Какие бывают консольные приложения

Обновлено: 04.07.2024

Текстовый интерфейс пользователя (англ. Text user interface, TUI ; также Character User Interface, CUI ) — система средств взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на использовании текстового (буквенно-цифрового) режима дисплея или аналогичных устройств — например, командная строка. Приложения, использующие текстовый интерфейс, называют консольными программами.

Содержание

Особенности текстового интерфейса

На программном уровне для ввода и вывода информации консольные программы используют стандартные устройства ввода-вывода (stdin, stdout, stderr), хотя могут открывать и другие файлы, сетевые соединения и совершать иные действия, доступные в выполняющей их среде. Вывод печатных символов в stdout и stderr приводит к появлению этих символов на устройстве вывода, то есть к их получению пользователем.

В простейшем случае консольная программа использует интерфейс командной строки, однако многие из таких программ с помощью управляющих последовательностей терминалов создают более дружественный интерфейс, приближающийся к графическому (см.: меню (информатика)).

Некоторые консольные программы пригодны лишь для определённой реализации текстового интерфейса, например, текстовые программы операционных систем, особенно библиотека

Реализация текстового интерфейса

В принципе, консольная программа не обязана заботиться о реализации самого взаимодействия с пользователем, ограничиваясь вводом-выводом на стандартные устройства, использованием библиотек типа программных интерфейсов. Собственно взаимодействие с пользователем обычно осуществляет операционная система или иное программное обеспечение.

Классической реализацией текстового интерфейса, восходящей к первой половине XX века, является алфавитно-цифровое устройство ввода-вывода, например, комплект из клавиатуры и АЦПУ (телетайпа). Впоследствии вместо АЦПУ стали применять мониторы, снабжённые знакогенератором, что позволило быстро и удобно организовывать диалог с пользователем. Подобными устройствами снабжён или может быть снабжён почти каждый современный компьютер. Такие комплекты из монитора и клавиатуры (иногда с добавлением мыши) называются консолью компьютера.

В соответствии с традицией использования консольными программами клавиатуры и АЦПУ для ввода и вывода соответственно взаимодействие таких программ с пользователем свелось к чтению из stdin и выводу на stdout. Таким образом, появилась возможность перенаправлять потоки ввода-вывода, осуществляя взаимодействие с пользователем посредством иных устройств, в том числе подключенных через сеть, а также при помощи специальных программ-эмуляторов терминала, например, рисующих окно с текстом в графическом интерфейсе пользователя (текстовое окно).

В 1970-х годы и позднее выпускались даже специальные устройства, реализующие текстовый интерфейс — текстовые терминалы, подключаемые через последовательный порт к компьютеру напрямую или через модем. С распространением персональных компьютеров функции текстового терминала, как правило, выполняет компьютер, тот, на котором выполняется консольная программа, или другой. Программы ssh (а также Интернет или локальную сеть. Программы konsole и многие другие реализуют текстовый интерфейс посредством текстового окна в среде X Window System.

Альтернативный подход к консольному выводу был использован в персональных компьютерах, в частности (хотя не только), IBM PC под управлением памяти, связанной со знакогенератором монитора, приводя к немедленному изменению видимых на мониторе данных. Такие программы могут также работать в среде Microsoft Windows. Более того, Windows имеет поддержку текстовых окон, во многом превосходящую имевшуюся в DOS, в том числе и для приложений собственно Windows.

Прежде чем создавать свои компьютерные программы, вы должны знать, какие они бывают и для чего предназначены. Видов программ не так много. Различия между программами можно назвать условными, так как по сути любая программа - это двоичный файл. Но мы так глубоко копать пока не будем, и поговорим о том, чем отличаются программы друг от друга с точки зрения пользователя.

Мы уже знаем, какие программы можно создавать в Lazarus. Но сегодня мы будем классифицировать программы с несколько иной точки зрения. Ниже перечислены основные виды программ с краткими описаниями.

Консольные приложения

Консольное приложение - это программа, которая работает с командной строкой. То есть это обычное окно, где пользователь может ввести какую-то команду и получить результат. Здесь нет никаких кнопочек и прочих прелестей Windows.

Примеры работы с командной строкой см. в статье Кое что о ДОС.

Оконные приложения

Оконное приложение - это привычная всем программа Windows. То есть это окошко с разными кнопочками и полями для ввода-вывода данных. На сегодняшний день это, пожалуй, самый распространённый вид программ. Именно оконные приложения создают большинство программистов.

Драйверы

Драйвер - это программа, которая обычно служит для “стыковки” компьютерного железа (например, видеокарты) с операционной системой или другой программой. Иногда драйвером называют программу, которая “стыкует” две других программы между собой. Хотя сейчас такие программы принято называть интерфейсами (например, COM-интерфейс или DDE-интерфейс).

Когда я говорю “стыкует”, то я имею ввиду, что драйвер позволяет организовать правильный обмен данными между компьютерным железом и ОС. То есть операционная система обращается не напрямую к железу, а через драйвер.

Зачем так сделано? Дело в том, что производителей, например, видеокарт, существует огромное количество. И все они делают их по своим внутренним стандартам. И операционная система не может знать всё обо всех видеокартах. Поэтому есть определённые общепринятые стандарты, которые поддерживаются операционной системой. И производитель “железа” делает какую угодно “железяку”, а затем просто пишет программу-драйвер, которая соответствует общепринятым стандартам и “стыкует” эту “железяку” с операционной системой.

Это позволяет извращённым умам делать разные смешные штуки. Например, можно написать “кривой” драйвер, который будет определять USB-мышку как флэшку. Конечно, работать такая “флэшка” не будет, но зато будет прикольно)))

Интерфейсы

Интерфейс - это программа, которая обычно служит для “стыковки” одной программы с другой. Например, вы хотите получить данные из чужой программы. Как это сделать? Если чужая программа поддерживает какой-нибудь стандартный интерфейс (например, DDE), то вы можете использовать этот интерфейс для получения данных из чужой программы.

Библиотеки

Библиотека - это двоичный файл, который хранит разные методы и объекты. Пока это вам ни о чём не говорит. Но просто знайте, что свои процедуры вы можете сохранить в библиотеку, а затем использовать её в других своих программах. Также вы можете использовать в своих программах чужие библиотеки и наоборот - распространять свои библиотеки, чтобы другие программисты могли их использовать в своих программах.

Удобство использования библиотек заключается в том, что они не привязаны к языку программирования. Например, вы можете написать библиотеку на языке С++, а использовать её потом в программах, которые пишите на Паскале.

Резидентные программы

Резидентная программа - это программа, которая работает в фоновом режиме (то есть не видна пользователю и пользователь может о ней даже не подозревать). В фоновом режиме работают, например, антивирусы (и вирусы тоже))).

Системные программы

В общем-то это обычные программы, которые могут быть как консольными, так и оконными приложениями. Сюда же я бы отнёс резидентные программы, библиотеки и драйверы. Пожалуй, это будет не совсем правильно. Однако эта статья для начинающих. Поэтому я не хочу перегружать читателей информацией, которую они пока плохо понимают. Давайте пока будем думать, что это куча разных вспомогательных программ, которые необходимы для нормальной работы системы и оборудования.

Пока на этом всё. Домашнего задания не будет. Просто подумайте о том, как огромен мир программирования, и сколько всего вам надо будет ещё изучить)))

Освоить работу с консольными приложениями и с параметрами программы.

Консольные приложения

На сегодняшний день о программировании на Lazarus существует очень мало книг на русском языке, и все они описывают работу в основном, с консольными приложениями, хотя особой надобности в консолях сейчас нет. Но и совсем обойти эту тему нельзя. Что же такое консольное приложение ?

Консольным приложением называется программа , которая не имеет графического интерфейса - окон, и которая работает в текстовом режиме в черно-белой консоли. Команды в такой программе приходиться вводить с клавиатуры, результаты работы консольные приложения также выводят на экран в текстовом режиме.

Если вы пользуетесь операционной системой Windows , то нажмите на "Пуск" и выберите команду "Выполнить". В открывшемся окне наберите

и нажмите <Enter>. Откроется командная консоль , в которой команды нужно вводить в текстовом режиме:

Консоль cmd.exe

Собственно, вы видите окно предка Windows - операционной системы MS-DOS . Именно так выглядел экран с загруженной ОС MS-DOS , и управлять ею приходилось, вручную набивая всевозможные команды. Это уже позже корпорация Microsoft навесила на ядро MS-DOS всевозможные драйверы и утилиты, снабдила его графическим оконным интерфейсом, и появилась сначала полуграфическая ОС Windows 3.10 (русский вариант был 3.11 версии), а затем и целиком графическая Windows 95 . Но к консольному ядру системы можно обращаться и в современных ОС, в Windows для этого используется программа cmd.exe, а в ОС Linux - терминал .

Все языки высокого уровня позволяют делать и консольные приложения, другое дело - зачем? Подавляющее большинство современных программ имеет графический интерфейс , который мы с вами создавали с самой первой лекции. А консольные приложения делаются в основном, системными программистами. Несмотря на то, что Object Pascal обладает для этого всеми необходимыми инструментами, системщики обычно пользуются такими языками, как Ассемблер , C, реже - C++. Но все же знать, как создаются консольные приложения нужно, поэтому данную лекцию мы посвящаем им.

Создание консольного приложения

Создать консольное приложение можно разными способами, но проще всего так. Откройте Lazarus. Командой "Проект -> Закрыть проект" закройте текущий проект, автоматически появится окно Мастера создания проекта. В нем нажмем кнопку "Новый проект". Появится окно создания проекта, в котором можно выбрать "Программа" или "Консольное приложение". Если мы выберем "Программа", то будет создан модуль с минимальным кодом. Если же мы выберем "Консольное приложение", то кода будет больше, так как при этом создается программа с новым классом, производным от TCustomApplication . TCustomApplication обеспечивает хорошую основу и делает программирование утилит командной строки довольно простым. Например, проверку опций командной строки, написание справки, проверку переменных окружения и обработку исключений. Все программы LCL автоматически это используют.

Но нам не нужно использовать возможности класса TCustomApplication , мы делаем простую консольную программу, поэтому в окне создания проекта мы выбираем "Программа". Сформируется проект, а в Редакторе исходного кода будет минимум текста:

Обратите внимание, если нам нужно подключить к программе какие то модули, то делать это нужно до комментария

В этом случае мы ставим запятую после указанного модуля Classes и добавляем свои модули. Завершающая точка с запятой стоит после комментария, нам её ставить не нужно.

Свой код мы будем писать между скобками

А если нам потребуется указать глобальные константы , переменные или сделать объявления процедур и функций, то все это делается до begin .

Для примера мы создадим простое приложение , а по ходу дела, познакомимся с инструментами ввода-вывода информации в консольных приложениях.

WRITE и WRITELN

Процедура Write предназначена для вывода информации на экран. Она имеет следующий синтаксис :

Действует процедура следующим образом. В скобках мы можем указать какой-то текст, вывести содержимое переменных. Например:

После вывода информации на экран курсор остается на той же строчке, в позиции, где он оказался после вывода последнего символа.

Процедура Writeln действует точно также, но после вывода последнего символа курсор переходит на начало следующей строки.

Для ознакомления с процедурами создайте новый проект "Программа". Модуль можно не переименовывать, просто сохраните его в папку 21-01. Полный текст модуля следующий:

Обратите внимание: раздел переменных var мы указали до служебного слова begin , то есть, переменные a и b в пределах модуля являются глобальными. Далее мы присвоили переменным значения, затем вывели на экран приветствие, а потом содержимое переменных. На процедуру readln() пока не обращайте внимания, она нужна только, чтобы программа не закрылась сразу же после вывода текста, а была на экране, пока мы не нажмем <Enter>. Сохраните проект и запустите его на выполнение. И сразу же мы видим недостаток: вместо русских букв выходит нечто, что в Интернете называют "кракозябры":

Неправильный вывод кириллицы в консольной программе


Рис. 21.2. Неправильный вывод кириллицы в консольной программе

В "Символы и строки" мы упоминали, что в консольных приложениях Windows принято использовать кодировку CP866, тогда как в графических приложениях используется CP1251 и Юникод. Отсюда и "кракозябры". В Linux и Unix таких проблем нет. Однако решить эту проблему совсем несложно. Нажмите <Enter>, чтобы закрыть консоль , и вернитесь в Редактор кода. Щелкните по окну с кодом правой кнопкой мыши, и в открывшемся контекстном меню выберите команду "Параметры файла -> Кодировка -> CP866". Откроется окно смены кодировки, нам надо нажать кнопку "Изменить файл". Снова запустите программу на выполнение - теперь с кодировкой полный порядок :


Если ты перешел на Linux совсем недавно или же работаешь исключительно в графической среде и графических приложениях, то наверняка задаешься вопросом: а зачем столько людей используют консольный софт? Я говорю не о терминале и его мощной командной строке, а о консольных приложениях с псевдографическим интерфейсом, в которых вся визуальная составляющая — это символы (яркий пример из мира Windows — FAR и Norton Commander).

Скорее всего, ты думаешь, что пользователи таких приложений — старперы, которые уже не могут переучиться и привыкнуть к новому. Отчасти это правда, однако есть и другие причины: скорость, удобство и «чистота интерфейса». Консольный софт просто невероятно быстр, им можно управлять не используя мышь, а главное — создать захламленный псевдографический интерфейс просто невозможно, он всегда будет содержать только необходимую информацию, без лишних обвесок и декораций.

Далее я расскажу о десятке приложений для решения повседневных задач: управления файлами, чтения почты, прослушивания музыки и прочего. Сразу скажу, что в списке есть несколько графических приложений (просмотрщик изображений и PDF-ридер), но созданы они с оглядкой на консольный софт — минималистичный интерфейс и полное управление с клавиатуры. Так что все будет честно.

Файлы: Midnight Commander

Midnight Commander (или просто mc) — одно из самых известных консольных приложений. Это клон бессмертного Norton Commander, созданный специально для UNIX. Mc можно увидеть на экране ноутбука каждого второго админа, вот только почему-то все они используют его как есть, выжигая себе глаза синим фоном.

На самом деле Midnight Commander поддерживает темы, выбирать которые можно из интерфейса или отредактировав .config/mc/config . Например, чтобы заставить mc использовать не режущую глаза темную тему, достаточно добавить (изменить) такую строку:

Также рекомендую изменить две другие опции для отключения бесполезных строки меню сверху и строки кнопок снизу:

Ну а те, кто не любит стандартный редактор mc и предпочитает юзать другой, должны добавить такую опцию:

Важная особенность mc — умение показывать и запускать многие типы файлов с помощью внешних приложений. Например, если ты выберешь файл с изображением и нажмешь F3, то увидишь на экране информацию об изображении: формат, размер, глубина цвета и другие данные. Эту информацию mc получает от утилиты identify из пакета ImageMagic. Нажатие Enter запустит просмотрщик изображений (по умолчанию с помощью gqview, see или zgv, какой найдется в системе).

Все привязки типов файлов к приложениям описаны в файле

/.configs/mc/mc.ext . Он интуитивно понятен, так что при желании конфиг можно изменить, чтобы заставить mc открывать файлы с помощью удобных тебе приложений.

Midnight Commander здорового человека

Midnight Commander здорового человека

Файлы по-другому: Nnn

Двухпанельный файловый менеджер не всегда удобен, когда необходимо просто пройтись по каталогам и найти/открыть нужный файл. В этом случае гораздо лучше подойдет nnn — простой и быстрый как молния файловый менеджер без лишних обвесок и со всей необходимой функциональностью для навигации по файловой системе.

Nnn представляет файловое дерево в виде списка с указанием даты модификации и размера файлов. Навигация крайне простая — стрелки вверх/вниз для перемещения по списку, вперед/назад для перехода между каталогами (клавиши h, j, k, l, как в Vim, тоже поддерживаются). Клавиши & и - возвращают к начальному и последнему посещенному каталогу, D открывает подробную информацию о файле, Ctrl + R — для переименования.

В nnn есть система поиска в реальном времени, вызываемая по клавише / , и система закладок. Просто нажми b в нужном каталоге, введи имя закладки и возвращайся к нему когда вздумается с помощью Ctrl + V .

Лаконичный интерфейс nnn

Лаконичный интерфейс nnn

Электронная почта: mutt

В среде пользователей UNIX почтовый клиент mutt занимает примерно то же место, что и Vim: его либо ненавидят, либо не могут без него жить. Как и у Vim, у mutt очень высокий порог вхождения, его нельзя просто запустить и начать использовать. Точнее, можно, но всей мощи клиента ты не увидишь. mutt необходимо конфигурировать, долго подстраивая его под себя. Зато в результате ты получишь приложение, с помощью которого можно обработать тонны писем намного быстрее, чем с помощью любого другого клиента.

Рассказывать здесь о том, как конфигурировать mutt, бессмысленно, это слишком обширная тема. Зато в Сети всегда можно найти множество преднастроенных конфигов, один из которых обязательно тебе подойдет (пример для любителей Vim). Существуют даже онлайн-генераторы конфига mutt.

Вот лишь базовый конфиг mutt для подключения к Gmail (имей в виду, тебе необходимо включить поддержку IMAP и создать пароль приложения специально для mutt, если ты используешь двухфакторную аутентификацию):

mutt: простота и эффективность

mutt: простота и эффективность

Продолжение доступно только участникам

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», позволит скачивать выпуски в PDF, отключит рекламу на сайте и увеличит личную накопительную скидку! Подробнее

Вариант 2. Открой один материал

Евгений Зобнин

Редактор рубрики X-Mobile. По совместительству сисадмин. Большой фанат Linux, Plan 9, гаджетов и древних видеоигр.

Читайте также: