Как создать js файл

Обновлено: 03.07.2024

Подключение js-файлов нужно для выполнения в браузере скриптов, написанных на языке JavaScript.

Если в каком-либо шаблоне нужен скрипт, написанный на языке JavaScript, его можно вынести в отдельный js-файл, и дать файлу имя, совпадающее с именем шаблона. Сам файл нужно поместить в папку templates. Больше никаких настроек не требуются – файл будет подключаться автоматически.

Допустим, в шаблоне menu.tpl нужно применять скрипт выпадающего подменю. Создаем файл menu.js со скриптом, который будет подключаться автоматически при каждом выводе блока с шаблоном menu.tpl.

Файл !main.js

По аналогии с файлом !main.css, существует и файл !main.js. В этот файл можно собрать js-скрипты, необходимые для всех страниц.

Правда, такой файл на практике используется редко, так как обычно js-скрипты относятся к шаблонам.

В этот файл рекомендуется помещать уникальные скрипты, созданные именно для данного сайта. Скрипты же из сторонних файлов (например: jquery.js) собирать в файл !main.js не нужно — для этих целей применяйте подключение с помощью метода Blox::addToHead().

Конфликты js-скриптов

Не рекомендуется js-скрипты записывать в html-код (то есть, в шаблоны). Может так случиться, что какой-то шаблон будет назначен на одной странице в двух блоках, и тогда возникнут накладки.

Все js-скрипты лучше записывать в js-файлы, как в файлы вида шаблон.js, так и в самостоятельные. Последние нужно подключать с помощью метода Blox::addToHead(). В обоих случаях система будет блокировать вторичное подключение одного и того же файла.

Метод Blox::addToHead() вместе с методом Blox::addToFoot() позволяют гибко управлять очередностью подключения файлов.

Все, что было сказано по поводу очередности подключения css-файлов относится и js-файлам.

См. также

  • Подключение js-файлов означает, что в разделе заголовка документа (элемент head), который находится в главном шаблоне, будут автоматически сгенерированы соответствующие html-коды для подключения этих файлов. Сам главный шаблон желательно не редактировать.
  • О том, как ссылаться на изображения (логотип, фоновое изображение и т.п.) из js-файлов, читайте в статье "Абсолютные и относительные URL".


JavaScript — это технология создания небольших программ-скриптов, которые загружаются на компьютер пользователя вместе со страницей сайта и используются для создания эффектов и реагирования сайта на действия пользователя без перезагрузки страницы.

Обычно между щелчком мыши по веб-странице и изменением на ней существует некоторая задержка по времени, необходимая, для того чтобы компьютер пользователя отправил запрос на веб-сервер, а затем получил готовую страницу. C помощью JavaScript можно мгновенно вносить изменения в веб-страницу, так как скрипты выполняются тут же на компьютере, а не на сервере. Скрипты могут быть внедрены как в саму страницу (шаблоны), так и записаны в отдельные файлы .js.

Чаще всего JavaScript используют для организации выпадающих меню, предварительной проверки данных форм, небольших интерактивных элементов страницы, разных "красивостей" типа эффекта падающего снега, шлейфа за указателем мыши и т.п.

Как создать java скрипт

Создать файл JS можно несколькими способами. Код программы хранится в документе и не требует дополнительной обработки программой-компилятором. Чтобы создать документ, который будет читаться в системе как файл скрипта, кликните правой клавишей мыши на свободной области в «Проводнике» Windows или на рабочем столе. В появившемся контекстном меню выберите параметр «Создать» - «Текстовый документ». Далее вам будет предложено задать имя для будущего файла и его расширение. Если вы хотите, чтобы документ корректно подключался к HTML-странице, желательно задать скрипту имя с использованием латинских букв. После указания имени переместите курсор вправо за точку, которая шла сразу после названия. Измените предложенное Windows расширение «.txt» на «.js» и нажмите Enter. Подтвердите выполнение операции и изменение расширения. Создание документа JS завершено.

Редактирование

Кликните правой клавишей мыши на вновь созданном файле. В появившемся меню выберите опцию «Открыть с помощью». В списке предложенных параметров выберите программу, через которую вам будет легче всего производить ввод программного кода. Например, вы можете выбрать стандартное приложение «Блокнот» или Wordpad. Если у вас имеются другие редакторы, способные открывать файлы JS, они также будут отображены в списке. После открытия вы можете начать вводить код.

Закончив написание скрипта, сохраните изменения в файле при помощи команды «Файл» - «Сохранить».

Вы также можете создать файл JS при помощи «Блокнота». Для этого откройте программу, перейдя в меню «Пуск» - «Все программы» - «Стандартные» - «Блокнот». После этого начните вводить программный код. После окончания ввода нажмите на кнопку «Сохранить как» и выберите папку, в которой вы бы хотели сохранить ваш будущий файл Java Script. Задайте имя для файла а после него поставьте расширение «.js». Таким образом вы укажите все необходимые параметры для идентификации файла Java Script в системе.

Таким образом файл Java Script может исполняться как самостоятельно, так и в окне браузера через загрузку на HTML странице сайта.

После создания документа вы можете его запустить как в Windows, так и в установленном на компьютере браузере через меню «Открыть с помощью». Файл JS может быть подключен в HTML при помощи специальной директивы <script type = “text/javascript” href = “путь_до_файла_JS”>. При этом код <script> должен быть указан в секции <head></head> файла HTML.

Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.


Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».

Hello, world!

Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.

JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.

Для того чтобы её написать, если вы пользуетесь Google Chrome, откройте меню браузера и выберите в нём команду Дополнительные инструменты > Инструменты разработчика . Окно браузера окажется разделённым на две части. В одной из них будет видна страница, в другой откроется панель с инструментами разработчика, содержащая несколько закладок. Нас интересует закладка Console (Консоль). Щёлкните по ней. Не обращайте внимания на то, что уже может в консоли присутствовать (для её очистки можете воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl + L ). Нас сейчас интересует приглашение консоли. Именно сюда можно вводить JavaScript-код, который выполняется по нажатию клавиши Enter . Введём в консоль следующее:


Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.

После того, как текст программы оказался в консоли, нажмём клавишу Enter .

Если всё сделано правильно — под этой строчкой появится текст Hello, world! . На всё остальное пока не обращайте внимания.



Вот результат выполнения этой программы.


Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.

Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.


Здесь нас больше всего интересует строчка document.getElementById("hello").innerHTML = "Hello, world!"; , представляющая собой JS-код. Этот код заключён в открывающий и закрывающий теги <script> . Он находит в документе HTML-элемент с идентификатором hello и меняет его свойство innerHTML (то есть — тот HTML код, который содержится внутри этого элемента) на Hello, world! . Если открыть файл hello.html в браузере, на ней будет выведен заданный текст.


Вот, например, как выглядит наш пример, воссозданный средствами CodePen.


В поле HTML попадает код, описывающий HTML-элемент, в поле JS — JavaScript-код, а в нижней части страницы выводится результат.

Выше мы говорили о том, что JavaScript-программы можно выполнять на различных платформах, одной из которых является серверная среда Node.js. Если вы собираетесь изучать JavaScript, ориентируясь именно на серверную разработку, вероятно, вам стоит запускать примеры именно средствами Node.js. Учтите, что, говоря упрощённо, и не учитывая особенности поддержки конкретных возможностей языка используемыми версиями Node.js и браузера, в Node.js и в браузере будет работать один и тот же код, в котором используются базовые механизмы языка. То есть, например, команда console.log("Hello, world!") будет работать и там и там. Программы, использующие механизмы, специфичные для браузеров, в Node.js работать не будут (то же самое касается и попыток запуска программ, рассчитанных на Node.js, в браузере).

Для того чтобы запустить наш «Hello, world!» в среде Node.js, установим Node.js, скачав отсюда подходящий дистрибутив. Теперь создадим файл hello.js и поместим в него следующий код:


Средствами командной строки перейдём в папку, в которой хранится этот файл, и выполним такую команду:


Вот каким будет результат её выполнения:


Теперь, после того, как состоялось ваше первое знакомство с JavaScript, предлагаем подробнее поговорить об этом языке.

Общие сведения о JavaScript

JavaScript — это один из самых популярных языков программирования в мире. Он, созданный более 20 лет назад, прошёл в своём развитии огромный путь. JavaScript задумывался как скриптовый язык для браузеров. В самом начале он обладал куда более скромными возможностями, чем сейчас. Его, в основном, использовали для создания несложных анимаций, вроде выпадающих меню, о нём знали как о части технологии Dynamic HTML (DHTML, динамический HTML).

Со временем потребности веб-среды росли, в частности, появлялись новые API, и JavaScript, для поддержки веб-разработки, нужно было не отставать от других технологий.

В наши дни JS используется не только в традиционных браузерах, но и за их пределами. В частности, речь идёт о серверной платформе Node.js, о возможностях по использованию JavaScript в разработке встраиваемых и мобильных приложений, о решении широкого спектра задач, для решения которых раньше JavaScript не использовался.

Основные характеристики JavaScript

JavaScript — это язык, который отличается следующими особенностями:

  • Высокоуровневый. Он даёт программисту абстракции, которые позволяют не обращать внимание на особенности аппаратного обеспечения, на котором выполняются JavaScript-программы. Язык автоматически управляет памятью, используя сборщик мусора. Разработчик, в результате, может сосредоточиться на решении стоящих перед ним задач, не отвлекаясь на низкоуровневые механизмы (хотя, надо отметить, это не отменяет необходимости в рациональном использовании памяти). Язык предлагает мощные и удобные средства для работы с данными различных типов.
  • Динамический. В отличие от статических языков программирования, динамические языки способны, во время выполнения программы, выполнять действия, которые статические языки выполняют во время компиляции программ. У такого подхода есть свои плюсы и минусы, но он даёт в распоряжение разработчика такие мощные возможности, как динамическая типизация, позднее связывание, рефлексия, функциональное программирование, изменение объектов во время выполнения программы, замыкания и многое другое.
  • Динамически типизированный. Типы переменных при JS-разработке задавать необязательно. В одну и ту же переменную можно, например, сначала записать строку, а потом — целое число.
  • Слабо типизированный. В отличие от языков с сильной типизацией, языки со слабой типизацией не принуждают программиста, например, использовать в неких ситуациях объекты определённых типов, выполняя, при необходимости, неявные преобразования типов. Это даёт больше гибкости, но JS-программы не являются типобезопасными, из-за этого усложняются задачи проверки типов (на решение этой проблемы направлены TypeScript и Flow).
  • Интерпретируемый. Широко распространено мнение, в соответствии с которым JavaScript является интерпретируемым языком программирования, что означает, что программы, написанные на нём, не нуждаются в компиляции перед выполнением. JS в этом плане противопоставляют таким языкам, как C, Java, Go. На практике же браузеры, для повышения производительности программ, выполняют компиляцию JS-кода перед его выполнением. Этот шаг, однако, прозрачен для программиста, он не требует от него дополнительных усилий.
  • Мультипарадигменный. JavaScript не навязывает разработчику использование какой-то конкретной парадигмы программирования, в отличие, например, от Java (объектно-ориентированное программирование) или C (императивное программирование). Писать JS-программы можно, используя объектно-ориентированную парадигму, в частности — применяя прототипы и появившиеся в стандарте ES6 классы. Программы на JS можно писать и в функциональном стиле, благодаря тому, что функции здесь являются объектами первого класса. JavaScript допускает и работу в императивном стиле, используемом в C.

JavaScript и стандарты

ECMAScript, или ES, это название стандарта, которым руководствуются разработчики JavaScript-движков, то есть — тех сред, где выполняются JS-программы. Различные стандарты вводят в язык новые возможности, говоря о которых нередко упоминают наименование стандартов в сокращённой форме, например — ES6. ES6 — это то же самое, что и ES2015, только в первом случае число означает номер версии стандарта (6), а во втором — год принятия стандарта (2015).

Сложилось так, что в мире веб-программирования очень долго был актуален стандарт ES3, принятый в 1999 году. Четвёртой версии стандарта не существует (в неё попытались добавить слишком много новых возможностей и так и не приняли). В 2009 году был принят стандарт ES5, который представлял собой прямо-таки огромное обновление языка, первое за 10 лет. После него, в 2011 году, был принят стандарт ES5.1, в нём тоже было немало нового. Весьма значительным, в плане новшеств, стал и стандарт ES6, принятый в 2015 году. Начиная с 2015 года, новые версии стандарта принимают каждый год.

Самой свежей версией стандарта на момент публикации этого материала является ES9, принятая в июне 2018 года.

Итоги

Сегодня мы написали «Hello, World!» на JavaScript, рассмотрели основные особенности языка и поговорили о его стандартизации. В следующий раз поговорим о стиле JavaScript-текстов и о лексической структуре программ.

Создать и скачать файл с помощью Javascript? Если вы думаете об этом, это не так безопасно, как вы думаете, и не должно быть разрешено без взаимодействия с пользователем (однако теперь это разрешено).

Представьте, что вы используете Google Chrome и включили опцию «Автоматически открывать загруженные файлы», и, если вам не повезло, вы входите на вредоносный веб-сайт, и он генерирует загрузку неизвестного файла. Вы знаете, как заканчивается эта история.

Поэтому в последние годы автоматическую загрузку файлов было трудно достичь, но теперь, с появлением HTML5, эту задачу стало легче выполнять.

В этой статье мы покажем вам несколько хитростей для генерации и загрузки непосредственно файла с использованием чистого Javascript.

Самостоятельная функция загрузки

Следующая простая функция позволяет вам сгенерировать загрузку файла прямо в браузере, не связываясь с каким-либо сервером. Он работает во всех браузерах HTML5 Ready, так как использует атрибут загрузки элемент:

Атрибут загрузки указывает, что цель будет загружена, когда пользователь нажимает гиперссылку. Этот атрибут используется только если установлен атрибут href.

Вы можете увидеть этот фрагмент в действии в следующей скрипке:

Использование библиотеки

Создавайте библиотеки, а не войны. FileSaver.js реализует saveAs() Интерфейс FileSaver в браузерах, которые изначально не поддерживают его.

Если вам нужно сохранить действительно большие файлы, размер которых превышает ограничение размера BLOB-объекта или недостаточно оперативной памяти, взгляните на более продвинутый StreamSaver.js это может сохранять данные непосредственно на жесткий диск асинхронно с мощью нового API потоков. Это будет иметь поддержку для прогресса, отмены и знания, когда он закончил писать.

Следующий фрагмент позволяет вам сгенерировать файл (с любым расширением) и загрузить его без контакта с каким-либо сервером:

В следующей таблице показана совместимость FileSaver.js в разных браузерах:

Safari 6.1+

Читайте также: