Как узнать тональность бита в virtual dj

Обновлено: 06.07.2024

Нет предела совершенству, и к диджеингу это относится в не меньшей мере, чем к любому другому ремеслу. Диджеи постоянно изобретают новые способы сделать свои сеты интереснее, лучше управлять энергией танцпола и «заводить» публику. Гармоническое сведение – один из таких способов. Это – секретное оружие в арсенале многих суперизвестных DJ, о котором многие слушатели и не подозревают, удивляясь лишь, почему сеты этих диджеев звучат так хорошо.

В чем же суть гармонического сведения? Даже если ты в совершенстве овладел битмэтчингом, сводишь по двойкам и пользуешься при этом эквалайзером, ты наверняка заметил, что большинство треков не очень-то уживаются друг с другом в мелодическом плане, «тилиньканье» уходящего трека «фальшивит» на фоне аккордов нового, и вместо взаимного дополнения одной композиции другой получается не очень приятный диссонанс? Особенно это заметно между 16-й и 31-й секундой отрывка, когда новый трек накладывается на предыдущий. Возможно, тебе придется вслушаться, чтобы это заметить, настолько подобные диссонансы привычны в миксах большинства диджеев.

В то же время, таких нестыковок можно избегать, причем вполне осознанно.

Для того чтобы научиться сводить гармонически, тебе придется освоить основы теории музыки, разобравшись с нотами, тональностями и ладами. Нужно будет и попотеть, чтобы научиться определять тональность мелодии вручную.

Если ты посмотришь на клавиатуру синтезатора или рояля, ты увидишь, что она состоит из повторяющихся групп по семь белых плюс пять черных клавиш. Каждая такая группа называетсяоктавой (см. ниже). Белые клавиши внутри октавы соответствуют нотам до, ре, ми, фа, соль, ля и си или C, D, E, F, G, A и B в буквенном обозначении. После си снова идет до – следующей октавы.

Фортепианная клавиатура

Что же такое тональность? Говоря очень упрощенно, тональность – это набор нот, на которых строится мелодия. Каждый такой набор выстраивается по определенным правилам от тоники(главной ноты тональности) и может быть мажорным или минорным. Мажорные тональности звучат весело и жизнеутверждающе, тогда так минорные – грустно и меланхолично.

Т.к. всего в октаве 12 нот, то существует 24 тональности – по минорной и мажорной для каждой возможной тоники. Тональность обозначается названием главной ноты и построенным от нее ладом – мажором или минором. Например: ре мажор (D, D major), ре минор (Dm, D minor), си-бемоль мажор (B♭, B♭ major, B-flat major).

Тоника не зря называется главной нотой тональности. В какой бы тональности ни звучала мелодия, она всегда тяготеет к ее тонике. Главная нота всегда звучит к месту и гармонирует с любой мелодией, находящейся в тональности ее имени. Как ты увидишь дальше, это свойство тоники очень полезно при определении тональности трека.

Определение тональности на слух

Для того чтобы выстраивать сет в соответствии с правилами гармонического сведения, тебе нужно заранее знать тональности своих треков. Определить тональность композиции можно тремя способами: на слух, с помощью специальных программ и, наконец, используя базы данных тональностей в Интернете. Я начну с определения тональности на слух, и не случайно.

Современные бухгалтеры давно пользуются компьютерами, но, согласись, таблицу умножения им знать все-таки нужно. Так и с умением определять тональность на слух для DJ. Конечно, существуют компьютерные программы, делающие это автоматически, да и тональность нужного трека часто можно узнать на специальных сайтах. В то же время, точность программного определения не стопроцентная, а в интернетовских базах данных присутствуют далеко не все композиции. Поэтому тебе нужно как минимум иметь представление о том, как определить тональность самостоятельно.

Для определения тональности на слух тебе понадобится пианино, синтезатор или компьютерный эмулятор фортепианной клавиатуры. Забегая немного наперед, я рекомендую установить Rapid Evolution: виртуальная клавиатура этой программы обладает функцией построения аккордов, которая сильно облегчает определение тональности для новичка. (Rapid Evolution требует, чтобы на твоем компьютере была установлена виртуальная машина Java).

Rapid Evolution - piano

Установив и запустив Rapid Evolution, нажми на кнопку « piano ». На экране появится эмулятор клавиатуры (см. слева, нажми на картинку, чтобы ее увеличить). Запусти на вертушке или другом источнике звука композицию, тональность которой ты хочешь определить. Обрати внимание: питч при этом должен стоять на нуле!

Твоя цель – найти на клавиатуре ноту, которая лучше всего подходит мелодии. Убедившись, что в выпадающем списке слева от кнопки OK выбран пункт single note, перебирай на виртуальной клавиатуре клавиши одну за другой (тебе может понадобиться поэкспериментировать в разных октавах). Рано или поздно, ты найдешь одну ноту, которая по звучанию подходит треку лучше других – независимо от того, куда направляется мелодия. Такая нота, которая менее всего выделяется, практически исчезая на фоне мелодии, скорее всего, будет тоникой.

Найдя возможную тонику, попробуй ее доминанту (на 7 полутонов выше) и субдоминанту (выше на 5 полутонов). (Полутон – это расстояние между двумя ближайшими клавишами, черной и белой либо двумя белыми как E и F). Если тонику ты угадал правильно, то ее доминанта и субдоминанта также должны хорошо подходить мелодии.

После того, как ты убедился, что имеешь дело с главной нотой тональности, осталось определить ее лад – мажор или минор. В уже знакомом тебе выпадающем списке вместо single note выбери major и нажми на клавишу тоники. Послушай, гармонирует ли полученный мажорный аккорд с мелодией. Затем попробуй минорный – выбери minor и снова нажми на клавишу главной ноты. Ты можешь сделать вывод о ладе тональности на основании того, какой из этих двух аккордов сочетается с мелодией трека лучше всего.

Большинство современных танцевальных композиций написаны в минорных тональностях. Одни говорят, что это объясняется более широким спектром эмоциональных оттенков, которые передает минор. Другие – что все дело в музыке черных рабов Америки, где преобладали грустные мелодии и в которую электронная музыка уходит своими корнями. Так или иначе, это наблюдение стоит взять на заметку!

На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key, который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе. Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58.

Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution, с которым мы уже знакомы. По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен.

Rapid Evolution - add song(s)

Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы. Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне (см. слева, намжи на картинку, чтобы увеличить) нажми browse и выбери трек либо папку на диске. Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key (см. ниже справа), чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время. В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Rapid Evolution - detect key

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки. Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister.

Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key. В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков.

Virtual DJ - detect key

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs (см. справа). После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным. Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу. Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые (об этом – в следующей статье), часто оказываются таковыми и в реальности.

После того, как ты определил тональности треков своей музыкальной коллекции, начинается самое интересное. Чтобы твоей сет был построен по правилам гармонического сведения, необходимо, чтобы тональность каждой следующей композиции была совместима с тональностью предыдущей. Существуют определенные правила насчет того, какие тональности совместимы между собой, но, к счастью, тебе не нужно оканчивать консерваторию, чтобы их использовать.

Колесо Камелота

Теперь твоя задача проще пареной репы: выбрать следующий за Get Down трек так, чтобы он находился в тональности Fm, Gm, E♭ или той же Cm. Это почти гарантирует то, что при сведении композиции будут хорошо сочетаться друг с другом.

На практике для маркировки треков на CD или обложках пластинок вместо тональностей лучше использовать нумерацию Камелота: 1A, 2A и так далее. Это позволит тебе определять совместимые тональности без самого колеса перед глазами. Правило проще всего продемонстрировать на примере: для 11 B совместимыми будут 10B, 12B (число на единицу больше или меньше, буква та же), 11A (то же число, другая буква) или же сама 11B.

После того, как ты несколько раз попробуешь свести треки с учетом тональностей, у тебя появится вполне законный вопрос. Как известно, в процессе битмэтчинга ты подбираешь питч нового трека так, чтобы его темп совпадал с темпом предыдущего. Но изменение питча естественным образом искажает тональность композиции, делая звук выше при увеличении питча и ниже – при его уменьшении. Выходит, если темпы треков разные, то информация об их тональностях бесполезна?

Не совсем. Во-первых, чтобы поднять или опустить тональность трека на один полутон, необходимо изменить питч на целых 6%. Это означает, что если положения питча сводимых треков отстоят друг от друга недалеко, на 1-2%, то композиции в совместимых тональностях все еще будут хорошо сочетаться гармонически.

Во-вторых, многие современные CD- и даже виниловые проигрыватели обладают функцией Master Tempo, которая, используя цифровую обработку звука, сохраняет исходную тональность трека независимо от положения питча. Эта функция полностью решает проблему влияния питча на тональность. Я даже подозреваю, что ее распространение непосредственно повлияло на растущую популярность самого метода гармонического сведения.

И на десерт: метод «накачки энергии»

Когда тональности сводимых треков совместимы друг с другом, ты можешь позволить себе делать очень длинные переходы, не переживая по поводу того, что мелодии композиций будут конфликтовать. В арсенале гармонического сведения есть и еще один трюк, который называется «накачкой энергии».

В этом методе сведения ты подбираешь следующий трек не по принципу совместимости тональностей, а так, чтобы его тональность была на один или два полутона выше тональности текущего трека, в том же ладу. Например, если на танцпол играет Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) в тональности E♭m, то следующий трек должен быть в тональности Em или Fm. Эффект такого метода – постоянно нарастающая энергия на танцполе; кажется, что сет набирает и набирает обороты.

Если ты пользуешься нумерацией Камелота, то для «накачки энергии» к номеру тональности текущего трека нужно прибавить 7 или 2. Для примера выше: номер E♭m (т.е. E-flat minor) – 2A, значит, следующий трек должен быть в тональности 9A или 4A, а это как раз E minor или F minor.

В отличие от классического гармонического сведения, «накачка энергии» не располагает к затяжным переходам, т.к. тональности сводимых треков несовместимы. Поэтому следи за тем, чтобы твои переходы при использовании этого метода были недлинными, или используй эквалайзер, чтобы вырезать конфликтующие элементы композиций.

В заключение рассказа о гармоническом сведении хочу сказать, что все хорошо в меру. Подбор следующего трека только на основании его тональности может сильно ограничивать твои варианты. Правила созданы для того, чтобы их нарушать; не позволяй им помешать поставить ту «бомбу», которую танцпол ждет здесь и сейчас. Пусть гармоническое сведение будет еще одним оружием из твоего диджейского арсенала, а не наручниками, сковывающими твою свободу.


На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key, который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе. Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58.

На данный момент она самая популярная программа, но это очень спорный вопрос на самом деле.

Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution, с которым мы уже знакомы. По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен.


Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы. Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне нажми browse и выбери трек либо папку на диске. Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key, чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время. В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки. Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister.


Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key. В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков.

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs. После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным. Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу. Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые, часто оказываются таковыми и в реальности.


Очень удобный ресурс, если у вас нет возможности проверить тональность в музыкальной программе, или если вы хотите перепроверить себя после других аналогичных анализаторов.

Также отобразит тональность двумя способами: просто общее название тональности, и буквенное отображение по колесу "Камелота".

Про колесо "Камелота" читайте ниже.


Если у вас есть вокальная партия, либо луп, семпл, бит или трек, и у этого файла требуется определить тональность, то данный ресурс легко справится с этой задачей.

Просто перетащите любой из ваших треков в зону и нажмите кнопку «Загрузить треки».

Примечание. В настоящее время поддерживаются только файлы MP3 и WAV с ограничением размера файла 15 МБ для каждой дорожки.

Насколько точен AudioKeychain?

Определение тональности и BPM - очень сложный процесс, который может дать сразу несколько результатов. Точность может варьироваться в зависимости от множества факторов. Точность AudioKeychain остается конкурентоспособной с лучшими продуктами в отрасли.

Что означает тональность 9А, например?

Чтобы сделать идентификацию тональностей более узнаваемой и удобной для пользователей, ресурс использует счет по кварто-квинтовому кругу или по-другому "колесу Камелота". Ниже вы сможете более точно узнать, что за тональность у вас отобразилась в ресурсе.


В данном видео вы узнаете почему некоторые определители тональностей показывают сразу несколько тональностей. С чем это связано. Как же все-таки узнать максимально правильную.

Скачайте программу KeyFinder, благодаря которой можно в автоматическом режиме довольно быстро и точно определить тональность.

Жмите на картинку ниже, и вы перейдете на нужный ресурс.


Если вы пользуетесь автотюном для определения нот той или иной партии (лупе, семпле), то очень часто, такие плагины показывают ноты на клавишах.

Зайдя на этот ресурс, начните нажимать на те клавиши, которые отобразились в автотюне при анализе музыкальной партии, и ресурс предложит те тональности, которые максимально подходят под вашу партию.

Например, у вас вокальная партия, и вам нужно определить ее тональность. Проанализируйте ее через плагин автотюна (очень часто такие плагины бывают встроены в музыкальную программу), и и воспользуйтесь этим ресурсом для определения тональности.

Одним слово, если вы смогли вычислить, какие ноты присутствуют у ваших партий, но не знаете, что же за тональность этих партий, пропишите эти ноты на ресурсе, и он вычислит нужные тональности.

Ресурс показывает не только базовые тональности (мажорные, минорные), но и более сложные варианты: гармонические, ладовые, и другие вариации, которые также могут встречаться в музыкальных партиях.

Если вы знаете как называете композиция или трек, на которую хотите определить тональность, либо его автора - вы сможете моментально узнать, какая тональность у этого трека, а также его скорость воспроизведения (BPM).

Большая база самых популярных произведений, среди которой, вы, наверняка, сможете найти подходящую вам.

Работает только для зарубежных композиций.

По статистике.

Вероятность угадывания таким способом 70%. Это один из самых простых, но в то же время, ненадежных способов. Чаще всего, большинство произведений заканчиваются на главную ноту тональности – тонику. Т.е., если песня или трек закончились, то самой последней нотой будет та нота, в честь которой названа тональность.Например, если песня/трек закончили главную мелодию на ноте «соль» (G), то есть большая вероятность, что это тональность «соль». В зависимости от того, мажорное у нее звучание или минорное, к этой ноте еще добавьте слово «мажор» или «минор». Вот и получается – если произведение в конце звучало радостно и закончило свою мелодию на ноте «соль», значит – это «соль мажор» (G major), а если все закончилось весьма грустно и тоже на ноте «соль», значит это тональность «соль минор» (G minor). Такое происходит часто, но не всегда. И тогда если, после такой попытки вы обнаружили, что с тональностью не угадали, смотрите следующие варианты определения тональности.

На слух.

Еще очень надежный и проверенный временем способ определения тональности - «на слух». Это конечно, банально, и большинству читателей именно этот способ и приходит на ум. Но существует немалое количество других читателей, которые твердо заявят, что им не подходит данный способ определения тональности (ибо слух их иногда мощно подводит). В любом случае, читаем этот абзац до конца и определяем, насколько именно такой способ определения тональности подходит конкретно под ваши задачи. В случае чего, переходим читать следующие способы.

Математически.

По аккордам.


Техники гармонического сведения для диджеев.

Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля — это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник.
Как известно, хороший микс — это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий?
Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие.

Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом.
Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто :)

В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы — неприятно звучащие сочетания тонов.
Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов.

Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями.

Колесо камелота

Колесо камелота

Базовое гармоническое сведение

  • Без знаний музыкальной теории это точнее всего сделать с помощью специального софта (Mixed In Key, KeyFinder, Rapid Evolution и т.п.)
  • Посмотреть тональность на странице трека на Beatport
  • При знании музыкальной теории определить на слух
  • Самый быстрый способ, это автоматическое определение тональности встроенными в вашу диджейскую программу инструментами. Функция определения есть в Traktor Pro, Virtual DJ, Algoriddim Djay, некоторых менее популярных приложениях. Обычно ничего специально не надо делать, тональность определяется при общем анализе трека. Учтите, что встроенные инструменты часто допускают ошибки.

После определения мы увидим рядом с каждым треком обозначение вида номер и буква, где номер означает ступень, их 12, а буква - лад, их всего два. В случае с Mixed In Key, например, это A и B, встроенный же в Traktor Pro инструмент использует буквы m и d.

2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.
В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности — с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B.

Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления?
Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу — это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше.


В тракторе используйте функцию сортировки по тональности

Переход между ладами

Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию.

Простым вариантом является такой — оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.
Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично.


Дополненное колесо камелота

Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:

Пример для тональности с кодом 2A

Пример для тональности с кодом 2A

Ещё один метод


Он заключается в переходе с мажора на минор при сохранении тоники (ключевой ноты). Например, с Фа Мажор (F Major) на Фа Минор (F minor). На колесе у нас внутренний круг — это минор, а внешний — мажор.
  • Если вы в мажоре, вычтите 3 из номера и поменяйте букву, например из 7B в 4A
  • Если вы в миноре, прибавьте 3 к номеру и поменяйте букву, например из 10A в 1B (13 у нас нет, так что приходим по кругу к единице).

Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов.
Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его.

Сведение с эмоциональным подъёмом


Возможно, вы слышали этот приём, называемый транспозицией, в популярных песнях — чаще всего последняя часть песни поднимается выше на полтона или тон. Обычно, это производит эффект эмоционального подъёма и разгона.
Давайте разберёмся, как свести два трека таким способом, используя уже привычное нам колесо:
  • Для подъёма на один полутон прибавьте 7 к тональности текущего трека
  • Для подъёма на два полутона (один тон) прибавьте 2 к тональности текущего трека.
Старайтесь свести как можно быстрее и будьте осторожны при длинных сводках — такой переход может создать много диссонансов. Обычно, подъём на два полутона работает лучше. Тем, кто знаком с сольфеджио, известно, что интервал под названием "большая секунда", состоящий из одного тона, является более благозвучным, чем "малая секунда", состоящий из одного полутона.


Сведение на коротком лупе

Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов.
Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.

Подводя итог, скажем — вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии.

Читайте также: