Какие есть текстовые и графические файлы

Обновлено: 06.07.2024

Компьютер был создан, чтобы хранить и воспроизводить большое количество информации. Операционная система распознает информацию в двоичном коде, который обычный человек прочесть не сможет. Поэтому в качестве посредника между человеком и компьютером был создан файл — «контейнер» для разного рода информации.

Тип файла зависит от его содержания. Чаще всего обычному пользователю достаточно файлов в формате текст, звук, видео, изображение, таблица. Но существуют и другие форматы, понятные специалистам программирования. Например, HTML файлы, системные или файлы образа диска. После того, как происходит кодирование, система распознает файлы, чтобы определить, какая программа сможет их прочитать. Формат — это более общее понятие, чем расширение или тип файла. Например, в графическом формате существует несколько типов файлов: GIF, JPEG, TIFF и много других.

Расширения файлов

Расширение файла всегда указывается в его названии после точки и состоит из трех букв. Например, работая с файлом Word, мы можем увидеть расширение doc или docx. Благодаря расширению операционная система понимает, какой программой можно воздействовать на файл — открыть, редактировать и т.п.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Если расширение не указано в названии файла, значит это заложено в настройках операционной системы, которые можно поменять.

Как правило, расширение пользователю показывается графически — картинкой, которой обозначен файл. Если на месте иконки отображается чистый белый лист, значит файл не распознается. В этом случае система предложит выбрать программу для работы с файлом вручную из списка установленных.

Особенности пользовательских файлов

Текстовые документы

Файлы этого типа входят в группу наиболее используемых. Для работы с текстовыми документами в операционной системе Windows установлено приложение Word. Расширения для работы с текстом в этой программе — doc, docx, txt, rtf. Выбор зависит от назначения файла. Например, в файлах типа doc, docx, rtf можно работать с исходным текстом, добавлять таблицы, рисунки, схемы и т.д. Отформатированные тексты можно распечатывать на принтере. Для упрощенной записи без форматирования используется расширение txt в приложении «Блокнот».

Приложение Word не единственная программа для чтения и работы с текстами. Документы можно читать и редактировать в программах OpenOffice, LibreOffice. Они близки к Word, но отличаются интерфейсом и некоторыми возможностями.

Сканированные документы можно читать с помощью программ WinDjView (расширение djvu), Acrobat Reader, Foxit Reader (расширение pdf). Файлы в формате pdf можно редактировать в соответствующем приложении и включать в него векторные или растровые изображения.

Тексты для интернет-страниц создаются в формате HTML.

Рисунки

Расширений для файлов с графическими изображениями больше, чем для текстовых документов. Их можно разделить на две группы: растровые и векторные.

Растровые изображения

Растровые изображения более востребованы обычными пользователями из-за простоты в использовании. К ним относятся такие расширения, как BMP, GIF, JPEG, PNG, PSD (файлы для работы в программе Photo Shop), TIFF и другие. Отличаются они не только программным обеспечением, которое может с ними работать, но и некоторыми свойствами:

  • BMP — не подвержены сжатию;
  • GIF — позволяют создать анимацию небольшого объема;
  • JPEG — наиболее подходящий формат для передачи и хранения цифровых фотографий, так как файлы этого расширения можно подвергать сжатию;
  • TIFF — расширение свойственно изображениям высокого качества.

Векторные изображения

Векторная графика используется для профессиональной работы с изображениями. Векторные рисунки сохраняют свои пропорции при любом изменении. Файлы этого формата используют дизайнеры и иллюстраторы разных направлений. Расширения векторных изображений: AI ( Adobe Illustrator ), CDR ( Corel Draw ), EPS ( Encapsulated PostScript format ), SWF ( Adobe Flash) и другие. Все они созданы для обработки в специальных программах — графических редакторах.

Аудиофайлы

Аудиофайлы содержат цифровую запись звука. Форматы звуковых файлов отличаются по свойствам сжатия, цели использования, объему.

Современному пользователю знакомы аудиофайлы с расширениями aac, wma, ac3, ogg, m4a, ape, flac, mp3:

  • AAC — аналогичен mp3, но в отличие от него при преобразовании меньше теряет в качестве. Наиболее популярное приложение для работы с файлами ААС — Winamp.
  • WMA — чаще можно встретить в сети Интернет, создан для проигрывателя Windows Media Audio компанией Microsoft.
  • WAV — аудиоформат, более предназначенный для записи качественного несжатого звука. Непригоден для передачи и хранения, так как занимает большой объем памяти.
  • FLAC — аудиофайлы в этом расширении обладают высоким качеством, могут подвергаться сильному сжатию. Прослушивание файлов требует специальных плееров на компьютере, не подходят для передачи.
  • MP3 — один из наиболее распространенных форматов. Совместим со многими аудиоустройствами, но по сравнению с flac качество звучания у таких файлов низкое. Еще один минус — mp3-файлы не годятся для редактирования.

Видеофайлы

Видеофайлы могут отличаться по нескольким параметрам: разрешение, ширина потока, частота кадров, качество изображения и глубина цвета. Разные расширения видеофайлов отличаются уровнем качества по каждому из этих параметров. Среди популярных форматов на сегодняшний день файлы типа mp4, avi, mkv, wmv, flv, mpeg, swf:

  • AVI — распространенное расширение для просмотра видео. Не подходит для воспроизведения объемного звука.
  • MKV — имеет широкий функционал. Например, в файлах этого типа есть возможность воспроизведению меню. Требует установки специальных программ для воспроизведения на компьютере.
  • MPEG — несколько форматов видеофайлов, среди которых самым востребованным и универсальным является MPEG4. Расширение имеет высокий стандарт сжатия и подходит для использования как на ПК, так и в сети.
  • FLV — предназначено для воспроизведения и хранения видеороликов в интернете.

Другие распространенные форматы файлов

Для сжатия и передачи файлов используются специальные приложения-архиваторы, которые упаковывают файлы в один контейнер. После этого файл становится меньшим по объему и получает расширение архиватора. Самые распространенные расширения rar, zip.

Если пользователь устанавливает новую программу, то она будет иметь формат exe. Считывая такое расширение, система получает команду установить приложение.

Для работы с таблицами нужны файлы в формате xls, xlsx. Они входят в офисный пакет Windows.

Еще одно популярное расширение файлов — ppt, pptx. Оно позволяет создавать и редактировать презентации.

Знание файловых форматов и их возможностей является одним из ключевых факторов в допечатной подготовке изданий, в подготовке изображений для web-страниц и в компьютерной графике вообще. Все форматы имеют какие-то характерные особенности и возможности, делающие их незаменимыми в работе. Формат файла определяется по его расширению. Поэтому в большинстве случаев обозначение формата и расширение совпадают.

Существует несколько различных типов графических форматов, каждый из которых сохраняет данные определенным способом. В настоящее время наиболее широко используются растровый, векторный и метафайловый форматы. Существуют, однако, и другие типы форматов — форматы сцены, анимации, мультимедиа, гибридные, гипертекстовые, гипермедиа, объемные, язык моделирования виртуальной реальности (VRML), аудиоформаты, форматы шрифтов, язык описания страницы (PDL).

Растровые форматы

Растровые форматы используются для хранения растровых данных. Файлы этого типа особенно хорошо подходят для хранения реальных изображений, например фотографий и видеоизображений. Растровые файлы, по сути дела, содержат точную попиксельную карту изображения. Программа визуализации реконструирует это изображение на отображающей поверхности устройства вывода.

Наиболее распространенные растровые форматы — это Microsoft BMP, PCX, TIFF и TGA.

.TIF. При сохранении иллюстрации в этом формате не используется ни один из видов компрессии (сжатия). В этом формате получают максимально возможную степень качества и соответствия, сохраненной в файле копии изображения. Это единственный формат, используемый в профессиональном дизайне для хранения изображений высокого качества. Качественные TIF-изображения могут занимать несколько сотен мегабайт. TIF-формат является лучшим выбором при передаче изображений и растровой графики в векторные программы и издательские системы.

.JPG. Этот формат используется для сжатия изображения в десятки раз. Формат позволяет использовать различные степени сжатия, делая тем самым выбор либо в сторону увеличения качества, либо в сторону уменьшения файла. В профессиональной полиграфии этот формат не используется из-за существенных потерь качества изображения. Для просмотра изображения на экране монитора или для распечатки на принтере качества JPG-формата достаточно. В формате JPG используется метод сжатия jpeg. Этим методом лучше сжимаются растровые изображения фотографического качества и плохо сжимаются логотипы или схемы. В этом формате хорошо и с меньшими потерями сжимаются большие изображения с высоким разрешением 200-300 ppi и плохо сжимаются с низким разрешением 72-150 ppi. Нежелательно сохранять изображения в JPG-формате, где важны все тонкости цветопередачи, так как во время сжатия происходит отбрасывание некоторой цветовой информации. В этом формате следует сохранять только конечный вариант работы, потому что любое пересохранение приводит к новым потерям данных и превращениям изображения в кашу.

.GIF. Это формат растровой графики, созданный специально для КС. Этот формат имеет метод сжатия, который обозначается LZW. Этот формат имеет ограниченную палитру цветов. Основное ограничение GIF состоит в том, что цветное изображение может иметь не больше 256 цветов, поэтому цвета в этом формате становятся грубыми, а само изображение зернистым. Не используется в полиграфии и не рекомендуется для изображений, предназначенных для монитора или принтера. В GIF-формате пиксели изображения записываются через строку. По этой технологии, получив только часть файла уже можно увидеть изображение целиком, но с низким качеством. В случае с контрастностью изображения с четкими границами между цветами или в случае с однотонным изображением при использовании этого формата большая степень сжатия, чем JPG, причем качество не изменяется. В GIF можно оставить один-два цвета прозрачными, и они станут невидимыми в программах-браузерах просматриваемых web-страниц. Прозрачность обеспечивается за счет дополнительного альфа-канала в изображении, которое сохраняется вместе с файлом. Кроме того этот файловый формат может содержать не одну, а несколько растровых картинок, которые Интернет-браузеры могут подгружать одну за другой с указанной в файле частотой. С помощью нескольких картинок создается иллюзия движения, называемая GIF-анимацией. GIF-формат используется для создания web-страниц: баннеров (рекламных заставок), элементов фона.

PNG. Это формат, разработанный относительно недавно, предназначенный для того, чтобы заменить GIF-формат. В нем используется метод сжатия без потерь качества, который обозначается deflate. Сжатые индексированные файлы (с небольшим количеством цветов) имеют меньший размер по сравнению с аналогичными GIF-файлами. Глубина цвета в файлах может быть любой до 48 бит. В отличие от GIF-формата PNG поддерживает не только прозрачность, но и полупрозрачность. В файловом формате PNG записана информация о гаммах коррекции. Гамма представляет собой некоторое число, характеризующее зависимость яркости свечения экрана монитора от напряжения на электродах ? (ЭЛТ). Это число считывается из файла, позволяющего ввести поправку яркости при отображении. Требуется оно для того, чтобы картинки, созданные в ОС Macintosh выглядели одинаково в других ОС. Эта особенность позволяет добиться одинакового отображения информации независимо от аппаратуры пользователя.

EPS. Это самый удобный и универсальный способ хранения графических данных. Предназначен для передачи векторных и растровых изображений в издательские системы. Создается всеми программами, работающими с графикой. Этот формат используется только тогда, когда печать осуществляется на устройстве, поддерживающем язык PostScript. В формате EPS сохраняются данные в буфере обмена у всех графических программ фирмы Adobe. Вместе с EPS-файлами можно сохранять эскизы изображений. Эскиз – это копия с низким разрешением, которая сохраняется вместе с файлом EPS и позволяет увидеть, что находится внутри изображения. Открыть EPS-файл для редактирования могут только программы фирмы Adobe – Photoshop, Illustrator. Остальные графические программы могут открывать только в режиме просмотра.

PDF. Это независящий от графических программ формат для создания электронной документации, презентаций, а также для передачи графики через сети. PDF-файла создаются путем конвертирования из PostScript-файла или функцией экспорта. Программы Photoshop, Illustrator могут создавать только одностраничный файл PDF. Все данные в формате PDF могут сжиматься. Причем к разного типа информации применяются разные типы сжатия. Файл PDF может быть оптимизирован – из него удаляются повторяющиеся элементы, устанавливается постраничный порядок загрузки страниц с приоритетом сначала для текста, потом для графики. Формат PDF используется для передачи по сетям в компактном виде графики и текста. Особенностью многостраничных файлов является то, что они могут сдержать элементы, обеспечивающих поиск и просмотр электронных документов, а также могут содержать гипертекстовые ссылки и электронное оглавление. Наиболее удобным средством для работы с PDF-файлами является программа Acrobat. Причем есть 2 варианта этой программы: Acrobat Professional (для создания многостраничных файлов) и Acrobat Reader (для просмотра PDF-файлов).

PSD. Это внутренний формат программы Photoshop. Стал поддерживаться все большим количеством графических программ. Этот формат позволяет записывать изображение с многими слоями и дополнительными альфа-каналами, а также с каналами простых цветов и контурами и другой специфической информацией.

BMP . Растровый формат, который является родным графическим форматом Windows. Поддерживается всеми редакторами. В этом формате хранятся небольшие растровые изображения, предназначенные для использования в системе Windows. Это формат невысокого качества и с низкой степенью сжатия. Его не рекомендуется использовать не для web-дизайна, не для передачи.

PCX . Этот формат является самым известным. Практически любая программа, работающая с графикой, поддерживает этот формат. Формат PCX поддерживает метод сжатия, который обозначается RLE. Этот формат используется для штрихованных изображений и для изображений с небольшой глубиной цвета.

Векторные форматы

Файлы векторного формата особенно полезны для хранения линейных элементов (линий и многоугольников), а также элементов, которые можно разложить на простые геометрические объекты (например, текст). Векторные файлы содержат не пиксельные значения, а математические описания элементов изображений. По математическим описаниям графических форм (линий, кривых, сплайнов) программа визуализации строит изображение.

Векторные файлы структурно более просты, чем большинство растровых файлов, и обычно организованы в виде потоков данных.

Примеры наиболее распространенных векторных форматов — AutoCAD DXF и Microsoft SYLK.

WMF. Это векторный формат, который используется графическими программами ОС Windows. Этот формат служит для передачи векторных изображений через буфер обмена в среде Windows. Этот формат принимается практически всеми программами, работающими с векторной графикой. Использовать этот формат для растровых изображений нельзя. Недостатки: искажение цвета и несохранение ряда параметров, которые устанавливаются для изображений в графических программах.


AI. Внутренний формат программы Illustrator. Может открываться программой Photoshop и кроме того этот формат поддерживают все программы, связанные с векторной графикой. Этот формат является лучшим средством при передаче векторных изображений из одной программы в другую. Растровые графические элементы при передаче через AI-формат в большинстве случаев теряются.

CDR. Это внутренний формат программы Corel Draw. Этот формат имеет большую популярность, как и сам пакет программ. Многие программы могут импортировать векторные файлы в форматы Corel Draw. В формате CDR содержаться и растровые графические объекты. В этом формате применяется компрессия, причем для векторных и растровых файлов применяется разная компрессия.

Метафайловые форматы

Метафайлы могут хранить и растровые, и векторные данные. Простейшие метафайлы напоминают файлы векторного формата; они содержат язык или синтаксис для определения элементов векторных данных, но могут включать и растровое представление изображения. Метафайлы часто используются для транспортировки растровых и векторных данных между аппаратными платформами, а также для перемещения изображений между программными платформами.

Наиболее распространенные метафайловые форматы — WPG, Macintosh PICT и CGM.

самые распространенные форматы графических файлов

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чем отличаются такие виды форматов графических файлов, как JPG и PNG, и в каких случаях каждый из них надлежит использовать?

Если углубиться в графический дизайн, то можно найти много как интересного и полезного, так и непонятного и способного довести до безумия. Чтобы разобраться в хитросплетениях «графической вселенной», мы предлагаем вам прочесть эту статью и больше не ломать голову на этим вопросом.

Терминология

Векторная и растровая графика

Прежде чем описывать форматы растровых, векторных графических файлов, нужно разобраться, чем отличается растровая графика от векторной.

Растровые изображения состоят из сотен и тысяч рядов пикселей. Такие форматы, как JPG, PNG и GIF — наиболее распространенные растровые типы файлов графических форматов.

Любая картинка, которую вы видите в сети, — это образец растрового изображения в том или ином формате графического файла. HTML практически не поддерживает векторную графику.

Чем больше пикселей приходится на единицу площади изображения, тем оно четче, и наоборот. Соответственно, разделяют изображения в высоком разрешении и низком. Вы не можете изменить размер изображения без изменения его разрешения, а значит и качества.

Поэтому растровые иллюстрации необходимо сохранять в тех пропорциях, в которых они затем будут использованы.

Векторная графика — это графика, построенная с помощью пропорциональных формул. EPS, AI и PDF — это векторные форматы графических файлов, и, если вам требуется часто изменять размеры изображения, лучше пользоваться именно ими.

К примеру, логотип вашей компании определенно должен быть выполнен в векторной графике, а исходный файл — всегда лежать под рукой. Главное преимущество векторной графики заключается в том, что вы можете ужать изображение до размеров почтовой марки или увеличить до полноценного билборда размером 3 на 6 м.

Если вы не уверены, есть ли у вас в наличии векторное изображение логотипа, сделайте звонок в типографию, которая печатает всю вашу продукцию. В 99% у них будет векторный вариант вашего лого.

Высокое разрешение против низкого

Часто ли вы слышали от своего дизайнера такие аббревиатуры как DPI и PPI? Раскроем вам тайну. DPI, то есть dots per inch (количество точек на дюйм), и PPI, соответственно, pixels per inch (количество пикселей на дюйм) — это единицы измерения, которые применяются для характеристики разрешения изображения.

И именно они указывают на качество изображения и его пригодность для тех или иных нужд. К примеру, значения DPI или PPI для изображений, которые вы планируете размещать на лендинге, могут быть равны 72. Это низкое разрешение, однако в сети, где каждый байт информации на счету, такие изображения будут кстати.

В то же время если вы собираетесь распечатать изображение, то ниже значения 300 dpi мы вам опускаться не советуем. Не пытайтесь обмануть систему. В таких программах, как Photoshop, вы можете делать что угодно, но из пустоты дополнительных пикселей вы не получите.

Взять изображение из сети и подогнать его под значения для печати не стоит даже пытаться: распечатанная картинка будет далека от идеала.

Универсальные форматы графических файлов

Большинство графических редакторов позволяет просматривать и обрабатывать как файлы собственного формата, так и изображения, представленные в универсальных форматах.

Универсальные растровые форматы: JPEG, PNG, GIF, BMP, TIFF.

Универсальные векторные форматы: EPS, Windows Metafile, DXF, SVG, HP-GL.

Сжатие изображений

Чтобы сэкономить пространство для хранения графических файлов и быстрее передавать его по сети, к ним применяются алгоритмы сжатия данных. Оно делится на два типа. Сжатие с потерями означает, что закодированные данные будут отличаться от исходных, но, как правило, незначительно. Однако при увеличении степени сжатия на картинке появляются заметные невооруженным глазом артефакты. Сжатие с потерями использует, например, JPEG формат. Сжатие графических файлов без потерь возможно в форматах TIFF, BMP, GIF и PNG, и оно позволяет восстановить распакованные данные с точностью до бита.

Форматы графических файлов: особенности

Перечислим основные форматы графических файлов и рассмотрим каждый из них.

Формат графического файла JPG

JPEG (или JPG) - Joint Photographic Experts Group (по названию разработчика)

JPG — это один из самых популярных форматов графических файлов, использующих сжатие. Этот формат широко применяется в фотографии и для передачи изображений в интернете. Среди его достоинств — высокая степень сжатия (относительно других форматов) и невысокая вычислительная сложность.

Какие расширения могут иметь графические форматы файлов JPEG? Обычно это .jpg, .jfif, .jpg, .JPG, или .JPE.

Недостаток у JPG только один, но он существенный: по мере сжатия изображение теряет в качестве. То есть для чертежей, текстовой графики и медицинских изображений этот формат не подходит совершенно.

Недостаток у JPG

Используйте формат графического файла JPG для оформления своих посадочных страниц и для печати фотографий в высоком разрешении.

Формат графического файла PNG

PNG — Portable Network Graphics (портативная сетевая графика)

PNG идеален для оформления интернет-страниц, но мало пригоден для печати. Изображение этого формата не потеряет в качестве, даже если вы будете обрабатывать его в графическом редакторе.

PNG — Portable Network Graphics

Веб-дизайнеры любят формат PNG, потому что он позволяет сохранять изображения с прозрачным фоном. А прозрачный фон дает вам большие возможности при создании дизайна сайта.

Формат графических файлов GIF

Формат GIF нам знаком по анимированным рекламным баннерам. В более простой форме GIF изображения состоят всего лишь из 256 цветов в цветовом пространстве RGB. Именно из-за ограниченного числа цветов gif-изображения весят очень мало.

GIF

Этот формат отлично подходит для интернет-пространства, где небольшой вес изображений позволяет им быстро загружаться, а это крайне важно.

Формат графических файлов BMP

BMP — это один из первых растровых форматов, и его распознаёт каждая программа для работы с графикой. Файлы формата BMP могут иметь расширения .bmp, .dib и .rle. Этот формат весит больше, чем JPG, и подходит для полиграфии меньше, чем TIFF, поэтому сейчас BMP почти нигде не используется.

Формат графических файлов TIFF

TIFF — Tagged Image File Format

TIFF — это самый тяжелый из растровых форматов, и используется он в процессе подготовки фотографий к печати. Не советуем использовать изображения этого формата на своих сайтах и целевых страницах, иначе они будут загружаться невыносимо долго.

TIFF — Tagged Image File Format

Формат графических файлов PSD

PSD — Photoshop Document

PSD — это формат популярного графического редактора Adobe Photoshop. Этот формат позволяет сохранять так называемые слои, с помощью которых в программе и производится обработка и создание графики.

Photoshop позволяет сохранять изображения во всех описанных выше форматах.

PSD — Photoshop Document

Основной недостаток этого редактора в том, что он работает только с растровой графикой.

Формат графических файлов PDF

PDF — Portable Document Format (портативный формат документа)

Формат PDF был изобретен компанией Adobe в качестве универсального инструмента для обмена графикой. Ваш дизайнер может сохранить векторный логотип компании в формате PDF, а вы без труда можете открыть его без каких-либо графических редакторов (если, конечно, заранее установите бесплатное приложение Adobe Reader) и далее использовать для дальнейшей работы.

PDF — Portable Document Format

Формат графических файлов EPS

EPS — Encapsulated Postscript (формат, базирующийся на подмножестве языка PostScript)

Этот формат является представителем векторной графики и используется для создания и печати изображений в высоком качестве.

Главная особенность этого формата в том, что он не привязан к какому-либо конкретному дизайнерскому «софту», то есть файлы этого формата можно открыть как в программах от компании Adobe, так и в CorelDraw и многих других.

EPS — Encapsulated Postscript

Формат графических файлов AI

AI – Adobe Illustrator Document

Ai — это, несомненно, один из самых популярных форматов, используемых профессиональными дизайнерами, а Adobe Illustrator — это программа, которая уже давно стала незаменимым инструментом в их арсенале.

Софт создавался как редактор векторной графики, однако в нем представлены довольно обширные возможности для создания изображения любой сложности с нуля. Скорее всего, и ваш логотип первоначально был создан именно в этой программе.

AI – Adobe Illustrator Document

Формат графических файлов INDD

INDD — Adobe Indesign Document

Этот формат графики создается в программе Adobe Indesign, в которой обычно производится верстка газет и журналов.

INDD — Adobe Indesign Document

Формат текстовых графических файлов

Ещё один интересный вид изображений — ASCII графика. Основное различие между форматами растровых графических файлов и ASCII графикой заключается в том, что последняя состоит не из пикселей, а из буквенных и цифровых символов и знаков препинания, входящих в таблицу символов ASCII.

Есть два типа компьютерных программ для создания таких изображений: первые похожи на обычные графические редакторы, работающие в текстовом режиме, вторые преобразуют в ASCII-графику обычные картинки.

Заключение

Работа с графическими файлами на первый взгляд может показаться делом довольно трудоемким, но стоит только вникнуть во все особенности рассмотренных выше файлов и столкнуться с ними на практике, как все трудности сменятся радостью первооткрывателя.

Пользуйтесь нашими нехитрыми советами, осваивайте красочный мир графики и творите незабываемые шедевры на ваших лендингах.

Все существующие файлы условно можно разделить на две основные группы: системные и пользовательские. Очевидно, что системные файлы являются составляющими элементами самой системы, содержат в себе библиотеки, алгоритмы, команды, обеспечивающие работоспособность операционной системы. Пользовательские файлы являются виртуальным достоянием пользователя и для их чтения или редактирования требуются соответствующие программы.

Операционная система определяет тип файла по его расширению. Расширением называется последняя часть имени файла, которая следует после точки. Точек в названии может быть несколько, поэтому расширением считается часть имени файла, следующая за последней точкой в его названии. Пример: filename.txt

От расширения файла зависит — какой программой будет производиться чтение или редактирование данного файла.

Здесь возникает некоторая сложность в понимании для новичка. Дело в том, что операционная система, по умолчанию, настроена так, что известные системе расширения файлов не отображаются. В этом случае, пользователь видит только название самого файла. Видимо, создатели ОС посчитали, что пользователю нет смысла вдаваться в технические подробности.

Увы, без знания технических подробностей, полноценное взаимодействие с компьютером невозможно. По той причине, что расширения файлов остаются скрытыми, многие пользователи даже не подозревают о том, что в одной папке (каталоге) не может существовать двух файлов с одинаковыми названиями. Каждое название файла индивидуально для каждой конкретной папки.

Заблуждение возникает по той причине, что один файл может называться filename.txt, а второй файл может называться filename.jpg. Для системы, оба этих названия являются разными из-за разных расширений в имени, а пользователь, если расширения не отображаются, видит два одинаковых имени файла в одной папке и думает, что такое вполне возможно.

Рассмотрим типы пользовательских файлов. Условно их можно разделить на четыре основные группы:


1. Текстовый документ

Основным типом пользовательских файлов является текстовый документ. Данное утверждение не требует объемных доказательств, достаточно напомнить о том, что ни один сайт в интернете не обходится без текста. Кроме того, никакая электронная отчетность, ведение бухгалтерии, логистики, заключение договоров — тоже не могут обойтись без набора текстовых символов. Текст в компьютерном мире является, пусть не самым красочным, но самым основным источником информации. Графические изображения, как правило, являются дополнением к основному текстовому файлу, если содержат графики, чертежи, иллюстрации или фотографии.

Текстовый документ может содержать в себе обычный или форматированный текст. Если текстовый документ содержит неформатированный текст, такая запись, по сути, является единой строкой, содержащей определенный набор символов. Приложения, работающие с текстовыми документами, для удобства чтения автоматически располагают текст в окне в несколько строк, осуществляя перенос по словам.

Неформатированный текст содержит только основной набор символов, без указания типа и размера шрифта. Программы, работающие с текстом, отображают неформатированный текст размером и шрифтом выбранным пользователем. Таким образом, неформатированный текст, на двух разных компьютерах, может выглядеть совершенно по-разному, сохранится только основной логический смысл данного текста.

В операционной системе Windows, для чтения и создания простых текстовых файлов без форматирования, существует гениальное приложение "Блокнот". Данное приложение позволяет создавать простые текстовые файлы без форматирования. Кроме того, приложение позволяет открывать и редактировать некоторые системные файлы, содержащие техническую текстовую информацию. Также возможно создание или редактирование страниц интернета в формате HTM или HTML .

Форматированный текст имеет заданный и описанный в самом файле тип и размер шрифта, разбивку на абзацы, страницы, отступы текста от краев страницы, что подразумевает дальнейший вывод текста на печать с помощью принтера. Также форматированный текст может иметь таблицы, гипертекстовые ссылки, позволяющие осуществлять переход прямо из текстового документа на указанный ресурс в сети Интернет.

Наиболее известная программа, которая используется для работы с форматированным текстом, разработана компанией Microsoft и называется Word.

Некоторые пользователи полагают, что программа Word является неотъемлемой частью операционной системы Windows .

На самом деле, данное приложение является отдельным продуктом компании и устанавливается дополнительно. Приложение разработано специально для работников офиса, которым постоянно приходится работать с отчетами, сметами, счетами, договорами и другими аналогичными документами.

Текст без иллюстраций, фотографий или иконок выглядит слишком сухо и скучно. Иногда рисунки просто необходимы для наглядности. Все изображения, используемые в цифровой среде, можно разделить на две основных группы: растровая и векторная графика. Разница между этими двумя группами значительна и заключается в принципах построения, сохранения и чтения изображения.

Растровые изображения появились раньше и пока остаются наиболее популярными. Связано это с тем, что создавать и редактировать растровые изображения гораздо проще. На сегодняшний день существует множество различных программ, доступных широкому кругу пользователей, которые созданы для работы с растровой графикой.

Общий принцип растрового изображения заключается в том, что оно состоит из точек — пикселей. Такой принцип продиктован устройством самих мониторов, где также используются трехцветные пиксели. Каждый пиксель монитора состоит из трех ячеек, которым заданы базовые цвета: красный, зеленый и синий.
От яркости свечения каждой цветной ячейки, входящей в состав одного пикселя, зависит его общий суммарный цвет. Одинаковое свечение красного и зеленого порождают желтый цвет, одинаковое свечение зеленого и синего — дают голубой, а все три цвета в сумме дают белый. Разное процентное соотношение трёх базовых цветов — создает всю богатую палитру не только виртуального, но и окружающего мира.

Качество растрового изображения зависит от количества пикселей. Чем больше пикселей, тем выше может быть качество изображения. Пиксели в графическом рисунке образуют горизонтальные строки и вертикальные столбцы. Любое растровое изображение имеет четкий размер по ширине и высоте, который также указывается в пикселях.

Основной недостаток растрового изображения заключается в том, что изменение исходного размера изображения приводит к ухудшению качества. Связано это с тем, что при уменьшении изображения соседние пиксели суммируются и сливаются в один. При увеличении изображения добавляются новые пиксели, которым присваивается промежуточное значение соседних.
Если исходное изображение не уменьшать, а сразу увеличивать, то и в этом случае, за счет появления промежуточных пикселей теряется исходная четкость изображения. Наименьшие потери качества происходят при увеличении изображения на коэффициент кратный четырем: в два, в четыре, в восемь или шестнадцать раз.
В этих случаях, каждый пиксель просто увеличивается в четыре раза, либо в восемь, шестнадцать раз, но не появляются пиксели с промежуточными значениями.

Помимо растровой графики, существует векторная графика . Принцип построения векторного изображения заключается в том, что в исходном файле сохраняется сама форма каждого элемента изображения, в процентном соотношении от общей площади изображения. Подобное сохранение информации обеспечивает четкость изображения при любом изменении размера.
Векторное изображение, созданное на дисплее обычного компьютера, не потеряет своё качество даже в том случае, если его растянуть до размеров многоэтажного дома. Объем файла векторной графики зависит от количества элементов, используемых в рисунке.

Возможность воспроизведения звука на компьютере не является такой важной и необходимой составляющей, как текст или графическое изображение, но делает цифровой мир более совершенным и многогранным. Если же рассматривать техническую составляющую, компьютер, лишенный возможности работы со звуком, стал бы бесполезной игрушкой для композиторов, музыкантов, аранжировщиков и других специалистов, чья творческая или трудовая деятельность связана непосредственно со звуковыми файлами.
Для того чтобы понять структуру звукового файла, обратимся к базовым понятиям возникновения звука в природе. Известно, что любой звук это волна, которая порождается источником звука с помощью колебаний. От частоты колебаний источника звука зависит частота звуковой волны. Частота колебаний выражается в Герцах. Один Герц (Гц или Hz) означает одно колебание в секунду. Человеческое ухо способно слышать звуковые колебания в диапазоне от 20 колебаний в секунду (20 Гц) до 20 000 колебаний (20 кГц).

Некоторые источники утверждают, что человеческое ухо слышит не от 20, а от 30 Герц. Так или иначе, но всё, что ниже слышимого диапазона — принято считать инфразвуком, а диапазон свыше 20 000 Герц — принято считать ультразвуком.
Звуковой файл, по своей сути, это цифровая запись колебаний источника звука. При воспроизведении звукового файла, считывается запись колебаний, а сигнал, сгенерированный в соответствии с записью, подаётся на усилитель мощности, а уже затем воспроизводится динамиками звукового устройства.
Запись звука можно представить в виде графика. Для простоты восприятия, на графике изображена частота равная одному колебанию в секунду, что соответствует 1 Герц. Естественно, человеческое ухо не может услышать такую частоту, но на данном примере проще объяснить общий принцип звучания частот.

Когда мы слышим музыку, мы можем различать звучание множества различных музыкальных инструментов. Все они звучат на разных частотах, но запись подобного звучания выглядит в виде всего одной звуковой дорожки. Возникает вполне справедливый вопрос: Каким образом одна звуковая дорожка может содержать запись нескольких музыкальных инструментов?
Чтобы ответить на данный вопрос, воспользуемся двумя графиками. На одном графике изображена частота 1 Герц, на втором графике изображена частота 10 Герц. Как будет выглядеть график, если две этих частоты суммировать в один график?
Примитивная математика здесь бессильна и 1 плюс 10 Герц не будет равняться 11 Герцам. Полученный график будет сочетать в себе обе частоты, которые, при воспроизведении будут слышаться по отдельности. То есть, не сольются в единый звук. Однако, следует заметить, что суммируется громкость частот.

Подобным образом происходит наложение и слияние многих частот. В конце-концов, человеческое ухо — также имеет всего одну мембрану (барабанную перепонку), которая воспринимает всё многообразие звуков реального мира.

Видеофайлы являются наиболее "тяжелыми" по своему объему и наиболее сложными для воспроизведения на компьютере. Впрочем, для любого компьютера нет ничего страшнее, чем качественная видеоигра с трехмерной графикой и массой реалистичных эффектов: дым, туман, падающие тени от объектов и многие другие эффекты, которые создают максимальную нагрузку для видеокарты, заставляя её просчитывать весь виртуальный мир трёхмерной сцены.

Игровой режим с 3D-графикой наиболее опасен для ноутбуков потому, что система охлаждения обслуживает одновременно главный процессор и видеочип. Однако, скорость вращения кулера зависит от температуры главного процессора. Видеоигра может давать незначительную нагрузку для главного процессора при максимальной нагрузке видеочипа. В этом случае, кулер работает на пониженных оборотах, видеочип нагревается сильнее, чем главный процессор, но не получает достойного охлаждения, из-за чего значительно сокращается срок службы видеочипа.

Если учитывать нагрузку, которую создаёт трехмерная игра, то воспроизведение видеофайлов можно считать пустяком, который создаёт нагрузку процессора в пределах от 25-30% до 67-75%. Конечно, процент загрузки зависит ещё от мощности самого процессора. Чем мощнее процессор, тем проще ему работать. Для видеокарты-же нагрузка остается минимальной, поскольку, вся работа заключается в просчете плоского, двухмерного изображения, имеющего лишь ширину и высоту кадра.
Как говорилось ранее, видеофайл представляет собой серию последовательных, графических рисунков, сопровождающихся аудиодорожкой. Объем видеофайла напрямую зависит от размера и количества кадров. Правда, помимо этих параметров, существуют и такие, как интерлейсинг, битрейт, сжатие.
Известно, что человеческий глаз воспринимает движение на экране в том случае, если скорость смены кадров не ниже 24 кадров в секунду. Однако, некоторые цифровые форматы имеют настройку от шести с половиной кадров в секунду и выше. Как такое возможно?

Всё дело в том, что в подобных случаях смена кадра происходит так же быстро и резко, но время показа одного кадра на экране значительно увеличено. Конечно, чем больше кадров в секунду мы видим, тем плавнее воспринимается движение на экране.

Есть ещё такое заблуждение, что 24 кадра в секунду это максимум для человеческого глаза, а повышать количество кадров не имеет смысла. На самом деле, видео, воспроизводимое со скоростью 30 кадров в секунду, воспринимается глазом более плавно и кажется более натуральным, а 60 кадров в секунду создаёт ещё более плавный и реалистичный эффект движения.

Заключение


По своей сути, любой файл содержит запись, состоящую из набора символов. Разница лишь в том, что значения символов, в разных типах файлов, имеют разное значение. Текстовые файлы появились одними из первых, ещё на заре развития компьютерной техники. Они могут иметь простое или сложное форматирование, подразумевающее отступы текста от краёв, разбивку текста на отдельные страницы, если подразумевается вывод документа на печать.

Вторым по значению можно смело назвать графический рисунок. К этой категории относится любое растровое изображение, будь то фотография, сделанная с помощью цифровой камеры или рисунок, созданный от руки. Для компьютера не имеет значения, каким образом был создан графический рисунок, для него это просто файл, в котором описано количество точек по вертикали и горизонтали, а также указан цвет каждой точки. Открывая изображение для просмотра, компьютер должен прочитать графический файл от начала до конца и затем, в соответствии с его содержимым, отобразить область рисунка указанными цветами. Пользователь видит картинку или фотографию.

Если графические файлы содержат информацию о количестве и цветах точек, из которых состоит рисунок, то аудиофайл содержит в себе запись частоты колебаний мембраны динамиков или наушников. Компьютер, считывая информацию аудиофайла, генерирует необходимые частоты и передает их на предварительный усилитель громкости, с которого сигнал поступает на усилитель мощности и далее начинает звучать в наушниках или динамиках.

Самым "тяжелым" и сложным для обработки и чтения является видеофайл, который состоит из двух частей: видеоряд и звуковая дорожка. По своей сути, видеофайл это объединение графического рисунка с аудиофайлом, с той разницей, что видеофайл подразумевает не один рисунок, а целую серию графических рисунков, которые сменяются со скоростью 12.5, 15, 25, 29.9 или 30 кадров в секунду. Скорость смены кадров также указана в самом видеофайле. Следует учитывать, что воспроизведение видеоряда должно ещё сопровождаться синхронным воспроизведением аудиодорожки. Из-за такой сложности, на слабых компьютерах нередко возникает рассинхронизация потоков, когда видеоряд отстает от аудиодорожки, либо наоборот: опережает её.

Читайте также: