Как сделать рокировку в шахматах на компьютере

Обновлено: 03.07.2024

Рокировка в шахматах предполагает выполнение такого действия, при котором ладья и король совершают одновременный ход. Сначала нужно переместить короля на соответствующее поле, затем уже ладью. Посмотрите представленное выше видео, чтобы во всем разобраться.

Как делается правильная рокировка в шахматах

Давайте же разберем, как правильно сделать рокировку в шахматах.

  • расположение фигур на поле должно благоприятствовать выполнению рокировки. До начала маневра, то есть во время предыдущих ходов, ладья и король не должны были перемещаться по полю.
  • те клетки, что находятся между двумя данными действующими лицами, нужно освободить от слона, коня и ферзя. Это условие касается и фигур противника.
  • до начала выполнения перестановки удостоверьтесь, что над королем не нависла угроза шаха.

Несмотря на то, что правила шахматной рокировки несложны и известны как профессионалам, так и тем, кто хоть раз играл в шахматы, знать их тонкости и грамотно использовать рокировку необходимо, ведь только в этом случае шанс на успешность вашего маневра будет максимально высоким.

Длинная и короткая рокировка в шахматах

Длинная рокировка

А вот как по правилам осуществляется короткая рокировка в шахматной партии:

Рокировка в шахматах

Важно научиться отмечать моменты, когда рокировка действительно будет выгодной. Шахматные неофиты часто ей злоупотребляют, выполняя данный ход в каждом подходящем случае. Такой важный шаг может действительно предотвратить атаку вашего соперника, сделать выгодную вам перестановку фигур перед решающим ходом. Думая о рокировке, нужно тщательно оценить все за и против, ведь безответственное решение может навредить вашей игре.

Опытные шахматисты советуют делать рокировку, когда вашу ладью надо переместить и провести атаку на территории соперника. Ладья – одна из самых сложных по признаку введения в игру фигур, часто у новичков она остается на своей клетке в течение всей игры. Соответственно, чтобы начать использовать ладью в игре, можно применить рокировку. Другой случай, когда описываемый маневр уместен – предотвращение планируемой атаки противника. Ход атаки зависит от текущего расположения фигур на доске, поэтому поменяв рисунок на поле, вы спутаете планы своего противника.

Еще один вариант использования рокировки – это открытый центр поля с незащищенным королем. Сделайте рокировку, чтобы его прикрыть. Перед выполнением ходы оцените диспозицию вашего противника, причем не только в центре поля, но и на его периферии, чтобы избежать неожиданного нападения с флангов. Самый распространенный вариант шахматной рокировки – это перестановка, идущая со стороны короля. Так вы одновременно защитите главную фигуру и расчистите пространство для маневра ладьи.

Начинающие шахматисты часто не знают, как выполнять рокировку. Это единственный ход, который позволяет передвинуть сразу две фигуры. В рокировке могут участвовать только король и ладья (но не другие шахматные фигуры). Считается, что ее изобрели примерно в 1500 году, чтобы ускорить ход игры. Рокировка уводит короля из центра доски, где бушует сражение! Так вашему противнику будет труднее дать ему мат!

При этом должны выполняться следующие условия:

Вот как выглядит рокировка. Белые рокировали на королевский фланг, а черные - на ферзевый.

Castling, Castle, Chess, How To Castle

Белый король рокировал на королевский фланг (в короткую сторону) а черный на ферзевый (в длинную).

Вот четыре правила о рокировке!

Правило 1. Нельзя рокировать, если король уже ходил!

Castling, Castle, Chess, How To Castle

Белый король перешел с e1 на e2 и потерял право на рокировку.

В данной позиции белый король ушел с e1 на e2. Передвинув короля, белые потеряли право на рокировку. Даже если король вернется на e1, он уже не сможет рокировать.

Кстати, нельзя рокировать и если уже ходила участвующая в рокировке ладья.

Правило 2. Нельзя рокировать из-под шаха!

Castling, Castle, Chess, How To Castle

Черный слон дает шах с поля b4. Белые не могут рокировать, находясь под шахом.

Белый король находится под шахом черного слона b4, а рокировать из-под шаха запрещено. Для начала белые должны закрыться от шаха, например, пешкой c3, чтобы рокировка снова стала возможна на следующем ходу.

Правило 3. Нельзя рокировать через битое поле!

Castling, Castle, Chess, How To Castle

Белым нельзя рокировать, потому что черный слон атакует поле f1.

Черный слон a6 атакует поле f1 рядом с белым королем. Он не может рокировать, потому что тогда он пересек бы битое поле.

Правило 4. Между ладьей и королем не должны находиться другие фигуры

Castling, Castle, Chess, How To Castle

В этой позиции белые могут рокировать на королевский или ферзевый фланг, а черные могут рокировать только на королевский, потому что на b8 стоит черный конь.

Подсказка: во время рокировки король всегда встает на поле того же цвета, что и в начале партии. Белый король перепрыгивает через белое поле и встает на черное, а черный перепрыгивает через черное и встает на белое.

Рокировка - замечательный способ защитить короля и вывести ладью в центр доски!


Почему рокировка — самый интересный ход? Очень просто: это единственный возможный по правилам ход в шахматах, который делают сразу две фигуры! В рокировке участвуют король и ладья, и ее цель — спрятать короля в надежное укрытие и вывести в бой ладью.

Как делать рокировку в шахматах

Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.

Как делать рокировку в шахматах

В результате король оказывается спрятан за своими пешками.

На английском языке рокировку называют castle, что переводится как «замок, крепость». 🏰

Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.

Короткая и длинная рокировка

Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки.

Правила рокировки в шахматах

Правило №1

Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили.

Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей.

Правило №2

Рокировка возможна только в том случае, если между королем и ладьей на доске нет других шахматных фигур.

Правило №3

У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.

Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах.

Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно.

Правило №4

Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле.

Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.

Правило №5

Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника.

Правила рокировки в шахматах

Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.

Мат с помощью рокировки

Обычно рокировка выполняется в течение первых 10–15 ходов партии. Однако бывает, что этот ход делают уже в конце партии, и с помощью рокировки можно даже поставить мат. Это происходит из-за того, что рокировка вводит в игру ладью, которая сможет атаковать короля соперника. Пример мата с помощью рокировки можно увидеть на диаграммах: белые начинают и ставят мат в 1 ход.

Мат с помощью рокировки

Напоследок расскажем короткий стишок про рокировку в шахматах:

Чтобы сделать рокировку,
Королю нужна сноровка.
Если еще он не ходил
И под шах не угодил,
И ладья на месте тоже —
К ней через клетку прыгнуть сможет.
Его ладья перепрыгнет ловко,
И это будет рокировка!

Еще больше наглядных объяснений, понятных даже ребятам дошкольного возраста, вы встретите на онлайн-занятиях по шахматам в школе Skysmart. Уроки проходят на современной онлайн-платформе в удобное для ученика время один на один с опытным и внимательным тренером. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков!

Шахматные правила рокировки - Полное руководство

Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне.

Однако для возможности рокировки должны быть выполнены следующие правила:

  • Для ладьи это должен быть первый ход
  • Для короля это должен быть первый ход
  • Путь между королём и ладьёй должен быть свободным (никакие фигуры не могут его блокировать).
  • Король не может находиться под «шахом» или не проходить атакованное поле.

Если вы делаете рокировку в сторону, где стоит король, то это называется «Рокировка на Королевский фланг». Если вы делаете рокировку на другую сторону, где стоит ферзь, это называется «Рокировка на Ферзевый фланг».

Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.

Позиция, показывающая, что белый король может рокировать на ферзевый фланг, а чёрный король на королевском фланге.

Диаграмма 1: Шахматные правила рокировки

После того как король переместится, Ладья перепрыгивает через него и приземляется рядом с ним, чтобы завершить рокировку.

Шахматные правила рокировки

Всегда помните об этих пяти правилах. Вы не можете рокироваться, если:

  • Вы уже сделали ход своим королём или задействованной ладьёй.
  • Король находится по шахом.
  • При рокировке вам нужно поставить своего короля под шах.
  • При рокировке король проходит атакованное поле.
  • Есть фигуры между королём и задействованной ладьёй.

Стратегия рокировки

В дебюте этот ход очень важен. Она выполняет две важные цели:

  • Перемещает короля в более безопасную позицию, подальше от середины доски.
  • Перемещает ладью на «активную» позицию в центре. Этим ходом можно поставить королю соперника «мат».

Обычно лучше выбирать рокировку на королевский фланг, потому что она удерживает короля на более безопасном расстоянии. Король остаётся ближе к краю доски, а все остальные пешки будут стоять ближе к королю, в ряд, защищая короля от атак.

Однако при рокировке на ферзевый фланг король располагается ближе к центру доски, и пешка на вертикали «а» не защищена. Из-за этого короля часто ставят на линию «b», чтобы он мог защитить пешку «а».

Во время всего этого процесса, когда король будет отходить от центра доски, у соперника будет дополнительное время подготовить атаку. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг потребует ухода и ферзя. Рокировка на ферзевый фланг займёт больше времени.

С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг также имеет преимущества. Она эффективно помещает ладью в центральную линию «d» доски. В шахматах оба игрока чаще выбирают рокировку на королевский, а не на ферзевый фланг. Однако бывают случаи, когда один игрок выбирает рокировку на королевский фланг, а другой выбирает рокировку на ферзевый фланг, это называют «разносторонние рокировки» или «рокировки на разные фланги».

При такой стратегии рокировки игры обычно заканчиваются ожесточённой борьбой между двумя игроками, поскольку пешки обоих игроков могут двигаться вперёд и атаковать короля противника. Пример такой ситуации - Вариант Дракона в Сицилианской защите и Югославская атака.

Разносторонние Рокировки: Сицилианский Дракон против Югославской Атаки

Исходная позиция Югославской Атаки

Исходная позиция Югославской Атаки

В этой позиции оба игрока рокировали на противоположные стороны доски. В такой игре будет жестокая битва. Белые намерены вскрыть вертикаль h манёвром h2-h4-h5 при поддержке g4 и атаковать короля чёрных. Они также попытаются разменять основных защитников чёрных на королевском фланге, таких как конь на f6 и слон на g7, обычно путём Nd5 и Bh6 соответственно.

Приведём наглядный пример этого устрашающего дебюта.

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0

Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или исключив развитие слона на c4. Если чёрные просто будут развиваться как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно белым. 9…d5!? Это то, что позволяет последний ход белых. Сейчас в центре будут размены 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4

Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов. Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5, но после 13…Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают чёрным немалые шансы для атаки.

Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! с выигрышем ферзя. После 15.Qxf8 + Kxf8. У чёрных по-прежнему сильная атака.

12…e5 13.Bc5 Be6! Ещё одна типовая жертва качества в Драконе.

14.Ne4!

После 14.Bxf8 Qxf8 большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы чёрных и контроль чёрных полей с лихвой компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, чёрные уже угрожают …Bh6, чтобы связать белого ферзя. Действительно, эксперт по Дракону и гроссмейстер Эдуард Гуфельд не раз выигрывал такие позиции!

ПРИМЕЧАНИЕ: Жертва качества очень распространена в Югославской атаке.

14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.g5 h5 18.a4 Qc7 19.Bc4 Red8 20.Qf2 Qb7 21.g5

Игра здесь медленнее, чем в других играх Югославской Атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы.

21…Nf4 22.Bxe6 Nxe6 23.Rxd8+! Rxd8 24.Bb6 Ra8 25.Rd1 Nd4 26.Bc5 Qd7

Важность рокировки в шахматах

Шахматные ходы в целом можно рассматривать с динамической или позиционной точки зрения, в зависимости от того, являются ли они частью комбинации или какой-то статической особенностью. Рокировка, без сомнений, сильно увеличивает динамический потенциал позиции. Сразу после рокировки игрок получает целый ряд возможностей, которых у него раньше не было.

  • Она усиливает влияние ладьи
  • Освобождает поле e1 для возможной атаки по линии «е».
  • Устанавливает связь между ладьями, в результате чего они прикрывают друг друга и могут объединяться для совместной атаки.

С другой стороны, рокировка - это позиционный ход, который обеспечивает определённый элемент постоянства в позиции. Поскольку он уникален и необратим, его можно провести только один раз за игру, а это означает, что король, как правило, остаётся на стороне, на которую он рокировался.

В особых случаях он может перемещаться с большей или меньшей степенью сложности из позиции рокировки в различные части доски.

Таким образом, рокировка является относительно безвозвратной (в отличие от хода пешкой, который абсолютно безвозвратный). Но с практической точки зрения положение короля после рокировки, по крайней мере до начала эндшпиля, определённо является постоянным позиционным признаком.

Перед рокировкой у короля есть три возможных варианта действий:

  • Оставаться в середине доски
  • Рокировать на королевский фланг или
  • Рокировать на ферзевый фланг

После рокировки у него больше нет выбора. Теперь у короля будет определённое убежище, постоянный адрес; факт, который противник, естественно, принимает во внимание.

Без сомнения, здесь он находится в большей безопасности от атаки, но в то же время он позиционно привязан к одной конкретной области доски, поэтому несомненные преимущества рокировки компенсируются определёнными недостатками.

Искусственная рокировка

В шахматах есть термин «искусственная рокировка», который подразумевает, что игрок создаёт позицию, аналогичную или аналогичную той, которая могла быть достигнута после настоящей рокировки. Это достигается не одной рокировкой, а серией ходов короля и ладьи.

Вот наглядный пример искусственной рокировки.

Чёрные ходят сыграть 1…Nxe4. Лучшим вариантом для белых было 2.Nxe4 d5 3.Bd3 dxe4 4.Bxe4, и в этом случае перспективы остались равными.

Однако, прежде чем взять коня на е4, белые решили использовать своего слона, чтобы помешать сопернику рокироваться, идея, которая в данной позиции ошибочна.

2.Bxf7 + Kxf7 3.Nxe4

На первый взгляд, план белых кажется успешным, поскольку он не только поддерживает материальный баланс, но и препятствует рокировке чёрных.

Однако дальнейшая игра показывает, что чёрные могут без труда провести «искусственную рокировку» и явно выиграть от этого, что у них останутся сильные пешки в центре.

3…d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8

Теперь превосходство позиции чёрных совершенно очевидно, и легко оценить роль «искусственной рокировки». Здесь чёрные потратили на это три хода, но белые не извлекли из этого преимущества, поскольку они сделали три хода ещё меньшей ценности.

Правильный момент для рокировки

Новичкам часто рекомендуется делать рокировку как можно быстрее. В большинстве случаев это полезный и разумный совет. Конечно, менее опытные игроки очень часто нарушают это общее правило, без надобности откладывая рокировку и в результате внезапно оказываются в неловкой ситуации, когда рокироваться уже слишком поздно.

Общее правило, согласно которому следует рокироваться как можно скорее, вполне уместно, хотя следует сразу подчеркнуть, что из него также есть много исключений. Любой опытный шахматист хорошо знаком с конкретными ситуациями, когда рокировку следует отложить или когда в этом нет необходимости.

Отложенная рокировка

Есть пять случаев, когда рокировку можно отложить:

  • Некоторые другие действия более полезны
  • Позиция пока опасна для рокировки.
  • Игрок хочет сделать рокировку на другую сторону и ему нужно время, чтобы её подготовить.
  • Когда центр навсегда заблокирован
  • Когда эндшпиль уже не за горами
1. Рокировка откладывается или не проводится, потому что некоторые другие действия более полезны.

Некоторые полезные действия, откладывающие рокировку, могут включать:

  • Взятие фигуры соперника
  • Порча своего положения
  • Прогнозируемая атака

Если такая атака достаточно сильна и прибыльна, нападающий часто никогда не рокируется, потому что он побеждает первым.

2. Рокировка откладывается, потому что пока она ещё опасна. Лучше подготовить её, сначала устранив опасность, например, разменять угрожающие фигуры соперника, или каким-либо другим манёвром.

Вот пример опасности слишком ранней рокировки в хорошо известной Итальянской партии

На данный момент рокировка преждевременна и неверна. Есть опасность, что чёрные ответят …g5 с последующей пешечной атакой на позицию рокировки белых. В первую очередь следует предотвратить эту опасность. 7.Nc3 - ход в этом направлении. Если чёрные продолжат 7…0-0? 8.Nd5 g5, тогда белые могут ответить 9.Nxg5! Nxd5 10.Qh5 hxg5 11.Bxg5 с подавляющей атакой.

Более того, если чёрные ответят на 7.Nc3 ходом 7…g5 8.Bg3, а затем …Bg4 или …h5. Ситуация менее опасна, поскольку белые ещё не рокировались и поэтому могут подготовиться к рокировке на ферзевом фланге, которому ничто не угрожает.

7…g5 8.Bg3 h5! 9.Nxg5 h4!

Диаграмма 3: Шахматные правила рокировки

Чёрные не беспокоятся о последствиях Nxf7, но последовательно продолжают атаку. Фактически они отдают ферзя за слона на g3. Это плохой размен, если белые не рокированы, но против рокировавшего короля эта атака очень мощная.

3. Игрок не делает рокировку сразу, потому что он хочет рокировать на другую сторону и должен её подготовить.

В качестве альтернативы он задерживает рокировку, пока соперник не сделает свою рокировку и только после этого решает, куда рокироваться.

Если он нацелен на атаку, он может решить сделать рокировку на противоположную сторону по отношению к своему сопернику.

Если он нацелен на предотвращение атаки, то он, скорее всего, сделает рокировку на ту же сторону, что и его соперник.

Примеров такой пауз перед рокировкой в партиях мастеров немало. Предполагается, конечно, что эта пауза, конечно, не влечёт за собой никаких опасностей. В открытых позициях такие опасности встречаются чаще, чем в закрытых.

Ниже пример паузы перед рокировкой.

Диаграмма 4: Шахматные правила рокировки

Без сомнений для атаки, основанной на g4, белый король плохо расположен на g1, и для этого лучше рокироваться на ферзевый фланг, а затем разместить ладьи на линиях g и h. Однако, если белые выберут 1.Qd2, а затем 2.0-0-0, чёрные могут сыграть 2…0-0-0, где атака с g4 уже не имеет смысла. Белым придётся поспешно сыграть b4, и в этом случае быстро станет видно, что их король плохо расположен на c1. Следовательно, они должны отложить рокировку и подождать.

Поэтому белые играют 1.Qe2, и если 1…0-0, то 2.0-0-0, а если 1…0-0-0, то 2.0-0. Они рокируют на противоположную сторону от чёрных, чтобы получить максимальную свободу для проведения атаки.

4. Рокировку можно отложить и, возможно, навсегда забыть в определённых позициях, где центр заблокирован навсегда.

Причина откладывания рокировки в таких позициях, конечно же, состоит в том, что пешки создают препятствие в центре, что делает невозможным открытие центральных вертикалей и диагоналей без болезненных жертв.

Когда центр заблокирован, королям также безопаснее находиться посередине, по крайней мере, на некоторое время. В этом случае логичнее проводить атаку на разблокированных флангах, и бывают случаи, когда король более уязвим, находясь в позиции рокировки на фланге, чем в середине, где он защищён заблокированными пешками.

Здесь, если белые сыграют 1.Qe2, лучшим ответом чёрных также будет отсрочка рокировки, например, 1…a6 или 1…Nd8. Отсрочка рокировки в этой позиции возможна для обеих сторон, и по вполне очевидной причине - ярко выраженная блокада в центре.

Атака возможна только на флангах, поэтому короли в данный момент находятся в относительной безопасности в середине. Игра с этой позиции может развиваться следующим образом

1.Qe2 Nd8 2.h3 Nf7 3.Qd2 0-0-0

Теперь рокировка на ферзевом фланге для чёрных менее опасна. Если белые сыграют 4.0-0, чёрные отвечают 4…Rdg8, угрожая …g5, а после 4.0-0-0 опасность атаки на фланге исчезает, и чёрные могут расслабиться.

В этом случае предварительная схватка фактически закончилась рокировкой, но есть заблокированные позиции, где рокировка вообще не происходит, а короли постоянно остаются в середине. Даже в вышеупомянутой позиции у белых есть альтернатива - не рокировать и вместо этого скоординировать ладьи путём Kf2. Позже они могут даже поднять своего короля на е3.

5. Рокировка не нужна, потому что эндшпиль уже не за горами, и в этом случае король хорошо расположен в середине доски.

Такие случаи тоже не редкость в профессиональных шахматах. В этой позиции белый король теряет право рокировки в результате размена ферзей.

Освободительный манёвр Капабланки в Ортодоксальной защите Ферзевого гамбита.

10.Bxe7 Qxe7 11.Ne4 Qb4+ 12.Qd2 Qxd2+ 13.Kxd2.

Этот вариант был сыгран в ряде партий матча на первенство мира по шахматам 1927 года между Капабланкой и Алехиным. Белых не волнует рокировка, так как позиция приближается к эндшпилю, а король находится в довольно безопасном положении в середине доски.

Смотрите также: Правила игры в шахматы: полное руководство

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

Король бесценен! Если на него нападают, то он должен немедленно уйти от опасности, а если его невозможно обезопасить, игра проиграна. В начале шахматной партии обычно происходит битва за центр доски, поэтому рекомендуется переместить короля в безопасное место ближе к углу, а ладью поставить на середину доски, где она сможет принять участие в битве. Рокировка позволяет это сделать всего в один ход.

Сколько раз можно делать рокировку во время партии? Увы, только один раз.

Короткая и длинная рокировки


На приведённой ниже диаграмме ни один из королей ещё не рокировался.

Рокировать следует преимущественно в короткую сторону, так как после
этого король обычно стоит безопаснее.

Пять случаев, когда рокировка невозможна

I. Рокировка невозможна, если король или ладья ранее сделали ход.

Длинная рокировка невозможно, так ферзевая ладья ходила

Король не может рокироваться в длинную сторону, так как ферзевая ладья уже ходила. Даже если ладья с поля c1 вернется на поле a1, то и тогда делать рокировку на ферзевый фланг запрещено

II. Рокировку нельзя сделать, если между королём и ладьёй находится какая-либо фигура.


Король пока не может рокироваться в длинную сторону, так как между королём и ладьёй находится конь

III. Делать рокировку запрещено, если король находится под шахом.

Король не может рокироваться в короткую стону, так как поле g1, на которое должен встать белый король, атаковано чёрным слоном

Король не может рокироваться в короткую стону, так как поле g1, на которое должен встать белый король, атаковано чёрным слоном

V. Король не может рокироваться, если во время рокировки он должен пересечь поле атакованное вражеской фигурой.

Всегда ли нужно делать рокировку?

Отвечая на поставленный вопрос, бывалые шахматисты ответят, что не всегда следует делать рокировку. Во время шахматных партий возникают позиции, когда и без рокировки королю ничего не грозит. Однако поскольку данная статья предназначена для начинающих шахматистов, советуем не пренебрегать рокировкой.

Читайте также: