Какие операции можно выполнять с файлами в с

Обновлено: 01.07.2024

Очень важным моментом в программировании инженерных задач является работа с файлами данных. Особенно часто ввод данных из файла используется для ввода массивов и матриц.

Файловый тип данных (или файл) определяет упорядоченную совокупность произвольного числа однотипных компонент.

При работе с файлами выполняются операции ввода – вывода. Операция ввода означает перепись данных с внешнего устройства (из входного файла) в основную память ЭВМ, операция вывода – это пересылка данных из основной памяти на внешнее устройство (в выходной файл).

Файлы на внешних устройствах часто называют физическими файлами. Их имена определяются операционной системой. В программах на языке Паскаль имена файлов задаются с помощью строк. Например, имя файла на диске может иметь вид

'A:\LAB1.DAT'
'c:\ABC150\pr.pas'
'dat.pas'.

Для работы с файлами в программе необходимо определить файловую переменную. Турбо Паскаль поддерживает три файловых типа: текстовые файлы, типизированные файлы, нетипизированные файлы.

Описание типизированных файлов имеет вид

var f1: File of T;

Здесь T – тип компоненты файла. Примеры описания файловой переменной компонентного типа:

type M=array[1..500] of Longint;
var fLi: File of M;

f1: File of Real;
f2: File of Integer;

Бестиповые файлы описываются с помощью служебного слова File:

var f1: File;

Особое место в языке Паскаль занимают текстовые файлы, компоненты которых имеют символьный тип. Для описания текстовых файлов в языке определен стандартный тип Тext:

var TF1,TF2: Text;

Текстовые файлы представляют собой последовательность строк, а строки – последовательность символов. Строки имеют переменную длину, каждая строка завершается признаком конца строки. Иначе говоря, описанные выше файловые переменные можно было описать так:

var TF1,TF2: File of Char;

Будем использовать первый вариант описания.

Поскольку работа с текстовыми файлами более удобна в использовании и чаще применяется, то дальше рассматриваем именно её.

Файловые переменные, которые описаны в программе, называют логическими файлами. Все основные процедуры и функции, обеспечивающие ввод-вывод данных, работают только с логическими файлами. Физический файл должен быть связан с логическим до выполнения процедур открытия файлов.

Турбо Паскаль вводит ряд процедур и функций, применимых для любых типов файлов:

Assign (var f; FileName: String);

Процедура связывает логический файл f с физическим файлом, полное имя которого задано в строке FileName.

Reset (var f);

Процедура открывает логический файл f для последующего чтения данных, или, как говорят, открывает входной файл. Если физического файла не существует, то возникает ошибка. После успешного выполнения процедуры Reset файл готов к чтению из него первого элемента. Указатель файла устанавливается на начало.

Rewrite (var f);

Процедура открывает логический файл f для последующей записи данных (открывает выходной файл). Если физического файла не существует, то процедура создаст и откроет его. Если физический файл уже существует, то процедура откроет его и уничтожит все находящиеся в нём данные. После успешного выполнения этой процедуры файл готов к записи в него первого элемента. Указатель файла устанавливается на начало.

Append (var f: Text);

Процедура служит для специального открытия выходных текстовых файлов. Она применима к уже существующим физическим файлам и открывает их для дозаписи в конец файла. Указатель файла устанавливается за последним элементом.

Close (var f);

Процедура закрывает открытый до этого логический файл. Вызов процедуры Close необходим при завершении работы с файлом. Если по какой-то причине процедура Close не будет выполнена, файл все же будет создан на внешнем устройстве, но содержимое последнего буфера в него не будет перенесено. Для входных файлов использование оператора закрытия файла необязательно.

EOF (var f): Boolean;

Логическая функция возвращает значение TRUE, когда при чтении достигнет конца файла. Это означает, что уже прочитан последний элемент в файле или файл после открытия оказался пуст.

Rename (var f; NewName: String);

Процедура позволяет переименовать физический файл на диске, связанный с логическим файлом f. Переименование возможно после закрытия файла.

Erase(var f);

Процедура уничтожает физический файл на диске, который был связан с файловой переменной f. Файл к моменту вызова процедуры Erase должен быть закрыт.

IOResult: Integer;

Функция возвращает целое число, соответствующее коду последней ошибки ввода-вывода. При нормальном завершении операции функция вернет значение 0. Значение функции IOResult необходимо присваивать какой-либо переменной, т. к. при каждом вызове функция обнуляет свое значение. Функция IOResult работает только при выключенном режиме проверок ошибок ввода-вывода или с ключом компиляции .

Для операций ввода-вывода используют стандартные процедуры Read и Write, в которых первым параметром в списке стоит файловая переменная, указывающая, с каким файлом требуется провести операцию.

Read(T,a,b,c);

– вводит значения переменных a,b,c из файла T.

Текстовый файл — файл, в котором каждый символ из используемого набора символов хранится в виде одного байта (кода, соответствующего символу). Текстовые файлы разбиваются на несколько строк с помощью специального символа «конец строки». Текстовый файл заканчивается специальным символом «конец строки».

В С++ операции с файлами можно осуществлять с помощью файловых указателей и с помощью потоков.

Работа с текстовыми файлами с помощью файловых указателей

Для записи данных в файл нужно выполнить

1. Описать указатель на файл FILE *filename ;

2. Открыть файл (функция fopen )

FILE *fopen(const *filename, const char *mode) filename – строка, в которой хранится полное имя открываемого файла.

mode – строка, которая определяет режим работы с файлом; возможны следующие значения:

∙ « r » – открываем текстовый файл в режиме чтения;

∙ « w » – создаем текстовый файл;

∙ « a » – создаем или открываем текстовый файл для дозаписи в конец файла;

∙ « r+ » – открываем текстовый файл в режиме чтения и записи;

∙ « w+ » – открываем текстовый файл для исправления, старое содержимое выбрасывается;

∙ « a+ » текстовый файл открывается или создается для исправления существующей информации и добавления новой в конец файла;

Функция возвращает указатель на файловую переменную или NULL при неудачном открытии файла.

3. Записать данных в файл (функция fprintf )

Функция fprintf аналогична функции printf , единственным отличием является первый параметр – указатель на файл. С помощью этой функции вывод осуществляется не на экран, а в файл.

4. Закрыть файл (функция fclose )

int fclose(FILE *filename);

Возвращает 0 при успешном закрытии файла и NULL в противном случае. Кроме этих функций для работы с файлами есть еще две:

int remove(const char *filename);

Эта функция удаляет с диска файл, указатель на который хранится в файловой переменной filename . Функция возвращает ненулевое значение, если файл не удалось удалить.

int rename(const char *oldfilename, const char *newfilename);

Функция переименовывает файл; первый параметр – старое имя файла, второй – новое. Возвращает 0 при неудачном завершении программы.

Для чтения данных из файла нужно выполнить:

1. Описать указатель на файл FILE *filename ;

2. Открыть файл (функция fopen )

3. Считать данные из файла (функция fscanf )

Функция fscanf аналогична функции scanf , единственным отличием является первый параметр – указатель на файл. С помощью этой функции вывод осуществляется не на экран, а в файл. В случае необходимости при чтении надо контролировать возможность чтения очередного компонента с помощью функции feof ю 2 .

4. Закрыть файл (функция fclose )

ЗАДАЧА 8.1. В файле abc.txt хранятся матрицы A(N,M) и B(M,K) . Пусть структура файла следующая: в первой строке хранятся числа n и m , затем построчно матрица A , за тем строка, в которой хранится m и k . Затем – построчно

матрица B . Найти матрицу С=A . B и записать ее в файл rez.txt .

int i,j,n,m,l,k; float *b,*c,*a,s,temp; FILE *f;

a=(float *)calloc(n*m,sizeof(float)); for(i=0;i<n;i++)

b=(float *)calloc(m*l,sizeof(float)); c=(float *)calloc(n*l,sizeof(float)); for(i=0;i<m;i++)

Цель лекции: изучить алгоритмы и приемы чтения-записи, перестановок, поиска и сортировок элементов файла и научиться решать задачи с использованием алгоритмов чтения-записи, перестановок, поиска и сортировок элементов файлов на языке C++.

Стандартизация ввода-вывода в С++

В программах зачастую необходимо обрабатывать данные больших объемов, причем сами данные и/или результаты обработки требуется сохранять относительно долгое время. Проблему выделения дополнительных ресурсов для хранения обрабатываемых данных можно решить за счет динамической памяти, однако, ее ресурс ограничен. Организовать длительное хранение информации только средствами оперативной памяти практически невозможно ввиду энергозависимости устройства. Поэтому работу с объемными данными и организацию долговременного хранения данных в языках программирования осуществляют с помощью файлов, расположенных на внешних носителях.

Файловый ввод-вывод , как самостоятельный аппарат, не предусмотрен в функциональной части языка С, так как изначально был зависим от платформенной реализации. Вместе с тем, обмен данными с внешними устройствами осуществляется с помощью организации потоков – общего понятия, которое достаточно наглядно демонстрирует направленную передачу данных по специально организованным каналам. При этом под внешними устройствами следует понимать устройства ввода-вывода данных, к которым также можно отнести и файлы. Прототипы основных функций для работы с файлами входят в стандартную библиотеку stdio.h . Эти функции описаны в стандарте ANSI .

В C++ часто используются библиотеки классов для ввода-вывода, в том числе и для обмена данными с использованием файлов. При этом функции из стандартных библиотек , соответствующие стандарту ANSI , поддерживаются всеми С-компиляторами, что обеспечивает совместимость программ и достаточную мобильность при переносе на другие платформы.

Особенности потокового ввода-вывода в файлы

С точки зрения концепции языка С++ файлы представляют собой последовательности байтов (в С и С++ нет понятия <структурированный> или < типизированный> файл , как, например, в языке Pascal ). Именно поэтому передача данных в потоки ввода-вывода осуществляется побайтно. Вместе с символами в виде байтов передаются и управляющие последовательности , такие как перевод строки ( '\n' – шестнадцатеричный код 0A ), возврат каретки ( '\r' – шестнадцатеричный код 0D ), символ конца файла (шестнадцатеричный код 1A ) и другие. Операционные системы MS DOS и MS Windows рассматривают пару символов '\r\n' как один символ. Это обеспечивает читабельность содержащейся информации, так как придает определенную структуру файлу в виде строк. В системе Unix строки разделяются одним символом, который интерпретируется как new line . Таким образом, внутреннее представление текста всегда соответствует системе Unix, а внешнее – реально используемой операционной системе.

Поток в С++ можно рассматривать как отдельный класс ( тип данных ), который представляют объекты со схожей организацией последовательной передачи данных от источника к приемнику. Потоки ввода/вывода, такие как cin и cout , являются примерами объектов класса < поток >. Список функций для работы с файловыми потоками хранится в заголовочном файле fstream.h .

В С++ предусмотрены различные режимы обмена данными в файловых потоках. Разница в организации обмена информацией заключается в наличии/отсутствии буферизации и преобразования типов данных перед помещением в поток или после извлечения из потока.

Пример 1. Программа печатает собственный код на экран и другой файл . Файл с программным кодом сохранен как Task_1. cpp .

Последовательное чтение данных из файла неудобно, если требуется изменить последовательность доступа к данным. Например, прочитать последний символ или последнюю строку. Еще более трудоемкими задачами являются перестановки или сортировки данных в файле. Особенно, если при этом нельзя использовать дополнительный массив данных, в котором предполагается временно сохранить содержимое файла (например, в случае больших объемов данных).

Доступ к элементам файла

Если рассматривать файл как последовательность байтов, то элементом файла будет выступать последовательность нулей и единиц размером в один байт .

Функция fseek перемещает указатель , соответствующий потоку stream , на новое место расположения, отстоящее от начала на указанное число байтов. Следующая операция в потоке выполняется над новым месторасположением. Если поток открыт для обновления, то следующей операцией будет либо чтение, либо запись . Функция fseek используется для перемещения указателя в любое место файла. Указатель может быть также размещен за концом файла. Однако попытка расположить указатель до начала файла приведет к ошибке. Для потоков, открытых в режиме преобразования типов , применение fseek является ограниченным, т.к. комбинации управляющих последовательностей перевода строки могут стать причиной выработки непредвиденного результата.

Задачи редактирования файла

Более сложными являются задачи редактирования файлов на программном уровне. К типовым операциям над файлами можно отнести:

  1. Исключение из файла фрагмента текста.
  2. Вставка в файл фрагмента текста.
  3. Замена фрагмента текста файла на другой фрагмент.
  4. Упорядочивание элементов файла по определенному ключу.

Операцию замены можно выполнить с помощью первых двух операций: исключить один фрагмент текста и вставить другой. Но поскольку эта операция широко распространена, она часто рассматривается как отдельная операция.

Собственно редактирование можно было бы выполнять аналогично, но в системе предусмотрены меры, которые способствуют сохранению информации в аварийных ситуациях, то есть система всегда готова закрыть файл , выполнив для этого минимально необходимое количество операций. Даже при зависании машины файл , в целом, не должен быть испорчен. Системная защита реализована следующим образом. В конце текстовых файлов должен быть записан управляющий символ конца файла, который в действительности помещается на последнюю позицию при выполнении любой операции записи в файл . Так как работа с файлом осуществляется через буфер , то символ конца файла записывается в этот буфер после каждой операции записи, а не при физическом сохранении содержимого буфера на диск .

По этой причине невозможно непосредственно реализовать такую операцию, как запись в середину файла вместо одного символа другого. Из-за указанной особенности реализации операций записи в файл непосредственно прямым способом эту задачу не решить, поскольку после записи символа в требуемом месте после него будет записан символ конца файла, что приведет к тому, что весь остаток файла от места перезаписи до конца файла больше считываться не будет.

Таким образом, для выполнения операций исключения, вставки и замены фрагментов текста в файлах можно использовать только два способа (а также их комбинацию).

  1. Рабочую память выделять в памяти программы и считывать в нее файл для обработки (с целью экономного расходования памяти желательно пользоваться массивами указателей).
  2. В качестве рабочей памяти использовать вспомогательный файл.

Первый способ не вызывает трудностей при небольших размерах файла. Если же файл целиком нельзя разместить в памяти программы, то алгоритм усложняется, поскольку файл приходится считывать по частям и осуществлять перенос информации из одной части в другую.

При втором способе размер файла не играет существенной роли, но ограничение по использованию определяется наличием свободного места на диске. Кроме того, после выполнения обработки необходимо исключать вспомогательный файл . Поэтому этот способ оправдан, когда в результате операции редактирования формируется новый файл , который будет сохранять все результаты изменений. Ниже приведены примеры программ вставки символа в файл , иллюстрирующие оба из указанных способов. В первом примере для вставки символа используется память программы . Файл считывается в символьный массив ( буфер ), символ вставляется в этот массив (для этого предварительно часть массива от точки вставки до конца копируется со сдвигом на один символ вправо, освобождая место для символа), после этого массив переписывается обратно в исходный файл .

Пример 2. Замещение символа в файле на введенный символ. В качестве дополнительной области используется память программы .

Пример 3. Вставка фрагмента в файл . В качестве дополнительной области используется другой файл .

Чтобы вставить строку в середину файла, используя вспомогательный файл , необходимо проделать следующий алгоритм .

  1. Открыть входной файл в режиме чтения и вспомогательный файл в режиме записи (этот файл будет создан автоматически).
  2. Прочесть из входного файла текст до места вставки.
  3. Записать прочитанный фрагмент во вспомогательный файл.
  4. Записать во вспомогательный файл вставляемый фрагмент.
  5. Прочесть из входного файла остаточный фрагмент и записать его во вспомогательный файл.
  6. Закрыть оба файла.

Пример 4. Для редактирования файла используется временный файл .

Ключевые термины

Класс поток – это тип данных , представленный объектами со схожей организацией последовательной передачи данных от источника к приемнику.

Рабочая память – это дополнительная область памяти, предназначенная для временного хранения изменений при редактировании файла.

Редактирование файла на программном уровне – это изменения, производимые с элементами файла в процессе работы программ.

Стандарт ANSI – стандарт языка С, опубликованный Американским национальным институтом стандартов.

Элемент файла – это последовательность нулей и единиц размером в один байт .

Файловые операции

Файлы и папки в операционной системе Windows представляют собой специальные объекты с набором определенных свойств, служащие для удобного структурирования информации в файловой системе компьютера. Такое логическое разделение информации на жестком диске компьютера сильно облегчает человеку быстрый доступ к нужным в данный момент данным.

Подробнее ознакомиться, как устроен файл можно здесь, а про папки почитать тут. Новичку важно усвоить, что одни и те же действия в компьютере часто можно выполнить несколькими способами и это в полной мере относится к операциям с каталогами и файлами. Давайте разберемся, какие бывают операции с данными на жестком диске компьютера и способы их выполнения. Мы будем описывать работу в штатном Проводнике Windows при настройках по умолчанию.

Открыть файл или папку

Наверно самая частая операция с файлами и папками, в результате которой мы можем увидеть их содержимое. В случае папки мы видим содержащиеся в ней файлы и другие каталоги. Открывая файл, мы указываем операционной системе запустить программу, ассоциированную с данным типом файлов и открыть файл в ней. В результате на мониторе отобразится текст, хранящийся в текстовом файле или запуститься проигрывание фильма и так далее.

Достигнуть данного результата можно по-разному, в зависимости от настроек системы и используемых программ. Самый простой способ открыть файл или папку это сделать по ней двойной щелчок левой кнопкой мыши (ЛКМ), однако начинающим пользователям данное действие бывает сложно сделать. В таком случае можно щелкнуть по нужному объекту один раз ЛКМ , он выделится и нажать клавишу Enter или кликнуть по нему правой кнопкой мыши (ПКМ) и выбрать в появившемся контекстном меню пункт «Открыть».

Вверху Проводника есть собственное меню позволяющее производить операции с объектами и настроить сам Проводник. Если вы не ведите меню, нажмите клавишу F10 на клавиатуре. Выделите объект щелчком ЛКМ и выберите в меню «Файл» ⇒ «Открыть».

Может возникнуть ситуация, когда Windows не знает с помощью какой программы нужно открыть данный файл или вы хотите открыть его в другой программе. Для этого нужно щелкнуть по файлу ПКМ и выбрать в контекстном меню пункт «Открыть с помощью» и указать нужную программу.

Операция переименования папок и файлов

Все объекты на жестком диске компьютера имеют свои имена уникальные внутри одного каталога. Имена можно менять произвольным образом любое количество раз, главное соблюдать требования файловой системы к ним. В случае ввода недопустимого имени компьютер выведет предупреждение об этом.

Для переименования необходимо выделить нужный объект одиночным щелчком ЛКМ чтобы он под светился цветом и после небольшой задержки произвести по нему еще один клик ЛКМ. Имя должно выделиться синим, теперь можно ввести на клавиатуре новое имя и щелкнуть ЛКМ на свободном месте в окне Проводника или нажать на клавиатуре клавишу Enter .

Альтернативный вариант переименования файлов и папок предполагает использование всплывающего контекстного меню Проводника. Щелкнете на объекте ПКМ и выберете пункт «Переименовать» дальнейшие действия как описано выше.

Последний способ переименовать объект задействует меню Проводника. Выделите нужный файл или папку щелчком ЛКМ и в меню Проводника выберите «Файл» ⇒ «Переименовать», а дальше все как в других способах.

Операция перемещения папок и файлов

Довольно распространённый тип операций с файлами и каталогами. Часто возникает необходимость переместить файлы или каталоги в другое место на жестком диске компьютера. Перемещая папку, следует помнить, что переместятся и все находящиеся в ней файлы и каталоги. В случае переноса файла следует учитывать, что если он требуется для работы какой-либо программы, она перестанет работать, так как будет искать его на старом месте. Перемещать можно множеством способов, давайте рассмотрим несколько.

Используя буфер обмена.

Выделить объект щелчком ЛКМ, чтобы он подсветился цветом. Дальше есть несколько вариантов, как можно поступить:

  • щелкнуть по нему ПКМ и выбрать пункт «Вырезать»
  • нажать комбинацию клавиш Ctrl + X
  • нажать кнопку «Вырезать» на панели инструментов или в меню Проводника выбрать «Правка» ⇒ «Вырезать». В зависимости от версии операционной системы вид, расположение меню и наличие кнопок несколько различается.

В результате этих действий объект станет блеклым и поместится в буфер обмена операционной системы Windows. Теперь надо открыть папку на жестком диске, куда вы хотите переместить объект и выполнить одно из действий:

  • щелкнуть на свободном месте ПКМ и выбрать пункт «Вставить»
  • нажать комбинацию клавиш Ctrl + V
  • нажать кнопку «Вставить» на панели инструментов или в меню Проводника выбрать «Правка» ⇒ «Вставить». В зависимости от версии операционной системы вид, расположение меню и наличие кнопок несколько различается.

Поздравляем, вы переместили ваш файл или папку в другое место. Тот же самый результат можно получить, если выделить объект и в меню Проводника выбрать «Правка» ⇒ «Переместить в папку» в открывшемся окне указать папку назначения и нажать «Переместить».

Используя перетаскивание.

Широко применяется в графических интерфейсах и буквально означает «тащи-и-бросай» или «drag-and-drop» по-английски. Чтобы его осуществить, надо открыть окно Проводника Windows с объектами для перетаскивания и рядом еще одно окно Проводника, куда вы хотите переместить данные. Удобнее всего, когда видны оба окна одновременно.

Щелкаете ЛКМ по файлу или папке, держа указатель мыши над выделенным объектом, нажимаете и удерживаете ЛКМ и перемещаете указатель мыши в соседнее окно Проводника, куда вы хотите перетащить объект. Когда перетаскиваемый объект будет над папкой назначения, отпускаете ЛКМ. Единственное, необходимо следить по значку перетаскиваемого объекта, что система собирается сделать, переместить или скопировать перетаскиваемый объект. Удержание при перетаскивании клавиши Shift указывает компьютеру, что необходимо переместить объект.

Операции копирования файлов и папок

Полезно иметь копии важных файлов, на случай повреждения или утраты оригинала. Так же иногда нужно иметь несколько вариантов одного файла. Операция копирования производится точно так же, как и перемещение, но в меню выбирается пункт «Копировать» или комбинация клавиш Ctrl + C . В результате в папке назначения окажется копия. Вставить копию можно в то же каталог, но под другим именем. В случае перетаскивания надо удерживать клавишу Ctrl .

Функциональные клавиши при перетаскивании.

Если вы будете осуществлять операцию перетаскивания с нажатой клавишей Alt , то будет создан ярлык на объект. Перетаскивая с помощью ПКМ вы сможете выбрать, что вы хотите сделать: копировать, переместить или создать ярлык.

Операция удаления папок и файлов

Операционная система Windows предоставляет несколько способов удалить ненужные больше данные. Можно выделить объект щелчком ЛКМ и нажать клавишу Delete (Del) и подтвердить действие, нажав в появившемся окне кнопку «Да» или клавишу Enter на клавиатуре.

Другой способ удаления задействует контекстное меню. Достаточно щелкнуть на объекте ПКМ и выбрать пункт «Удалить» и подтвердить свой намерения. Можно удалить данные через меню Проводника, достаточно выделить объект ЛКМ и в меню Проводника выбрать «Файл» ⇒ «Удалить» и сделать подтверждение.

Последний способ использует метод «drag-and-drop» для удаления файлов и папок. Щелкаете на объекте ЛКМ и удерживая ее тащите его на иконку «Корзины» расположенную на рабочем столе.

Следует помнить, что удаляя папку, вы удаляете все ее содержимое, включая под папки.

В результате удаления любым из перечисленных способов, при настройках системы по умолчанию, все удаленные данные оказываются в «Корзине». Это специальная выделенная область, на жестком диске компьютера, предназначенная для временного хранения удаленных данных перед их полным удалением из системы. Просмотреть ее содержимое можно открыв иконку «Корзина» на рабочем столе компьютера. Восстановить случайно удаленный файл или папку, можно найдя их в «Корзине», щелкнув по нему ПКМ и выбрав в контекстном меню «Восстановить». Настроить параметры работы «Корзины» можно щелкнув ПКМ по ее значку на рабочем столе и выбрав пункт «Свойства».

Так же недавние действия в Проводнике Windows можно отменить в меню «Правка» ⇒ «Отменить» или комбинация клавиш Ctrl + Z .

Если вы точно уверенны, что удаляемые объекты вам больше не нужны, можно удерживать клавишу Shift во время операции удаления, тогда объекты будут удалены окончательно и из корзины их восстановить не получится. Будьте осторожны с данным способом.

Мы рассмотрели стандартные операции, но иногда компьютер сообщает, что невозможно удалить файл или папку по разным причинам. Как быть в такой ситуации, подробно рассказано в этом уроке.

Групповые операции с файлами и папками

Для облегчения работы человека существует возможность производить открытие, перемещение, копирование и удаление сразу с группой объектов. Для этого необходимо указать системе нужные нам для операции объекты. Осуществляется выделение объектов точно так же, как мы выделяли одиночный объект, но с использование функциональных клавиш.

Выделение произвольной группы файлов и папок производится щелчком ЛКМ по нужным объектам с нажатой клавишей Ctrl . Выделенные объекты подсвечиваются цветом.

Для выделения расположенных подряд папок или файлов, сначала выделяется первый нужный объект щелчком ЛКМ и потом, удерживая клавишу Shift на клавиатуре, выделяется последний.

Выделить все в текущем каталоге можно в меню Проводника «Правка» ⇒ «Выделить все» или комбинация клавиш Ctrl + A .

Если необходимо выделить все кроме некоторых, то выделять все нужные с помощью Ctrl + C будет очень долго, гораздо быстрее пойти от противного, выделить ненужные объекты с помощью Ctrl + C и выбрать в меню пункт «Правка» ⇒ «Обратить выделение». Альтернативный вариант это выделить все объекты Ctrl + A и снять выделение, с ненужных объектов, щелкая по ним с нажатой клавишей Ctrl .

Еще один способ выделения с помощью перемещения мыши. Нужно нажать и удерживать ЛКМ на свободном месте и перемещать указатель. Появившаяся рамка показывает, какие объекты будут выделены, когда вы отпустите ЛКМ. Отредактировать получившееся выделение можно удерживая клавишу Ctrl .

Снять выделение, сделанное любым способом можно щелкнув мышью на свободном месте. Дальнейшие операции над группой файлов и папок не отличаются от описанных ранее способов с одиночными объектами.

Операция создания папок и файлов

Создать папку очень просто, достаточно открыть Проводник в нужном месте жесткого диска, щелкнуть на свободном месте ПКМ и выбрать в появившемся контекстном меню пункт «Создать» ⇒ «Папку», ввести ее имя и нажать Enter или кликнуть по свободному месту.

С файлами ситуация немного другая. Обычно они создаются непосредственно в программе, которая с ними работает. Например, текстовый файл в программе «Блокнот», а рисунки в графическом редакторе Paint установленным в системе по умолчанию. Однако вы можете пойти другим путем и создать пустой файл некоторых типов, не запуская программу для работы с ними.

Щелкните ПКМ на свободном месте в Проводнике и выберите в контекстном меню «Создать» и нужный тип файла, например «Текстовый документ», введите на клавиатуре его имя и нажмите клавишу Enter . Будет создан пустой файл, если его открыть, то запуститься программа для работы с этим типов файлов.

Такой способ может быть удобен, если вы находитесь в нужном каталоге, где вы хотите создать новый файл, так как будет быстрее, чем запустить саму программу, а потом в диалоге сохранения искать нужную директорию для сохранения.

Все то же самое можно сделать, используя меню Проводника, достаточно находясь в нужной директории и не имея выделенных объектов зайти в меню «Файл» ⇒ «Создать» и выбрать нужный тип документа, например папку или архив.

Мы рассмотрели основные операции с файлами и папками в Windows и их выполнение не должно для вас представлять трудностей, главное быть внимательным. Однако рекомендуем создать тестовую папку и потренироваться так сказать «на кошках».

Читайте также: