Как склеить панораму в lightroom

Обновлено: 04.07.2024

Панорамная съемка очень распространена в пейзажной фотографии. С помощью такого приёма можно захватить все, что вы хотите видеть в кадре. В отличие от фотографий на широкоугольный объектив на панораме получается большое разрешение кадра и отличная детализация. На фотографии ниже панорама целиком, а на следующем фото- детализация, там даже видны листья на дереве.

Есть несколько видов панорам: вертикальная, горизонтальная, двухрядные и сложные панорамы. На нашем кадре, простая горизонтальная панорама из 7 вертикальных кадров.

Как снимать панораму

  • Выбираем точку съёмки
  • Устанавливаем фотоаппарат на штатив
  • Выравниваем штатив, что-бы не заваливался горизонт на фото. Для этого можно воспользоваться встроенным уровнем или выравнивать горизонт поворачивая фотоаппарат на штативе.
  • Устанавливаем на фотоаппарате режим "М" Ручной режим, (для того, чтобы на всех кадрах была одинаковая экспозиция)
  • Выключаем автофокус и стабилизатор если он есть.
  • Выставляем нужные параметры iso, выдержки и диафрагмы, фокусируемся на нужном объекте и больше эти настройки менять не нужно. Можно сделать пробное фото.
  • Если вы снимаете в jpg, а не в RAW нужно выставить баланс белого, например облачно, тень, солнце и т. д
  • Я еще устанавливаю таймер спуска затвора на 2 секунды, чтобы не было смазов на фото.

-Кадры стоит делать слева на право

-Каждый, следующий кадр должен перекрывать предыдущий примерно на треть.

-Нельзя делать кадры встык, потом просто не склеится панорама.

-Не советую использовать объективы типо маноклей, гелиусов. Лучше использовать такие объективы, у которых резкозсть по всему полю кадра и нет виньетирования.

-Считается, что самое приемлемое фокусное расстояние объектива для съемки панорам начинается от 50мм.

И не забудьте! При склейки панорамы, обрежется часть изображения по краям. По этому снимайте пространство с небольшим запасом .

Lightroom Classic позволяет легко объединять фотографии со стандартной экспозицией в захватывающую панораму. За один шаг можно также объединить несколько кадров брекетинга экспозиции (с одинаковым смещением экспозиции) для создания панорамы HDR. Можно выполнить быстрый предпросмотр созданной панорамы или панорамы HDR и внести необходимые изменения перед созданием окончательного объединенного изображения.

Создание панорам с помощью Lightroom Classic

Создавайте потрясающие панорамы с помощью Lightroom Classic

Выберите исходные изображения в Lightroom Classic.

  • Для объединения в панораму фотографий со стандартной выдержкой выберите Фотография > Объединение фотографий > Панорама или нажмите сочетание клавиш Ctrl (Win) / Control (Mac) + M.
  • Для объединения в панораму HDR фотографий с брекетингом выдержки нажмите Фотография > Объединение фотографий > Панорама HDR . Объединение фотографий в Панораму HDR можно также выполнить за один шаг с функцией «Smart Preview». Ознакомьтесь с требованиями к объединению в панораму HDR.

В диалоговом окне Предпросмотр объединения в панораму/панораму HDR выберите макет проекции:

Сферическая : Совмещает и трансформирует изображения, как если бы они были нанесены на внутренней поверхности сферы. Этот режим проекции идеально подходит для широкоугольных или многорядных панорам/панорам HDR.

Перспектива : Проецирует панораму/панораму HDR, располагая изображения на плоской поверхности. Поскольку в этом режиме сохраняются прямые линии, он идеально подходит для архитектурной фотографии. Лучше не использовать этот режим для широкоугольных панорам из-за чрезмерной деформации краев панорамы.

Цилиндрическая : Проецирует панораму/панораму HDR, располагая изображения внутри цилиндра. Этот режим проекции подходит для широкоугольных панорам и сохраняет вертикальные линии прямыми.

Все эти режимы проецирования одинаково хорошо работают как для горизонтальной, так и для вертикальной панорамы/панорамы HDR.

Шаблон цилиндрической проекции для широкоугольных панорам в Lightroom Classic CC

Шаблон цилиндрической проекции для широкоугольных панорам/панорам HDR

С помощью ползунка Деформация границ (0-100) можно деформировать панораму/панораму HDR для заполнения холста. Используйте этот параметр для размещения фотографий в границах объединенного изображения, чтобы не потерять некоторые области при обрезке. Параметр Деформация границ можно регулировать с помощью ползунка.

Чем выше значение ползунка, тем ближе граница панорамы/панорамы HDR к прямоугольной рамке вокруг изображения.

Выберите Заполнение краев , чтобы автоматически заполнить неровные края объединенного изображения.

Во время предпросмотра панорамы/панорамы HDR выберите Автообрезка , чтобы удалить нежелательные прозрачные области вокруг объединенного изображения.

Автообрезка для удаления прозрачных областей в Lightroom Classic CC

Выполните автообрезку для удаления прозрачных областей, которые отображаются белым цветом на этом изображении

Чтобы сгруппировать исходные изображения и панораму/панораму HDR в подборку (после объединения изображений), выберите параметр Создать подборку . Объединенная панорама/панорама HDR отображается в начале подборки.

Параметры функции Создать подборку представлены в выпуске Lightroom Classic CC 7.4 (апрель 2018 г.).

После того как все значения заданы, нажмите Объединить . Lightroom Classic создает панораму/панораму HDR и размещает ее в каталоге.

Вы можете применить все настройки модуля «Разработка» для панорам/панорам HDR так же, как и для отдельных изображений.

В этой статье я расскажу, как снять несколько изображений и объединить их в панораму с помощью Lightroom или Lightroom Classic.

Советы по панорамной съемке

Советы по панорамной съемке

Советы по панорамной съемке - 2

Чтобы получить наилучшие результаты, установите камеру на штатив для обеспечения стабильности. Затем установите вручную экспозицию, которая работает для всего диапазона панорамы. А также фокусировку, чтобы обеспечить совпадение изображений. При этом необходимо перекрывать каждый кадр на 30-50%.

Вы также можете создать панораму, используя несколько рядов перекрывающихся фотографий для одной сцены. Lightroom автоматически определит их расположение.

Создание панорамы в Lightroom и Lightroom Classic

В любом из этих приложений выберите все изображения, которые формируют панораму. Затем перейдите в меню Photo > Photo Merge > Panorama. В Lightroom этот пункт отображается как Panorama Merge. Или щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт Photo Merge > Panorama/Panorama Merge в контекстном меню.

Создание панорамы в Lightroom и Lightroom Classic

Lightroom собирает и выравнивает изображения. В зависимости от содержимого панорамы можно выбрать проекцию картинки на:

  • Spherical : изображения проецируются на сферу, что подходит для большинства панорам. Особенно если у вас есть несколько рядов снимков.
  • Cylindrical : если важно сохранить вертикальные прямые линии, переключитесь на цилиндрическую проекцию.
  • Perspective: эта проекция сохранить горизонтальные и вертикальные линии прямыми. Этот вариант подходит для снимков архитектурных объектов.

Объединение панорамных изображений заканчивается пустым пространством по краям, с которым можно бороться двумя способами. Слайдер Boundary Warp расширяет пиксели до границ панорамы. Но это может исказить объекты, расположенные на переднем плане.

Создание панорамы в Lightroom и Lightroom Classic - 2

Другой вариант – использовать функцию Auto Crop, которая обрезает неиспользуемую область по краям панорамы.


Параметр Auto Settings применяет тональные настройки к создаваемой панораме, чтобы избавить вас от дополнительных хлопот.

В Lightroom Classic есть функция Create Stack. Она помещает панораму и входящие в нее изображения в стек для упрощения организации. В Lightroom изображения автоматически помещаются в стек, если его не существует.

В конце нажмите кнопку Merge чтобы создать панораму.


HDR панорамы

До недавнего времени необходимо было сначала обработать каждый набор экспозиций как HDR-изображения, используя пункт Photo > Photo Merge > HDR or HDR Merge. После чего объединить полученные HDR-изображения и создавать из них панораму. Но теперь Adobe объединила эти операции в одну команду HDR Panorama, которая автоматизирует весь процесс.

HDR панорамы

Горячие клавиши и пакетная обработка

Выберите необходимые изображения и воспользуетесь комбинацией клавиш Ctrl-M, чтобы открыть диалоговое окно Panorama Merge.

Если вы используете одни и те же настройки для каждой создаваемой панорамы, выберите все необходимые изображения и нажмите Ctrl-Shift-M. Или удерживайте нажатой клавишу Shift и выберите пункт Photo Merge > Panorama. После этого панорама сформируется в фоновом режиме.

В последней версии Lightroom Classic (в версии 8.4) реализован более удобный вариант объединения. Прежде чем создавать какие-либо панорамы, сгруппируйте необходимые изображения в стеки: Photo > Stacking > Group into Stack . После этого используйте команду Photo > Photo Merge > Panorama (Фото > Объединение фотографий > Панорама). Или щелкните правой кнопкой мыши и выберите пункт Photo Merge > Panorama в контекстном меню.

Горячие клавиши и пакетная обработка

Хитрость с панорамой

Но не стоит забывать о возможности создания панорамы из одного изображения. Если у вас есть фотография, которая захватывает широкую перспективу, но при этом на ней отображается слишком большой участок неба, обрежьте это одиночное изображение с панорамным соотношением сторон.

Пожалуйста, оставьте свои мнения по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, дизлайки, отклики, подписки, лайки!

Как склеить панораму в Adobe Lightroom?

Этот урок является продолжением цикла статей о съёмке панорам. В первой статье мы рассказывали о достоинствах панорамной съёмки и о необходимой для этого фототехнике. Во второй — о том, как действовать непосредственно на месте съёмки, как правильно фотографировать серию кадров для склейки. А сегодня поговорим о создании итоговой панорамы.

Итоговая панорама склеивается на компьютере с помощью специализированных программ. Сегодня их существует великое множество. Пожалуй, самые известные из них — PTGui и Autopano Giga. Среди бесплатных решений можно отметить приложения Hugin и Image Composite Editor. Но мы рассмотрим этот процесс на примере программы, знакомой каждому продвинутому фотографу, — Adobe Lightroom. Возможность склейки панорам (вместе со склейкой HDR) появилась в этой программе начиная с шестой версии. В чём плюсы и особенности склейки панорам именно в Lightroom?

Процесс склейки панорамы в Adobe Lightroom очень прост, его освоит даже новичок. Но это же и минус для продвинутого пользователя — в интерфейсе представлено слишком мало настроек.

Lightroom обладает уникальной возможностью склеивать RAW-файлы без конвертации в JPEG или TIFF. Мало того, на выходе готовая панорама тоже будет в формате RAW (а точнее, в DNG — эдаком универсальном RAW от Adobe). Это удобно потому, что все RAW-коррекции мы можем применять не к отдельным кадрам, а ко всему итоговому панорамному изображению!

К фишкам этого фоторедактора можно добавить ещё и возможность панорамной склейки созданных в Lighroom же HDR-снимков, так что на выходе можно получить огромное панорамное изображение с широчайшим динамическим диапазоном. Но есть и минусы: такое изображение занимает очень много места на жёстком диске, оно обрабатывается заметно медленнее обычных снимков, особенно на слабых ПК.

Серия снимков, с которыми я буду работать.

Серия снимков, с которыми я буду работать.

Итак, приступим. Прежде всего импортируем серию снимков, снятых для склейки панорамы. Чтобы показать возможности программы, я буду склеивать двухрядную панораму из 12 кадров.

Схема склейки данной двухрядной панорамы

Схема склейки данной двухрядной панорамы

Как видите, я предпочёл сделать серию снимков с небольшой недоэкспозицией, дабы гарантировать полную сохранность деталей в светлых участках кадра (на небе). В то же время, благодаря широчайшему динамическому диапазону камеры Nikon D810, сделать кадр посветлее и вытянуть детали в тенях мне не составит труда. При этом никаких существенных потерь в качестве изображения не произойдёт. Широкий динамический диапазон (диапазон яркостей, которые без потерь может запечатлеть аппарат) — свойство большинства современных зеркальных камер Nikon. Например, по данным лаборатории DXO, динамический диапазон Nikon D750 составляет 14,5 EV. Это означает, что зеркалки Nikon отлично подходят для съёмки пейзажей.

Если бы мы склеивали панораму в другой программе, первым этапом нашей работы была бы коррекция каждого RAW-снимка с целью дальнейшего экспорта в TIFF или JPEG для склейки панорамы, допустим, в PTGui. В этом случае перво-наперво кадры выравниваются по экспозиции и цветам, плюс к ним применяются пресеты Lens Corrections, которые исправляют на фото виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации. Но поскольку мы будем клеить панораму прямо в Lightroom, всем этим можно заняться позже, уже после склейки изображений.

После импорта нужных снимков переходим в режим Develop. Выделим все кадры и щёлкнем правой кнопкой мыши. Откроется контекстное меню. В нём выберем Photo Merge - Panorama… То же самое действие можно сделать и сочетанием клавиш Ctrl+M, это ускорит работу.


Итак, запускается модуль склейки панорам. Придётся подождать некоторое время, пока программа построит превью будущего панорамного изображения. Чем больше кадров вы соединяете, тем дольше будет процесс.


Через некоторое время программа выдаст результат работы либо сообщит о том, что не может создать панораму. Что делать, если панорама не клеится? Попробуйте выбрать другую проекцию (об этом чуть ниже). Если ни в одной проекции панорама не желает собираться, задумайтесь: возможно, вы сняли её с ошибками или потеряли какие-то кадры из неё.

Теперь разберёмся в нехитром интерфейсе окна склейки панорамы. Слева мы видим превью панорамного снимка. Как правило, только что склеенные панорамные изображения имеют неровные границы, особенно если они были сняты широкоугольной оптикой. В этом ничего страшного нет, всё лишнее можно убрать. Чтобы обрезать фотографию автоматически, просто поставьте флажок напротив опции Auto Crop (выделено синим).


Чуть выше функции Auto Crop находятся три кнопки для выбора проекции панорамы. Lightroom на сегодня представляет на выбор пользователя три проекции — сферическую, цилиндрическую и «перспективную» (прямолинейную). Если вкратце, то проекция — это способ представления на плоскости нашего панорамного изображения.

Да, выбор всего из трёх проекций не велик по сравнению с тем же PTGui (15 вариантов проекций), однако этого набора должно хватить почти каждому, особенно для пробы пера. Какую проекцию для чего выбрать? В творческой фотографии жёстких требований к выбору той или иной проекции нет. Всё зависит от вашего художественного вкуса, от того, каким вы хотите видеть итоговый кадр. Если сильно обобщать, то прямоугольная проекция чаще применяется, когда панорама имеет не слишком широкий угол обзора (до 130 градусов), когда нужно сохранить чёткие прямые линии и пропорции в кадре. Это важно при съёмке архитектуры. Минус данной проекции — невозможность склейки широкоугольных панорам (кадр просто «расползётся» в разные стороны). Цилиндрическую и сферическую проекции можно использовать при работе с более «широкоугольными» панорамами, но они могут исказить пропорции предметов и их очертания: для пейзажной фотографии это не так страшно, но при съёмке архитектуры может быть критично.

Моя панорама в сферической проекции.

Моя панорама в сферической проекции.

. и в прямолинейной проекции. Как видите, такая проекция при съёмке панорам с широким углом даёт сильные искажения по краям кадра.

. и в прямолинейной проекции. Как видите, такая проекция при съёмке панорам с широким углом даёт сильные искажения по краям кадра.

Экспериментальным путём выясните, какая из проекций наилучшим образом подходит для вашего снимка. Моей панораме, например, подошла цилиндрическая проекция. Несмотря на широкий угол обзора панорамы (около 160 градусов по горизонтали), при такой проекции изображение сохранило пропорции, близкие к реальным.


Следующая интересная функция, которую предлагает Lightroom, — Boundary Warp (Пограничная деформация). Она служит для подгонки краёв изображения под прямоугольный формат кадра, её можно назвать альтернативой Auto Crop. Но будьте с ней осторожны: Boundary Warp сильно деформирует геометрию кадра. Это не так заметно на пейзажном снимке, но очень критично при съёмке архитектуры.

Результат максимальной деформации границ кадра для подгонки изображения под прямоугольный формат с помощью Boundary Warp

Результат максимальной деформации границ кадра для подгонки изображения под прямоугольный формат с помощью Boundary Warp

Результат функции обрезки изображения с помощью Auto Crop

Результат функции обрезки изображения с помощью Auto Crop

Но самое интересное, что мощность воздействия на снимок функции Boundary Warp корректируется с помощью соответствующего ползунка. Таким образом, её можно применять «дозировано» и комбинировать с тем же Auto Crop, как я и сделаю. Я решил подогнать кадр под стандартное соотношение сторон 3:2.


Теперь нажимаем кнопку Merge («Сшить»). Lightroom начнёт создавать итоговую панораму в фоновом режиме, после чего добавит получившееся изображение в ту же папку, в которой содержатся исходные кадры.

Склейка панорамы в фоновом режиме. Жёлтым выделена информация об этом процессе с полосой прогресса.

Склейка панорамы в фоновом режиме. Жёлтым выделена информация об этом процессе с полосой прогресса.

Теперь перейдём к обработке панорамного изображения. Применим настройки яркости и цвета. Делается это ровно так же, как и при работе с любым другим изображением в Lightroom. Будут работать все возможные настройки. Отмечу лишь, что дополнительно откорректировать геометрию кадра вы сможете с помощью настроек Lens Corrections (но не путём выбора профиля объектива, а во вкладке Manual, двигая соответствующие ползунки). Я решил немного откорректировать снимок по вертикали.



Итак, «поколдовав» немного с привычными всем пользователям Lightroom настройками экспозиции, баланса белого и насыщенности цветов, я получил такой результат.

Склейка панорамы в Lightroom позволила мне сильно сэкономить время, сделав все необходимые действия в одной программе.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир

Adobe Lightroom CC: сшиваем панораму

Этим постом мастер Гамбс я начинаю серию материалов по работе в Adobe Lightroom. Сегодня мы поговорим о панорамной сборке. Последние версии Adobe Lightroom (6.х, СС) в числе прочих новшеств получили возможность сшивать панорамы на основе RAW-файлов, выдавая результат в том же RAW-формате (DNG 14 бит). Предлагаю разобраться в нюансах этого нововведения: плюсы, минусы, подводные камни. Насколько корректно работает сборка и т.д.

Сразу хочу сказать, что весь функционал панорамной сшивки реализован на основе движка ACR (Adobe Camera RAW, текущая версия 9.2), дающего одинаковый результат в любом адобовском продукте, в котором эта функция применяется. Другими словами, результат сшивки в лайтруме (LR) и в фотошопе (PS) будут идентичны. Если кому-то покажется, что картинка в PS или LR сочнее, контрастнее или радостнее - просто проверьте профиль и калибровку монитора.

Разработчик обещает нам многорядную сборку, при этом порядок следования изображений задать нельзя. Это минус. Предполагается, что вы накидаете в кучу изображения, а алгоритм сшивки сам выстроит их в нужной последовательности. Это работает только в идеальном мире, нарисованном маркетологами Adobe. В реальности такие сборки сшиваются через жопу криво.

Несколько нюансов по сшивке:

- алгоритму без разницы, обрабатываете вы каждый кадр (далее элемент) или нет. На этапе сборки ACR не будет учитывать ваши корректировки, а применит их только к результирующей сборке;
- при сшивке будут учитываться прежде всего искажения оптики: если ACR найдет ваш объектив в собственном длинном списке, на этапе сборки будут применяться оптические профиля коррекции (Lens Corrections) и удаление хроматических аббераций (CA);
- точки сшивки система выставит сама, вычислив их из исходнго RAW-файла, вне зависимости от наших обработочных шагов.

Почему же нам важно пред-обрабатывать элементы? Да чтобы понять, что мы вообще сшиваем :)

Уточнение для любителей поискать ангелов на острие иглы: обработка в шагах 2-8 показана в качестве примера.

2. Рассмотрим индивидуальный кадр. Параметры съемки: 35 мм, ISO 100, f/14, 1/10, градиентная пластина Singh-Ray на три стопа с мягкой границей, поворотная голова RRS-55. Из-за малого динамическего диапазона кадр кажется плоским; поработаем движками основной секции (Basic).

3. Поднимаем средние тона (Exposure), уводим точку черного влево (Blacks), точку белого вправо (Whites), тоново компенсируем высветление белого и поднимаем в светах фактуру, уводя высокие света в минус (Highlights).

4. “Оживляем” градиентом передний план (ПП): поднимаем контраст в средних тонах (Clarity) и разносим точки черного и белого (функционал LR СС, раньше работали контрастом).

5. “Проявляем” небо (притемняем средний тон и поднимаем глобальный и микро- контрасты по линию коризонта)

6. То же самое, но с пониженным микро-контрастом, чтобы вернуть мягкость в ПВУ (правый верхний угол)

7. Поднимаем контраст (S-образная кривая, сдвинута примерно в 1/8 тона) и высветляем песок, поднимая в нем светлоту (в желтом и оранжевом). Понижение насящения в желтом почти не скажется на этом кадре, на в восьмом и девятом элементах сборки подчеркнет ахроматичность глины.

8. Давим цветовой шум (с большим размером цветового пятна Smoothness) и немного световой с сохранением деталей (Detail). Используем корректировку оптических профилей.

9. Первый элемент в линейке существенно отличается от остальных. Да, можно выделить все и нажать CMD+SHIFT+S, за пару секунд синхронизировав все кадры сборки. Но на результате это не скажется. Выделяем все элементы CMD+A и нажимаем CMD+M, что запускает “сшиватель”.

10. После генерации превьюшки, на экране появится примерно следующее. Превью доступен в 1024 px (для Non-Retina дисплеев) или 2048 px (для Retina дисплеев). Галочка “Auto Select Projection” выберет форму сшивки, исходя из предпочтений ACR. В данном примере это сферическая сшивка.

11. . а это цилиндрическая. Разница несущественна.

Важные условия для работы сшивателя:

- вы должны обеспечить лайтруму доступ к оригиналам, умные превьюшки (Smart Previews) в качестве элементов сборки не годятся;
- собранные панорамы ограничены 65,000 px по длинной стороне или размерностью в 512 Мп;
- LR автоматически добавляет префикc “-pano” к каждой сборке, таким образом панораму всегда можно отследить и поместить в коллекцию;
- все панорамы пишутся в ту же папку, где хранятся исходные элементы для сшивки;
- если вы хотите сделать HDR-панораму, следует собирать каждый панорамный элемент в лайтруме в HDR (функционал 6.х, СС), затем формироать из них панораму.

13. К результирующему файлу применились почти все те шаги, что и к элементу сборки (шаги 2-8). Здесь важно понимать следующее: применяются только глобальные шаги, не локальные. НЕ применяется удаление артефактов (Q), например. Так что грязь на сенсоре на этапе пред-обработки не убрать. НЕ применяются градиенты, наложенные на элементы сборки. Это же касается протирки кистью (К) и круговых градиентов (SHIFT+M). Все это придется добавлять вручную.

14. Мы получаем 14 битный DNG-файл. Отсюда его можно обрабатывать дальше как обычный RAW-файл, можно открыть в фотошопе или экспортировать в JPG. Градиенты можно применить, просто синхронизировав сборку с первым элементом (через CMD+SHIFT+S) по градиентам.

15. Если бы мы не пред-обработали первый элемент (шаги 2-8), сшивка в превью выглядела бы вот так:

16. Сшивка всегда получает пред-обработочные (не локальные) шаги с первого элемента. Иными словами, если мы обработаем второй элемент сшивки с другими параметрами, результирующий кадр все равно получит только шаги первого элемента.

17. Открываю файл (CMD+E) в фотошопе и выравниваю ПП через Edit/Transform/Warp. Возвращаю файл в LR.

18. Чуть корректируем контраст, черную и белую точки в TIF-файле. Экспортирую в JPG (1500 px, 80%, sRGB, Standart Sharp).

18. Результат экспорта.

Если присмотреться к центральному участку ПП, видно, что там присутствуют две небольшие световые неровности примерно на треть стопа. Это артефакты сшивки, вызванные виньетированием объектива 16-35, не пойманные системой. Чтобы избежать этого, имеет смысл снимать с перехлестом не в одну треть, а в половину кадра. Ну или использовать для сшивки специализированный софт, например PTGui.

Читайте также: