Как создать шахматы на компьютере

Обновлено: 01.07.2024

Как разработчики сайта Chessok.net мы предлагаем попробовать свои силы в этой замечательной игре. Играть в шахматы с компьютером бесплатно может любой желающий. Мы не требуем денег за игру, а также не просим регистрироваться на сайте. К тому же у наших пользователей всегда есть выбор шахматной программы - либо "Чесс Спарк", либо "Азис Чесс". Обе программы хороши и имеют уровни сложности, что значительно повышает интерес игры в шахматы.

Играть в шахматы онлайн

Друзья! Мы постарались для Вас. Многим надоело играть уже с Борисом и другими шахматистами в Spark Chess, поэтому мы придумали для Вас более мощную игру на основе движка Stockfish. В программе целых 15 уровней по силе игры - этого точно будет достаточно не только для любителей, но и для профессионалов!

Если Вы начинающий игрок, то Вам следует выбрать 1, 2 или 3 уровень.

Если у Вас II или I разряд по шахматам, то выбирайте 4 и 5 уровень.

Если у Вас звание кандидата в мастера спорта или выше, то Вам следует выбирать уровень от 6 и выше.

Мы уверены, что Вы точно не заскучаете и победить нашу компьютерную программу у вас легко не получится.

Под программой сделано 3 кнопки. "Новая игра" - вы можете нажать эту кнопку в любой момент (когда видите, что партия уже проиграна, когда просто хотите начать игру заново, при первой загрузке программы и т.д.)

"Вернуть ход" - всем понятная кнопка, можете вернуть свой любой ход, когда случайно поставили фигуру не на то поле и т.д. Не рекомендуем возвращать ходы, так как это только ухудшает уровень Вашей игры. Лучше просто начните новую партию или, в крайнем случае, продолжите эту.

"Ход вперед" - это кнопка возвращает предыдущий ход компьютера, если Вы нажали кнопку "Вернуть ход".

После завершения партии Вам будет предложено начать новую, выбрав уровень игры и цвет фигур.

Надеемся, Вы оцените нашу разработку!

О портале ChessOk и игре онлайн



Всегда хочется отдохнуть и заняться своим любимым делом. Все мы люди, и все мы устаем, и у каждого из нас должно быть свое хобби, чтобы предаться ему со всей душой. Если вы неравнодушны к шахматам – этот сайт то, что вам нужно. Здесь вы сможете играть в шахматы онлайн. Вам не нужно скачивать шахматы. Просто заходите на наш портал и играйте бесплатно в эту великую игру, которая не даст вам скучать.

Все чаще встречаются интернет ресурсы, на которых можно играть онлайн. И это очень хорошая тенденция, потому что онлайн игра удобна для пользователей. Наш сайт не исключение. Мы постарались для вас, и на данный момент делаем все возможное, чтобы игра в онлайн шахматы была более удобной, интересной и бесплатной. Пока организована возможность играть с компьютером и решать шахматные задачи онлайн. В дальнейшем мы планируем сделать еще массу всего полезного для шахматистов. Надеемся, что в каждой сыгранной вами партии, король противника будет повержен также, как и на картинке слева!

Рассмотрим некоторые базовые концепции, которые помогут нам создать простой искусственный интеллект, умеющий играть в шахматы:

  • перемещение;
  • оценка шахматной доски;
  • минимакс;
  • альфа-бета-отсечение.

На каждом шаге мы будем улучшать наш алгоритм с помощью одного из этих проверенных временем методов шахматного программирования. Вы увидите, как каждый из них влияет на стиль игры алгоритма.

Готовый алгоритм можно найти на GitHub.

Шаг 1. Генерация ходов и визуализация шахматной доски

Мы будем использовать библиотеки chess.js для генерации ходов и chessboard.js для визуализации доски. Библиотека для генерации ходов реализует все правила шахмат. Исходя из этого, мы можем рассчитать все ходы для данного состояния доски.

шахматы

Визуализация функции генерации движения. Исходное положение используется как вход, а на выходе — все возможные ходы из этой позиции.

Использование этих библиотек поможет нам сосредоточиться только на самой интересной задаче — создании алгоритма, который находит лучший ход. Мы начнем с написания функции, которая возвращает случайный ход из всех возможных ходов:

Хотя этот алгоритм не очень солидный шахматист, но это хорошая отправная точка, поскольку его уровня достаточно, чтобы сыграть с нами:

Черные играют случайными ходами

Посмотреть, что получилось на данном этапе, вы можете на JSFiddle.

Шаг 2. Оценка доски

Теперь попробуем понять, какая из сторон сильнее в определенном положении. Самый простой способ добиться этого — посчитать относительную силу фигур на доске, используя следующую таблицу:

шахматы

С помощью функции оценки мы можем создать алгоритм, который выбирает ход с наивысшей оценкой:

Единственным ощутимым улучшением является то, что теперь наш алгоритм съест фигуру, если это возможно:

Черные играют с помощью простой функции оценки

Посмотреть, что получилось на данном этапе, вы можете на JSFiddle.

Шаг 3. Дерево поиска и минимакс

Затем мы создадим дерево поиска, из которого алгоритм может выбрать лучший ход. Это делается с помощью алгоритма «минимакс».

Прим. перев. В одной из наших статей мы уже имели дело с минимаксом — учились создавать ИИ, который невозможно обыграть в крестики-нолики.

В этом алгоритме рекурсивное дерево всех возможных ходов исследуется до заданной глубины, а позиция оценивается на «листьях» дерева.

25–26 ноября, Москва и онлайн, От 24 000 до 52 000 ₽

После этого мы возвращаем либо наименьшее, либо наибольшее значение потомка в родительский узел, в зависимости от того, чей просчитывается ход (то есть мы стараемся минимизировать или максимизировать результат на каждом уровне).

шахматы

Визуализация минимакса в искусственном положении. Лучший ход для белых — b2-c3, так мы можем гарантировать, что доберемся до позиции, где оценка равна -50

С минимаксом наш алгоритм начинает понимать основную тактику шахмат:

Минимакс с уровнем глубины 2

Посмотреть, что получилось на данном этапе, вы можете на JSFiddle.

Эффективность минимакса в значительной степени зависит от достижимой глубины поиска. Именно это мы улучшим на следующем шаге.

Шаг 4. Альфа-бета-отсечение

Альфа-бета-отсечение — это метод оптимизации алгоритма «минимакс», который позволяет игнорировать некоторые ветви в дереве поиска. Это позволяет нам намного глубже оценить дерево поиска, используя те же ресурсы.

Альфа-бета-отсечение основано на ситуации, когда мы можем прекратить оценивать часть дерева поиска, если найдем шаг, который приведет к худшей ситуации, чем та, к которой приводил ранее обнаруженный шаг.

Альфа-бета-отсечение не влияет на результат минимакса, оно только ускоряет его.

Этот алгоритм будет более эффективным, если мы сначала проверим те пути, которые ведут к хорошим ходам:

шахматы

Позиции, которые нам не нужны, если используется альфа-бета-отсечение. Дерево посещается в описанном порядке.

С альфа-бета-отсечением мы получаем значительное улучшение минимакса, как показано в следующем примере:

шахматы

Количество позиций, которые нужно оценить в случае поиска с глубиной 4 и начальной позицией, изображённой на картинке.

Посмотреть, что получилось на данном этапе, вы можете на JSFiddle.

Шаг 5. Улучшенная функция оценки

Первоначальная функция оценки довольно наивна, поскольку мы просто подсчитываем очки фигур, которые находятся на доске. Чтобы улучшить её, мы начнём учитывать положение фигур. Например, конь в центре доски «дороже», потому что он имеет больше доступных ходов и, следовательно, более активен, чем конь на краю доски.

Мы будем использовать слегка скорректированную версию квадратных таблиц, первоначально описанных в вики Chess Programming.

шахматы

Визуализация квадратных таблиц. Мы можем уменьшить или увеличить оценку в зависимости от местоположения фигуры.

Применив это улучшение, мы получим алгоритм, который неплохо играет в шахматы, по крайней мере, с точки зрения простого игрока:

Улучшенная оценка и альфа-бета-отсечение с глубиной поиска 3

Посмотреть, что получилось на данном этапе, вы можете на JSFiddle.

Заключение

Сила даже простого шахматного алгоритма состоит в том, что он не совершает глупых ошибок. Тем не менее, ему по-прежнему не хватает стратегического взгляда на ситуацию.

С помощью методов, которые представлены здесь, мы смогли запрограммировать шахматный алгоритм, который может неплохо играть в шахматы. В финальном алгоритме реализация ИИ занимает всего 200 строк кода — это означает, что базовые принципы довольно просты. Вы можете посмотреть окончательную версию программы на GitHub.

Вот некоторые дополнительные улучшения, которые мы могли бы внести в алгоритм:

Если вы хотите узнать о шахматных алгоритмах больше, зайдите на Chess Programming Wiki.

1. Программа Chessbase

Абсолютный маст-хэв для каждого практикующего и играющего шахматиста. Это как фотошоп для художника и дизайнера, но только от мира шахмат. Программа представляет собой оболочку, куда дальше уже подключаются различные базы и дебютные книги. Альтернатива - программа Chess Assistant от разработчиков портала "Шахматная Планета". Но лично мой выбор это Chessbase. Если хотите - то могу выложить подробное видеоруководство по данной программе. Дайте знать в комментариях) Самая новая версия на момент написания этой статьи - Chessbase 16.

2. База партий Mega database

Далее что нужно каждому шахматисту - это база партий, по которым можно готовиться по любому дебюту к любому сопернику. Представляет собой сборник партий, начиная от 1475 года и до наших дней. Самая актуальная база - Mega Database 2021 содержит в себе 8,5 миллионов партий. Некоторые из них подробно прокомментированы ведущими гроссмейстерами. Благодаря базе можно искать партии с любой позиции, осуществлять поиск по любым ключам, например "атака на короля" или "позиционные маневры" и так далее.

3. Дебютные книги

Без чего невозможно обойтись - так это без дебютных книг, которые представляют собой деревья вариантов. Дебютных книг существует великое множество, я же пользуюсь дебютной книгой от immortal, которая основана на сильнейших адвансовых партиях, то есть партиях, которые игрались в тандеме "человек-компьютер". Благодаря дебютной книге можно посмотреть, где состоялась та или иная новинка, найти самому дебютную новинку и многое другое.

4. Шахматные движки

А так существует огромное количество как бесплатных, так и платных шахматных движков. Например Leela Chess Zero, Fat Fritz или Stockfish NN - основанные на нейросетях, Houdini, Comodo и так далее.

Если коротко, то это в принципе все. Конечно существует огромное количество различных программ, но все они объединяются в понятия "Шахматная оболочка", "Шахматная база", "Шахматная книга", и "Шахматный движок". Это 4 основных инструмента, без которых ни один шахматист не сможет обойтись. Надеюсь, что вам понравилась статья, жду ваших комментариев. Пишите - нужно ли выкладывать видеоинструкции по программе Chessbase и использованию движков, книг, баз и прочего. Есть большое количество видеоматериала, который будет однозначно полезен каждому. Спасибо за внимание! Ставьте лайки, делитесь публикацией в соцсетях.

Здесь Вы можете попробовать свои силы сыграв в шахматы онлайн с компьютерным движком.

Игра в шахматы с компьютером устроена очень просто - выбираете параметры партии, нажимаете на кнопку Играть и попадаете за шахматную доску. Игра в шахматы здесь абсолютно бесплатна.

Новая игра в шахматы с компьютером

Новое на сайте Попробуйте новое соревнование сайта - Турнир по решению шахматных задач!

При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции. При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.

Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера. Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек. Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах. При этом, они на всех этих сайтах одинаковые. Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве - телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!

В качестве шахматных "мозгов" используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно. Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.

Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером. Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места. Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.

Шахматы - удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами. Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах - помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров. Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером! Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов. Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника. Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом. И помните - ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!

Читайте также: