Как сделать математический планшет своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Геоборд (другие названия – математический планшет, геометрик - русское, геоборд – анг,) придумал египетский математик Калеб Гатеньо в конце 1950гг. Это пособие представляет собой доску со штырьками, расположенными на игровом поле равноудаленными друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки . Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных). Начинать заниматься можно с 1,5 — 2-х лет, но даже младшему школьнику будет интересно играть с геобордом .

Польза геоборда :

1. Развивает когнитивные способности ребенка : пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память.

2. Способствует развитию мелкой моторики рук.

3. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка.

4. Способствует развитию речи во время работы со сказками, стихами, загадками.

5. Формирует познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач.

6. Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии : фигура, периметр, площадь.

7. Занятия на геоборде расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.

Геоборд прост в использовании и изготовлении. Это игрушка, которая делается за считанные минуты, а использовать ее можно долгие годы.

Как сделать геоборд своими руками ?

Определитесь с размером геоборда , исходя из возраста ребенка, чем взрослее ребенок, тем размер геоборда должен быть больше . Я предлагаю изготовить геоборд для детей 4-х - 6 лет. Это размер 25х25см. Расстояние между кнопками 5см.

• деревянная дощечка (толщиной 18 – 20мм) т. к. длина иглы кнопки 1,5см.

• силовые кнопки канцелярские

• банковские резинки

Инструкция с пошаговым фото

1. Начертите на доске квадраты одинакового размера 5х5.

2. В каждый угол квадрата вбейте силовую кнопку.

3. Геоборд готов ! Теперь можно смело приступить к работе!

Пособие нужно дополнить цветными резинками, схемами рисунков, набором геометрических фигур и игрушек.

На математическом планшете можно заниматься с ребенком индивидуально и в группе. Особенно интересным для группы детей будет совместными усилиями выполнить взаимодополняющую задачу, например, составить слово - каждый ребенок делает по одной букве, или проиллюстрировать сказку - каждый ребенок делает своего персонажа . Причем, обычно на занятиях дети после выполнения обязательных упражнений просят дать им возможность собрать "что-нибудь свое", не по теме. Я им предоставляю эту возможность, мы рассматриваем вместе полученные работы, обсуждаем, сравниваем ("на что похоже").

Работая с группой детей можно проводить зрительные и слуховые диктанты, задания по заданному образцу.

Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции, т.е. происходит социально-коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы.

Низкий: по образцу

Средний: по схеме

Высокий: по замыслу

Я предлагаю вам начать игру! Встретились однажды предметы из дерева , пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе- дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начались у них получаться просто- таки удивительные изображения: снежинки, птица, ракета, даже человечек.

Я приглашаю вас поиграть !

Дети любят отгадывать загадки. А отгадки вы изображаете на планшете.

Загадки нужно тщательно подбирать.

От ветра он не прячется,

А, грудь подставив, Катится.( Парусник)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть — нет головы.( Гриб)

Летом вырастают, осенью опадают.( Листья)

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он. ( ключ ) !

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

А в лапках — цап-царапки.( Кошка )

На окнах зеленеют,

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю.(Рыба )

Сидит в темнице,

А коса на улице.( Морковь)

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый . (ДОМ ).

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Меньше, чем комарики. ( Звезды)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке.( Снежинки)

Пробуйте и развивайте своих воспитанников! Удивляйтесь сами и удивляйте детей!

Думайте сами , решайте сами играть или не играть!

Благодарю вас за участие!

Желаю Творческих успехов!

Варианты игр в старшем дошкольном возрасте

Игра «Узор по образцу»

Цель:
Познакомить детей с игровым материалом, развивать способность детей к выкладыванию узоров по образцу.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество), показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.
В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.

Игра «Цифры играют в прятки»


Материал: математический планшет, схемы цифр.
Цель: закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Вариант: Аналогично можно прятать буквы. Игру можно сопровождать загадками или стихами про числа и буквы.
Уровень сложности: цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче. Для того чтобы усложнить загадку, можно использовать один цвет, либо сочетать цвета так, чтобы спрятанная цифра не была явно видна.
Низкий: по образцу.
Средний: по схеме.
Высокий: по замыслу.

Игра «Часть и целое»

Цель:
развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.


Игра «Пространственное ориентирование»


Цель:
совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа); закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т.д.  расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;  Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания:  Какая фигура справа от квадрата?;  Какого цвета треугольник снизу?;  Сколько треугольников сверху?;  Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:


Игра «Чудесные превращения»


Материал: математический планшет, набор резиночек для творчества, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
Вариант: Дети играют в парах. По очереди дополняют картинку с помощью изображения одного элемента. Рассказывают, что изображено на картине, какие геометрические фигуры они использовали и сколько.


Игра «Сколько гвоздиков внутри»


Цель:
упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель дает задание ребенку «нарисовать» резинками фигуру, внутри которой будет один гвоздик. Теперь такую фигуру, в которой будет два гвоздика. Теперь пусть ребенок придумает самые разные фигурки, внутри которых только один, не занятый резинками гвоздик. Другое задание: придумать фигуру, внутри которой ни одного гвоздика.


Игра «Загадки»


Цель:
развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Описание игры:
Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.

1.От ветра он не прячется, а, грудь, подставив, катится. (Парусник)

2. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

3. Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

4.Вставь в замочек, поверни. Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч. Называется он… (ключ)!

5. Спал цветок и вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

«Занимательные задачи»


Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника.
С помощью математического планшета и резиночек для творчества эти проблемы легко решаются, у ребенка появляется возможность для развития творчества и мелкой моторики рук.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества.
Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т.д.)

Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.

Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.


Рисуем «Узоры на окнах»


Материал: математический планшет, геометрические фигуры.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, моторики рук.
Описание игры: Коллективная работа. На планшете дети «рисуют» с помощью резиночек и с использованием геометрических фигур по теме. Планшеты соединяются с помощью резиночек, дополняя рисунок.

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)

Варианты игр

Поля объединяются в ряд или прямоугольное, квадратное поле

Автобус, трамвай, машина и т.п.

Садовые, полевые, комнатные растения

Сад, поле, луг, оранжерея

Жуки, бабочки, палочники и т.п.

Листья разных деревьев


Уровни сложности:
Низкий: по образцу.
Средний: по схеме.
Высокий: по замыслу.


Игра «Большой-маленький»

Цель:
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные больше и меньше.
Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.

Описание игры:
Воспитатель «рисует» маленький домик, елочку, снежинку, и предлагает ребенку рядом изобразить большой домик, звездочки, снежинку и т.д.

Игра «Столбики»

Цель:
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д.

Цель:
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные длиннее и короче.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т.д.


Игра «Угадай и проверь»


Цель:
совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей.

Материал: математический планшет, набор маленьких резинок для творчества, геометрические плоские фигуры.
Описание игры:
Воспитатель задает ребенку вопрос: сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Можно придумать разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики использованы на планшете.


Иллюстрирование и разучивание стихотворения «Букет для мамы»


Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи, моторики рук, воспитывать умение составлять коллективную работу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лисья берёзы, ветка рябины,

Листики, тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесем.
Какой листик не попал в букет для мамы?

Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.

Математический планшет своими руками

“Развивающие игры”- это игры, придуманные взрослыми, для развития способностей у детей.

Среди них, популярные в России логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, игры Никитина и Воскобовича.

Детская развивающая игра "Математический планшет" похожа на Геоконт Воскобовича.

Это деревянный планшет с 25 штырьками, с набором разноцветных резиночек. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных). "Рисование резиночками" дает ребенку уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Дети учатся ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику.

Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

Я решила сделать математические планшеты своими руками.

1) Взяла доски квадратной формы размером 25 см, обработала края наждачной бумагой, покрыла доски морилкой (это необязательно)

2) Затем подготовила силовые кнопки (канцелярские кнопки с ручкой)

3) Сделала разметку на доске, 5 рядов по 5 кнопок

4) На пересечении линий сделала углубления тонким гвоздиком,

5)С помощью пассатижей обломила каждую кнопку, т. к. она длиннее толщины доски

6)Вставила кнопки на свои места,закрепив каждую клеем "Момент"


Приготовила набор геометрических фигур, цветные резиночки и схемы рисунков. Математический планшет готов! Теперь можно с ним играть, использовать его на занятиях.






Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр В своей работе с детьми по развитию логико-математических представлений я использую счетные палочки, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

К числу хороших развивающих пособий для дошкольников с полной уверенностью можно отнести математический планшет. Он поможет не просто весело провести время, но и улучшить важнейшие навыки, узнать кое-что новое, сформирует умение ребенка работать по готовой схеме.

Математический планшет со схемами для детей

Что это такое?

Развивающее пособие «Математический планшет» (иначе его называют «Геометрик» или «Геоборд») выглядит довольно скромно, представляя собой доску с воткнутыми в нее гвоздиками-штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии один от другого. Кроме того, в набор входят цветные резиночки, а в некоторых случаях – и несколько геометрических фигур из пластика. В целом этот планшет настолько прост, что его можно изготовить своими руками. Это, однако, не умаляет его безусловной пользы.

При желании самый простой вариант набора можно усовершенствовать, создав набор фигурок из картона с проделанными в них отверстиями.

Дети с игрушкой-геобордом

Польза

Без сомнения, математический планшет стоит брать на вооружение тем родителям, которые хотят удивить своего малыша действительно полезной игрушкой. Он помогает:

  • Развить мелкую моторику.
  • Приобрести умение работать сосредоточенно, добиваться поставленной цели.
  • Развить абстрактное и пространственное мышление.
  • Пробудить в ребенке творческое начало, воображение.
  • Получить и закрепить важнейшие знания о положении в пространстве, форме, цвете, количестве, размере, симметрии.
  • Улучшить познавательную мотивацию малышей.

Если малыш выполняет задания сам, у него развивается самостоятельность, если в паре с другим ребенком – навык работы в команде.

Проводить занятия с пособием следует для детей в возрасте от 3 до 6-7 лет.

Набор резинок и фигур для математического планшета

На первом «уроке» следует познакомить ребенка с развивающей игрушкой, показать ему доску, посчитать вместе с ним штырьки, рассмотреть резинки и карточки со схемами. У малыша должно сложиться ощущение, что он получает необычную забаву, которая позволит ему не просто создавать картинки из резинок по готовому образцу, но и придумать свои.

Далее следует первая проба – родитель натягивает резинку, после чего просит кроху повторить. Надо пояснить ему, что сначала резинка цепляется за штырек, а после нужно потянуть ее в нужном направлении. Обязательно следует рассказать, что протягивать можно не только вверх-вниз или в стороны, но и в диагональном направлении, а также в форме фигур.

Если интерес сохраняется, допустимо попробовать что-то составить в первый же день. Однако в случае если ребенок демонстрирует скуку или усталость, занятие следует перенести на более подходящее время.

Примеры игр

Существует достаточно большое количество игр с геометрическим планшетом, в которые можно сыграть с дошкольником.

Самодельный геоборд

Повторить понятия «длиннее» и «короче» можно так:

  1. Родитель сам протягивает две резинки разной длины и просит ребенка сказать, какая длиннее, какая – короче.
  2. Можно попросить ребенка протянуть резинки таким образом, чтобы, например, зеленая оказалась длиннее красной.

Аналогичным образом не составит труда закрепить в сознании малыша понятия «лево» и «право», «больше» и «меньше».

Еще один вариант – познакомить с такими важнейшими категориями, как «внутри» и «снаружи». Для этого родитель сначала сам делает из резинки квадрат, помещает в него небольшую по размерам игрушку и поясняет, что фигурка находится внутри, а все, что за границами квадрата – это снаружи.

Знакомство с миром геометрических фигур также лучше всего провести на планшете. Сначала мама сама делает фигуру, поясняя ребенку свои действия, объясняя, что это треугольник, у него три стороны и три угла. Затем просит малыша сделать домик, например, для мышки, которая любит жить в треугольных домах. После нескольких тренировок задача усложняется, ребенка следует попросить сделать поочередно два треугольника – для большой и маленькой мышек. Таким образом закрепляются знания о фигуре и повторяется понятие размера.

Кораблик из резинок на геоборде

Более сложные

Когда ребенок научится работать с резинками, можно предложить ему более сложные варианты заданий:

  1. «Рисование» предметов на планшете с использованием готовых схем. Если дошкольник имеет соответствующую подготовку, можно предложить ему выложить цифры и буквы.
  2. Изображение в схематичном виде простых сюжетных вариаций, например дождя, домика, расположенного на берегу водоема.
  3. «Спрятанная цифра» (буква). Если детей двое, можно устроить своеобразную «угадайку»: один малыш рисует при помощи резинки цифру, затем, на ней делает узор, то есть прячет свою работу. Задача второго дошкольника – разгадать головоломку и сказать, какая именно цифра замаскирована. Если ребенок один, то партнером ему может стать родитель. Допустимы два уровня сложности: цифры и узор разных цветов (простой) или одного цвета (сложный).
  4. Преображение. Малышу предлагается простейшая фигура. Например, прямоугольник. Используя свою фантазию, он должен сделать из нее что-то предметное, например автобус, домик.
  5. Разделение на части. Взрослый выкладывает сложную геометрическую фигуру, например многоугольник. Задача ребенка – при помощи резинок разделить ее на части (треугольники, квадраты), говоря при этом, как называется та или иная фигура.
  6. Фантазирование. При помощи резинок малыш может даже нарисовать придуманную им историю, точнее – определенный ее момент. После этого можно попросить его перенести картину на бумагу, то есть составить схему. Кажется, что упражнение очень сложное, но внимательные усидчивые дети успешно с ним справляются.

В целом число игр, в которые позволяет сыграть геометрик, довольно велико, главное – учитывать индивидуальные интересы и способности крохи, предлагать ему задания, подходящие по возрасту и уровню подготовки.

Изготовление математического планшета для ребенка

Изготовление

Рассмотрим процесс создания математического планшета своими руками.

Необходимые материалы:

  • плотный картон (можно использовать пенокартон);
  • клей (желательно ПВА);
  • кисть;
  • лист в клетку;
  • канцелярские кнопки силиконовые;
  • скотч;
  • набор разноцветных банковских резинок.

При желании готовое изделие можно покрыть лаком, это продлит срок его службы.

Пошаговая инструкция:

  1. На листе в клетку нарисовать квадрат, который по размерам полностью совпадет с будущим полем геометрика.
  2. Из картона вырезать квадрат такого же размера.
  3. Склеить картонный и бумажные квадраты.
  4. При желании – покрыть лаком.
  5. Нанести разметку, отметив те места, где будут установлены кнопки.
  6. Штырьки смазывают клеем и укрепляют в определенные для них участки.

Осталось только дать планшету высохнуть и оклеить его края при помощи скотча.

Лабиринт из резинок на геоборде

Геоборд

Уникальная развивающая доска по своим особенностям практически ничем не отличается от картонного геометрика, но за счет материала – дерева – прослужит гораздо дольше. Для ее изготовления потребуются:

  • небольшая доска;
  • кнопки канцелярские силиконовые;
  • молоток;
  • набор резинок.

Порядок действий прост:

  1. На доске – будущем геоборде – чертятся квадраты размером 4х4 см.
  2. При помощи молотка в угол каждого квадрата вбивается по кнопке.

Уникальное развивающее пособие готово!

Как видим, для нормального развития ребенка вовсе не обязательно приобретать дорогие современные приспособления и игры. Интересное пособие легко сделать самим, при этом пользы от него будет гораздо больше, чем от планшета в более привычном для большинства смысле.

Развивающая игра для детей "Геометрик" (геоборд, математический планшет). Как сделать планшет "Геометрик" своими руками.

Математический планшет, геометрик

Геометрик, который еще называют геобордом, геометрическим или математическим планшетом - это развивающее пособие (игра) для детей, которое можно сделать своими руками. Изготовление маленького планшета на доске из мягкой древесины не займет много времени, а польза для развития ребенка огромна!

Математический планшет представляет собой доску со штырьками, на которые ребенок одевает резиночки, создавая таким образом различные изображения - рисунки резиночками.

Резиночки можно использовать аптечные, канцелярские, банковские, для волос или для модного сейчас плетения браслетов.

математический планшет

Автор этой дидактической игры точно неизвестен. Ее считают и советской игрушкой, и игрушкой, созданной Воскобовичем, Марией Монтессори, египетским математиком Калебом Гаттегно (Caleb Gattegno).

Зато сама игра сейчас очень известна и становится все более популярной.

геоборд

За фотографии для этой статьи и описание изготовления математического планшета большое спасибо Марине из Москвы.

Для чего нужен геометрик, в чем его польза

Игры с математическим планшетом - это развитие:

  • мелкой моторики и координации движений обеих рук, их ловкости, умелости и подготовки к письму
  • кругозора
  • фантазии
  • логического и пространственного мышления
  • математических представлений (длина, фигуры и т.д.)
  • умения моделировать на плоскости
  • умения создать изображение по образцу

Также в результате игр с геометриком ребенок знакомится с изображением на плоскости различных фигур, букв и цифр, знакомится с понятиями площади, периметра, угла, равных и подобных фигур, симметрии, учится счету, ориентации на плоскости, понятиям направления "справа, слева, вверху, внизу" и т.д.

Какие изображения можно делать на геометрике

На математическом планшете можно создавать различные изображения: геометрические фигуры, буквы, цифры, дома, елочки, бабочки, снежинки, самолеты, корабли, машины, дороги, лабиринты.

Геометрик

математический планшет

Изображения можно создавать несколькими способами, даже квадраты одинакового размера можно сделать либо из одной резиночки, либо из нескольких.

фигуры и схемы для геометрического планшета геометрика

Как еще можно играть:

  • одевать резиночки на кнопки в произвольном порядке
  • одевать резиночки на кнопки по образцу
  • создавать свои фигурки
  • создавать узоры и орнаменты

Как сделать математический планшет своими руками

Размер доски, количество кнопок на ней и расстояние между кнопками зависят от возраста ребенка - чем меньше ребенок, тем меньше кнопок и больше расстояние между ними. Начинать можно с детьми после года, для них доска должна быть 3 х 3 кнопки (всего 9 кнопок), расстояние между кнопками 3-5 см. Количество кнопок на доске со временем увеличить.

Чтобы сделать геометрик (математический планшет) своими руками, нужны:

  • доска из мягких пород дерева
  • канцелярские силовые кнопки с пластиковыми шляпками
  • молоток или дрель и супер-клей
  • резинки (канцелярские, банковские, аптечные, резинки для волос)

Доску зашлифовать, а затем покрасить или обклеить самоклеящейся пленкой. Разметить на ней сетку карандашом или прикрепить лист бумаги с разметкой.

Кнопки очень аккуратно вбить в доску на пересечениях линий сетки, т.к. при ударе молотка шляпки кнопок могут расколоться.

Или просверлить в доске отверстия и приклеить кнопки, смазывая клеем металлическую часть кнопок - этим способом сделан геометрик, представленный на фото в этой статье. Как написала Марина, основа геометрика - разделочная доска, ее вначале сверлили, а потом все кнопки сажали на клей. Всего кнопок 247, размер доски 50 х 36, размер клеточек 2,5 х 2,5 см.

Геометрик своими руками

Всего доброго! Если материалы сайта были Вам полезны, пожалуйста, поделитесь ссылкой на них в соцсетях - Вы очень поможете развитию сайта.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

Наконец-то дорогой муж сделал для нашего старшего сына математический планшет! Давно я его об этом просила – ещё после лекции Лены Даниловой о том, как развивать у ребёнка математическое мышление. Кстати, я писала об этом семинаре в своём блоге, но про удивительное развивающее пособие для малыша, которое легко делается в домашних условиях, хочется рассказать ещё раз отдельно.

Екатерина Микитенко. Математический планшет: развивающая игрушка своими руками

Что такое математический планшет?

Это квадратная доска или фанера размером примерно 30-40 см, в которую вбит 121 гвоздик: 11 рядов по 11 штук. Вместо гвоздиков можно использовать шурупы или канцелярские кнопки с большими цветными пластмассовыми наконечниками. Расстояние между отдельно стоящими гвоздиками – 2-3 см, все гвоздики находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. За эти гвоздики-колышки можно цеплять резинки (от денег или детские разноцветные резинки для волос), образуя различные фигуры, предметы, цифры, буквы – словом, всё, что захочется.

Екатерина Микитенко. Математический планшет: развивающая игрушка своими руками

Для чего нужен математический планшет?

В первую очередь, для развития у ребёнка математического мышления, мелкой моторики, для изучения геометрических фигур, процентов и развития у малыша воображения. Играть с этим пособием можно уже с двух лет!

Как заниматься с математическим планшетом?

Уверена, что Вы с лёгкостью сами придумаете множество игр и заданий для этого развивающего пособия. Вот лишь несколько подсказок и идей, которые можно развивать и усовершенствовать на своё усмотрение:

  1. Для начала ребёнок может просто при помощи цветных резинок (для волос или для денег) «рисовать» на планшете простые фигуры, зацепляя резинки за гвоздики-колышки: домик, ракету, кораблик, бабочку…
  2. Далее можно усовершенствовать игру, превращая один предмет в другой: домик в грибочек, конфету в рыбку и т.д.
  3. Можно попросить ребёнка сдвинуть рисунок на определённое количество «шагов» влево, вправо, вверх или вниз.
  4. Можно попросить ребёнка увеличить рисунок в два раза.
  5. Можно учить буквы, «рисуя» их резинками на планшете и превращая одну букву в другую.
  6. Можно учить цифры и числа, выкладывая их резинками на доске.
  7. Можно изучать геометрию: прямая линия, зигзаг, различные геометрические фигуры, превращение одной фигуры в другую, деление одной фигуры на несколько других и т.д. – придумывайте сами!
  8. Можно при помощи резинок выкладывать на планшете различные узоры: сперва простые, затем сложные. Впоследствии задание можно усложнить и составлять узор по образцу (если иметь два планшета или если сделать на бумаге сетку из 121 точек и 100 квадратов, как гвоздики на планшете). Вы рисуете узор на бумаге – ребёнок повторяет на планшете и наоборот.
  9. Можно при помощи планшета «иллюстрировать» сценки из сказок.
  10. Можно играть в загадки: Вы загадываете загадку, а ребёнок «рисует» отгадку резинками на гвоздиках.
  11. Когда ребёнок становится старше, можно начать изучать проценты. Так как 121 гвоздик образует 100 квадратов, соответственно 1 квадратик – это 1 процент. Ребёнку будет проще это понять наглядно и при помощи планшета решать простые первые задачки.
  12. При помощи математического планшета можно даже играть в морской бой! Для этого желательно иметь два планшета (тем более, что их легко сделать), либо взрослый будет играть на бумаге, а ребёнок на планшете. Подпишите верхний горизонтальный ряд гвоздиков буквами, а левый вертикальный ряд – цифрами. Получится система координат: А1, Б4 и т.д.

Екатерина Микитенко. Математический планшет: развивающая игрушка своими руками

Надо сказать, что математический планшет развивает не только фантазию ребёнка, но и фантазию мамы и папы! Творите, играйте, развивайтесь в радость! И пусть самодельный математический планшет будет Вам в этом помощником. Очень рекомендую! Большое спасибо Лене Даниловой за подсказку!

Читайте также: