Как стать аниматором с нуля на компьютере

Обновлено: 18.05.2024

Всем привет, меня зовут Фокусу и я самостоятельно учусь делать мультфильмы. Здесь вы прочитаете советы по подготовке себя к пути мультипликатора (эти советы в первую очередь для меня самой). Но не готовьтесь слишком долго! Иначе вы забудете, к чему готовились, и пропустите самую классную часть своей жизни — прыжок в неизвестность.

Мне 25, в художке в своё время не отучилась и теперь жалею, что не получила базу в традишке. Все графические программы изучала по мере надобности последние 5 лет, когда перепадали какие-то заказы, а в основном работала администратором в коворкингах. Часто была работником на все руки, типа админ-дизайнер-копирайтер-сммщик-маляр-плотник.

Когда я полтора года назад увольнялась с работы, у меня спросили, чем я буду заниматься дальше. Я ответила, что хочу писать и рисовать, а надо мной посмеялись и сказали, что надо выбрать что-то одно.

Первые три месяца я собирала кашу в голове и убеждала себя, что есть такая работа, где нужно и писать истории, и рисовать картинки. Пыталась найти свой стиль в иллюстрации, пересмотрела кучу творческо-мозгоправных видосов и страдала оттого, что от меня нет никакой пользы и прибыли.

Однажды я весь день слушала Dzivia, и мне так понравился альбом, что я нарисовала картинку, которая в последствии переросла в небольшой проект "Чёрточки".

Свои работы я выкладывала в инстаграм, где среди подписчиков только знакомые. По принципу "слушаешь песню, рисуешь картинку" я рисовала всё, что придёт в голову. В какой-то момент я поняла, что рисовать статичные картинки скучно, и попыталась их немного оживить.

Параллельно с этим проектом я наконец догнала, чего хочу от жизни. Я хочу рисовать мультики. Не просто заниматься раскадровкой и аниматикой, а быть вовлеченной в полный цикл производства мультфильма, от пред-продакшна до релиза (это я поняла немного позже). Но я понятия не имела, с чего начать. Мне был предоставлен весь интернет мира, и я начала беспорядочно искать статьи и видосы на тему "хочу рисовать мультики, с чего начать?".

Благодаря тому, что я не ссала и выкладывала свои работы в инстаграме, не претендуя ни на новых клиентов, ни на признание, мне прилетел в руки первый заказ на анимационный клип. Ещё через полгода я сделала второй мультик в своей жизни. Первый мультфильм стал первым проектом, в котором я стала и режиссером, и сценаристом, и раскадровщиком, и дизайнером, и аниматором. Мне понравилось. Я почувствовала, что нашла себя.

Несколько советов для тех, кто хочет сделать первый мультфильм

1. УЧИТЕ АНГЛИЙСКИЙ. За год я пересмотрела и перечитала стотыщмильонов видосов и статей на смежные с анимацией темы, и почти все они были на английском. Мне сложновато, но есть гугл-переводчик и дипл. Единственное, что пока для меня недосягаемо - это подкасты, но я не нашла (а может плохо искала) подкасты про мультипликацию и анимацию.

2. ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СТАТЬЯМИ, КНИГАМИ И УРОКАМИ С ЮТУБА. Проверяйте соответствие версий программы, с которой работаете (вашей и на видео), будь то блендер, фотошоп или ещё что-то. Иногда затыки происходят из-за того, что ваша версия программы обновлена, и версия урока на ютубе не может показать новые фишки интерфейса. Старайтесь искать статьи на том языке, в какой стране тема наиболее развита. Пока до России дойдут изменения, информация уже двадцать раз изменится.

3. СОРТИРУЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ. Сохраняйте видео в ютубе по папкам, в закладках браузера по темам и на компе по проектам. Например, обучающие видео по AE сохранять отдельно от мультфильмов или обучающих видео по Blender. Референсы отдельно от мотивирующих картинок, книги об анимации отдельно от книг по традишке. Так вы легко будете находить нужную информацию и быстро сможете вернуться к статье, которая нужна по конкретной теме.

4. СТАВЬТЕ ЦЕЛИ. Мои цели не кажутся мне заоблачными, если я расписываю план на год вперёд. Даже если вы не сильно уверены в своих силах, поставьте две цели: запредельную, космическую, и ту, которая будет минимальной. В прошлом году, в июле, я поставила минимальную цель: сделать первый, какой-никакой, мультик до 25-ти лет. Это было минимальное требование к себе. Сейчас снова июль, и я за год сделала два анимационных клипа для музыкантов. Сама, от начала и до конца. Теперь мне нужна новая цель. Как максимум, к 27-ми годам я планирую стать лауреатом фестиваля Анси. Как минимум — в ближайший год сделать музыкальный клип для зарубежного исполнителя.

5. СОЗДАВАЙТЕ ПРОЕКТЫ. Самый простой способ изучения материала: прочитал, посмотрел, послушал — сделал маленький проект, закрепил пройденный материал. Я не всегда придерживаюсь этого правила из-за отсутствия достаточной дисциплины, но я стараюсь так делать, потому что это работает. Прочитал статью по композиции — набросай стадик. Посмотрел видео про эффекты в Ае — сделай маленькую анимашку.

6. НЕ БОЙТЕСЬ. Никто вас не побьёт, за то что вы что-то сделали не так. Во-первых, скорее всего, никто из ваших знакомых ничего в анимации и иллюстрации не смыслит, они будут восхищаться всем, что вы умеете, даже если вы почти ничего не умеете. Во-вторых, тот, кто что-то смыслит, поймёт, что это ваша первая работа, и даже, может быть, даст вам парочку дельных советов. В-третьих, сильным мира сего вообще на вас по барабану. Каждый из нас, начинающих мультипликаторов, даже ещё не песчинка в пустыне.

7. НЕ ОПИРАЙТЕСЬ НА МНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ. Как я уже сказала в пункте 6, никто из ваших знакомых ничего в анимации и иллюстрации не смыслит. Поэтому если вы будете думать, что их мнение по поводу ваших работ важно — вы не продвинетесь далеко ни в чём. Но это не значит, что вы должны зазнаваться и ни во что не ставить их мнения: если вашу мысль понял даже непрофессионал - это значит, что вы неплохо потрудились.

Можно выдумать ещё тысячу советов, но какой в этом толк, если вы вдруг опустите руки. Поэтому у меня есть самый последний и важный совет:


Слева направо: классическая анимация, перекладка, компьютерная 3D-анимация.

Когда анимация только появилась, каждый кадр рисовали вручную профессиональные художники. Тогда ответ на вопрос, нужно ли учиться рисовать, был один: да, аниматору необходим этот навык. Сегодня технологии продвинулись далеко вперед, появились новые способы анимации, и все стало не так однозначно.

«Fantasmagorie» Эмиля Коля считается одной из первых анимаций. Чтобы сделать этот короткий ролик, художник нарисовал около 700 картинок.

Какие навыки нужны для 2D-анимации

В случае с двухмерной анимацией навык рисования если не обязателен, то очень желателен. Тут вам нужно определиться, чем именно вы хотите заниматься: классической покадровой анимацией, перекладкой или скелетной анимацией.

Покадровая анимация

В классической покадровой анимации художник вручную создает каждый фрейм. Это долгий и кропотливый процесс, и без прокачанного скилла качественную анимацию сделать просто невозможно.

Наш преподаватель по классической 2D-анимации, Эдвард Курчевский, комментирует это так:

«Даже начинающему аниматору нужно обязательно уметь рисовать. Вы должны хорошо ориентироваться в пространстве, пропорциях и объемах. Навык рисования поможет вам сделать анимацию не только красивее, но и быстрее. Скорость в современной индустрии — это тоже очень важный момент»‎.

Эдвард дал несколько советов начинающим 2D-аниматорам и поделился несколькими источниками:

  • Постоянно рисуйте наброски и скетчи. Необязательно тратить на это по несколько часов. Делайте быстрые зарисовки по 15-20 минут в день.
  • Ходите на встречи с единомышленниками и попробуйте найти себе ментора, который будет критиковать ваши работы и помогать развиваться.
  • Пользуйтесь туториалами в интернете, читайте книги. Например, Александр Рыжкин бесплатно выкладывает лекции по анатомии. Еще в сети есть портал быстрых зарисовок позирующих моделей.
  • Не забывайте про пространство: окружение комнаты, зарисовки улицы. Здесь может помочь сервис Google Maps. С помощью него можно виртуально путешествовать и делать зарисовки со всего мира.
  • Рисуйте на бумаге. Так ваш мозг быстрее запоминает информацию, и процесс обучения идет намного быстрее.

Выбираем любую точку на карте. Помещаем человечка в любую точку. Мы в Касабланке, рисуем окружающие нас красоты.

Перекладка и скелетная анимация

Для этих типов анимации прорисовывать каждый кадр не нужно, так как движение создается путем перемещения отдельных частей персонажа. Создание таких роликов не требует прокаченных навыков рисования. Но понимание общих принципов необходимо: насмотренность, знание основ композиции и построения объектов в перспективе, строения тела и освещение.

Пример перекладной анимации. Персонаж разделен на части, и художнику не нужно рисовать девочку заново для каждого фрейма.

София Фирсова, преподаватель курса «Анимация и риг в Spine», Animation Director в Playrix:

«Как показывает моя практика, уметь рисовать для 2D-аниматоров в технике перекладки, скелетной анимации и 3D-аниматоров не обязательно. У нас в компании есть сотрудники без таких навыков, и это не мешает им делать качественную работу.

Если у вас есть возможность и время хотя бы немножко подружиться с рисованием, то это, конечно, будет большим плюсом. Особенно это полезно на начальных этапах при поиске идей и при планировании своей анимации. Гораздо быстрее наскетчить несколько вариантов и сделать тамбнейлы, чем выставлять позы сразу в программе. И тут точно не нужно иметь супер высокий скилл рисования. Важно не бояться делать быстрые зарисовки из простых фигур, которые потом уже, при проработке на компьютере, вы сможете превратить в художественно выстроенную позу».


Даже в простых набросках можно живо передать динамику.

Для новичков София рекомендует книгу «Gesture Drawing For Animation», Walt Stanchfield. В ней автор разбирает приемы по построению тела в перспективе из простых форм, на что обращать внимание при проработке ключевых поз и так далее. Также каналы Proko и CG Speak на YouTube будут полезны для самообучения рисованию.

Наш преподаватель курса «Техника перекладки в Adobe Animate», Lead Animator в Playrix, Ян Богородецкий, согласен с Софией:

«Для работы в технике классической 2D-анимации умение рисовать обязательно, для работы в перекладке — очень желательно.

Я вспоминаю парочку историй о крутых аниматорах, которые не умели рисовать, но при этом хорошо анимировали. По сути, они тоже рисовали, но не карандашом, а «костями» персонажа сразу в софте, или перекладывали символы так, чтобы получился хороший рисунок. То есть рисовать они не умеют, но у них есть хорошее художественное видение. Но такие случаи крайне редки, и хотя бы навык быстрых набросков желательно прокачать».

Нужны ли навыки рисования в 3D-анимации

В сети можно найти много статей, утверждающих, что для 3D-анимации умение рисовать совсем необязательно. С одной стороны так и есть: аниматор работает с моделью, которую двигает, как куклу, в специальных программах. С другой стороны, навыки рисования могут стать хорошим подспорьем в работе и преимуществом при продвижении по карьерной лестнице.

Умения рисовать и создавать чистые силуэты помогут сделать лучшую позу для ваших персонажей. В дополнение к трехмерной анимации, занятия рисованием полезны для понимания веса и анатомии. Это пригодится на этапах планирования и на ранних стадиях проработки анимации. Возможность экспериментировать с разными позами на бумаге всегда быстрее, чем пытаться изобразить своего персонажа сразу в софте.

Опыт рисования важен при построении композиции: вы узнаете о лучших ракурсах расположения предмета и сможете удачнее разместить объект в кадре. Навыки рисования также помогают лучше работать с негативным пространством.


О негативном пространстве мало кто задумывается. А ведь его понимание улучшает понимание форм и пропорций.

Арсений Тургулайнен, преподаватель курсов 3D анимации, Senior Animator в Waterproof Studios:

«У меня есть художественное образование, но я сам не рисую. Поэтому считаю, что уметь рисовать необязательно. Анимация больше о движении, а не о рисовании. Соответственно, уметь рисовать не обязательно. Но этот недостаток необходимо компенсировать качественной передачей движения. Снимайте себя на камеру перед зеркалом в качестве референса. Наблюдайте, как происходит механика движения и какие включаются мышцы».

У Алексея Медведева, аниматора студии «Аэроплан» и преподавателя курсов 3D анимации, другое мнение:

«Я считаю, что уметь рисовать обязательно, особенно аниматорам. Я каждый день делаю небольшие наброски людей в движении, потому что понимаю: без этого моя работа упрется в потолок. Не нужно рисовать что-то очень сложное или детализированное. Делайте схематичные скетчи, чтобы понимать, как сгибается позвоночник, куда приходит рука в конце движения и так далее.

Очень важный момент: старайтесь рисовать с натуры, а не с экрана. Во время этого процесса, наш мозг очень хорошо включается. Нам нужно обработать гораздо больший объем информации, в том числе перспективные искажения. Знания основ академического рисунка помогут вам легче укладывать живые объекты в ограниченное пространство бумажного листа».


Наброски Алексея Медведева

Алексей также рекомендует книги диснеевского аниматора Уолта Стенчфилда (Walt Stanchfield. Drawn to Life) и приводит несколько его цитат для вдохновения:

«Первый кусочек вкусного блюда кажется таким аппетитным, но после получаса пережевывания одного и того же, вкус практически не ощутим. Так и художник, поймавший вдохновение или ухвативший суть позы в движении, сначала поражен ее четкостью и выразительностью, но после того, как первое впечатление уходит, снижаются и шансы запечатлеть все на бумаге. Поэтому наша цель в том, чтобы сразу же уловить первое впечатление, пока оно еще свежее, пока оно не испарилось. Иначе оно исчезнет насовсем».

«Когда вы рисуете человека, не надо стараться скопировать его до мельчайших деталей с фотографической точностью. Попытайтесь изучить, ухватить и передать смысл, суть его позы. Постарайтесь сконцентрироваться на основных принципах: сжатии и растяжении, балансе, распределении веса. Как эти приемы смогут нам помочь? Копирование модели без осознания, зачем вы это делаете, напоминает переписывание чужих романов с целью научиться писать книги».

Подведем итоги

Если вы планирует связать свою карьеру с классической анимацией, вам нужно учиться рисовать. Если вы хотите работать в технике перекладки, скелетной анимации или 3D, добиваться идеальных навыков не обязательно. Тем не менее нужно постоянно тренировать свою насмотренность и наблюдательность. Нужно понимать, как объекты соотносятся друг к другу в пространстве и как работает перспектива. Очень важно уметь достоверно передавать движение, поэтому нужно изучать анатомию.

Персонажи «Рика и Морти» сделаны с помощью перекладки.

Ирина Голина-Сагателиан, арт-директор студии WildBrain, преподаватель курсов 2D-анимации в Toon Boom Harmony:

«Если бы меня спросили 20 лет назад, я бы ответила: да, уметь рисовать нужно обязательно. Но сейчас анимационная индустрия сильно изменилась. Я работала в разных областях анимации и видела много крутых аниматоров, которые не способны нарисовать даже цветочек. При этом они очень хорошо разбираются в анатомии и способны сделать неплохую вспомогательную скетчевую анимацию.

Индустрия доказывает, что не обязательно уметь хорошо рисовать, но нужно ориентироваться в анатомии и механике движения. Скажем, 3D-аниматору быть художником вообще не нужно, но желательно понимать хотя бы основы. В Toon Boom Harmony нужно не просто рисовать, а уметь держать персонажа по модели. А флеш-аниматору может быть достаточно рисовать отдельные части персонажа.

От себя добавлю, что начинать карьеру можно и без сильно поставленного рисунка. С годами работы вы сами придете к тому, что захотите улучшить свои навыки, начнете изучать анатомию и пойдете на дополнительные курсы.

Вы сможете работать и неплохо анимировать и без умения рисовать. Но со временем вы дойдете до барьера карьеры, который не сможете перейти без навыка рисования».

Аниматор: профессия настоящего и будущего

28 октября — Международный день анимации. В честь праздника мы взяли тематическое интервью у Андрея Тренина, аниматора с 15-летним опытом работы и создателя онлайн-школы анимации. Он рассказал нам, почему аниматор — это профессия будущего и как сделать карьеру в этой сфере.

Чем аниматор отличается от мультипликатора

Анимация и мультипликация — это разные наименования одного и того же аудиовизуального искусства, основанного на технологии «оживления» изображений. Мультипликация — русскоязычное название анимации, его использовали в СССР. Сейчас в индустрии принято использовать англоязычные термины, «анимация» и «аниматор». Во-первых, они понятны всем, а во-вторых, в них как раз и отражена суть профессии — одушевление («анима» на латыни — «душа»).

Два основных вида современной анимации — рисованная 2D-анимация и компьютерная 3D-анимация. В первом случае оживляется нарисованный художником персонаж, во втором — его компьютерная проекция в 3D. К анимации также относится создание визуальных эффектов (VFX).

Чем занимается аниматор

Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры. Персонажи при этом двигаются, разговаривают, испытывают и проявляют разные чувства. Всё это аниматор должен изобразить, пользуясь разными профессиональными приёмами. Чем более живым и ярким получатся персонаж — тем выше качество работы аниматора.

Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними всегда работает команда. На большой студии аниматор — часть производственной цепочки. Можно сказать, что он — инструмент, которым режиссёр воплощает свой замысел. Сначала создаётся сценарий и образы персонажей, а потом аниматор воплощает и оживляет их.

Аниматор может работать и самостоятельно, то есть быть сам себе режиссёром. Так создаются авторские мультфильмы. В России ежегодно проходят фестивали авторских анимационных фильмов, например, «Суздаль» или «Крок», где создатели демонстрируют свои работы, обмениваются опытом, получают призы и награды.

С одной стороны, аниматор — достаточно творческая профессия. В рамках определённого режиссёрского задания можно самостоятельно работать над характером, внешностью, манерами персонажа, воплощать собственные идеи.

С другой стороны, в индустрии аниматору приходится работать в заданных рамках, выполнять режиссёрскую задачу. Если хочется больше свободы, можно заниматься собственными проектами, работать в авторском кино, но там меньше возможностей для заработка.

Как я стал аниматором

В детстве я посмотрел передачу «Спокойной ночи, малыши!». В программу позвали аниматора, и он изобразил в блокноте, как создаётся рисованный персонаж. С тех пор я мечтал только об одном — стать персонажным аниматором. В то время, 20 лет назад, возможностей сразу выучиться на аниматора было меньше. Я поступил в Палехское художественное училище и получил специальность «художник лаковой миниатюры», а потом приехал в Москву и устроился работать на анимационную студию «Солнечный дом». Они тогда как раз делали мультфильм «Князь Владимир». Там, на студии, я работал и одновременно учился у профессиональных аниматоров.

Несколько лет я переходил из студии в студию, попробовал себя в разных видах анимации, освоил разные техники, работал и на фонах, и в композитинге, но больше всего мне нравилась персонажная анимация. Постепенно из простого аниматора я вырос до главного аниматора, работал супервайзер-аниматором на анимационном сериале «Сказочный патруль».

Во время работы я видел, что аниматоров на проектах не хватает, мне нужны были коллеги-профессионалы. Я решил сам их обучать: открыл онлайн-школу анимации и создал тематическое сообщество в социальной сети. Сейчас, спустя 5 лет, в нашей школе учатся 300-400 студентов в месяц, наши выпускники работают на студиях анимации в России и за рубежом. Мы учим анимации, режиссуре, сценарному мастерству, проводим ежегодный «Слёт аниматоров», куда приезжают иностранные спикеры, представители студий, аниматоры и все, кому интересна эта профессия.

Я руководитель проекта, занимаюсь его развитием и продвижением, поэтому времени на преподавание или создание анимации практически не остаётся. Однако я планирую развиваться дальше в индустрии. Например, есть идея создать компьютерную игру, но не хватает знаний, так что я собираюсь пойти на курсы и выучиться на геймдизайнера.

Где нужны аниматоры

Я считаю, что аниматор — это профессия будущего. Визуальный контент окружает нас повсюду, и его будет требоваться всё больше и больше. В дальнейшем технологии позволят транслировать анимационные изображения прямо в мозг человека, и для их создания также понадобятся аниматоры.

Но и сегодня аниматор — очень востребованная профессия. Они нужны в кино- и телеиндустрии, в рекламе. Создание фильмов и мультфильмов в студиях поставлено на поток, поэтому аниматоры в кино и на телевидении не просто востребованы — их не хватает, причём как в России, так и за рубежом.

Аниматоры задействованы и в гейм-индустрии. Они создают специальные клипы анимации, которые компьютерная программа потом микширует (совмещает) и делает из этого движение. Например, для персонажа отдельно делается клип для ходьбы, отдельно — для падения, отдельно для поднятия руки, поворота головы. Потом все эти клипы совмещаются и получается анимация движений персонажа. Игрок нажимает соответствующую кнопку на компьютере, активируется программа, и персонаж выполняет нужные действия.

Как стать аниматором

Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.

Экзамены для поступления:

  • русский язык (ЕГЭ);
  • литература (ЕГЭ);
  • творческое испытание (композиция);
  • профессиональное испытание (живопись + рисунок);
  • собеседование.

Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.

Преимущества онлайн-школы:

  • подготовка специалистов «с нуля»;
  • актуальные знания, востребованные в индустрии прямо сейчас;
  • создание портфолио.

Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.

Дистанционные школы как раз и позволяют собрать впечатляющее портфолио. Во время обучения выдаются задания, студент выполняет их вместе с преподавателем-ментором. Ментор помогает сделать работу качественно, указывает на ошибки. Онлайн-школы также проводят стажировки на студиях, где у студентов есть возможность попробовать себя в реальной работе. Им выдают «боевые сцены» прямо с производства, и те, кто хорошо справляется, имеют все шансы попасть в проект и в титры.

Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.

Какие навыки нужны аниматору

Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.

Для обучения 3D-анимации в дистанционной школе навык рисования желателен, но не обязателен. Объёмной компьютерной анимации можно научиться полностью «с нуля». А вот если есть желание освоить рисованную 2D-анимацию, начальные навыки рисования понадобятся. Особенно приветствуется в анимации умение рисовать скетчи — быстрые наброски.

Аниматор — не художник. Как говорил мой ментор, известный российский аниматор Александр Дорогов, который работал на студии Disney, а сейчас обучает студентов в России, «хороший рисунок не спасет анимацию, её спасет хороший тайминг». Для аниматора более важна не тщательная прорисовка, а умение видеть изображение в динамике.

Уровни мастерства и карьера

Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.

Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.

Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.

По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.

После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.

Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.

Многие аниматоры, получив образование в России, достигают здесь своего «потолка», не только зарплатного, но и творческого. Поэтому они уезжают работать за границу — в США, Канаду, Вьетнам и другие страны.

Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору

Нужны

✅Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.

Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.

✅Коммуникабельность

Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами.

✅Наблюдательность

Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации. Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.

✅Ответственность

Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.

Не нужны

🚫Усидчивость

Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.

🚫Талант

В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.

Что нужно запомнить:

  1. Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
  2. Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
  3. Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
  4. Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
  5. Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

На онлайн курсах анимации и мультипликации вы научитесь покадрово создавать мультфильмы. Вы узнаете, как делать эскизы для поз персонажей, как прорисовывать эмоции, движения.

Для обучения вам понадобится компьютер со специальной программой или графический планшет. Курсы анимации и мультипликации подойдут для новичков, даже для тех, кто плохо рисует.

Мы собрали для вас полный список курсов по созданию мультфильмов, которые вы можете пройти онлайн.

Udemy


Создание анимации в Synfig Studio
Научитесь создавать анимацию с использованием свободного программного обеспечения

Чему вы научитесь

  • Узнаете как быстро создавать анимацию с использованием растровых изображений (спрайтов)
  • Научитесь анимировать простых персонажей
  • Научитесь использовать систему костей для анимации сложных персонажей

В этом курсе вы научитесь создавать 2D-анимацию с использованием программы Synfig Studio.

Synfig Studio это свободная программа для Windows, Linux and Mac OSX. Вы хотите сделать свой собственный мультфильм? Или анимированную GIF-открытку? Или сделать анимацию к игре? Synfig Studio поможет вам в этом.

В этом курсе будет рассматрена техника анимации с использованием растровых изображений. Такой метод анимации называется «перекладка» или «спрайтовый». Эта техника известна как наиболее быстрый и эффективный способ производства анимации. Одновременно с этим, анимация перекладкой остаётся мощным выразительным средством и используется многими мультипликаторами для создания прекрасных творений.

Курс состоит из 9 лекций, которые позволят вам изучить процесс начиная с самых азов интерфейса программы и заканчивая техникой анимации персонажей при помощи скелетов.

Международная школа профессий



Курсы анимации (доступно онлайн)

Программа обучения
Общая продолжительность курса: 27 академических часов.

ЗАНЯТИЕ №1. СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЖА
Научитесь работать в современной программе для создания анимации и мультипликации Adobe Animate. Разберетесь с интерфейсом и инструментами программы. Создадите собственного персонажа, продумаете его или ее визуальный образ.

ЗАНЯТИЕ №2. АНИМАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ
Научитесь создавать движение: сделаете синхронно и асинхронно моргающие глаза. Нарисуете машину и приведете ее в движение. Научитесь работать с временной шкалой.

ЗАНЯТИЕ №3. ФОРМЫ И МАСКИ
Научитесь создавать объекты различной формы и менять их во времени. Нарисуете огонь и “оживим” его. Поместите огонь в контекст: создадите кадр с костром.

ЗАНЯТИЕ №4. РАБОТА С ФОНОМ
Создадите фон из планов разной глубины и анимируете его. Поместите объект в кадр, а фон приведете в движение. Добавите дополнительные элементы на фон, чтобы сделать мультфильм более насыщенным.

ЗАНЯТИЕ №5. СОЗДАНИЕ ЦИКЛА ХОДЬБЫ
Усвоите принципы создания ускорения и замедления движущихся объектов. Потренируетесь на создании реалистично прыгающего мяча. Затем прикрепите к простому объекту ноги и приведете их в движение, создав тем самым ходьбу.

ЗАНЯТИЕ №6. ОЖИВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
В деталях разработаете характер нашего персонажа: продумаете мимику и прорисуете его эмоциональные реакции на различные раздражители. Проработаете артикуляцию героя.

ЗАНЯТИЕ №7. КОНЦЕПЦИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
Разработаете идею своего мультфильма: пропишете историю, взаимодействие основных героев и ключевые кадры, продумаете детали.

ЗАНЯТИЕ №9. ОТРИСОВКА КАДРОВ
Приступите к детальной проработке каждого кадра. Внимательно изучив движения прототипов перейдете к прорисовке движения персонажей и объектов.

ЗАНЯТИЕ №10. ЗВУК И СТРУКТУРА МУЛЬТФИЛЬМА
Продолжите работу над проектом: “озвучите” свой мультфильм и рассчитаете тайминг кадров. Если мультфильм состоит из нескольких кадров, то создадите переходы между ними. Внесете финальные штрихи и закончите работу над мультфильмом. Составите титры и экспортируете проект в готовый мультфильм, сделанный собственными руками.

После окончания курса вы сможете:

  • Создавать собственные мультфильмы
    Сочинять захватывающие истории и реализовывать их в авторских анимациях;
  • Придумывать и оживлять своих персонажей
    Делать собственных героев с уникальным характером, продумывать их поведение и истории их жизни;
  • Создавать анимацию в профессиональной программе Adobe Animate
    Использовать множество инструментов программы для детальной проработки своего проекта;
  • Зарабатывать на деле, которое вам нравится
    Принимать коммерческие заказы и реализовывать проекты по созданию анимации.


Первая часть обучения – лекционная – это 15 видеороликов, в которых известные мультипликаторы поделятся своим взглядом на профессию, расскажут о развитии мультипликации и истории создания знаменитых фильмов.

Вторая часть обучения – практическая – это 15 видеороликов от опытных преподавателей, из которых ты узнаешь, какие техники есть в современной анимации, как подготовиться к съемкам мультфильма, как подобрать материалы и какое программное обеспечение тебе понадобится.

Творческие задания – еще одна важная составляющая курса. Каждый видеоурок сопровождается заданием: выполнив его, ты можешь выложить результат на форум проекта и обсудить его с другими участниками.

Dorogov’s Animation Institute


Цель курса: подготовка аниматоров для повышения профессионализма в соответствии с международными стандартами в индустрии анимационного кино.

Программа расчитана на творчески активных людей с пространственным мышлением и базовыми знаниями рисунка и перспективы.

После окончания курса Вы получите сертификат Специалиста Аниматора и сможете профессионально работать в любой студии Анимации мира.

Программа курса

  • 1 курс:
    1 семестр — Задание «Морфинг»,
    2 семестр — Задание «Флаг», начало задания «Ноги»
  • 2 курс:
    1 семестр — Задание «Ноги», задание «Геометрические фигуры»
    2 семестр — Задание «Движение двухногого персонажа» или «Движение четырехлапого персонажа»
  • 3 курс:
    1 семестр — Задание «Сопротивление Ветру», этюд «Ожидание у ветеринара»
    2 семестр — Задание «Пантомима: разница интеллектов 2 персонажа», «Диалог 2 персонажа», эпизод «Ролевая игра: разделение по персонажам» (диплом)


ДЛЯ КОГО КУРС
Курс может быть интересен как начинающим, так и опытным аниматорам и профессионалам из индустрии. В курсе показан пошаговый процесс работы над шотом профессионала мирового уровня от идеи до стадии блокинг+.

ОСОБЕННОСТИ

  • Курс доступен на двух языках: оригинальный (английский) и русский (перевела и озвучила Арина Шахова).
  • Курс представляет собой цикл видео-лекций, на которых автор рассказывает и показывает, как он делает мультяшный шот с нуля и до стадии блокинг+.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В каждой из 10 частей мастер-класса автор показывает приемы работы над разными этапами анимации:

  1. планирование шота;
  2. подбор звуковой дорожки, создание эскизов ключевых поз;
  3. использование дополнительных скриптов;
  4. съемка и анализ видеорефренсов. Ключевые позы и ретайминг;
  5. динамичные позы при активных действиях;
  6. лицевая анимация и анимация рук;
  7. создание деформеров для придания мультяшности.

Московская школа кино



После прохождения курса вы научитесь создавать шедевры 2D дизайна, в совершенстве овладеете цифровыми инструментами, раскроете свой потенциал в области компьютерной графики. У вас появится уникальный шанс работать в лучших отечественных и зарубежных анимационных студиях. Blended-формат обучения: дистанционные и очные занятия.

Программа обучения:



ДШИ.Онлайн


Курс посвящен обучению элементарным навыкам анимации в процессе создания мультфильма в технике «стоп-моушн».

Направление: декор и ИЗО
Тематика: воспитание культуры приготовления и этикета сервировки. Знакомство с основами мультипликации. Сохранение традиций и семейных ценностей
Возраст: 7-13 лет
Участие родителей: практическая помощь в изготовлении и подборе материалов, создание творческой атмосферы
Уровень знаний и умений: владение фотосъемкой (можно на смартфоне), быстрое чтение (читать может родитель)

Продолжительность курса: миникурс – 4 недели, полный курс – 8 недель

KakaoTime Animation Studio


Курс состоит из 3-х классов. Каждый класс продолжительностью 4 месяца (16 недель). Программа всего курса рассчитана на год (12 месяцев). Но рекомендуемое время на выполнение заданий гибко. Это значит, что в случае, если ученик будет опережать своих сокурсников, есть возможность перейти на класс выше. Также и наоборот – ученик по собственному желанию может остаться повторно в предыдущем классе, чтобы закончить свои задания в таком ритме, котором ему будет наиболее комфортно.

Курс рассчитан как для новичков, так и для тех, кто уже знаком с основами анимации и хочет улучшить свой уровень. В зависимости от уровня подготовки ученики зачисляются в разные классы. В каждом классе есть набор лекций и практических заданий, которые студент должен изучить и выполнить. Обучение происходит в онлайн режиме. Студентам заранее высылаются видеолекции, по которым они внимательно изучают теоретическую часть и приступают к выполнению упражнения на заданную тему.

Авторский курс Киры Ященко


Как создать мультфильм за 7 дней
Дистанционный курс в формате реалити-шоу

  • Без платных программ
  • Без навыков рисования
  • Без титанических усилий

Все обучение проходит в интернете: Вам не нужно никуда ехать, оплачивать дорогу и думать о проживании. Все, что нужно — это компьютер и интернет. Если есть графический планшет — это хорошо, но не обязательно.

Ваши результаты после курса:

  1. Вы гарантированно научитесь анимировать
  2. Сделаете свой собственный небольшой мультфильм
  3. Уверенно овладеете бесплатными программами по анимации, монтажу и звукозаписи
  4. Найдете мотивацию и вдохновение, чтобы довести дело до конца
  5. Научитесь писать интересные сценарии для реализации ваших идей
  6. Получите доступ в базу знаний и закрытый чат профессиональных аниматоров
  7. Грамотно организуете процесс и найдете единомышленников

Онлайн-курс анимации

Программа

  • 11 видеоуроков для начинающих 3D-аниматоров;
  • Возможность проконсультироваться у 3D-аниматора-профессионала;
  • Возможность обучаться онлайн, без отрыва от работы и учебы;
  • Интересные домашние задания и оперативную проверку;
  • Сертификат о прохождении онлайн-курса анимации.

AnimationSchool AutoDesk


Ты творческий человек с кучей идей, тебе интересна анимация и визуальное искусство. Есть мечта сделать свой мультфильм или работать на студии. Но чувствуешь, что не хватает навыка или знаний. Это поправимо. Коллектив преподавателей уже работающий в производстве имеющий многолетний опыт. Готов с тобой им поделиться.

Присоединяйся к AnimationSchool если,

Каждый выходной обучение, вебинары, свежие работы, общение, переводы, консультации, жаркие обсуждения.

Онлайн школа CGTarian


Профессиональный 9-ти месячный онлайн курс по анимации персонажей подготовлен с учётом опыта и знаний, полученных у аниматоров крупнейших мировых студий. Курс разработан таким образом, чтобы эффективно и в понятной форме обучить студентов созданию анимации персонажей, провести их через полный цикл создания собственного анимационного фильма и выпустить подготовленными к работе аниматорами.

Онлайн курс «Анимация персонажей» состоит из следующих разделов:

Bashmet Center


Вас научат работать с программой Dragonframe и создавать собственные мультфильмы, работа ведется в смешанных техниках. Перекладная анимация, пластилиновая анимация, компьютерная 2D анимация, песочная и stop-motion анимация. Курс рассчитан для всех возрастов. Вы можете посещать занятия всей семьёй.

Вы узнаете

Много важных и интересных аспектов из истории анимации, ознакомитесь с основными законами драматургии, режиссуры и монтажа. Как правильно ставить свет, компоновать кадр, работать с камерой и программами. Ученик всегда сможет выбрать своего любимого персонажа, а также разработать своего собственного и провести его через увлекательный мир, созданный своими руками.

Техники

  • Перекладная анимация
  • Кукольная анимация
  • Пластилиновая анимация
  • 2D анимация
  • Stop motion
  • Песочная анимация

Онлайн школа Цеха Анимации


Курс состоит из 10 занятий:
за семь из них вы пошагово создадите подвижный каркас, скульптуру и костюм, освоите нюансы росписи и получите полностью готовую к съемкам игровую куклу. Всего три занятия дадут вам все необходимые навыки для того, чтобы снять собственный мультфильм.

Курс для вас проведут:
Игорь Хилов, художник-изготовитель игровых кукол с тридцатилетним стажем, и преподаватель, режиссер анимационного кино Георгий Богуславский.

Обучение проходит на платформе GETCOURSE. Для того, чтобы получать уроки, необходимо зарегистрировать в данной форме, а после регистрации перейти к оплате.

Курс Виталия Векслера


Создание анимации – интересный и захватывающий процесс, особенно если в вашем распоряжении доступны понятные и эффективные уроки. Список сегодняшних инструкций – именно такой.

Применяя полученные знания на практике, пошагово выполняя советы автора, вы легко научитесь создавать анимацию различной сложности. Уроки больше предназначены для продвинутых пользователей, которые уже обладают некоторыми навыками создания анимации, ориентируются в функциональных возможностях и инструментах программы. Конечно, новички также найдет для себя много полезного и необычного, смогут еще больше узнать о невероятном потенциале мира анимаций.

На канале бесплатно доступны 60 уроков, в процессе изучения которых вы уже сможете создать свой собственный мультфильм.

Timart Shool


Что необходимо для обучения?

  • Оперативная память от 4ГБ DDR3
  • Процессор сопоставимый с Core i3 2100
  • Видео карта от NVIDIA GeForce GT 1030
  • Windows 7 или 8 или 10
  • Жесткий диск от 500 ГБ
  • Навыки уверенного пользователя ПК
  • Начальные навыки работы в Photoshop или в схожих программах
  • Любовь к компьютерной графике 🙂

Школа программирования CODDY


Основы мультипликации в Adobe Animate

В курсе мультипликации можно попробовать себя в роли мультипликатора диснея и оживить культовых персонажей или создать мультфильм по собственному сценарию.

Многие люди любят и смотрят мультики, проходят интерактивные тесты, кликают на баннеры на сайтах, и задумываются «как это реализовано? На курсе мультипликации вам ответят на этот вопрос. Передовой набор инструментов для создания анимации, который изучается на курсе позволит разрабатывать приложения, рекламные объявления и превосходный мультимедийный контент, который перемещается по экрану.

Читайте также: