Как вести математику по скайпу

Обновлено: 04.07.2024

Опишем некоторые идеи для проведения дистанционного взаимодействия с учащимися при изучении математики. Одним из основных цифровых инструментов в этом описании является программа для проведения онлайн конференций zoom. Сегодня этот сервис широко известен педагогическим работникам.

При проведении дистанционных занятий по математике необходимо писать математические выражения, поэтому недостаточно демонстрировать презентацию и дополнять ее пояснениями, по крайней мере, подготовка такой презентации займет много времени – надо набрать все формулы, подготовить чертежи.

Приемлемым вариантом является использование комбинации «Zoom+Документ камера»

Я использовал документ-камеру, представленную на рисунке. Эта камера достаточно дорогая, поэтому закупить ее может только организация.

Запись математических выражений проводится на листе бумаги, расположенном под документ-камерой. При этом качество картинки зависит от освещения, меняется резкость и т.п.

Заменить документ камеру можно смартфоном. При этом в zoom подключается отдельно ноутбук (компьютер) и смартфон. Смартфон играет роль документ-камеры. Он располагается на штативе над листом бумаги, на котором ведется запись математических выражений. Такую же конструкцию может использовать учащийся у себя. В этом случае эффективно организуется обратная связь.

Другие способы (не требующие существенных технических действий со стороны учащегося): учитель пишет под диктовку ученика решение задания; ученик пишет решение у себя на бумаге, фотографирует и отправляет изображение через какой-нибудь мессенджер, например, WhatsApp.

Я пользовался документ-камерой для проведения онлайн занятий с учащимися до тех пор, пока не приобрел графический планшет. После этого я полностью отказался от документ-камеры. Настольный графический планшет имеет темную поверхность. То, что пишешь, можно увидеть только на экране монитора, поэтому казалось, что учится нормально писать на таком устройстве долго. Ну а интерактивные графические планшеты достаточно дорогие.

После просмотра обучающих видео « Преподавание в цифровой среде », а конкретно, видео про использование графического планшета, я решил попробовать использовать описанный там планшет (WACOM One Medium CTL-672, А5). Оказалось, что это очень удобный инструмент и не очень дорогой (на момент покупки он обошелся примерно в 5,5 т.р.)

В итоге для работы я стал использовать цифровую записную книжку MS OneNote, которая входит в состав Microsoft Office (рис.4).

В программе MS OneNote писать на графическом планшете оказалось легко, почерк приемлемый, удобно использовать разные цвета для пера. Назовем это первым достоинством программы.

Встроенные графические инструменты позволяют легко рисовать простые фигуры, например, тригонометрический круг. Это второе достоинство программы.

Все записи можно сохранить в формате pdf («Сохранить как» и выбрать формат pdf) и передать учащимся конспект занятия. Это третье достоинство программы. Небольшим недостатком является то, что при сохранении в формате pdf разбиением на страницы управлять очень трудно (или я не понял, как это можно сделать), программа это делает сама, иногда разрыв появляется в неудобном месте. Но наличие электронного конспекта лучше, чем его отсутствие.

В рабочую область программы легко вставлять графические изображения. Это четвертое достоинство программы.

Отдельно опишу простой алгоритм вставки графического изображения:

- открываем на экране необходимое изображение, например, условие задачи из сборника;

- нажимаем на клавиатуре клавишу PrintScreen;

- открываем графический редактор Paint;

- нажимаем Ctrl+V, в редактор вставляется снимок экрана;

- выделяем область, которую нужно вставить в конспект занятия и показать учащимся;

- открываем программу MS OneNote, устанавливаем курсор в нужном месте рабочей области программы и нажимаем Ctrl+V.

Это даже проще, чем вставлять изображение, сохраненное в виде отдельного файла на компьютере. Можно выполнить какие-нибудь выкладки в электронных таблицах, в программе динамической геометрии построить график функции и т.п., сделать скрин и вставить нужный рисунок в конспект занятия программы MS OneNote.

Важным этапом обучения является организация самостоятельной работы (СР) учащихся и проверка домашних заданий (заданий на СР). Это занятие отнимает у учителя много времени. Рассмотрим некоторые приемы проверки выполненных заданий и переданных на проверку в электронном виде.

Первый способ – фото выполненного задания (рис. 5).

Графический планшет в процессе проверки задания на СР может очень помочь. В том же графическом редакторе Paint с помощью него легко делать рукописные пометки (рис. 6).

Отдельно остановимся на программе для смартфона, которая эффективно заменяет фото рукописных решений и даже обычный стационарный сканер.

Это программа AdobeScan (рис. 7).

В указанной статье в самом начале приводится ссылка на инструкцию в формате pdf по установке и использованию программы, которую удобно переслать учащимся, чтобы они начали ее использовать (ее можно скачать).

Основные достоинства программы AdobeScan:

- отсканированные изображения сохраняются в один многостраничный pdf файл;

- изображение (фото решений в тетради) получается чистым, белым , без черноты, его можно распечатать без дополнительных затрат тонера;

Очень удобно, когда учащиеся используют эту программу для отправки учителю домашнего задания, осваивают они ее быстро.

На рис. 7 показан фрагмент домашнего задания, которое учащийся отсканировал в программе AdobeScan, учитель распечатал, сделал рукописные пометки, также отсканировал в программе AdobeScan и отправил ученику.

При использовании программы zoom для проведения дистанционных занятий обнаружилась ее интересная возможность создавать обучающие видео. Для этого открываем конференцию zoom (с одним участником - автором), включаем демонстрацию экрана – программу MS OneNote, включаем запись конференции на свой компьютер (рис. 8). Конференция организуется только для записи видео. По завершении объяснения конференция сразу завершается, видео конвертируется и открывается папка с видео файлом. Для записей математических выражений используем графический планшет.

Качество изображения получается приемлемым, ведь запись производится с экрана монитора. Может мешать (смущать) то, что без специального редактирования видео в ролик попадает вся область экрана, т.е. лишнее. Наибольшие претензии к качеству звука, он достаточно громкий, только есть небольшие посторонние шумы. В качестве видео «для своих» учащихся это очень приемлемый вариант. Для видео в открытом доступе звук все-таки не идеальный.

Также отметим, что любое редактирование видео приводит к существенному увеличению размера файла. По крайней мере, в тех видеоредакторах, которые я пробовал использовать. Это и дополнительные затраты времени. Хороший размер файла видимо дает именно сама программа zoom.

Здесь пример видео ролика, записанного таким способом.

Ну и в заключении отметим возможность использования графического планшета и программы MS OneNote для быстрой подготовки электронных учебных материалов. Вводить математические формулы с помощью редактора формул или LaTex все-таки долго, некоторые графические интерпретации трудно подготовить на компьютере. Например, показать графическое решение неравенства методом интервалов (рис.9).

С помощью графического планшета и встроенных инструментов рисования в программе MS OneNote вводим отдельные формулы, чертежи и по алгоритму копирования рисунка через редактор Paint (описан выше) вставляем в нужный документ, статью и т.д.

Примеры математических выражений и чертежей, подготовленных таким способом, можно посмотреть в статье " Неравенство ЕГЭ 2020 - решение тремя способами "

Дистанционные занятия пользуются все большей популярностью, однако, не всегда есть четкое представление о том, как же они организованы. Так как успешное обучение во многом зависит от взаимодействия с преподавателем, важно обеспечить интерактивность дистанционных занятий. В этом отношении видеосвязь обеспечивает аудио- и визуальное взаимодействие, а онлайн-доска — широкие возможности для совместной работы. Онлайн-доска — это сайт или приложение, позволяющее в режиме реального времени записывать теорию и правила, решать задание, строить график, заполнять таблицу и т. д. на общем рабочем поле. Сервисов онлайн-досок с различными возможностями довольно много, их функционал и удобство в использовании (а также стоимость) различаются. Из бесплатных или условно бесплатных наиболее популярны Realtimeboard и Idroo.

Как выглядит рабочая онлайн-доска


Рабочая доска Idroo: работает нестабильно, имеет бесконечную рабочую область, функционал ограниченный, но есть возможность набирать формулы, что требует дополнительного времени.


Рабочая доска Realtimeboard: стабильная, имеет бесконечную рабочую область, есть необходимые инструменты для письма, редактирования, построения графиков (вручную) и геометрических фигур. Может зависать, если добавить на нее слишком много графики, лечится удалением неактуальных изображений.

На изображении выше представлен пример совместной работы: параллельно с учеником мы строили график, сравнивали этапы построения и находили ошибки у себя и друг друга.

Следующий снимок онлайн-доски иллюстрирует процесс выполнения и проверки домашнего задания.


Выполнение и проверка домашнего задания на доске Realtimeboard

А здесь пример занятия по геометрии с ученицей 10-го класса.


Как организовать дистанционные занятия

Для дистанционных занятий необходимы базовые навыки работы с компьютером и следующее оборудование и программное обеспечение (на примере доски Realtimeboard):

Обычно перед первым занятием я провожу получасовой видеозвонок знакомства и проверки связи. Прошу заранее приобрести графический планшет, настроить оборудование и программы, потренироваться писать на онлайн-доске с помощью графического планшета. Для каждого ученика я создаю в сервисе Realtimeboard индивидуальную доску, на которой остаются все записи, сделанные на занятии, домашние задания и их выполнение. Однако я слышала о случаях, когда у преподавателя одна онлайн-доска на всех учеников, записи своего занятия не найти среди других, и доска периодически очищается. Здесь может помочь функция PrintScreen — снимок экрана с открытой доской и последующее сохранение на компьютере.

Скайп стал удобным инструментом обучения как для учеников, так и для преподавателя.

В ритме развития современных технологий видео уроки позволяют максимально комфортно и эффективно усваивать знания по любой школьной дисциплине.

как преподавать математику по скайпу

У репетиторов по математике, впервые осваивающих Скайп, могут возникнуть сложности, поскольку процесс этот новый и требует определенных наработок. Что нужно знать репетитору, решившему проводить онлайн обучение в Скайпе?

Советы репетиторам по математике по работе в Skype

Составление конспекта в подробностях по каждому видео уроку.

Занятия по скайпу должна быть аналогичной структуры, как у обычных уроков, преподаваемых в школе либо институте. До того, как состоится видео урок, учитель должен составить подробный конспект, в котором содержатся:

  • цель занятия;
  • перечень заданий (план делается расширенный и подробный);
  • задания для самостоятельного выполнения учеником.

Такой принцип актуален для каждого учителя, преподающего математику, физику, русский язык или другой предмет. Конспект позволяет грамотно и эффективно проводить уроки.

Составление подробного плана позволяет репетитору сократить срок подготовки к онлайн занятиям, а школьники получают знания в доступной и понятной форме.

Подбор материалов и методических пособий по математике. Обучение без материалов невозможно, в том числе и по Скайпу.

учить математику по скайпу

У преподавателя должен быть полный перечень методических пособий, пособий, подборка интернет-материалов. Кроме того, школьники и студенты также должны иметь доступ к таким материалам.

Это позволит избежать ситуации, когда ученик не смог выполнить домашнее задание из-за отсутствия учебника.

Много времени на повторение не нужно тратить, достаточно 10 минут.

Если после изучения прошлой тему у ученика остались «пробелы», нужно пометить себе и определить, необходимо ли вернуться к изученному материалу либо продолжить обучение.

Если не усвоена лишь незначительная часть темы, можно продолжить обучение по другим темам. Домашние задания необходимо проверять, даже выборочно. Это позволяет учителю контролировать процесс усвоения материала.


Традиционные методы преподавания, зарекомендовавшие себя многовековой практикой, в наши дни значительно усилены результатами развития современных технологий, связанных с новыми коммуникационными возможностями для общения ученика и преподавателя.

Сегодня с появлением всемирной сети интернет и развития соответствующего прикладного программного обеспечения (программой типа Скайп), нет необходимости организовывать личную встречу преподавателя и ученика. Она легко может состояться удаленно, как говорят, в режиме онлайн.

Существуют различные мнения о таком способе преподавания, но практика однозначно показывает, что эффективность таких занятий, проводимых удаленным способом, практически ничем не уступает классическим урокам, а по удобству (не нужна личная встреча) – значительно их превосходит.

Организация и планирование учебного процесса.

  1. Качественное обучение возможно только при регулярности занятий. Поэтому, во-первых, преподавателю нужно попытаться систематизировать процесс и для начала составить расписание. Именно расписание поможет репетитору организовывать учебный процесс, распланировать свой день и избежать незапланированных «окон», вызывающих потерю времени. При составлении расписания необходимо учесть время, достаточное для выполнения домашнего задания учеником.
  2. План онлайн-урока по математике должен включать в себя следующие мероприятия, которые отработаны в классической системе образования. Сначала проводится проверка материала, заданного на дом, затем происходит изучение новых тем, и в конце занятия полученные знания закрепляются на заранее тщательно подобранных практических примерах.
  3. Задания выдаются преподавателем в электронном виде. Поскольку возможности у каждого ученика неодинаковые, заданий необходимо подготовить побольше. Сложность этих примеров должна быть различной, чтобы можно было начинать с простого материала, постепенно переходя к более сложным уровням.
  4. Когда происходит изучение теоретического материала, то целесообразно послать на электронную почту ученика файл с соответствующей информацией, чтобы восприятие новой темы было более эффективным и ученику было легче. Еще более лучший способ для улучшения восприятия информации — это ее обработка в какой-либо программе и показ ее ученику через скайп, используя соответствующую функцию.
  5. Для демонстрации текстового файла лучше всего использовать редактор Microsoft Word. Если в новой теме присутствуют различные графики или диаграммы, есть таблицы и вычисления, то для показа такого материала хорошо подходит Microsoft Excel.
  6. Существуют и другие программные продукты, но эти используются чаще всего. Для того, чтобы продемонстрировать различные математические операции или при необходимости нарисовать какие-либо рисунки, объясняющие материал, то в интернете для этих целей существует большое количество сервисов. Фактически эти сервисы предоставляют инструменты для изложения материала в максимальном приближении к классическому виду. Так называемые интерактивные доски.

Кстати, перед началом практической работы по обучению математики при помощи скайпа, можно просмотреть подобные примеры в интернете.


Что требуется для подготовки к урокам по скайпу

Понятно, что без наличия интернета сама идея просто не осуществится. Значит, необходимо обладать техникой, которая позволит его получить и использовать.

Это, конечно, компьютер, который либо подключен к сети интернет через кабель, либо работает от wi-fi, хороший чувствительный микрофон и наушники или акустические колонки.

Читайте также: