Как устроен компьютер конспект 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Образовательные: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, расширить словарный запас.

Развивающие: развитие познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой, умения конспектировать.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

    ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;
  • отработать навыки грамотного написания предметных слов.

Тип урока: комбинированный.

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), кроссворд (MS Excel), тест (Internet Explorer).
  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала (20 мин).

Урок сопровождается презентацией.

Учитель. Ребята, отгадайте такую загадку:

Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!

Правильно, это компьютер!

Компьютер….. Это слово знают все, даже те ребята, которые не знакомы с таким предметом, как информатика.

Скажем просто: "Компьютер - это машина". Но машины бывают разные: механические, электрические, а бывают - электронные. Как устроены механические и электрические машины, мы немного представляем. Теперь наша задача - изучить устройство компьютера и принцип его работы.

Посмотрим внимательно, какое множество устройств скрывается под общим словом - "КОМПЬЮТЕР".

Вы, наверное, видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты, струнные и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение. Для того чтобы все инструменты звучали вместе, а не каждый сам по себе, оркестром управляет дирижер.

Компьютер чем-то похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации (или сигналов).

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, и каждый вид надо суметь принять, сохранить, обработать и выдать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

У разных компьютеров могут быть разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними. В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптический дисках и некоторые другие устройства.

Центральный процессор можно назвать королем системного блока. А какие функции у хорошего короля, который заботиться о своем государстве? Запишем эти функции в тетрадь: УПРАВЛЯТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Я мудрее всех на свете,
Знают это даже дети.
Без моих советов важных
И решений, столь отважных,
Так скажу я вам, друзья,
Обойтись никак нельзя.
Всем я очень помогаю,
Весь контроль осуществляю,
Слово с делом совмещаю
И разумно управляю.

Располагается процессор на материнской плате. Почему такое странное название? Давайте подумаем, какая основная функция мамы в семье? Вести хозяйство. Именно поэтому эта плата называется материнской. Она обеспечивает связь между устройствами. Основные блоки: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.

Память компьютера, также как и память человека предназначена для хранения информации. Человек запоминает любимые стихи, тропинку по которой быстрее всего добраться до дома, правила умножения столбиком, способ изготовления самолетика из листа бумаги и многое другое. Всё это хранит его память, но те же сведения могут храниться и в памяти компьютера. Память служит для хранения информации. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства.

Магнитные диски – это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока.

Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран. Он отдаленно напоминает бытовой телевизор.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Будь предельно осторожен,
Ведь со мной работать сложно.
Нужно навыки иметь
Чтобы мною овладеть
Сколько символов и букв
Убегает из под рук,
Лишь легонько прикоснешься,
Посмотри на монитор,
Хоть на букву ошибешься
И прервется разговор.

Мышь представляет собой манипулятор для управления программами, внешне похожий на мышку. Она резко облегчает процесс управления. Левая клавиша мыши — основная, ей управляют компьютером. Она играет роль клавиши Enter. Функции правой клавиши зависят от программы. Часто она играет роль клавиши Esc. Если пользователь "левша", то можно в ряде программ поменять клавиши местами. Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Объяснение нового материала (продолжение).

Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.

Рассмотрим некоторые из них:

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.

Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей и пр.) используются специальные устройства вывода — плоттеры.

Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.

Сканеры бывают двух типов: ручные и планшетные.

Акустические колонки предназначены для вывода звуковой информации.

Для управления компьютером во время игры нужен джойстик.

Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

3. Закрепление пройденного материала (15 мин)

клавеотура (клавиатура)

паметь (память)

працесор (процессор)

манетор (монитор)

вод (ввод)

хронение (хранение)

оброботка (обработка)

вываод (вывод)

Кроссворд. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит компьютер. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. (К интерактивной доске выходит один учащийся и вставляет буквы, остальные учащиеся ему помогают).

Тестирование. А теперь мы с вами поработаем с тестом на компьютере и проверим, как Вы усвоили изученный материал. (При открытии Internet Explorer в всплывающем окне выбрать правой кнопкой мыши: Разрешить заблокированное содержимое.)

Образовательные: познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, расширить словарный запас.

Развивающие: развитие познавательных интересов, взаимоконтроля и самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

ввести понятия основных и дополнительных устройств компьютера;

отработать навыки применения этих понятий.

Оборудование:

доска, мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint), раздаточный материал.

Преподавание ведется по УМК:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: “Бином. Лаборатория знаний”, 2005.

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Объяснение нового материала.

Урок сопровождается презентацией.

Учитель. Ребята, я сегодня шла в школу и мне навстречу бежала @. ru . Она очень торопилась и просила передать вам письмо, а в нем оказалась закодированная информация. Давайте попробуем расшифровать, что там написано.

Правильно, это монитор! (ставится модель монитора сделанная из бумаги учеником 9 класса)

Чтобы расшифровать это слово вам нужно открыть рабочую тетрадь на странице 22 №18 (Азбука Морзе)

· · · · · · · · - · - - - · - · - - · - - -

- · · · · - · · - - - - · -

Правильно, это системный блок! (ставится модель системного блока)

Правильно, это клавиатура! (ставится модель клавиатуры)

И снова азбука Морзе:

- - - · - - - - - - - · · -

Правильно, это мышь! (ставится модель компьютерной мыши)

И что у нас получилось?

Правильно, это компьютер!

Компьютер….. Это слово знают все, даже те ребята, которые не знакомы с таким предметом, как информатика.

Слово это произошло от английского computer (тот, кто вычисляет). Потому, что первый компьютер был собран в Америке в 1946 году.

- Для чего можно использовать компьютер?

- Играть, рисовать, печатать, задачки решать, ракетой управлять.

Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно раньше из называли ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами и даже целыми заводами. Сейчас компьютеры стали незаменимыми помощниками.

- А какими бывают компьютеры?

- Настольными, как книжка, карманные, большие с целую комнату.

Да, компьютеры бывают разными, но устроены они все одинаково. Теперь наша задача – изучить устройство компьютера.

Вы знаете, как устроен компьютер? ХОТИТЕ УЗНАТЬ?

Посмотрим внимательно, какое множество устройств скрывается под общим словом - "КОМПЬЮТЕР".

Вы, наверное, видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты, струнные и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение. Для того чтобы все инструменты звучали вместе, а не каждый сам по себе, оркестром управляет дирижер.

Компьютер чем-то похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Мы уже знаем, что таких дел может быть четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации (или сигналов).

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Мы знаем, что компьютер работает с пятью видами информации, и каждый вид надо суметь принять, сохранить, обработать и выдать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

У разных компьютеров могут быть разные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера. Это клавиатура, мышь, монитор и системный блок.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними. В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптический дисках и некоторые другие устройства.

Центральный процессор можно назвать королем системного блока. А какие функции у хорошего короля, который заботиться о своем государстве? Запишем эти функции в тетрадь: УПРАВЛЯТЬ И ОБРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Располагается процессор на материнской плате. Почему такое странное название? Давайте подумаем, какая основная функция мамы в семье? Вести хозяйство. Именно поэтому эта плата называется материнской. Она обеспечивает связь между устройствами. Основные блоки: разъемы для подключения устройств, шина для передачи сигналов между устройствами, набор микросхем для осуществления контроля.

Память компьютера, также как и память человека предназначена для хранения информации. Память служит для хранения информации. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства их реализующие, называются ОЗУ – оперативное запоминающее устройство и ПЗУ – постоянное запоминающее устройство.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства.

Магнитные диски – это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находятся там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока.

Монитор предназначен для вывода символьной и графической информации на экран. Он отдаленно напоминает бытовой телевизор.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Мышь представляет собой манипулятор для управления программами, внешне похожий на мышку. Она резко облегчает процесс управления. Левая клавиша мыши — основная, ей управляют компьютером. Она играет роль клавиши Enter.

Для мыши, как правило, используется специальный коврик для более надежного контакта с шариком мыши при перемещении ее по столу. Мыши бывают механическая и оптическая. Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.

Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.

Рассмотрим некоторые из них:

Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный, струйный, лазерный.

Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.

Сканеры бывают двух типов: ручные и планшетные.

Акустические колонки предназначены для вывода звуковой информации.

Для управления компьютером во время игры нужен джойстик.

Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

3. Закрепление пройденного материала

1. Кроссворд. Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит компьютер. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. (Рабочая тетрадь)стр. 57, №5


- сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.

Задачи:

а) повторить элементы знаний

б) сформировать у учащихся новые элементы знаний: процессор, память, оперативная память, жёсткий диск, монитор, клавиатура,

дополнительные устройства, аппаратное обеспечение, компьютерные сети.

- продолжать формирование навыков работы в парах, работы с компьютером, самостоятельной работы учащихся

- способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта

- развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли.

- научить применять знания в различных жизненных ситуациях

- добиваться сознательного усвоения материала;

- научить умению «слушая, слышать»;

- способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению отстаивать свои взгляды;

- работать на повышение грамотности устной речи;

- воспитание положительного отношения к знаниям,

- привитие интереса к информатике,

- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля

Тип урока - изучение нового материала

Необходимое и имеющееся техническое оборудование: компьютеры и плакат «Устройство компьютера»

Структура и ход урока:

Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.

Визуальная проверка выполнения домашнего задания в Рабочей тетради

фронтальный опрос учащихся:

Что такое информация?

Какие виды информации вам известны?

Что изучает наука Информатика?

Учитель задает вопросы и подводит учащихся к объявлению темы урока, и совместно ставят цели урока.

Где в повседневной жизни можно встретить компьютеры?

В чем нам помогает компьютер?

Что же такое компьютер?

Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься?

Компьютер – помощник в работе

Компьютер – развлекательный центр

Компьютер - средство общения

Компьютер – устройство, позволяющее принимать, обрабатывать и хранить информацию

Компьютер помогает учиться

Компьютер – магазин с доставкой на дом или в офис

Компьютер – удобный платежный инструмент.

Учитель предлагает учащимся подготовить доклады по любой из этих тем.

Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией

Внутри системного блока находится процессор – главное устройство компьютера, обрабатывающее информацию.

Память компьютера служит для хранения данных. Существуют два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройство их реализующее, называются ОЗУ и ПЗУ. ОЗУ - оперативное запоминающее устройство. ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски – это круглые диски из пластика или метала, покрытые магнитным веществом. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно там находятся. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких дисков жесткие диски нельзя переносить. В последнее время широкое распространение получили оптические диски.

Клавиатура применяется для ввода информации в память компьютера.

Монитор предназначен для вывода информации на экран или, еще говорят для отображения информации на экране. К персональному компьютеру могут

подключаться дополнительные устройства:

Принтер (для вывода информации на бумагу);

Мышь (для управления компьютером)

Акустические коленки (для вывода звуковой информации);

Джойстик (для управления компьютером во время игры);

Дисковод (для чтения данных с лазерных дисков);

Сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);

Графопостроитель (для вывода графической информации, то есть чертежей на бумагу).

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

Давайте внимательно рассмотрим школьные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главной машине – той, которая стоит на учительском столе. Говорят, что они объединены в локальную компьютерную сеть.

Распределяем устройства на внутренние и внешние

Компьютерные сети получили в настоящее время широкое распространение, так как позволяют очень быстро передавать информацию на любые расстояния и открывают каждому доступ к информационным ресурсам.

Персональный компьютер обычно состоит из системного блока и устройств ввода/вывода.

Asus_P5K-SEIntel_E6320.jpg

Устройства ввода — это устройства, при помощи которых вводится новая информация.

Самые часто встречающиеся устройства ввода:
- клавиатура, которую используют для ввода символов и команд;

keyboard-g376eb528c_1280.jpg


- мышка, при помощи которой можно выбрать команды, рисовать и выполнять другие задания.

- Для ввода графической информации можно использовать:
сканер.

При помощи сканера можно ввести картинки. Сканер, воздействуя белым светом на какую-то часть объекта, получает отражаемую световую волну, которая указывает на цвет части данного объекта.


Для ввода звука используют микрофон.

Вместо мышки можно использовать:
- тачпад, который обычно используют в портативных компьютерах;
- трекбол, который используют как отдельное устройство;
- джойстик, который используют для игр;
- стилус, который используют для планшетов.

Устройства вывода — это устройства, при помощи которых информация, используемая в компьютерах, выводится в форме, понятной человеку.Самое распространённое устройство вывода — монитор, на экран которого выводится текст или другая графическая информация.


Монитор Asset 10.jpg

Другие часто встречаемые устройства вывода:
- принтер, устройство, при помощи которого текстовую или другую графическую информацию можно вывести на бумагу или другой материал;
- колонки или наушники, устройства, которые позволяют слушать звуки.

Устройства ввода/вывода — это устройства, которые могут быть использованы как для ввода, так и для вывода информации.

Самые распространённые из них:
- сенсорный экран, работает по принципу монитора, но выбрать нужную опцию можно при помощи пальца;
- наушники с микрофоном;

- видеокамера, с которой информацию не только можно передать компьютеру, но и, обработанную, можно записать на диск;

Читайте также: