Как выучить компьютерную технику для работы консультантом

Обновлено: 03.07.2024

Вы обращали внимание, что некоторые ваши знакомые или коллеги лучше других разбираются в компьютерных технологиях и программах. Возможно, вы наблюдали, как они начинают разбираться с незнакомой программой и уже через 5 минут готовы рассказать и показать, как ею пользоваться. Изучение компьютерных программ может показаться сложным процессом, но если знать принципы работы всех компьютерных программ, то освоить функционал каждой новой программы становится под силу каждому пользователю персонального компьютера, независимо от возраста и пола.

И на самом деле здесь нет никакого секрета. Всё дело в том, что люди более опытные, кто работает с компьютером не первый год, используют свои знания и опыт работы с другими программами при изучении новых. Здесь важно понимать общие принципы и тогда любая программа будет для вас, как открытая книга.

Совет №1: Обращайте внимание на подсказки компьютерных программ

Все программы имеют схожие принципы установки и работы. Если вы разобрались с одной программой, то сможете освоить и многие другие. Конечно, есть сложные, специализированные программы, которые потребуют большего времени, но и они вам по силам.

Совет №2: Подмечайте сходство и используйте эти знания в новых программах

В большинстве программ присутствуют пункты меню «Файл», «Редактировать/Правка», «Справка» и они обычно находятся в одном и том же месте: в верхней части экрана либо в виде выпадающего меню или на ленте, как в Microsoft Office.

пример пунктов меню

Более того, эти пункты меню даже содержат схожие инструменты для работы. Так что если вы знаете, что в одной программе «Печать» и «Сохранить» есть в пункте «Файл», вы наверняка найдёте эти инструменты в том же месте и в других программах.

Даже если вы переходите с ПК на Мак, или наоборот, знакомые сочетания клавиш будут похожи. Просто необходимо использовать клавишу Command на Mac на Ctrl на ПК. Например, чтобы скопировать информацию в буфер обмена нужно нажать Ctrl+C на ПК; а на Mac, это Command+С.

интерфейс программы

Так, знакомство с пунктами меню позволит ознакомиться с настройками программы и узнать об инструментах, которые не отображаются в панели, но вы всегда можете их туда добавить. Это поможет обеспечить удобную и комфортную работу с компьютерной программой.

Совет №3: Используйте справку

Большинство разработчиков программного обеспечения знают, что у многих пользователей будут возникать вопросы о том, как использовать функции программы, именно поэтому они включают в программу встроенную справку.

Как правило, вы можете открыть руководство по программе через пункт меню «Справка/Помощь» или нажав клавишу F1.

Обычно в справке содержится информация о программе, руководство пользователя, ответы по решению наиболее частых проблем и ответы на вопросы. Некоторые программы поддерживают онлайн-справку, которая постоянно обновляется и дополняется вместе с программой.

Помните, если что-то непонятно для вас, это, вероятно, вызывает вопросы и у других пользователей, так что раздел «Справка/Помощь» должен обладать ответами на многие вопросы.

справка ms word

Совет №4: Интернет вам в помощь

Если вы не нашли ответ в помощи по программе, попробуйте поискать решение в поисковой системе Яндекс или Гугл. Сегодня в интернете можно найти информацию даже по самым сложным и редким компьютерным программам. А для большинства есть подробные руководства и пошаговые инструкции, и даже видеоуроки на YouTube.

Достаточно лишь начать формулировать вопрос, и поисковая система сама подскажет, что уже искали другие пользователи и поможет найти ответ на ваш вопрос.

поисковые подсказки

Вывод



Содержание:

Что изучим

Основы компьютерной грамотности – это знание устройства ПК и принципов его работы, умение управлять функциональными элементами операционной системы для достижения конкретных целей. Поэтому сегодня я расскажу:

  1. Что за чудо-машина, из чего состоит и как работает (очень вкратце).
  2. Как включить и выключить компьютер, подозреваю, что вы это умеете, но раз уж материал для начинающих от а до я, то стоит указать и это.
  3. Что такое рабочий стол, панель задач, папки, иконки и значки, как сменить заставку, добавить или удалить ярлыки.
  4. О «Панели задач» и меню «Пуск».
  5. Что такое файл и его разрешение.
  6. Как создавать, удалять, открывать для просмотра, копировать, вырезать и вставлять элементы.
  7. О программах и их возможностях.
  8. Что делать, если компьютер завис.

Этой информации достаточно для того, чтобы освоить компьютерные азы самостоятельно любому человеку, как подростку или его инициативному родителю, желающему идти в ногу со временем, так и любознательному пенсионеру. Остальное – дело техники и мастерства, достигаемого в процессе работы. Итак, начнём.

Чудо-машина


Чтобы работать на компьютере, желательно знать, как он устроен. Первые чудо-машины были огромными, занимали собой целую комнату. Сегодня они миниатюрны и даже портативные (ноутбуки).


Стационарный ПК – это комплекс следующих элементов:

  1. Системный блок – визуально прямоугольная коробка, в которую спрятаны основные составляющие (подробнее ниже).
  2. Монитор – устройство с экраном для вывода изображения.
  3. Колонки – для вывода звука.
  4. Устройства управления – клавиатура, мышь, тачпад (встроенный аналог мыши в ноутбуке).
  5. Дополнительные устройства – камера, микрофон, наушники, принтеры, сканеры и так далее.

Все составляющие подключаются кабелями через специальные порты к системному блоку. Понять сходу, что в компьютере за что отвечает, бывает непросто, особенно пожилым людям, поэтому можно бесплатно пройти обучение работе на нём. Для этого не нужно куда-то идти. Просто посмотрите несколько видеоуроков по данной теме в интернете, например, вот этот.

Системный блок


Если открыть крышку системного блока, то можно увидеть кучу коробочек, плат и проводов. Это ключевые части ПК, без каждой из них машина функционировать не будет:

  1. Процессор – главная микросхема или «мозг» компьютера. Он-то и исполняет команды пользователя, руководя остальными компонентами.
  2. Память – ОЗУ (оперативная) и ПЗУ (постоянная). Первая используется для временного хранения рабочих файлов системы, вторая для размещения самой оперативной системы и хранения пользовательских данных. ПЗУ на экране ПК просматривается, как локальные диски C (традиционно системный) и D или G (пользовательский). К ПК также может быть подключена дополнительная память (флеш-карты и накопители). Она будет отображаться, как съёмный диск с некоей латинской буквой.
  3. Блок питания – снабжает системный блок энергией для запуска и работы.
  4. Видеокарта – отвечает за качество картинки, выводимой на экран.
  5. Материнская плата – это связующее звено между остальными частями, к которой они и подключены. Материнка обеспечивает их работу, как единого целого.

Ещё есть кулер (вентилятор), охлаждающий процессор, звуковая, сетевая карты. Если каждый компонент исправен, то ПК работает как часы. НО! Чтобы оживить машину, необходимо установить на неё операционную систему.

Операционная система


Без операционной системы компоненты ПК – это «мёртвые железки». Питай их, не питай, ничего путного всё равно не выйдет. Операционная система – это комплекс многочисленных и тесно взаимосвязанных программ, организующих работу компьютера и его взаимодействие с пользователем. Операционок существует много, самая популярная ныне – Windows. В ней мы и поучимся работать. Более подробно узнать о том, что такое операционная система, можно из следующего бесплатного онлайн-урока, созданного в формате видео для начинающих.

Включение/выключение, спящий режим, перезагрузка

Теории достаточно, перейдём к практике. Пользоваться компьютером не получится даже по инструкции, если не знаешь, как его включить. Для этого нужно нажать большую (традиционно круглую) кнопку на системном блоке. Обычно после включения системника кнопка начинает светиться. О том, что процесс включения пошёл, оповестит тихий звуковой сигнал и жужжание работающего процессора. Затем загорится экран монитора и начнётся загрузка операционной системы (дальше ОС). Нажимать никуда не нужно пока Windows не загрузится полностью. Вы узнаете об окончании загрузки по появлению рабочего стола.


Выключать компьютер той же кнопкой можно, но не желательно. Такое выключение считается принудительным и является чем-то вроде стресса для ОС, так как она не успевает корректно завершить свою работу. Выключение машины правильнее осуществлять через меню «Пуск» (более подробно о меню ниже):

  1. Нажать на кнопку «Пуск» (значок в виде плывущего окошка).
  2. Выбрать кнопку «Выключение».
  3. Выбрать команду «Завершение работы».

Управление


Управление компьютером осуществляется мышью или клавиатурой (но мышью удобнее). Мышь названа так из-за визуального сходства с соответствующим зверьком. Она традиционно имеет две кнопки (правую и левую) и колёсико между ними. Могут иметься и дополнительные кнопки, отвечающие за конкретные действия, например, «двойной щелчок». Движение мышки по экрану отслеживается курсором. Кнопками выполняются различные действия:

  1. Двойной щелчок левой кнопкой по иконке откроет папку или файл для просмотра, запустит программу, откроет для воспроизведения музыку или видео.
  2. Если нажать левой кнопкой на иконку, удерживать её и двигать мышку, то файл можно переместить на другое место экрана.
  3. Если удерживать левую кнопку на пустом пространстве и двигать курсор мыши, то можно выделить некоторую область.
  4. Нажатие правой кнопки мыши приведёт к раскрытию контекстного меню (список доступных действий).
  5. Колёсиком осуществляется прокручивание экрана вниз или вверх. Вместо колёсика, можно использовать специальную прокрутку, расположенную с правой стороны папок и программных окон. Чтобы её подвинуть, нужно навести курсор, зажать левую кнопку и двигать мышку.

Многие действия можно выполнить и с клавиатуры. Например, перемещение по значкам на рабочем столе осуществляется клавишей Tab, а чтобы открыть для просмотра какой-либо элемент или запустить программу, нужно, выделив его, нажать клавишу Enter. Но новичкам я всё-таки советую пользоваться мышью – это гораздо проще и удобнее. Чтобы закрепить теорию, попробуйте управлять курсором мыши на практике. Непонятно написала? Тогда посмотрите простой видеоурок об управлении компьютерной мышью, который одинаково подойдёт и для молодых, и для пожилых начинающих пользователей.

Рабочий стол и его элементы

Рабочий стол – это первое, что вы увидите после загрузки Windows, пространство экрана с иконками на нём, традиционно это ярлыки «Компьютер» или «Этот компьютер», «Корзина». Остальные ярлыки могут варьироваться. Их наличие зависит от пожеланий пользователя. Там располагают иконку браузера, проигрывателя, текстового редактора и других часто используемых программ. Ярлык на рабочем столе – это быстрый доступ к необходимым элементам, расположенным в недрах ОС.


Чтобы добавить ярлык некоей программы или папки на рабочий стол:

Второй способ добавления ярлыка:

  1. По пустому пространству рабочего стола сделать правый щелчок мыши.
  2. Выбрать действие «Создать», далее, «Ярлык».
  3. В появившемся окошке нажать на кнопку «Обзор».
  4. Найти нужную папку или программу, щёлкнуть по ней для выделения и нажать OK (в пустой строке появится адрес).
  5. Нажать кнопку «Далее».
  6. Ввести в специальную строку имя или оставить прежнее.
  7. Нажать кнопку «Готово».

Вернувшись на рабочий стол, вы увидите новый ярлык. Чтобы удалить ставший ненужным ярлык с рабочего стола, щёлкните по нему единожды правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите действие «Удалить». Даже такие простые задачи могут быть сложны для начинающих, поэтому на просторах интернета создано множество видеоуроков, по которым можно учиться дома и совершенно бесплатно. Вот обучающий материал по созданию ярлыков на рабочем столе.

«Панель задач» и меню «Пуск»

То, что вы изучаете компьютер самостоятельно – прекрасно. Но помощь никому и никогда не мешала. Наверняка вы уже заметили внизу рабочего стола узкую серую или синюю полосу со значками – это «Панель задач».


С её правой стороны располагается информационное табло, где отображаются уведомления системы, дата и время. А также кнопки для переключения языка (русский, английский), управления громкостью воспроизведения звука, индикатор сетевого подключения, индикатор заряда батареи (на ноутбуке) и другие. С левой стороны «Панели задач» расположена кнопка меню «Пуск», кнопка в виде лупы для поиска чего-либо в компьютере и значки для быстрого доступа к программам. Смотрите видео на эту тему.

Кнопка «Пуск» (может выглядеть как плывущее окошко) открывает доступ к главному меню операционной системы. В нём отображаются все установленные на ПК программы, из него можно перейти к параметрам компьютера, «Панели управления» или его выключению. Вы также можете управлять значками меню и настраивать их отображение для собственного удобства. Более подробно вы можете узнать о «Пуске» из этого видеоматериала.

Файл и его разрешение


Файл – это основной рабочий элемент пользователя. Технически он представляет собой набор данных, хранящихся в памяти. Файлы бывают графическими, текстовыми или исполняемыми, то есть содержащими в себе какие-либо команды. Тип файла отображается в расширении – трёхсимвольном коде, расположенном в имени после точки. Например:

Это далеко не полный список. Ещё есть электронные таблицы, презентации, веб-страницы и другие файлы, имеющие собственное расширение.

С файлами можно работать. Как я уже писала выше, системные лучше не трогать, а вот остальные можно перемещать, копировать, удалять и редактировать. Для редактирования понадобится специальная программа, например, для текста – текстовый редактор, для фото – графический редактор. Этому нужно учиться отдельно, но простые действия вы можете освоить прямо сейчас:

  1. Чтобы открыть файл для просмотра, щёлкните дважды по нему левой кнопкой мыши.
  2. Чтобы удалить – сделайте правый щелчок и выберите действие «Удалить».
  3. Чтобы переместить документ в другую папку, сделайте на нём правый щелчок, выберите действие «Вырезать», перейдите в нужную папку, на пустом месте сделайте правый щелчок мышкой и выберите действие «Вставить».
  4. Копируется файл аналогично перемещению, только вместо действия «Вырезать» нужно выбрать «Копировать», далее, также перейти в папку назначения и в контекстном меню, вызываемом правой кнопкой мыши по пустому месту, выбрать команду «Вставить».
  5. Закрыть просматриваемый файл можно одним левым щелчком мыши по красному (или белому) крестику в правом верхнем углу.
  6. Чтобы создать новый файл, нужно сделать правый щелчок мыши по пустому месту, выбрать действие «Создать», далее, нужный файл.

Программы

Программы – это тоже файлы, но исполняемые. Они предназначены для выполнения тех или иных действий, например, запуска игр, воспроизведения звука или видео, чтения и редактирования текста, просмотра изображений, архивирования данных и многого другого.


Чтобы научиться самостоятельно работать в какой-либо программе, нужно изучить именно её, например, в этом видеоуроке из двух частей показано, как работать в текстовом редакторе «Ворд» (Microsoft Word).

Также в интернете можно найти видеоинструкции по большинству существующих программ. К слову, чтобы выйти в интернет, также нужно запустить специальную программу – браузер («Яндекс.Браузер», Google Chrome, Opera, Mozila Fierfox, Internet Explorer). Обычно на стартовой странице имеется поисковая строка, в которую необходимо вписать запрос, например, «как работать в Microsoft Word».

Компьютер завис


В процессе работы может случиться так, что машина перестаёт реагировать на действия пользователя или как будто живёт своей жизнью (переключаются окна, мигает экран и тд). В таких случаях говорят: «компьютер завис». Зависание может происходить по множеству причин – неисправности какой-либо программы, некоем сбое в работе системы, вредном действии вируса и некорректной работе пользователя, например, когда запущено сразу несколько программ, использующих много памяти ОЗУ.

Что же делать, если компьютер завис? Первое, что можно и нужно сделать – это закрыть не отвечающую программу. Для этого:

  1. Нажать одновременно на клавиатуре сочетание клавиш Ctrl+Shift+Esc.
  2. Раскроется «Диспетчер задач». Если окошко маленькое и пустое, то нажмите команду «Подробнее».
  3. Во вкладке «Процессы» вы увидите все запущенные программы. Если какая-то «Не отвечает», что будет написано рядом с её названием, то её-то и потребуется закрыть.
  4. Нажмите на программе правой кнопкой мыши и выберите действие «Снять задачу».

Перейти в «Диспетчер задач» можно и другим способом – нажатием клавиш Ctrl+Alt+Del (Delete). Появится синий экран со списком возможностей, среди которых найдётся нужный диспетчер.

Если компьютер ни на что не реагирует, соответственно, в «Диспетчер задач» попасть невозможно, то машину нужно перезагрузить . Для принудительного выключения зажмите и держите кнопку включения на системном блоке. Такой метод использовать часто крайне не рекомендуется, так как он может привести к сбою в системе. Это крайняя мера, пожалуйста, запомните. Кстати, перезагрузить ПК можно с того же синего экрана, если на него удастся попасть клавишами Ctrl+Alt+Del. Там в левом нижнем левом углу есть кнопка питание, нажмите на неё и выберите действие «Перезагрузка». То что я описала наглядно показано в следующем видеоматериале.

На этом, пожалуй, закончим обучение. Изученного хватит, чтобы научиться азам работы как на стационарном ПК, так и на ноутбуке с операционной системой Windows. Ноутбук отличается тем, что в нём нет системного блока. Все его рабочие составляющие имеют миниатюрные размеры и расположены в нижней половине (под клавиатурой), кнопка включения над клавиатурой в левом верхнем углу. До свидания.

В этой статье я постараюсь дать конкретные советы, как, на мой взгляд, правильно обучаться в IT-сфере. В том числе, разберем частые ошибки, мешающие эффективному обучению. Поговорим как про бесплатное самообразование, так и обучение на платных курсах и в университетах. Поехали!

Начнем с самостоятельного обучения. Благо, сегодня на просторах интернета есть огромное количество бесплатной информации очень хорошего качества. Бывает, что качество даже лучше, чем на платных курсах.

Так вот, информации много, она бесплатна, но, к сожалению, эффективно пользоваться ей могут далеко не все. Вот в мое время приходилось собирать все по крупицам. Обучался я крайне неверно и до сих пор избавляюсь от негативных привычек. Поэтому, давайте учиться правильно учиться

Шесть частых ошибок в обучении

Но для начала рассмотрим 6 частых ошибок в обучении, которые мешают нам достичь цели:

  • Первая – это перепрыгивание: неуверенность в своем выборе. Как это обычно происходит? Решили мы изучать, скажем, верстку сайтов. Собрались, настроились, прошли часть пути, и тут наш сосед Вася говорит: «Слушай, да кому нужен этот HTML CSS, учи PHP». А Петя возражает: «PHP? Зачем, если есть конструкторы». Но Олег всех перебил и молвил: «Все это детские игрушки, Python нынче в моде». В итоге мы мечемся от курса к курсу, от технологии к технологии, что скорее всего сделает из нас разве что недоверстальщиковнаpythonеподphpконструкторы? Что?
  • Вторая ошибка – это спешка. Мы всегда хотим все и сразу. «А посмотрю-ка я весь курс за неделю и пойду работать!», – думают многие из нас. В итоге знания очень поверхностные и сырые. И как дело доходит до реальной практики – получается, что знать знаем, но сделать ничего не можем
  • Третья ошибка – слишком много знаний сразу. Как это ни странно, но бывает, мы пытаемся заучить слишком много. Больше, чем это нужно для начала работы. Мол, мы хотим во всем разбираться досконально. И это здорово, но большой объем информации на неокрепшие мозги может произвести обратный эффект, и даже напрочь отбить желание учиться.
  • Четвертая ошибка не так очевидна. Она возникает, когда мы учимся делать что-то конкретное до того, как усвоены знания самой технологии. Мы слепо повторяем, что не понимаем, как работает изнутри. В итоге умеем делать только некие штуки, но очень плохо владеем технологией и не можем сделать ничего нового, нестандартного.
  • Ну и конечно же, нас может одолеть лень, прокрастинация, неспособность организовать процесс. И еще много непонятных заумных слов. В итоге мы вешаем спортивный костюм на тренажер и ложимся на диван. В этот список я добавил бы еще одно слово – это страх. «У меня не получится, там большая конкуренция, а что если я не смогу выполнить заказ» и т. д. Да, именно такие мысли, вызванные страхом, также являются нашей ошибкой и мешают достичь желаемого результата.
  • Также, пользуясь именно бесплатным контентом, многие из нас допускают еще одну грубую ошибку. Это пренебрежение и приуменьшение важности такого контента. Одним словом, несерьезное к нему отношение. Мы думаем, если это бесплатно, значит – плохое, неточное или его недостаточно. Мы привыкли: за что-то стоящее с нас всегда будут требовать деньги.

Советы по выбору специальности

Подойдите к выбору специальности серьезно. Если вам сложно даются точные науки, выбирайте творческие направления, такие как дизайн или менеджмент. Либо несложную разработку, например, как верстка сайтов. Не нужно гнаться за рейтингами языков программирования, слушать мнение сомнительных соседей. Нужно делать то, что нравится и проще всего дается. Хорошо освоив несложную специальность, при необходимости, вы всегда сможете ввязаться во что-то еще, и сделать это будет уже гораздо легче. Ключевой момент – это хорошо освоить специальность. Иначе, это будет перепрыгивание, и ни к чему хорошему не приведет.

Вот вам список IT — специальностей по категориям.

Интенсивность (график) обучения

И тут мы плавно переходим ко второй проблеме – это спешка. Реальность такова, что на адекватное изучение, даже сравнительно простой специальности, нужно выделить и потратить определенное количество времени. Передаю привет всем курсам «любой язык программирования за три недели»!

Так сколько же нужно времени? Точная цифра зависит от конкретного ученика, кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, мы все разные и это здорово, но у меня есть конкретный план, следуя которому можно получить хотя бы примерные цифры.

Итак, если мы обучаемся самостоятельно, то у нас есть отличное преимущество – это возможность формировать свой собственный личный комфортный график обучения.

Например, график «два раза в неделю». Что это значит? Это значит, что два раза в неделю вы смотрите новый урок, то есть получаете новую информацию.

Интенсивность занятий зависит от многих факторов: ваша занятость другими делами, финансовое положение, количество времени, которое вы можете выделять на обучение и т.д. Будет правильным, почувствовав, что времени на усвоение темы не хватает, перейти на более медленный темп.

Важно чтобы не было спешки, чтобы вы с нетерпением ожидали каждый новый урок, немного устав практиковать одно и тоже, а не взваливали новую информацию на неокрепший фундамент. В идеале – движемся дальше только тогда, когда есть уверенное практическое понимание текущей темы. Иначе наши знания рухнут, как карточный домик, под грузом новых, более объемных тем.

Что же делать между уроками? Практиковать полученную информацию!

Советы по практике

Во время практики возвращайтесь к теории: пересматривайте уроки, перечитывайте статьи, пользуйтесь шпаргалками и справочниками.

Во время практики работайте с небольшими объемами. Его всегда легче доводить до ума. Причем не только физически, но и морально. На вас не давит большой объем, не заставляет ускоряться. Тем более, скорее всего, у вас вряд ли будет получаться нормально сделать что-то крупное. Этот факт ударит по самооценке и мотивации. А нам это точно не нужно. Намного лучше во время обучения практиковаться на мелких объемах, но делать их хорошо.

Если речь о верстке, то не верстайте целые макеты, атакуйте отдельные блоки, отрабатывая на них текущую тему. Вот вам пример из единоборств. Мастера долгое время могут стоять на месте, отрабатывая один-единственный удар, доводя его до автоматизма.

Во время практики экспериментируйте! Помимо явных задач, например, домашек, работайте с несуществующими задачами. Напишите на листочке вопрос «А что если?», приклейте на монитор. И каждый раз, работая с той или иной темой, задавайте себе этот вопрос и экспериментируйте!

Например, вы проходите псевдоэлементы. Вывели с их помощью картинку слева. Не останавливайтесь на этом. Поставьте справа, снизу, сверху. Уберите свойство «дисплей», поймите почему не работает. Запомните, что псевдоэлемент – это строчный объект, и для него по умолчанию не работает ряд CSS свойств и т.д.

Выворачивайте тему наизнанку. Так мозг тренируется решать нестандартные задачи, и технология усваивается на глубоком уровне. Ну а хорошо владея технологией, вы сможете сделать все что угодно!

Опорные пункты технологий

Стоит отметить, что в каждой технологии есть основные темы, виртуозно владея которыми можно легко достичь успеха. Советую определить эти опорные пункты и отработать их особенно хорошо.

В верстке это строчная/блочная структура, позиционирование, модули построения структур (flexbox и grid), адаптивная верстка и, конечно, базовый JavaScript.

Не стоит учить сразу все на свете теги и свойства. Важно получить базу, но железобетонную, а уже потом на нее можно будет накладывать слоями все что угодно. Плавное и комфортное развитие.

Как бороться с ленью и страхом

Что же делать с ленью, прокрастинацией и т.д.? Ну, для начала нужно признаться себе, что это именно наша лень, а не искать причины извне, которые вероломно мешают вам достичь успеха. Бывает, в своих неудачах мы виним родных, близких, независящие от нас обстоятельства и т.д. Чушь собачья. Бери и делай.

При этом с родными и близкими нужно договариваться заранее. Объяснять, что вам нужно время и покой на обучение. Но в это время не считать ворон, а усердно заниматься.

По поводу страха скажу так: как только вы поймете, что начинаете овладевать технологией, как только почувствуете, что смотрите на задачу, как Нео смотрел на матрицу, то есть совсем не так как вы смотрели на неё еще месяц назад, – вот тогда страх уйдет сам собой. Ведь дело мастера боится, а не наоборот.

Добавлю, что к контенту стоит относиться серьезно, даже если вам его просто подарили. Относитесь к нему так, как будто вы заплатили за него деньги. Бытует даже поговорка: нет ничего более дорогого, чем бесплатное.

Главная проблема самообучения

Главная проблема самообучения, которая все-таки остается, – это отсутствие фидбека о своем развитии.

Но тут есть выход – это консультации, либо менторство некого специалиста в сфере, которую изучаете. Как правило, они бесплатными не будут, но таким образом за небольшие деньги вы сможете получить информацию о текущем состоянии ваших знаний, получить ревью ваших работ и так далее.

Также существуют различные сообщества и чаты для общения и обмена опытом, где можно, находясь в кругу таких же ребят, получать хоть какой-то фидбек.

Как выбрать платный курс

Конечно, большинство озвученных ранее ошибок можно избежать, приобретая платные курсы. И это замечательно, но нужно понять, какие именно из всех курсов выбрать. И начать нужно с того, что научиться отделять курсы ради бизнеса от обучающих курсов.
Курсы – как бизнес – сегодня очень популярны. Желающих стать суперпрограммистами за три недели и зарабатывать сотни миллионов в минуту очень много. Поэтому, предприниматели открывают различные IT-школы, впаривают всевозможные интенсивы и так далее. Преподают в таких школах ребята с далеко не всегда реальным опытом и умением преподавать.

Поэтому, для начала я советую пробовать учиться самостоятельно, чтобы иметь хоть какие-то понятия про ту технологию, которую хочется изучить уже за деньги. Убедившись в том, что это ваше, стоит обратить внимание на подачу материала тем или иным преподом. Это важно. Даже если материал подается нужный, но присутствует некая раздражающая черта или занудство в подаче – это может сделать обучение неэффективным. С другой стороны, понятная и приятная подача материала, в сопровождении юмора и мотивации, сделают процесс обучения веселым приключением. В комфортной обстановке знания будут усваиваться намного лучше.

И, конечно же, очень важно учиться у практикующих специалистов. Таким образом у вас будет только актуальный набор знаний и практики, необходимый для работы в рамках конкретного курса. Вы не будете тратить время на получение лишних, либо не первоочередных знаний, которые в последствии сможете получить и сами, положив их на мощную необходимую базу.
Выбирайте курсы, где не учат делать что-то. «В конце курса мы сверстаем вот такой сайт». Выбирайте курсы, где учат технологиям. И как я уже упоминал, изучив технологию вы сможете сделать все что угодно.

Вот вам пример: если цель курса – научиться вырезать из дерева круг, то это не сделает из вас мастера по дереву. А вот научившись владеть инструментом, методиками и думать, как мастер по дереву, – можно вырезать все что угодно, решать нестандартные задачи и успешно развиваться уже самостоятельно.

При этом всем нужно понимать, что обучаясь даже за деньги, вы все равно учитесь сами, просто в этом вам немного помогают. Есть некий график, контроль, определенные объемы информации и т.д. Я к тому, что все также нужно болеть и гореть тем, что вы решили изучить. И, какой бы не был курс, нужно будет много работать самостоятельно: как во время, так и после его окончания.

Стоит ли поступать в университет?

Пару слов об образовании в институтах и универах. Да, многие говорят, что диплом никому не нужен. Но поступать и посещать ВУЗ нужно не ради диплома и даже не ради знаний. К сожалению, система образования в большинстве таких заведений желает лучшего. Поступать стоит ради жизненного опыта и невероятно полезных знакомств. Наверняка на весь универ найдутся пара толковых преподов и талантливых ребят. Вот с ними и нужно «тусить», развиваться, впитывая опыт. Кстати, очень часто знакомства и опыт именно студенческих лет помогают найти первую работу.

Стоит ли читать книги?

Что по поводу книг, спросите вы? Тут дело личное. Если вам легче получать информацию из печатных изданий – так и поступайте, но у книг на узкотехнические темы есть способность терять актуальность. Там невозможно задать вопрос, прочесть уточняющие комментарии и так далее. В этом плане информация в цифровом формате выглядит более приемлемой.

Как конспектировать материал?

Поговорим о конспектировании материала. И, раз уж вспомнили про информацию на бумаге, я настоятельно рекомендую вам делать заметки как во время обучения, так и во время работы – ручкой, карандашом, фломастером, – неважно, но пишите, рисуйте, разукрашивайте. Переносите мысли из головы на бумагу, доску, стену. Так информация будет усваиваться намного лучше, а решать задачи будет более наглядно.

Бумажные блокноты отлично подходят для усвоения материала, но плохо подходят для хранения шпаргалок, так как поиск может занять время. Для этих целей можно создавать скриншоты того или иного действия и хранить, распределяя по папкам.

Какие программы и инструменты использовать?

Что же насчет программ и инструментов? Многие из вас спрашивают, какой редактор выбрать? Каким сборщиком пользоваться и т.д. Спешу вам сообщить, что никакие саблаймы, вс коды, галпы, вебпаки и фотошопы с фигмами не сделают из нас специалистов. Все это инструменты, которые нужно использовать только тогда, когда они необходимы – для помощи в решении или оптимизации той или иной задачи. И выбор того или иного инструмента должен соответствовать этой задаче. Не стоит ездить на БелАЗе за хлебом, а на Порше возить картошку. Это неудобно и нелепо.

Фокусируйтесь на важном, а выбор нужного инструмента придет сам по себе в тот момент, когда вы точно будете знать, что от него хотите получить.

На чем сосредоточится во время обучения?

Так, что же самое важное? На чем сосредоточиться во время обучения? Для этого нужно понять, что именно на самом деле делает нас специалистами. Мое мнение таково, что специалист – это не тот, кто лучше всех изучил некий язык программирования, либо помнит все HTML теги; и точно не тот, кто хорошо владеет сразу тремя редакторами кода или сборщиками. Все это лишь инструменты для реализации задач, которые решаются у нас в головах. И чем быстрее, правильней и лучше мы их умеем решать, тем более востребован и дороже наш труд.

Хороший верстальщик отлично понимает принципы качественной верстки и ее предназначение. Быстро строит в голове структуру, просто глядя на макет. А знания HTML и CSS ему нужны для того, чтобы записать свое виденье для отображения в браузере.

Хороший программист сможет быстро и правильно спроектировать программу. Так как он развивал способности к абстрактному проектированию. И опять же, некий язык программирования ему нужен только для общения с машиной.

Хороший дизайнер делает дизайн, который решает задачу, не потому что умеет владеть фотошопом, а потому что постоянно развивает чувство прекрасного и занимается изучением трендов, влияния тех или иных элементов дизайна на восприятие человеком.

В итоге, уже на этапе обучения мы должны понимать — что есть основное, а что есть второстепенное в данной профессии.

Софт скилы (Soft Skills)

Также сегодня стоит уделять немалое внимание так называемым софт-скилам. Вот ряд навыков, которые стоит развивать в IT-сфере:

Не хочу выделять электронику среди массы другим предметов, просто для многих это загадка и интерес среди большого числа не меньше чем к программированию.
Сперва отмечу, что понятие знания электроники очень обширное. Сюда входит несколько дисциплин: аналоговая электроника, цифровая электроника, источники питания, измерительная электроника. Это лишь одна сторона.
Другая сторона, что сама по себе электроника не так важна, важны задачи, которые она решает, а это уже совсем другие дисциплины: например метрология или регулирование.

Если взять к примеру, тот же ардуино (это не только плата - это комплекс аппаратного и программного обеспечения), то освоить его возможности - это одна задача, а применять на практике для конкретной ситуации - это совсем другая задача.
А теперь непосредственно к самой электронике, многие радиолюбители занимаются этим с детства и тратя на это несколько часов в неделю за год- два начинают понимать азы электроники, разбираются в элементах, сигналах. Могут понимать назначение блоков в схеме. Собирать не сложные схемы. Еще год-два и можно уже лезть в чужие схемы.
То есть на определенном этапе человек сможет ремонтировать оборудование и разбираться в не простых проектах. Но вот создать своё, это задача намного сложнее чем кажется.
Мы сейчас не говорим о схемах, взятых из книг и собранных Вами, они как правило уже рассчитаны и подобраны. А если Вы сами решили продумать и собрать схему, то вас ждет впереди много интересного в отладке и эксплуатации.

Но, а теперь, переходим к нашему вопросу, понять предмет за месяц можно легко, а вот обрести навык работы с электронными деталями, намного сложнее.
Сейчас напишу несколько проблем, которые возникают при обучении.
1. Эксперт собирает схему и у него все работает, я собираю, у меня что-то не получается. У эксперта есть опыт и многие вещи для него очевидны, у новичка опыта нет и ключевые детали ему важны в первую очередь. Таких деталей сотни или тысячи. Но иногда знающие люди не заостряют на них внимание, так как они для них очевидны.
2. Придумали, что хотите сделать, но не знаете с чего начать, так как нет опыта пошаговой разработки. Не понимаете, как создать проект, оценить его стоимость и возможность реализации. У экспертов есть опыт, на который они полагаются и как правило легко делают по аналогии.
3. Кроме всего прочего есть смежные направления, которые необходимо знать и уметь. Так например при автоматизации климата в теплице, мы делали управление створками и вентиляторами. Створки открывали и закрывали с помощью приводов с редукторами. И приходилось делать уже с учетом особенности механики (трение, люфт и прочее). Два года отработало нормально.
Есть еще много других причин. У меня уже есть второй год проект сделать нормальный инкубатор с брудером, на ардуино 2560 или STM32, но при кажущейся простоте задачи не могу уделить должное внимание, так как там есть масса второстепенных вопросов. Сделать простой не интересно, а хочется сразу на несколько видов птиц и с удаленным контролем, технические отлично представляю как, а вот реализация - это же совсем другая задача.
Таких задач в списке несколько десятков, и некоторые можно решить готовыми средствами, но результат либо не устраивает, либо слишком дорог.

Идея этого канала - это знакомство людей с возможностями электроники. Первоначально готовил и писал статьи по конкретным дисциплинам, но такие знания быстро утомляют, особенно если люди отвыкли учиться. Поэтому учебный процесс необходимо выстраивать по другому, нежели в институте. Поэтому читайте канал, сейчас уже есть набор статей, они систематизируются, дойдем и до реализации готовых решений.

Как итог скажу, что прежде чем изучать любую науку, поймите, что Вы от неё ждете, и тогда поймете сколько времени уйдет на закрытие требований.

Читайте также: