Как заменить аккумулятор ибп powercom

Обновлено: 04.07.2024

В статье подробно рассматриваются принципы работы аккумуляторов, процессы заряда и разряда, и приведены способы, позволяющие максимально использовать ресурс аккумуляторных батарей.

Немного забегая вперед, вот что получилось:

НЕМНОГО ИСТОРИИ или с чего всё началось

В начале 2000-ых годов ко мне в руки попал старенький источник бесперебойного питания BACK-UPS 600I от басурманского производителя APC. Достался он мне бесплатно, так как батареи у него были дохлые. Конечно же я сразу его оттестил, купил рекомендованные басурманским производителем батареи и “оно у меня заработало”!

Я тогда на него не мог нарадоваться. Как же – света нет, а комп с монитором работает.

Но в один непрекрасный момент мою радость обломали.

И как Вы, Читатель, думаете кто. Грёбаные торгаши. Я в первый раз заменил две батареи 6В/7Ач на одну 12В/7Ач получилось немного дешевле. Но когда в течении года батарея опять сдохла, я задумался! Во-первых, батарею приходилось менять раз в год-два. Во-вторых, хотелось чтобы девайсы, подключенные к ИБП работали не несколько минут, для “корректного отключения питания”, а хотя бы до времени окончания просчёта на линейке Премьера от Адобов.

Вот тут-то у меня и начали возникать шаловливые мыслишки, а не подключить ли мне автомобильный аккумулятор на ампер 100 (чтоб уж надёжно) к моему ИБП. Тем более торгаши утверждали, что в ИБП нужно использовать только гелевые аккумуляторы, пугая Великими Карами того, кто попробует использовать гораздо более дешёвые аккумуляторы для автомобилей.

Но я человек достаточно грамотный и усвоил, что матчасть знать надо ! Иначе что-то может пойти не так с большим бодабумом! А торгашам верить нельзя. Поэтому взялся за изучение матчасти! В результате моих изысканий родилось то, чем я доволен и по сей день. А именно – я сделал так, что теперь можно подключать автомобильный аккумулятор в ИБП. То есть, подружил ИБП и аккумулятор.

ВМЕСТО предисловия. Виды аккумуляторов

В источниках бесперебойного питания (ИБП) используются гелевые аккумуляторные батареи (АКБ). И тому есть веские причины. Я не буду перечислять их все, но основную поясню. Представьте себе офисную секретаршу с двадцатикилограммовым аккумулятором в руках. Смешное зрелище, не правда-ли.

Технически грамотных специалистов, досконально знающих что такое электрический ток не так и много. А специалистов, знающих как работает импульсный блок питания, как инвертор преобразует постоянное напряжение в переменное и того меньше. Простого пользователя компьютера это не интересует. Поэтому были созданы гелевые аккумуляторы. Внутри такого аккумулятора конечно не гель для волос или гелий, как можно подумать из названия неискушённой секретарше. Внутри та же самая серная кислота и тот же свинец, как и в обычном автомобильном аккумуляторе знакомом нам уже больше века. Только там ещё присутствует мелкая сетка с очень-очень мелкими ячейками из токонепроводящего материала, которая удерживает кислоту как губка в своих порах. Также такой аккумулятор не требует обслуживания.

Представьте ту же секретаршу с ареометром в руках, с банкой электролита и бутылкой дисцилированной воды на столе. Производители ИБП стремятся обезопасить себя от исков и претензий. Поэтому используют в своих устройствах наиболее безопасные аккумуляторы с точки зрения использования неискушённым потребителем. Но мы-то знаем матчасть :)).

Я не буду лезть в дебри и очень подробно касаться существующих типов АКБ, вопроса работы аккумуляторов в разных условиях (громадный пусковой ток, долговременная нагрузка, постоянный недозаряд, перезаряд, выкипание электролита, глубокий разряд, температура эксплуатации и т.д.), хотя кое-что из этих понятий разберу подробней дальше по тексту. Я просто гарантирую и ответственно заявляю исходя из своего практического опыта, что при определённых условиях использовать в ИБП дешёвые стартерные АКБ вместо дорогих гелевых можно! Итак, начнём!

ТЕОРИЯ аккумуляторов. Для изучения обязательна!

Здесь я буду касаться только теории по ОБСЛУЖИВАЕМЫМ кислотно-свинцовым стартерным АКБ, используемым в автомобилях и произведённым с соблюдением всех технологических норм производства (другими словами не выпускаемых в китайском подвале дядюшки Ляо или в дворницкой бывшего дома Ипполита Матвеевича в Старгороде). Они самые дешёвые но в то же время самые “наукоёмкие” в эксплуатации.

Если их правильно использовать и обслуживать, но самое главное правильно заряжать, они могут прослужить более 15 лет, либо выдержать более ЧЕТЫРЁХСОТ циклов 100% разрядки-зарядки или более ТЫСЯЧИ циклов 30-40% разрядки-зарядки! Это проверено, я гарантирую!

Принцип работы АКБ

АКБ имеет два крайних рабочих состояния – полностью разряжена и полностью заряжена. Коснусь более детально этих двух состояний. Любой автомобильный АКБ состоит из 6 “банок”. Это сленговое понятие сосуда, в котором находятся пластины и кислота. Пластины в этих сосудах соединены последовательно. Вот здесь есть первый фундаментально важный момент. Одна “банка” тоже имеет два крайних рабочих состояния – полностью разряжена с напряжением 2,00 вольт и полностью заряжена с напряжением 2,40 вольт.

  • Напряжение полностью разряженной АКБ – 12,00 вольт ( 6 х 2 )
  • Напряжение полностью заряженной АКБ – 14,40 вольт ( 6 х 2,4 )

Как же так, спросите вы? Ведь напряжение на АКБ никогда не бывает больше 13 вольт. И будете правы. Напряжение на полностью заряженной АКБ будет в пределах 12,75 – 12,80 вольт при плотности электролита 1,26 г/куб.см и при температуре 25 градусов по Цельсию. Но откуда 14,4 вольта . Во время зарядки и разрядки в АКБ происходят сложные химические процессы, длящиеся после отключения зарядного устройства или нагрузки какое-то время. Это можно назвать химической инерцией. Соответственно меняется плотность электролита.

Температура в АКБ тоже может быть разной ( от -40 до +50). Когда в АКБ происходят какие-то процессы, меняются все её показатели. И они взаимосвязаны между собой. Напряжение 12,75 – 12,80 вольт – это “напряжение покоя” полностью заряженной АКБ. У полностью заряженной АКБ при подключении нагрузки напряжение упадёт. При отключении нагрузки напряжение снова будет стремиться к тем самым 12,75 – 12,80 вольтам. Но так как было отдано какое-то количество энергии напряжение (в зависимости от этого количества) до 12,75 – 12,80 вольт уже не поднимется.

АКБ считается разряженной на какое-то количество процентов. Соответственно при зарядке напряжение повышается, а когда зарядка прекращается (прекращаются и процессы внутри АКБ) напряжение снова стремится к напряжению покоя.

А вот здесь на подиуме появляется Его Величество Электрический Ток, измеряемый амперами. Чем больше ток нагрузки на АКБ, тем большее количество энергии за единицу времени батарея отдаст. И соответственно разрядится. На АКБ обычно пишут её электрическую ёмкость.

Электроёмкость АКБ это произведение постоянного тока разряда АКБ на время разряда при номинальном напряжении (для автомобильного АКБ это 12 вольт).

Соответственно за час АКБ электроёмкостью 60 Ач может отдать 60 ампер напряжением 12 вольт до её полной разрядки. Практически это выглядит так: если батарею нагружать током 60 ампер один час, её напряжение снизится с 12,75 – 12,80 вольт до 12,00 вольт. Это фундаментальная основа работы АКБ.

Практически же у АКБ есть одна очень неприятная особенность. Ток саморазряда. Причём этот ток увеличивается, если АКБ стоит на солнце и температура электролита в ней повышается. Но и ёмкость АКБ, соответственно, повышается. А вот зимой ток саморазряда уменьшается. Но и ёмкость АКБ соответственно уменьшается. Поэтому существуют стандарты на эксплуатацию, хранение, консервацию АКБ, учитывающие все эти факторы.

У новой АКБ электрической ёмкостью около 60 Ач ток саморазряда при температуре 25 градусов по цельсию обычно не превышает 20 миллиампер. Это значит, что при комнатной температуре АКБ может разрядиться наполовину своей электроёмкости за четыре-пять месяцев. При старении АКБ и при её интенсивной эксплуатации ток саморазряда повышается с каждым циклом разряд-заряд. При нагрузке на АКБ ток саморазряда и ток нагрузки суммируются. Но как же 14,40 вольт, опять настойчиво спросите ВЫ?… Вот здесь есть второй фундаментально важный момент.

Принцип зарядки АКБ

Существует два способа зарядки АКБ:

  • Зарядка постоянным током
  • Зарядка постоянным напряжением

Какой из них лучше однозначно сказать нельзя. Всё зависит от того, чего Вы хотите добиться. Быстроты зарядки или полной зарядки. Я предпочитаю заряжать АКБ вторым способом. И далее я обосную свою позицию.

Зарядное устройство постоянным током значительно проще схематически и дешевле в изготовлении. Зарядное устройство постоянным напряжением значительно сложней схематически и дороже в изготовлении. Те кто заряжал аккумуляторы старыми советскими зарядками (кстати очень замечательными по своим техническим парамерам и надёжностью исполнения и работы) знают теорию.

Если АКБ полностью разряжена – откручиваем пробочки на АКБ, подключаем АКБ к зарядке, высталяем ток в одну десятую от ёмкости АКБ и заряжаем 12 часов. Через 12 часов уменьшаем ток на половину (до одной двадцатой от ёмкости) и дозаряжаем час-два, пока электролит не начинает “кипеть”, отключаем зарядку. Кипение электролита это процесс выделения из него паров водорода. В идеале кипеть электролит не должен. Потому что потом придётся брать ареометр, мерить его плотность и добавлять дисцилированную воду. Поэтому нужно постоянно понижать ток.

Если АКБ потеряла свою ёмкость в процессе жёсткой эксплуатации, глубокого разряда или просто старения, она может зарядиться за пару часов. И электролит начнёт кипеть через час после подключения зарядки.

Зарядка постоянным током подразумевает, что при зарядке напряжение повышается. И как только напряжение превысит 14,40 вольт электролит закипит по-любому. Что делать в таком случае. Вариант первый – следить за процессом зарядки постоянно понижая ток, держа напряжение зарядки на отметке 14,40 вольт. Вариант второй – использовать автомат, который следит за этим сам. Но следит за напряжением, понижая ток заряда по мере надобности. Это и есть зарядка вторым способом – постоянным напряжением.

Второй фундаментально важный момент – правильная зарядка АКБ на ВСЕ 100 % электрической ёмкости:

ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯДИТЬ АКБ (НА ВСЕ 100% ЕЁ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЁМКОСТИ) БЕЗ ВЫКИПАНИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА МОЖНО ТОЛЬКО НАПРЯЖЕНИЕМ 14,40 ВОЛЬТ !

Я предпочитаю заряжать АКБ постоянным напряжением 14,40 вольт. Практика такова, что зарядить аккумулятор на 100 % достаточно сложно. Когда АКБ набрала свою ёмкость на 95 % ток её заряда очень маленький, а на 99% он просто мизерный и может быть всего 30 миллиампер. Я отмечу одну деталь – это всё на грани кипения электролита. Теоретически электролит начинает кипеть при напряжении заряда 14,41 вольт при условии, что АКБ сделана идеально, а при 14,40 не кипит. На практике это может быть и 14,38 вольт и 14,42. Всё зависит от изготовителя АКБ и индивидуально для каждой конкретной АКБ. Но суть, надеюсь Вы, дорогой читатель, уловили.

Недостатком зарядки по напряжению является время зарядки. Обычно АКБ набирает полную ёмкость заряда (100 %) за время более суток. Здесь очень важен ток зарядки на начальном этапе. Можно заряжать на начальном этапе и током в одну пятую от ёмкости. Тогда время зарядки сократится. Как и время службы АКБ, но незначительно. Теорию зарядки никто не отменял. Предпочтительней не выходить за рамки тока зарядки более одной десятой от ёмкости АКБ. Выбирать Вам, читатель.

Можно ли использовать автомобильный аккумулятор для ИБП?

А теперь мы подошли к сути вопроса. Как использовать стартерный АКБ для автомобиля в ИБП. Мой ИБП BACK-UPS 600I подходит под это идеально!

Самые первые ИБП от APC серии Back UPS заряжали аккумулятор как раз по принципу зарядки АКБ постоянным напряжением. Там стоит микроконтролер управления зарядкой АКБ. Расчётная ёмкость АКБ для моего ИБП 7 Ач. Ток заряда 350 миллиампер на начальном этапе. На конечном ток падает до 10 миллиампер (фактически до тока чуть-чуть больше тока саморазряда).

Более новые ИБП-шки заряжают по-другому. Я тестил более новую модель Back-UPS CS 650 (хотел даже купить), но – эта железная скотина держит напряжение на уровне 13,7 вольт. При токе заряда свыше определённого параметра эта гадость высвечивает на передней панели значок Replace Battery.

Спустя несколько лет после покупки UPS приходит время замены его аккумуляторной батареи. Многие производители рекомендуют заменять аккумулятор только в сервисном центре, хотя на деле это тривиальная задача.

Замена аккумулятора в ИБП

Небольшой рассказ о том, как поменять аккумулятор в ИБП своими руками. Фотографии и тонкости процесса — для UPS Ippon Back Power Pro 800. О выборе сменной батареи на замену я рассказывал в отдельной статье «Замена аккумулятора в ИБП: Особенности выбора батареи».

Необходимые инструменты

Для того, чтобы разобрать ИБП Back Power Pro нужны лишь две отвёртки:

  • Длинная крестовая отвёртка PH2, которой отвинчиваются утопленные винты корпуса;
  • Крестовая отвёртка PH1 для поперечины, удерживающей АКБ.

Все операции с корпусом и клеммами производятся вручную, стоит подумать о перчатках — кроме опасности электричества, внутри устройства скапливается много пыли, которую предстоит протирать.

Разборка ИБП Back Power Pro

Разборка ИБП - откручивание винтов длинной отвёрткой

Начало разборки ИБП

Первый шаг при замене батареи ИБП — разборка корпуса. У Back Power за соединение верхней пластиковой и нижней металлической части отвечают 4 длинных винта, которые сокрыты в глубоких колодцах. Чтобы добраться до них и нужна длинная отвёртка, порядка 10 см. Следует быть аккуратными, если сорвать шлицы — высверлить винты будет очень сложно.

Пойдём по этапам:

  1. Отключаем устройство от питания;
  2. Переворачиваем источник бесперебойного питания, находим ниши четырёх винтов;
  3. Аккуратно, но с силой выворачиваем винты;
  4. Переворачиваем корпус и «вытряхиваем» крепёж;
  5. Берёмся за заднюю часть верхней крышки и отгибаем её вверх;
  6. Нажимаем на переднюю часть верхней крышки сверху вниз, одновременно надавливая на клипсы, держащие пластиковый кожух под лицевой панелью;
  7. Аккуратно разделяем две части бесперебойника. Осторожно! Они соединены проводами и не стоит их дёргать.

Разборка ИБП - снятие кожуха

Самый сложный этап разборки ИБП — разделение двух частей корпуса

Самым сложным шагом будет шестой. Он требует опыта и сноровки, которого у обычного пользователя бесперебойника обычно нет. Держать сам корпус, давить на клипсы, приподнимать верхний кожух — это вызывает серьёзные проблемы у всех людей, меняющих аккумуляторы. Я слишком сильно давил на защёлки и на них остались следы отвёртки, замешкался даже профессионал, по видео которого действовал я (можно это увидеть на 2:30 в приложенном ролике).

После разделения двух частей корпуса можно протереть их от пыли и приступить к замене самой аккумуляторной батареи UPS.

Замена батареи UPS (ИБП)

Второй этап — замена элемента питания.

  1. Малой отвёрткой откручиваем два винта, удерживающие планку, снимаем её;
  2. Снимаем провода с клемм старого аккумулятора;
  3. Вынимаем старую батарею.

Установка новой аккумуляторной батареи происходит по тем же шагам в обратном порядке:

  1. Устанавливаем сменный аккумулятор;
  2. Подключаем провода;
  3. Накладываем удерживающую планку и закручиваем винты;

Цветовое выделение клемм и проводов на аккумуляторе ИБП

Работаем аккуратно и в перчатках. Несмотря на то, что аккумуляторы необслуживаемые и крепкие, относиться к ним надо с уважением. В Ippon Back Power Pro 800 аккумулятор весит 2,3 кг — не стоит его ронять. Корпус плотно сидит между колодцами удерживающих винтов, поджат специальной проставкой, и вставить его неправильно очень сложно.

Сложно ошибиться и с полярностью. В дополнение к обозначениям, и провода, и клеммы на аккумуляторе выделены цветом. «+» — красный, «-» — чёрный. На сменном аккумуляторе для ИБП Ippon IP12−9 можно увидеть отдельные наклейки, говорящие, какой провод к какой клемме подключать.

Сборка корпуса ИБП и завершение работы

В завершение — аккуратно собираем корпус бесперебойника. Самым сложным будет аккуратно уложить провода — они жесткие и сложно гнутся. Желательно, чтобы провода не касались трансформатора — он сильно греется во время работы и может подплавить изоляцию, если на производстве использовали некачественный провод.

Разделённые части корпуса ИБП

Разделённые части корпуса ИБП

А вот защёлки проблем, аналогичных тем, что были при разборе, не составят — верхняя крышка легко садится в пазы и закрывается. Действуем в обратном порядке:
  1. Приставляем нижнюю лицевую верхнего кожуха и придавливаем до щелчка фиксаторов;
  2. Прижимаем металлической крышки к остальному корпусу (сразу крышка не встанет, так как защёлки есть только на передней пластиковой части);
  3. Закручиваем четыре винта в колодцах.

Замена батареи в UPS завершена!

Балансировка батареи после замены не требуется — в бытовых источниках бесперебойного питания контроллер очень простой, и просто не поймёт, что от него нужно. Однако, после замены аккумулятора не стоит сразу давать нагрузку на устройство — ему необходимо 5−10 часов постоять под напряжением, чтобы полностью зарядить заменённый элемент питания.

Как заменить аккумуляторные батареи в источнике бесперебойного питания (ИБП)

Источник бесперебойного питания (ИБП) - это устройство, задачей которого является поддержание электропитания во время сбоя в подаче электроэнергии. Принцип работы очень прост - при отключении электроэнергии источник бесперебойного питания берет на себя роль розетки с батареей или комплектом аккумуляторов. В зависимости от потребляемого тока, количества и размера батарей ИБП может поддерживать питание от нескольких до нескольких десятков минут.

Как и любое устройство на батарейках и аккумуляторах, ИБП также имеет определенный срок службы. По мере использования аккумуляторных батарей они постепенно теряют свою силу, время автономной работы будет постепенно уменьшаться, пока ИБП окончательно не перестанет выполнять свою функцию. Однако такой естественный ход вещей не должен означать, что срок службы ИБП закончился, потому что мы можем легко восстановить его полную функциональность и даже увеличить его возможности!

Конечно, речь идет о замене аккумуляторных батарей в ИБП. Большинство источников бесперебойного питания на рынке позволяют легко получить доступ к отсекам для батарей и заменить их. Сегодня мы покажем вам шаг за шагом, как заменить батареи в ИБП.

Как выбрать новую батарею для ИБП?

Обычно эти устройства работают от аккумуляторов AGM. Чтобы найти подходящую модель, прежде всего, нам необходимо проверить размеры и емкость аккумуляторов, установленных на заводе в ИБП, выраженную в ампер-часах (Ач). Напряжение всегда будет 12 В, поэтому нам не о чем беспокоиться. Чтобы проверить эти значения, нам нужно заглянуть внутрь устройства. Обычно, чтобы добраться до батарей, нужно открутить несколько винтов и снять корпус, но об этом чуть позже.

Замена батареи в ИБП

Как только у нас появятся новые батареи, пора ими заменить старые. В самом начале я должен указать, что при замене нужно соблюдать осторожность. Неправильные действия могут привести к поражению электрическим током. Однако процесс несложный, так что не беспокойтесь.

Перейдем к делу, поэтапно представим замену на примере ИБП Green Cell 800VA.

1. Вот Green Cell UPS02 800VA. Это источник бесперебойного питания для использования с одним компьютером. Начнем замену аккумуляторов!

Источник бесперебойного питания - ИБП

2. Помните, что вы должны сначала отключить ИБП от розетки. Затем поверните устройство, чтобы добраться до винтов в нижней части корпуса. Откручиваем все 4 винта.

Перевернутый ИБП

Разборка ИБП

3. Отвинтив винты, верните в исходное положение и снимите пластиковый кожух.

Как снять пластиковый кожух

Внутренняя конструкция источника бесперебойного питания

4. Батарею нашли. Пришло время снять дополнительный пластиковый фиксатор и отсоединить провода.

Отсоединение аккумуляторной батареи

5. Когда провода отключены, можно смело вынимать аккумулятор из гнезда.

Как достать аккумулятор из корпуса

Аккумулятор ИБП

6. Как видно на фотографии, розетка имеет точно вырезанные размеры, поэтому правильный выбор новой батареи очень важен. После извлечения замените аккумулятор на новый и подключите провода в соответствии с их цветом.

Подсоединение проводов

Подсоединение проводов

7. Нам нужно только собрать корпус и закрутить винты. Вот и все, нам удалось заменить аккумулятор в ИБП и вернуть его в рабочее состояние!

ИБП с новыми аккумуляторами в сборе

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

Помните, что использованные аккумуляторные батареи следует утилизировать только в специально предназначенных для этого местах!

Что еще можно сделать для повышения эффективности ИБП?

Замена использованных батарей определенно увеличит время аварийного резервного копирования, но что, если нам потребуется еще более длительное время работы? Для этого у нас есть два варианта:

1. Покупка ИБП большего размера.

2. Установка дополнительных батарей.

Мы уже обсуждали первый вопрос в статье Как выбрать ИБП? Вскоре мы расскажем о втором вопросе в статье под названием "Добавление батарей в ИБП". Подписывайтесь на наши аккаунты в соцсетях, чтобы не пропустить новые полезные статьи!

Замена аккумулятора ИБП картинка

В процессе эксплуатации любого ИБП рано или поздно появляется необходимость замены его аккумуляторных батарей. Это может произойти по причине выхода их из строя или значительного снижения ёмкости (проявления эффекта «старения»), когда батареи уже не способны обеспечивать заявленное временя автономной работы.

Поговорим в нашей статье о том, что влияет на срок службы аккумуляторных батарей ИБП, а также о сроке и порядке их замены.

Содержание

Аккумуляторная батарея ИБП и срок её службы

Аккумуляторная батарея – ключевой элемент любой системы бесперебойного электропитания. Именно от аккумулятора зависит длительность автономной работы ИБП и надёжность функционирования подключенных электроприборов в период отключения электроэнергии.

Внимание!
Своевременная замена аккумуляторных батарей является залогом надежной работы системы электропитания.

Аккумуляторная батарея, даже встроенная в корпус ИБП, является расходным материалом, так как она в большей степени по сравнению с другими элементами системы бесперебойного питания подвержена влиянию эксплуатационных факторов и, соответственно, износу.

Как правило, для источников бесперебойного питания применяются герметичные необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи с технологией AGM (Absorbed Glass Mаt – абсорбированное стекловолокно). Их отличие от батарей других типов заключается в том, что электролит внутри аккумулятора содержится в абсорбированном стекловолокне. Кроме того, часто на корпусе таких батарей предусмотрены клапаны VRLA (Valve Regulated Lead Acid – кислотный регулировочный клапан), исключающие взрыв аккумулятора во время зарядки в следствие избыточного давления при выделении водорода (о других типах аккумуляторных батарей можно прочитать в статье «Аккумуляторы для ИБП: основные типы»).

Свинцово-кислотные аккумуляторы для ИБП имеют ряд преимуществ: малый саморазряд, большое количество циклов заряда-разряда и отсутствие эффекта «памяти», при котором из-за нарушения режима зарядки снижается емкость батареи. Срок службы таких аккумуляторных батарей составляет в среднем 7 лет. Отметим, что в моделях ИБП производства ГК «Штиль» используются аккумуляторы линейки «Long Life», которые рассчитаны на работу до 12 лет. Однако заранее определить точный срок службы батареи довольно сложно, поскольку он зависит от условий эксплуатации и функционала самого ИБП. Перечислим основные факторы, влияющие на длительность работы аккумуляторных батарей:

Факторы Описание
Температура окружающей среды Считается, что для оптимальной работы аккумуляторов ИБП температура помещения, в котором установлено устройство, должна составлять 25°C. Любые отклонения температуры будут ухудшать производительность батареи: снижать емкость и срок службы.
Цикл заряда/разряда Разряд аккумулятора ИБП происходит в момент автономного питания нагрузки. Когда в сети появляется напряжение, батарея начинается заряжаться. При каждом таком цикле заряда/разряда ресурс батареи постепенно истощается, и её ёмкость снижается.
Функционал ИБП по управлению работой аккумуляторов Некоторые модели ИБП оснащены специальным функционалом, который позволяет продлить срок службы аккумуляторных батарей. И чем больше у ИБП таких опций, тем дольше проработают аккумуляторные батареи.
Например, источники бесперебойного питания «Штиль» имеют интеллектуальный алгоритм заряда батарей, при котором зарядка сначала выполняется в ускоренном режиме и повышенным напряжением, а затем напряжением постоянной подзарядки. Кроме этого, есть функция термокомпенсации заряда для автоматической коррекции режима подзарядки аккумулятора в зависимости от температуры внешней среды.
Также данные ИБП имеют защиту от глубокого» разряда аккумулятора: батарея автоматически отключается при разряде на 80-85%. Дело в том, что разряд ниже данного значения, может привести к частичной потери эксплуатационных качеств аккумулятора или даже к его выходу из строя.
Внимание!
После «глубокого» разряда далеко не всегда можно вернуть аккумулятор в нормальный режим работы. Внимание!
Снижение емкости аккумуляторных батарей и, соответственно, сокращение времени автономной работы ИБП не является гарантийным случаем. Поэтому пользователь самостоятельно должен обеспечить необходимые условия работы устройства и максимально снизить негативные влияния эксплуатационных факторов. Внимание!
Даже при соблюдении рекомендаций по правильной эксплуатации аккумуляторных батарей со временем они все равно потребуют замены.

Как узнать, что аккумулятор пора менять?

Современные модели ИБП способны самостоятельно определять неисправность аккумуляторной батареи, а некоторые – заранее сообщать пользователю о необходимости её замены, предотвращая критическое отключение ответственной нагрузки.

При возникновении необходимости в замене аккумуляторных батарей, следует либо обратиться за помощью в специализированный сервис, либо поменять аккумуляторы самостоятельно, но только если модель ИБП допускает замену батарей силами пользователя.

Особенности замены аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Сегодня на рынке систем бесперебойного питания встречаются ИБП со встроенными аккумуляторами различной емкости и модели, которые для обеспечения резервного электроснабжения нагрузки требуют подключение внешних батарей, устанавливаемых как отдельно, так и в специальных батарейных модулях.

От расположения аккумулятора зависит сложность его замены. Если в источнике питания с внутренними аккумуляторами или батарейном модуле потребуется частичная или полная разборка самого устройства, то в ИБП без встроенных батарей нужно лишь соблюсти правильную последовательность их разъединения/соединения с устройством, которая подробно описывается в инструкции по эксплуатации к изделию.

Внимание!
Самостоятельная замена аккумуляторов, даже если они вынесены за корпус ИБП, является весьма опасным мероприятием, сопряжённым с риском повреждения батареи или источника бесперебойного питания, а также с риском поражения электрическим током.

Именно поэтому многие производители ИБП настаивают на том, чтобы замена аккумуляторов осуществлялась только квалифицированным персоналом, который имеет соответствующий допуск к этому виду работ (о том, почему не стоит подключать батареи самостоятельно можно прочитать в нашей статье «Подключение аккумуляторных батарей к ИБП»).

Замена встроенных аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Если говорить о встроенных аккумуляторах ИБП, то правила их замены в период гарантийного и постгарантийного обслуживания у каждого производителя будут различаться.

Расскажем подробнее о том, как выполняется замена встроенных аккумуляторных батарей в онлайн ИБП и батарейных модулях российского производителя «Штиль» в гарантийный и постгарантийный период их эксплуатации.

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя. Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом! Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Самостоятельно выполнять замену аккумуляторов в ИБП необходимо в соответствии с инструкцией по эксплуатации к изделию, следуя всем необходимым правилам.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом! Обратите внимание!
В ИБП и батарейных модулях есть функция «горячей» замены, позволяющая осуществлять замену аккумуляторных блоков, не отключая устройство от сети и не обесточивая нагрузку. Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя. Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Правила замены аккумуляторов в ИБП

Ниже приведены важные правила замены батарей в ИБП. Они требуют неукоснительного соблюдения!

Читайте также: