Как выбрать шахматный компьютер

Обновлено: 03.07.2024

На написание этого обзора натолкнул пост «Секрет древней игры го. Почему компьютер до сих пор не обыграл человека?», опубликованный 25 мая. В самом посте, и, тем более, в комментариях, было много сказано по поводу компьютерных шахмат вообще и матча Deep Blue — Каспаров (1997) в частности. Понятно, что сейчас, спустя уже без малого двадцать лет, мало кому интересны все подробности того матча: компьютеры развиваются с колоссальной скоростью, современные смартфоны легко дадут фору компьютерам того времени, да и возможно, сами шахматы несколько утратили популярность последнее время — по каким причинам — это уже тема отдельного разговора.

Впрочем, некоторые подробности, судя по всему, действительно неизвестны, а подробности эти таковы, что заголовки о “падении последнего интеллектуального бастиона” — не более, чем газетный прием, ибо случившийся по итогам матча, по сути, скандал, в силу своей шахматной специфичности вряд ли был бы интересен широкой публике. Нет, я, несмотря на то, что всегда являлся поклонником Гарри Кимовича Каспарова (исключительно в шахматном плане), не собираюсь его оправдывать за то поражение и пытаться доказать, что все было совсем не так, как сейчас общеизвестно. И уж тем более целью не является опровержение некоторых комментариев на шахматную тему к посту хабраюзера alizar. Единственная цель — рассказать некоторые подробности того, что именно произошло в Нью-Йорке в начале мая 1997 года, и почему результат этого противостояния, по мнению автора, на самом деле никому ничего не доказал.

Сразу оговорюсь: автор не является высококвалифицированным шахматистом. Возможно, некоторые, чисто шахматные моменты в данном материале, могут быть раскритикованы людьми, занимающимися шахматами профессионально. Также, увы, автор не силен ни в теории игр, ни в шахматном программировании, и попытается лишь высказать мнение частично шахматиста, частично знакомого с компьютерами, а не создать Всемирную и всемерную энциклопедию Шахматного Программирования.

Недостаточно быть хорошим игроком; вы также должны хорошо играть
(З.Тарраш)

История шахматного программирования началась, по сути, сразу же с обычным программированием. Искусственный интеллект, возможность его создания, волновали людей издавна, и программируемая вычислительная техника оказалась более подходящим средством для поиска такой возможности, чем человек, который обыгрывал Наполеона, сидя в тумбочке. Первые шахматные программы были, впрочем, соперниками лишь друг другу: в силу огромного количества вариантов шахматных партий, речи о полном переборе не было, и нет, кстати, и по сей день. (И не предвидится (с) Швондер.) Это не мешало шахматным программам периодически удивлять профессиональных шахматистов как неожиданно лучшими ходами (что объясняется в первую очередь тем, что форсированные варианты компьютер считает все же быстрее и точнее), так и внезапными просмотрами мата в пару-тройку ходов ради спасения ферзя. Однако, если в тактике даже сравнительно слабые компьютеры были вполне себе сильны, то вот в позиционной игре все было очень печально — если еще как-то можно было научить программу, что ферзь дороже пешки (что в некоторых случаях приводило к вышеупомянутым просмотрам мата), то научить оценке позиции, на которой, собственно, вся партия и держится, возможным не представлялось. Это и неудивительно — правильная оценка позиции — это задача непростая даже для шахматистов-разрядников, единого рецепта нет, даже две практически одинаковые позиции, отличающиеся лишь положением одной пешки, могут иметь противоположные оценки.

С течением времени, впрочем, прогресс стал брать свое. Дебютные библиотеки позволили программам не “плавать” в начальной стадии партии — такие “плавания” нередко приводили к окончанию партии еще в дебюте — все же, несколько столетий опыта и рост дебютной теории с начала ХХ века давали человеку немалую фору. Дебютные библиотеки эту фору не просто устранили — в отличие от человека, компьютер теперь мог разыграть абсолютно любой дебют, уйти от любой дебютной ловушки, да и сам, соответственно, мог в любую ловушку поймать! Шахматистов, знающих все дебюты, не бывает — есть понятие “дебютный репертуар” — это некоторое количество начал, использующихся шахматистом. Человек может этот репертуар расширять, пополнять, готовить, например, новые дебюты к новому турниру, но с появлением у компьютеров в памяти дебютной энциклопедии человек стал проигрывать в этом компоненте. Кстати, фора тут вышла двойная: в отличие от компьютера, который по сути, играет по дебютной библиотеке, человек в ходе партии подсмотреть в дебютную энциклопедию не может. Единственный вариант уравнять тут шансы — неправильные начала, не внесенные в энциклопедии, причем, максимум шансы получится именно уравнять — человек ведь также не имеет возможности применить багаж своих дебютных знаний.

Надо сказать, что проблема дебютных знаний и их чрезмерной распространенности и доступности волновала и самих шахматистов. Так, совершенно нормальными в профессиональных шахматах стали ситуации, когда игроки сделали по 30-40 ходов, и ничего нового в них не было — все эти ходы уже были в другой партии. (Тут, конечно, дело касается не только дебюта, но, как правило, такие ситуации были связаны в первую очередь с дебютными спорами, и некий вариант мог отстаиваться и в глубоком миттельшпиле, и даже в эндшпиле!) Либо ситуации из партий гросс- и супергросс- мейстеров — партия до 20 ходов, обычно — 16-18, все “из книжки” и соглашение на ничью — потому что позиция теоретически ничейна. Спасением виделись Шахматы Фишера, они же Шахматы-960, где фигуры в начальной позиции могут располагаться произвольным образом. Увы (или к счастью?), обычные шахматы этот вариант вытеснить не смог. Почему — сказать сложно, но рискну предположить, что профессиональным шахматистам он не был вполне интересен, им и в стоковых дебютах хватало, чем заняться, а остальным — не давал никаких преимуществ — см. комментарий Каспарова. В самом деле, дебютные принципы не поменялись — “развивай фигуры как можно быстрее и безопаснее и мешай делать то же самое сопернику”, и тот, кто эти принципы понимал в стандартных шахматах — не перестал их понимать и в фишеровских, а кто двигал фигуры исключительно по памяти из справочника и при любом отклонении впадал в панику — стал в эту самую панику впадать гораздо быстрее, на 2-3 ходу.

Гораздо лучше в теории дела обстояли с эндшпилем. Особенно с малофигурными окончаниями — чем меньше фигур — тем лучше. Такие ситуации, в отличие от дебютов, просчитывались куда как проще: фигур-то гораздо меньше! Да и ограничения по количеству ходов способствовали (см. Правило 50 ходов). Так или иначе, компьютеры получили возможность пользоваться Эндшпильными таблицами Налимова и это, пожалуй было еще большей победой, нежели дебютные библиотеки. Впрочем, человек тут имел свои козыри — например то, что множество вариантов шахматных окончаний можно было играть, практически не считая варианты, а пользуясь известными алгоритмами, самый знаменитый пример (первый этюд, вероятность возникновения подобных мотивов в реальной партии достаточно высока).

А вот в миттельшпиле человек оставался хозяином положения. Да, совершенствовались алгоритмы для оценки позиции, да, компьютеры считали все дальше и глубже, но оставалось одно, то, из-за чего компьютеры так пока что и не стали ни писателями, ни композиторами: план. Если в дебюте компьютер мог двигать фигуры исключительно “по книжке”, а в эндшпиле — придерживаться неких алгоритмов, то с планом были трудности. Да, очевидно, если при оценке позиции машина находила у соперника слабые места — то могла делать ходы, направленные на их использование. Если слабые места были у машины — то она могла предпринимать действия для защиты. Однако, живой шахматист не будет руководствоваться только своим планом — он попытается определить планы соперника. Замечательная задача для ИИ. Вот только выполнимая ли?

В 1996 году представители компании IBM предложили Гарри Каспарову сыграть матч против их шахматной программы «Дип Блю» с призовым фондом в $500 тыс. «Дип Блю» — суперкомпьютер на базе системы RS6000, состоящий из 32 узлов, каждый из которых состоял из 512 процессоров, аппаратно оптимизированных для шахматной программы. Производительность «Дип Блю» соответствовала 11,38 GFLOPS, и компьютер мог оценивать до 200 млн позиций в секунду (Википедия).

Тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров всегда считал свое занятие прежде всего творчеством. То есть, тем, что машине недоступно и не будет доступно никогда. Каспаров говорил:

“Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять самую лучшую музыку, писать самые лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту своим долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу.”

По иронии судьбы, именно Каспаров стал первым чемпионом мира, проигравшим компьютеру. Первая же партия матча Deep Blue — Каспаров (Филадельфия, февраль 1996 г.) принесла сенсацию — Чемпион Мира повержен машиной. Увы для поклонников ИИ — уже во второй партии чемпион мира реваншировался, а после еще двух партий, завершившихся вничью, выиграл дважды, доказав таким образом, что чемпион мира — это чемпион мира. Все же, было уже понятно, что компьютерные шахматы — это реальная сила, и что во втором матче, который IBM предложила спустя чуть более года, чемпиону-человеку придется постараться, чтобы защитить человеческую расу.

Второй матч Каспарова с “Темно-синим” начался, наверное, даже с огорчительного для любителей интриги результата — Каспаров выиграл белыми легко, избрав неправильное начало (точнее, этот дебют вполне можно классифицировать, как Дебют Рети). Казалось, все ясно, идея Каспарова проста — лишить соперника первого козыря, дебютной библиотеки, и играть просто в шахматы, что машине не дано. Конечно, отойти от теории при игре черными гораздо сложнее, тон ведь задают белые, и тут Каспаров, вероятно, надеялся на Испанскую партию, ту самую, которую в количестве восемнадцати штук играл сам Остап Бендер — старинный дебют, где отыграть по книжке сам дебют мало, надо уметь играть миттельшпиль. И тут-то и началось.

Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение
(И.Ильф)

Итак, сначала — только игровые факты. Партии игрались с контролем 2 часа на 40 ходов (классический контроль времени). Играя черными, Каспаров попытался оживить позицию с помощью жертв, машина эти жертвы отклонила, и в итоге, чемпион мира, оказавшийся в сложнейшей позиции, сдался. Все просто и ясно. Далее часть описания и цитат заимствована отсюда (там же можно посмотреть всю партию №2), часть — описана автором.

По мнению чемпиона, первый звоночек прозвенел на 35 ходу — суперкомпьютер, до этого тративший не более трех минут на ход, задумался на четверть часа. Еще шесть минут — над следующим ходом. Результат был еще более неожиданным — компьютер отклоняет жертву пешек черными.

По условиям, после каждой партии IBM предоставляла распечатки анализов, которые компьютер производил во время каждой партии. По словам Каспарова, вариант, избранный машиной, ей же был оценен, как неясный, в отличие от принятия жертвы, которое машина оценивала как выгодное для себя. “Очень мило. Мы имеем дело с уникальным событием, Машина отказывается от выигрыша трех пешек, потому что ей якобы “неясно” — Г.Каспаров.

Партия продолжалась, и двигалась к логическому финалу, который в конце концов и наступил — Каспаров сдался. Однако чудеса на этом не закончились. Как выяснилось практически сразу — чемпион мира сдался в ничейной позиции. Казалось бы, обвинять тут некого, кроме самого потерпевшего. Но все не так просто. Каспаров сдался, просто поверив, что машина непогрешима. И ошибся. Своим последним ходом в партии машина допустила грубейшую тактическую ошибку, после чего черные могли закончить партию вничью. Удивление Каспарова после партии вполне понятно: машина, нашедшая сильнейший позиционный ход, который оказался не под силу даже многим белковым шахматистам, то есть, обошедшая людей на их же территории — в позиционной игре, тут же проиграла на своей территории, где она не может ошибаться — допустив элементарный тактический зевок?

Эти вопросы до сих пор остаются вопросами, а матч, тем не менее, продолжался. Три партии завершились вничью. Была ли шестая партия для Каспарова своеобразным финалом? Финалом в матче за честь и ум человеческой расы.

В шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним
(С.Тартаковер)

Пожалуй, с точки зрения компьютерных шахмат, в шестой партии не произошло ничего интересного. Вопросы в этой партии в основном к чемпиону мира — каким образом он мог сделать ход 7.… h6? Компьютер тут же пожертвовал коня и позиция черных покатилась под откос. После 19-го хода белых Каспаров сдался. Единственное его достижение в данной партии — это то, что официально она не стала самым быстрым поражением в его карьере — шахматные статистики не учитывают партии человека с компьютером. Хотя формально, как вы поняли, это именно такая партия.

Дальше было менее интересно — якобы, IBM отказалась предоставлять логи анализов этой партии, что, судя по всему, неправда (см. ссылки внизу), а предложение Каспарова сыграть еще один матч было встречено корпорацией оригинально — герой матча (Deep Blue) был демонтирован и сдан в утильмузей. Впрочем, это как раз легко объяснить тем, что так или иначе, но чемпион мира был побежден, цель достигнута, а выкладывать еще раз круглую сумму для утешения Каспарова в IBM как-то не очень хотели.

И все же, что доказали эти матчи? Что человек повержен? Если брать оба матча Каспарова с DB — то счет остался в пользу Каспарова — 6,5-5,5. Если даже брать только второй — то во-первых, наверное, статистически результат 2-1 в пользу одной стороны (без учета ничьих) ничего не доказывает. Во-вторых, поражение Каспарова в шестой партии — из-за явного зевка — вряд ли на основании такой грубейшей ошибки (я молчу про сдачу Каспаровым второй партии в ничейной позиции) можно доказывать силу шахматной программы.

После переезда Deep Blue в музей, люди, разумеется, не перестали играть в шахматы с компьютером. Однако, о подобных матчах вообще не слышно, гроссмейстеры теперь предпочитают более экзотические виды использования компьютера. Может, ведущие гроссмейстеры просто боятся поражений от машины? Почему тогда владельцы суперкомпьютеров, авторы мощных шахматных программ, не заявляют, мол, вот мы предложили матч, а чемпион мира отказался? Скорее всего дело действительно в падении интереса к шахматам, интереснее сейчас ставить другие задачи перед ИИ, а поражение от машины в шахматы, пусть даже и чемпиона мира — кому оно интересно, ведь “уже давно машина выиграла у чемпиона мира”.

shahava

Историки знают о шахматах примерно с І века нашей эры. И уже тогда это занятие было не для всех. Считалось, что шахматы были придуманы как имитация военных сражений и доступны они были только высокопоставленным чинам. Прошло два тысячелетия, а шахматы по-прежнему остаются элитарным спортом. Возможно, именно для того, чтобы всегда иметь под рукой достойного соперника был придуман в 1769 году «Механический турок» – первый шахматный автомат для королевы Марии-Терезии. Правда, автоматом назвать его сложно, так как ходы делал человек, находящийся в нем.

История шахматного компьютера

К идее создания устройства для игры в шахматы ученые возвращались часто. Впервые о шахматном программировании заявил американский математик Клод Шеннон в 1951 году. Он находил создание программы, способной играть в шахматы, интересным вопросом для исследования, но ставил под сомнение практическую нужность этого изобретения. В 1957 году была создана первая полноценная программа для игры с участием всех фигур. Это был большой прорыв в области программирования, но не в шахматном спорте, так как компьютеры проигрывали человеку.

В 1994 году суперкомпьютер IBM Deep Blue обыграл действующего чемпиона Гарри Каспарова. Позже советский гений взял реванш, но о противостоянии легенды шахматного мира и суперкомпьютера говорили еще очень долго.

Каспаров против IBM Deep Blue

Скандальные события привлекли большое внимание к этому виду спорта, а на рынке появились специальные шахматные компьютеры. Эти устройства стали активно применять спортсмены для разбора партий и расчетов ходов и любители как развлечение.

Шахматный компьютер чаще всего представляет собой стандартное шахматное полотно, соединенное с дисплеем и датчиками выполнения игровых манипуляций.

В зависимости от размеров и конструкции различают три типа шахматных компьютеров:

  1. Настольный (включает шахматную доску с фигурами и электронный дисплей. При игре шахматист передвигает свои фигуры и фигуры «соперника»)
  2. Карманный (электронное устройство компактных размеров с сенсорным экраном, на который выводится игровое поле с фигурами. Ходы выполняются касанием пальца либо стилуса)
  3. Смешанный (по конструкции напоминает настольный шахматный компьютер, но имеет меньшие размеры).

Плюсы использования шахматного компьютера

Сторонники этих устройств непременно отмечают плюсы использования устройств:

  • Максимальна приближенность к классическим шахматам. В отличие от обезличенных компьютерных программ, шахматист видит объемную картину поля, передвигает реальные фигуры.
  • Возможность освоить шахматную грамоту, не выходя из дома. Память компьютера содержит несколько тысяч полуходов. Устройство определяет лучший ход, показывает глубину перебора, считает время до окончания партии. Благодаря функции «Тренер», компьютер следит, чтобы ходы выполнялись верно и предупреждает об ошибке.
  • Функция обучения полезна в первую очередь для новичков. Компьютер не просто указывает на допущенные ошибки, а содержит справочник с пояснениями.
  • Подбор «соперника» нужного уровня мастерства. Выбор состоит из нескольких десятков уровней сложности. Самый легкий для новичков, самый сложный – уровень кандидата в мастера спорта, поэтому каждый сможет выбрать себе достойного «соперника».
  • Помощь в подготовке к турнирам. Компьютер, поможет разобрать сыгранные партии именитых шахматистов, повторить собственные, воспользовавшись функцией «сохраненных партий».
  • Решение задач. Игрок имеет возможность внести в компьютер задачу, которой ранее не было в базе. Устройство покажет все возможные решения или укажет на ошибку, если задача составлена некорректно.
  • Опыт. Начинающий шахматист, тренируясь с компьютером, обладает полезной информацией, что положительно сказывается на скорости приобретения опыта и роста спортсмена. Об этом говорил ещё Гарри Каспаров.

Человек против компьютера

Минусы использования шахматного компьютера

При всем спектре полезных свойств компьютера определенные недостатки этих устройств все же имеются:

  • Ограниченное количество дебютов, заложенных в память компьютера, в то время как, например, онлайн-игроки имеют доступ к открытым шахматным базам, которые будут на порядок шире.
  • Невозможность обновления программы. Если игрок исчерпал возможности своего устройства, то ему придется приобрести новый, более мощный компьютер, так как обновление программы не предусмотрено.
  • Игра против искусственного интеллекта. Стиль игры компьютера зависит от той базы, которая в него вложена разработчиками, и не отличается гибкостью. Это нужно учитывать при выборе устройства.
  • Неспособность компьютера к риску. Машина ведет математические расчеты по заданным схемам и не способна к позиционным жертвам.
  • Высокая цена при ограниченной функциональности. Устройство для игры в шахматы – удовольствие не из дешевых. Можно с меньшими затратами или бесплатно получить все те же опции, воспользовавшись специальными интернет-приложениями.

Вывод

С развитием компьютерных технологий шахматный компьютер во многом можно считать детской забавой, так как даже самое мощное устройство уступит шахматной программе. Выбирая этот способ игры, заранее соглашаешься со стилем, заложенным в машине.

Но устройство идеально подойдет новичкам, желающим освоить шахматную науку, любителям, которым важно видеть доску и держать реальные фигуры в руках, спортсменам в качестве тренажера.

Рекомендации

Чтобы компьютер качественно выполнял функции тренажёра и опытного тренера, он должен обладать достаточной мощностью и быть удобным для конкретного игрока. Большинство современных компьютеров можно настроить с учетом уровня мастерства, стиля игры и глубины обработки данных. Для максимального соответствия при выборе устройства стоит иметь ответы на несколько вопросов, которые помогут определиться с нужной моделью:

  1. Кто будет играть на нем: новичок, любитель или профессионал?
  2. Как часто он будет использоваться?
  3. Какие цели приоритетные: освоение игры, тренировка или анализ?

Как альтернативу можно рассмотреть использование шахматных программ, которые устанавливаются на компьютер или смартфон.

Компьютер для работы с шахматными программами

Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают.

© Хабнер

Приветствую Вас, читатель и гость моего сайта. Более двух лет я не обновлял сборки шахматных компьютеров, потому что не выходило ничего нового в плане вычислительных мощностей, пока мир не увидел Threadripper.

В основе этой сборке монструозный процессор AMD Ryzen Threadripper 2990WX c 32 реальными вычислительными ядрами под крышкой. 64 потока. 64! Потока! В! Одном! Процессоре!

Собственно, за годы работы у меня сформировался пул клиентов так или иначе связанных с шахматами. Однажды я даже был в гостях у великого Юрия Львовича Авербаха, но довольно лирики, сегодня мы собираем мощный компьютер для шахматных программ, способный решать шахматные задачи с невероятной скоростью.

Задача — сборка компьютера для вычислений в области шахматных задач и работе в шахматных программах, типа ChessBase, Chess Assistant и т.п. Важна максимальная тишина при работе, так как компьютер будет считать преимущественно ночью.

Прежде всего хочу напомнить, что все сборки без исключения индивидуальны, каждый случай я рассматриваю отдельно, каждую конфигурацию прорабатываю лично. Здесь мы видим лишь один из вариантов конфигураций.

Подробная комплектация сборки:

Материнская плата Gigabyte X399 AORUS PRO

Сборка шахматного компьютера в фото



По традиции комплектующие в коробочках перед началом работы

Красавец-процессор

Красавец-процессор. Комплектация богатая: переходник для многих СВО, отвёртка, книжечки и прочее


Спустя несколько минут ставлю СВО и готовлю к установке SSD и память


Устанавливаю SSD и память на плату. Приятно, что этот Plextor идёт сразу с охлаждением, потмоу что производитель платы пожадничал на радиаторе SSD.

Разобранный блок питания COUGAR CMX850 без крышки

Блок питания пришлось разобрать для замены вентилятора, потому что даже без нагрузки он стучал подшипником. Не знаю, партия это такая или мне банально попался бракованный экземпляр. В итоге я отключил штатный вентиль и вместо него установил NZXT на 140 мм., который запитал от 4-pin на материнской плате. Зависимость оборотов настроил от процессора, ведь чем выше нагрев камня, тем больше нагрузка и на БП.


Спустя время устанавливаю комплектующие в компьютер. Система охлаждения процессора нагнетает прохладный воздух внутрь корпуса, а верхние и задний вентиляторы выталкивают уже нагретый воздух за его пределы

Задняя стенка корпуса

В отличие от конкурентов, никогда не стеснялся показывать заднюю стенку корпуса, где уложены кабели

Компьютер для шахматных задач

Красавец! Осталось отключить подсветку, чтобы заказчик мог работать ночью и спать при включённом компьютере

Компьютер для работы с шахматными программами

Обратите внимание, я повесил дополнительное охлаждение на зону VRM материнской платы

Вычисления в ChessBase

Вычисления в программе ChessBase 12 (случайная партия, случайный ход) с подключённым движком Stockfish. Интересно, что если увеличивать одновременные вычисления, количество kN/s не уменьшается, что в грубой теории подтверждает возможность запуска 32 параллельных расчётов без потери производительности.

Здесь я должен подвести итог, но итога не будет. Вы сами видели выше, на что способен этот процессор. Причём именно в вычислениях шахматных партий этот процессор на момент публикации статьи является самым мощным в мире!

Вы тоже можете стать довольным обладателем мощного компьютера, собранного вручную, заказав у меня персональную сборку. Получите компьютер, о котором мечтаете прямо сейчас!

Будни сервис-инженера и ещё фотографии по сборкам в моей ленте в Instagram, общение, ответы на вопросы на наших страничках ВКонтакте и Фейсбук или на Youtube. В VK вообще интересно, там фотки появляются раньше всего, а ещё я там со всеми общаюсь, отвечаю на вопросы и консультирую. Больше всего контента о непростых буднях айтишника в моей группе в Телеграмм (а ещё там фотки косплеерш и много авторского контента)
Подписывайтесь, где Вам удобно. У меня адекватный фидбэк.

6 комментариев

Самый мощный проц серии трейдрипер 3990 с 64 ядрами. Правда стоит он столько, что годится только если будет хотя бы косвенно приносить доход.

Сколько по стоимости такая сборка?

PulsePC, привет! А как ты выводишь мониторинг температуры, датчиков и тд в синей панели справа? Через Аида64? Объясни пожалуйста, спасибо.

Здравствуйте.
AIDA64 / Файл / Настройки / Мониторинг Температуры / OSD


build_computer_PulsePC.ru_022_Houdini_PRO

build_computer_PulsePC.ru_023_Houdini_PRO

Показатель линейного чтения SSD

build_computer_PulsePC.ru_024_Aida64_test

Показатели температурных датчиков при 100% нагрузке. Видно, что Corsair H105 прекрасно справляется со своей работой

build_computer_PulsePC.ru_025_Aida64_test

Показатели CPU-Z

build_computer_PulsePC.ru_027_CPU-Z_test

Но не будем забегать вперёд. По традиции приношу свои извинения за плохое качество фото. Когда-нибудь я куплю себе штатив, но это уже другая история =)

Подробное описание комплектующих:

Во так выглядит компьютер изначально

build_computer_PulsePC.ru_001

Процессор был OEM

build_computer_PulsePC.ru_002_Intel_Core_i7_5960X_CostaRica

Богатая комплектация материнской платы

build_computer_PulsePC.ru_003_Asus_X99_Deluxe

Огромное количество всех необходимых мелочей

build_computer_PulsePC.ru_004

Фирменная наклейка на сокет

build_computer_PulsePC.ru_005_Socket_2011-3

DDR4. Это моя первая сборка на DDR4

build_computer_PulsePC.ru_006_DDR4

build_computer_PulsePC.ru_007_Socket_2011-3

Вставляю процессор в сокет

build_computer_PulsePC.ru_009

Корпус ждёт своего часа

build_computer_PulsePC.ru_010_Fractal_Design_Core_3500

В корпусе от FractalDesign снова встроенный реобас, что не может не радовать

build_computer_PulsePC.ru_011

Охлаждение оснащается множеством болтов и крпелений

build_computer_PulsePC.ru_012

Длинная радиаторная решётка

build_computer_PulsePC.ru_013_Corsair_H105

На LGA2011-3 ставится элементарно, достаточно вкрутить 4 болта на крепление и можно сажать помпу

Читайте также: