Какие материнки поддерживают sli

Обновлено: 02.07.2024

Ставьте палец вверх 👍 и подписываетесь на каналCrossFire? SLI? Эти проклятые аббревиатуры позволяют понять, какие настройки GPU нам больше всего подходят, настоящий кошмар. Не беспокойтесь, так как мы тщательно изучили этот вопрос с лазерными глазами и разбили его на части, чтобы его могли понять даже самые недалекие миряне.

Что такое AMD CrossFire?

CrossFire или CrossFireX - это название проприетарной аппаратной технологии, принадлежащей AMD, которая позволяет двум или более графическим процессорам AMD работать совместно на одной машине для теоретического удвоения качества графики и производительности. Основная концепция заключается в том, чтобы предложить значительное увеличение возможностей, которое в противном случае было бы невозможно на одной установке графического процессора. AMD интегрировала CrossFire в свои графические процессоры с 2005 года.

Что такое Nvidia SLI?

Проще говоря, SLI является эквивалентом CrossFire от Nvidia , за исключением того, что он эксклюзивен для графических процессоров Nvidia. В своем нынешнем виде SLI существует с 2004 года, хотя базовое оборудование и технологии со временем значительно изменились.

Различия между AMD CrossFire и Nvidia SLI

На первый взгляд, AMD CrossFire и Nvidia SLI - это одна и та же технология, за исключением того, что они работают для графических процессоров каждой компании. Когда мы внимательно изучаем специфику, две технологии начинают расходиться.

Прежде всего, CrossFire совместим с графическими процессорами того же архитектурного поколения, в противном случае требования довольно слабые. Разные тактовые частоты, оперативная память, производитель не проблема. SLI, с другой стороны, выполняет более строгий набор предварительных условий, включая необходимость двух идентичных графических процессоров (тактовые частоты могут отличаться, чтобы обеспечить разгон), необязательно от одного и того же производителя (например, MSI, EVGA и т. Д.) И с идентичной конфигурацией ОЗУ.

Например, с CrossFire вы можете без проблем соединить AMD Radeon RX 580 с RX 570, а с SLI вам понадобится две карты Nvidia GeForce GTX 1080.

В прошлом и CrossFire, и Nvidia требовали мост ; AMD Bridge Interconnect и Nvidia SLI Bridge соответственно, хотя начиная с серии 200 и выше CrossFire использует шину PCIe вместо моста. AMD достигает этого с помощью технологии аппаратного движка под названием XDMA, которая открывает прямой канал между графическими процессорами.

XDMA позволяет каждому графическому процессору обмениваться данными с другим, избегая при этом как процессора, так и других несущественных частей графического процессора. Производительность не сильно влияет на текущее поколение графических процессоров AMD, а доступная пропускная способность более существенна, чем через Bridge Interconnect.

Nvidia еще не внедрила подобное решение , вероятно, опасаясь, что будущие графические процессоры увеличат шину PCIe и вызовут проблемы с производительностью. Вместо этого он за последние годы обновил технологию SLI Bridge, начиная со Standard SLI и заканчивая SLI HB, а в последнее время - NVLink. NVLink - это мостовая технология, предлагающая пропускную способность в 50 раз превышающую пропускную способность SLI HB, и она доступна только с линейкой графических процессоров RTX 2080 высшего уровня .

Еще одно отличие заключается в том, что CrossFire работает с APU (встроенными графическими модулями в процессорах) и дискретными графическими картами через то, что AMD называет Hybrid Graphics, ранее известной как Hybrid Crossfire, и Hybrid CrossFireX.

Технология в основном ориентирована на карты более низкого уровня и на ноутбуки , где встроенный графический блок и дискретный графический процессор объединяют усилия для улучшения графических возможностей машины, но также и для управления энергопотреблением. Для задач с низким энергопотреблением, таких как просмотр веб-страниц, используется меньше энергии, в то время как для графически сложных задач обе карты объединяются для повышения производительности.

Еще одно отличие сводится к техническим аспектам . Nvidia требует, чтобы материнские платы были сертифицированы SLI, а это означает, что производители должны платить за лицензию, а слоты PCIe должны соответствовать ряду спецификаций. Совместимость CrossFire, с другой стороны, гораздо менее строгая, и все, что нужно материнской плате, - это пара слотов PCIe. По этой причине материнские платы с поддержкой CrossFire более доступны и стоят намного дешевле.

Другое отличие состоит в том, что CrossFire работает только в полноэкранном режиме, если разработчики не спроектированы для этого, в то время как SLI более гибок с совместимостью в оконном режиме / режиме без полей.

Помимо вышесказанного , самое существенное различие между CrossFire и SLI заключается в том, что AMD в конце 2017 года прекратила использование торговой марки в пользу «поддержки mGPU» (multi-GPU), тогда как Nvidia придерживается аббревиатуры SLI.

Логика, лежащая в основе решения AMD , заключается в том, что с появлением DirectX 12 способ, которым игра поддерживает несколько графических процессоров, кардинально изменился. С DirectX 11 ответственность за создание профилей для игр была возложена на AMD. Другими словами, драйверы для своих карт с настройками направлены на то, чтобы позволить конкретной игре максимально использовать CrossFire.

Для сравнения, DirectX 12 переносит ответственность на разработчиков, которые должны включить поддержку mGPU в игровой движок с четкими инструкциями о том, как использовать двойные (или более) графические процессоры.

Сходства между AMD CrossFire и Nvidia SLI

Помимо различий, основная концепция остается идентичной и, как следовало ожидать, существует значительное совпадение.

CrossFire и Nvidia используют одни и те же режимы рендеринга нескольких графических процессоров: SFR и AFR. Рендеринг SFR или Split Frame Rendering позволяет увидеть, как две или более карт делят кадр, разделив его на две части и независимо отрисовывая их соответствующие части. Работа рендеринга затем объединяется, чтобы создать один кадр.

AFR или Alternate Frame Rendering работает, назначая определенные кадры каждой карте поочередно. Один графический процессор отображает первый кадр, а другой - следующий и так далее.

Что касается совместимости , то CrossFire и SLI поддерживают двойную, тройную или четырехкратную настройку графического процессора. Кроме того, обе технологии лучше всего работают в более высоких разрешениях для игр с высокими требованиями к графике.

Критика в отношении обеих технологий более или менее эквивалентна из-за идентичности основной концепции. Наиболее распространенной проблемой является необходимость в профилях от AMD и Nvidia для работы игр, хотя это может измениться, так как DirectX 12 завоевывает популярность в ближайшие месяцы и годы. Кроме того, режим AFR широко известен как страдающий проблемами микроструйного напряжения для CrossFire и SLI.

Появление процессоров Intel CoreDuo моментально разделило все материнские платы на "Conroe-совместимые" и "несовместимые". Однако совместимых плат пока очень мало. В их число входит пара плат на чипсете i975P, и новейшие платы на чипсете P965. В результате все остальные платы с сокетом LGA775 автоматически попадают в разряд несовместимых. И среди них в полном составе находятся платы на чипсете NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition. Представляют ли они интерес? Для high-end компьютера, по определению, нет! А вот для системы среднего уровня - да. Дело в том, что по своим характеристикам этот чипсет не только не уступает i975P, но и по отдельным моментам превосходит его. Более того, в продаже появились платы на nForce4 SLI IE с ценой менее 100 $, что позволит использовать эти продукты для систем начального уровня.

Справедливости ради отметим, что чипсеты серии NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition являются совместимыми с процессорами Conroe. Но дело в том, что первые продукты на этих чипсетах были разработаны и поступили в продажу очень давно (1,5 года назад), когда о Conroe не было никакой информации. Соответственно модули питания этих плат не совместимы с новейшими процессорами Intel. Между тем, в настоящий момент на чипсетах серии nForce4 SLI IE компании разрабатывают платы с поддержкой Conroe. Например - плата ASUS P5N32-SLI SE Deluxe на чипсете NVIDIA nForce4 SLI Х16 IE.

Чипсет nForce4 (SLI) Intel Edition

Если условно разбить чипсет nForce4 для процессоров AMD на южный и северный мост, то получится забавная картина: многочисленные функции в полном составе сосредоточены в южном мосту, а в северном мы найдем только поддержку 16 каналов шины PCI Express. А контроллера памяти не найдем вообще, так как он встроен в процессор Athlon64. Соответственно инженеры NVIDIA выпустили nForce4 в виде одного чипа.

А с версией nForce4 Intel Edition подобный фокус не прошел: Pentium4 не имеет встроенного контроллера памяти, и инженерам NVIDIA пришлось выпускать чипсет в традиционном виде (северный + южный мост). По традиции они были названы SPP (System Platform Processor)

и MCP (Media and Communications Processor).

Мосты соединены между собой с помощью шины HyperTransport с частотой 800 МГц.

Возможности южного моста версий для AMD и Intel полностью совпадают: поддержка шины PCI Express x1 (4 канала), протокола Parallel ATA-33/66/100/133 (2 канала), протокола Serial ATA II (4 канала), PCI Masters (5), порты USB 2.0 (10), AC'97 2.3 и Гбит Ethernet.

Отдельно отметим такие функции как аппаратный Firewall, а также расширенные возможности в плане создания RAID массивов (уровни 0, 1, 5 и 0+1 как для Serial ATA, так и для Parallel ATA, в том числе совместная работа). Обратите внимание на присутствие классического режима работы - RAID 5. Его можно сравнить с технологией Intel Matrix RAID сочетающий в себе преимущества режимов RAID 0 и RAID 1. Однако в отличии от Matrix RAID для построения массива такого уровня нужно три диска (а не два). И при этом треть объема массива дисков выделяется для "логической суммы данных" (т.е. недоступен пользователю).

Как и чипсет nForce4 для процессоров AMD, версия Intel Edition имеет два независимых контроллера дисковых накопителей.

На этой базе разработчики реализовали такие технологии как RAID Morphing и Cross-Controller RAID. Первая (RAID Morphing) значительно облегчает задачи конфигурирования RAID массивов. В частности пользователь имеет возможность добавлять "на лету" в RAID массив новые диски, а также изменять уровень RAID массива (например преобразовать массив из RAID 1 в RAID 0).

Вторая функция, как видно из названия (Cross-Controller RAID), позволяет объединять в RAID массивы как Serial ATA, так и Parallel ATA диски. Кстати, подобная функция была еще у чипсета nForce3 150 (он даже поддерживал 3 канала Parallel ATA). В целом же все функции работы с дисками сведены в общую концепцию под названием MediaShield. И также упомянем то, что кроме поддержки протокола Serial ATA II, чипсет nForce4 IE поддерживает жесткие диски с технологией NCQ (Native Command Queuing - оптимизированное исполнение запросов), а также функцию "hot swap" (или "горячая замена диска").

Лично мне очень понравилось то, что чипсет nForce4 IE поддерживает два канала Parallel ATA против одного канала у последних чипсетов Intel с южным мостом ICH6/7(R). Дело в том, что на тестовой станции используются два PATA жестких диска и один PATA CD-привод. В результате к nForce4 можно подключить эти три устройства, а к платам на последних чипсетах Intel - нет.

Северный мост чипсета nForce4 Intel Edition поддерживает шину PCI Express (20 каналов), которые можно использовать для двух видеокарт объединенных технологией SLI (используются 16 каналов). Кроме того, в северном мосту реализован двухканальный контроллер памяти с поддержкой DDR2-400, 533 и 667 (пропускная способность = 10,6 Гб/c). Что касается поддержки памяти типа DDR-I, то пока точной информации на этот счет нет. Вполне возможно она появится в более дешевых версиях nForce4 IE (например аналог nForce4X).

В целом блок-схема чипсета nForce4 SLI Intel Editon выглядит следующим образом:

И отдельно рассмотрим контроллер памяти:

Для снижения задержек при обращении к памяти, инженеры NVIDIA реализовали блоки QuickSync и DASP 3.0. Последний (DASP расшифровывается как Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor) представляет собой некий предпроцессор с кеш-памятью, который обладает довольно мощными функциями предсказания и выборки данных из памяти. Как результат - значительно сокращается латентность памяти или время на выборку нужных данных.

Все эти усовершенствования должны привести к тому, что общая производительность системы на nForce4 IE должна быть на уровне high-end чипсетов остальных производителей чипсетов для платформы Intel. Более того, два 64-битных контроллера памяти (работающие совместно в 128 битном режиме) обеспечивают более гибкую работу с различными комбинациями модулей памяти. В частности вполне допустим вариант установки двух модулей по 256 Мб на один канал памяти, и одного модуля объемом 512 Мб на другой. Отметим, что нечто подобное будет реализовано в новом поколении чипсетов Intel, но их выход запланирован на более поздний срок.

Максимальное количество слотов памяти равно четырем. При этом максимальный объем памяти, поддерживаемый чипсетом, равен 16 Гб! Для справки - максимальный объем памяти у чипсета Intel 955X равен 8 Гб.

  • Поддержка процессоров на ядрах Prescott (всех степпингов) и двухъядерных Smithfield;
  • Поддержка памяти DDR2-400, DDR2-533 и DDR2-667 (объем = 16 Гб);
  • Поддержка шины HyperTransport (16/16; 1000 МГц);
  • Поддержка шины PCI Express x16 (в режиме SLI - 2 по 8 каналов);
  • Поддержка шины PCI Express x1 (4 канала) ;
  • Режимы IDE: ATA-33/66/100/133 (2 канала);
  • Поддержка Serial ATA II (4 канала);
  • Поддержка RAID массивов (уровни 0, 1, 5 и 0+1) как для Serial ATA, так и для Parallel ATA;
  • Количество PCI Masters: 5;
  • Порты USB 2.0: 10 ;
  • Поддержка AC'97 2.3;
  • Гбит Ethernet на выделенном канале;
  • Аппаратный Firewall.

В заключение отметим поддержку чипсетом nForce4 IE утилиты NVIDIA nTune Performance Application. Эта программа предназначена для тонкой настройки системной платы, мониторинга, установки таймингов памяти, а также оверклокинга.

Чипсет nForce4 SLI X16 Intel Edition

Одновременно с выходом чипсета nForce4 SLI x16, компания NVIDIA объявила о доступности аналогичного чипсета для платформы Intel. Как и с чипсетом для AMD, в версии Intel Edition разработчики ограничились минимальными усовершенствованиями. Речь идет о поддержке 40 линий шины PCI Express, против 20 у первой версии nForce4 SLI IE. Этот момент позволяет производителям материнских плат реализовать два полноценных слота PCI Express x16.

По остальным характеристикам чипсет x16 полностью аналогичен своему предшественнику. В частности он поддерживает всего 4 канала Serial ATA II, 10 портов USB 2.0 и один гигабитный сетевой контроллер.

  • Поддержка процессоров на ядрах Prescott (всех степпингов) и двухъядерных Smithfield;
  • Поддержка памяти DDR2-400, DDR2-533 и DDR2-667 (объем = 16 Гб);
  • Поддержка шины HyperTransport (16/16; 1000 МГц);
  • Поддержка шины PCI Express x16 (в режиме SLI - 2 по 16 каналов);
  • Поддержка шины PCI Express (6 каналов х1 и один х2);
  • Режимы IDE: ATA-33/66/100/133 (2 канала);
  • Поддержка Serial ATA II (4 канала);
  • Поддержка RAID массивов (уровни 0, 1,5 и 0+1) как для Serial ATA, так и для Parallel ATA;
  • Количество PCI Masters: 5;
  • Порты USB 2.0: 10;
  • Поддержка AC'97 2.3;
  • Гбит Ethernet на выделенном канале;
  • Аппаратный Firewall.

Чипсет nForce4 SLI XE Intel Edition

Теперь кратко познакомимся с этим чипсетом NVIDIA nForce4 SLI XE для платформы Intel. Как мы знаем, все чипсеты Intel-семейства состоят из двух мостов: северного и южного. В северном реализован контроллер памяти, а также поддержка шины PCI Express. А все возможности расширения сосредоточены в южном мосту.

Схематически новый чипсет можно представить таким образом:

Итак, северный мост по сравнению с nForce4 SLI особых изменений не претерпел. Он по прежнему поддерживает 20 линий шины PCI Express, а контроллер памяти может работать с памятью типа DDR2-667. А в качестве южного моста выступает чип nForce 430 (410), который знаком нам по чипсетам GeForce 6150/6100. Таким образом, компания NVIDIA унифицировала линейку южных мостов.

nForce 410 nForce 430 MCP-04 (nForce 4 SLI Intel Edition)
Поддержка Serial ATA II 2 канала 4 канала 4 канала
Поддержка Parallel ATA 2 канала (4 устройства) 2 канала (4 устройства) 2 канала (4 устройства)
Поддержка Ethernet 10/100 Мбит 10/100/1000 Мбит 10/100/1000 Мбит
Поддержка USB 2.0 8 8 10
Встроенный звук High Defenition Audio High Defenition Audio AC'97
Поддержка MediaShield Да Да Да
Поддержка ActiveArmor Firewall Нет Да Да
Поддержка nTune Да Да Да

Как мы видим, главное усечение функциональных возможностей коснулось портов USB 2.0: их 8 против 10 у MCP-04 (южный мост, который устанавливается на все платы nForce 4 SLI Intel Edition). Также, южный мост nForce 430 не имеет поддержки таких технологий как ActiveArmor Secure Networking Engine и Hardware Accelerated Firewall, но поддерживает базовую функциональность ActiveArmor Firewall. А мост nForce 410 - вообще не поддерживает ни одной из перечисленных технологий! Зато южные мосты 430/410 поддерживают звук High Defenition Audio, против AC'97 у MCP-04.

Также отметим, что маркетологи NVIDIA говорили о том, что чипсет nForce4 SLI XE не будет оптимизирован под разгон. Впрочем, как показали наши тесты, разгон находится на уровне других плат на nForce4 SLI (X16) Intel Edition. Но, еще раз подчеркнем, что наилучшие результаты разгона достигаются на платах с чипсетами Intel 955X/975X (+ отдельные платы на i945P).

подключение двух видеокарт sli

После руководства по подключению в Crossfire двух видеокарт AMD Radeon пришел черед и компании Nvidia. Ее графические процессоры GeForce пользуются не меньшей популярностью среди игроков, чем продукция конкурента. Обе компании нога в ногу шагают на рынке, предлагая клиентам решения, схожие по уровню производительности и цене. Поэтому было бы несправедливо посвятить материал построению конфигурации CrossFire, но обойти стороной аналогичные возможности продуктов Nvidia.

Немного истории

Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.

подключение двух видеокарт 3dfx sli

После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.

sli подключение видеокарт 6600GT

SLI из двух GeForce 6600GT

Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.

Как объединить видеокарты в SLI: требования

Как и для CrossFire, недостаточно купить две видеокарты Nvidia, чтобы сконфигурировать их в SLI. Существует ряд требований к компьютеру, которые следует соблюдать для обеспечения нормального функционирования связки.

  • Совместимые видеокарты . Как и для CrossFire, платы не обязательно должны быть идентичными, но построенными на одном процессоре. То есть, можно объединить видеокарты GeForce GTX960 от Asus и Gigabyte, но нельзя построить SLI из GTX750Ti и GTX960 от Palit. Рекомендуется использовать GPU с идентичными объемами памяти. Конфигурация из карт на 1 и 2 Гб если и заработает – использоваться будет меньший объем, а при различиях в скорости памяти (например, 2 Гб DDR3 и 1 Гб GDDR5) существует риск возникновения программных ошибок, приводящих к некорректному формированию изображения. Для обеспечения функционирования SLI требуются карты, оснащенные интерфейсом SLI и соединенные с помощью мостика. Возможно и объединение их программным путем, но в таком случае быстродействие системы будет ниже.
  • Подходящая системная плата . В плане поддержки чипсетами ситуация со SLI обстоит лучше, чем с CrossFire. Advanced Micro Devices решили обойтись без «палок в колесах» геймерам, использующим платы на наборах логики конкурентов, поэтому на чипсетах AMD 900-й серии присутствует поддержка обеих технологий объединения видеокарт. Чипы Intel тоже совместимы со SLI, что немаловажно. Само собой, в Nvidia не могли обойти стороной «родные» наборы микросхем серии NForce, топовые версии которых делают изначально SLI-совместимыми. Конечно, наличия подходящего чипсета недостаточно: на самой плате должно быть соответствующее количество гнезд PCI-Express. Рекомендуется использовать продукты, созданные для геймеров, где к каждому слоту подведено 16 или 8 линий PCI-E. В случае с бюджетными системными платами следует быть особо внимательным: подавляющее большинство геймеров, покупающих такие гаджеты, функций SLI никогда не использует, а «материнки» с двумя слотами PCI-E приобретаются ими «на всякий случай». Производители знают это и потому часто делают второй разъем неполноценным: подводят к нему 4, 2 или даже 1 линию, вместо 16 или 8. SLI на таких платах если и будет функционировать (не факт: нужно смотреть на коробке платы логотип SLI), то возможности видеокарт не будут раскрыты до конца.

Системная плата с поддержкой CrossFire

Таким логотипом маркируются SLI-совместимые комплектующие

Какие видеокарты можно объединить в SLI

Подключение двух видеокарт SLI -мостиком возможно, только если для этого мостика предусмотрен интерфейс на плате. Программными средствами объединить их тоже можно попытаться, но без «плясок с бубном» в таком случае не обойтись. Да и не имеет смысла строить тандем из двух GT610 или GT720. Одна карточка, быстродействие которой окажется выше, чем у подобной связки, в 2 или 3 раза, обойдется дешевле, чем комплект из пары офисных карт и совместимой материнской платы. То есть, отсутствие на младших представителях графических ускорителей SLI-интерфейса вызвано вовсе не жадностью производителя. Мостики никто не ставит, потому что это сделает карту дороже, но смысла от них никакого не будет. Таким образом, подключение двух видеокарт SL I возможно для моделей среднего и топового класса. К таковым относятся ГП, вторая цифра названия которых – 5 и выше (GTX5 5 0Ti, GTX9 6 0, GTX6 7 0, GTX7 8 0 и т.д.).

можно объединить в sli только видеокарты с мостиком

У GeForce GT 720 нет мостика для SLI

Перед тем , как подключить SLI две видеокарты , стоит убедиться в том, что они построены на одной версии графического процессора. К примеру, GeForce GTX650 и GTX650Ti, несмотря на схожесть названий, функционируют на базе совершенно разных ГП и потому в тандеме работать не смогут.

Есть ли практическая польза от SLI?

Перед тем, как объединить видеокарты в SLI, желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.

Совсем иная ситуация, если подключение двух видеокарт SLI – составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.

SLI: подключение видеокарт

Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное подключение двух видеокарт в SLI на этом завершено и можно переходить к программной настройке.

Перед тем, как подключить sli две видеокарты, удостоверьтесь в наличии достаточного количества кабелей

Кабели питания, подключенные к связке SLI

Подключение двух видеокарт SLI в Windows

Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.

  • Нужно кликнуть по рабочему столу правой клавишей мыши и в появившемся окне выбрать пункт «Панель управления Nvidia».
  • В подменю «Настройки 3D» следует выбрать пункт «Настроить SLI, PhysX».
  • В открывшейся вкладке необходимо установить галочку «Максимальная производительность 3D».

как соединить видеокарты sli в ОС Windows

Включение SLI в Windows

После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.

Большой поклонник качественной китайской техники, любитель четких экранов. Сторонник здоровой конкуренции между производителями. Чутко следит за новостями в мире смартфонов, процессоров, видеокарт и другого железа.


В этом обзоре я расскажу и покажу, почему многие блогеры “забывают” про тесты своих красивых и очень дорогих сборок.


Железо нашей сборки

Чтобы показать на личном примере, как работает SLI, я собрал компьютер, который на момент съёмки стоил приблизительно 700 тыс. рублей. И это без фанатизма в виде хард-тюбинга и прочих красивостей. В общем, кажется, я побил свой личный рекорд.

Итак, начнём с железа и подводных камней, с которыми вы обязательно столкнётесь, если захотите собрать игровой ПК с двумя видеокартами. Для своей сборки я выбрал нестандартный кейс Cougar Conquer 2, о котором я недавно уже рассказывал в отдельном обзоре. Благодаря полуоткрытой конструкции в нём легче рассеивается жар от двух 3090, каждая из которых легко может отапливать однокомнатную квартиру, не говоря уже о закрытой коробочке.



Что касается самих видеокарт, то я не нашел две одинаковые модели, поэтому использовал разные. Максимально прокачанный флагман - MSI GeForce RTX 3090 Suprim X. И предтоповую - RTX 3090 GAMING X TRIO. У них одинаковый чип и контакты NVlink находятся в стандартном месте, так что проблем с совместимостью не возникло.

Но зато была возможность сравнить обе карты с друг другом. Из самых явных отличий у них разные габариты радиаторов. И если GAMING X TRIO очень большая, то Suprim X просто огромная. Понятное дело, энергопотребление у них тоже выше стандартного. Для GAMING X TRIO - 370 Вт, для Suprim X - 420 Вт. Для сравнения у Founders Edition по паспорту 350 Вт. При этом Suprim X мне показалась чуть тише и холодней, чем GAMING X TRIO.



В качестве основы для моей сборки я использовал AMD Ryzen 9 5950X. Высокая частота, целых 16 ядер, 32 потока и уже обязательная поддержка PCI-Express 4.0. В обычных случаях для игр он избыточен, но у меня всё-таки две 3090. Поэтому процессор взял с запасом.

Под уровень всей системы будет и материнская плата. Это MSI MEG X570 GODLIKE. 19 фаз питания, максимальный фарш, есть даже информационный экранчик, на который выводится полезная и бесполезная информация. Что касается тонкостей выбора материнской платы для SLI, то об этом мы поговорим чуть позже.

Смотрите также: ОБЗОР iOS 12.3 beta 1 | Что нового в iOS 12.3 и стоит ли устанавливать на iPhone и iPad

С учётом, что видеокарты вместе могут потреблять приблизительно восьмисот ватт, а процессор ещё сто пятьдесят, за питание системы будет отвечать SeaSonic Prime 1300 Platinum. Он часто мелькает в наших тестовых стендах и вот наконец-то для него появилось достойное железо.

Оперативной памяти будет всего 32 ГБ, но зато быстрой - HypreX Fury 3777 МГц. А для системы и игр будет быстрый NVMe накопитель Samsung 980 PRO с поддержкой PCI-Express 4.0.



Оттенки SLI

Кажется, про всё рассказал. Ну, а мы переходим к нюансам. Почти все видеокарты поколения Ampere лишились поддержки SLI, кроме самых дорогих RTX 3090. Эта технология не пользовалась особой популярностью раньше, а теперь будет доступна вообще единицам. Так что вряд ли в ближайшем будущем нас ожидает бум SLI. Кроме того, с 2021 года Nvidia больше не будет добавлять новые профили драйверов SLI для видеокарт.

Дело в том, что низкоуровневых графические API, такие как DirectX 12 и Vulkan позволяют реализовывать поддержку SLI внутри самих игр. Так что теперь это забота исключительно разработчиков игр. Хотят добавят, хотят не добавят.


По правде говоря, список игр, которые умеют нормально работать на двух видеокартах и раньше особо не впечатлял. И не забудьте, что к стоимости самых дорогих видеокарт нужно добавить ещё 80 баксов за новую версию мостика NVlink, который, к тому же, очень сложно найти в продаже. А старые мостики не подходят.

SLI или NVlink?

Кстати, правильней говорить не SLI, а NVlink. Потому, что начиная с двухтысячной серии Nvidia заменила интерфейс SLI на более скоростной NVlink. Новый интерфейс открыл возможности для того, чтобы GPU работали вместе, а не по очереди, как это было раньше.

Изменились принципы работы с памятью, порядок вывода изображения и многое другое. Но по привычке использование мощности нескольких видеокарт для обработки трёхмерного изображения продолжают называть SLI. А на сайте Nvidia можно встретить двойное название NVlink SLI. Так что я тоже буду говорить SLI.

Выбор материнских плат для SLI

Итак, если вы смогли купить парочку 3090, раздобыли мостик NVlink, готовьтесь к тому, что не на каждую материнскую плату на свежем чипсете вы сможете всё это установить. Всё дело в расстоянии между слотами PCI-Express x16, в которых будут находиться видеокарты. Между ними должно быть 3 свободных слота. Иначе вы не сможете подключить мостик.

Как оказалось, это редкое явление и на большинстве материнских плат слоты PCI-Express x16 стандартно разделяет пара коротких PCI-E х1. Поэтому я взял MSI X570 GODLIKE. В общем, чтобы иметь возможность использовать парочку 3090 в режиме SLI придётся переплатить и за топовую материнскую плату. Не говоря уже о том, что выбор плат тоже ограничен.

Смотрите также: Обзор Samsung Galaxy A30: что умеет, чем хорош, чем плох (+ разбор рынка)



Кроме всего, стоит учитывать, что верхняя видеокарта на воздушном охлаждении всегда будет греться сильней, чем нижняя. Доступного расстояния между ними недостаточно для нормального охлаждения. Так что готовьтесь к высоким температурам и вентиляторам на максимальных оборотах.

У меня не было возможности собирать кастомную СВО или разбирать две 3090, поэтому я ограничился тем, что поставил более мощную видеокарту с лучшим радиатором сверху. И сложил всё это в корпус хорошей циркуляцией воздуха. Теперь протестируем этого монстра, и посмотрим, как работает ПК за 700 тыс. рублей.

Тесты в синтетических бенчмарках

3DMark Port Royal

Для начала заходим в настройки и включаем SLI. Теперь нужно запустить что-то, что точно поддерживает эту технологию. Например, 3DMark. Он отлично масштабируется, поэтому с двумя видеокартами мы получаем почти 100 прирост производительности. Наш SLI работает.



V- Ray

В бенчмарке V-Ray ожидаемо тоже есть двукратное превосходство. Как в тесте RTX, так и CUDA. Но стоит уточнить, что этот бенчмарк основан на системе рендеринга, которая в принципе поддерживает вычисления на нескольких видеокартах даже без SLI.

Blender

Ещё вторая видеокарта в половину сокращает время рендера тестовой сцены в Blender. Главное выбрать режим, который поддерживает ускорение с помощью GPU.



Тесты в играх

Shadow of the Tomb Raider

В общем, так можно долго продолжать, но как на счёт игр? Начнём с Shadow of the Tomb Raider, для которой официально заявлена поддержка SLI. 4К, максимальные настройки графики. По какой-то причине дополнительные оверлеи приводили к ошибкам и вылетам игры, так что придётся довольствоваться встроенным счётчиком кадров. Но даже так видно почти двукратную разницу.


Кстати, с этой игрой связан ещё один нюанс. RTX 3090 в нереференсном исполнении имеют достаточно агрессивные настройки буста, из-за чего энергопотребление каждой видеокарты может резко подскочить на триста ватт. И когда так делают сразу две видеокарты, блок питания расценивает это, как неполадку и уходит в защиту.

К тому же, как оказалось, это достаточно распространённая проблема. Если же нагрузка растёт постепенно, то защитные механизмы не срабатывают, даже когда суммарная мощность из розетки составляет более киловатта. Кстати, вы только представьте, какая это печка получается.


Киберпанк 2077

Теперь, убедившись, что SLI работает, давайте проверим проекты, в которых особенно не хватает одной видеокарты, например, Cyberpunk 2077. Достаточно выбрать разрешение 4К и максимальные настройки без DLSS, как игра с лёгкостью унижает самую мощную игровую видеокарту - RTX 3090.

Странно, сюда запихнули почти все современные технологи, но забыли про про SLI. В итоге, ни в обычном режиме, ни с DLSS пользы от второй видеокарты нет. Зато в сети можно найти целые сборки с парочкой 3090 посвященные Cyberpunk. Красиво и бессмысленно.

Смотрите также: Планшеты Samsung Galaxy Tab S8 сменят процессор Exynos 2200 на Snapdragon 898


На Reddit я прочитал, что с SLI всё-таки можно подружить некоторые игры, для которых нет профилей SLI. Достаточно через NVIDIA Profile Inspector прописать принудительный режим работы CFR, который дает возможность разным GPU вести расчет разных частей одного и того же кадра.

У кого-то даже получилось таким образом заставить работать Cyberpunk в SLI. Правда, на видеокартах прошлых поколений и с драйверами от апреля 2020 года. Потом режим CFR с драйверов убрали. И на 3090 провернуть этот финт уже не получится.


В любом случае это костыли, которыми не будут страдать те, кто реально может позволить себе две топовые видеокарты. На практике, часто не работают или глючат те игры, которые должны работать в SLI.

Red Dead Redemption 2

Например, прозвучит странно, но я не смог поиграть в режиме SLI в Red Dead Redemption 2. Игра закрывалась с ошибками даже в меню. На форумах куча рецептов, как это пофиксить, но я потратил всё время на Cyberpunk 2077. В общем, система с видеокартой Nvidia стабильная, пока в неё не добавить вторую и не включить SLI.

Watch Dogs Legion

Watch Dogs Legion - ещё один проект, которому не хватает SLI. 4К, ультра графика. Одна из видеокарт задействована всего на пять процентов. Наверное, она тратит ресурсы только на то, чтобы понять, зачем она в этой системе. Как итог, фреймрейт почти одинаковый.

Metro Exodus

Самое странное, что в некоторых играх система с SLI работает даже хуже, чем одна видеокарта. Например, в Metro Exodus две видеокарты выдают в среднем на девять кадров меньше, чем одна.


Выводы

У меня свежая Windows со всеми обновлениями, последняя версия игры и драйверов. Если вы знаете, что я делаю не так, напишите в комментариях. Подводя итоги, скажу, что легче вообще не показывать результаты тестов такого мега-ПК, чем оправдываться, почему оно не работает или работает в другую сторону.

Даже если вы возьмете самое крутое железо и будете тщательно настраивать каждую игру, это не даст гарантию, что вы сможете полноценно воспользоваться прелестями SLI конфигураций. AMD уже отказалась от подобной технологии, сейчас тоже самое делает Nvidia.

И думаю основная причина в том, что им просто это не выгодно. Ведь если бы SLI работал, как нужно, то вместо покупки новой видеокарты, можно было бы взять позапрошлый флагман GTX 1080 Ti и получить производительность уровня RTX 3080. Именно поэтому, на данный момент, игровые компьютеры с двумя видеокартами не имеют никакого смысла. Особенно, если говорить об RTX 3090.

Читайте также: