Как социальные работники работают с планшетом

Обновлено: 03.07.2024

Организаторами узкоспециализированной конференции выступила ОО “Мариупольский союз молодежи” при поддержке UNICEF, Министерства соцполитики Украины и Мариупольского городского совета.

В течение двух дней социальные работники будут делиться своим опытом и наработками в сфере оказания помощи. На открытии участников конференции приветствовала заместитель городского головы Ксения Сухова. "Ключевое слово нашей в названи нашей конференции - это развитие. Мы уже не создаем, не анализируем. Мы поли далеко вперед. Мы развиваем, все что имеем",- сообщила заместитель мэра и добавила, что уважает представителей соцсферы. - Это не профессия, это призвание".

Сотрудники социальной сферы в Мариуполе уже получили 80 планшетов, чтобы быстро и качественно оказывать услуги населению.

“В течение 9 месяцев активно работала межведомственная команда, где были представители как социальных служб, так и городского совета, эксперты. Нарабатывались новые подходы по работе с семьями, чтобы меньше тратить людские ресурсы. Главное, чтобы специалист на работе не выгорал и, в то же время, как можно быстрее семьи выходили из сложной ситуации”,- рассказала организатор конференции. глава совета ОО "Мариупольский союза молодежи" Ульяна Токарева.

В рамках проекта "Внедрение инновационной технологии ведения случая в практику социальной работы Мариуполя (с учетом международного опыта)" 84 сотрудника социальных служб города прошли обучение по использованию электронной базы данных семей, нуждающихся в помощи. Уже с сентября подготовленные специалисты социальных служб используют электронный реестр и планшеты в своей повседневной работе.

Поддержало мариупольских социальных работников представительство UNICEF в Мариуполе. Как отметила София Попович, проводилось обучение сотрудников МСМ, кроме того был внесен технический компонент (планшет).

"Раньше как было: приходил в семью социальный работник и все потребности записывал вручную. Создавались огромные архивы. Но в итоге нам все удалось внести в электронную базу. Каждый социальный работник имеет планшет, и это сокращает время на сбор информации, кроме того, она не исчезает", - сообщила представитель международной организации.

На конференции также состоялась презентация программы по управлению данными в реестре потребностей семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Мариупольские соцработники поделились опытом работы с планшетами (ФОТО)

Организаторами узко-специализированной конференции выступила ОО "Мариупольский союз молодежи" при поддержке UNICEF, Министерства соцполитики Украины и Мариупольского городского совета.

В течение двух дней социальные работники будут делиться своим опытом и наработками в сфере оказания помощи.

Сотрудники получили 80 планшетов, чтобы быстро и качественно оказывать услуги населению. "В течение 9 месяцев активно работала межведомственная команда, где были представители как социальных служб, так и городского совета, эксперты. Нарабатывались новые подходы по работе с семьями, чтобы меньше тратить людские ресурсы. Главное, чтобы специалист на работе не выгорал и, в то же время, как можно быстрее семьи выходили из сложной ситуации",- рассказала организатор конференции Ульяна Токарева.

В рамках проекта "Внедрение инновационной технологии ведения случая в практику социальной работы Мариуполя ( с учетом международного опыта") 84 сотрудника социальных служб города прошли обучение по использованию электронной базы данных семей, нуждающихся в помощи. Уже с сентября подготовленные специалисты социальных служб используют электронный реестр и планшеты в своей повседневной работе.

Поддержало мариупольских социальных работников представительство UNICEF в Мариуполе. Как отметила София Попович, проводилось обучение сотрудников МСМ, кроме того был внесен технический компонент (планшет).

"Раньше как было: приходил в семью социальный работник и все потребности записывал вручную. Создавались огромные архивы. Но, в итоге, нам все удалось внести в электронную базу. Каждый социальный работник имеет планшет, и это сокращает время на сбор информации, кроме того она не исчезает", - сообщила представитель международной организации.

На конференции также состоялась презентация программы по управлению данными в реестре потребностей семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


Специалисты министерства труда и социальной населения Ставропольского края ведут работу по автоматизации социального обслуживания (в электронном виде сформирован и поддерживается в актуальном состоянии реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг с применением автоматизированного программного комплекса «Адресная социальная помощь»), которая продолжена на уровне государственных бюджетных учреждений – центров социального обслуживания населения Ставропольского края.

Для снижения непроизводственных затрат рабочего времени, повышения качества предоставляемых социальных услуг все 3,0 тыс. социальных работников центров в настоящее время обеспечены планшетными компьютерами, оснащенными автоматизированной программой учета клиентов и предоставляемых услуг «Мобильный учет», позволяющей вести личные карточки клиентов, автоматически рассчитывать размер платы за социальные услуги, осуществлять сроки действия договоров на предоставление социальных услуг, формировать списки клиентов по категориям, формировать отчеты.

Модернизация процесса социального обслуживания позволила оптимизировать труд социальных работников, высвободить время для предоставления социальных услуг, улучшить качество обслуживания пожилых людей и инвалидов, оперативно решать их проблемы, повысить эффективность учета, скорость выполнения задач, исключить ошибки в отчетах, усилить контроль показателей деятельности специалистов центров, значительно сократить бумажный документооборот, сообщает сайт Министерства труда и соцзащиты Ставрополья.

Помимо этого в планшетах содержится актуальная информация как для социального работника, так и для получателей социальных услуг (тексты федеральных и краевых законов, информационно-разъяснительные материалы). Кроме того, в планшеты загружена Анкета изучения мнения получателей социальных услуг, позволяющая гражданам высказать мнение о работе центра и качестве предоставляемых социальных услуг.


В предыдущих постах я писал об острой проблеме: люди престарелого возраста исключены из ИТ-мира. Этот мир пускай и виртуальный, но он способен в какой-то мере восполнить им потери мира реального: вынужденное исключение из привычной активной жизни, ограничение общения, утрату привычных связей и т.д.

В том, что касается самого проекта, его масштаб серьезно вырос. Мы начинали с идеи простого планшетного ПО, легкого в освоении и использовании пожилыми людьми. За истекшие два года нам удалось пообщаться с очень интересными специалистами и энтузиастами из смежных областей, и мы увидели, что проект нужно расширять.

  • пожилым людям нужны удобные и легкие в освоении средства общения с родными и знакомыми;
  • понадобятся средства удаленного управления планшетами со стороны родных и средства для удаленного пополнения планшетов новыми фотографиями, фильмами, книгами и т.п.;
  • новые интерфейсы для браузеров, соцсетей, популярных приложений, которые будут удобны пожилым и легки в освоении, радикально расширят возможности стариков в использовании современных ИТ-приложений и сервисов.

В-третьих, стало понятно, что за счет настраиваемости модулей можно естественным образом существенно расширить аудиторию пользователей. Наше ПО призвано обойти когнитивные ограничения пожилых пользователей, но ведь такие ограничения присущи не только пожилым людям, но и людям, страдающим разного рода когнитивными нарушениями — ДЦП, синдромом Дауна, дислексией, аутизмом и т.п.

Ну и наконец, мы с радостью обнаружили, что заменив часть модулей (а модульная структура проектируемого ПО это позволяет), мы сможем расширить сферу использования нашего ПО и на обучение особенных детей: оказалось, что сфера обучения детей с нарушениями слуха и зрения, а также с когнитивными расстройствами практически не охвачена ИТ-продуктами.

Таким образом, целевая комфортная ИТ-среда для перечисленных выше уязвимых групп населения выглядит вот так:


Важно отметить, что заинтересованными лицами являются не только пожилые люди, но и их дети и внуки, знакомые, которые ухаживают за стариками и помогают им.

КАК МЫ ПРОДВИГАЛИ НАШУ ИДЕЮ

За последний год мы показывали проект на нескольких мероприятиях:

1. В июне 2014 года мы успешно представили проект «Планшет для пожилых» на заседании «Интеллект — центра», который организован «Ресурсным банком развития социального предпринимательства» и поддерживается Комитетом по социальному предпринимательству и корпоративной социальной ответственности «Опоры России».

2. В июле 2014 года в НИУ ВШЭ прошел финал конкурса ОАО «МТС» «Телеком — идея 2014». По результатам конкурса, общероссийская организация «Опора России» и АФК «Система» назвали наш проект «Планшет для пожилых» победителем в номинации «Лучшие социально — ориентированные проекты в сфере телекоммуникаций».

3. В конце 2014 года наш проект был принят на экспертизу Агентством стратегических инициатив (АСИ). Агентство представило нас Центру развития социальных инноваций «Технологии возможностей», совместная работа с которым серьезно расширила наши горизонты.

4. В апреле 2015 года прошло заседание экспертного совета программы «Технология возможностей» МГТУ им. Баумана, на котором был принято решение утвердить наш проект «Планшет для людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан» в качестве участника программы поддержки проектов в области решения проблем ЛОВЗ «Технологии возможностей».

5. В мае 2015 года мы успешно представили проект на конференции M-Enabling Russia в Москве.

На всех мероприятиях наши выступления вызывали неподдельный интерес и сопровождались множеством заинтересованных обсуждений.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ

За прошедшие два года ситуация с возможными аналогами нашего решения в мире почти не изменилась: на Западе тренд «цифровые технологии для стариков» есть, но в рамках этого тренда выпускаются, в основном, продукты и сервисы для контроля активности пожилых людей. А в России даже тренда как не было, так и нет. Тренда нет, но есть энтузиасты с прекрасными проектами: «Сети все возрасты покорны» от МТС, проекты «Баба-Деда», «Система Забота» и др. Самым известным, пожалуй, является проект «Кнопка жизни».

Событие международного масштаба, стόящее отдельного упоминания, произошло в конце апреля 2015 года, когда IBM и Apple объявили о начале совместной с Почтой Японии (Japan Post) программы по снабжению японских пенсионеров iPad’ами со специальным ПО.

Мировые гиганты заявили, что таким образом радикально улучшат качество жизни миллионов. По их словам, на Японии они не остановятся, и это только первый шаг в рамках заботы о престарелых во всем мире.

Двигаться они собираются не быстро, начнут с реализации на iPad’ах существующей уже в Японии службы автоматизированного контроля для тех, кто живет в одиночестве: служба, позволяющая посылать сигнал «я в порядке».
Подробностей о дальнейших планах и о стоимости продукта компании не раскрывают.

Такая инициатива IBM и Apple является для нас отличной новостью: участие этих гигантов подтверждает важность темы, и при этом мы начали раньше и готовим более дешевый продукт для гораздо бόльшего рынка.

ГДЕ МЫ СЕЙЧАС

Мы хотим обеспечить уязвимым группам населения возможность пользоваться новой расширенной реальностью.

У нас есть опыт, знания и понимание, есть рабочие ресурсы и нужная инфраструктура. К настоящему времени проведено исследование, подготовлено ТЗ и выпущен прототип нашего приложения. Следующим этапом должен быть выпуск промышленного образца, который можно было бы запускать в производство и распространять. Мы ищем финансирование для выпуска промышленного образца и вывода на рынок.

Нам нужны финансирование, узкоспециальные знания и, что очень важно, партнеры.

Под партнерами я понимаю как финансовых партнеров, так и партнеров технологических – компании, выпускающие аналогичные продукты, компании, с которыми мы, объединив наши знания и усилия, вместе смогли бы создать что-то новое.

Отдельно хотелось бы сказать о государстве. Вообще говоря, именно государство становится одним из основных выгодоприобретателей. Действительно, как мы уже знаем, население стареет, а старость это немощи и болезни, которые надо лечить, а на лечение нужны деньги. Таким образом, чем дольше стареющий человек будет оставаться здоровым и довольным жизнью, тем выгоднее государству.

При прочих равных, к наиболее затратным группам больных относятся пациенты с проблемами мозга и нервной системы: деменцией, болезнью Альцгеймера и т.п., ведь за такими людьми нужен практически постоянный присмотр и уход. Таким образом, способствуя сохранению здоровья и активности мозга пожилых людей, государство экономит огромные средства. Ключом к сохранению активности мозга является брейнфитнес.

В нашей концепции адаптивной комфортной ИТ-среды брейнфитнес является основой, т.к. активное и заинтересованное использование ИТ-устройств и сервисов это постоянная тренировка мозга.

Если вспомнить упомянутый мной опыт IBM и Apple в Японии, стоит обратить внимание на то, что эти два мировых гиганта действуют через Japan Post Group, которая является самой большой в Японии компанией по страхованию жизни и здоровья.

На наш взгляд, в России наш проект должен интересовать Минздрав, Минтруд и Минкомсвязь. Через Минкомсвязь, в частности, можно было бы реализовать доступ пожилых граждан к порталу Госуслуг: портал очень помог бы пожилым вести свои дела с государством, но для этого его интерфейсы нужно изменить, чтобы люди преклонного возраста смогли им пользоваться.

ПРОДВИГАЕМСЯ ВПЕРЕД

Итак, есть ясно определенная цель, есть миллионы людей, для которых успех проекта будет означать серьезное улучшение качества жизни, есть мы – специалисты, которые всё это придумали и готовы воплотить в жизнь. Ответственные представители множества известных компаний и организаций не раз высказывали неподдельный интерес к проекту.

Преградами на нашем пути стали, как ни странно, очевидность и массовость проблемы. Подключиться к госпрограммам не удалось (причина формальная – мы не НКО), а для департаментов соцответсвенности даже крупных корпораций эта тема, похоже, пока непривычна своей масштабностью. Инвесторы, к которым мы обращались, осторожничают входить на новый рынок «ИТ для пожилых» — огромный, перспективный, но никем еще не опробованный. Сейчас мы возлагаем большие надежды на краудфандинг.

Мы уверены, что эта тема очень важна для многих. Присылайте любые идеи, советы, контакты — всё, что помогло бы нам продолжать активно развивать проект, делать первые реальные шаги на пути создания комфортной ИТ-среды для пожилых.

Читайте также: