Как записать подкаст на компьютер

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст. Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.

Какое оборудование нужно для записи подкаста?

Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.

От чего зависит техническое качество подкаста?

Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.

Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?

Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.

Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.

Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?


Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.

Какие программы нужны для подготовки подкаста?

Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity. Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.


Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора - дело личных предпочтений.

Самый худший вариант - нажать "запись", что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.

С чего начать подготовку подкаста?

Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше - готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.

Подкастинг - это не радиовещание в сети в прямом эфире и не живое интервью. У подкастера есть время и возможность тщательно продумать и подготовить материал. Также есть возможность делать дубли и смонтировать готовый подкаст из наиболее удачных фрагментов без затягивания пауз и без различных паразитов разговорной речи (нуу, эээ, ммм).

Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.

Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям - его воспринять и понять на слух.

Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.

Последовательность записи подкаста

Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.

При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант - обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.

После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.

Что делать с фоновым шумом?

Есть два варианта. Первый - устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант - наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.

Какой формат проекта выбрать?

16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire устройств.

Какие эффекты обработки выбрать?

После чернового монтажа целесообразно обработать материал, поместив эффекты в последовательную цепочку (рэк). Либо можно повесить эффекты в разрывы (insert) на дорожку с голосом. Преимущество такой обработки в том, что слышен итоговый результат обработки нескольких эффектов. Можно включить предпрослушивание и отрегулировать параметры обработки.


Рекомендуемая поледовательность обработки:

1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.

Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).

2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.

Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.

3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.

4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.

5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера - очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка - необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.

При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу - неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.

Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.

В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль - прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.

Вот уже больше месяца выходит подкаст Tilda Publishing, и я его ведущий. Сегодня расскажу, как происходит техническая часть подготовки к записи, — на случай, если вы тоже планируете писать свой подкаст.

Мы беседуем с людьми, которые выражают себя с помощью Tilda. Первый сезон посвящён своему делу. Мы запустили подкаст, чтобы показать, какие классные и необычные проекты и компании создаются в России. И для того, чтобы вдохновить, рассказать полезное, подсказать конкретные шаги, предупредить о подводных камнях и рисках.

Вышло уже пять выпусков, в очереди на публикацию ещё четыре. То есть уже сформировался определённый багаж практических знаний, которым захотелось поделиться. Ведь подкасты в России переживают своего рода Ренессанс, и если не вам лично, то кому-то из вашего окружения весьма вероятно эта информация будет полезной.

  • Используйте обычные наушники Apple.
  • Записывайтесь через программу Ringr.
  • Побеспокойтесь заранее о тихом и захламлённом помещении.
  • Предполагайте, что 15 минут у вас уйдёт на настройку связи.
  • Первый эпизод, который мы записали по этим советам (и пятый по счёту), — с основательницами эротических вечеринок Kinky Party.

Дисклеймер: это не исчерпывающий обзор, а выводы из нашей практики, и подходит только для подкастов, записанных дистанционно и без видеодубляжа.

Звук — это очень важно. Мы отказались от публикации аж трёх выпусков из-за плохого качества звука. Причём качество нормальное, если воспринимать его в формате беседы, но в ушах, когда ты включаешься и слушаешь контент, требования к звуку гораздо выше.

Перепробовали разное, в том числе и (полу)профессиональные микрофоны для записи. И скажу, что это оверкилл. Например, из-за того, что не все программы записи позволяют калибровать звук этих профессиональных микрофонов.

К слову, мой микрофон за 7000 рублей отлично калибруется с Audacity — для прямой записи через Audacity, но без калибровки даёт эхо и любые звуки (неизбежные плямканья, когда пересыхает рот и все придыхательные согласные) режут слух.

Поэтому я настоятельно рекомендую наушники Apple. У них отличный микрофон, ничего настраивать не надо, стоит 1500 рублей Исключение — Airpods: по непонятной мне причине они плохо транслируют звук, особенно через Skype.

Из неочевидного: как оказалось, у многих людей совсем нет гарнитуры с микрофоном. Это вообще никак не зависит от финансового благополучия гостя. Иногда просто поражаюсь.

Поэтому мы обзавелись запасными наушниками и отправляем их таким гостям. Для оперативной пересылки пользуемся «Птичкой» и «Доставистой». Цена вопроса — 400–500 рублей для отправки туда-обратно, и качество звука обеспечено.

Если вы планируете обрабатывать запись перед публикацией, то вам необходимо записывать отдельные дорожки для каждого участника выпуска. И, что не менее важно, иметь возможность получать сырые записи этих дорожек. Ваш звукооператор скажет вам спасибо.

Самый простой вариант: использовать встроенную запись звука в Skype или Zoom. Это ужасно. На выходе вы получите монозапись (то есть одну дорожку на всех) очень низкого качества.

Советую убирать все «а», «ы», сморкания, наливания воды и так далее, так как, по нашим наблюдениям, уже это сокращает время подкаста в среднем на 30%!

Более продвинутый вариант: общаться по Skype и записывать отдельные дорожки с помощью третьих программ, например, Garage Band (извините, я на Mac) и Soundflower (если примитивно, то это такая бесплатная примочка, которая разделяет ваш звук и звук, который «поступает» на ваше устройство).

Чем этот вариант плох:

  • Soundflower время от времени ломается. И если вы не очень технически подкованный человек в этом плане, будет уходить много времени на починку.
  • Качество вашей дорожки будет хорошее, а вот собеседника — не очень, потому что вы записываете его голос не напрямую, а транслированный через интернет, закодированный и раскодированный с помощью Skype — очень много теряется в процессе.

И тут уже может промелькнуть ещё один очевидный способ: почему бы каждому не записывать свой голос отдельно на своё устройство! Бинго! Это бесплатное и качественное решение.

Недостатки: вам придётся вручную потом собирать эти дорожки и надеяться, что гость всё сделал правильно (спойлер: это будет происходить не всегда).

В итоге мы остановились на Ringr. Это программа, которая объединяет все три способа выше:

  • Обеспечивает среду для общения (то есть вы общаетесь с гостем через неё).
  • Записывает дорожку каждого участника на его стороне, из-за чего качество звука максимально чистое.
  • Генерит как лёгкую монодорожку с довольно низким качеством, что суперудобно для составления монтажного листа, так и отдельные тяжеловесные сырые дорожки для каждого участника, что очень важно уже при монтировании.
  • Гостю нужно только скачать приложение, даже регистрироваться не надо (вход по коду вашей беседы).

Качество записи у нас выросло в разы с этой программой. Это наглядно уже чувствуется в нашем свежем выпуске.

  • Даже не пытайтесь использовать её через десктоп, работает с пятой-шестой попытки, и то не всегда. Только мобильное приложение.
  • Через приложение оно запускается через раз; приходится завершать беседу и начинать её заново — ни разу ещё не получалось созвониться и сразу начать записываться.
  • При нестабильном интернете у одного из участников звонок может оборваться; хорошая новость — запись не потеряется, плохая новость — вы не сможете продолжить разговор до тех пор, пока запись на сохранится, не синхронизируется с обеих сторон и не загрузится в облако.
  • Обработанные записи можно получить только через полную веб-версию — и то, по моим наблюдениям, через Firefox.
  • Программа платная ($12 в месяц).

Несмотря на все недостатки и танцы с бубном, конечные файлы и их качество того стоят.

Вам не нужно арендовывать студию (только если очень хочется и есть на это бюджет). Можно записываться практически в любом помещении, но есть важные исключения!

В помещении должно быть тихо. Микрофон подбирает разные шумы: дрель в соседнем офисе или квартире, разгоняющиеся байки за окном, ржущие коллеги в соседней комнате. Если не хотите, чтобы монтировщик вас проклинал, позаботьтесь о том, чтобы таких шумов не было. Поверьте горькому опыту, это важно.

В помещении не должно быть много пустого пространства. Мне как-то пришлось в жаркий день сидеть под пледом, чтобы убрать жуткое эхо, которое на записи слушать очень тяжело.

Подсказка — чем больше вещей в комнате, тем меньше эхо — звук не отбивается от стен, а теряется в вашем хламе.

Идеальный вариант — маленькая переговорка с хорошей звукоизоляцией и старым советским ковром на стене. Звук будет топчик!

Есть негласное правило 15 минут. Какую программу вы бы ни использовали, сколько опыта у вас бы ни было, насколько технически грамотным ни был бы ваш собеседник, у вас всегда будет уходить 15 минут на то, чтобы просто начать запись.

Ваши расходы на запись составляют:

  • 4500 рублей за гарнитуру (себе, гостю, запасные).
  • 1000 рублей в месяц за ПО.
  • 500–600 рублей за выпуск за логистику гарнитуры.

Если ведёте подкаст, скажем, год, выходите каждую неделю, то эти затраты транслируются в 3600–3800 рублей в месяц.

Кстати, у нас есть очень лаконичные ценные указания для гостей, можете использовать.

Плохой звук у блютуз наушников из-за активного микрофона, чтобы исключить рассинхрон между передачей и получением звука.

Если использовать только для прослушивания, то качество будет хорошее, так как звук будет передаваться только в одну сторону — в наушники.

Обычно рекомендую использовать внутренний микрофон Mac для записи, а AirPods для воспроизведения звука.

Удачи, у вас хорошо получается!

Vulnerability in the Mac Zoom Client allows any malicious website to enable your camera without…

Спасибо! Да, не спорю, для воспроизвидения BT-наушники превосходны, но важна именно запись в данном случае. Или я не так понимаю?

А Zoom тоже не советую, но по другим причинам (качество записи).

Атдуши, ребят, пишите еще. Очень интересная тема и полезные советы. Дело за малым - решиться таки записаться)

Спасибо! Будем :) Советую решиться. Это клево.

Верю) обожаю слушать подкасты и кажется, даже есть, что сказать этому миру. Пойду и вас послушаю)

Андраш, спасибо! Очень уваренно и все по делу!
Согласен по поводу проводной гарнитуры - перепробовали кучу способов и этот вариант оказался самый ок.
По поводу записи звука в Zoom.
У меня все бродкасты идут через Zoom, соответсвенно, звук пишется отдельной дорожкой, но из Zoom. Если в курсе, как можно отдельно записать аудио не особо заморачиваясь (мои гости не особо хотят ставить доп ПО), то буду очень благодарен.
За материал огроменное спасибо!

Спасибо! Не очень понял вопрос. Нужно отделить из видео-беседы только аудио?

Очень крутая статья! Благодарю 👍

Кстати для Мака могу посоветовать Audio Hijack. Отменная прога с суперпонятным интерфейсом, красота. Только она платная, но можно скачать пиратку. Работает норм.

а чем лучше garage band?

Так для записи, не для монтажа. Я чёт не догнал, как в GB писать сразу себя и собеседника из Дискорда, например. Поэтому поставил Hijack.

Через GarageBand можно, но с Sound Flower. За совет спасибо!

Спасибо за ответ!

Дмитрий, предполагаю, вопрос касается подкастов в целом, а не этого в частности.

Подкасты на самом деле интересны аудитории. Заходят особенно тем, кто легко воспринимает аудио-информацию. Гуляешь с собакой, катаешься на велосипеде, моешь посуду, едешь в машине — и слушаешь. Как радио, в общем, но тематическое. Кому что интересно. Темы разные — от профессиональных до развлекательных.

Слушают, чтобы узнать что-то новое или чтобы расслабиться, или вообще используют как жвачку для мозгов.

Аудитория узнает о подкастах из разных источников. По совету знакомых, по рекламе в самих подкастах, по публикациям и подборкам.

Что нужно, чтобы создать свой подкаст

Подкасты с недавних пор очень популярный тип контента, поэтому многие блогеры уже вовсю ведут свои каналы подкастов. Если и вы задумали завести подкаст, но не знаете, какая для этого нужна техника и программы, где записывать и как создать музыку для начала — эта статья для вас.

Мы уже писали о том, что вообще такое подкасты, где их искать и как слушать. Теперь разберемся, что понадобится, чтобы их сделать.

С чего начать создание подкаста

После того, как идея возникла в вашей голове, не нужно сломя голову бежать в ближайший магазин техники за микрофоном и наушниками. В первую очередь определите свою целевую аудиторию и подумайте, для чего вы вообще делаете этот подкаст. Если просто потому, что так делают все — не стоит и начинать.


Примеры целей: продвинуть свой блог, популяризовать художественную литературу или русский гранж, стать популярным спикером. Затем нужно подумать о формате: интервью — когда вы на каждый выпуск будете приглашать эксперта или оппонента, чтобы обсуждение было еще интереснее, или подкаст в форме общения нескольких людей, как бы записанный разговор на заданную тему. Формат зависит от цели, поэтому каждую идею подвергайте анализу — какие она решит задачи и насколько хорошо соответствует цели канала.

Только после этого станет понятно, какая техника и в каком количестве нужна именно вам. О выходе на площадки и продвижении мы поговорим уже в следующем материале.

Какая техника понадобится

Микрофон

Требований к микрофону для подкаста всего три:

  1. Качественно передавать голос.
  2. Не передавать окружающих звуков.
  3. Не добавлять ничего от себя.

Микрофонов нужно столько, сколько людей будет говорить. Безусловно, на первом месте в подкастинге стоит содержание, поэтому начинать можно с самых простых вариантов или вообще записывать первое время на смартфон. Но если уж решили купить микрофон, то выбирать лучше всего из двух типов.

Динамические микрофоны. Их чувствительность низкая, поэтому говорить в них надо с минимального расстояния. За счет этого микрофон хорошо изолирует голос от помещения, так что динамическая модель подойдет для обычной комнаты без специальной подготовки. Динамические микрофоны используют на концертах, радио и телевидении, их еще часто называют вокальными. Вообще, для начинающего подкастера — это идеальный вариант.

Конденсаторный микрофон. Это чувствительные микрофоны, поэтому лучше передают голос, интоннации. Но из-за этого же в неподготовленном помещении они будут ловить все посторонние шумы — придется делать звукоизоляцию или ставить акустический экран. Конденсаторные микрофоны используются в студиях звуковзаписи, поэтому
их также называют студийными.

Высокая чувствительность и, соответственно, хорошая передача голоса достигается за счет легкой мембраны. Но из-за этого же мембрана восприимчива к ветру и вибрации, поэтому к конденсаторному микрофону придется докупить держатель-паук и поп-фильтр или выбрать модель с полным комплектом сразу.

Петличка. Это маленький микрофон, который крепится прямо на одежду. Чаще всего конденсаторного типа, соответственно, чувствителен. Он отлично подойдет как дополнительный микрофон для гостей интервью или разговоров с несколькими людьми.

Типы подключений

Для подкастинга самыми подходящими считаются XLR и USB. Привычный многим Mini jack 3,5 используется в самых дешевых микрофонах и петличках, но при подключении в компьютер может фонить и портить запись.

Микрофоны с USB и USB-C подключаются с разу в компьютер. У них уже есть встроенная звуковая карта. Это оптимальный выбор по соотношению цена/качество, если использовать микрофон только в связке с компьютером или ноутбуком.

XLR — наиболее качественное подключение. Используется в профессиональных микрофонах. Напрямую подключить к ПК микрофон с таким разъемом нельзя — нужен переходник, звуковая карта, рекодер или микшерский пульт. Цена качественного переходника сопоставима со стоимостью полноценной звуковой карты.

Средство записи

Звуковая карта

Она конвертирует звук с микрофона в цифровой сигнал, который вы можете затем редактировать в самых разных программах. Звуковые карты бывают встроенными и внешними. Они всегда подключаются к компьютеру и не могут работать самостоятельно.

Встроенная звуковая карта — не лучший вариант. Она не мобильна — ее нельзя использовать, например, с ноутбуком на выездной записи, а также не будет возможности подключить несколько микрофонов.

Внешняя звуковая карта хорошее решение проблем записи, тем более, если у вас уже есть микрофон с XLR-разъемом. Даже недорогие звуковые карты при работе через XLR дают хорошее качество и свободу в выборе микрофона.

Рекордер

Сразу пишет звук в файл, делает качественную запись в любом месте. Для этого ему не нужен ни компьютер, ни розетка. Некоторые модели могут определяться компьютером как звуковая карта, такой запросто заменит USB-микрофон, если вам важна мобильность.

По качеству записи рекордеры верхнего ценового диапазона запросто конкурируют с более дорогими профессиональными звуковыми картами. Встречаются модели со специальными программами для ведения подкастов.


Мобильный телефон или планшет

Программы для обработки

Audacity простая в обращении программа с простым интерфейсом. Позволяет очищать, редактировать, монтировать и сводить треки. Главный недостаток — нельзя подключить плагины распространенных форматов — AU, AAX, VST, VST2, VST3


Adobe audition. Внешне интерфейс очень похож на Audacity, но работа с мультитреком чуть посложнее. По уровню своих возможностей сильно выделяется на фоне других редакторов: можно сказать — уже не редактор, но еще не DAW. Позволяет подключать внешние плагины.


iZotope RX 8 — решение для очистки речи от лишних звуков. Вместе с приложением в систему устанавливаются плагины в форматах AU, AAX, VST2, VST3, которые позволяют пользоваться всеми возможностями приложения в другом редакторе или DAW. Работа плагинов в цепочке обработки для или интернет радио требует мощного процессора.


Компьютер или ноутбук

Особенных требований к мощности ПК или ноутбука для подкастов нет. С редактированием аудиозаписей справится даже бюджетная модель десятилетней давности. Правда, оперативной памяти должно быть хотя бы 8 Гб, чтобы браузер «не тормозил». Через него ведь еще файлы в интернет загружать. В некоторых случаях ПК вообще не понадобится — если подкаст полностью ведется с гаджета.


Если вы серьезно подошли к подкастингку и делаете сборку с нуля, исходите из того, что практически все программы обработки звука быстрее работают на процессорах с хорошей однопоточной производительностью, поэтому гнаться за устаревшим многоядерным процессором не стоит. Но в случае ведения интернет-радио, обработка на лету некоторыми плагинами из пакета редактора iZotope RX 8 может загрузить даже самый мощный восьмиядерный процессор настолько, что ресурсов для других задач уже не хватит. Некоторые плагины своим графическим интерфейсом могут сильно загрузить даже дискретную видеокарту, но это, скорее, исключение. Отличным решением будет сборка с полупассивной системой охлаждения.

Наушники

Лучше, чтобы наушники были закрытого типа. Это позволит всегда полностью контролировать процесс, не отвлекаясь на индикаторы уровня, и при этом не создаст дополнительного шума на записи. Также наушники понадобятся для редактирования записи. Если у вас уже есть хорошие наушники открытого типа, то для контроля записи вполне сгодятся внутриканальные наушники.

Где записывать подкаст

Основная часть качества звука — это помещение. Конечно, можно записывать и на улице, если вы выбрали такой формат. Но если же вы решили пойти по классическому пути, то придется задуматься о том, где будете записывать.

Это самый первый вариант, который приходит в голову. И это правильно — для начинающего подкастера это самое адекватное решение по условному соотношению цена/качество. Но, как всегда, есть нюансы.

В комнате не должно быть сильной акустики. Проверить легко — хлопните в ладоши, если никакого эха и звона не слышно, комната подходит. Хорошо, если комната небольшая, с мягкой мебелью, книжными полками, ковром. Все эти предметы интерьера хорошо поглощают звук. Также можно забраться в шкаф, если он у вас большой, в гардеробную или просто под одеяло.


Очевидно, что во всей квартире в этот момент должно быть тихо: соседи не сверлят и не топают, ваши домашние не разговаривают, не смотрят телевизор (лучше, если никого кроме вас нет дома), питомцы не носятся и не подают голос, а окна закрыты.

Если вы продвинулись в подкастинге и вам нравится записываться дома, можно дополнительно приобрести акустический экран для микрофона или сделать его своими руками. Акустический экран защищает микрофон от внешних звуков, при этом звук возле микрофона усиливается, становится четче. Поэтому звукозапись получается почти как в полноценной студии. Есть небольшие экраны, которые крепятся позади микрофона на подставку, но можно соорудить и целый «короб».

Можно пойти и дальше и вообще изолировать квартиру от шума. О том, как правильно это сделать, мы рассказали в статье «Как сделать шумоизоляцию для записи звука».

Студия звукозаписи

Специальные студии — идеальный вариант, если вы не хотите покупать свое оборудование или дома по каким-то причинам записаться невозможно. Обычно оплата почасовая, зато
в вашем распоряжении полностью подготовленное помещение без лишних звуков, профессиональный микрофон и отличная запись. Кстати, там же можно заказать обработку готовой записи и свою фирменную музыкальную заставку, если готовы платить и не хотите заморачиваться со всеми тонкостями самостоятельно.

Музыка для вступления и заключения

Музыкальное сопровождение в подкасте позволяет понять, где начало и конец, задать атмосферу, настроить слушателя. Конечно, если вы никогда не делали музыку, то для вас это покажется невыполнимой задачей — проще купить несколько треков на аудиостоке или воспользоваться бесплатными треками, не требующими никаких отчислений. Но это может вызвать у слушателя ненужные асоциации, потому что музыка не уникальна. А ведь звуковое сопровождение — визитная карточка вашего подкаста, которая выделит его на фоне других, запомнится слушателям.

Если вы решили делать музыку сами, а не заказали у «звукачей», вам понадобится программа DAW (секвенсор) и несколько дополнительных инструментов. Далее переходим в бесплатный «no copyright» генератор midi-файлов. После несложных манипуляций, как показано на скрине ниже, вы получаете midi-файл в свое распоряжение.


Midi-файл достаточно импортировать в любую DAW. Например: FL studio, AVID Pro Tools, Cubase, Ableton live, Cocos REAPER. Нужно выбрать наиболее интересную часть трека, а далее процесс создания вступления мало отличается от создания музыкального трека. Если же вас все это «композиторство» утомляет, то музыкальность вступления вовсе не обязательна — задать атмосферу подкаста можно и с помощью приемов звукового дизайна.


Для подкаста нужно не так уж и много. Минимальный порог вхождения: старенький компьютер, способный открыть современный браузер, наушники, смартфон с рабочим микрофоном и функцией диктофона и одеяло. Гораздо важнее знать, о чем рассказать. Но, согласитесь, с хорошим оборудованием любое занятие приятнее.


Точное количество поклонников подкастов в России определить затруднительно. Кто-то говорит, что подкасты хотя бы иногда слушает каждый пятый россиянин. Другие СМИ утверждают, что в Москве 42% пользователей сети увлекаются этим форматом, в регионах — до 27%. В любом случае вы уже не раз слышали о подкастах. И наверняка слушали их.

Подкасты — такой же контентный формат, как, скажем, текстовые блоги или ролики на YouTube. Принцип работы одинаковый: создаете качественный контент и монетизируете его при помощи рекламы или партнерских программ. Вот только контент этот не текстовый или визуальный, а в формате аудио.

Пусть вас не пугает не слишком изученный российскими пользователями зверь: создать подкаст не так уж и сложно. И способов для заработка тут тоже достаточно. Наша инструкция подойдет для новичков, которые слабо представляют, как выглядит кнопка Record. Но и более продвинутые пользователи найдут здесь полезные лайфхаки.

Сначала расскажем, чем хороши подкасты, что за шум вокруг них и как запустить собственный подкаст. Во второй части статьи поделимся секретами монетизации подкастов.

Сегодня в программе:

Что за подкасты

Представьте, что в сети есть статья о заработке в партнерском маркетинге. Есть инфографика на ту же тему. Есть видео, где ведущий говорит все о том же. А есть подкаст — аудиозапись, на которой ведущий (а может быть, в паре с гостем-экспертом) рассказывает, как получить доход от партнерских ссылок. Каждый формат по-своему хорош, у каждого есть свои поклонники, каждый несет ценность, но подает информацию по-разному.

Подкаст — это звуковой файл, заранее записанный и выложенный в сеть. Вы можете послушать его онлайн или скачать на гаджет.

У подкастов множество форматов. Вот основные:

Примеры русскоязычных подкастов — выбор редакции:

  • Список тем для подкастов неисчерпаем. Здесь много незанятых ниш. Мы, например, не знаем ни одного подкаста про садоводство. А меж тем это востребованная в России тема (и такая, которая будет хорошо продавать соответствующие гаджеты).
  • Постоянно растущая аудитория и множество пока не охваченных слоев населения. Например, многие люди старше 55 лет вообще не знают о существовании подкастов. А им наверняка понравился бы такой формат: ведь слушали когда-то радиоспектакли.
  • Если человек слушает подкасты, он делает это везде: во время прогулок и занятий спортом, домашних дел, по пути на работу или к месту отпуска. Это преимущество делает формат востребованным.
  • Масса возможностей для монетизации. Подкасты в основном слушают люди с доходом средним или выше среднего, так что это платежеспособная аудитория. К этому пункту еще вернемся.
  • Формат пока не слишком привычен для российской аудитории. Нужно знакомить людей с ним, рассказывать про преимущества. Общество у нас довольно консервативное, и не все готовы быстро перестроиться с привычных текстовых и визуальных форматов на аудио. Те же видеоблогеры пока сильно обгоняют подкастеров по количеству аудитории.
  • Для создания подкаста нужно обладать хотя бы минимальными знаниями. От вас не требуется осваивать суперкрутое оборудование, но все-таки нужно записать мало-мальски приличный звук.
  • Как и любому другому контенту, подкасту нужно уделять время и силы. Искать гостей, продумывать сценарии выпусков. Слушатели не придут сами по себе, и раскручивать подкаст тоже придется.

Создание подкастов: максимально краткое руководство

О том, как записывать и монтировать подкасты, написаны сотни статей. Подробные инструкции по выбору микрофонов, работе с программами для записи и редактирования звука читайте здесь, здесь и здесь. Мы же расскажем о процессе как можно более кратко. Но информативно.

Запись

Для записи многие подкастеры используют телефон или встроенные микрофоны ноутбука (на стационарных компьютерах такого микрофона обычно нет). Этого достаточно для приемлемого звука. Но если хотите получить качество лучше, советуем приобрести микрофон.

Совет. Перед записью подкаста сделайте несколько пробных дублей. Положите телефон или установите микрофон на разном расстоянии от себя и гостя. Послушайте, какое расстояние дает лучший звук.
Микрофоны бывают и для компьютеров и ноутбуков, и для карманных гаджетов. У последних — специальные разъемы, которые подключаются во вход смартфона для наушников. Для компьютера или ноутбука проще всего купить USB-микрофон: это всем знакомый и понятный разъем.

Микрофон со входом для смартфона
Микрофон с USB-входом

Микрофоны бывают динамические и конденсаторные. Новичкам рекомендуем первый вариант: они обычно дешевле и не требуют дополнительного питания. Не будем о технических заморочках, просто знайте: динамические микрофоны подключаются напрямую к компьютеру и работают без каких-либо энергетических «‎подкормок» — дополнительного оборудования вроде микшера или звуковой карты.

А еще динамические микрофоны менее чувствительные. Это может показаться минусом, но нет. Вам нужно, чтобы микрофон ловил только ваш голос, но при этом игнорировал шуршание одежды, мяуканье домашнего кота и шум транспорта за окном.

При выборе микрофона обращайте внимание на известность бренда производителя (подойдут Behringer, Shure, Rode) и соотношение сигнала и шума (в идеале от 66 дБ). Не гонитесь за высокой ценой. Купить приличный микрофон для подкаста можно от 4-5 000 руб.

Если записываете подкаст с гостем тет-а-тет, советуем подготовить для каждого по микрофону. В итоге у вас будут две разные дорожки звука — их удобнее монтировать по отдельности. Не забудьте отрегулировать дрожки так, чтобы они были одинаковыми по уровню громкости (как — расскажем ниже).

Если общаетесь с гостем дистанционно, есть два варианта: самостоятельно записать голос собеседника с колонок вашего компьютера или попросить гостя записать его дорожку самостоятельно. В любом случае вам понадобится специальный софт: собственный голос писать придется точно.

Совет. Для удаленной записи подкаста с компьютера или ноутбука созванивайтесь с гостями в Google Meet или Discord. Обе программы бесплатные. В более привычных, но несколько устаревших приложениях (Skype) звук хуже.

Запись можно вести через встроенные приложения, например, в том же Windows. Но мы рекомендуем воспользоваться более удобными и качественными вариантами софта.

Удобные программы для записи звука с телефона, бесплатные и условно-бесплатные:

  • Voice Record Pro (iOS)
  • Handy Recorder (iOS)
  • AudioShare (iOS)
  • Garage Band (iOS)
  • Easy Voice Recorder (Android)
  • RecForge Lite (Android)
  • Record Mic and Call (Android)
  • Smart Recorder (Android)

Программы для записи и редактирования звука с компьютера, в которых несложно разобраться:

У каждой программы есть подробный мануал, но все они работают примерно по одинаковому принципу. Заходите в настройки и проверяете, выбрано ли нужное аудиоустройство для записи и воспроизведения звука. Например, в Audacity в меню «Правка‎» кликаете на «Настройки‎». Далее в пункте «Устройства‎» и выбираете нужное:



В всех программах есть кнопка записи — знакомый красный кружочек. Нажимаете, и начинается запись. По окончании записи — стоп. И не забудьте сразу сохранить файл (желательно сначала в формате wav для работы с ним, а финальный вариант будет в mp3; все это делается опять же привычно, через выпадающее меню «Файл» и кнопки «Сохранить как» или «Экспорт»).

В зависимости от звуковых настроек программа запишет или с микрофона (вас) и с колонок (вашего гостя), или только одну дорожку по выбору.

Еще проще все это провернуть при помощи портативных программ, предназначенных исключительно для записи, вроде UV Sound Recorder или Free MP3 Sound Recorder. У них элементарный интерфейс и настройки. Однако вышеперечисленные программы-редакторы все равно понадобятся, чтобы в дальнейшем монтировать подкаст.


Так выглядит UV Sound Recorder: сразу видно и понятно, куда нажимать

Монтаж

Вы записали эпизод подкаста. Пришло время чистить и монтировать его. Советуем делать это в три этапа:

  • чистка речи, звука, смысловая чистка;
  • запись дополнительного звука, если необходимо;
  • саунд-дизайн и финальная чистка звука.

Записанный эпизод — это звуковая дорожка. В программах-редакторах звука она предстанет перед вами в виде звуковых волн, которые удобно резать.

Читайте также: