Какие перспективы развития темы компьютер и здоровье ребенка

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукембаева А.М., Садуов А.Т., Сарсенбаева А.О., Бектурганов К.Б., Игентаева А.Т.

Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей и подростков. Рассмотрены основные моменты взаимодействия ребенок-компьютер, а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукембаева А.М., Садуов А.Т., Сарсенбаева А.О., Бектурганов К.Б., Игентаева А.Т.

Разработка рекомендации по снижению транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания Состояние опорно-двигательного аппарата слабовидящих детей и подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жасөспірімдер және балалар денсаулығына компьютердің әсері

Текст научной работы на тему «Влияние компьютера на здоровье детей и подростков»

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ CHAPTER 2. THEORETICAL DISCIPLINE

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ HYGIENE AND ECOLOGY

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА Д.А. АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т. ИГЕНТАЕВА Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К. СМАИЛОВА У.Ж. ТУРСЫНБАЕВА, Н.М. ШИЕНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей и подростков. Рассмотрены основные моменты взаимодействия ребенок-компьютер, а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером.

Ключевые слова: компьютер; здоровье ребенка, психология

Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.

Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье. Родители, зачастую, не задумываются о здоровье своего ребенка, покупая ему компьютер, подключая его к интернету Актуальность.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого - в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков. Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье детей и подростков. Важным факторов влияния является длительное нахождение ребенка за компьютером, который может оказать существенное влияние на физическое и психическое здоровье. Медики бьют тревогу ведь подвергаются реальному

риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта. Заболевания глаз

Статистика развития показывает, что страдают 15,5 млн. жителей тяжелыми глазными заболеваниями. По данным эпидемиологического мониторинга, уровень заболеваемости глаз постоянно растет, что превышает среднеевропейскую статистику в 1,5-2 раза [5].

Среди всех возрастных групп широко распространен «компьютерный зрительный синдром» - это связано с длительным пребыванием за компьютером. Особенно эта проблема касается детей. Статистика Министерства здравоохранения в Казахстане показывает, что более 1 миллиона юных граждан страдают от различных заболеваний органов зрения: гиперметропии (дальнозоркости), миопии (близорукости), астигматизм, косоглазие и т.д. Мои собственные наблюдения подтверждают эту статистику. Так в школе, в которой проводилось исследование, из 538 учащихся дальнозоркость у 15% подростков в возрасте от 7-17 лет, астигматизм у 12%, а близорукость у 62%. Среди моих одноклассников только у 20% нет проблем со зрением. А ведь неправильное развитие зрительной системы приводит к трудностям при познании мира в детстве.

Негативного влияния компьютера на зрение ребенка можно избежать, если помнить следующее: ограничьте время нахождения ребенка за компьютером, проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов [6]. Влияние компьютера на зрение можно уменьшить если использовать монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для дошкольника это 15 дюймов, а для школьника - 17-дюймовый монитор. Необходимо правильно рассчитать расстояние до монитора - это

Вестник КазНМУ №4-2016

около 45-60 см, и он должен находился ниже уровня глаз. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева также может снизить развития миопии. А в темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу. Заболевания позвоночника

Но длительное пребывание за компьютер может повлиять не только на зрение. Так неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника. Существует печальная статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% - сколиоз, или боковое искривление позвоночника [4]. В школе, в которой я училась, в 2014 году вовремя медицинского осмотра школьников в возрасте от 10 до 16 лет у 80-85% выявлены какие-либо нарушения осанки, а 20% подростков имеют сколиоз.

При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она впоследствии является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону. Для профилактики заболевания опорно-двигательного аппарата следует пользоваться простыми правилами: сидеть прямо, спину держите ровно, корпус разверните к экрану компьютера. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла. Плечи расслаблены, руки положите на стол или мышь, пальцы не должны быть скованными. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса. Голову нужно держать прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед. Если соблюдать все перечисленные правила около 3 месяцев, то в дальнейшем вырабатывается здоровая привычка правильно сидеть за столом. Также очень важно для уменьшения влияния неудобной позы правильно подобрать мебель, которая поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку. Кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси. Стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры.

Нервные и психические заболевания Работа за компьютером - это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Для детей и подростков длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, может стать причиной головных болей. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. Считается, что наиболее утомительны для детей это компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры -так называемые «стрелялки», «убивалки»,

«догонялки». Психологи и учителя предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Детская психика находится на стадии формирования, она является уязвимой и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. И как следствие этого многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.

Увлечение компьютерными играми, Интернетом, долгое нахождение в социальных сетях влияет на психику детей. Подростки очень быстро пристращаются к вредным привычкам, в том числе и зависимости от компьютера. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности, у ребенка быстро меняется настроение, дети перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, ухудшается работа памяти. Многие компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками. И это все симптомы компьютерной зависимости у детей.

Компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, это серьезная опасности если ее процессы вовремя не остановить, впоследствии могут возникнуть масса проблем, от которых избавляться поможет только психотерапевт. Как правило родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Рекомендации для родителей.

Родителям в этом случае необходимо правильно избавлять от пристрастия ребенка. Им следует помнить, что навсегда избавить от компьютера ребенка не удастся, это и ни к чему. Ведь знание компьютера играет и положительную роль, подросток может успешно учиться, осваивать образовательные программы, готовиться к экзаменам и т.д. Но следует помнить, что снижать влияние компьютера на жизнь ребенка необходимо. Нельзя недооценивать силу внушения, родителям необходимо наладить контакт с ребенком, беседовать с ним на тему о вреде долгого нахождения за компьютером, ненавязчиво объяснять насколько это опасно для его здоровья.

Но следует не забывать, что пустота после отказа от компьютерных игр, должна немедленно заполняться, необходимо увлечь ребенка другими занятиями, записать в кружок, спортивную секцию, развивать творческие способности, если такие есть. Больше свободного времени проводить на свежем воздухе, привлекать его к совместным делам. И если ребенок уже пристрастился к играм, то педагоги рекомендуют предложить взамен логические, развивающие игры, без выхода в Интернет. Необходимо договориться с ребенком о временных рамках, нахождения его за компьютером, не дольше 2-х часов в сутки, для детей младше 12 лет и после 30 минут делать перерыв, не забывая про разминку.

Важно знать, что в спасении ребенка от компьютерной зависимости является собственный пример. Если в семье папа или мама часами будут

проводить время за компьютеры в Интернете, ребенок в любом случае будет попадать под это влияние. Для многих семей это, пожалуй, одно из самых тяжелых условий, особенно когда приходиться много времени работать за компьютером дома. Выводы.

Родителям и детям необходимо знать о вредных факторах, способных нанести вред здоровью при работе на компьютере. Очень важно предупредить воздействие негативных факторов - значит сохранить здоровье будущему поколению.

1 Беляев А.А. Частная неврология. - СПб.: Лань, 2002. - 248 с.

2 Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 142с.

3 Как сохранить и улучшить зрение. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 225 с.

А.М. ЖУКЕМБАЕВА, А.Т. САДУОВ, А.О. САРСЕНБАЕВА, Д.А.АЗАМАТОВА, К.Б. БЕКТУРГАНОВ, А.Т.ИГЕНТАЕВА, Ж.Б. КАЛИБЕКОВА, Н.К.СМАИЛОВА, У.Ж.ТУРСЫНБАЕВА, Н.М.ШИЕНОВ

ЖАС6СП1Р1МДЕР ЖЭНЕ БАЛАЛАР ДЕНСАУЛЬКЫНА КОМПЬЮТЕРДЩ ЭСЕР1

Тушн: Компьютермен жумыс жасау кезшде денсаулыкда зиян кел^ретш залалды факторлар туралы ата-аналарга жэне балаларга бшу ;ажет. Келешек урпа;тын, денсаулыыгын са;тау Yшiн негативтi факторлардын, эсерлерш алдын-алу ете ман,ызды.

TYЙiндi сездер: компьютер; бала денсаулыгы, психология

A.M. ZHUKEMBAEVA, A.T. SADUOV, A.O. SARSENBAYEV, D.A.AZAMATOVA, K.B. BEKTURGANOV, A.T.IGENTAEVA, J.B. KALIBEKOVA, N.K.SMAILOVA,U.ZH.TURSYNBAEVA, N.M.SHIENOV

INFLUENCE OF COMPUTER ON THE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

Resume: This article focuses on the effects of computer to the health of children and adolescents. The paper presents the

presence on the computer.

Keywords: computer; child health, psychology

Д.А. СУКЕНОВА1, Р.Б. ЕРГЕШБАЕВА2, С.А. БЫКЫБАЕВА1

1Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова,

кафедра «Нутрициология», 2 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ»

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТРАНС-ИЗОМЕРОВ ЖИРНЫХ

КИСЛОТ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

В статье приведены данные исследования по содержанию транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания и разработка рекомендации по снижению ТЖК в масложировых продуктах и кондитерских изделиях отечественного, импортного производства.

Ключевые слова: Транс-жирные кислоты (ТЖК), Всемирная организация здравоохранения, газовая хроматография, неинфекционные заболевания

Актуальность: Неправильное питание является важнейшим фактором риска возникновения неинфекционных заболеваний. Если не заниматься этой проблемой, то неправильное питание в сочетании с другими факторами риска повышает

распространенность НИЗ среди различных групп населения в результате роста артериального давления, повышения содержания глюкозы в крови, нарушений липидного состава крови и избыточного веса/ожирения [1].

Сейчас нашу жизнь невозможно представить без компьютера. А буквально несколько лет назад редко у кого можно было дома его увидеть. А теперь компьютером никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах и даже в детских садах. Есть специальные компьютерные программы, с помощью которых осуществляется обучение и развитие детей.

1.Актуальность темы.

Одной из важных проблем современности являются вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека. Хотя компьютер и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать очень серьезную зависимость. Легко поддаются этому пагубному влиянию школьники. Компьютер начал вытеснять из жизни многих детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение. Нужно помнить, что компьютер влияет в первую очередь, на физическое и психическое здоровье человека. Возникает вопрос: компьютер – наш друг или враг? Именно на этот вопрос мы и старались ответить, а также выяснить, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.

2.Цель: выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь детей, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье.

1.Изучить литературу по избранной теме.

2.Выявить основные положительные и отрицательные факторы при работе на компьютере.

3.Составить анкеты для одноклассников.

4.Провести анкетирование в классе.

5.Полученные результаты проанализировать и обобщить.

6.Узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье при работе за компьютером.

7. Сделать выводы.

II .ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Проблемный вопрос : ребенок и компьютер –«плюсы» и «минусы».

2.Гипотеза : компьютер может быть не только помощником и другом, но и врагом – все зависит от того, сколько времени ребенок проводит у компьютера и с какой целью.

3.Польза от компьютера. Работа с компьютером развивает у школьников логическое и абстрактное мышление, развивает творческие способности. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей ребенка. Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторики ребенка. В любых играх, от самых простых до самых сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук – тонкую моторику. Кроме того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране. Так развивается необходимая зрительно-моторная координация. Работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации. Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.

4. Вред от компьютера. А теперь давайте рассмотрим факторы негативного влияния компьютера на человека .

Воздействие на зрение. Работа на компьютере требует значительного напряжения зрения и даже через непродолжительное время занятий на компьютере у детей могут возникнуть головная боль и головокружение, а также зрительное переутомление может привести к снижению остроты зрения.

Стесненная поза. При долгой работе за компьютером тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Это может вызвать:

1)Заболевание кистевых суставов. Человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. 2)Затрудненное дыхание. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля.

Остеохондроз. Длительное сидение с опущенными плечами влечет искривление позвоночника.

Излучение. Электростатические поля вызывают излучение.

Психическая нагрузка. У части детей нарушения могут выражаться в повышенной утомляемости, слабости, трудностях засыпания и дневной сонливости. У других в излишней темпераментности, вспыльчивости, , рассеянности.

Перенапряжение шейного отдела позвоночника. Длительное напряжение мышц шеи при неправильной позе во время работы за компьютером, приводит к ухудшению кровоснабжения. У ребенка могут развиться стойкие головные боли.

5.Влияние компьютера на психику человека. Компьютерная зависимость. Признаком компьютерной зависимости является сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка отказ от других видов деятельности. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм.

6.Исследование влияния компьютерных игр на детей. Исследование влияния компьютерных игр на детей проводилось в 4 классе МКОУ «Большезадоевская СОШ». Всего опрошено 25 уч-ся. Были предложены анкеты со следующими вопросами: 1.Твой пол? ( 12 девочек и 13 мальчиков) 2.У тебя дома есть компьютер? (у 44% есть, у 56 % - нет) 3.Как часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию?(18 % -садятся 1 раз в нед., 18 %- 2 раза в нед., 9%- 3 раза в неделю и 9 % - 3 раза в неделю) 4.Играешь ли ты в компьютерные игры?( 48%- да, 52% - нет) 5.Сколько времени ты тратишь на игру?( Большинство от 30 мин. до 1ч) 6.Сколько раз в день ты садишься за компьютер?(63%- 1 раз в день, 18%- 2 раза в день, 18 %-3 раза в день) 7.Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?(45%-да, 55%- нет) 8.Если у тебя есть свободное время, что ты предпочтешь: игры с друзьями или компьютерные игры?(20% предпочли б компьютерные игры, а 80 %- игры с друзьями) 9.Как ты учишься в школе? ( 12% учащихся считает ,что они хорошо учатся, 36%- нормально; 40%- не очень хорошо; 12%- плохо)

III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть детям мир огромных возможностей.

Правила организации рабочего места:

Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.

До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

Необходимо чаще проветривать комнату, а также установить аквариум или другие емкости с водой, так как они увеличивают влажность воздуха.

IV .Список использованной литературы.

Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс,2003.

Как сохранить и улучшить зрение: Сб.М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований// Психологический журнал, 2007.№1. с.86-102.

Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии. Школьник и компьютер.1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.

Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий// Естествознание в школе. – 2005.-№4.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы
при работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

ü нагрузка на зрение,

ü стеснённая поза,

ü заболевания суставов кистей рук,

ü затрудненное дыхание,

ü развитие остеохондроза,

ü наличие излучения от монитора,

ü психическая нагрузка и стресс при потере информации,

ü компьютерная зависимость.

Нагрузка на зрение . По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

o Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

o Нельзя работать за компьютером в темноте.

o Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна. Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость.

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером в школе

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

- удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),

- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 21 0 С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),

- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически проводить , упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также общего назначения.

3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером дома

Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

§ Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.

§ Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).

§ Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).

§ Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

§ в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

§ работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

§ сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),

§ регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

§ в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.

§ закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

§ чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).

§ заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),

§ нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),

§ в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько статей:

Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе основополагающий вопрос - это проблема компьютерной зависимости и влияние на здоровья школьников. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако факт влияния компьютера на психическое и физическое здоровье человека очевиден и приобретает все больший размах.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Влияние ПК на здоровье учащихся"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа

Тема: Влияние ПК на здоровье учащихся.

Исполнитель проекта: учащийся 6 класса Якимов Владимир

Руководитель проекта: Литвиненко Виктория Сергеевна

с. Шаранча 2019 год

1. Теоретическая часть.

1.1. Появление компьютерной зависимости.

1.2. Виды компьютерной зависимости.

1.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

1.4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

2. Практическая часть.

2.1. Сведения о респондентах.

2.2. Анализ анкетирования.

Тема: Влияние ПК на здоровье учащихся.

Цель исследования: рассмотреть проблему компьютерной зависимости и влияние на здоровья школьников.

Задачи исследования:

Изучение литературы и определение роли компьютера в жизни современных школьников.

Диагностика уровня виртуальной зависимости у ребят.

Подготовить инструментарий (анкету) для проведения опроса.

Проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.

Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Предмет исследования: изучение и анализ влияния компьютера на здоровье подростков.

Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако факт влияния компьютера на психическое и физическое здоровье человека очевиден и приобретает все больший размах.

Мне кажется, что и злоупотребление компьютерными играми очень плохо влияет на здоровье. Это мне и предстоит доказать.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1. Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе с компьютером.

2. Полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций.

3. Они могут быть использованы для разработки программ по охране здоровья учеников.

1. Теоретическая часть.

1.1. Появление компьютерной зависимости

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость характеризуется стремлением уйти от повседневности. В этот момент у человека затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

1.2. Виды компьютерной зависимости

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

Ролевые компьютерные игры

Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютером, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется. Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки.

Некоторые признаки сетеголика:

1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале, когда вы только садились за компьютер уже в течение длительного времени;.

Симптомы компьютерной зависимости.

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

Прогулял школу – сидел за компьютером.

Приходит домой, и сразу к компьютеру.

Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). Влияние компьютерной зависимости на человека.

1) В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации.

2) Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

• нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)

• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)

• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой), общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

1.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Воздействие электромагнитного излучения монитора;

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Воздействие на зрение

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку. В результате такого стресса случались и инфаркты.

1.4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика для глаз. Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

2.1. Сведения о респондентах.

Исследование проводилось на базе МОУ Шаранчинской СОШ. В ходе проводимого исследования приняли участие 6 человек в возрасте от 12 до 17 лет. Было проведено социологическое исследование по теме: «Компьютерная зависимость у подростков и влияние компьютера на здоровье».

В опросе участвовало 6 респондентов, из них 6 мальчиков. Проведена обработка данных по выявлению компьютерной зависимости и влияния компьютера на зрение и на психику.

2.2. Анализ анкетирования.

Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:

Большинство (100 %) учащихся имеют компьютер. Все опрошенные начали работать на компьютере в 9-10 лет. Все учащиеся проводят за компьютером до 3 часов в день. 50% ответили, что предпочитают компьютер спорту. Все без исключения играют в компьютерные игры. 80% опрошенных предпочитают прогулки на свежем воздухе. Все ответили, что вовремя работы на компьютере делают зарядку для глаз. Также, общаться респонденты больше любят непосредственно, а не по компьютеру.

Таким образом, проведя анкетирование, мы приходим к следующим выводам:

1. Эта анкета выявила, что компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни, прочно вошел в жизнь подростка.

2. Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету.

3. Учащиеся проводят за компьютером до 3-х часов в день.

4. У учащихся не была выявлена компьютерная зависимость, которая влечет отрицательные последствия для самого подростка.

Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

Несмотря на общую направленность данной работы - рассмотрение отрицательных сторон влияния компьютерных игр на человека, не стоит забывать о возможности использования компьютерных игр в положительных. При рассмотрении компьютерных игр и виртуальной реальности с отрицательного полюса речь идет о злоупотреблении, о излишне длительном нахождении в виртуальности, что и вызывает негативные последствия. Разумеется, это относится далеко не ко всем людям, увлекающимся компьютерными играми. По данным психологов, около 30% от увлекающихся играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности и 10% находятся на стадии психологической зависимости.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все-таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

Читайте также: