Как сделать шар в sketchup

Обновлено: 07.07.2024

Фигуры вращения. Полигоны.

В теме “Базовые инструменты” было показано как создавать трехмерные объекты с помощью инструмента Push/Pull (Тяни/Толкай). Кратко повторим основные операции: создадим двумерный примитив с помощью инструментов рисования, выберем плоскость, которую будем выдавливать, применим инструмент Push/Pull для получения трехмерного объекта. Таким способом легко создавать простые, как правило симметричные объекты - шар, куб, параллелепипед и т.д. Для создания сложных трехмерных объектов лучше использовать инструмент Follow Me (Следуй за мной). Этот инструмент является расширенной версией Push/Pull с набором дополнительных функций. Follow Me, так же, как и Push/Pull, выдавливает грань, но уже по некоторой выбранной направляющей линии. Направляющая линия может быть как одиночной прямой или кривой, так и краем другой грани. Такой подход к реализации инструмента Push/Pull позволяет строить сложные трехмерные объекты с определенным профилем сечения, добавлять детали к уже созданным построениям.

При работе с инструментом Follow Me возможны два варианта применения: ручной и автоматический.

Ручной метод использования Follow Me позволяет контролировать направление перемещения грани при выполнении выдавливания.

Для того чтобы вручную выдавить грань по линии необходимо выбрать инструмент Follow Me (курсор превратится в обозначение “наклонного цилиндра со стрелкой”), поместить курсор на профиль (грань), который будем вытягивать, нажав и удерживая кнопку мыши “потянуть” профиль по направляющей (при правильном направлении движения направляющая будет подсвечиваться красным цветом), отпустить кнопку мыши в конечной точке.

Автоматический метод использования инструмента Follow Me заключается в выдавливании профиля вдоль пути, который является ребром другой поверхности. Причем это ребро может принадлежать как отдельной поверхности, так и принадлежать самому объекту.

Для использования автоматического метода Follow Me необходимо строго соблюдать следующую последовательность действий: не выбирая инструмент, выбрать направляющую (поверхность, вдоль ребер которой будет происходит выдавливание, или последовательно ребра этой поверхности, или линию-путь), затем выбираем инструмент Follow Me (курсор превратится в “наклонный цилиндр со стрелкой”) и кликнем курсором на выдавливаемом профиле. Автоматически метод использования Follow Me является самым универсальным, корректным и удобным способом использования инструмента.

Кроме вышеперечисленных методов использования, Follow Me обладает уникальной способностью - с помощью инструмента можно легко создавать тела вращения . Для этого необходимо сначала нарисовать круг (его ребро будет направляющей), затем профиль перпендикулярно кругу нарисовать профиль выдавливания любой формы. Далее применяя автоматический или ручной метод использования инструмента создать фигуру вращения, диаметром равным диаметру круга и с заданным профилем.

Полигон — многоугольник, минимальная поверхность для визуализации в трёхмерной графике.

Полигональная сетка — это совокупность вершин, рёбер и граней, которые определяют форму многогранного объекта. Гранями обычно являются треугольники, четырехугольники или другие простые выпуклые многоугольники (полигоны)

В SketchUp можно включить опцию Скрытая фигура в Меню Вид и будут виды полигоны. Их можно редактировать отдельно (или выделяя группами), используя различные инструменты (Push/Pull (Тяни/Толкай), Paint Bucket (Заливка) и др.)


При построении трехмерных моделей или двухмерных примитивов необходимо знать и

учитывать размеры объектов. Измерение размеров, построение объектов с заданными

размерами - важнейшие задачи, решаемые в любом программном пакете 3d-моделирования.

Не менее важной задаче 3d-моделирования при создании сцен 3d-мира является задача

соотнесения размеров разных моделей. При проектировании объектов или сцен в SketchUp

необходимо оперировать с реальными размерами объектов. Именно для соотнесения размеров

создаваемых объектов с пространством сцены, при создании нового проекта пользователь

видит фигуру Сюзан. Рост Сюзан - качественный ориентир, как для размеров вновь

создаваемых объектов, так и для правильной ориентации и соотнесения размеров объектов на

пространстве сцены нового проекта.

Для решения этих задач в SketchUp используются инструменты панели Construction

(Построение). Важнейшим инструментов из этой панели является Tape Measure (Рулетка).

Назначение инструмента Рулетка - измерение линейных расстояний между двумя точками в

пространстве сцены. Это, пожалуй, самый востребованный инструмент из данной группы,

поскольку с его помощью выполняются самые необходимые измерения. Рулетка может не

только измерять расстояния между объектами, но и создавать направляющие на нужном

расстоянии от края объекта (производить операции разметки). Под операциями разметки

понимается создание опорных линий разметки, облегчающих в дальнейшем правильное

расположение объектов относительно друг друга. Направляющая - это просто тонкая

пунктирная линия, с помощью которой можно точно располагать объекты относительно друг

друга. Для построения направляющей линии (Guide Line) необходимо активировать инструмент

Рулетка (курсор превращается в “Рулетку со знаком +), затем щелкнуть кнопкой мыши на

стартовой точке и переместить курсор в направлении измерения. При этом вычерчивается

линия со стрелками на концах, выделенная цветом оси, вдоль которой происходит измерение.

В конце этой линии изображается пунктирная линия, называемая направляющей. В конечной

точке еще раз щелкаем мышью.

Видео YouTube

ИГРАЕМ В ПЕСОЧНИЦЕ

Инструмент (точнее группа из шести инструментов) Песочница (Sandbox) основан на технологии создания и манипулирования поверхностями сложной кривизны (рельефами), которые моделируются в виде сетки с плоскими треугольными ячейками. Отсюда следует, что применяя простые опции модификаций отдельных ячеек, можно манипулировать кривизной всей сетки.

Прежде всего, включим показ кнопок этой группы инструментов (по умолчанию в рабочем окне программы их нет), поставив галочку на Sandbox Tools в диалоговом окне Window>Preferences>Extensions, после чего они появятся также в менюDraw>Sandbox и Tools>Sandbox.


Инструмент Из контуров (from Contours) используется для создания рельефа, формируемого линиями, расположенными на разной высоте «от земли» относительно друга-друга. Работает очень просто – рисуем (или импортируем) линии, поднимаем каждую на нужную высоту, выбираем все, активируем инструмент – появляется сглаженный рельеф. На первый взгляд, это инструмент объемного моделирования только рельефа местности с использованием топографических контуров (т.н. горизонталей). Но на него имеет смысл обратить особое внимание – ведь он единственный, умеющий придавать набору обычных линий (кривых) новое качество – превращать их в сетки с возможностью дальнейшего редактирования «сеточными» инструментами. Т.е. его вполне можно использовать для «обшивки» набора неких профилей, типа шпангоутов корабельного корпуса.


Инструмент Из царапины (From Scratch) используется для создания новой сетки «с нуля». Активируйте инструмент и обратите внимание на окно панели VCB – по умолчанию там установлен шаг сетки в 10 дюймов, и если он вас не устраивает, тут же введите нужное значение. Протяните первую сторону сетки – кликните в начале и конце. Далее протяните сетку в перпендикулярном направлении для построения второго измерения сетки (третий клик). На этих этапах вы можете ввести нужные длину и ширину прямоугольника сетки (см. в VCB) – инструмент выстроит их с ближайшими при данном шаге сетки значениями. У нас появилась сетка в виде группы, которую (как и любую другую) можно редактировать как целиком, так и отдельные ее элементы.


Принцип действия инструмента Присоска (Smoove) ясен из самого названия – он предназначен для вытягивания (лепки) рельефа за счет деформации заранее подготовленной сетки (например, инструментом From Scratch). Активируем инструмент, после чего в VCB видим величину его радиуса действия, которую можно изменить на свою. Кликаем на точке, ребре или поверхности внутри сетки – вершины треугольников сетки, граничащие в пределах радиуса действия инструмента, подсветятся желтыми квадратиками. Тянем курсор вверх или вниз – величина смещения (сила действия инструмента) динамически отобразится в VCB, которую можно изменить на свою. Нажатый Shift позволяет вытягивать рельеф в любом (не только вертикальном) направлении, а двойной клик повторит последнюю опцию присоски.


Следующий инструмент – Штамп (Stamp) решает типичную задачу «посадки» или «врезки» в рельеф некого объекта. Последовательность действий такова – помещаем над рельефом наш объект, кликаем на нем инструментом – вокруг его основания появляется красная контурная линия, обозначающая зону действия инструмента, а в VCB видим ее величину, которую можно изменить на свою. Кликаем на сетке – на ней появится копия-проекция основания с примыкающими частями сетки, которые можно перемещать выше-ниже до нужного положения, кликаем еще раз для завершения. И остается только опустить объект на подготовленное основание.


Инструмент Драпировка (Drape) работает примерно как и предыдущий, – отличие в том, что проекция ребер некой сплошной плоской поверхности, помещенной над рельефом, «прорезает» поверхность рельефа, образуя новые поверхности. Соответственно, после этого появляется возможность их редактирования независимо от остальной части сетки – например, назначить другой материал.


Инструмент Добавить детали (Add Detail) предназначен для выборочной детализации за счет дробления ячеек сетки на более мелкие треугольные ячейки. Для этого кликаем на точке, ребре или поверхности в сетке – появляется новая вершина новых треугольников. Тянем курсор вверх или вниз для изменения высоты вершины и прилегающих треугольников – величина смещения динамически отобразится в VCB, которую можно изменить на свою. Нажатый Shift позволяет вытягивать рельеф в любом (не только вертикальном) направлении. И еще один прием – можно предварительно выбрать участок сетки (или даже всю сетку) и уже затем детализировать выделенное «за раз».


И последний инструмент – Отразить ребро (Flip Edge) предназначен для исправления нежелательных «переломов» рельефа. Это происходит из-за ячеек-треугольников, в которых уклон направлен противоположно соседним. Активируем инструмент и начнем перемещать его над такими треугольниками. Ребра, ориентация которых может быть изменена, подсветятся желтым цветом, – кликая на них, меняем ориентацию на перпендикулярную.
И еще – не забываем про финальную «отделку» рельефа опциями сглаживания и смягчения (подробно – см. «Сглаживаем и смягчаем»).

Читайте также: