спортом, кто-то активно учится. Жесткость – это такой вариант эмоциональной разрядки.

Какие еще есть причины агрессивности

Агрессия – сложный психологический конструкт. У нее множество оттенков и форм проявления – косвенных (молчание, игнорирование) до активных (оскорбления, физическое нападение). Именно поэтому приписывать агрессивности всего одну (!) причину – не просто не логично, а совершенно неправильно.

Первый фактор, который влияет на формирование характера – наследственность . Исследования Российского общества психиатров говорят, что у 30% пациентов с сексуальными отклонениями в роду были маньяки и насильники. К этой же категории ученые отнесли условия, в которых ребенок родился. Если они были очень тяжелыми, у пациентов наблюдались нарушения в головном мозге. Ольга Бухановская определяет это как «нейроэволюционные изменения», которые глобально воздействуют на формирование психики.

Но наследственные причины теряются на фоне главного – социального воспитания . И первое место тут, разумеется, занимает семья, в которой растет ребенок. Ее принципы, взаимосвязи и общая атмосфера закладывают в человеке основы картины мира, на которые он будет опираться всю жизнь. После идут социальные группы сверстников и образовательных учреждений – детского сада, школы, секций и кружков. Они влияют на ребенка в комплексе, и каждая играет свою роль.

Насчет школы стоит поговорить отдельно. Российские реалии таковы, что, как правило, наши учителя не умеют работать с трудными детьми. В общеобразовательных школах редко встретишь психолога или грамотную организацию коррекционных классов.

В общем, причин появления агрессивности – масса. Из них еще выделяют такие:

  • недосып ( Гарвардская медицинская школа );
  • «от нечего делать» ( Российская академия наук );
  • желание прославиться ( университет Сан-Диего ).

И так далее. В результате нужно запомнить главное: « Ребенок не растет с желанием стать психопатом. Это не его выбор » (Барбара Брэдли Хагерти, The Atlantic).

При чем тут интернет

Травлю в интернете сравнивают с охотой на ведьм в эпоху Средневековья. Истинные причины последнего кроются не в чрезмерной религиозности или распространению суеверий. Сработало два фактора:

  • рост городов (население концентрировалось в одной точке);
  • появление станка Гуттенберга.

Коммуникация в интернете – это не просто свобода, а еще и ощущение безнаказанности. Аналитика Всемирного еврейского конгресса говорит, что в фейсбуке и твиттере каждые 83 секунды публикуется антисемитское высказывание. Люди делают это, просто потому что могут.

Издание «The Village» собрало данные по проявлению агрессии в социальных сетях. Результаты впечатляют, если не ужасают:

  • С 2015 по 2018 год число людей, которые обратились в службу поддержки «Дети онлайн» в связи с агрессией в интернете выросло с 10% до 25%.
  • В 79,3% случаев агрессор – незнакомец для того, кого травят.
  • Гнев – самая популярная эмоция интернет-пользователей. 80,9% тех, кто столкнулся к киберагрессией, ее испытывают.

По поводу компьютерных игр споры ведутся давно и упорно. Одни верят, что желание выдать пулеметную очередь, как в Counter Strike – проекция будущих преступлений. Другие говорят, что это не имеет никакого отношения к реальности.

А еще Техасский университет выявил , что, когда на рынок выходят новые шутеры (игры-«стрелялки»), преступность падает на 10%. Кто-то скажет, что это заставляет всех маньяков и убийц на время отсидеться дома. Другие – что в таком случае бессмысленно во всем обвинять игры. Однозначного ответа пока не нашлось.

Так что в итоге отвечает за агрессивность

Первый и самый важный вывод, который нужно постоянно повторять: у агрессии нет одной причины. Разные факторы работают в комплексе, чтобы заставить человека выплескивать негатив на себе подобных.

Кроме того, имеет значение исходный уровень агрессии. Генетические причины нельзя отрицать, хоть они и влияют на человека не так остро, как социальные. Окружение и общество в целом – главный конструктор психики. Скандалы между мамой и папой, жестокость друзей во дворе, ругань первой учительницы пусть и незаметно, но делают свое дело. Это очень опасно – мы попросту не замечаем стимулы нашего негатива. Поначалу в силу возраста. После – из-за неспособности эмоционального самоконтроля.

А интернет – это всего лишь инструмент. Поле для реализации своего худшего «Я». Нет этой темной стороны луны – и нечего будет реализовывать.

Что делать, если у ребенка появились первые признаки агрессивности

Для начала – успокоиться . Единичный скандал, истерика или грубое поведение – не показатель того, что ребенок – «трудный». Агрессивность проявляется регулярно и становится частью внутренней нормы поведения, поэтому из-за одной неприятной ситуации паниковать не нужно.

Во-вторых, важно проанализировать себя и «погоду» семьи в целом . Как вы сами проявляете недовольство? Не противоречите ли себе: требуете от ребенка честности, а сами при нем врете? Нестабильность в отношениях с родными – отличная почва для появления комплексов.

Психолог Людмила Петрановская разработала систему из семи шагов, которые помогут родителям в воспитании сложных детей:

  • Четко сформулировать свою цель. Чего вы ждете и хотите добиться?
  • Проанализировать, что именно вас беспокоит в поведении ребенка.
  • Выяснить причины агрессивности. Да, можно просто спросить у сына/дочери.
  • Объяснить ребенку, что и почему вас не устраивает.
  • Проследить последствия агрессии и быть рядом, а не отстраняться.
  • Предложить альтернативу. Не просто запрещайте, а рассказывайте, как можно по-другому.
  • Хвалите ребенка. Позитивное закрепление результатов – ключ к успеху.

Основа здоровых отношений – это эмпатия. Если ребенок твердо уверен, что вы его понимаете, у него меньше шансов превратиться в одинокого и озлобленного подростка.

У меня случилось ЧП на уроке! Нет, все живы и здоровы. Пострадал только я! Расскажу вам все по порядку! Если вы читали мои предыдущие публикации, то знаете, что я преподаю в школе информатику и физику. Но с этим идиотским вирусом все перевернулось с ног на голову! Третью неделю замещаю химию. Часто бывает, что мне ставят спаренные уроки: мою информатику и химию! Понимаете, что приходится бегать от одного класса к другому? Хорошо! Идем дальше.

Школьник испортил мой ноутбук! Его родители послали меня, а директор сказал, что я сам виноват! План мести уже составлен!

Сегодня была такая же ситуация. Оставил я девятый класс с практической по информатике и пошел проверить одиннадцатый на химию. Пока поднялся на второй этаж, пока проверил, что они делают. минут 10 прошло. Возвращаюсь на информатику. Полная тишина меня напрягла сразу, даже похвалил детей, что так усердно работают . Подхожу к своему столу, обратил внимание, что мой ноутбук закрыт. Не придал этому значения, открываю крышку. А она открывается с треском.

Вы представляете, один придурок мне налил на ноутбук суперклей и крышку закрыл. Я думал, что растерзаю его! Нет, сначала я пытался понять, что произошло, хорошо, что поверхность на передней панели рифленая, и клей не успел сцепиться, так бы я вообще не смог открыть мой компьютер. Еще клей попал на экран! И засох! Мне показалось, что дети перестали даже дышать, когда я поднял на них глаза . Сдали мне весельчака сразу. Оказалось, что я не был целью этой "шутки". Одноклассник решил приколоться над коллегой по парте, но так случилось, что один толкнул другого или что-то в этом роде, и клей попал на мой ноут. Эти гении, чтобы спрятать следы, закрыли крышку!

Этот мой личный ноутбук! Мой личный! Всегда пользуюсь своим, потому что в школе полное барахло поступает, а выписать что-то нормально невозможно. Лет десять тащу на работу свои "игрушки". Идиот! Вот полный идиот. Правильно мне жена сказала, что я дурак, работал бы на школьных НЕДОкомпьютерах, был бы мой личный ноутбук цел!

Я к директору. Возмущен и на эмоциях! А он мне знаете, что сказал? "А почему ты детей оставил одних?". Твою ж мать (простите), химию я замещал. А он мне: "Мог бы попросить кого-то посидеть. Например, меня!". Понятно? До этого разговора с директором я считал его адекватным человеком, но теперь меняю свою точку зрения! Предложил мне поговорить с родителями школьника, может быть, возместят ущерб! Я тут же нашел номер телефона родителей этих "весельчаков", думаю, пока еще на взводе - позвоню.

Мама клеевого нарушителя сразу подняла трубку. Я представился. Она ту же мне сказала: " Мне позвонил мой сын, я все знаю. Он сказал, что он этого не делал. Если вы думаете, что за ваш непрофессионализм я буду возмещать стоимость ноутбука, то я этого делать не буду. За детьми следить нужно. Пишите заявление в полицию ". Все! Моя спесь сразу прошла! Очередное доказательство полной бесправности учителя в школе. Обратиться по конкретной ситуации я ни к кому не могу. Только в полицию. Вы смеетесь? Я больше проблем получу. Эх!

Я понимаю, что виноват во всем, что таких дураков, как я нужно только так учить. Видимо, судьба это и делает! Подобные мне не должны работать в школе! Я до сих пор верю в какую-то порядочность людей, в ответственность, в воспитанность, в то, что нужно хорошо вести уроки. Я, конечно, переживу это. Но урок, полученный мною, я запомню надолго!

Вернулся к директору и потребовал рабочий ноутбук. Хватит использовать свою технику. Ноутбука не оказалось, все раздали. Предложил пользоваться одним из ученических. Ок! Еще я сказал директору, чтобы в школу купили видеокамеру, фотоаппарат, потому что моей технике больше не буден ни на одном мероприятии . А потом еще забрал свой роутер! Представляете, у учителей пропал сразу вай-фай! Неожиданно! Лучше его выкину, чем отдам в школу! Уродство какое-то.

План маленькой мести уже составлен! Слава Богу, что есть четкий функционал моей работы! Спасибо за внимание! И если у вас похожая история, то прекращайте таскать в школу свое имущество, не будьте такими же дураками как я!

21 век называют веком компьютерных технологий. В связи со стремительным развитием цифровой индустрии у людей появилась масса новых возможностей, а вместе с ними и новых проблем. Одна из них – чрезмерное увлечение детей компьютером и, как следствие, интернет-зависимость.

Компьютер в настоящее время – это огромное количество разнообразных ресурсов, которые интересны и детям, и взрослым: социальные сети, онлайн-обучение, компьютерные игры, чтение, просмотр фильмов, прослушивание музыки или тематических подкастов и многое другое.

У компьютера (и цифровых технологий в целом, находящихся и в планшетах, и в мобильных телефонах) — масса положительных сторон, в том числе и удовлетворение множества потребностей подростков:

  • Потребность в общении. Не секрет, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. С появлением в нашей жизни социальных сетей удовлетворять эту потребность стало намного проще.
  • Потребность в познании. Сейчас, чтобы получить информацию о космосе, например, уже не нужно идти в библиотеку. Достаточно открыть поисковик и найти образовательные сайты, дающие полную информацию по интересующему вопросу. Видео, аудио, текстовые форматы намного упрощают удовлетворение потребности в познании.
  • Потребность в принятии. Даже простой лайк на фотографии и поддержка комментарием на форуме помогают подросткам удовлетворять свою потребность в принятии, что необходимо для их психологического комфорта.
  • Потребность в отдыхе и развлечениях. Почему-то многие обесценивают это эту потребность, но она настолько же значима, как и потребность в познании, например.

В увлечении видеоиграми тоже можно выделить немало положительных аспектов:

  • Развитие логического и пространственного мышления. В большинстве игр необходимо продумывать вперед несколько ходов, выявлять риски, разгадывать загадки и проходить логические квесты, строить что-либо в пространстве, и всё это неплохо развивает логику и пространственное мышление.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Компьютерная мышка, клавиши, кнопки мобильного телефона – все эти мелкие детали благотворно влияют на развитие мелкой моторики.
  • Способность быстро принимать решения. Онлайн-игры настолько стремительны, что у игрока не остается времени на размышления, решение нужно принимать здесь и сейчас. Впоследствии это умение переносится и на реальную жизнь тоже.
  • Удовлетворение потребности в общении. Онлайн-игры проходят в пространстве коммуникации, и игроки могут общаться друг с другом во время игры, тем самым удовлетворяя эту потребность.

Теперь посмотрим на «обратную сторону медали» — компьютерную зависимость, которую в России в июне 2018 года признали заболеванием и внесли в Международную классификацию заболеваний. Согласно этой классификации, расстройство звучит как «нарушение, вызванное патологическим влечением к играм». Об Интернете и социальных сетях пока что речи нет, но, возможно, это лишь вопрос времени.

Формирование зависимости

Механизм зависимого поведения формируется поэтапно.

1. Уход от реальности. Это основополагающий механизм формирования зависимости, проявляющийся в переносе всех потребностей, целей, желаний, стремлений и чувств из реального мира в виртуальный. Происходит своего рода замещение реальности, при котором человек проявляет активность исключительно в виртуальном мире, так как в нем он становится более успешен, нежели в реальном.

2. Принятие роли. При этом феномене человек идентифицирует себя с тем героем, которым он является в формате видеоигры или в социальной сети. У человека постепенно исчезает его «Я», а остается только роль в виртуальном мире. Самочувствие улучшается лишь при включении компьютера и погружении в виртуальный мир.

3. Состояние потока. Это состояние погружения, при котором реальный мир человек не замечает. Ничего негативного в этом состоянии, взятом отдельно, нет – каждый из вас хоть раз переживал его, читая интересную книгу или просматривая захватывающий фильм. Всем знакомо это чувство, как будто вы находитесь в центре событий, в своих фантазиях вместе с героями книги или фильма. А потом вдруг вы понимаете, что на самом деле вы сидите у себя дома на кухне. Это и есть состояние потока, которое зависимого человека погружает настолько, что реальный мир перестает для него существовать, он может даже забыть об удовлетворении самых базовых потребностей – сон, еда.

Как уберечь ребенка от формирования зависимости и оторвать от компьютера, если он проводит в виртуальном мире слишком много времени?

Важно следить, чтобы у ребенка удовлетворялись его потребности в реальном мире. Выше перечислены потребности, за удовлетворением которых нередко дети уходят в виртуальный мир.

Ребенку, а особенно подростку, просто необходимо общаться и наслаждаться миром коммуникации. В возрасте 10-17 лет тинейджеры познают себя и окружающий мир сквозь призму общения, и если нарушить это природное явление, то дальнейшее развитие может пойти по патологическому пути, в том числе, по пути ухода в виртуальную реальность.

Нужно принимать своего ребенка. Не принимающая и критикующая мать – это фактор, влияющий на формирование интернет-зависимости. Родительская роль заключается в принятии, в умении поддержать, помочь, не обесценивая переживания ребенка, и любить его, несмотря ни на что.

Обязательно разрешать отдыхать. Человек, испытывающий дефицит в отдыхе и развлечениях, будет сбегать из этого мира в тот, где такая возможность есть. Ребенок сам должен решить, каким будет этот отдых – активным или пассивным. Если малыш хочет полежать на кровати, позвольте ему это сделать, не настаивайте на чтении или горных лыжах.

Обратите внимание на то, чем ваш ребенок занят в виртуальном мире. Перенесите это увлечение в реальность. Он создает коды для новых игр? Предложите ему пойти учиться программированию. Изучает архитектуру внутри компьютерной игры и строит модели? Пригласите его в школу архитектуры и моделирования. Общается с любителями той же музыки, что и он? Купите ему билет на концерт. Абсолютно все увлечения имеют свою альтернативу в реальном мире, просто нужно ее найти. И помните: компьютер – не всегда зло!

Недавно российских школьников напугали, пригрозив, что 1 сентября у них отберут смартфоны. По мнению Министерства просвещения, мобильников дети становятся гиперактивными и раздражительными, а еще гаджеты отвлекают их от занятий и мешают учителю. Во Франции, к примеру, любые смартфоны, планшеты и даже «умные» часы запрещены.

К сожалению, на этой неделе общественность снова заговорила о пользе и вреде гаджетов для детей. Поводом стала кошмарная история ульяновского подростка, убившего всю свою семью.


не привлекал внимание ни органов опеки, ни психиатра, прилежно учился, а еще много времени проводил за компьютером. Неужели необъяснимое помешательство могло случиться на фоне увлечения Интернетом и компьютерными играми? В это сложно поверить, если бы не жуткие примеры, когда подростки мстили своим близким за то, что те пытались вытянуть их из мира виртуального в реальный.


Алексей из Вологды накинулся на мать с топором и убил, когда она запретила ему играть в игры. А в США отец разбил игровую приставку, чтобы вытянуть сына поиграть в футбол. У ребенка случилась истерика.

Почему так сложно избавиться от привычки сидеть в телефоне или играть в приставку? Этому есть научное объяснение. Психолог Бэкки Спэлман утверждает, что мозг адаптируется и начинает постепенно зависеть от телефона. По ее мнению, люди начинают ощущать дискомфорт и даже тревогу без телефонов.

Анна Гончарова, доктор медицинских наук: «Мы и проигрываем борьбу с игроманией. Легко бороться с болью, легко бороться со страхом, поскольку это негативные эмоции. А если человеку хорошо, зачем он будет бороться? Наоборот, он хочет снова и снова получать это удивительное ощущение».

Это наглядно показывает, почему ребенок, который однажды поиграл в игру на смартфоне или посмотрел интересный мультик, снова тянет руку к гаджету. «Центральное телевидение» совместно с семейным психологом провело необычный эксперимент. В одну комнату пригласили малышей, предварительно забрав у них на входе телефоны. В другой комнате, полной игрушек, разместили их сверстников, но смартфоны детям оставили.

Читайте также: