Как засветить матрицу фотоаппарата

Обновлено: 04.07.2024

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

вот в описании уф-фильтров кенко прочел, что они защищают матрицу от выгорания на ультрафиолете.
при этом - на любительских видеокамерах стоят аналогичные матрицы и чего то люди снимают и ни чего у них там не выгорает.
второй момент - у меня тушка 400д, ориентировочно ресурс - 30 тыщ. если прикинуть, что средняя выдержка не менее 1\100, то получиться что 30000*1\100 = 300 секунд или 5 минут.
Внимание вопрос - так что там может выгореть за 5 минут ультрафиолетового воздействия?


Так вы о матрице или о фильтрах?

Матрица - это пластина кремния, в котором при попадании фотонов с определенной энергией (в диапазоне видимого света) образуются свободные заряды. Количество зарядов пропопрционально числу фотонов. Данные с каждого пикселя собираются и потом обрабатываются процессором.

Как известно, диапазон видимого глазом цвета очень узкий, от 450 до 700 нм (приблизительно). Все, что короче 450 нм, относится к ультрафиолету (УФ), причем все, что короче 200 нм, относят к жесткому УФ. Но последнего на улице очень мало, потому что он поглощается атмосферой (иначе жизни бы на земле не было). Свойство УФ фотонов - высокая энергия, т.е. они сильнее воздействуют.

С другой стороны (от 700 нм и выше) находится инфракрасный диапазон. Приборы ночного видения на нем работают. И оптические каналы интернета тоже, на длине волны 1024 нм, если не путаю. У фотонов ИК энергия очень маленькая. Поэтому вреда от них немного.

Наконец, как вы помните по жизни, под действием прямого солнечного света выгорает бумага (включая фотографии). Вам нужно объяснять, почему именно, по какому механизму она выгорает? Если да, то поищите в учебниках. Практически любой материал под действием света со временем меняет свои свойства.

И совсем наконец, недавно показывали последствия open air в какой-то деревне, где использовали мощный зеленый лазер (530 нм длина волны). При достаточной мощности чтобы сжечь фотокамеру было достаточно долей секунды, это показывали непосредственно. Т.е. это другой механизм выгорания, когда плотность фотонов слишком высокая (примерно как выжигание увеличительным стеклом, если вы этим увлекались в детстве).

От выгорания мощным пучком света вообще никак не спастись. Поэтому на Солнце и лазеры объектив просто нельзя направлять.

От выгорания (старения) по времени проблемы не такие большие. Ну выгорел у вас один пиксель (ведь если прилетел один УФ фотон с высокой энергией, он по любому подействует только на один пиксель матрицы) - ну и что? Отталкивайтесь от опыта коллег, некоторые до сих пор используют Кэнон 10Д и я ни разу не слышал жалоб на "выгорание". Может, кто постоянно снимает на высоте, в горах, имеют другую информацию? (там доля УФ выше).

Так что формально повреждение матрицы со временем увеличивается. Но на реальные результаты это сказывается незначительно.

Гость wulang

Вы публикуете как гость. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Объявления

Black-мур

Т.е., если вставил кому-то. в "кассу", то надо подождать, чтобы и тебе вставили? Мля. ну и логика!

Black-мур

значит барыга Алик накрутил полштуки за t0-сенсор, как за доп опцию Мне из-за Амура этот мультик передал знакомый китаец-челнок, а забрал он его тоже у Алика; ну а ссыль, где оне го взял, скинул мне на гаджет, чтобы показать его цену, якобы для того,чтобы я убедился в том, что он ничего лишнего себе с меня не взял. Такштаа. мапед не мой. ЗЫ. Мультик, кстати, тоже в такой же комплектации.

Praktic

Вот это, пожалуй, то, что нужно. Если конечно там действительно реальная развязка.

Гость Ivan

Всем доброго дня, Прошу совета. Задача - замерить время экспозиции шторно-щелевого затвора пленочной камеры. В хозяйстве имеется фотоэлемент, который генерит небольшой ток, пока на него попадает свет. Схема простая: | фонарик светодиодный -> камера со снятой крышкой -> фотоэлемент -> микрофонный вход компа | Это работает. Генерит хорошо, пишется как звук микрофона и потом легко измерять длину импульса в аудиоредакторе (типа Audacity). Но есть проблема которая все убивает - всплеск читается где-то до выдержки 1/125 сек, но на 1/250 все плохо , а на 1/1000 и тем более на 1/2000 уже вообще непонятная каша, все линии наклонные и меряй как хочешь в общем. В каком-то ресурсе вычитал, что это из-за схем звуковых карт, которые могут портить подобные сигналы. Там же предлагают использовать осцилографы. И есть еще примечание - фотоэлемент затухает какое-то время после наступления темноты. Это хорошо видно в аудиоредакторе, потому мерять мне надо не весь всплеск, а определенный кусок, и то, что осцилографы рисуют форму сигнала - это круто. Я к тому, что просто мерять время сигнала с фотоэлемента каким-нить устройством не годится - будет погрешность на затухание. Диапазон измерений: Ну хотя бы по коротким выдержкам от 1/125 до 1/5000, в идеале вместе с медленными - от 1сек до 1/5000 Я почти ничего не понимаю в электронике и полностью ничего в осцилографах. Вообще не уверен, что они умеют один всплеск мерять, потому что во всех обзорах какие-то синусоиды и пилы.. Ну не требовалось раньше (( Есть сумма где-то 5-6тыс руб на сегодня, которую можно потратить на полезную вещь, которая поможет уверенно измерить длину импульса от фотоэлемента (до 1/5000) Что взять? Ну или как поступить? (на всякий - паять могу немного, но микросхемы и разводка плат будут за пределами навыка) (вдогон - записывать звук затвора не предлагайте, там сложности с распознаванием позиций некоторых конструкций на высоких скоростях)

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Можно ли сжечь матрицу?

На фотофорумах не умолкают споры, можно ли сжечь матрицу фотокамеры, фотографируя солнце или другие яркие объекты. Ситуация полумифическая, потому что регулярно находятся авторитетные и аргументированные мнения, прямо противоположные по смыслу. Кто-то апеллирует к здравому смыслу, утверждая, что матрица — по сути это кусок кремния, и ломаться там нечему, кто-то предполагает выцветание фильтра Байера, словом, общая неразбериха от этого только возрастает. Попробуем разобраться, какие воздействия могут действительно повредить матрицу фотокамеры.

Во-первых, чтобы развеять все сомнения, реальная выдержка из инструкции:

«Не направляйте камеру непосредственно на солнце или яркие источники света»: пишет нам производитель. Конечно, производитель может написать много чего просто для подстраховки. Но в действительности солнце, иной раз, может представлять реальную угрозу для матрицы фотокамеры. Наверняка в детстве все выжигали с помощью лупы, фокусируя пучок солнечного света в маленькое пятнышко. Объектив фотокамеры по сути та же линза. При настройке объектива на бесконечность параллельный пучок лучей фокусируется (сюрприз-сюрприз) прямо на матрице фотокамеры. Или чуть ближе, в районе шторок затвора, при настройке объектива на меньшее расстояние фокусировки.

Эта ситуация известна еще со времен пленочной фотографии, когда солнце могло заняться резьбой по дереву выжиганием по затвору, если камеру оставить с открытым объективом на долгое время. Т.е. реальная угроза существует. НО! Эта угроза касается только случаев длительной выдержки (или съемки видео). Само солнышко, даже самое яркое, можно невозбранно фотографировать, т.к. за доли секунды солнечная энергия даже через самый светосильный объектив, не способна повредить сенсор.

Отдельно стоит упомянуть ситуацию с лазерами. Лазеры коварны! И коварство их двойное. Во-первых лазерный луч по своей природе очень сфокусирован. Направленный на Луну лазерный луч может дать пятно диаметром всего пару километров. Это означает, что вся излучаемая мощность лазера поглощается очень небольшой по площади поверхностью. При попадании на матрицу вся энергия лазерного луча может быть сосредоточена на 1-2 пикселах, вызывая их локальный перегрев и разрушение полупроводниковой структуры.

Второй коварный момент, это монохромность лазерного излучения. Иными словами вся энергия излучения сосредоточена в очень-очень узком спектральном диапазоне. А чем уже спектр, тем выше степень поглощения такого света поверхностями, окрашенными в другие цвета. Т.е. красные, зеленые и синие пиксели матрицы могут по-разному поглощать лазер. Таким образом даже милливаттной энергии лазерного луча может оказаться вполне достаточно, чтобы выбить отдельные пиксели матрицы. собственно, то же самое может произойти и сетчаткой глаза. Поэтому с лазерами стоит быть осторожнее, даже с самыми безопасными в плане мощности. А вот пример, на котором наглядно показан процесс выжигания матрицы лазером:


Ужас-ужас-ужас? Ну, в чем-то да, стоит быть осторожным. Но это не значит, что нужно развивать в себе паранойю. Реально нужно очень постараться, чтобы сжечь матрицу своей фотокамеры. Фотоснимки с ярким полуденным солнцем в кадре не повредят вашей матрице, потому что выдержки на таких снимках обычно бывают достаточно короткие, а диафрагма прилично ужата. То же касается сварки и других ярких бытовых источников света. Лазеров стоит опасаться, хотя шанс повредить матрицу именно в фоторежиме не так высок. Все остальные источники света в клубах: сфокусированный свет ламп, светодиодов и прочие источники не способны нанести сенсору вашей камеры сколь-нибудь значительного урона.

Не все фотолюбители знают о вреде солнечного света, который буквально выжигает матрицу зеркальных фотокамер, когда тот на неё попадает. Я считаю необходимым предупредить всех фотолюбителей и рассказать почему направлять объектив беззеркальной камеры на солнце в разы опаснее, чем делать тоже самое с зеркальным фотоаппаратом.

Прежде, чем я объясню ход своих мыслей позвольте обратиться к приведённым ниже схемам. На них чётко видно как солнечные лучи проходят через объектив камеры и какую силу они в себе таят.

На рисунке выше видно, что в зеркальном фотоаппарате проходящий сквозь объектив свет будет отражён зеркалом и путём пентапризмы направлен в видеоискатель.

По сути не произойдёт ничего страшного. Свет, пройдя через камеру, выйдет в видеоискатель. Самое главное, чтобы в этот момент там не было глаза фотографа. В противном случае глаз может пострадать.

Я и сам не раз смотрел на солнце через видеоискатель, когда снимал контровые портреты. Было неприятно, но вроде не ослеп и зрение хуже не стало. Но я бы не рекомендовал делать так долго.

А вот здесь уже всё гораздо интереснее. Посмотрим на конструкцию беззеркальной камеры и представим себе как будут проходить лучи, сквозь фотоаппарат. Забегая вперёд скажу, что сквозь камеру солнечные лучи никогда не пройдут.

Если вы разбираетесь в принципах работы беззеркальной камеры, то знаете, что солнечный свет, который попадает в объектив, фокусируется на матрице всё время. Таким образом, при направлении объектива в сторону солнца мы получим, что вся световая и тепловая энергия будет передаваться прямиком на матрицу.

Для чего вообще нужен объектив? Для того, чтобы собирать и фокусировать световой поток в определённой точке. Вам это ничего не напоминает?

Лично мне это напоминает детскую игру с лупой, когда фокусируя солнечные лучи на какой-либо предмет мы вызывали воспламенение этого предмета.

Поскольку матрица беззеркального фотоаппарата не является горючим веществом, то открытого огня на ней не образуется. Однако всем известно к чему может привести перегревание полупроводникового элемента – к скорейшему выходу его из строя.

Я бы сказал, что с солнцем я утрирую, но мой знакомый собственноручно сжёг матрицу лазерным лучом, когда производил фотосъёмку в клубе.

У меня нет цели кого-то напугать или обескуражить. Если вы любитель, а не профессионал, то от беззеркалки вы будете в восторге. Они лёгкие, удобные, дают вменяемое качество картинки.

Но и не предупредить об опасности контровой съёмки на беззеркальные камеры я не могу, как честный фотограф.

Что посмотреть в блоге

Обзоры видеооборудования

Развитие

Статьи и события

Backstage

Съемка на смартфон

Список моего оборудования для видеосъемки.

Машины и автоаксессуары

Путешествия

Популярное в разделе "Развитие":

Как проверить музыку на авторские права на YouTube?

Как проверить музыку на авторские права на YouTube?

4 объектива для съемки видео на КРОПЕ. Рассмотрим на примере фотоаппаратов Canon.

4 объектива для съемки видео на КРОПЕ. Рассмотрим на примере фотоаппаратов Canon.

Как убрать фликер в видео? Убираем мерцание (flicker) в Adobe Premiere Pro с помощью плагина.

Как убрать фликер в видео? Убираем мерцание (flicker) в Adobe Premiere Pro с помощью плагина.

Зачем вам 10 bit 4:2:2 и S-log?

Зачем вам 10 bit 4:2:2 и S-log?

Создание видео Love Story. Это вам не фото штамповать!

Создание видео Love Story. Это вам не фото штамповать!

Выгорает ли матрица фотоаппарата со временем?

Выгорает ли матрица фотоаппарата при его долгом использовании?

Выгорает ли матрица фотоаппарата?

Вопрос в другом: многие, в том числе и профессиональные фотографы верят в миф, что матрица у зеркалок со временем портится, цвета тускнеют, снижается динамический диапазон (хотя большинство фотографов вообще не знают, что это такое) и что от зеркалки с пробегом 200 000 надо быстрее избавляться, потому что она уже не торт.

Собственно, меня эти заблуждения всегда только забавляли и не особо волновали, но как-то недавно мне моя знакомая (фотограф) вновь озвучила эту страшную болезнь зеркалок - выгорание матрицы. Я поинтересовался, откуда она это знает, на что она сказала, что ей это поведал продавец в фотомагазине (тоже фотограф). И ладно бы это был супермаркет, где продавцы имеют весьма отдаленное представление касательно технических процессов в фотографии. Но это специализированный магазин фототехники (у нас в городе их всего 2, но какой именно я писать не буду). А сказали этой девочке так, потому что она принесла свой Nikon D600, которому уже больше 2-х лет с жалобами, что на картинке появились дефекты изображения:

- А какой пробег у него?

- Ну под 100 000 уже.

- Так а что вы хотели, матрица уже выгорает.

Такого бреда я не ожидал услышать. Дальше знакомым фотографам лучше покинуть эту страницу, потому что некоторые предложения им могут не понравиться)))

Итак, предположим, что вы сделали 200 000 снимков. Среднее время выдержки примерно 1/200 секунды. (Хотя на самом деле, оно еще меньше, т.к. на улице днем снимают на диафрагмах F1.4 - F2.8 и шаттере 1/2000 - 1/8000. Но мы возьмем самый нереальный вариант - фотограф снимает только ночью в клубе со вспышкой)

Итак, сделав 200 000 фото на средней выдержке 1/200 получается, что свет падал на матрицу 1000 секунд. Это меньше 17 минут. Т.е. на основании логики "выгорания" матрицы, включив Live View или снимая видео, ровно через 17 минут ваша матрица начнет выгорать, цвета тускнеть, контрастность падать. Тогда каким образом миллионы людей, и я в том числе, снимают ЧАСАМИ видео на зеркалки в течение нескольких лет и никаких проблем с матрицей не происходит? На современных фотоаппаратах она даже не перегревается от непрерывной съемки в течение многих часов!

Вот вам и ответ: матрица не "выгорает" от долгого использования. Если у вас дефекты изображения после длительного общения с фотоаппаратом - то вам просто нужно сдать матрицу на чистку.

А теперь, собственно, хочу перейти к главной части этой заметки: почему люди верят в такую чушь? И не простые люди, а фотографы, профессиональные фотографы. Итак, для начала, следует задать вопрос: почему современные фотографы вообще не шарят в том, как работает фотоаппарат на котором они зарабатывают деньги? Почему любой видеограф знает про DSLR в 10 раз больше фотографа? Я не хочу тут разводить писанину на тему, что сложнее - делать видео или снимать фото, это и так очевидно.

Но вот почему любой человек, который освоил режим "M" на фотоаппарате, автоматически причисляется к рангу профессиональных фотографов и считает, что ему больше знать ничего не нужно? Я в 11 лет уже снимал на отцовский "Зенит" и знал, что такое экспонометр. Получается я тогда уже был профессиональным фотографом.

Итак, сколько фотографов из числа ваших знакомых знает ответы на простейшие вопросы о фототехнике:

- Что такое динамический диапазон, в чем он измеряется и как зависит от плотности пикселей на матрице?

- Что такое муар и алиасинг и зачем в некоторых фотоаппаратах стоит оптический фильтр низких частот (Canon 5Ds, Nikon D800), а в некоторых не стоит (Canon 5Ds R, Nikon D800E) и как он влияет на изображение?

- Что такое бандинг и чем 12-битный RAW отличается от 14-битного?

- Что такое Rolling Shutter?

- Кто-то знает, что такое "Native ISO" и насколько радикально зависит динамический диапазон фото от значения светочувствительности?

- Что значит, что стабилизатор объектива компенсирует 4 стопа экспозиции?

- Много ли владельцев Nikon знают, что могут поменять фокусировочный экран и понимают ли они, что это вообще такое?

- Почему в режиме Live View не может работать обычная система автофокуса и нужно ставить дополнительные датчики фокуса прямо на матрицу?

Это абсолютно несложные вопросы, ответы на которые знает практически любой видеограф. Но не знает практически любой фотограф).

Заметьте, здесь нет вопросов про EOS iTR и EOS iSA, нет и о том, чем матрицы с обратной засветкой засветкой лучше обычных КМОП, никто даже не просит расшифровать этот КМОП (CMOS). Нет вопросов про систему экспозамера из 150 000 RGB датчиков, которые объединяется в 252-зонный TTL экспозамер, и чем крестообразный датчик автофокуса лучше обычного, и какие из них могут работать с диафрагмами меньше F2.8, а какие не могут?

Разумеется, чтобы снимать фотографии, можно всего этого и не знать. И продолжать считать, что матрица со временем выгорает. Более того, если человек зарабатывает только фотографией - то он уже автоматически является "профессионалом", потому что это, как не крути, его профессия. Кто-то может сказать, что для того, чтобы делать крутые фотки, все это можно и не знать. Это правда, миллиарды людей на планете вообще в школе не учились и как-то же живут.

Но вот вам один пример: зависимость динамического диапазона Canon 5D Mark III и Nikon D800 от значения ISO.


Теперь вам понятно, почему у Nikon из RAW тени тянутся на "ура", а у Canon это выглядит как грязная каша? Все дело в дополнительных 2-х стопах динамического диапазона. Наверное, вы также замечали, что на больших ISO картинка выглядит более плоской? Теперь вы, хотя бы, будете знать почему. А ведь это непосредственно влияет на качество картинки.

Так, может, лучше немного разобраться, как, все-таки, работает фотоаппарат?

Читайте также: