Как улучшить память и внимание взрослому habr

Обновлено: 03.07.2024

Чаще всего человек задумывается о состоянии своей памяти только после того, как сталкивается с какими-то сбоями. Причем принято считать, что нарушения мнемонической (запоминательной) функции мозга — проблема пожилых. И действительно, от 39 до 82% людей старше 50 лет жалуются на незначительное ухудшение когнитивных функций головного мозга, в том числе памяти [1] . А умеренные когнитивные расстройства среди представителей данной возрастной группы встречаются в 40–80% случаев [2] . Между тем забывчивости подвержены люди всех возрастов. Чтобы память не подводила, ее можно тренировать. О том, какие есть способы и упражнения для развития памяти, расскажем в статье.

Зачем нужно развитие памяти

Важно понимать, что память не ухудшается сама по себе и беспричинно. Все когнитивные функции, к которым относится не только запоминание, но и внимание, восприятие, мышление, воображение, рефлексия и многие другие, тесно связаны. Более того, они зависят друг от друга, и расстройство одной функции влечет за собой ухудшение остальных. Неспроста при появлении такого рода проблем используют именно собирательное понятие — «когнитивные нарушения».

В познавательных процессах участвует около 90% площади коры головного мозга [3] . И, если в работе главного органа возникают какие-либо неполадки, это неизбежно сказывается и на памяти. Иногда связь между проблемами в работе мозга и угнетением способности запоминать прямая. Такое происходит, например, при черепно-мозговых травмах, нейродегенеративных (деменции, болезни Альцгеймера) и онкологических заболеваниях, сосудистых поражениях вроде ишемии, а также при дисметаболических энцефалопатиях, нейроинфекциях, психических расстройствах и прочих нарушениях.

Негативно повлиять на память могут вредные привычки. Так, при постоянном употреблении больших доз алкоголя нарушается функционирование рецепторов головного мозга и повреждаются нервные клетки. Из-за этого его работа ухудшается, и человек начинает замечать за собой рассеянность и провалы в памяти. На способности запоминать нередко сказывается и применение некоторых лекарственных средств: бета-блокаторов, противосудорожных, снотворных и мощных седативных препаратов, транквилизаторов.

Различные неблагоприятные факторы — нехватка сна, нарушения режима дня, сильный стресс, чрезмерные умственные нагрузки, хроническая усталость — также приводят к проблемам с памятью. Например, во время сна мозг основательно «переваривает» всю полученную в процессе бодрствования информацию, после чего она из кратковременной памяти переходит в долговременную [4] . Если же человек по каким-то причинам не может спать, то у него не получится запомнить все как следует.

Также среди распространенных причин расстройств памяти — дефицит важных элементов в организме (витаминов, аминокислот), нарушение обмена веществ, патологии внутренних органов и сердечно-сосудистые заболевания.

Возможные причины ухудшения памяти

Большая часть перечисленных патологий, состояний и факторов, которые могут стать причинами проблем с памятью, не имеют привязки к возрасту. Вредные привычки есть, увы, у многих молодых людей, а от бессонницы и стресса часто страдают мужчины и женщины средних лет.

Заботиться о памяти, несомненно, стоит и в 20, и в 30, и в 40 лет. Однако после 50 вопрос о сохранении и восстановлении когнитивных функций, как правило, встает более остро. Так почему же с расстройством памяти чаще сталкиваются именно пожилые, то и дело получая «скидку на возраст»? Между ухудшением работы мозга и преклонными годами существует прямая зависимость. Ведь организм стареет, и риск того, что он «обзаведется» различными хроническими заболеваниями, растет. Подобное, безусловно, происходит далеко не всегда. В то время как остановить естественные физиологические процессы не по силам никому. Согласно нейропсихологическим исследованиям, физиологические возрастные изменения когнитивных функций, имеющие между тем непрогрессирующий характер, происходят в возрасте от 40 до 65 лет [5] .

Впрочем, помочь мозгу реально: есть специальные способы улучшить когнитивные функции, в частности память. Что примечательно, даже в тех случаях, когда никаких проблем с запоминанием вовсе нет, упражнения для развития памяти и внимания могут быть актуальны: они позволяют человеку, независимо от его возраста, сохранять в норме когнитивные способности или даже совершенствовать их.

Упражнения «для памяти»

К настоящему моменту известно множество различных техник тренировки памяти. Какие-то из них более популярны, и их легко найти в интернете, а о некоторых методах знают только врачи. Поговорим о простых и в то же время действенных способах развития памяти и внимания у взрослых, которые можно использовать каждый день.

Методика таблиц Шульте

Таблицы Шульте — это своеобразный вариант игры-головоломки для тренировки памяти и внимания. Человеку предлагается состоящая из пяти строк и пяти столбцов таблица, в каждой ячейке которой в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Суть головоломки заключается в том, что испытуемому нужно без пауз и ошибок отыскивать, показывать и называть числа в порядке их возрастания. Сложности прибавляет необходимость прохождения теста на время — потребуется включить секундомер. Есть даже определенные стандарты: считается, что взрослый должен выполнять одно такое задание за 30–50 секунд.

Чтобы держать мозг в тонусе, достаточно отводить на занятия с таблицами Шульте 15–30 минут четыре раза в неделю. Через пару недель количество тренировок можно сократить, однако до этого момента важно проводить их регулярно — тогда такой интеллектуальный фитнес может возыметь эффект.

«Римская комната»

Одно из самых интересных упражнений для развития памяти у взрослых именуется методом Цицерона, или «римской комнатой». Это упражнение позволяет удерживать в памяти список дел, идей, вопросов.

Для начала нужно представить помещение. Подойти может и какой-нибудь маршрут. Элементы воображаемого пространства, составляющие его обстановку (предметы интерьера, детали маршрута), необходимо привязать к понятиям, которые требуется запомнить. Рекомендуется также установить последовательность передвижения в пространстве от одного опорного образа к следующему. Придуманный алгоритм перемещения следует повторить несколько раз и закрепить в голове. Главное — четко ориентироваться в помещении и знать все его детали.

Такое мысленное перемещение по комнате от одного предмета, с которым ассоциирован определенный пункт в списке дел, к другому помогает довольно быстро запоминать информацию любой степени сложности. С помощью метода «римской комнаты» реально даже изучать иностранные языки. К тому же на готовый каркас воображаемого помещения или маршрута можно нанизать новые сведения, которые необходимо зафиксировать в памяти, просто привязав к незадействованному ранее элементу очередной факт, событие или слово. Достаточно понять суть «римской комнаты» в ходе нескольких пробных сеансов, — и можно активно внедрять способ в жизнь. Таким образом, процесс запоминания может не только упроститься, но и стать гораздо занимательней.

Заучивание стихотворений и песен

Это, пожалуй, один из наиболее надежных и проверенных методов тренировки памяти, который люди издавна практикуют для улучшения когнитивных способностей. Считается, что в работе с информацией, представленной в рифмованном виде, мозгу проще выстраивать нейронные связи. Благодаря рифме и ритмике строчки легко связываются по смыслу, а значит, и воспринимаются. Кроме того, эмоциональная окраска стихов позволяет быстро фиксировать информацию в голове, а образность — создавать ассоциации и таким образом закреплять текст более надежно.

Существует несколько методик и правил запоминания стихов, и все они по-своему эффективны. Рекомендуется, например, выбирать не такие стихотворения, которые откладываются в памяти после беглого прочтения, а те, что запоминаются с трудом. Речь может идти о произведениях авторов, чья манера письма кажется сложной, негармоничной. Приобщаясь к заучиванию, начинать следует с малых произведений, постепенно переходя на стихотворения бóльших объемов. Приступив к процессу, необходимо сосредоточиться, поначалу зачитывать текст медленно и акцентировать внимание на важных и запоминающихся словах. И самое главное в этом деле — запастись упорством и терпением.

С играми вроде тех, где нужно найти различия между двумя на первый взгляд идентичными рисунками или отыскать предметы на картинке с огромным количеством мелких деталей, знакомы многие. Когда-то их размещали на страницах журналов, теперь же сайтов с такими несложными интеллектуальными развлечениями полно в интернете. Более того, создано великое множество подобного рода мобильных приложений. Они красочные, приятные глазу, удобные — позаниматься можно и в метро, и в очереди.

Такие игры действительно могут положительно влиять на работу головного мозга: они способствуют улучшению памяти, повышению концентрации внимания и скорости реакции. Это тот самый случай, когда фраза «совместить приятное с полезным» приходится как нельзя кстати.

Устный счет

Возможно, кому-то это покажется удивительным, но устный счет — один из самых эффективных приемов для тренировки памяти. Счет в уме значительно повышает уровень активности мозга, а значит, стимулирует мыслительную деятельность, помогает улучшить концентрацию внимания и повысить способность к быстрому реагированию. Что немаловажно, устным счетом можно заниматься постоянно: дома, в магазине, по дороге на работу, в офисе. Ведь всегда найдется что-то, что нужно посчитать. Самое сложное в этом деле — избежать соблазна достать смартфон и открыть приложение с калькулятором.

Простые советы для поддержания памяти

Конечно же, для использования каждой из существующих методик улучшения памяти потребуется немало волевых затрат, упорства и терпения. А результат таких тренировок не всегда заметен сразу — чаще всего он появляется через довольно продолжительное время. Чтобы добиться более быстрого и выраженного эффекта, можно прибегнуть к приему специальных средств. На современном фармакологическом рынке представлены лекарственные препараты, предназначенные для улучшения работы мозга, — все они прошли проверку на эффективность и безопасность.

Средство для поддержки памяти

Уже не первый год в числе популярных безрецептурных лекарств для улучшения памяти находится Ноопепт ® (номер в ГРЛС — ЛС-001577 от 18 июля 2011 года) [6] . Активный компонент у этого лекарственного средства, выпускаемого в виде таблеток, один. Называется он омберацетам и представляет собой полифункциональный нейропептид, молекула которого схожа по своей структуре с «родными» пептидам коры головного мозга.

Ноопепт ® работает сразу в нескольких направлениях. Во-первых, препарат оказывает собственно ноотропное действие, то есть может улучшать способности к обучению и память, причем на всех этапах: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Также он препятствует развитию амнезии, вызванной электрошоком и, например, лишением фазы быстрого сна. Кроме того, Ноопепт ® помогает восстанавливать память и прочие когнитивные функции, которые ухудшились из-за влияния негативных факторов: травм мозга, ишемии, употребления алкоголя, гипоксии.

Во-вторых, препарат обладает нейропротективными свойствами. Он делает ткани мозга более устойчивыми к разрушающим воздействиям и нивелирует степень повреждения нейронов.

В-третьих, Ноопепт ® дает антиоксидантный эффект, защищая нервные клетки от действия свободных радикалов, и даже помогает уменьшить головные боли, ортостатические нарушения и снизить выраженность симптомов тахикардии.

Таблетки назначают при проблемах с памятью, вниманием и иными когнитивными функциями, а также при эмоционально-лабильных расстройствах (в том числе у пожилых), которые возникают вследствие ЧМТ, на фоне посткоммоционного синдрома, сосудистой мозговой недостаточности, астенических расстройств, прочих состояний, сопровождающихся снижением интеллектуальной продуктивности. В качестве противопоказаний в инструкции к препарату обозначены беременность и лактация, непереносимость компонентов средства, возраст до 18 лет, выраженные нарушения функции печени и почек, дефицит лактазы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция [7] .

Принимают средство после еды. Для начала достаточно пить по две таблетки в день — утром и днем. Если эффект окажется недостаточным, врач может порекомендовать увеличить суточную дозу до трех таблеток. Ноопепт ® начинает проявлять свое анксиолитическое и легкое стимулирующее действие примерно на пятый–седьмой день терапии — при органических поражениях головного мозга, а на 14–20-й день становится заметно позитивное влияние на когнитивные функции, показатели внимания и памяти. Терапевтический курс занимает, как правило, полтора–три месяца.

Обычно на курс хватает двух упаковок таблеток. Одну пачку средства Ноопепт ® можно приобрести примерно за 360 рублей [8] .

Препарат имеет высокий профиль безопасности: не вызывает привыкания, синдрома отмены, сонливости; его взаимодействие с гипотензивными, снотворными, психостимулирующими препаратами и алкоголем не установлено.

* Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться у врача.

** Материал не является публичной офертой. Информация о цене приведена для ознакомления и актуальна на январь 2021 года.


Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

учеба

Чрезмерные умственные нагрузки могут привести к сильной утомляемости, снижению памяти и внимания.

таблетки

Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга.

память

В восстановлении памяти и других когнитивных функций могут помочь ноотропные препараты.

память

Ухудшение памяти и концентрации внимания могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения или астеническом расстройстве.

таблетки

Эффект от приема ноотропов проявляется с течением времени, поэтому, как правило, назначается курсовой прием препарата. Длительность курса может составлять полтора–три месяца.

noopept

Препарат Ноопепт® способствует улучшению памяти, концентрации внимания и способности к обучению.

Ранее мы рассказали, какие исследования стоят за популярными советами о том, как «научиться учиться». Затем обсудили метакогнитивные процессы и полезность «каракулей на полях».

В третьей части — рассказали, как тренировать память «по науке». Кстати, про память — говорили отдельно тут и тут, еще — разбирались с тем, как «учиться по карточкам».

Сегодня — обсудим концентрацию, «многозадачность» и прокачку внимания.



Фото: Nonsap Visuals / Unsplash

Внимание — «нерв всякой психологической системы»

Общая психология определяет внимание как способность человека сосредоточиться в определенный момент времени на каком-либо объекте: предмете, событии, образе или рассуждении. Внимание может быть произвольным — зависеть от сознательного интереса, и — непроизвольным или инстинктивным (вы заметите условный удар грома вне зависимости от вашего желания). Потребность — еще один важный фактор, влияющий на внимание: так голодный человек, гуляющий по городу, будет останавливать взгляд на ресторанах и кафе чаще, чем сытый.

Важнейшие характеристики внимания — его избирательность и объем. Так на мероприятии человек сначала слышит только общий шум голосов. Однако стоит его знакомому вдруг заговорить рядом, и внимание одного и второго человека переключится на их голоса и общение. Этот феномен, известный как «эффект коктейльной вечеринки» экспериментально подтвердил в 1953 году Эдвард Колин Черри из Имперского колледжа Лондонского университета.

Объем внимания можно выразить в количестве предметов, на котором способен концентрироваться человек в определенный момент. У взрослого это — примерно четыре-пять, максимум — шесть несвязанных между собой объектов: например, букв или чисел. Это не означает, что мы одновременно воспринимаем в тексте лишь несколько слов — это могут быть и смысловые фрагменты материала. Но их количество — не более шести.

И наконец, внимание характеризуется его способностью переходить от одной задачи к другой (рассеянность с такой точки зрения — недостаточная способность эффективно это делать) и устойчивостью — возможностью сохранять концентрацию на протяжении некоторого времени. Это свойство зависит от особенностей изучаемого материала и самого человека.



Фото: Stefan Cosma / Unsplash

Фокусировка внимания — одно из условий успешной работы и учебы. Чарльз Дарвин писал в автобиографии «Воспоминания о развитии моего ума и характера», что в работе помогла не только «привычка к энергичному труду, но и внимание в отношении любого дела, которым бывал занят». А англо-американский психолог Эдвард Брэдфорд Титченер в книге «Лекции по экспериментальной психологии ощущения и внимания» (1908) назвал его «нервом всякой психологической системы».

Способность концентрироваться положительно сказывается и на академической успеваемости. Об этом свидетельствуют исследования MIT, которые были проведены в Бостоне. Они говорят о внимании как о «форме умственной активности, которую необходимо уметь поддерживать».

Многозадачность — это миф

В популярных изданиях пишут, что повысить эффективность работы и улучшить внимательность якобы можно, тренируя многозадачность. Однако согласно исследованиям, многозадачность — навык, который, во-первых, развить невозможно, во-вторых, — он совершенно не нужен.

Согласно работе нейропсихолога и профессора Университета штата Юта Дэвида Стрейера, многозадачность — уникальное свойство: им обладают не более 2,5% людей. Оно определяется генетически и развивать его — пустая трата времени. «Мы обманываем себя и склонны переоценивать свою способность к многозадачности», — убежден ученый.

Эксперименты, проведенные в Университете Стэнфорда, показали, что испытуемые, поставленные в условия решения нескольких задач одновременно, хуже справлялись с заданиями. На первый взгляд многозадачность может показаться эффективной, но в конечном счёте такой подход отнимает до 40% больше времени, а результаты полны ошибок, считают в Американской психологической ассоциации.

Как улучшить концентрацию

Стать внимательнее можно. Например, есть исследования, которые свидетельствуют, что различные техники медитации — как традиционные восточные, так и современные практики, распространенные в США и Европе, способствуют не только снятию стресса и развитию саморегуляции, но и существенно улучшают способность к концентрации внимания.

Впрочем, далеко не всем хочется медитировать. К счастью, есть альтернативы. Том Уиджек (Tom Wujec) из Singularity University, рекомендует несколько несложных упражнений. Сидите в метро или стоите на автомобильной парковке? Лучший способ убить время и одновременно натренировать внимание — сфокусироваться на пять минут на рекламном плакате или наклейке на бампере автомобиля, стоящего спереди, ни о чем другом не думая. Читаете сложную книгу и отвлеклись? Запомните фрагмент, где потерялись и перечитайте его заново.



Фото: Ben White / Unsplash

Улучшаем внимание «по науке»

Мнение ученых кажется парадоксальным: чтобы быть внимательнее, нужно не развивать эту способность специальными упражнениями или изо всех сил себя заставлять, а попросту дать мозгу отдохнуть. Психологи-исследователи считают: человек теряет способность концентрироваться не потому, что не умеет или не хочет этого делать. Прокрастинация — не сбой в работе, а ключевое свойство нервной системы, которое помогает нашему мозгу нормально работать: напряженное внимание (за это отвечает лобная доля коры головного мозга) требует очень больших затрат энергии, поэтому отвлекаясь, мы даем мозгу отдохнуть.

Пол Сели, психолог Гарвардского университета, считает именно так, называя прокрастинацию «блужданием ума». Он утверждает, что отдыхать стоит разумно, ссылаясь на исследование, опубликованное в журнале NeuroImage. Нужно не просто «мечтать», а использовать время отдыха для решения несложной житейской проблемы, которая не требует больших интеллектуальных усилий. После этого можно вернуться к учебе и сфокусироваться вновь.

Совет Пола Сели согласуется с данными, полученными еще в 1993 году: напряженно работать мозг способен не более 90 минут. Чтобы восстановиться, необходим 15-минутный перерыв.

В более позднем исследовании специалистов Университета Иллинойса показана польза очень коротких — на несколько секунд — перерывов (mental «breaks») с той же целью. В Технологическом институте Джорджии утверждают, что восприятие материала улучшают физические упражнения, а кофеин — память и внимание. А в Австралийском национальном университете провели эксперимент со 124 студентами и выяснили, что забавные видео с YouTube помогают отдохнуть и восстановиться, чтобы позже эффективнее сконцентрироваться.

Большинство людей не обращают внимание на постепенное ухудшение памяти. Обычно проявление забывчивости списывается на усталость, рассеянность или недостаток отдыха. Но проблема в том, что со временем будет все труднее запоминать элементарные вещи. Потому стоит задуматься, как улучшить свою память, не допуская усугубления ситуации.

Развитие способности запоминать начинается с младенчества, когда ребенок только начинает отличать отдельные предметы. Но если в более зрелом возрасте не продолжать заниматься, она становится слабее, постепенно начинает пропадать.


Замечаете, что не можете вспомнить события вчерашнего дня? Или, может, никак не удается удержать в голове имена новых знакомых? Это первые признаки ухудшения воспоминаний. Значит, нужно без промедления начать упражняться, использовать все возможные методы улучшения работы подсознания.

Что такое память

В целом это способность человека усваивать полученную информацию с целью использования ее в дальнейшем. Некоторые люди способны обрабатывать большой поток информации, легко запоминая все, что может им пригодиться. Другие же наоборот, быстро забывают даже то, что очень важно запомнить. Эта особенность индивидуальна для каждого человека, но ее можно развить и значительно улучшить.

Типы памяти

Собираясь тренировать способность запоминать, нужно понимать, как она работает. По времени и особенности хранения моментов можно выделить четыре типа памяти:

    Непосредственная. Когда все происходящее вокруг забывается практически сразу.

Кратковременная. Информация в этом случае не хранится больше 30-40 секунд.

Долговременная. Все наши воспоминания из детства, путешествий или прошлого – результат активности этого типа.

Скользящая. Это удобный способ хранить информацию нужное нам количество времени.

Причины ухудшения памяти

Нарушение функционирования того или иного типа восприятия может быть вызвано неожиданными факторами. Некоторые из них мы даже не рассматриваем как причину рассеянности. Тем не менее стоит знать, чего опасаться.

Влияние стресса, затяжного нервного напряжения. В этом случае мозг концентрируется на раздражителе, не может выйти из состояния чрезмерной активности.

Алкоголь негативно влияет на организм в целом. Искаженное восприятие реальности приводит к тому, что страдают разные участки мозга.

Курение никотиносодержащих сигарет ослабляет концентрацию. В результате рассеянность развивается быстрее.

Недостаток сна, витаминов, микроэлементов. Это не дает серому веществу достаточно ресурсов для полноценного функционирования.

Врожденные особенности. Генетически у всех имеется разная способность к изучению нового и способность к сохранению памяти с возрастом. Если знать свои слабые места, то можно понять, в каком направлении нужно работать.

Спешка и суета не дают нам концентрироваться. Как результат – человек становится рассеянным, забывчивым. Не нужно постоянно жить в повышенном ритме, чтобы не развивать забывчивость.

Травмы и некоторые заболевания приводят к ухудшению восприятия. К таким болезням относят сердечно-сосудистые сбои, проблемы с эндокринной системой.

Способы улучшения памяти

Методов восстановления и тренировки способности запоминать существует достаточно. Некоторые из них построены на постоянной нагрузке мышления определенными задачами, другие нацелены на общее укрепление всего организма. Специалисты рекомендуют объединять разные способы улучшить память для достижения более высоких результатов.

Правильное питание

Еда – это топливо для организма человека. Она влияет на функционирование всех органов и нервной системы. Употребление в пищу различных продуктов непосредственно отражается на мозговой деятельности. Так, фастфуды, слишком жирная, сладкая еда негативно отразятся на вашей способности запоминать информацию.

Для улучшения работы мозговых центров отдавайте предпочтение свежим овощам, фруктам. Несколько раз в неделю ешьте рыбу, приготовленную без использования большого количества жира. Нужно добавлять в свой рацион орехи и семечки, эффективно насыщающие организм, главное помнить, что всего должно быть в меру.

Правило трех “С”

Современная жизнь (компьютеры и другая техника в домах, потребность излишне работать, стремительный темп в жизни) создает благоприятную почву для развития забывчивости. В результате возникают проблемы не только с физическим здоровьем, но и с подсознанием. Чтобы не допустить разрушения памяти, ознакомьтесь, что такое методика трех важных «С»:

Сон. Полноценный отдых во сне может быть только в комфортных условиях. Дрема урывками в транспорте, недостаточная продолжительность сна или его длительное отсутствие не дают вам возможности расслабиться, восстановить силы. В результате вы теряете концентрацию и покой. От этого страдают разные участки мозга.

Спорт. Низкая физическая активность приводит к сбоям кровоснабжения. Мозг, не получая достаточно кислорода с потоком крови, начинает хуже справляться. Как следствие, рассеянность и забывчивость становятся все более явными. Выполняйте ежедневно минимальный комплекс упражнений, что помогает поддерживать тонус организма.

Стресс. Психическое состояние напрямую связано с полноценным здоровьем нервной системы. Минимизация стрессовых ситуаций обеспечит правильную и здоровую работу организма.

Концентрация внимания

Чтобы приучить себя быть более внимательным к мелочам, периодически выполняйте простые упражнения для сосредоточенности и концентрации. Это научит вас быть более целенаправленным и разовьет внимательность.

Во время путешествия (если вы не водитель, конечно) отмечайте для себя предметы, чем-то связанные между собой. Например, названия заведений, начинающиеся на одинаковые буквы, или автомобили одного цвета. Это задействует непосредственное запоминание и не перегрузит ваш мозг. Но при этом простые действия потребуют особой внимательности.

При чтении какого-либо текста выполните простую задачу: отмечайте одинаковые буквосочетания в нужных словах. В конце постарайтесь вспомнить, сколько раз за все время чтения вам попалась такая группа. Для проверки самого себя можно отмечать нужные слоги маркером или карандашом.

Превращаемся в амбидекстра

Амбидекстр – это человек, одинаково владеющий обеими руками. Это значит, что оба полушария развиты примерно одинаково. Такое свойство может быть как врожденным, так и приобретенным.

Чтобы не допустить ухудшения концентрации и запоминания, иногда заставляйте себя писать, рисовать или держать столовые приборы не той рукой, которой вы привыкли это делать. Такие действия заставят работать в непривычном режиме, соответственно будут задействованы дополнительные внутренние резервы.

Изучение иностранных языков

Начиная осваивать новый язык, мы удачнее всего тренируем нашу способность запоминать. Постоянный поток новой информации, которую необходимо запомнить, стимулирует восприятие. В то же время такие знания не откладываются на потом, особенно если вы практикуете разговорный язык. Потребность постоянно «держать на виду» слова и правила иностранного языка помогает улучшить память в домашних условиях. память в домашних условиях.



Концентрация на мелочах

Развить и значительно улучшить качество памяти поможет упражнение, которое используют в учебных заведениях для детей:

Выложите перед собой 5-6 разных предметов. Посмотрите на них несколько секунд, а после закройте глаза. Постарайтесь в уме полностью воспроизвести эти предметы, вплоть до мельчайших деталей.

Постарайтесь вспомнить такое же количество предметов, увиденных в витрине магазина или на столике в кафе. Помните, что в первую очередь важны детали: цвет, размер, наличие рисунков и т.д.

Постепенно увеличивайте количество запоминаемых предметов. Также можно продлить время, через которое вам нужно вспомнить увиденное.


Такой комплекс поможет значительно развить зрительное запечатление и умение различать отдельные детали. Использовать его можно практически в любом возрасте. Родителям, задающимся вопросом, как улучшить восприимчивость ребенка, стоит обратить внимание на эти упражнения.

Пазлы и головоломки

Решение головоломок неизменно положительно сказывается на работе мозга. Чтобы улучшить его продуктивность, постепенно повышайте уровень сложности головоломок. Это поможет выработать нужную концентрацию и находить нестандартные пути решения задач.

Пазлы помогают тренировать усидчивость и внимательность. Собирая картинки из кусочков, вы помогаете себе концентрироваться. Также прорабатывается непосредственная память, которая используется нами ежедневно.


Исследование своей генетики

Формирование долговременных воспоминаний заложено на генетическом уровне. Эта способность развивается с ранних лет и поддается влиянию окружения меньше всего. Нарушения в работе долговременных воспоминаний несут в себе наследственный характер.

ДНК-тестирование показывает врожденный когнитивный потенциал организма и дает понимание, как его улучшить. Кроме того, по генетическому анализу можно узнать, есть ли у вас предрасположенность к такому серьезному заболеванию нервной системы, как болезнь Альцгеймера. Если знать о риске развития болезни заранее, можно профилактировать ее уже с молодых лет и не допустить серьезного снижения умственных способностей с возрастом.

Составление плана на основе полученных данных

Получив на руки результат вашего ДНК-анализа, изучите возможность появления проблем в будущем. Ученый, проводящий исследование, поможет разобраться во всех расшифровках. На основе этого разработайте план, как тренировать память, чтобы не допустить ее разрушения.

Для тренировки непосредственной памяти используйте упражнения на нахождение общих признаков у предметов или закономерностей в мелодиях.

Простой способ тренировки кратковременных воспоминаний – специальные программы на компьютере или смартфоне. Самым действенным способом считается задача на повторение алгоритма действий. Например, нажать в правильной последовательности на те же картинки, которые отметила программа.

Для развития долговременных воспоминаний займитесь изучением новой информации. Освойте основы программирования, изучайте новый язык или непривычную вам науку.

Скользящую память лучше всего тренировать при помощи викторин. Также помогают простые игры на проведение предмета по лабиринту.

Народные средства

Наряду с тренировками широко используются народные рецепты для улучшения состояния памяти. Самые популярные из них:

Настой шалфея. Лекарственное растение оказывает на организм положительное воздействие, повышая уровень ацетилхолина.

Шоколад. Он регулирует выработку гормонов стресса и благоприятно влияет на кровеносную систему. Кроме того, сладость заставляет активнее работать гиппокамп.

Зеленый чай. Сильнейший натуральный антиоксидант помогает бороться с влиянием стресса и снимать напряжение. Также он значительно улучшает концентрацию и хорошо улучшает память.

Женьшень. Неизменная составная часть многих народных методов лечения. Растение, которое стимулирует выработку кровяных телец, положительно влияет на иммунную систему человека. Вместе с тем способствует снабжению мозга достаточным количеством крови.

Препараты

Для стимуляции мозговой деятельности и укрепления памяти существуют различные лекарственные препараты и биодобавки. Но принимать подобные лекарства стоит только после консультации с врачом. В целом такие препараты делятся на две группы:

Безрецептурные. Их можно приобрести в любое время и почти в каждой аптеке. К ним относятся: «Глицин», «Билобил», «Диваза», «Аминалон», «Витрум Мемори» и некоторые другие лекарства.

Рецептурные. Сильнодействующие лекарства, которые купить можно только имея на руках рецепт с печатью от доктора. К самым популярным препаратам этой группы можно отнести: «Ноотропил», «Пирацетам», «Кавинтон», «Церебролизин», «Фезам», «Энцефабол».


По словам профессора-нейролингвиста Бернхарда Шмидта, «если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке». Кстати, то же относится и к сочинению стихов. Раньше считалось, что подбор рифм стимулирует мозг. Но сейчас доказано, что стихосложение никак не влияет на память. Это просто особенность мозга, у кого-то получается хорошо, а кто-то «поэт Цветик», и им останется.

Также ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не знать наизусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова говорит, что мы уже внутри новой системы информации, наш мозг и так перегружен, почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет Google. Нет смысла стремиться к глобальному запоминанию всего, мозгу от этого нисколько не лучше.

Также бесполезным признана такая форма тренировки памяти, как чтение слов задом наперед. Врач-невролог Анна Горенкова рассказывает, что «абырвалг» , напротив, травмирует мозг, нарушает привычное восприятие информации и дает совершенно ненужный стресс нейронам.


Ученые склоняются к тому, что важнее не знать наизусть, а знать, где взять нужную информацию. Фото: EAST NEWS

Интеллектуальные игры не спасают

Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения.
Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.

Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам небольшой комплекс физкультуры (с упором на плавные аэробные упражнения - то есть связанные с тренировкой дыхания - и укрепление мышц).

А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.

После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга. Фото: EAST NEWS

Не надо «слепнуть» и «менять ориентацию»

Также доказано, что на самом деле не работают такие популярные способы «подзарядки» памяти.

«Ослепнуть», то есть время от времени делать привычные действия с закрытыми глазами. Например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Наш эксперт невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга» в виде здоровенной шишки, когда налетите сослепу на шкаф. Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса - кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.

Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации». В смысле - правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, переключать пульт, гладить белье). Раньше считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования Сиднейского Универститета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы, например).

- Помните, в советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, - говорит наш эксперт Анна Горенкова. - Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику и пространственное мышление, были более раздражительными и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.

Переучивание в школах левшей на правшей признали провальным и вредным. Фото: Евгения ГУСЕВА

ВАЖНО!

А какие способы тренировки памяти работают

ХОДИТЕ ПЕШКОМ. Доказано, что быстрая ходьба в течение 30-50 минут увеличивает приток крови в мозг на 15%. Регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания. К тому же новая кровь очищает мозг от метаболических «отходов», таких, как белок бета-амилоид. Этот белок, как уже было доказано ранее, участвует в развитие болезни Альцгеймера.

ЧИТАЙТЕ НЕ МЕНЬШЕ ЧАСА В ДЕНЬ. Манфред Гоголь, президент Немецкого общества геронтологии и гериатрии считает, что именно во время чтения происходит формирование новых синапсов – особых зон контакта между отростками нервных клеток и другими клетками организма. Если сказать проще, когда мы читаем, то мозг тренируется в налаживании контактов с нашим телом. Причем совершенно необязательно читать что-то заумное. Мозговая активность повышается, когда чтиво вас захватывает и вызывает яркие эмоции, и снижается, когда скучно. При этом не так важно, читаете вы электронную книжку или бумажный том, главное, чтобы не было проблем с глазами. Чрезмерное напряжение глазных мышц ухудшает внимание.

ЕШЬТЕ КЛЕТЧАТКУ. Она не только «чистит» организм от токсинов, но и стимулирует процесс обновления клеток мозга, что ведет к поддержанию памяти на достойном уровне. Об этом говорит новое исследование Национального института рака США. Больше всего клетчатки в цельнозерновых продуктах, орехах, овощах и бобовых. Чтобы стимулировать обмен веществ достаточно съедать в день 10-15 граммов клетчатки. Например, стандартная порция вареной чечевицы содержит 8 граммов клетчатки. А 100 граммов миндаля – почти 9 граммов, чашка овсянки - 4 грамма, 100 граммов чернослива – около 6 граммов клетчатки (чернослив еще и очень полезен для кишечника - очищает его от токсинов).

УЧИТЕ ЯЗЫКИ. Канадские ученые Ротмановского исследовательского института в Торонто доказали с помощью неврологических и биохимических тестов: у людей, владеющих двумя и более языками, болезнь Альцгеймера встречается гораздо реже. А если и развивается, то гораздо позже, чем тех, кто «шпрехает» только на одном лишь родном языке. Также доказано, что люди, блестяще владеющие хотя бы одним иностранным языком в пожилом возрасте лучше остальных справляются с тестами на скорость умственных реакций и концентрацию внимания. Руководитель исследования Фергус Крек считает, что знание второго языка создает в мозге некоторый «интеллектуальный резерв», задерживающий развитие возрастных отклонений.

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! Нашей памятью управляет гормон радости. Доказано, что счастливые люди лучше запоминают информацию и меньше устают. Специалисты из университета немецкого Магдебурга установили, что усвоение информации долговременной памятью тесно связано с гормоном дофамином. Вырабатывается он надпочечниками и больше известен как «гормон радости» или «гормон драйва». В эксперименте немецких неврологов участвовали пожилые горожане возрасте от 65 до 75 лет, у которых периодически брали анализ на основные гормоны и проводили тесты на запоминание и воспроизведение информации. Те, у кого уровень дофамина был выше 20-30%, и память была лучше в сравнении со среднестатистическими показателями людей этого возраста. Также люди с повышенным содержанием дофамина в организме меньше уставали при больших умственных нагрузках.
Чтобы повысить уровень дофамина, нужны продукты, содержащие натуральные сахара и жиры, причем в первой половине дня, так как пик выработки этого гормона приходится на 10-11 утра. Так что если предстоит сложный день, когда надо будет много чего запомнить, отнюдь не преступным будет съесть на завтрак яичницу с беконом и запить чаем с медом (но в разумных количествах, конечно). Также для производства организмом дофамина требуется аминокислота фенилаланин. Ее много в свекле, зеленой фасоли, миндальных орехах, куриных яйцах, мясе индейки и кролика.

Читайте также: