Какие файлы стандарта aicc являются обязательными

Обновлено: 04.07.2024

Создание программ дистанционного обучения для образовательной практики

1. Введение

Дистанционное обучение, онлайн-образование – тренды последних лет, которые с каждым годом все больше становятся частью нашей жизни. Перед инновационными вузами стоит ряд вопросов, связанных с внедрением и повышением эффективности онлайн-образования:

- Как выбрать оптимальную стратегию его развития?

- Как вовлечь преподавателей?

- Как повысить количество студентов, не снижая качество образования?

- Как выстраивать партнерские отношения с компаниями?

- Почему отказ от онлайн-обучения может привести к снижению конкурентоспособности вуза?

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет-технологий у дистанционного обучения появились новые возможности. В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.

Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения [1].

Если отвлечься от предыстории дистанционного образования, осуществляющегося ранее в виде заочного образования с обменом Почтовыми посланиями преподавателей и студентов или в виде экстерната, когда встреча преподавателя и студента проходила только в момент принятия зачета или экзамена, то появление дистанционного образования в современном виде обязано стремительному развитию новых информационных технологий, прежде всего персональных компьютеров и компьютерных сетей. Интеграция компьютера и сети является основой информационно-коммуникационных технологий, которые в свою очередь и определили лицо современного дистанционного образования.

Наиболее часто под информационно-коммуникационными технологиями понимают следующие технологии и их различные комбинации:

• локальные вычислительные сети (ЛВС)

Области информационно-коммуникационных технологий, в большинстве своем, пересекаются. Например, для подключения, обучаемого к сети Интернет может использоваться локальная вычислительная сеть, но эта же сеть ВУЗа может применяться в образовательных целях и без соединения с Интернет.

Технологии мультимедиа, в свою очередь, неразрывно связаны с работой в интернет-пространстве, но могут быть использованы и на локальном компьютере. Например, для демонстрации иллюстративного материала в процессе чтения лекции или работе на тренажере виртуальной реальности Интернет-соединение не требуется.

Конференцсвязь может быть построена на интернет-протоколах с помощью обычных персональных компьютеров или ноутбуков.

Телефонная связь также может быть вовлечена в образовательный процесс, например, в части SMS-напоминаний, различного рода уведомлений, а также – в качестве дополнительного способа аутентификации, обучаемого при передаче различных паролей и кодов доступа к образовательным ресурсам.

Средствами применения вышеперечисленных технологий в образовательном процессе вуза могут являться:

1. Средства мобильной телефонной связи – смартфоны, планшеты и т.д.

2. Персональные компьютеры, ноутбуки.

3. Периферийное компьютерное оборудование – видеопроекторы, интерактивные доски, телевизионные и акустические системы и т.д.

Разработки AICC нашли применение в проектах других ведущих международных и национальных организаций по стандартизации.

Проект ADL SCORM (Shareable Content Object Reference Model ) стартовал в 1997 году. За основу нового стандарта были приняты модель данных CMI ( Computer Managed Instruction ), предложенная ранее AICC и стандарт формирования метаданных IEEE P1484, предложенный консорциумом IMS . SCORM - промышленный стандарт для обмена учебными материалами на базе адаптированных спецификаций ADL , IEEE , IMS , Dublin Core (DCMI) и vCard. Первая версия объектной модели разделяемых образовательных ресурсов SCORM была представлена в начале 2000 года.

Цели создания SCORM - обеспечение многократного использования учебных модулей, интероперабельность учебных курсов, легкое сопровождение и адаптация курсов, ассемблирование контента отдельных модулей в учебные пособия в соответствии с индивидуальными запросами пользователей. В SCORM достигается независимость контента от программ управления.

Стандарт SCORM является основополагающим стандартом при создании и последующем использовании ЭОР, поэтому ему будет уделено основное внимание в данном курсе.

Основой идеологии SCORM является модульное построение учебников и любых иных ЭОР. Модули ( learning objects или instructional objects) учебного материала в SCORM называются разделяемыми объектами контента ( SCO - Shareable Content Objects). SCO - автономная единица учебного материала, имеющая метаданные и содержательную часть.

Совокупность модулей определенной предметной области называется в SCORM библиотекой знаний ( Web -репозиторием). Модули ( SCO ) могут в различных сочетаниях объединяться друг с другом в составе учебников и учебных пособий, для компиляции которых создается система управления модульным учебником ( сервер управления контентом), наиболее часто используемое ее название - Learning Management System ( LMS ). В SCORM используется язык XML для представления содержимого модулей, определяются связи с программной средой и API , даны спецификации создания метаданных.

В октябре 2006 года, официально вышло третье издание SCORM 2004. Версия SCORM 2004 включает четыре части (рис. 1.4):

  1. Введение (Overview), в котором описываются основы концепции SCORM и перспективы ее развития;
  2. Модель агрегирования модулей (CAM (Content Aggregation Model)) в законченные учебные пособия;
  3. Описание среды исполнения (RTE (Run Time Environment)), представляющей собой требования к системе управления учебным процессом (LMS (Learning Management System)) как к интерфейсу между содержательной (SCO) и управляющей частями и использующей Web-технологии и язык JavaScript (эта часть опирается на модель данных и концепцию API, разработанную в AICC);
  4. Описание навигации по контенту (SN(Sequencing and Navigation)), представляющее правила упорядочивания SCORM-контента в результате навигационных событий, инициированных учащимся или системой.


Во введении ( Overview ) излагаются общие сведения об ADL , ее цели и задачи, требования к образовательным ресурсам, обоснование актуальности создания SCORM, краткая характеристика эволюции образовательных технологий и роль SCORM, а также ее базовые понятия, принципы и структура.

Модель агрегирования модулей ( CAM ) включает:

1. Метаданные (Metadata Dictionary ) с описанием назначения и типа содержимого модуля, сведениями об авторах, цене, требованиями к технической платформе и др. (эта часть САМ опирается на спецификации IMS Learning Resource Meta data Specification заимствована и IEEE ).

Модель учебного контента в соответствии со стандартом SCORM состоит из:

  • assets (элементов);
  • sharable content objects (объектов контента) (SCOs);
  • activities (деятельности);
  • content organization (организации контента);
  • content aggregation (агрегации контента).

Asset (элемент) – электронное представление различных мультимедийных элементов. В том числе в качестве asset могут выступать: текст, изображения, звук, видеоролики, программный код и т.д. Один Asset может состоять из нескольких других Assets.

SCO – коллекция одного или нескольких Asset , которые формируют учебный ресурс . Стандарт SCORM не определяет какого размера должен быть SCO . С точки зрения стандарта SCORM SCO – наименьшая логическая часть учебного курса, обладающая своими метаданными для упрощения поиска в хранилищах данных.

Activities определяет последовательность изучения материала при прохождении обучения. В отличие от SCO являющихся физическими объектами (набор файлов, иллюстраций, звуковых файлов и т.д.), Activities - логические объекты.

Взаимосвязь всех модулей CAM поясняет схема на рис. 1.5.

2. XML -данные ( Content Structure ) о структуре контента. Язык XML в SCORM используется в виде версии CSF ( Course Structure Format ). С помощью CSF представляется структура учебного курса, определяются все элементы и внешние ссылки, необходимые для интероперабельности в рамках концепций IMS , IEEE и AICC (формат CSF основан на модели AICC Content Model ).

XML (англ. eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки ) представляет собой свод общих синтаксических правил. XML — текстовый формат , предназначенный для хранения структурированных данных, для обмена информацией между программами и информационными системами. Использование XML позволяет описывать структуру данных без привязки их к форме отображения, определять форму представления данных независимо от конкретного содержания, создавать метаданные , управлять доступом к данным, фильтровать данные по содержанию структуре и метаданным, фильтровать данные по содержанию структуре и метаданным и многое другое. Другими словами коротко определить XML можно как кроссплатформенное, программно- и аппаратно-независимое средство для передачи информации.


3. Данные ( Content Packaging ) о способах объединения модулей в пособия на базе спецификации IMS Content Packaging specification , при этом каждый элемент автоматически получает уникальный идентификатор .

Описание среды исполнения (RTE) состоит из нескольких компонентов, выполняющих одноименные функции:

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Погодаев Игорь Владимирович, Ляшева Стелла Альбертовна

В статье рассматриваются современные технологии, внедряемые в программные комплексы дистанционного образования . Рассмотрены стандарты AICC , SCORM 1.2 , SCORM 2004 , Tin Can (xAPI). cmi5. Сделан заключительный анализ и приведена сравнительная таблица стандартов.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Погодаев Игорь Владимирович, Ляшева Стелла Альбертовна

Внедрение открытого образовательного стандарта scorm в учебный процесс Технологические стандарты как средство обеспечения качественных услуг в сфере электронного образования Стандарты представления учебных заданий в системах дистанционного обучения Этапы развития электронного обученияи их влияние на появление новых технологических стандартов качества электронного обучения Программная реализация миграции контента по стандарту scorm в системе управления обучением i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ANALYSIS OF DISTANCE EDUCATION STANDARDS

The article discusses modern technologies implemented in distance education software systems. The standards AICC , SCORM 1.2 , SCORM 2004 , Tin Can (xAPI) are considered. cmi5. A final analysis is made and a comparative table of standards is given.

Текст научной работы на тему «Анализ стандартов дистанционного образования»

АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ANALYSIS OF DISTANCE EDUCATION STANDARDS

Погодаев Игорь Владимирович, магистрант, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КАИ), г. Казань,

Аннотация: В статье рассматриваются современные технологии, внедряемые в программные комплексы дистанционного образования. Рассмотрены стандарты AICC, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI). cmi5. Сделан заключительный анализ и приведена сравнительная таблица стандартов. Abstract: The article discusses modern technologies implemented in distance education software systems. The standards AICC, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI) are considered. cmi5. A final analysis is made and a comparative table of standards is given.

Ключевые слова: Образование, обучение, дистанционное образование, LRS, LMS, AICC, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI). Key words :Education, training, distance education, LRS, LMS, AICC, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI).

История онлайн-образования значительно короче истории информационных технологий. На сегодняшний день можно сказать, что онлайн-образование — это пик ИТ-развития. Произошла не только технологическая трансформация общества, но и готовность общества отойти от традиционных образовательных моделей. Классические модели становятся менее востребованными, в то время как число людей, использующие различные онлайн-ресурсы неуклонно растет.

Системы дистанционного обучения используют различные форматы в зависимости от целей и задач обучения. Форматы курсов в дистанционном обучении (SCORM, Tin Can, cmi5, aicc) — набор правил, которые определяют

порядок взаимодействия платформ дистанционного обучения с учебным контентом, хранящимся на сервере. Электронные учебные материалы создают в форматах SCORM, Tin Can cmi5, aicc, чтобы они могли работать на всех системах дистанционного обучения. Эти форматы — устоявшийся стандарт, как .docx .pdf для текстовых документов.

Анализ стандартов дистанционного образования

Существует целый ряд стандартов электронного обучения, которые поддерживаются различными платформами и системами управления обучением, все они имеют свои плюсы и минусы. Данные стандарты — это набор правил, которые определяют порядок взаимодействия платформ дистанционного обучения с учебным контентом, хранящимся на сервере. В данной статье мы рассмотрели 5 основных форматов, применяемых в дистанционном обучении: AICC, SCORM 1.2, SCORM 2004, Tin Can (xAPI), cmi5.

AICC COURSE Text string LMS

Рис. 1. Технология связи между LMSи содержимым курса по стандарту AICC

- Гибкость развертывания: Можно размещать контент на отдельном сервере;

- Отсутствие отслеживания курса: AICC не может отслеживать прогресс курса; он имеет самые ограниченные возможности отслеживания и отчетности;

- Ограниченный функционал: Найти технически совместимую систему относительно легко, она может не иметь важных функций, для добавления которых потребуется ручное кодирование;

- Обновления: Группа А1СС распалась в 2014 году, поэтому стандарт А1СС больше не получает обновлений.

SCORM 1.2 и 2004 (англ Sharable Content Object Reference Model) -универсальный стандарт электронного курса. Впервые опубликован проектом правительства США ADL (англ. Advanced Distributed Learning) в 2000 году. Стандарт, представляет собой набор технических стандартов, которые были разработаны для решения проблем его предшественника, AICC.

SCROM определяет связь между контентом учащегося и LMS. Все учебные материалы для одного курса упакованы в пакет SCORM,.zip-архив, содержащий файлы в определенной иерархии (рис.2). SCORM основан на стандарте XML (англ. extensible Markup Language ) — расширяемый язык разметки, представляющий собой свод общих синтаксических правил для хранения структурированных данных .

В SCORM пакет входят блоки учебного материала, которые могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset — элемент, который не взаимодействует с LMS -сервером, это может быть html-страница, просто картинка, звуковой файл или flash-объект и т.п. SCO — это элемент, который взаимодействует с LMS-сервером: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные и т.п.

Пакеты снабжаются сведениями, называемыми манифестом, в котором указываются структура содержимого, типы и размещение учебных материалов. Манифест представляет собой иерархическое описание структуры со ссылками на файлы учебного материала.

Рис. 2. Технология связи между ЬМБи содержимым курса по стандарту БСЯОМ

- Простое создание контента: Большинство инструментов для создания контента SCORM довольно просты и удобны в использовании;

- Поддержка секвенирования: Можно установить правила для того, как долго учащийся должен оставаться на определенной странице или разделе, прежде чем ему будет разрешено прогрессировать, и сколько времени он должен потратить на курс в целом;

- Поддержка инструментов разработки: Почти все инструменты разработки поддерживают обе версии SCORM;

- Поддержка LMS: Почти все поставщики LMS поддерживают SCORM-контент;

- Простое построение каталога курсов: SCORM определяет минимальный набор метаданных, который позволяет практично создавать каталоги контента, независимо от того, откуда он берется, отрицая необходимость привязки к одному инструменту разработки или поставщику контента;

- Смешивание и сопоставление контента: Можно смешивать и сопоставлять контент из разных источников, смешивать с другими пакетами SCORM, разработанными в других инструментах;

- Стандартизированное архивирование: Устаревший контент можно архивировать в стандартном, хорошо документированном формате ZIP.

- Нет поддержки автономного обучения: Курсы SCORM не работают без подключения к интернету и веб-браузера, поэтому ваши учащиеся не могут пройти курс в автономном режиме;

- Развертывание только для LMS: Отслеживание SCORM возможно только через LMS;

- Поддержка HTML5: Традиционный контент SCORM основан на Flash, что может вызвать проблемы на новых платформах и мобильных устройствах;

- Ограниченные метрики отслеживания: SCORM позволяет отслеживать только ограниченное количество метрик, таких как завершение курса, общее время, затраченное на курсы, и оценочные баллы;

- Ограниченные возможности отчетности: Отчеты, которые можно построить из данных SCORM, довольно ограничены, поскольку они основаны на ранее упомянутых метриках отслеживания.

Tin Can xApi (англ. Experience API, или xAPI)- улучшенный SCORM-стандарт. Это набор спецификаций, при котором обучающие системы имеют возможность коммуницировать между собой, отслеживая и фиксируя учебные занятия.

Tin Can также создан компанией ADL и является преемником SCORM, он регистрирует активность учащихся и хранит данные для дальнейшего использования. Главное его преимущество в использовании функции Learning Record Store (англ. LRS — хранилище учебных записей): данные об активности учащегося хранятся в архиве LRS и передаются в LMS при выходе в Интернет, при этом весь прогресс обучения сохраняется. То есть для обучения не обязательно наличие активного соединения с веб-браузером.

Когда действие должно быть записано, приложение отправляет защищенные инструкции в хранилище обучающих записей LRS (Learning Record Store) (рис 3).

Рис 3. Технология связи между LMSи содержимым курса по стандарту Tin Can (xApi)

- Гибкие истории обучения: xAPI позволяет обучающимся хранилищам записей (LRSs) общаться друг с другом. LRSs может обмениваться данными и расшифровками, а опыт учащихся может передаваться от одного LRS (или организации) к другому;

- Поддержка всех устройств: Любое включенное устройство может отправлять инструкции xAPI, например, мобильные телефоны, аппаратное моделирование, электронные игры и медицинские устройства. Для обучения и сохранения постоянное сетевое подключение не обязательно;

- Отслеживание вне LMS: Можно отслеживать обучающие события, не ограничиваясь функциональностью LMS. Отслеживание может начаться в любом месте, где находится обучаемый, и на любом устройстве, которое он использует.

—Настройка метрики: Тяжелая настройка метрик производительности и измерений.

— Поддержка LMS: Не все современные LMS поддерживают формат.

—Необходимость LRS: Для работы формата нужен отдельный

инструмент LRS, который может быть интегрирован в LMS или работать как отдельный сервис.

Наиболее важным объектом в cmi5, является AU (англ. Assignable Unit) — под ним подразумевается некий запускаемый контент, упакованный в архив. AU имеет конкретные спецификации и может запускаться в любых системах, разумеется поддерживающих xAPI. АU является единицей отслеживания и управления. AU собирает данные об ученике и отправляет их в LMS Кроме того, контент может размещаться и может быть доступен для просмотра на том сайте, где он размещён, на других сайтах, в оффлайн или на мобильном устройстве. CMI5 определяет набор обязательных активностей, которые отправляются в LMS (через LRS) (рис. 4).

Рис. 4. Технология связи между LMSи содержимым курса AU по стандарту сmi5

- Упаковка: Гибкие варианты упаковки позволяют включать ресурсы контента в пакет или размещать их удаленно;

- Поддержка всех устройств: Веб-браузер является наиболее распространенной платформой запуска, но также поддерживаются и другие сценарии запуска, такие как мобильные приложения, симуляторы и устройства интернета вещей;

- Отслеживание вне LMS: Можно отслеживать обучающие события, не ограничиваясь функциональностью LMS. Отслеживание может начаться в любом месте, где находится обучаемый, и на любом устройстве, которое он использует;

- Безопасность механизма запуска: В рамках процесса запуска Аи извлекает учетные данные из системы запуска в отдельном запросе, который позволяет предоставить эти учетные данные только один раз. Это делает их более безопасными по сравнению с предыдущими процессами проверки подлинности, поскольку учетные данные, как ожидается, будут привязаны к определенному сеансу, являются допустимыми и обычно включают ограниченные разрешения.

С технической точки зрения у cmi5 действительно нет никаких недостатков. С функциональной точки зрения единственным негативным моментом для этого стандарта будет результат устаревшей инфраструктуры и инструментов.

Сравнительная таблица стандартов. В таблице ниже представлен краткий обзор возможностей всех рассмотренных стандартов электронного обучения. Таблица 1. Сравнительная таблица стандартов дистанционного обучения


Aviation Industry CBT Committee (AICC) – некоммерческое объединение, управляемое его членами, созданное с целью помочь сообществу в сфере образования получить максимальную отдачу от использования современных образовательных технологий. Это достигается путем объединения усилий преподавателей, разработчиков дистанционных курсов, поставщиков программного обеспечения, разработчиков тренажеров и т.п. для разработки стандартов, технологий и рекомендаций, а также изучения лучших мировых практик в сфере дистанционного обучения.

К настоящему времени AICC разработала несколько стандартов в сфере дистанционного обучения, охватывающих различные ее аспекты. В том числе, стандарты в сфере дистанционного обучения, разработанные AICC, формируют требования к организации учебного контента, а также систем дистанционного обучения. Использование стандартов в сфере дистанционного обучения AICC при использовании дистанционных курсов и систем дистанционного обучения позволяет обеспечить их совместимость, не зависимо от того, кем они были произведены.


Архитектура взаимодействия серверного софта с другими приложениями разработана на совесть и является наиболее надёжной. Ведь речь идёт об авиационной промышленности, дело серьёзное. Однако стандарт применим для обучения персонала и в других сферах деятельности, тем более что не заморожен и потихоньку продолжает совершенствоваться.

Если говорить простыми словами, употребляя минимум заумных терминов и определений, то в спецификациях описывается следующее.

Студент взаимодействует с так называемым Учебным модулем (Courseware). Это нечто вроде программной прослойки между учеником и всей системой.

Внутри самой системы данные движутся между Courseware и модулем управления обучением (в обоих направлениях, разумеется). Также подключаются модули обмена файлами, отправки тестов и получения их результатов, сведении о студентах (портфолио) и так далее.


AICC широко используется для систем управления обучением (LMS) и других систем, предназначенных для обучения и оценки персонала. AICC многие считают более безопасным и надежным, чем SCORM, особенно когда речь идет о размещении учебного контента и инструментов оценки персонала на интернет-серверах.

Несмотря на свое происхождение из авиации AICC может использоваться при разработке средств обучения для различных областей применения. Стремление поставщиков решений в области электронного обучения для авиации, распространять свои продукты на других рынках, привело к появлению спецификации AICC.


Первая попытка стандартизации была предпринята в авиационной индустрии. В этой отрасли традиционно использовалось компьютерное обучение (главным образом с использованием имитаций). Кроме того, при небольшом количестве поставщиков (производителей самолетов) присутствовало большое количество потребителей учебных программ (авиакомпаний).

В результате скоординированных действий потребителей и поставщиков была сформирована комиссия - AICC - Aviation Industry CBT Comission, разработавшая одноименный стандарт. AICC - первый и наиболее распространенный стандарт обмена учебными материалами

Стандарт AICC был построен на основе обмена текстовых файлах и не в полной мере отражал новые возможности технологий Интернет. Для создания нового стандарта был организован консорциум, в число участников которого вошли Apple, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Microsoft, University of California - Berkley и.т.п. Консорциум был назван IMS Global Learning Consorium.

Читайте также: