Как устроен компьютер для детей

Обновлено: 03.07.2024

Конспект урока информатики во 2 (4) классе по теме: «Устройство компьютера».

Материалы могут быть использованы как во 2 классе, так и в 3-5 классах, в зависимости от программы изучения предмета. Предназначены для знакомства обучающихся с основным инструментом обработки информации – компьютером. Закрепление изученного материала проведено в форме простого теста-исследования.

Наглядность при изучении темы «Устройство компьютера», позволяет плавно вводить понятия по темам «Ввод информации», «Носители информации». Иллюстрации теста позволят систематизировать полученные знания в форме схем. Тест-исследование позволяет самостоятельно открывать новое и по-новому представлять, классифицировать вводимые понятия. Таким образом, сложная терминология в наглядной форме формирует личностный опыт каждого ребенка, развивая как учебно-познавательную, так и исследовательскую компетенции ребенка.

Тип урока: комбинированный.

Обозначения, принятые в статье

Рефлексия, вопросы для размышления

Цели: Формирование представления об устройстве персонального компьютера, компетенции по элементам учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • учебная – формирование представления об устройстве компьютера, теоретических основ по базовой конфигурации компьютера и периферийных устройств, компетенции по элементам учебно-познавательной и исследовательской деятельности;
  • развивающая – развитие внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры;
  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер c установленным приложением пакета Microsoft Office- Microsoft PowerPoint2010, Проигрыватель Windows Media, динамики, приложения:

  • Презентация1.pptx
  • Приложение1.mp3
  • Презентация2.ppsm
  • Приложение2.pptx
  • Приложение3.docx
  • Приложение4.pptx

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Запуск приложения Презентация 1

(слайд 1)

Учитель: Вы узнали этого персонажа?

Действительно, Маша пошла в 1 класс.

Кто еще является главным героем этого мультфильма?

Мишка решил сделать ей подарок. Он решил подарить необходимое устройство для обучения – компьютер.

(слайд 2)

Как Вы думаете, почему Маша получила столько коробок? Мишка так расщедрился и решил подарить Маше не один, а несколько компьютеров?

Учитель: Ребята, давайте мы с Вами поможем Маше разобраться с подарком.

Как Вы думаете, что нам необходимо знать (изучить) сегодня на уроке для того, чтобы помочь Маше?

(слайд 3)

  • Из каких элементов состоит компьютер?
  • Как работают и какие функции выполняют его элементы?

III. Закрепление.

Тест- исследование.

1. Подготовка.

Обучающие разбиваются на группы или пары в зависимости от уровня готовности для работы на компьютерах.

  • Каждый обучающийся получает раздаточные материалы из приложения Приложение 2
  • Внутри пары (группы) задания могут быть распределены для каждого участника.

На машинах обучающихся открыть приложение Презентация 2

2. Правила работы с приложением.

(слайд 25)

Навигация.

  1. Необходимые материалы для заполнения Схемы 1, размещены в Задание №1.
  2. Необходимые материалы для заполнения Схемы 2, размещены в Заданиях №2-5.
  3. Дополнительное Задание №6- для обучающихся, которые справились с заданиями № 1-5( раздается после заполнения предыдущих материалов).

ВАЖНО! Для удобства при демонстрации навигации программы учителю на своем компьютере необходимо запустить приложение Презентация 2

Навигация меню.

(слайд 2)

  1. Для выбора любого из заданий на странице Вам достаточно кликнуть мышью по цифре, соответствующей номеру задания, в левом поле каждой страницы. Например, для Задания №1 выберите , либо нажмите кнопку на странице главного меню.
  2. Для перехода в главное меню на всех страницах есть специальная кнопка- .

Навигация страницы задания.

Например, рассмотрим слайд №4

(слайд 4)

«Основные устройства». Следовательно, будем выбирать основные устройства компьютера и заполнять первую часть Схемы 1.


  1. Для выбора любого устройства выполните клик мышью по выбранному элементу.
  2. Для возврата к заданию выполните клик по кнопке .

Правила выбора:

Если выбор сделан верно, то объект будет отображен на фоне желтого цвета, иначе объект будет отображен на фоне красного цвета.

  1. После выполнения каждого задания выбираем задание со следующим номером.

ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.

3. Выполнение работы.

Возможно выполнение Задания 1 совместно с учителем.

Учитель: Мы узнали, из каких элементов состоит персональный компьютер. Давайте вместе попробуем разбить комплектующие компьютеры на группы и представить наши знания в виде схем. Давайте попробуем заполнить эти схемы. Для этого мы с вами проведем небольшое исследование. В этом нам поможет программа, установленная на ваших машинах.

Задание 1.

(слайд 4)

Обучающиеся исследуют предложенные материалы, и верные ответы заносят в свои схемы, выполняя классификацию элементов компьютера по группам основные и дополнительные устройства.


По окончании выбора в каждом задании предусмотрен контроль, который становится доступным при нажатие на кнопку .

Правильность выполнения Задания 1 можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. ( см. Слайд 2).

ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.

Далее обучающиеся выбирают, исследуя предложенные материалы Дополнительных устройств компьютера, и выполняют работу без в парах (группах) без помощи учителя. Учитель лишь координирует работу пар(групп).

Задание 2.

(слайд 12)

Обучающиеся исследуют предложенные материалы, и верные ответы заносят в Схему 2, выполняя классификацию элементов компьютера по группам: устройства обработки информации, устройства хранения информации, устройства для ввода информации, устройство для вывода информации.


По окончании выбора в каждом задании предусмотрен контроль, который становится доступным при нажатие на кнопку .

Правильность выполнения Задания 2 можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. (см. Слайд 2).

ВАЖНО! Верный выбор не забудь записать в схему.

Учитель координирует работу пар(групп).

4. Подведение итогов работы.

Обучающиеся проводят презентацию своих результатов исследования и их защиту, демонстрируют составленные схемы. Сравнивают свои предположения с контрольными таблицами (Слайд 45-46)

Задание 3.

(слайд 44)

При достаточном количестве времени выполняется в классе, либо переходи как задание на дом. Задания выполняются в раздаточном материале. Контроль выполнения можно осуществить на следующем уроке.

(слайд 47)

IV. Подведение итогов.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Как можно классифицировать (на какие группы можно разделить) элементы компьютера?
  • Какие действия выполняет компьютер с информацией?

V. Рефлексия.

Рефлексию можно осуществить через выбор кнопки в левом поле страниц или кнопки главного меню. (см. Слайд 2).

Конспект занятия "Устройство компьютера" разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления детей с основными устройствами компьютера.

ВложениеРазмер
конспект занятия 18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия № 4 «Устройство компьютера»

Цель – познакомить детей с основными частями компьютера.

Задачи: 1. Ознакомление детей с основными частями компьютера - монитором, системным блоком, клавиатурой, мышью.

2. Введение понятия устройства «ввода» и «вывода» компьютера.

3. Ознакомление с главными частями компьютера.

4. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

5. Формирование информационно-коммуникативной компетентности.

6. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, компьютеры для детей.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Загадки умеете отгадывать?

Педагог: Внимание на экран!

Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта

Педагог: Ребята, покажите мне компьютер.

Дети показывают на монитор.

Педагог: Это не точно. Сегодня мы будем говорить с вами об основных частях компьютера, и тогда вы все поймете! Продолжаем отгадывать загадки, слушайте внимательно!

  1. Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь и курсором управляешь, ты – компьютерная… У компьютера рука на веревочке пока. Как приветливый мальчишка, кто вам тянет руку? (мышка).
  2. Нет – она не пианино, только кнопок в ней не счесть! Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть! Очень тонкая натура, имя ей… (клавиатура).
  3. С телевизором - два брата, но для разных дел, ребята. Не догадались до сих пор? На него направлен взор, носит имя. (монитор)
  4. Около монитора – главный блок: там бежит электроток, к самым важным микросхемам – этот блок зовут… (системным).

Педагог: Вот он компьютер: монитор , мышь , клавиатура и системный блок . А сейчас физкультминутка, но не простая, а на развитие памяти и внимания. Звучит музыка, вы повторяете за мной движения, музыка закончилась, я задаю вопрос, а вы отвечаете на него и показываете составную часть компьютера. Все понятно?

Педагог: Начинаем игру-физкультминутку.

Проводится игра-физкультминутка «Найди составную часть компьютера»

Педагог: Продолжаем занятие. Мы запомнили составные части компьютера, а теперь поговорим о главных его частях. Главные части компьютера — процессор и память — содержатся внутри системного блока. А монитор, клавиатура и мышь — это устройства ввода и вывода компьютера.

Повторим, где находятся главные части компьютера и как они называются?

Дети: Главные части компьютера находятся в системном блоке и называются памятью и процессором.

Педагог: Процессор – это «мозг» компьютера, а «память» компьютера – это устройства хранения информации. Если сравнить с человеком, то системный блок – это голова. Какой же вывод можно сделать, что же такое компьютер?

Дети: Компьютер – это системный блок!

Педагог: А монитор, клавиатура, компьютерная мышь являются вспомогательными устройства ввода и вывода.

С клавиатуры и мыши компьютер вводит текст и команды. На монитор компьютер выводит текст и рисунки. Вот почему эти устройства называют устройствами ввода и вывода компьютера.

Педагог: А теперь закрепим полученные знания. Я прочитаю стихотворение, а вы будете хором называть основные части компьютера.

Оглянись, дружок вокруг!

Вот компьютер, верный друг!

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

Наверху машины всей размещается монитор -

Словно смелый капитан,

А на нем горит экран .

Ну, а рядом главный блок,

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам,

Это блок зовут системным .

Он считает, он читает, сотни слов запоминает.

Коль с компьютером ты дружен,

То и справочник не нужен!

Педагог: Что же нового мы сегодня узнали?

Дети: Мы познакомились с основными частями компьютера - монитором, системным блоком, клавиатурой, мышью, устройствами «ввода» и «вывода» компьютера. Узнали, что процессор и память являются главными частями компьютера.

Педагог: Мы прекрасно сегодня поработали, вы молодцы! Сегодня наше занятие закончилось, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД "Компьютер это хорошо или это плохо?"

Профилактика компьютерной зависимости.


«Как нам помогает компьютер в детском саду и дома» Правила пользование компьютером для детей.

Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п.


Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.


Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины.


познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к занятиям в кружке.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

Развивающие:

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность занятия: 1ч. 35 минут.

Средства обучения:

Технические:

кабинет, оснащенный компьютерной техникой, операционная система Windows ХР, мультимедийный проектор, программа «Мир информатики», первый год обучения.

Наглядные: мультимедийная презентация, плакат «Правила поведения в компьютерном классе»

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Раздаточные материалы:

комплект карточек № 1

комплект карточек №2

Литература, использованная при подготовке занятия:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.Тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.

Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.

Идея мультфильма Костылева Т, школа №14

Мастер-класс "Игрушечных дел мастера". Вырвич И.А. , Нуриева Б.О.

Создание интерактивных кроссвордов в MS PPT (+VBA).

План занятия:

1.Организационный момент - 5 мин

2. Разминка (определение темы урока, отгадывание загадки)-5 мин

3. Актуализация темы. Правила ТБ. -10 мин.

4. Рассмотрение нового материала – 20 мин.

5. Физкультминутка – 5 мин.

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)-20 мин.

7. Выполнение практикума -15 мин.

8. Зарядка для глаз – 5 мин.

9. Закрепление полученных знаний. – 5 мин.

8. Подведение итогов - 5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент 5 мин

проверка присутствующих на занятии

Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Валентиновна. Я ваш педагог. Садитесь на свои места. Приготовьте тетради, ручки, уберите посторонние предметы, запишите сегодняшнее число. Сегодня вы впервые пришли на станцию юных техников в объединение, которое называется «Юный программист».


В ам интересно, а чем же мы с вами будем здесь заниматься? В этом нам поможет местный житель нашего компьютерного кабинета. Педагог показывает игрушку, которую сшили воспитанники для кружка.

А как его зовут, мы узнаем из следующей загадки:

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений,

Ну, конечно же – . (компьютер)!

Педагог: Правильно дети! Молодцы! Мы ласково будем называть его Компьюша! Согласны? Тогда давайте с ним познакомимся. (Раздается комплект карточек№1). Сейчас Компьюша раздаст вам карточки, на которых нужно написать свое имя, а затем на счет три произнесем свои имена все вместе. Итак: три-четыре…

Молодцы! Компьюше очень приятно. Положите карточки на край вашего стола, в конце занятия они вам еще пригодятся.

Сегодня он нам расскажет:

Как работает компьютер,

Из чего он состоит,

Разобраться с ним, ребята,

На занятьях предстоит.

Педагог: С этого дня мы начнем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, какие для этого существуют программные средства, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом.

Но сначала нужно познакомиться с некоторыми правилами, которые нужно знать и выполнять, чтобы компьютер стал не врагом, а другом. Эти правила называются Правилами техники безопасности в кабинете ЭВМ.

Чтоб с компьютером дружить,
Нужно правила учить:
Не шуметь и не ходить,

Только тихо говорить,

Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки в нем не нажимать!

Клавиш ты легко касайся,

Осторожным быть старайся:

Стукнешь пальчиком сильней -

Очень плохо будет ей!

Не надо толкаться, не надо шалить,

Из класса без спроса нельзя выходить.

Руками не трогать экран и шнуры

Это касается всей детворы!

НЕ ПЫЛИ В КАБИНЕТЕ - объяснить, почему нельзя пылить в кабинете, как и когда заходить в кабинет, когда можно начинать работать на компьютере.

НЕ ТРОГАЙ ПОВОДА И РОЗЕТКИ– пояснить, в чем опасность электрических приборов.

НЕ БЕЙ ПО КЛАВИАТУРЕ – рассказать, как нужно нажимать на клавиши устройств и какие устройства можно трогать руками (ТОЛЬКО мышь и клавиатуру!).

НЕ КЛАДИ НА КЛАВИАТУРУ ВЕЩИ– пояснить, что МОЖНО приносить в компьютерный класс, а что НЕЛЬЗЯ (еда!).

НЕ ОБЛАКАЧИВАЙСЯ НА КЛАВИАТУРУ– объяснить, почему нельзя это делать.

БЕРЕГИ ГЛАЗА– (ОЧЕНЬ ВАЖНО) – как и на каком расстоянии нужно сидеть во время работы за компьютером.

Ребята, я вас прошу очень бережно относиться к компьютерам.

4. Рассмотрение нового материала.

Педагог. Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Компьюши. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.

Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

Не может человек создать, что невозможно увидать.

Все, что придумать он сумел, то у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,

На самого себя смотрел.

Педагог. С самого себя! Только человек постарался передать компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности. Раньше компьютер предназначался для облегчения счета. В переводе с английского слово «компьютер» означает «вычислитель».

Давайте, вместе с вами подумаем: «Для чего нужен компьютер сейчас? Что он умеет делать? Где сейчас можно встретить компьютер? (Ответы детей)

По назначению, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Записи в тетради)

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.

Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.

Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Таких дел четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Компьютер работает с пятью видами информации (текстовая, графическая, звуковая, числовая), каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (запись в тетрадях).

Мы начнем изучение с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.

Состав компьютера не труден,

Его запомнит и малыш.

Все вместе повторять мы будем:

Системный блок, дисплей, клавиатура, мышь.

У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера.

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нем горит экран.

Монитор, скажу, ребята,

Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Это устройство называется – устройство вывода информации.

Ну а рядом – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным).

Педагог. Следующее устройство – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.

ПЕДАГОГ. Отправляемся дальше.

Это вот – … (клавиатура) –

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

Кнопочки на ней всегда

Нажимают без труда.

Цифры, буквы, даже знаки
Знает эта задавака.

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Педагог. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов и повторяйте движения за мной.

Солнышко лучистое. (щелкнуть мышкой в презентации)

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)

Педагог. А чтобы узнать следующее устройство мы отгадаем еще одну загадку:

К сыру равнодушная,

Кота не раздражает,

По коврику гуляет,

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …(мышка)

На столе она сидела.

Говорю: “Сейчас поймаю!”

А она мне отвечает:

Мышка я не полевая,

А домашняя, ручная.

По столу хожу, брожу,

Если хочешь поиграть,

Ты накрой меня ладошкой

По столу кати немножко.

Как художник на экране,

В удивительной программе

Будешь краской рисовать

И картины создавать.

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробочке –

Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Мышка- устройство ввода информации.

Примечание: в ходе объяснения темы педагог на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы сопровождается картинками в презентации, на которых изображены устройства компьютера.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделал для вас мой ученик Ильин Валера. Если вы будете заниматься в нашем кружке дальше, вы тоже научитесь создавать такие работы.

(Демонстрация мультфильма «Теремок – системный блок»). Досрочный выход из анимации- кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

7. Практическая работа с программой «Мир информатики 1 год обучения». Отработка навыков работы с мышью.

Выполнение упражнения на закрепление полученных знаний ( файл задание.ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна. Дети выполняют задания самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

А теперь я вам раздам карточки: (комплект карточек №2). В пустой клеточке нужно написать первую букву изображения над клеткой.


Педагог проверяет карточки, указывает на ошибки детей.

8. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз .

Педагог: ребята, а теперь давайте дадим отдых нашим глазкам. Представьте, что мы на берегу теплого моря (щелкнуть мышкой в презентации). Давайте расслабимся и выполним упражнения для укрепления зрения.

а) «Жмурки» крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть их. Повторять 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровообращение.

б) быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.

в) делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4—6 раз. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

Пальминг. Закрыть оба глаза и прикрыть их ладонями. Дождаться появления «черного поля». Глаза держать расслабленными 1 – 2 минуты.

9. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

Педагог: Итак, вы многое узнали. Теперь подведем итоги.

Проверка полученных знаний, выполнение задания ( файл викторина. ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

Дети выполняют упражнение на компьютере самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

Для детей, которые выполнят задания раньше всех можно предложить интерактивный кроссворд. При вводе ответа в сетку кроссворда нужно нажать кнопку Проверить. Если слово выбрано верное, то ячейки кроссворда закрасятся в зеленый цвет, если слово неправильное – ячейки очистятся. Можно проверить кроссворд целиком, также нажав кнопку Проверить. Для выхода из кроссворда необходимо нажать кнопку Esc или Выход.

Ответы на кроссворд. По вертикали: 1. Вычислитель. 2. Человек. По горизонтали: 3. Дисплей. 4. ЭВМ. 5. Счеты.

Сегодня на занятии мы познакомились с основными устройствами компьютера. Давайте, еще раз их назовем. (Ответы детей)

Мне приятно было работать с вами, надеюсь, что это взаимно.

В начале занятия Компьюша раздал вам карточки, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее занятие нарисуйте веселого человечка, если не понравилось - грустного и верните карточки Компьюше. Наше занятие завершено, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ!

А сейчас не забудьте привести рабочее место в порядок, соблюдайте осторожность при передвижении в кабинете и в коридоре. До свидания!


К омплект карточек №1

Известно, что персональные компьютеры состоят из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. Этот набор называют базовой комплектацией, к которой дополнительно можно подключить внешние устройства, такие как принтер, сканер, колонки, внешние сетевые карты. А как устроен компьютер внутри: об этом доступно для детей рассказано в данной статье.

Как устроен компьютер внутри – кратко для детей

Что находится внутри системного блока?

Если аккуратно снять боковую крышку корпуса системного бока, то можно обнаружить металлические и пластмассовые детали разной величины и формы, соединенные разноцветными проводами, а в центре – большой вентилятор. Что это за предметы и как они работают? Давайте разбираться.

Разбирать и собирать компьютер можно только, предварительно отключив его от электросети, желательно в присутствии взрослых.

К внутренним устройствам, которые располагаются в системном блоке, относятся:

  • материнская плата;
  • блок питания;
  • жесткий диск;
  • дисковод компакт-дисков.

Самой важной частью компьютера является материнская плата. Она выглядит как металлическая пластина, на которой расположено множество мелких деталей. Кроме элементов, которые припаяны к плате, бывают съемные устройства. Они вставляются в специальные разъемы и могут быть при необходимости заменены.

Как устроен компьютер внутри – кратко для детей

Рис. 1. Материнская плата.

Устройство, через которое компьютер включается в розетку, называется блоком питания. Он предназначен для преобразования напряжения бытовой электрической сети в базовые напряжения для питания устройств компьютера. Блок питания крепится винтами к корпусу системного блока и подключается к материнской плате и другим устройствам.

Для долговременного хранения информации используется жесткий диск (винчестер). Жесткий диск обладает энергонезависимой памятью – при отключении питания информация, записанная на нем, не исчезает. Винчестер устанавливается в специальные отсеки системного бока и закрепляется с помощью винтов. Одновременно можно использовать несколько жестких дисков.

В системный блок можно установить дисководы для компакт-дисков, которые предназначены для считывания и записи информации на оптические диски.

Что расположено на материнской плате?

Главным устройством на материнской плате, является процессор. Он представляет собой микросхему, в которой производятся все вычислительные операции. Так как при работе процессор нагревается, то на нем устанавливают радиатор с кулером.

Стоимость производства новых типов микропроцессоров очень велика, поэтому их выпускают только крупные компании и очень большими тиражами. Изготовлением процессоров для персональных компьютеров занимаются фирмы Intel и AMD.

Создание микросхем основано на технологии фотолитографии, когда на тонкую отшлифованную кремниевую пластину через фотошаблоны наносятся микроскопические электронные схемы, состоящие из миллиарда крошечных транзисторов размером в несколько нанометров.

На материнской плате размещается оперативная память. В ней временно хранятся данные, используемые во время работы процессора. Оперативная память энергозависима. При выключении компьютера вся информация из памяти сотрется. Внешне оперативная память напоминает линейку зеленого цвета, на которой установлены черные прямоугольные микросхемы. Вдоль длинного края линейки оперативной памяти можно увидеть небольшую выемку – ключ. Расположение ключа для разных видов памяти различно. Различают типы памяти DDR, DDR2, DDR3 и DDR4.

Как устроен компьютер внутри – кратко для детей

Рис. 2. Оперативная память.

В качестве дополнительных устройств к материнской плате могут быть подключены платы расширения: видеокарты, звуковые карты, сетевые карты, контроллеры различных портов (COM, LPT, SATA, USB).

Для каждого устройства на материнской плате предусмотрены свои разъемы:

  • Процессор – устанавливается в специальное гнездо.Оно представляет собой конструкцию с множеством отверстий или контактов, количество которых соответствует числу ножек или контактных площадок процессора. Разъемы, предназначенные для установки процессоров, называют сокетами. Каждый сокет допускает установку только определённого типа процессора.
  • Оперативная память – вставляется в специальные разъемы – слоты. Слоты имеют специальные бороздки – ключи, которые должны совпадать с выемкой на линейке оперативной памяти. Если ключи не совпадут, то оперативная память не установится в слот.
  • Внешняя видеокарта устанавливается в разъем стандарта PCI Express, в более ранних версиях в AGP 8x.
  • Платы расширения PCI: звуковые адаптеры, видеоадаптеры, сетевые карты, платы расширения портов устанавливаются в разъемы PCI.
  • Для подключения внешних устройств – жестких дисков, дисководов компакт-дисков используется разъем SATA.

Как устроен компьютер внутри – кратко для детей

Рис. 3. AGP и PCI слоты.

Следует помнить, что тип сокета на материнской плате должен соответствовать типу процессора. Разъёмы для установки процессоров отличаются количеством и типом контактов, расстоянием креплений для кулеров. Поэтому разъёмы для разных типов процессоров несовместимы. При замене процессора необходимо знать маркировку сокета. Она указывается на металлической или пластмассовой части материнской платы в месте крепления процессора.

Что мы узнали?

Итак, в системный блок персонального компьютера помещают материнскую плату, блок питания, жесткий диск, дисковод для оптических дисков. На материнской плате в специальные разъемы устанавливают процессор, оперативную память, платы расширения.

Для того чтобы понять основные принципы работы компьютера, не помешает ознакомиться с его устройством, хотя бы в общих чертах.

Основой компьютера является материнская плата , к которой подключаются все остальные устройства.

От архитектуры (конфигурации) материнской платы зависит и то, сколько дополнительных устройств может быть подключено к компьютеру. Также, материнская плата является распределителем питания для всех устройств.

BIOS — Basic Input/Output System — (Базовая Система Ввода/Вывода) — первичный программный код, который записан в постоянное запоминающее устройство, находящееся на материнской плате. По своей сути BIOS это первичный язык (азбука) компьютера, который позволяет ему обнаруживать все внутренние подключенные к материнской плате устройства, работать с ними, а также содержит первичные базовые команды, которые позволяют компьютеру осуществлять загрузку более серьезного программного обеспечения.

Если сравнить компьютер с новорожденным ребенком, то BIOS это набор первичных инстинктов, с которыми ребенок рождается на свет. Он ещё ничего не знает, но уже может смотреть, кричать, хаотично двигать ручками и ножками, слышать звуки, ощущать прикосновения, запоминать какую-то незначительную информацию. У новорожденного ребенка уже всё работает, но совершенно хаотично и несистематизировано. Возможности новорожденного ребенка сильно ограничены.

Процессор — мозг компьютера. Процессор совершает все вычислительные операции. Вычислительной операцией называется абсолютно всё. Пользователь может видеть на экране текст, либо цветные картинки, либо слышать музыку из динамиков, для компьютера это всё — вычислительные операции. Компьютер работает с цифровыми значениями. Для него существуют только цифры и сочетания цифр. Все исходные данные, а также результаты вычислений записываются в оперативную память.

Оперативная память сохраняет информацию только при поддержке питания. При обесточивании, вся информация из оперативной памяти безвозвратно исчезает. Оперативная память работает в паре с процессором и от её объема зависит продуктивность процессора. К примеру, если требуется обработать файл, который может быть целиком загружен в оперативную память, он будет обработан в ней процессором, а потом сохранен на жесткий диск.

В этом случае, недостаточный объем оперативной памяти может быть частично компенсирован её быстродействием. Если обмен данными происходит быстро, то пользователь не обнаружит задержки — когда часть обработанного файла была сохранена на жесткий диск, а на освободившееся в оперативной памяти место был загружен следующий фрагмент файла.

Жесткий диск в обиходе имеет несколько названий. Иногда его называют HDD — сокращение от Hard Disk Drive, а также можно услышать: Винчестер, Винт, Хард или Хард-диск . Жесткий диск является постоянным запоминающим устройством, которое способно хранить информацию даже при полном отключении электроэнергии.

Когда возникают сбои в работе компьютера или перепады напряжения в электросети, та информация, которая была сохранена на жестком диске, не утрачивается и не теряется.

Видеокарта служит для просчета изображения и вывода его на экран. По своей сути, видеокарта это мини-компьютер, который находится внутри большого компьютера. Видеокарта имеет свой собственный процессор и свою собственную оперативную память, в которой происходит просчет изображений и виртуальных сцен.

Видеокарта берёт на себя часть задач, связанных с просчетом изображения, чтобы этим не приходилось заниматься основному процессору компьютера.

Файл подкачки это зарезервированная область на жестком диске, которая используется для хранения виртуальных страниц и создаётся операционной системой автоматически. Обычно, система создаёт файл подкачки в полтора раза больше, чем имеется в наличии оперативной памяти, если пользователь не указал иные размеры. Файл подкачки позволяет расширить общий объем виртуальной памяти и обеспечивает быстрый доступ к уже просчитанным виртуальным страницам, чтобы избавить компьютер от необходимости просчитывать страницу каждый раз при обращении к ней.

Звуковая карта это аналог видеокарты, с той разницей, что звуковая карта занимается воспроизведением звука, дабы не отвлекать на эту задачу центральный процессор компьютера. Но поскольку воспроизведение звука не является столь сложной задачей, как воспроизведение видео, в большинстве случаев, звуковая карта интегрирована в материнскую плату и является её неотъемлемой частью.

Дополнительную звуковую карту устанавливают только в тех случаях, когда требуется высококачественный, студийный звук, который будет выводиться не на компьютерные колонки, а на профессиональную аудиоаппаратуру. В других случаях, использование отдельной звуковой карты не имеет смысла.

CD/DVD-ROM это устройство чтения компакт-дисков формата CD или DVD. Устройство используется для воспроизведения (чтения) аудио или видеофайлов, просмотра фотоальбомов, а также — установки операционной системы с загрузочного компакт диска на жесткий диск компьютера. Помимо чтения дисков, такое устройство может производить запись на CD или DVD диск.

Порты USB универсальные порты, которые были разработаны для подключения к компьютеру различных внешних устройств: смартфон, цифровая камера, флеш-накопители, мышь, клавиатура, съемные жесткие диски, устройства беспроводной связи и многое другое. При подключении устройства к порту USB, устройство сообщает компьютеру свою модель и другие исходные данные, которые позволяют компьютеру "найти общий язык" и работать с подключенным устройством.

Использование стандарта USB широко применяется в ноутбуках. Как правило, ноутбук может иметь два и более внешних порта USB, доступных пользователю. На самом же деле, таких портов гораздо больше, они находятся внутри ноутбука, не имеют стандартного внешнего разъема, поскольку, к ним постоянно подключены второстепенные внутренние устройства ноутбука: веб-камера, тачпад, встроенный микрофон, встроенные модули Wi-Fi и Bluetooth, а также устройства чтения карт памяти. Использование стандарта USB широко применяется в ноутбуках. Как правило, ноутбук может иметь два и более внешних порта USB, доступных пользователю. На самом же деле, таких портов гораздо больше, они находятся внутри ноутбука, не имеют стандартного внешнего разъема, поскольку, к ним постоянно подключены второстепенные внутренние устройства ноутбука: веб-камера, тачпад, встроенный микрофон, встроенные модули Wi-Fi и Bluetooth, а также устройства чтения карт памяти.

Принцип работы

При включении питания компьютера, в первую очередь, блок питания подаёт напряжение на материнскую плату, а через неё уже на все прочие устройства компьютера. Следующим этапом происходит чтение информации из постоянного запоминающего устройства BIOS, что позволяет компьютеру обнаружить все внутренние устройства, которые к нему подключены. В соответствии с настройками BIOS производится загрузка с дискеты, компакт-диска, запоминающего устройства подключенного к USB-порту или HDD.

В классической настройке BIOS приоритеты были расставлены следующим образом: В первую очередь производится загрузка с диска "A" или "B" - эти буквы всегда отводились под дискету (флоппи-диск). Если указанные дисководы пусты, осуществить загрузку с диска "C" - Жесткий диск компьютера. Позже, когда дискеты практически вышли из обихода, настройку BIOS изменили. Приоритет загрузки отдали устройству чтения компакт-дисков CD-ROM. Если в этом устройстве нет диска, произвести загрузку, опять же, с диска "C". Подобная настройка BIOS позволяла без лишних хлопот установить операционную систему с загрузочного диска. Достаточно было вставить компакт-диск с установочными файлами операционной системы в дисковод, и компьютер начинал загружаться с компакт-диска, выходил в режим установки операционной системы. Позже, когда компьютеры стали продаваться с уже заранее установленной операционной системой, настройку BIOS поменяли и принудили компьютер в любом случае загружаться с диска "C", игнорируя другие устройства. Итак, загрузив BIOS, определив подключенные устройства, компьютер начинает загрузку операционной системы. В большинстве случаев это происходит с жесткого диска "C" или из раздела "C" находящегося на жестком диске. Помимо загрузки самой операционной системы, производится загрузка всех необходимых драйверов для обнаруженных устройств, подключенных в данный момент к компьютеру. В процессе работы, компьютер четко следует заданному алгоритму.

Говоря простым языком, компьютер четко выполняет инструкции, которые написаны для него человеком (программистом). Компьютер не может ошибаться, это было исключено ещё на заре развития кибернетики. Частично поврежденные элементы исключаются из работы. Либо, если повреждения значительны, компьютер отказывается работать совсем. Таким образом, все ошибки, возникающие в работе компьютера, полностью лежат на совести программиста. Если программа была написана с нарушением компьютерной грамматики, компьютер, обнаружив ошибку, откажется выполнять программу. Однако, чаще бывает, что программа написана безукоризненно, но содержит логическую ошибку, которую компьютер обнаружить не способен. Говоря простым языком, все команды написаны верно, но среди них отсутствует необходимая, либо присутствует команда, которая противоречит другой команде. Тогда компьютер берется выполнять программу, пока не дойдет до ошибки, где и происходит сбой в работе или зависание. Чаще всего, ошибки возникают по той причине, что программы были написаны разными программистами, которые не могли учесть всех тонкостей, не зная заранее — что написано другим.

Алгоритм это четкая, пошаговая инструкция, предусматривающая различные варианты развития событий. Без учета различных вариантов, работа компьютера с пользователем ограничивалась бы только запуском и выполнением программы, следующей одним, заранее написанным сценарием. Возможность менять ход сценария, делает компьютер уникальным и единственным устройством в своем роде.

Двоичный код

Двоичный код, как система сохранения данных, появился очень давно. Известно, что ещё во времена древних инков использовался данный принцип передачи информации. На верёвке завязывались узелки, которые означали единицу, а отсутствие узелка означало ноль. Позже система была забыта, но с появлением электроники, снова возродилась. Чтобы найти золотую середину, необходимо познать обе крайности. Это правило актуально и для электроники.

Учитывая несовершенство первых компьютеров, проще было обозначить само наличие сигнала или его отсутствие, чем пытаться опираться на прочие характеристики электрического тока, которые могли быть сильно искажены помехами, но которые пытались использовать — как альтернативный путь развития кодирования. Одно время, разрабатывались процессоры, которые также реагировали на частоту электрического тока. Каждая частота имела собственное значение.

Слабое место подобного метода заключается в том, что любые помехи могут искажать исходный сигнал, что приведет к искажению данных — ошибке. Защитить устройство от посторонних помех довольно сложно, да и генерация импульсов различной частоты тоже усложняет задачу. Поэтому подобный путь передачи и хранения данных не получил широкого распространения.

Инженеры пошли более простым и безошибочным путем. Наличие сигнала, в определенный промежуток времени, стали рассматривать — как единицу, отсутствие сигнала, за такой же промежуток времени, взяли за ноль. Таким образом, сформировалась основа двоичного кода, которой присвоили обобщенное название бит . Для этого случая вполне справедлива поговорка: Отсутствие результата — тоже результат . И действительно, в двоичном коде, единица это один бит информации. Ноль (отсутствие сигнала) также является одним битом информации.

Один бит (ноль или единица) занимает одну ячейку памяти. Правда, из одного бита информации, даже из двух — много пользы не выжмешь. Можно поиграть с их чередованием. Скажем, выражение 00 имеет одно значение, выражению 01 можно присвоить — другое, следовательно, появляется возможность записать ещё два значения: 10 и 11. Всего четыре комбинации из двух битов.

Этого явно недостаточно для передачи и сохранения сложной информации. Если же использовать не два, а три бита, то возможных вариантов становится уже не четыре, а восемь: 000, 001, 010, 100, 101, 110, 011, 111. Увеличение количества бит всего на один — увеличивает количество возможных вариантов вдвое. Использование восьми бит даёт уже 256 вариантов комбинаций и этого вполне достаточно для того, чтобы присвоить каждому варианту свой собственный символ или определенную команду. Получается, что восемь бит уже могут иметь определенное значение и смысл. По этой причине, запись, состоящая из восьми бит, получила название байт .

Подобная схема и легла в основу BIOS , благодаря чему компьютер способен понимать буквы латинского алфавита, цифровые значения от 0 до 9, а также — специальные символы, использующиеся в программировании.

Читайте также: