Как установить кодек opus

Обновлено: 03.07.2024

Файл формата OPUS открывается специальными программами. Чтобы открыть данный формат, скачайте одну из предложенных программ.

Чем открыть файл в формате OPUS

Отличительная особенность данного расширения – это кодировка с использованием международного стандарта IETF RFC 6716. Формат широко применяется интерактивными программами в режиме реального времени в сети Интернет с помощью потоковой адресации.

В качестве контейнера для хранения формата OPUS используется Ogg. Фактическое воспроизведение расширения может быть реализовано с применением широкого набора аудио-проигрывателей, тогда как для других кодеков необходима инсталляция дополнительных внешних плагинов libopus.

Группа разработчиков данного расширения предусмотрительно позаботилась о возможности получения сборных данных о файлах OPUS, а также трансляции данных файлов в широко распространенный аудио-формат WAV (с обратной конвертацией).

В ОС Windows генерация расширения возможна с использованием медиа-проигрывателя foobar2000 с предварительно инсталлированными аудиокодеками Free Encoder Pack.

Программы для открытия OPUS файлов

Расширение OPUS адаптировано для работы исключительно на базе ОС Windows.

Для того чтобы воспроизвести или транслировать OPUS в другой формат хранения данных, можно воспользоваться одним из следующих программных плагинов:

В случае если при воспроизведении формата возникает ошибка: либо поврежден или заражен вирусом исходный файл, либо осуществляется открытие OPUS файла с применением некорректной программной утилиты.

Конвертация OPUS в другие форматы

Являясь цифровым аудио форматом представления данных, OPUS может быть конвертирован в схожие расширения, представляющие собой media-файлы.

В частности, с использованием внутреннего транслятора одного из аудиоплееров (например, Media Player Classic или VLC media player), OPUS файл может быть преобразован в MP3 или WAV.

Осуществить преобразование данных из OPUS (например, в тот же MP3), можно и в режиме онлайн через один из Интернет-ресурсов, например, fConvert.

Почему именно OPUS и в чем его достоинства?

Основными преимуществами OPUS являются высокое качество аудио и хорошее сжатие, достигаемые посредствам потоковой передачи данных с динамической адаптацией.

Однако, следует признать, что данное расширение не является столь востребованным и популярным среди пользователей аудиозаписей, как, например, MP3 или WAV.

Формат файла аудиоданных с потерями, закодированный аудиокодеком IETF (Internet Engineering Task Force) и сохраненный в контейнере OGG. Он используется интерактивными приложениями в реальном времени в Интернете (VoIP, потоковая передача, веб-фреймворки).

Формат файлов OPUS Audio

Формат OPUS, разработанный для поддержки он-лайн вещания сообществом Internet Engineering Task Force, представляет собой аудиоформат сжатия данных с потерями. Файлы OPUS, кодированные с помощью кодека OPUS, встречаются редко, т.к. в большинстве случаев кодек OPUS используется для потокового он-лайн вещания.

Технические сведения о файлах OPUS

Формат OPUS позволяет легко менять битрейт файла от 6 до 510 Кбит/с с использованием кодеков SILK (используемого Skype) и CELT. Этот кодек очень часто используется для проведения видеоконференций, передачи речи по IP, видеочатов и др.

У вас есть проблема с открытием .OPUS-файлов? Мы собираем информацию о файловых форматах и можем рассказать для чего нужны файлы OPUS. Дополнительно мы рекомендуем программы, которые больше всего подходят для открытия или конвертирования таких файлов.

Для чего нужен файловый формат .OPUS?

Файл .opus — это цифровой аудиофайл, в котором звуковые данные закодированы с использованием кодека Opus. Файлы Opus используют контейнерный формат Ogg. Непосредственное воспроизведение файлов .opus в настоящее время поддерживают несколько хорошо известных проигрывателей (VLC и др.), в то время как для других требуется установка внешнего кодека Opus ("libopus").

Разработчики Opus предоставляют набор эталонных утилит для получения сведений о файлах .opus ("opusinfo"), а также преобразования таких файлов в формат WAV и обратно ("opusenc", "opusdec"). В Майкрософт Windows аудиофайлы Opus можно создавать при помощи медиаплеера foobar2000 с установленным набором свободных кодировщиков Free Encoder Pack.

Отдельные открытия, сделанные человеком, оказываются настолько практичными изобретениями, что остаются в повседневной жизни надолго . Например, стандарту цифрового сжатия звука MP3 уже около 20 лет, что по меркам компьютерных технологий — более чем долгий срок. За эти двадцать лет произошло немало открытий и технологических прорывов. Но для цифрового аудио, как это ни странно, пока мало что изменилось. MP3 «забрался» во все устройства, какие только можно, — смартфоны, портативные проигрыватели, DVD-плееры, часы и прочие электронные приборы.

Почему так? Ведь кодирование с потерями — это неизбежное ухудшение качества звука. Простому обывателю вполне может показаться, что у MP3 давно есть альтернативы — FLAC, APE и прочие алгоритмы компрессии аудиоданных с возможностью идентичного восстановления волновой формы после декодирования. Суждение о том, что появление алгоритмов сжатия звука без потерь составит MP3 конкуренцию во всех отношениях, — очень поверхностно. Помимо качества звука, за которое так переживают любители музыкальных коллекций, существует еще немало других объективных причин, по которым MP3 не может быть забыт и заменен принципами сжатия без потерь.

Прежде всего, потому что форматы кодирования звука с потерями используются не только для музыки, но и для передачи голоса через Интернет. Главный козырь MP3 и других механизмов сжатия с потерями — эффективное использование каналов передачи. Чтобы организовать IP-телефонию, необходимо обеспечить внятную речь как можно большему числу абонентов. При этом качество звука уходит на второй план. Кроме этого, очень важна возможность «мгновенного» декодирования потока, без которого затрудняется синхронный обмен информацией. В данном случае использование (даже теоретически) алгоритмов сжатия без потерь приводило бы к сильным временным задержкам, и интерактивное общение было бы просто невозможным.

Тем не менее MP3 не лишен недостатков. Не секрет, что низкий битрейт «съедает» детали звука, наделяя его к тому же целым набором неприятных артефактов — призвуками, свистом и звоном, разного рода искажениями. При использовании MP3 в IP-телефонии наблюдаются большие временные задержки из-за необходимости дополнительной буферизации данных.

Новый открытый кодек Opus лишен самых серьезных недостатков MP3, при этом он сохранил все достоинства «народного» кодека и даже приумножил их.


Структура Opus позволяет ему эффективно справляться со звуковыми артефактами. Для этого была предложена многоступенчатая архитектура обработки аудиосигнала. Основной аргумент, который говорит в пользу применения нового кодека для IP-телефонии, — низкая временная задержка.


Один из создателей кодека Opus — Jean-Marc Valin

Принцип работы кодека не нов, но оригинален и главное — позволяет получить очень хороший результат на выходе. Поступивший сигнал кодируется SILK или CELT избирательно.

Первый движок (SILK) применяется для компрессии голоса, а также в тех случаях, когда требуется эффективно расходовать пропускную способность канала связи. Обрабатываемый аудиосигнал анализируется кодеком на предмет наличия человеческой речи. Голосовые составляющие отделяются от прочих звуков, после чего кодек выполняет анализ частотной характеристики звука, понижая уровень дискретизации для данных, содержащих голосовую информацию, то есть речь. Затем Opus исследует присутствующие шумы и оптимизирует сигнал для определенного битрейта. Далее кодек преобразовывает сигнал с помощью фильтра предварительной очистки. Используя речевые кадры, модуль предсказания частоты аудиосигнала вносит изменения в последующие кадры, после чего частотное квантование нормирует частоты человеческой речи. Далее следует важный этап обработки звука — устранение искажений, возникающих при недостаточно высоком битрейте. После этого используется модуль формирования шума квантования, который снижает шумы внутри рабочей полосы, вытесняя их за пределы рабочего диапазона. На заключительном этапе интервального кодирования SILK работает с дискретными величинами, которые могут принимать ограниченное число значений, — осуществляется покадровый вывод сигнала.

В процессе кодирования аудиоданных с высоким качеством, например музыки, задействуется модуль CELT. Его механизм схож с принципом работы наиболее популярных кодеков с потерями и завязан на дискретных косинусных преобразованиях, а также на «оптимизации» звука. Последняя состоит в том, что из сигнала удаляются составляющие, которые не несут полезной нагрузки для слуха человека, — до кодирования он их или не слышит, или слышит с большим трудом.

Если заглянуть в настройки кодирования, например в программе EZ CD Audio Converter (бывший Easy CD-DA Extractor), можно увидеть, что новый кодек предлагает выбрать режим сжатия — звук или музыку. Эта настройка и определяет приоритет того или иного алгоритма кодирования Opus.


Opus поддерживает частоты дискретизации от 8 до 48 кГц. Кодирование звука возможно в диапазоне битрейта 6—510 кбит/с. Длительность кадров варьируется от 2,5 до 20 мс.

Кодек осуществляет кодирование в режимах моно и стерео, используя технологию постоянного и переменного битрейта, а также поддерживает компрессию до 255 каналов.

Универсальность структуры кодека Opus позволила ему на невысоком битрейте обойти самых главных конкурентов — Apple HE-AAC, Nero HE-AAC, Vorbis и AAC LC. На данной диаграмме вы можете наблюдать, насколько лучше параметры задержки у нового кодека по сравнению с конкурентами.


А это — график, демонстрирующий превосходство Opus над другими кодеками по качеству звука. Результаты тестирования говорят о том, что аудио, декодированное с помощью Opus, в большинстве случаев более полно восстанавливает исходную картину звука — на разных битрейтах и на разной частоте. Под терминами fullband stereo и narrowband подразумеваются граничные частоты дискретизации.


Говоря о достоинствах нового кодека, нужно отметить и стабильность его работы в разных условиях, что особенно важно при передаче данных в беспроводных сетях. Opus обладает гибким алгоритмом адаптации к изменению пропускной способности канала связи, поэтому качество звука остается неизменным, а сам кодек частично компенсирует потери, обеспечивая трансляцию без сбоев.

Разработчики программного обеспечения торопятся выпустить обновления с поддержкой кодека Opus. Такие популярные утилиты для работы со звуком, как EZ CD Audio Converter, foobar2000, AIMP, VLC Media Player, уже могут работать с файлами в этом формате. Новый кодек принят на вооружение и при организации потокового вещания посредством Icecast, он включен в K-Lite Codec Pack и фильтры LAV.

В ближайших версиях альтернативной прошивки для портативных аудиоустройств Rockbox также появится поддержка Opus. Любители смогут слушать музыку и аудиокниги на плеерах iPod, Archos и прочих. На портативных устройствах под управлением Android также можно будет слушать аудио через Rockbox, установив соответствующее приложение RaaA (Rockbox as an Application).

На данный момент новый кодек уже поддерживается в разработках Mozilla — Firefox и Thunderbird. Очевидно, что поддержку Opus скоро можно будет увидеть и в других браузерах. В ближайшее время он появится и в Skype.

Opus: палки в колесах

Очевидное превосходство качества, которое показывает Opus при кодировании, еще не означает его безоговорочной победы. Данный кодек пока не избавился от всех багов и только в сентябре этого года прошел сертификацию в IETF (Internet Engineering Task Force) как стандарт аудиокодека для использования в Интернете.

Кроме того, новой разработке еще предстоит «пободаться» с многочисленными претензиями и судебными исками, которые следует ожидать в будущем. Opus имеет статус royalty-free, то есть за его использование не нужно платить никаких отчислений правообладателям. Появление такого продукта, понятное дело, невыгодно многим конкурентам.

Первые «бузотеры» уже высказались против нового кодека — компании Qualcomm и Huawei заявили о том, что новая разработка нарушает принадлежащие им патенты. Разработчики Opus дали комментарии по этому поводу, сообщив, что они не нарушили авторских прав и более того — они ожидали появления подобных заявлений и готовы отстаивать свою правоту.

Спустя 20 лет существования MP3 человек все так же плохо слышит разницу между оригинальным звуком и звуком, который претерпел потери в результате компрессии. Тем не менее он всячески ищет способы улучшить качество оцифрованного звука и минимизировать потери при одинаковом битрейте.

Кодек Opus, безусловно, ждет большое будущее. Низкий уровень искажений, а также минимальные по сравнению с конкурирующими алгоритмами временные задержки — все это делает Opus идеальным для интеграции данной технологии в сфере IP-телефонии и трансляции речи.

Впрочем, скорее всего, такого размаха, который сопутствовал победоносному шествию MP3, «Опусу» вряд ли удастся достичь. В свое время появление кодека MP3 стало настоящей революцией в сфере хранения и передачи звука. Сегодня новый кодек может лишь предложить более эффективное использование каналов передачи на низких скоростях. Что же касается музыкальных предпочтений, то, полагаем, любители портативного звука останутся стоять на своем — звук должен быть без потерь. Да и сами разработчики это не отрицают.

В презентации Opus сказано буквально следующее: «Кодек может использоваться для любых целей, за исключением Lossless-сохранения (для этого используйте FLAC) и за исключением кодирования с ультранизким битрейтом (для этого используйте codec2)».

Аппаратная поддержка Opus будет обязательно. Ведь показатели у нового кодека отличные, а значит, в скором времени можно будет ожидать использования новой технологии в беспроводных наушниках и портативных плеерах, которые мы по-прежнему будем по старинке называть MP3-плеерами.

кодек Opus

Преимущества мультимедиа библиотеки Opus значительны: аудиоформат может переключаться между различными кодеками в зависимости от того, какая пропускная способность предоставлена, и идеально подходит для интерактивных аудио-приложений, таких как VoIP, внутри-игровой чат, видеоконференции и удаленные живые выступления. Он гибкий и адаптируется как к узкополосной речи с низкой скоростью передачи, так и к высококачественной стерео музыке.

Возможности этого кодека говорят о том, что Opus Audio Codec обладает всеми ресурсами надежного программного обеспечения для оптимального воспроизведения звука.

Звуковой кодек Opus достиг нового выпуска 1.2 версии несколько дней назад со многими улучшениями качества, новыми функциями и исправлениями ошибок.

Изменения в Opus 1.2 включают:

  • Улучшение качества речи, особенно в диапазоне 12-20 кбит/с
  • Улучшено кодирование VBR для гибридного режима
  • Более агрессивное использование более широкой полосы пропускания речи, включая полно-полосную речь, начиная со 14 Кбит/с
  • Улучшение качества музыки в диапазоне 32-48 кб/с
  • Оптимизация общего и SSE CELT
  • Поддержка прямого кодирования пакетов до 120 мс
  • Поддержка DTX для режима CELT
  • Улучшения SILK CBR
  • Поддержка всех исправлений в проекте-ietf-codec-opus-update-06 (для моно-понижающего микширования и исправлений фальцовки требуется -enable-update-draft)
  • Многие исправления ошибок, в том числе целые обертки, обнаруженные с помощью fuzzing (без последствий для безопасности)
  • Помимо создания кодека из первоисточника, теперь доступен сторонний PPA, чтобы упростить установку Opus 1.2 в Ubuntu 16.04 и/или Ubuntu 14.04.

1. Откройте терминал с помощью Ctrl+Alt+T или при запуске приложения, когда он откроется, запустите команду, чтобы добавить PPA:

Введите пароль (без визуальной обратной связи из-за соображений безопасности) и нажимает Enter.

2. Затем обновите библиотеку и opus через Software Updater:

Или просто запустите команды в терминале:

Если вы не хотите обновлять библиотеки ffmpeg, удалите PPA с помощью команды:

Кодек Opus: новый звук для Всемирной паутины

Новый аудиостандарт Opus работает эффективнее, чем MP3 или AAC. Он годится и для телефонии, а также бесплатен для пользователя.


Высокая гибкость кодирования аудио

Разработчики Opus большое внимание уделили гибкости. Так, битрейт можно выбирать в пределах 6–510 кбит/с, частота дискретизации может составлять от 8 до 48 кГц, а длительность кадров изменяется от 2,5 до 20 мс. Если заглянуть «за кулисы», то выяснится, что Opus объединяет кодеки CELT (Constrained Energy Lapped Transform) и SILK вмодифицированном виде. CELT принадлежит к семейству кодеков OGG — он разрабатывался с прицелом на возможность работы в режиме реального времени; SILK — продукт создателей Skype, используемый в четвертой и более поздних версиях клиента для кодирования речи. Структура и принцип работы кодера в Opus просты: поток данных, в зависимости от частотного диапазона входящего сигнала, передается на обработку кодекам CELT или SILK. CELT выбирается в том случае, если требуется высокое конечное качество. Он отличается от таких кодеков, как AAC и MP3, по некоторым отдельным параметрам — например, времени задержки сжатия звука. SILK применяется при необходимости оптимального использования пропускной способности, и для этого он должен уметь делать то, на что не способны другие доступные аудиокодеки.

Голосовой анализ при разговоре

SILK хорошо подходит для передачи низко- и среднечастотных сигналов с частотой дискретизации до 16 кГц. Кодек состоит из ряда элементов, которые можно разделить на четыре блока: блок анализа, фильтр предварительной очистки, блок кодирования и блок вывода. При этом основой является блок голосового анализа, который выполняет распознавание речи. Он отделяет ее от фоновых шумов, а после этого выполняет разделение речевых кадров по частотам на фрагменты меньших размеров, в которых SILK удаляет задержки с помощью фильтров и распознает признаки речевого сигнала. На втором этапе оптимизации производится анализ шумов, в ходе которого все посторонние шумы объединяются по возможности в небольшие субкадры, которые не сильно ограничивают пропускную способность. Данные, полученные при анализе шума, SILK использует в ходе предсказания высоты звука и частотного квантования. Например, если голосовой диапазон в процессе разговора претерпевает незначительные изменения, то достаточно лишь передать с пакетом речевых данных информацию о расхождениях. В данном случае преследуется цель получения пакета данных минимальных размеров при сохранении качества. Следующими вспомогательными средствами являются избыточная дискретизация и формирование шума квантования. При этом SILK следит за тем, чтобы не выполнялись ненужные операции оптимизации и шум занимал немного места в доступном битрейте.

Сигналы с более широким диапазоном частот используют кодек CELT. Как и MP3 и AAC, он преобразует частоты посредством модифицированного метода дискретного косинусного преобразования и удаляет в ходе последующего квантования частоты, которые человеческое ухо воспринимает с трудом или не воспринимает вовсе. Так как SILK и CELT могут использоваться одновременно, разработчики предусмотрели для Opus три схемы работы: режим SILK для передачи только речи при низкой пропускной способности, гибридный режим для трансляции речи в наилучшем качестве и режим CELT для передачи одной только музыки. В версии Firefox 15 и выше файлы Opus можно воспроизводить без плагинов, поддержка Opus в VLC media player появится в скором времени.

Кодеки в сравнении

В отличие от других аудиокодеков Opus покрывает при малой задержке весь диапазон битрейта. Речевые кодеки для мобильных телефонов работают так же быстро, но не способны обеспечить хорошее качество. Классическим музыкальным кодекам не хватает способности работать в режиме реального времени.

В отличие от других аудиокодеков Opus покрывает при малой задержке весь диапазон битрейта. Речевые кодеки для мобильных телефонов работают так же быстро, но не способны обеспечить хорошее качество. Классическим музыкальным кодекам не хватает способности работать в режиме реального времени.

Подробно о кодеке Opus

Музыка/Речь

CELT сжимает музыку в режиме реального времени. Для этого данные объединяются в так называемые кадры. В результате возникает задержка (delay), равная всего лишь 2,5 мс. Кодек SILK вначале снижает частоту дискретизации сигнала до 16 кГц, и только после этого производится кодирование.

Кодирование речи

Перед выводом сигнал проходит в SILK девять этапов обработки: 1. Блок распознавания речи пытается отделить ее от посторонних шумов.

2. Блок анализа высоты звука снижает частоту дискретизации для речевых кадров.

3. Блок анализа шумов оптимизирует сигнал в соответствии с нужным битрейтом.

4. Фильтр предварительной очистки настраивает сигнал соответствующим образом и передает его кодеру.

5. Блок предсказания высоты звука на основе имеющихся речевых кадров определяет изменения для будущих кадров.

6. Частотное квантование выравнивает высоту звука передаваемой речи.

7. Блок оптимизации искажений необходим для того, чтобы при низком битрейте речь передавалась с малым уровнем искажения.

8. Блок формирования шума квантования снижает шумы внутри рабочей полосы передаваемого звука (вытесняет шумы за пределы рабочей полосы).

9. Блок интервального кодирования выполняет покадровый вывод готового сигнала.

Читайте также: