Как сделать гитарный фидбэк на компьютере

Обновлено: 01.07.2024

5.0 Оценок: 4 (Ваша: )

Начинающие гитаристы часто не знают, как записать гитарное соло на компьютер. Существует несколько способов оцифровки музыки, о чем мы уже рассказывали в подробной инструкции по записи гитары дома. Однако остается еще один важный вопрос – какой софт использовать для этой цели. В статье расскажем о 10 редакторах с разным уровнем возможностей – от простых до профессиональных. Так вам будет легче решить, какая программа для записи гитары на компьютер подойдет именно вам.

Простые программы для записи гитары
с микрофона или звуковой карты

В первую очередь рассмотрим простые приложения, которые подойдут новичкам и гитаристам с небольшим опытом для работы дома, с минимальным оборудованием. Главные особенности этих программ – удобное управление без необходимости в сложных технических настройках. С их помощью вы сможете быстро захватывать звук с подключенного устройства и редактировать трек после записи.

АудиоМАСТЕР

АудиоМАСТЕР подойдет для тех, кто хочет записать инструментальную или вокальную партию напрямую через микрофон и сразу улучшить качество дорожки. Рекордер позволяет захватывать мелодию с нуля или дописывать уже имеющиеся аудиофайлы. Процесс можно поставить на паузу, что очень удобно, если вы создаете песню в несколько дублей. После окончания звукозаписи новый файл открывается в редакторе, где можно применить выравнивание громкости, обработать высоту тона, наложить эффекты.

В программе имеется микшер и средство объединения треков, так что вы можете склеивать вместе голос и музыку. Еще одной интересной «фишкой» является генератор атмосферы, который поможет сделать звучание более насыщенным. Среди других полезных опций – фильтры для изменения голоса, добавление реверберации, продвинутый эквалайзер, частотный фильтр и многое другое.

  • Понятный интерфейс с подсказками и помощью для новичков
  • Практически не дает нагрузку на ПК, подходит для слабых ноутбуков
  • Возможность дозаписи звука в уже существующий файл
  • Поддержка разных записывающих устройств (микрофон, смартфон, гарнитура, аудиоинтерфейс)
  • Опции для улучшения качества звука (подавление шумов, нормализация)
  • Монтаж и обработка аудио с эффектами
  • Возможность сжать размер файла без потери качества
  • Возможна запись только одной дорожки за один раз
  • Бесплатная версия имеет ограничения по функционалу

MixPad

Если вам требуется программа для записи электрогитары на компьютер в многоканальном режиме, вам подойдет MixPad. Этот редактор несколько сложнее предыдущего, к тому же не поддерживает русский язык. Однако позволяет захватывать одну или несколько треков одновременно. Пользователь может вручную выбрать дорожку, разделяя песню по фрагментам и музыкальным инструментам.

Каждый трек можно обработать, в том числе применить эффекты, среди которых – дилэй, хорус, амплифай, реверберация. Музыкантам, создающим песни с нуля, пригодится встроенная коллекция сэмплов, есть возможность создавать биты вручную. MixPad распространяется бесплатно, но, если вы планируете выкладывать композиции в сеть, потребуется купить лицензию.

  • Неограниченное количество записываемых дорожек
  • Создание битов с нуля или выбор предустановленных паттернов
  • Бесплатные звуковые эффекты и музыка из встроенной медиатеки
  • Только два варианта экспорта: WAV и MP3
  • Отсутствует русскоязычная локализация
  • Сложный перегруженный интерфейс

Audacity

Audacity – выбор многих пользователей, которые ищут бесплатные программы для записи гитары через микрофон. Аудиоредактор записывает моно- и стерео-треки, разрешает вручную выбирать средство захвата, поддерживает создание нескольких дорожек. Во время звукозаписи можно изменять уровень громкости, настраивать силу звучания, усиление и баланс.

Среди эффектов также стоит выделить искажение, компрессор, удаление щелчков. Можно настроить автоматических кроссфейдинг и изолировать вокал. Приложение поддерживает подключение сторонних плагинов, которые можно найти на официальном сайте.

  • Поддерживает аудиозахват со звуковой карты, микрофона и системы
  • Настройка баланса и усиления во время захвата
  • Неплохая база фильтров и эффектов
  • Экспорт только в 3 формата (MP3, OGG, WAV)
  • Иногда бывают ошибки при считывании микрофона
  • Требует хотя бы начальных технических навыков

NanoStudio

NanoStudio – это бесплатная музыкальная студия, в которой можно создавать мелодии, в том числе гитарные партии, полностью с нуля. Приложение можно использовать как симулятор струнных, ударных и клавишных. Софт позволяет «на лету» записывать свои произведения, микшировать треки с сэмплами из библиотеки.

  • Можно добиться реалистичного звучания
  • Включает продвинутый микшер
  • Может использоваться даже на слабых ноутбуках
  • Нельзя подключить и записать музыкальные инструменты
  • Интерфейс на английском языке
  • Сложное управление – не подходит новичкам

Профессиональные приложения и DAW
для записи гитарных партий

Рассмотренные выше рекордеры подойдут для быстрого захвата звука, но для студийного результата потребуется более мощное решение. Ниже собраны продвинутые DAW и программы для сведения музыки, которые можно использовать для профессиональной работы.

FL Studio

FL Studio входит во все рейтинги лучших программ для записи гитары и вокала, так как предлагает практически неограниченные возможности. Софт помогает создавать композиции, подключив «живую» гитару либо воспользовавшись коллекцией виртуальных инструментов. Звукозапись происходит при помощи драйвера ASIO4ALL, благодаря чему снижается нагрузка на процессор.

Вы можете провести съем звука через линейный вход, записать мелодию с комбика или использовать микрофон. Если рядом с вами нет инструмента, встроенный MIDI-контролер и драмм-машины помогут синтезировать реалистичный звук. Продвинутые инструменты редактирования и поддержка VST-плагинов помогут провести пост-обработку профессионального уровня.

  • Несколько способов аудиозахвата
  • Запись мелодии с помощью вирутальной гитары
  • Неограниченные возможности микширования и редактирования
  • Крупная медиатека с готовыми шаблонами, сэмплами, лупами
  • Отсутствует русский язык и обучающие материалы
  • Интерфейс потребует большое количество времени для освоения
  • Неудобное управление проектом и панель микшера

Cakewalk Sonar

Cakewalk Sonar – это цифровая рабочая станция для продвинутых и профессиональных звукорежиссеров, позволяющая создавать мелодии разной степени сложности. Софт поддерживает захват с любого звукового оборудования, поддерживающего технологию ASIO или WDM, поэтому его можно использовать как программу для записи гитары с микрофона на компьютер.

Софт разрешает проводить аудиозахват в высоком разрешении вплоть до 64 бит. Поддерживается работа в режиме мультитрекинга, при этом можно записывать сигнал на все дорожки сразу или выбрать отдельный трек. Присутствует продвинутый редактор с крупным набором аудиоэффектов.

  • Поддержка русского языка
  • Работа в многоканальном режиме
  • Большой выбор аудиоэффектов
  • Встроенная медиатека лупов, сэмплов и шаблонов
  • В демо-режиме нельзя сохранять результат
  • Высокая цена лицензии ($499 за полную версию)
  • Перегруженный интерфейс и неудобная панель MIDI

Guitar Rig

Guitar Rig умеет работать практически с любым аудиоинтерфейсом и автоматически обрабатывает входящий сигнал, добиваясь наилучшего качества. ПО анализирует окружающую обстановку и фильтрует шумы и ненужные звуки. Также софт предлагает встроенный тюнер для настройки гитары. Для поддержания ритма во время игры можно включить метроном и настроить его под свои предпочтения.

Особенностью рекордера является то, что он симулирует различные педали эффектов. Вы можете накладывать фильтры прямо в режиме реального времени, отслеживая результат. Таким образом софт можно использовать в качестве программы для записи гитары с эффектами.

  • Поддерживается аудиозахват с любых подключаемых устройств
  • Высокое качество звука за счет модулей подавления шума и автоулучшения
  • Возможности для продвинутой обработки
  • Сильная нагрузка на системные ресурсы
  • Отсутствует русскоязычный перевод
  • Высокая стоимость лицензии, все обновления платные

Avid Pro Tools

Avid Pro Tools используют для профессиональной звукозаписи, но есть также сильно урезанная бесплатная версия First для создания музыки в домашних условиях. Рекордер базируется на 64-битном аудиодвижке, благодаря чему вы получаете аудиофайл высочайшего качества. На роль источника подойдет любое внешнее подключенное устройство, также можно провести захват через звуковую карту.

Помимо прямой звукозаписи, софт позволяет создавать мелодии с помощью виртуальных инструментов. В наборе имеются струнные, клавишные, басы и ударные, присутствует эмулятор гитарного усилителя. Готовую дорожку можно отредактировать, выбрав подходящий эффект из 42 доступных.

  • Высокое качество звука вплоть до 64 бит
  • Виртуальные инструменты для записи музыки без гитары
  • Обширный выбор плагинов, эффектов и медиафайлов
  • Отсутствует русскоязычный перевод
  • Сильная нагрузка, тормозит ПК даже после закрытия
  • После запуска рекордера пропадает звук в других программах и браузерах
  • Бесплатная версия сильно ограничена в функционале

Reaper

Reaper – одна из наиболее популярных программ для записи аккордов на гитаре. Рекордер захватывает аудиопоток с любых подключаемых устройств, позволяя вручную настраивать параметры звукозаписи. Поддерживается захват на одну или несколько дорожек и мгновенное микширование. Во время процесса можно менять местами каналы, проводить нормализацию звука, применять FX-эффекты.

Приложение поддерживает импорт аудио, позволяя встраивать их в новый проект, смешивать и объединять с записанной дорожкой. Доступна обработка каждого отдельного трека или всех сразу. При желании некоторые файлы можно заблокировать, чтобы случайно не внести изменения. Также софт можно использовать в качестве редактора табулатур.

  • Захват, обработка и микширование в режиме мультитрекинга
  • Быстрая работа даже на слабых устройствах
  • Большое количество поддерживаемых способов записи
  • Только два формата экспорта (WAV и MIDI)
  • Управление сложное и не интуитивное
  • Не переведен на русский язык

RealStrat

RealStrat – еще одно удачное решение для тех, кто хочет скачать программу для создания гитарной музыки. Эта музыкальная студия позволяет записывать гитарный рифф и партии без необходимости подключения реального инструмента. Таким образом, вы можете создавать полноценные композиции, даже если у вас нет доступа к гитаре. Софт включает в себя 46 клавиш и позволяет воспроизвести более 140 гитарных ладов.

Полезными фишками ПО являются плагин Guitar Rhythm Pattern, включающий базу паттернов и ритмов, и MIDI-клавиатура Guitar Touch, который позволяет использовать ПК вместо музыкального пульта. Специальный режим Humanize настраивает звучание так, чтобы трек был максимально приближен к реалистичному звуку.

  • Реалистичная симуляция акустической, электронной и бас-гитары
  • Готовые шаблоны высокого качества
  • Несколько режимов с выбором различных техник
  • Не переведен на русский язык
  • Высокая стоимость лицензии (от $139)

В заключение

Выбирая софт для записи гитарных сессий, обращайте внимание, в первую очередь, на уровень своих знаний и подготовки. Не стоит гнаться за громкими названиями, особенно, если это ваш первый опыт. Новичкам, которые ищут программы для записи гитары на компьютер на русском языке, подойдет АудиоМАСТЕР. Он удобен в управлении, предлагает отличный набор эффектов и инструментов для обработки звука, а также позволяет изменить формат аудиофайла с сохранением высокого качества звучания.

Если же вы уже набили руку на простых редакторах и готовы постигать сложные студийные ПО, попробуйте FL Studio. Эта DAW зарекомендовала себя с лучшей стороны благодаря широкому функционалу и большому количеству подключаемых плагинов.

Для того чтобы из гитары извлеч фидбэк (обратная связь) , крутые хамбакеры не нужны, они наооборот созданы, что бы уменьшать заводку гитары. На обычных хамбах можно такой фидбэк сделать, что и рад не будешь, а для этого нужно: педаль дистошна выкрутить гейн на максимум (Курт играл Boss ds-1), услилитель хотябы ват на 20 с нормальными динамиками (10-12), поближе подойти и через некоторое время заскулит так, что мама не горюй (зависит от качества датчиков) . Так же, Курт ускорял этот процесс, ударяя по обратной стороне грифа ладонью (естественно с перегрузом) например в песне School, перед началом вступительного риффа несколько секунд слушится шум (типа вступления) , так вот он и получался путем постукивания по грифу и прибавлению гейна на самой гитаре одновременно, при дальнейшем постукивании этот шум переростает в фидбэковое завывание. Так же есть специальные педальки, которые так и называются FeedBack, с ними можно делать очень интересную нойзовую музыку.

чёж тогда Сатриани,Стиви Вай,Малмстим-на Фэндерах не играют?Чувак,против Ибанеза-только ещё лучший Ибанез,т.к.эти модели созданы для такой роковой музыки.

Wladi89 Мыслитель (6969) Я смысла твоего коментария вообще не понимаю, при чем здесь фендеры вообще? Человек спросил про конкретный эффект и конкретный прием. Ибанез тут вообще не пределах, Кобейн играл на разных инструментах типа страт как фирменных, так и японских. Да и вообще, что значит гитара для роковой музыки? Айрон Мэйден вообще на синглах играли? Чувак ты уходи от этих штампов, посмотри концерт эстрадный(живой), там гитаристы с роковыми ибанезами стоят и что?

купи себе хороший IBANEZ как у Стиви Вая или Джо Сатриани, у этих электрогитар мощные хамбакеры + сустэйн приличный. Во вторых-процессор хороший приобрети с Овердрайвом+Фидбэком. На бюджетном Сквайере или каком-нибудь дешёвом Корте-такое не выжмешь. В Ютубе найдёшь видеоуроки Джо Сатриани, Слэш, итд.

Понятное дело - используются разные примочки. Однако "высокие частоты" достигаются игрой флажолетами - это когда при извлечении каждой ноты палец правой руки (как правило - большой) в нужных местах слегка прикасается к струне. Плюс ко всему этому - гитару располагают напротив колонки, которая ревёт тот же самый звук. Возникает "обратная связь". То есть, гитара с колонкой элементарно "фонят". Просто этим "фоном" нужно управлять.
Из примочек предполагается дисторшн и все подобные. Рёв обеспечен!
Кобейна особо не слушал. Но предполагаю, что "рёв и вой" подразумевает ещё и использование ручки "вибратора". Но и не обязательно. Пальцами тоже можно менять высоту звука. Что, подозреваю, в данном моменте совершенно не лишнее.
Успехов!
С ув. Н. И.

Электрогитара давно стала неотъемлемым атрибутом едва ли не каждой музыкальной группы. Вместе с тем, активное развитие получил и рынок устройств, основной функцией которых является обработка гитарного звука. Как Вы могли догадаться, речь в статье пойдёт о гитарных эффектах.

В статье присутствует описание некоторых гитарных эффектов, а также свод полученного нами при разработке гитарного процессора горького опыта. Кстати, гитарный процессор мы разрабатывали в качестве курсового проекта в университете.

Что такое гитарные эффекты? Для чего они нужны? Пусть следующее видео ответит за нас:

Звуковые эффекты

Ниже приведена классификация эффектов в зависимости от особенностей их реализации:

1) Фильтры – ФНЧ, ФВЧ, полосовой фильтр, эквалайзер
2) Параметрические фильтры – wah-wah (квакушка), фейзер
3) Эффекты над линией задержки – vibrato, flanger, chorus, echo
4) Модуляторы – tremolo, vibrato
5) Нелинейные эффекты – overdrive, distortion, fuzz
6) Пространственные эффекты – reverb

Фильтры

Фильтры, по определению, удаляют часть спектра выше или ниже частоты среза. Для многих ситуаций это слишком грубое вмешательство.
Эквалайзер, с другой стороны, усиливает или ослабляет определенные частотные полосы, не меняя остаток спектра. Эквалайзеры строятся на сериях shelving- и peak-фильтров.

Параметрические фильтры

Некоротые эффекты можно реализовать, меняя параметры простых фильтров с течением времени.

Эффект «Wah-wah» – это узкий bandpass-фильтр, в котором центральная (резонансная) частота перемещается со временем. Фильтрованный звук смешивается с оригинальным. Демо.

Эффекты над линией задержки

Эффекты, которые не сохраняют результат своей работы в линию задержки (т. е. там содержится только чистый входной сигнал) описываются фильтрами с конечной импульсной характеристикой. Эффекты, изменяющие линию задержки, описываются фильтрами с бесконечной импульсной характеристикой.

Эффект «Flanger» – выборка из линии задержки происходит в районе от 0 до 15 мс, причем точное место определяется по низкочастотному (около 1 Гц) синусоидальному закону. Использование низкочастотных синусоид – популярная техника при создании эффектов и имеет собственное название – Low Frequency Oscillator или просто LFO. Демо.

Эффект «Echo» – одна или несколько выборок на одинаковом расстоянии, более 50 мс. Вариант с одной выборкой позволяет фактически удвоить количество сыгранных нот. При помощи нескольих выборок можно имитировать игру в просторном помещении. Аналогичной цели достигает так же эффект «Reverb». Демо.

Эффект «Chorus» – имитация игры нескольких инструментов. Несколько выборок (по количеству инструментов) на случайном расстоянии в 10-25 мс. Демо.

Модуляция

Модуляция – это процесс, при котором параметры синусоидального сигнала (амплитуда, частота и фаза) меняются на основе аудиосигнала.
Амплитудная модуляция определяется как y(n) = (1 + a LFO(n)) x(n), где а – глубина модуляции, число от 0 до 1.

Эффект «Tremolo» – амплитудная модуляция звука с LFO до 20 Гц. Демо.

Нелинейные эффекты

Суть нелинейных эффектов сводится к внедрению в звук новых гармоник. Нелинейная обработка звука позволяет, к примеру, ослабить громкие участки, чтобы последующая аппаратура не вносила нежелательных искажений (или чтобы не разбудить соседей при просмотре фильма); усилить тихие участки, делая звук более насыщенным.

Однако, такие фильтры не входят в рамки статьи, поэтому в этом разделе мы сосредоточимся на линейке из трех схожих, очень гитарных, очень эффектных эффектов – overdrive, distortion, fuzz. По сути, это один эффект с разной силой и разными целями.

Овердрайв Вы могли услышать в начале статьи. Как звучит его старший брат, король металла – дисторшн, можно узнать под спойлером.

Реализция этого эффекта проста, и в то же время полна хитростей, что делает создание хорошего дисторшна своего рода искусством. В основе эффекта лежит простая идея – звуки слишком высокой амплитуды должны быть обрезаны. Поначалу это был нежелательный эффект от выхода электронных компонентов в нелинейные режимы работы, но со временем музыканты начали использовать это в своих интересах.

Аппаратная реализация: теория

В общем случае архитектуру гитарного процессора можно изобразить так:


Гитарный процессор – это цифровое устроство. Это значит, что входящий аналоговый сигнал (звук) должен быть преобразован в цифровой сигнал. Этим занимается специальная микросхема ADC. После обработки необходимо вернуть сигналу аналоговую форму. Этим занимается DAC. DAC и ADC могут быть выполнены в одной микросхеме – в таком случае это называется Codec. Ко всем трем микросхемам предъявляются, очевидно, одинаковые требования:

  • Частота дискретизации: 44,1 кГц или 48 кГц. Это следует из теоремы Котельникова и того факта, что при работе со звуком нас интересуют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Существуют кодеки для работы со звуком и частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц. Их тоже можно использовать, но они создают повышенную вычислительную нагрузку на DSP, что нежелательно, если разработчик хочет обойтись бюджетными компонентами. Меньшая частота дискретизации будет вырезать из сигнала ощущаемые человеком гармоники, искажая сигнал.
  • Битность: 24 бита. Таков, по наблюдениям, стандарт для звуковых кодеков. Слишком низкая битность вырезает полезную информацию. Слишком высокая битность бесполезна, если речь идет не о прецезионном или малошумящем устройстве. В противном случае в младшие биты цифрового сигнала будет попадать один лишь шум.
  • Несложные вычисления показывают, что при частоте дискретизации 48 кГц, у обработчика есть 21 микросекунда на выборку.
  • Если кодек не встроен в обработчик, то к кодеку придется подключаться по одному из общепринятых протоколов. Чаще всего это протоколы SPI или I2C. Шины SPI и I2C – последовательные, передают по биту за такт. Это означает, что частота работы ввода-вывода должен быть в хотя бы в 24 раза выше частоты дискретизации АЦП. Для 48 кГц это как минимум 1,152 МГц.



Типичное соединение по SPI

Как показывает практика, микроконтроллеры с обработкой звука в реальном времени не справляются. Здесь на помощь приходят специализированные процессоры, называющиеся DSP (digital signal processor). Как и в случае с кодеками, сущесвтуют DSP общего назначения и специализированные DSP.

  • Просты в программировании. Скорее всего, для такого DSP есть компилятор С.
  • Вычислительные мощностьи от скромных до «на грани возможного» + большое количество интерфейсов. Например, топовый DSP от Texas Instruments содержит в себе 12 ядер (8 ядер DSP и 4 ядра архитекруты ARM). Бюджетные DSP как правило ядер ARM не содержат.
  • Мощные DSP предъявляют высокие требования к окружающей схемотехнике, их невозможно использовать «на коленке».
  • Предоставляют гарантированное количество инструкций на выборку. Как правило, пользователю дается от 256 до 6000 инструкций. Эта простая гарантия удовлетворяет два требования к обработчику, указанные выше.
  • Низкая стоимость – до $30.
  • Простая установка на плату.
  • Не программирование, а цирк какой-то. DSP строятся по отличным от х86 и ARM архитектурам – часто это VLIW. Архитектура звукового DSP может быть настолько другой, что написание компилятора С теряет всякий смысл. Поэтому здесь часто в ходу использование ассемблера или языков графического программирования.
  • Скорее всего нет интерфейса для внешнего RAM.



Типичная прошивка DSP семейства ADAU.

Аппаратная реализация: практика

Перейдем теперь к схеме конкретной реализации гитарного процессора:


Проект состоит из трех основных блоков – FreeDSP, Arduino, LCD. Здесь сразу же стоит сделать важное замечание – проект FreeDSP едва ли можно назвать удачным выбором для создания гитарного процессора. Почему так – ниже, но в целом любому неискушенному в электронике разработчику рекомендуется заменить FreeDSP на другой evaluation board со специализированным DSP.

Ключевое достоинство проекта – его простота; от разработчика не требуются умение разводить платы. На уровне электроники требуются базовые знания и немного здравого смысла. Так же разработчик избавлен от работы с ADC/DAC – оба встроены в ADAU1701.

Здесь мы не будем останавливаться на рассмотрении Arduino и дисплея. Что хотелось бы отметить – Arduino Due здесь предпочтительнее других опций из-за того, что уровень логической единицы здесь равняется 3,3 В, а не 5 В. Это важно, поскольку многие современные DSP пять вольт уже не выдерживают. LCD можно использовать любой, но рекомендуется модель с драйвером SSD1305 – во-первых, с таким драйвером выпускаются прекрасные OLED дисплеи, а во-вторых, для Arduino доступна соответствующая высокоуровневая библиотека.

FreeDSP

Создатели проекта предлагают за скромную сумму приобрести у них все комплектующие для сборки. Однако мы решили сделать всё самостоятельно. Благо на сайте проекта присутствуют все необходимые схемы, а также списки комплектующих.

  1. Прошивка для ADAU1701 хранится в чипе EEPROM 24LC256. Для записи данных в этот чип можно использовать Arduino Nano (для нее в проекте предусмотрен слот) либо записывать самостоятельно. Для самостоятельной прошивки подойдет программатор PICKit v2 либо его клон. При использовании PICKit: SigmaStudio компилирует проект в файл с расширением .hex. Это неправда. Это не файл в формате Intel Hex, это текстовый файл с перечислением шестнадцатеричных чисел через запятую. Для преобразования Sigma Hex в Intel Hex используется специальная утилита.
  2. У ADAU1701 очень низкие возможности ввода-вывода. Вкупе с непривычным графическим языком программирования это доставляет много головной боли при попытке создать гитарный процессор с по-настоящему настраиваемыми эффектами.
  3. У ADAU1701 очень мало внутренней памяти – всего 21 миллисекунда. Ничего кроме эффекта Chorus с такой линией задержки не сделать. ADAU1701 предназначена для работы с сигналом в частотном диапазоне (фильтры и тому подобное). Обойти этот недостаток можно, заменив ADAU1701 на ADAU1452 (старший чип в линейке имеет линию задержки в 800 миллисекунд, что очень много). Плата при этом должна претерпеть серьезные изменения.

Аппаратная реализация: работа над ошибками

Следующая схема является обобщением нашего скромного опыта и предлагается как отправная точка для начинающий работников со звуком в реальном времени.


Здесь показано, как избежать проблем с короткой линей задержки и IO. ADAU1701 мы предлагаем заменить на что-нибудь из семейства ADAU14xx, поскольку у этих чипов достаточно внутренней памяти (до 800 мс). Поскольку оказалось, что в одном ADAU все опции и настройки гитарного процессора не вместить, их здесь несколько. При настройке эффектов микроконтроллер достает прошивки с разными эффектами из NVRAM и записывает их в чипы EEPROM, после чего перезапускает ADAU.

Из ожидаемых достоинств такой схемы хочется отметить высокую настраиваемость процессора. Из недостатков – готовыми платами здесь не обойтись и придется потратить значительное время на разработку.

Заключение

В конечном итоге нам всё же удалось сделать скромный гитарный процессор, однако финальная версия в корне отличалась от планируемой изначально и заслуживает отдельной статьи. Часть возможностей процессора показана на видео:

freedsp development

freedsp development

freedsp development

image

Надеемся, что данной статьёй мы поможем людям, начинающим разработку собственных гитарных эффектов, избежать тех граблей, на которые наступили мы.

Одна из самых больших проблем состоит в том, что-то, что звучит хорошо для вас одного, не работает так же хорошо в группе. Например, большое количество перегруза может упростить для вас игру быстрых шред-ликов во время ежедневной репетиции в своей спальне, но если вы используете те же настройки на выступлении, тогда есть реальная опасность, что никто не сможет услышать, что именно вы играете. Дисторшн добавляет шум в ваш звук, а когда у вас за спиной стоит целая группа, то этот шум порой может мешать разобрать какую , собственно, ноту вы играете. Уменьшение уровня перегруза может потребовать от вас более аккуратной игры, но на эту жертву стоит пойти, если это поможет вашей музыке в целом звучать лучше.

Кроме вышеописанного, тех, кто использует много перегруза, поджидает ещё один неприятный сюрприз: высокий уровень громкости увеличивает риск фидбэка. Конечно, фидбэк это не всегда плохо - Пит Таунсенд и Джими Хендрикс были первооткрывателями использования контролируемого фидбэка, как музыкального эффекта, а многие современные гитаристы, как Джо Сатриани , создали множество отличных вещей с его использованием - но в данном случае я имею в виду фидбэк, который заставляет вашу гитару вопить, когда вы её об этом не просили. Когда вы выкручиваете ручку на 11, малейший раздражитель может заставить вашу гитару сорваться в пронзительный вой, поэтому те, кто привык играть громко и с большим перегрузом, должны помнить маленькие хитрости: устанавливать ручку громкости на гитаре на ноль когда не играешь, сохранять дистанцию с усилителем и, конечно, очень аккуратно приглушать струны, которые не должны звучать. Если вы можете поклясться, что всё это делаете, но у вас всё равно есть проблемы с фидбэком, то, наверное, пора уже признать, что вы используете просто нереальное количество перегруза.

ТИПЫ ПЕРЕГРУЗА

Важно понимать, что есть два разных типа перегруза. Первый образуется в предусилителе (звукоформирующий элемент усилителя, который управляет тембром и коэффициентом усиления) и характеризуется размытым звучанием, которое знакомо каждому, кто пытался заставить звучать свой усилитель грязно на низкой громкости. Второй является результатом перегруза оконечного усилителя (элемент усилителя, отвечающий за общий уровень громкости, выставляемый ручкой Master Volume ). Этот тип перегруза звучит более мелодично - гитара отзывчива и вы получаете столько сустейна, сколько нужно, но общий тембр очень гладкий, без шершавости и шумов дисторшна предусилителя.

Ламповые усилители очень ценятся за искажения в оконечном усилителе - чем больше вы нагружаете ламповый усилок, тем сильнее он «поёт» - именно так было создано большинство классических звучаний рок гитары, которые мы знаем и любим. Конечно, Даймбэг Даррэлл из Pantera получает фантастический звук из транзисторного (не лампового) стека Randall , но это скорее исключение, чем норма. Большинство рок-гитаристов предпочитают играть через ламповые усилители, а большинство успешных транзисторных разработок всё равно включают функцию эмуляции ламповой схемы (откровенно говоря, если вам нужен чистый, резкий звук на высоком уровне громкости, то вы скорее предпочтёте транзисторный усилитель; впрочем, пусть ваши уши сами примут решение).

Как известно, нормальный усилок звучит лучше всего, когда работает на полную, поэтому имеет смысл использовать усилитель, который при выкручивании на максимум звучит на нужном вам уровне громкости. Если вы купите Адский Усилитель и у вас не будет удобного случая играть на подобающих настройках, то это будет всё равно, что ездить на Ferrari по пробкам. Бывает масса ситуаций, в которых не плохо бы иметь относительно маломощный ламповый усилитель - например, выступая с группой, вы обнаружите, что звукооператор яростно отвергает идею «сделать гитару на сцене громче» (его можно понять - работа у него состоит в том, чтобы получить отдельный сигнал для каждого инструмента, а звучание стены Marshall ’ов на полной громкости будет воздействовать на каждый микрофон, стоящий на сцене). Что касается студии, то я только напомню вам, что в ранних вещах Led Zeppelin Джимми Пейдж использовал слабенький усилитель Fender Supro для записи отнюдь «не слабеньких» гитарных партий…

P. S. Делитесь с друзьями ссылкой, они должны владеть ценной информацией!

Как записать гитару дома

Чем раньше начинающий гитарист начнет себя записывать, тем быстрее будут расти его навыки. Тем более, сегодня не нужно многого, чтобы записать гитару качественно.

Запись гитары в студии

Традиционный способ

Электрогитару подключают напрямую в гитарный стек или комбик, оба состоят из усилителя и гитарного динамика. Звукорежиссер ставит микрофон вплотную к динамику и записывает партию.

Такой способ имеет ряд недостатков:

Реампинг

«Так почему бы сперва не записать сырой сигнал гитары, а затем уже скормить его усилителю, разделив саму запись и работу с тембром?» — подумали звукорежиссеры и предложили другой путь: реампинг. Первые попытки разделить процесс на запись и обработку предприняли гитарист Лес Пол (чья гитара стала иконой Gibson) и звукоинженер Фил Спектор (работал с The Beatles и построил Wall of Sound для The Grateful Dead).



С появлением цифровой записи все упростилось до максимума: появились эмуляции усилителей, кабинетов и эффектов, по звуку почти идентичные реальным приборам. Сегодня вместо гитарного стека все чаще используются плагины в DAW.

Запись гитары дома

Инструмент подключается к аудиокарте и записывается в DAW типа Cubase, Reaper, Logic, подойдет и Garageband, который идет в комплекте с любым Mac.

На канал с гитарой вешаются плагины обработки: эмуляция усилителя, кабинета и, если нужно, различных гитарных педалей. Либо это может быть виртуальный процессор вроде Bias Fx, Amplitube, Guitar Rig или подобный — такие сочетают в себе дюжину моделей усилителей, кабинетов и педалей эффектов, имеют пресеты настроек, тюнер, а некоторые умеют записывать без DAW. Таким образом, запись становится делом пары секунд, а формировать свой уникальный звук можно хоть неделями.

Запись без аудиокарты

Самый примитивный способ — записать гитару в линейный вход встроенной в материнскую плату аудиокарты. Для этого понадобится:

    (желательно гибкий, чтобы не расшатать коннектор)
  • DAW. Например, условно бесплатный Reaper, который после истечения пробного периода лишь заставляет ждать несколько секунд после загрузки. Еще он известен тем, что работает стабильно даже на самых скромных компьютерах. — универсальный аудиодрайвер, позволяющий записывать аудио в линию без ощутимых задержек. Есть возможность настраивать качество битрейта и регулировать размер буфера — чем он меньше, тем быстрее музыкант услышит в наушниках то, что он только что сыграл руками.
  • VST-плагины: гитарный процессор (Bias Fx, Amplitube) или набор из эмулятора усилителя и кабинета.

Сегодня компании и энтузиасты предлагают гигабайты бесплатных плагинов для гитаристов:

    — эмулятор усилителя и загрузчик импульсов; — эмулятор Peavey 5150; — различные усилители и педали; — множество усилителей и загрузчик импульсов; кабинета Marshall 1960 от Redwirez;
  • Несколько бесплатных дилеев и ревербераторов на сайте ValhallaDSP; и полезных вещей от NI Kontakt;
  • Бесплатные версии гитарных процессоров с урезанным набором усилителей, например, AmpliTube 5 CS.

Как эмулируют усилители и педали? Эмуляцией их компонентов и радиосхемы. К примеру, в некоторых плагинах есть возможность покрутить сопротивление резисторов и емкость конденсаторов, чтобы получить более индивидуальный тембр.


Как эмулируют кабинеты? С помощью импульсов, загружаемых в ревербератор. Импульс похож на цифровой слепок реверберации помещения. Например, в пещере проигрывают тестовый сигнал и захватывают отклик с разных точек. Из полученных данных получается импульс, который загружается в ревербератор, и гитарное соло начинает звучать в пещере. Если же заглушить помещение минватой, а микрофон поставить вплотную к динамику, то получается цифровой слепок последнего. Так можно сделать импульс гитарного кабинета и, загрузив его в плагин, получить звучание определенной модели динамика, микрофона и его позиции.

Какие системные требования? Любой компьютер или ноутбук старше условного 2012 года без проблем справится с записью аудиодорожки в DAW. Плагины обработки тоже не требуют многого. Например, виртуальный процессор Bias FX 2 хочет:

  • 4 Гб ОЗУ (рекомендуется 8 Гб)
  • Двухъядерный процессор с минимальной частотой 1.5 ГГц (рекомендуется 2.0 ГГц)
  • 500 Мб на диске

Пошаговая инструкция:

  1. Загрузить DAW (например, Reaper) и зайти в настройки девайса для записи, сменив драйвер на ASIO4ALL.





Минусы

В зависимости от качества преампов и АЦП встроенной аудиокарты, запись получается в диапазоне «от приемлемой до неплохой». Однако со временем гитаристы замечают, что:

  • Гитара звучит тускло, невыразительно, с завалом баса и высоких частот;
  • Съедается атака по струнам, риффы звучат ватно;
  • Задержки при игре мешают исполнять быстрые партии;
  • Гитара с мощными датчиками звучит сразу с овердрайвом из-за клиппинга;
  • В сигнале присутствуют хрипы, скрипы, гудение, писк, различные наводки, а порой сквозь лирические переборы пробивается радио «Маяк».

Все из-за слабых преампов встроенных аудиокарт и не лучшего аналого-цифрового преобразователя. Превращать нули и единицы в аудио такие карты сегодня умеют вполне достойно, а вот с обратным процессом возникают проблемы. Здесь в помощь внешний аудиоинтерфейс.

Запись с внешней аудиокартой

Чтобы записать гитару, аудиокарта должна иметь:

  • Инструментальный Hi-Z вход с сопротивлением не менее 1 Мом. Это нужно, чтобы мощные гитарные датчики не перегружали преамп.
  • Кнопку Pad, уменьшающую уровень входного сигнала на 20 Дб. Необходимая вещь для любителей бить по струнам со всей силы.
  • Драйвера с поддержкой ASIO 2.0, чтобы можно было выставить минимальный уровень буфера и играть без задержек.

Что касается качества битрейта и разрядности, то почти все современные аудиоинтерфейсы способны записывать в качестве как минимум до 96 кГц\24 бит. Для большинства задач этого даже слишком: CD выпускаются в 44.1 кГц, а запись в студиях чаще всего на 44.8 кГц.

Если у аудиокарты нет Hi-Z входа, тогда можно использовать Di-Box, который позволит подключить ее шнуром XLR в микрофонный вход. Если же у аудиокарты вообще нет преампа (например, старая внутренняя карта с линейными входами), тогда придется использовать внешний. Впрочем, сегодня даже в преампы любят встраивать аудиочип, чтобы его можно было использовать как аудиоинтерфейс.


Behringer MIC500USB — преамп с ЦАП/АЦП

Чем отличаются внешние аудиокарты

Поскольку качество ЦАП\АЦП у настольных аудиокарт для домашних студий примерно одинаковое, то производители стараются выделиться преампами. Сейчас в моде цифро-аналоговые преампы, которые позволяют эмулировать звучание различных легендарных приборов, как, например, в картах SSL и Focusrite 3rd gen.

Аудиокарты с несколькими инструментальными входами открывают возможность для одновременной записи, к примеру, гитары и баса под записанные заранее барабаны с целью добиться более живого исполнения.

Как приятный бонус многие внешние аудиокарты комплектуются различными DAW и полезными плагинами. Профессиональные модели имеют DSP-процессор, на котором выполняется обработка собственным комплектом эффектов, что еще и позволяет разгрузить ЦП компьютера.

Есть и карточки, предназначенные специально для гитаристов, к примеру, LINE 6 POD STUDIO GX. Он комплектуется гитарным процессором POD Farm с дюжиной усилителей для гитары и баса, эмуляцией легендарных педалей эффектов, кучей пресетов и т.д.

Аудиокарты в процессорах, микшерах и усилителях

Гитарист сам может не знать, что у него уже есть аудиокарта. Аудиочипы сегодня не стесняются встраивать в любые девайсы.

  • Многие современные гитарные процессоры, например, Line 6 серии Pod HD, Helix и GO, Kemper Profiler, Axe FX, Boss GT-1000 и другие, можно использовать как аудиоинтерфейс. Они подключаются по USB и позволяют записывать аудио в высоком разрешении, на них можно заниматься сведением, так что необходимость в отдельной аудиокарте отпадает.
  • Некоторые микшеры поддерживают ASIO, позволяют подключить их к ПК и использовать в качестве аудиоинтерфейса, например, Peavey PV 6 BT.
  • Симуляторы кабинета — отдельная категория гитарных приборов, многие из которых имеют ЦАП\АЦП на борту, к примеру, Two Notes Torpedo C.A.B., AMT Pangea и другие.
  • Наконец, аудиоинтерфейс можно найти даже в современных комбиках (Boss Katana) и ламповых усилителях (Peavey 6505 MH).

Размер буфера и задержка при игре

Главное, что внешний аудиоинтерфейс позволит играть на гитаре с минимальной задержкой. Дело в том, что компьютер при конвертации сигнала в нули и единицы обрабатывает семплы пачками. Так процесс получается более стабильным, и пара пропавших семплов не станет катастрофой. Поэтому размер буфера измеряется в семплах, и чем он больше, тем меньше шанс поймать хрипы и артефакты из-за того, что ПК не справляется. Но и тем больше задержка при игре, поскольку системе приходится ждать накопления буфера.


Большинство современных компьютеров позволяют выбрать наименьший размер буфера. Легко посчитать, какой будет задержка при игре: достаточно умножить размер буфера на 2 (поскольку обработка происходит два раза: на входе и выходе) и разделить на частоту дискретизации. Например, при записи в 44 100 Гц и размере буфера в 64 семпла, получается задержка в (64*2)\44100 = 0.029 секунд, то есть в 3 мс. За это время звук по воздуху успевает преодолеть лишь один метр, поэтому такая задержка совсем не ощущается.

Реампинг сигнала через комбик или усилитель

Если дома стоит хороший комбик или гитарный стек, с их помощью можно сделать реамп записанного сигнала. Многие гитаристы убеждены, что цифровые приборы не могут эмулировать всех нюансов звучания ламповой техники. Большинству просто интересно записать звук собственного оборудования. Для этого понадобится микрофон, стойка к нему, шнур XLR и прибор под названием «реампер». Он позволяет согласовать сопротивления выхода звуковой карты и входа усилителя, без него звук будет тихим и тусклым (иногда ту же функцию может выполнять Di-Box).


Вопрос акустической подготовки помещения можно решить изоляционным боксом. По-сути, это ящик, обитый внутри минеральной ватой, в него помещается комбик или каб. Можно как заказать фирменный (Box of Doom), так и сделать самостоятельно. Можно также попробовать засунуть комбик в шкаф с одеждой или поставить на мягкий диван.

Для записи гитары чаще всего используются инструментальные динамические микрофоны, самый известный — Shure SM57. Иногда используют несколько разных микрофонов (один динамический, один конденсаторный или ленточный) с разных позиций для создания более полного тембра.

Установка микрофона относительно гитарного динамика является самым непростым моментом при таком способе записи. Чем микрофон ближе к центру динамика, тем звук более яркий и прорезающий, чем ближе к краю — тем глуше и басовитее он становится. Часто микрофон ставят вплотную к защитной сетке кабинета строго перпендикулярно, но можно отдалить его на расстояние до 10–20 сантиметров — саунд получается более полный, но с меньшей атакой.

Чтобы слышать только сигнал от микрофона, его установку нужно делать в закрытых наушниках с хорошей звукоизоляцией.

Если дома стоит полноценный усилитель типа Peavey 5150, то напрямую к звуковой карте его подключить не получится — сгорит без нагрузки. Понадобится эквивалентный динамику нагрузочный балласт (load box), к примеру, AMT Power Eater или более навороченный Two Notes Torpedo Captor X с ЦАП\АЦП, с кабсимом и набором импульсов. В этом случае не нужны микрофон и минеральная вата, а выбор из сотен импульсов делает подход более гибким.

Как превратить гитару в MIDI-клавиатуру

Существует возможность использовать гитару как миди-клавиатуру. Это пригодится тем, кто занимается аранжировками, но владеет черно-белыми клавишами хуже, чем железными струнами. Открывается возможность играть на гитаре любыми звуками — от скрипок и валторн до синтезаторов и перкуссии.

Гитарные процессоры типа Roland GR-55S и Boss SY-300 работают без специальных midi-датчиков и конвертируют аудио на лету без ощутимой задержки. То же самое можно сделать программно в Reaper.

Как записать гитару на смартфон или планшет

Когда вдруг посетила муза, придуманная музыкальная фраза может улететь, не попрощавшись, пока грузится компьютер с DAW. В таких случаях планшеты и смартфоны могут выполнять роль диктофона для черновых набросков. Конечно, многие ограничиваются встроенным диктофоном, но расслышать что-то потом будет нелегко.

Чтобы записать гитару на мобильный девайс в приличном качестве, существуют компактные аудиокарты типа iRig, Line 6 SONIC PORT, SHURE MOTIV MVI-LTG. Некоторые комплектуются плагином гитарного процессора и открывают моментальный доступ к студийному звуку. Существуют и напольные миди-контроллеры для смены пресетов во время игры, они позволяют использовать планшет на сцене и репетициях как полноценный гитарный процессор.

Есть и бюджетные решения со встроенным набором эффектов — овердрайв, какой-нибудь хорус и дилей с реверберацией. В таких настройки звука сильно ограничены, качество эффектов не то, чтобы супер, и для сцены они не предназначены, а вот для занятий дома и записи демок — вполне.

Как записать акустическую гитару

Есть два способа записать акустику. Первый — микрофонами. Это сложный, но самый правильный путь, позволяющий запечатлеть уникальный тембр гитары и особенности игры музыканта. Понадобится один конденсаторный микрофон и стойка, на которой его размещают напротив отверстия в деке. Чаще всего применяют конденсаторники с малой диафрагмой и характерным подъемом на высоких частотах.

Иногда у первого лада устанавливается дополнительный микрофон, позволяющий добиться большей читаемости и ясности. Установка двух микрофонов в позицию X-Y или ORTF дает стереопанораму. С этой же целью можно использовать рекордер типа Tascam DR-05 — в нем уже есть пара микрофонов и ЦАП\АЦП, так что его можно использовать и в качестве аудиокарты.

Бывают и аудиокарты, заточенные под запись акустики, например, IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage. Есть и мобильные аудиокарты с микрофоном, к примеру, Apogee One, который может работать также с Айпадом и Айфоном.

При таком подходе на звук влияет помещение. В идеале оно должно быть либо полностью заглушенным, либо, наоборот, обладать приятной уху реверберацией без стоячих волн. Чаще всего используются деревянные комнаты. Если такой комнаты нет, то для второго способа она не нужна, поскольку в нем используется пьезозвукосниматель (например, Fishman Sonicore).

Пьезозвукосниматель может работать даже с нейлоновыми струнами. Именно им снабжаются электроакустические гитары, но бывают и съемные звукосниматели для классических гитар. Они позволяют подключить инструмент напрямую к звуковой карте, но звучание будет не таким выразительным, как при записи микрофонами.

Заключение

Любой элемент цепочки записи влияет на результат. Плохой инструмент, убитые струны, фонящий кабель, кредитка вместо медиатора — все это сильно испортит качество гитарного звука. Но все же самым важным элементом является сам музыкант — его мастерство может затмить собой любые огрехи записи. Доказательством тому будут десятки великих альбомов, созданных на коленке.

Читайте также: