Какие бывают компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

Action («Экшен» или «экшн») — жанр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события.

Beat 'em up («Избей их всех», «Бит ем ап») — жанр, основной чертой которого является рукопашная схватка главного героя против огромного количества более слабых врагов. Как правило действие таких игр происходит в городском антураже, а сюжет основывается на темах борьбы с преступностью или отмщения, однако встречаются игры, основанные на исторической или фэнтезийной тематике. Традиционные игры жанра «избей их всех» являются скроллерами в рамках двухмерных уровней, тогда как более поздние игры перешли на более открытое трехмерное окружение с еще б́ольшим числом врагов. Заметной стороной этих игр является весьма простой геймплей, что является предметом как критических замечаний, так и насмешек. Также отличительной чертой жанра можно назвать кооперативный режим [ ]

Fighting («Файтинг») — жанр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной. Файтинги близки к играм жанра Beat 'em up, однако между ними существуют различия. Так, в большинстве файтингов игроку не требуется перемещаться по длинному уровню и нельзя выйти за границы арены, а бой состоит из нечётного числа отдельных раундов и не является непрерывным. Менее значительными и необязательно присутствующими признаками жанра являются использование многочисленных шкал для изображения жизненно важных показателей персонажей и прорисовка бойцов на арене в профиль.

Maze game («Мейз») — жанр, в котором игровой персонаж передвигается по лабиринту. Иногда передвигаться по лабиринту может не только игрок, но и NPC, которые, обычно, враждебно настроены по отношению к игроку.

Pinball game («Пинбол») — жанр, в котором игрок набирает игровые очки, манипулируя одним или более металлическими шариками на игровом поле, накрытом стеклом (на пинбол-машине) при помощи лапок (флипперов). Основная цель игры — набрать настолько большое количество игровых очков, насколько это возможно. Вторая по важности цель — максимально увеличить длительность игры (при помощи экстра-шариков (англ. extra-ball) и удержания шарика на игровом поле как можно дольше) и получить бесплатную игру (известную как replay).

Platform game («Платформер») — жанр, в котором основной чертой игрового процесса является прыгание по платформам, лазанье по лестницам, собирание предметов, обычно необходимых для завершения уровня. Некоторые предметы, называемые пауэр-апами (англ. power-up), наделяют управляемого игроком персонажа особой силой, которая обычно иссякает со временем (к примеру: силовое поле, ускорение, увеличение высоты прыжков). Коллекционные предметы, оружие и power-up собираются обычно простым прикосновением персонажа, и для применения не требуют специальных действий со стороны игрока.

3D-Shooter («Шутер», «стрелялка») — жанр, название которого произошло совмещением понятий «3D» (три измерения) и Shooter. На момент зарождения жанра укрепилось слово «Шутер», как вариант описания игрового процесса и перевод для слова shooter. На сегодня жанр «Шутер» в чистом виде уходит в прошлое, поскольку среди современных игроков больше затребованы тактические, ролевые и онлайн-игры.

First-person shooter [ ]

First Person Shooter (FPS, «Шутер от первого лица») — жанр, в котором игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного и метательного оружия с видом от первого лица: игрок воспринимает происходящее глазами главного героя. В целом шутеры от первого лица имеют многие общие черты со всеми остальными шутерами, которые, в свою очередь, являются подвидом аркадных игр. С момента появления жанра, сложные трёхмерные или псевдотрёхмерные графические элементы ставили сложные задачи перед разработчиками аппаратного обеспечения компьютеров. Кроме того, важной характерной особенностью шутеров от первого лица является наличие многопользовательского режима.

Massively multiplayer online first-person shooter («Массовый многопользовательский шутер от первого лица») — жанр, сочетающая геймплей шутера с видом от первого лица с большим количеством игроков, подключенных через Интернет. Это категория MMOG, которая также известна как MMOFPRPSG (англ. Massively Multiplayer Online First Person Role Playing Shooter Game — массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра — шутер от первого лица).

Shoot 'em up («Перестреляй их всех») — жанр, в котором игрок, управляющий каким-либо персонажем или техническим средством, сражается с большим количеством врагов при помощи стрельбы. Процесс игры часто изображён в очень стилизованной манере. В кратком русскоязычном варианте звучит как «шмап» (shmup). В Японии такие игры известны как «shooting games» («игры со стрельбой», также используется аббревиатура «STG»). На пике популярности они часто назывались просто как «shooter», то есть «стрелялка». Но с появлением трёхмерных игр, жанр шутер стал более собирательным.

Tactical shooter («Тактический шутер, командный шутер») — один из жанров компьютерных игр, поджанр 3D-шутеров. Тактический шутер может быть с видом как от первого, так и от третьего лица. Некоторые шутеры совмещают вид от первого и третьего лица, позволяя игроку переключаться между ними. Основная особенность, отличающая тактические шутеры от остальных, — более реалистическая симуляция боевых условий. Важным аспектом игрового процесса подобных шутеров является работа в команде, которая может состоять как из других игроков, так и из компьютерных персонажей.

Rail shooter («Рельсовый шутер») — это смежный жанр, который некоторые причисляют к своеобразному виду shoot 'em up, другие — нет. Они имеют много общих сторон со шмапами. Основное отличие рельсовых шутеров от классических стрелялок состоит в использовании первыми трёхмерного или псевдотрёхмерного вида, с точкой обзора, находящейся позади корабля игрока, или с видом от первого лица. Процесс игры продвигается по заранее определённому пути, что можно сравнить с движением по рельсам и что похоже на геймплей скролл-шутеров.

Third-person shooter [ ]

Third-person shooter (TPS, «шутер от третьего лица») — разновидность 3D-шутера, в которой управляемый игроком персонаж виден на экране. При этом виртуальная камера, как правило, находится позади персонажа, за спиной или плечами. Игровой процесс в играх такого жанра строится в первую очередь на стрельбе из оружия по разнообразным целям, включая враждебно настроенных противников. Шутеры от третьего лица имеют много общих черт с шутерами от первого лица и с аркадными играми в целом. Подобно другим трёхмерным компьютерным играм и в большей степени, чем шутерами от первого лица, шутеры от третьего лица могут включать в себя элементы игр-платформеров и головоломкок, а также элементы рукопашного боя, более примитивные, чем в играх-файтингах.

Action-adventure («Приключенческий боевик») — жанр компьютерных игр, сочетающий элементы квеста и экшена.

Stealth action («Стелс-экшен») — жанр, в котором игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно и незаметно убивать врагов, и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых как стелс-экшены. Более часто встречаются игры, содержащие элементы [ ]

Survival horror («Выживание в кошмаре») — жанр, появившийся в начале и сформировавшийся к концу 1990-х годов. Игры этого жанра содержат в себе различные специфические составляющие, главной целью которых является нагнетание, подобно литературе ужасов и фильмам ужасов, атмосферы страха и тревоги. Хотя, подобно играм жанров action, action-adventure и 3D-шутера, survival horror часто включает в себя бои и уничтожение противников, эта часть игрового процесса сильно затруднена из-за нехватки боеприпасов, низкого здоровья, скорости игрового персонажа или других ограничений.

Adventure («Приключение») — игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Interactive fiction («Интерактивная литература, IF, текстовые квесты») — жанр, в котором общение с игроком осуществляется посредством текстовой информации. Развитие этого жанра, в связи с низким требованием к ресурсам, началось практически вместе с появлением компьютерных игр (IF появились уже в 1975 году) и не прекратилось даже с появлением графических игр.

Graphic adventure [ ]

Graphic adventure («Графическая приключенческая игра») — одна из разновидностей приключенческих компьютерных игр. В отличие от текстовых приключенческих игр, в которых игрок осуществлял взаимодействие с игровым миром посредством текстовых команд, в графических стало возможно управление и взаимодействие с различными объектами на игровом экране с помощью курсора.

Visual novel («Визуальный роман») — жанр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо [ ]

Role-Playing Game («RPG, РПГ, ролевая игра») — жанр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть [ ]

Japanese Role-Playing («Японская ролевая игра») — жанр, выделяемый среди компьютерных ролевых игр. Игры этого жанра имеют схожие, узнаваемые особенности стиля, подачи сюжета и игровой механики, разительно отличающие их от RPG «западного образца» (англ. Western-style RPG).

Sandbox («Песочница») — жанр, в котором игры играют роль так называемой песочницы, где игрок может отключать или игнорировать игровые цели и задания. Этот термин используется для описания режима или опции тех игр, уровни которых являются неограниченными во времени, но в то же время имеют цель; термин «игра-песочница» неприменим для тех игр, которые являются неограниченными во времени и не имеют целей.

Action RPG («Ролевой боевик, Action role-playing game, action RPG, action-RPG, ARPG») — поджанр компьютерных ролевых игр, в котором ролевая составляющая сочетается с элементами action. Другими словами, если в классической ролевой игре успех действий персонажа во время боевой ситуации зависит от персональных характеристик героя, то в ARPG не меньшую роль играет и скорость реакции самого игрока.

MMORPG («Массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра, ММОРПГ») — компьютерная игра, в которой жанр ролевых игр совмещается с жанром массовых онлайн-игр. MMORPG могут быть представлены в том числе и в [ ]

Tactical RPG («Тактическая ролевая игра, TRPG») — жанр, сочетающий элементы компьютерных ролевых игр и компьютерных стратегических игр. Основной акцент игрового процесса в тактических ролевых играх сделан на принятии тактических решений во время боя. Жанр лишен четких рамок, и многие принадлежащие к нему игры могут быть отнесены к компьютерным ролевым играм или же пошаговым стратегиям.

Roguelike («Роуглайк, рогалик») — поджанр компьютерных ролевых игр. Характерными особенностями roguelike являются генерируемые случайным образом уровни и необратимость смерти персонажа — в случае его гибели игроку предлагается начать игру заново. Большинство западных игр этого жанра было разработано на некоммерческой основе и использует двумерный текстовый интерфейс и управление клавиатурой. Жанр назван по имени прародителя — игры Rogue, разработанной для системы UNIX в 1980.

Management simulator [ ]

Management simulator («Симулятор менеджмента») — жанр, в котором игроку нужно заниматься менеджментом. Обычно, кроме этого также приходится заниматься экономикой, распределением ресурсов, строительством городов и их обустройством, однако, в некоторых случаях, нужно сосредоточиться на чём-то менее глобальном.

Life simulator [ ]

Life simulator («Симулятор жизни») — жанр, в котором игрок управляет жизнью одного или нескольких виртуальных существ. Иногда считается поджанром жанра стратегий, симулятора бога или экономических симуляторов. Как правило, симуляторы жизни не имеют конкретной цели.

Vehicle simulator [ ]

Vehicle simulator («Симулятор транспорта») — жанр, в котором игрок может управлять одним или несколькими транспортными средствами. Как правило: основная задача заключается в освоении вождения транспортным средством. Такие игры, в большинстве своем, реалистичны и опираются на законы физики.

Sport simulator («Симулятор спорта») — жанр, основная задача которого заключается в имитации какой-либо спортивной игры. Наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.

Racing («Гоночная компьютерная игра, автосимулятор, гонки») — жанр, в котором игрок управляет автомобилем. Для игры в автосимуляторы применяется специальный контроллер — компьютерный руль.

Strategy [ ]

Strategy («Стратегия») — жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление. Смысл таких игр заключается в управлении некоторым ресурсом, который необходимо преобразовать в преимущество над противником при помощи оперативного плана, разрабатываемого с учётом меняющейся обстановки. Обычными ресурсами в военных стратегиях являются войска (отдельные персонажи, подразделения или армии) и позиция, которые следует развивать и использовать для достижения преимущества и победы. В экономических стратегиях акцент ставится на развитие экономической инфраструктуры подконтрольной игроку стороны. Современные стратегические игры, как правило, соединяют в себе как военные, так и экономические признаки.

Grand strategy (4X) [ ]

Grand strategy («4Х, Глобальная стратегия») — жанр компьютерных игр, в которых играющему предоставляется возможность управлять всем государством или цивилизацией. В английском языке жанр называется 4X: «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» — «исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай».

Artillery («Артиллерия») — жанр компьютерных стратегических игр, в которых представлены танковые (в большинстве игр жанра) сражения, в процессе которых основной упор делается на расчёт траектории полета снаряда, зависящую от силы, ветра и других факторов. Артиллерийские игры — одни из самых ранних компьютерных игр.

Real-time strategy («RTS, стратегия в реальном времени») — жанр стратегических компьютерных игр, в которых отсутствует «очерёдность ходов» (в отличие от компьютерных или настольных пошаговых стратегий).

Real-time tactics — (RTT, «тактика в реальном времени») — жанр, игровой процесс которого представляет собой симуляцию военной тактики и оперативного искусства в режиме реального времени. В отличие от стратегий в реальном времени, в RTT игроку не приходится заниматься вопросами производства и снабжения [ ]

Turn-Based Strategy («Пошаговая стратегия, TBS») — жанр, основной особенностью которого является то, что игроки совершают ходы по очереди, в противоположность стратегии в реальном времени.

Turn-based tactics («Пошаговая тактическая стратегия, TBT») — жанр стратегической компьютерной игры, в котором разделённый на отдельные ходы игровой процесс симулирует боевые действия малого масштаба (как правило, на уровне не выше взвода или роты), используя при этом элементы военного оперативного искусства и военной тактики — в отличие от более глобальных и тяготеющих к большему уровню абстрактности пошаговых стратегий.

TD (Tower defense) [ ]

Wargame («Варгейм, военная игра») — разновидность стратегических игр, в частности, настольных и компьютерных. Варгеймы призваны имитировать в виде игры военные конфликты, как реальные, так и вымышленные.

Другие жанры [ ]

Здесь описаны другие известные жанры.

Casual game [ ]

Casual game («Казуальная игра») — жанр игр, предназначенных для широкого круга пользователей. Ввиду своего предназначения такая игра, как правило, обладает достаточно простыми правилами и не требует от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста.

Music game («Музыкальная игра») — жанр, где во главу ставится музыкальная составляющая, а от игрока требуется наличие чувства ритма. Игры данного жанра берут за основу танцы или исполнение группой музыкальных композиций. Игроки должны в соответствии с тем, что демонстрируется на экране, нажимать определённые кнопки или выполнять танцевальные движения. В случае успеха начисляются очки. Многие музыкальные игры также предлагают многопользовательские режимы, где игроки либо сражаются друг с другом на счёт, либо играют в одной команде, олицетворяя собой группу.

Card game («Карточная игра») — жанр, представляющий собой компьютерный аналог карточной игры.

Hack and slash [ ]

Hack and slash («H&S, руби и режь») — обобщающий жанр игр, обычно совместимый с другими жанрами, смысл которых схож с названием.

В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты (напр. F.E.A.R. ) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных (напр. Unreal Tournament , Quake ) можно было владеть всеми видами оружия, доступными в игре. Также в «реалистичных» шутерах более совершенная модель повреждений, как самого игрока, так и его противников, в частности попадание в голову в «реалистичном» шутере вполне может вызвать мгновенную смерть персонажа игрока, тогда как в аркадных, обычно, у персонажа отнимается ненамного больше «хитпоинтов» ( hitpoints ) чем при попадании в туловище.

Шутеры от первого ( First Person Shooter, FPS ) и Шутеры от третьего лица ( TPS, third person shooter )

Суть таких игр заключается в уничтожении орд тупых врагов, лавиной надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра.

  • серия Serious Sam
  • серия Тактические шутеры

  • Battlefield
  • Delta Force
  • Файтинги

Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников с применением рукопашного боя.

  • Virtua Fighter 2 Херня
  • Избей их всех

Разновидность файтингов, бой в которых происходит за пределами арены и со множеством противников одновременно.

Слэшер

Игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров.

  • Thief
  • Симуляторы ( Simulation, Simulator )

Технические симуляции

  • TIE-Fighter
  • Wing Commander
  • Need for Speed
  • Экономические симуляции

В играх данного жанра игроку предоставляется возможность управлять экономическими системами различной степени сложности, например, городом ( Dungeon Keeper ).

Стратегии ( Strategy )

Игра требующая выработки стратегии, например для победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, RTS ), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.

Стратегии реального времени ( Real-Time Strategy, RTS )

В этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была Пошаговые стратегии ( Turn-Based strategy, TBS )

Классификация стратегических игр, при которой они делятся на пошаговые и в реальном времени, не является единственно правильной. Иногда в особые поджанры стратегий выделяют экономические симуляторы, wargames (военные игры) и глобальные стратегии независимо от того, проходит ли в них игровой процесс в реальном времени или пошагово. В экономических играх наиболее реально отображаются рыночные процессы, поведение конкурентов приближено к настоящему.

Варгеймы ( Wargame )

Если же вы, начав игру, уже имеете военную технику, количество которой убывает в процессе боёв, это чистая wargame

Классификация компьютерных варгеймов ещё не выполнена и выглядит далеко непростой.

Свою историю варгеймы как поджанр компьютерных игр жанра Стратегии (Strategy games) ведут так же от двух игр, но некомпьютерных. Древнейшим варгеймом была индийская настольная игра чатуранга, прообраз игры, которая позже в средневековье и в наше время именуется Второй мировой войны .

Итого сутью компьютерного варгейма является моделирование боя от уровня взвод-рота до уровня фронт-группа армий. Исходя из этого варгеймы по измерению действия делятся на исторические и фентези/фантастические.

Главный упор варгеймы делают на следующие элементы:

  • аутентичность;
  • реалистичность;
  • историчность.

Наиболее сложные стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и сложнейшая дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения. Пример: Спортивные ( Sport )


Игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

  • серия Space Quest
  • серия Текстовые квесты


Игра Королевский квест использовала многоцветную графику.

Первые графические квесты появились ещё в начале 1980-х. Это такие популярные серии, как Космический квест , Головоломки

Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Экшн-адвенчуры

Симуляторы романтических отношений. Так же известны как романтические приключения ( romantic adveture ). По геймплею некоторые из них близки к Ролевые игры ( Role Playing Game, RPG )

  • Игра из серии X-COM ( Fire Emblem
  • серия Puzzle )

В некомпьютерной головоломке роль арбитра, следящего за соблюдением правил, играет или сам игрок (пасьянс), или некоторое механическое устройство ( Традиционные ( Traditional ) и настольные ( Board )

Компьютерная реализация настольных игр, например Текстовые


Interactive Fiction (дословно — интерактивная литература, IF; текстовые квесты; adventure — «адвенчуры») — жанр компьютерных игр, в котором общение с игроком осуществляется посредством текстовой информации. Развитие этого жанра, в связи с низким требованием к ресурсам, началось весьма давно, и не прекратилось даже с появлением графических игр. Существуют два вида интерфейса — интерфейс с вводом текста с клавиатуры или интерфейс в виде меню, где игрок выбирает действие из нескольких предложенных (CYOA — Choose Your Own Adventure).

Игры в псевдографике

Разновидность текстовых игр, в которых имеется графическая картинка в виде мозаики, построенная из ASCII-символов.

Альтернативные взгляды на жанры

Классификация по количеству игроков

Одиночные ( singleplayer )

Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские ( multiplayer )

Многопользовательские на одном компьютере ( Hot Seat, Splitscreen )

На современных персональных компьютерах бывают редко, однако часто встречаются на старых ПК и splitscreen экран делится на части (обычно две, бывает четыре), каждый из игроков играет на своей части.

Многопользовательские оффлайн-игры

Массовые игры по Интернету. Большая часть неиграбельна в Massively Multiplayer Online RPG , MMORPG ):

  • World of Warcraft
  • Everquest 2
  • browser ) игр:

Примечания

Ссылки

Литература

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Жанры компьютерных игр. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Как выбрать видеоигру для ПК или консолей

Видеоигры — одно из лучших развлечений, которое в сегодняшних условиях быстро набирает популярность. Это увлекательный формат потребления контента, по многим параметрам превосходящий кинематограф или литературу, особенно в глазах новых поколений.

И если для геймера со стажем выбор подходящей видеоигры не является проблемой, то для новоиспеченного игрока или родителей, желающих обезопасить свое чадо от излишней жестокости и нежелательных сцен, данный гайд окажется полезным.

С чего начать выбор видеоигры? Конечно, с определения совместимости игры и вашей игровой платформы.

Особенности игровых платформ: видеоигры для ПК

При выборе развлечения для компьютера необходимо ориентироваться на минимальные системные требования:

    Операционная система. Большинство современных игр разрабатываются под ОС Windows 10 (64-разрядная версия). Чаще всего такие игры смогут запуститься на Windows 7 или 8, но если этого не произойдет, то, как говорится, «случай не гарантийный». Это утверждение справедливо и для попыток запуска видеоигры на неподходящей ОС, например, macOS и Linux.

Здесь вы можете посмотреть основные системные характеристики своего ПК


Виды оперативной памяти (упрощенная схема)

Красивая графика и плавная картинка напрямую зависят от графического процессора. Если вы желаете наслаждаться симпатичными игровыми пейзажами последних лет, то ориентироваться нужно, хотя бы на уровень GeForce GTX 1060 (6 Гб). В любом случае, в требованиях всегда указана «минимальная» видеокарта, на которой игра гарантированно запустится.

Существует нюанс, про который нужно знать: видеоигра после установки может занимать, например, 170 Гб, но во время самой установки (процесс распаковки файлов) может требовать до 340 Гб свободного места на диске. Поэтому иметь приличный запас свободного места на накопителе — признак ответственного геймера.

Необходимо понимать, что минимальные системные требования не гарантируют впечатляющего игрового опыта. Лучше ориентироваться на рекомендуемые.

Системные требования к Cyberpunk 2077

Вероятность, что видеоигра запустится на ПК с неподходящими характеристиками (даже если не соответствует только один параметр) существует. Однако красивой графики и плавного игрового процесса вы не дождетесь, а получите лишь разочарование и выброшенные на ветер деньги.

Системные требования могут серьезно варьироваться в зависимости от разрешения вашего монитора (чем оно выше, тем мощнее должна быть видеокарта), а также некоторых технологий, поддерживаемых игрой (трассировки лучей, например). Если в характеристиках не указано разрешение монитора, то подразумевается FHD (1920*1080 пикселей — самый распространенный вариант среди геймерских мониторов).

Системные требования для Call of Duty: Black Ops Cold War

Видеоигры для консолей


С игровыми приставками все в разы проще: любая консоль имеет постоянные характеристики. Это означает, что при выборе достаточно проверить совместимость видеоигры и вашей приставки. Чтобы не получилось, что вы купили диск с игрой для Xbox под Playstation 4.

Отметим, что игры для различных версий PS4: стандартной, Slim и Pro полностью совместимы. Но это правило не работает для разных поколений данной игровой консоли. Запустить игру, предназначенную для PS4, на PS3 не получится. Однако поиграть в PS3-игры на консоли PS4 можно, воспользовавшись сервисом PlayStation Now или цифровой модернизацией игры (инструкция по ссылке).


А вот новейшая игровая консоль Xbox Series X/S совместима с некоторыми старыми играми, вышедшими на данном семействе игровых приставок. Причем реализована поддержка, как физических носителей, так и их цифровых копий.

При покупке консоли все эти нюансы отследить не просто, но в момент приобретения игр, когда вы уже знаете, на чем будете играть, необходимо учитывать все эти детали.

Жанры видеоигр

Видеоигры, как и любые другие виды искусства, славятся широким разнообразием жанров. Существует множество их классификаций в разных источниках, начиная от «Искусства проектирования компьютерных игр» (1984 г.) Криса Кроуфорда и заканчивая работой «Компьютерная игра как жанр» (2008 г.) Инги Югай. Не будем углубляться, а просто воспользуемся традиционной классификацией по Т. Кутлалиеву.

Спасибо господину Кутлалиеву и Википедии

Помимо основных жанров существуют поджанры, а также смешанные жанры. Еще раз воспользуемся Википедией.

Картинка кликабельна, нажмите, чтобы поджанры стало лучше видно

И даже такая развернутая схема не является полной и окончательной, т.к. появляются новые жанры, совершенствуется их классификация.

Вот несколько рекомендаций, для тех, кто вообще не знает с чего начать:

    Пробуйте! Выбор жанра и конкретной игры ничем не отличается от выбора книги или фильма. Одним нравятся стратегии, другим — стрелялки, третьим — головоломки. Путем проб вы найдете свою собственную игровую нишу.

Номинанты и победители The Game Awards 2020

Топ игр на Metacritik согласно отзывам пользователей

Известны случаи, когда игровые журналисты высоко оценивали видеоигру, а вот обычные геймеры делали с точностью до наоборот. Только поиграв, вы сможете понять, заслуживает ли проект похвалы или порицания.

5. При выборе жанра для ребенка ориентируйтесь на аркады, платформеры, симуляторы, спортивные и развивающие игры. Старайтесь избегать шутеров и других «кровопролитных мясорубок».

Не подвергайте детей излишней нагрузке на психику

Синглплеер и мультиплеер


После выбора жанра разберитесь, требует ли конкретная игра доступа в интернет. Если выхода в интернет у вас нет или вы — «волк-одиночка», не желающий играть по сети, то остановите свой выбор на однопользовательских (синглплеер) играх.

Синглплеер подразумевает одиночное прохождение видеоигры, будь-то приключенческий экшен или пошаговая стратегия. Хотя бывают интересные исключения, когда играя в одиночную игру с интернетом, вы можете встретить следы пребывания (например, подсказки) других игроков, с которыми вы никогда не встретитесь. Нечто подобное есть в Death Stranding.


Многопользовательские игры наоборот всегда требуют наличия интернета. Тысячи игроков, общение и соревновательный азарт — вот чем славятся подобные проекты. Например, DOTA, Fortnite, WoT, WoW.


Очень часто видеоигры совмещают оба режима: синглплеер и мультиплеер. Пройдя одиночную кампанию, вы можете повеселиться с друзьями по сети. Например, в Doom Eternal.

Игровые издания

Технически, все видеоигры по типу издания делятся на: цифровые (digital) и физические — на дисковом носителе. Вопрос выбора в данном случае решается вашей игровой платформой: поддерживает она диски или только электронные версии.


Но гораздо интереснее другие виды изданий: коллекционные (collection edition), расширенные (enhanced edition) ограниченные (limited edition), специальные (special edition), ультимативные (ultimate edition), окончательные (definitive edition), золотые (gold edition), HD edition и др.

Большинство из них (collection edition, special edition, limited edition, enhanced edition) отличаются от стандартной версии игр наличием дополнительного виртуального (внутриигрового), а также физического контента. Это может быть: стандартная игра плюс все, вышедшие к ней дополнения (DLC), фигурки игровых персонажей, обои для рабочего стола, диск с саундтреками из видеоигры, комиксы, открытки, карты, наклейки, различные игрушечные девайсы, которым пользуется персонаж, артбук, тематический коврик для мышки и многое другое.


А вот ультимативные и золотые издания чаще всего (но не всегда) подразумевают наличие либо всех частей игры (антологию), либо поддержку издания на консолях разных поколений. Например, Control: Ultimate Edition, содержит версию игры для PlayStation 4 и PlayStation 5 (или Xbox One и Xbox Series X и S).


Особняком стоят HD и Definitive Edition. Первое — это переиздание старых игр, в которых только улучшили графику и довели разрешение до HD-формата. Второе — это частичный ремастер игры, в котором переработали графику, исправили баги, изменили баланс, дописали новые квесты или диалоги. Например, именно так поступили создатели Definitive Edition для Divinity: Original Sin 2.

HD издание легендарных Heroes of Might & Magic III

Дабы не запутаться во всех этих «эдишенах», перед покупкой читайте, что именно входит в каждый конкретный набор.

Remake и Remaster

Иногда в названии видеоигры появляется слова Remake или Remaster. Что они означают?

Remaster или ремастер — это переиздание уже существующей видеоигры, перенесенное на современные платформы, с улучшенной графикой, анимацией, озвучкой, видеовставками, но без кардинального изменения сюжета, геймплея и игровых механик.

StarCraft: Remastered – разница графики налицо. При этом не утерян сам дух оригинала.

В отличие от ремастера ремейки серьезно меняют оригинал, иногда вплоть до неузнаваемости. Remake расширяет или полностью изменяет сюжет игры, ее геймплей, структуру локаций, интерфейсы и т.д. Очень часто ремейки «пишутся с нуля», в отличие от ремастера, где часто используется старый игровой код.

RE 2 Remake – пример ремейка, превзошедшего оригинал

Новый игровой движок, полностью переработанные графика и озвучка персонажей — все это признаки именно ремейка. В зависимости от таланта разработчиков, ремейки и ремастеры могут стать как новыми шедеврами, так и показать себя хуже оригинальной игры. Как было в Resident Evil 2 Remake и Warcraft III: Reforged соответственно.

Warcraft III: Reforged – игроки и критики оценили ремейк невысоко

Существуют также «демейки» (Demake) видеоигр. Они представляют собой «эволюцию наоборот», когда современная игра адаптируется или стилизуется под устаревшую консоль.

Демейк Bloodborne под игровую консоль PS1

Возрастные категории

Все игры (простите за навязчивое сравнение), как любые фильмы и книги, имеют возрастные ограничения в зависимости от содержащегося в них контента. И если совершеннолетнему такие нюансы не страшны, то позаботиться о психике маленьких детей и подростков предстоит их родителям. Ничего сложного в этом нет: в описании к видеоигре (на упаковке или в электронном варианте) всегда будет указан возрастной ценз, например, 0+, 12+ или 18+.

В отдельных играх нет интимных сцен или элементов насилия, но они имеют некоторые возрастные ограничения по причине сложных игровых механик (например, хардкорные головоломки).

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Едва ли кто-то сможет сделать полную классификацию компьютерных игр. Слишком уж много жанров и направлений у этой области компьютерных программ. Однако, основные жанры все же были выделены и по ним вполне можно начать ориентироваться во всем этом многообразии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр

Аркады имеют несложный игровой процесс, не меняющийся в течение игры. В большинстве аркадных игр для достижения результатов игроку нужно проявлять хорошую реакцию. Обычно в играх аркадах развита система бонусов: начисление очков, временное улучшение характеристик персонажа (оружие, скорость и другие).

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Головоломки — вид компьютерных игр, для прохождения которых от игрока требуется решать задачи, требующие логики, воображения и интуиции. Головоломки обычно интегрированы в сюжет, и на их решение в игре делается основной упор.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Гонки — один из наиболее популярных видов игр, в которых игроку, движущемуся на транспортном средстве, нужно первым прийти к финишу. Наиболее популярным видом игр гонок являются гонки на автомобилях, однако существует множество гонок на других средствах передвижения (вплоть до космических кораблей).

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Квесты (от англ. quest — поиски приключений), или игры-приключения — обычно игры, в которых герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания и взаимодействует с игровым миром посредством использования предметов, общения с другими персонажами и решения головоломок. Название жанру дала серия компьютерных игр от Sierra (Space Quest, King’s Quest, Police Quest) ставшими одними из лучших игр квестов своего времени.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

ММОРПГ (от англ. MMORPG — Massively multiplayer online role-playing game), или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры — вид ролевых компьютерных игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире. Как и в большинстве обычных ролевых игр в ММОРПГ игрок управляет персонажем, улучшая его характеристики и взаимодействуя с другими игроками. Главные отличия от РПГ (см. ниже) состоят в неограниченном числе участников и непрерывности игрового процесса, который протекает круглосуточно, в то время как игроки посещают виртуальный игровой мир по мере возможности. Кстати, как правило, играть можно в такие игры онлайн бесплатно если конечно вы не начнете прокачивать своего персонажа за реальные деньги.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

РПГ (от англ. RPG — Role-Playing Games), или компьютерные ролевые игры — игры, основанные на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. Характерным для РПГ-игр является наличие достаточно большого количества характеристик главного героя, которые определяют его силу и способности. Эти параметры можно совершенствовать, убивая врагов и выполняя различные миссии.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Симуляторы — вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Для симулятора очень важна реалистичность и полнота моделируемого объекта. Цель хорошего симулятора максимально приблизить условия управления объектом к реальным. Наиболее популярными являются авиасимуляторы, в которых моделируется управление реальным самолетом. Хорошие компьютерные симуляторы могут служить в качестве тренажеров.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Стратегии (стратегические компьютерные игры) — требуют от игрока планирования и выработки определенной тактики и стратегии для достижения необходимой цели, например, победы в военной операции или захвата вражеского государства. Игрок управляет не единственным персонажем, а армиями, городами, государствами или даже цивилизациям. Различают пошаговые стратегические игры, где игроки ходят поочередно, и игры стратегии в реальном времени, в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и течение времени не останавливается. Как особый поджанр выделяются экономические стратегии, в которых отображаются экономические, рыночные процессы. Игрок обычно руководит предприятием, городом или государством, и зачастую его целью является извлечение прибыли.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Шутеры (от англ. shoot — стрелять), или «стрелялки» — вид игр, в котором игроку, в большинстве случаев действуя в одиночку, нужно уничтожать противников при помощи различного оружия. В зависимости от конкретной игры игрок может использовать как современные виды оружия, их футуристические аналоги, а также совершенно уникальные виды оружия, выдуманные разработчиками игры.

Виды, типы и разновидности современных компьютерных игр (11 фото)

Экшены (от англ. action — действие) — один из самых популярных видов компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от быстроты его реакции и способности оперативно принимать верные решения. Действие в большинстве игр экшенов развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие события. Оружие или способности героя к рукопашному бою чаще всего используются, как главные инструменты продвижения в игре.

Читайте также: