Какие существуют типы диалога пользователя с компьютером

Обновлено: 06.07.2024

Лекция № 5. Разработка структуры диалога.

Обмен информацией между пользователем и компьютером (точнее, его программным обеспечением) по всем формальным признакам соответствует понятию «диалог». Для того чтобы диалог был конструктивным, должны соблюдаться следующие правила:

- участники диалога должны понимать язык друг друга;

- участники диалога не должны говорить одновременно;

- очередное высказывание должно учитывать как общий контекст диалога, так и последнюю информацию, полученную от собеседника.

Если собеседники обсуждают вопросы, относящиеся к какой-либо специальной области, они должны придерживаться единой терминологии; при объяснении следует сначала пояснить основные термины и понятия.

Очень краткие ответы и слишком большие паузы могут сбить собеседника с толку, а злоупотребление специальными терминами или жаргонизмами вообще может привести к преждевременному завершению беседы.

Перечисленные выше факторы существенно влияют на структуру диалога, т.е. на форму общения.

Т.о. при проектировании диалога, необходимо определить:

- возможный сценарий развития диалога;

Выбор структуры диалога.

Рассмотренные ниже четыре варианта структуры диалога являются разновидностями структуры типа «вопрос-ответ», тем не менее, каждая из них имеет свои особенности и наиболее удобна для определенного класса задач.

Диалог типа «вопрос-ответ».

В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать.

Диалог на основе меню.

Меню является наиболее популярным вариантом организации запросов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером.

Существует несколько основных форматов представления меню на экране:

- список объектов, выбираемых прямым указанием, либо указанием номера (или мнемонического кода);

- меню в виде блока данных;

- меню в виде строки данных;

- меню в виде пиктограмм.

Пользователь диалогового меню может выбрать нужный пункт, вводя текстовую строку, которая идентифицирует этот пункт, указывая на него непосредственно или просматривая список и выбирая из него. Система может выводить пункты меню последовательно, при этом пользователь выбирает нужный ему пункт нажатием клавиши.

Меню в виде строки данных может появляться вверху или внизу экрана и часто остается в этой позиции на протяжении всего диалога. Таким образом, посредством меню удобно отображать возможные варианты данных для ввода, доступных в любое время работы с системой.

Если в системе имеется достаточно большое разнообразие вариантов действий, организуется иерархическая структура из соответствующих меню.

Дополнительные меню в виде блоков данных «всплывают» на экране в позиции, определяемой текущим положением указателя, либо «выпадают» непосредственно из строки меню верхнего уровня. Эти меню исчезают после выбора варианта.

Меню в виде пиктограмм представляет собой множество объектов выбора, разбросанных по всему экрану; часто объекты выбора содержат графическое представление вариантов работы.

Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для работы с устройствами указания и выбора: меню представляет собой изображение тех объектов, которые выбираются пользователем. Если диалог состоит исключительно из меню, можно реализовать последовательный интерфейс, при котором пользователь применяет только устройства для указания; однако такое постоянство редко достижимо на практике. Следует отметить, что хотя работа с этими устройствами не требует профессионального владения клавиатурой, для подготовленного пользователя это не самый быстрый способ выбора из меню. Вместо указания пользователь может сообщить о своем выборе вводом соответствующего идентификатора.

Меню – это наиболее удобная структура диалога для неподготовленных пользователей; жесткая очередность открытия и иерархическая вложенность меню может вызывать раздражение профессионала, замедлять его работу. Традиционная структура меню недостаточно гибка и не в полной мере согласуется с методами адаптации диалога, такими, например, как опережающий ввод, с помощью которого можно ускорить темп работы подготовленного пользователя.

Диалог на основе экранных форм.

На практике формы используются там, где учет какой-либо деятельности требует ввода стандартного набора данных. Человек работает с формой до тех пор, пока не заполнит ее полностью и не передаст системе. Система может проверять каждый ответ непосредственно при вводе или по окончании заполнения всей формы.

Если встретилась какая-либо ошибка, приложение не должно заново выводить пустую форму; выводится форма с предыдущими ответами и допущенными ошибками. Новый «бланк» выдается лишь в случае соответствующего запроса пользователя.

Такую структуру уместно применять там, где источником данных служит существующая входная («бумажная») форма документа.

Не обязательно, чтобы внешний вид этих форм совпадал, но все вводимые элементы данных должны располагаться в том же относительном порядке и иметь такой же формат, что и в исходном документе.

Часто все необходимые единицы ввода нельзя отобразить одновременно в пределах одного экрана (или окна), и их необходимо разделить на группы, которые отображаются на последовательности экранов (окон). Важно, чтобы это разбиение сохраняло логические связи и не приводило к разделению связанных частей документа.

Эта структура позволяет повысить скорость ввода данных по сравнению со структурой типа «вопрос-ответ» и манипулировать более широким диапазоном входных данных, нежели меню; кроме того, с ней могут работать пользователи любой квалификации.

Поскольку эта структура имеет последовательную, а не древовидную организацию, она в меньшей степени подходит для работы в режиме выбора вариантов. Еще одной областью применения экранных форм является задание параметров запроса в базах данных. Этот механизм иногда называют запросом по образцу ( Query by Example ).

Одним из типов заполнения форм являются также многовариантные меню. В таких меню пользователю предоставляется список вариантов, и он не ограничен возможностью единственного выбора; можно указать несколько вариантов.

Диалог на основе командного языка.

Структура диалога на основе командного языка столь же распространена, что и структура типа меню. Она очень часто используется в операционных системах. Исторически это первая из реализованных структур диалога.

При такой организации диалога система не выводит ничего, кроме постоянной подсказки (приглашения на ввод команды), которая означает готовность системы к работе. Каждую команду вводят с новой строки и обычно заканчивают нажатием клавиши «ввод». Ответственность за правильность задаваемых команд ложится на пользователя. Система информирует о невозможности выполнения неверной команды, не поясняя, как правило, причин.

Программная система может поддерживать достаточно большое количество команд, но на практике следует ограничивать их число, чтобы не перегружать память пользователя.

Структура на базе командного языка не отличается хорошей поддержкой пользователя и пригодна в основном для подготовленных специалистов. Более того, поскольку системе неизвестно, что намеревается делать пользователь, трудно представить какую-либо реальную помощь в процессе работы, кроме выдачи справок общего характера.

Поскольку данная структура предполагает большой объем запоминаемого материала, имена команд следует выбирать так, чтобы они несли смысловую нагрузку и легко запоминались.

Диалог должен управлять данными. В интерфейсах на основе командного языка это достигается с помощью составных командных строк, где команда предшествует списку параметров (входным данным). Параметры в списке можно задавать в одной из двух форм – позиционной и ключевой.

Назначение позиционного параметра определяется по его месту в командной строке. Позиционные параметры уменьшают объем вводимой информации, но их существенным недостатком является то, что вводимые значения должны указываться в строго определенном порядке, нарушение которого может повлечь непредсказуемые последствия. Задание позиционных параметров осложняется, если их список достаточно велик. Этот недостаток стремятся компенсировать путем пропуска неизменяемых параметров, вводя два разделителя друг за другом.

В случае ключевых параметров каждое значение предваряется определенным идентификатором, который определяет его назначение. Ключевые параметры уменьшают нагрузку на память пользователя в том отношении, что отпадает необходимость в запоминании порядка их следования; можно опускать необязательные параметры. Недостатком является то, что пользователю приходится запоминать множество ключевых слов, а разработчику – подбирать для них «осмысленные» имена. Этот подход требует большего времени работы системы, чтобы распознать ключевые слова, заданные в произвольном порядке.

Структура на основе языка команд по своим возможностям самая быстрая и гибкая из всех структур диалога. Большинство пользовательских интерфейсов на базе естественного языка реализуется с помощью языков команд с очень большим набором ключевых слов.

Подготовленный пользователь испытывает удовольствие от ощущения того, что он управляет системой, а не наоборот. Однако эта структура не обеспечивает пользователя поддержкой, поэтому даже подготовленные пользователи считают, что очень сложно использовать все заложенные в ней возможности. Большинство пользователей хорошо знакомы только с весьма ограниченным набором средств, с которыми работают регулярно.

Для выбора подходящей структуры диалога пользуются таблицами выбора. Рассмотрим одну из таких таблиц. Использовать ее можно как для выбора оптимального типа диалога, так и для проверки соответствия выбранного типа диалога рассматриваемым критериям.

Выбор подходящей структуры диалога на основе таблицы выполняется следующим образом.

1. Закрыть графы «Тип диалога».

2. В графе «Выбор пользователя» пометить критерии, относящиеся к рассматриваемому применению.

3. Для каждого типа диалога подсчитать число случаев, когда помечены соответствующие пункты в графе «выбор пользователя», и в графе «тип диалога».

4. Подсчитать число совпадений для каждого типа диалога.

В таблице знак * означает, что использование этого типа диалога данной категорией пользователей требует наличия системы помощи; знак ** означает, что использование средств системы возможно только в ограниченном объеме.

Диалог на основе командного языка очень часто используется в операционных системах. Исторически это первый из реализованных типов диалога.

При такой организации диалога программная система не выводит ничего, кроме постоянной подсказки (приглашения на ввод команды), которая означает готовность системы к работе. Каждую команду вводят с новой строки и обычно заканчивают нажатием клавиши «ввод». Ответственность за правильность задаваемых команд ложится на пользователя. Система информирует о невозможности выполнения некорректной команды, не поясняя, как правило, причин.

Диалог на базе языка удобен для ввода команд, поскольку естественный язык, который положен в основу командного, позволяет описать все, чем управляет человек. Таким образом, командный язык может быть спроектирован таким, что он будет обеспечивать столь широкие возможности диалога, сколь сложные вербальные конструкции необходимы для спецификации предполагаемых действий. Программная система может поддерживать достаточно большое количество команд, но на практике их число должно быть ограниченным, чтобы не перегружать память пользователя. Структура на базе командного языка не отличается хорошей поддержкой пользователя и пригодна в основном для подготовленных специалистов. Кроме того, поскольку системе неизвестно, что намеревается делать пользователь, трудно предложить какую-либо реальную помощь в процессе работы, кроме выдачи (также по отдельной команде!) справок достаточно общего характера.

Команда реализуется в виде строк, состоящих из ключевого слова, обозначающего операцию (что делать), за которым следует список параметров операции (ее опции), которые обычно указывают входные и выходные данные и, возможно, условия выполнения операции.

Параметры в списке можно задавать одним из двух способов (форматов): позиционным или ключевым. В первом случае назначение параметра определяется по его месту в командной строке. В случае ключевых параметров каждое значение параметра предваряется идентификатором, который и определяет его назначение.

Позиционный способ задания параметров уменьшает объем вводимых данных (нажатий клавиш), но их недостатком является то, что вводимые значения должны указываться в строго определенном порядке, нарушение которого плохо диагностируется системой и может повлечь серьезные последствия. При этом для пропуска параметров используется специальная конструкция — ввод двух разделителей друг за другом.

Ключевой способ задания параметров уменьшает нагрузку на память пользователя в том отношении, что отпадает необходимость запоминания порядка их следования и можно опускать необязательные параметры. С другой стороны, в этом случае пользователю необходимо запомнить множество ключевых слов, а разработчику — подобрать для них «осмысленные» имена.

Многие командные языки поддерживают макросы, которые расширяют функциональные возможности диалога, сокращая при этом количество вводимых команд. Макрос содержит несколько командных строк. При обращении к нему в процессе диалога отдельные строки команд макроса выполняются одна за другой, как если бы они вводились с клавиатуры. Это существенно сокращает диалоговые сеансы, содержащие часто повторяющиеся последовательности команд, которые, обычно, и оформляются в виде макросов.

Структура на основе языка команд по своим возможностям самая быстрая и гибкая из всех структур диалога. Большинство пользовательских интерфейсов на базе «естественного» языка реализуется с помощью языков команд с очень большим набором ключевых слов. Подготовленный пользователь испытывает удовольствие от ощущения того, что он управляет системой, а не наоборот. Однако эта структура не обеспечивает пользователя поддержкой, поэтому даже подготовленные пользователи считают, что очень сложно использовать все заложенные в ней возможности. Большинство же пользователей хорошо знакомы только с весьма ограниченным набором средств, с которым они работают регулярно.

Диалог типа «меню» обеспечивает пользователя списком возможных вариантов данных для ввода, из которого нужно выбрать то, что требуется. Меню может быть представлено в виде блока — это традиционный формат, в виде строки, расположенной вверху или внизу экрана. По характеру «постоянства» присутствия в пространстве интерфейса меню можно разделить на условно-постоянные — находящиеся на экране на протяжении всего сеанса или только диалога, и динамические, которые «всплывают или выпадают» на экран в текущем положении курсора либо «вытягиваются» непосредственно из строки меню верхнего уровня и исчезают после выбора варианта.

Диалог на основе экранных форм уместно применять там, где источником данных служит существующая входная («бумажная») форма документа.

Не обязательно, чтобы внешний вид экранной и бумажной форм совпадал, но все вводимые элементы данных должны располагаться в том же относительном порядке и иметь такой же формат, что и в исходном документе. При этом вводимые данные можно разделить на группы, которые отображаются на последовательности экранов (окон). Важно, чтобы это разбиение сохраняло логические связи и не приводило к разделению связанных частей документа. Кроме того, отдельные элементы формы могут быть сами реализованы в виде меню.

Эта структура позволяет повысить скорость ввода данных по сравнению со структурой типа «вопрос—ответ» и манипулировать более широким диапазоном входных данных, нежели «чистое» меню. Но, поскольку эта структура имеет скорее последовательную, чем древовидную организацию, она в меньшей степени подходит для работы в режиме выбора вариантов.

Как отмечалось в § 8.1, диалог - это процесс обмена информацией меж­ду пользователем и программной системой, осуществляемый через интерак­тивный терминал и по определенным правилам.

Различают тип диалога и его форму.

Типы диалога. Тип диалога определяет, кто из «собеседников» управ­ляет процессом обмена информацией. Соответственно различают два типа диалога: управляемые программой и управляемые пользователем.

Диалог, управляемый программой, предусматривает наличие жесткого, линейного или древовидного, т. е. включающего возможные альтернативные варианты, сценария диалога, заложенного в программное обеспечение. Та­кой диалог обычно сопровождают большим количеством подсказок, которые уточняют, какую информацию необходимо вводить на каждом шаге.

Диалог, управляемый пользователем, подразумевает, что сценарий диа­лога зависит от пользователя, который применяет систему для выполнения необходимых ему операций. При этом система обеспечивает возможность реализации различных пользовательских сценариев.

Формы диалога. Никакой диалог невозможен, если не существует язы­ка, понятного «собеседникам». Описание языка, на котором ведется диалог, включает определение его синтаксиса - правил, определяющих допустимые конструкции (слова, предложения) языка или его форму, и семантики - пра­вил, определяющих смысл синтаксически корректных конструкций языка или его содержание. В зависимости от вида используемых в конкретном слу­чае синтаксиса и семантики различают три формы диалога:

Фразовая форма предполагает «общение» с пользователем на естествен­ном языке или его подмножестве. Содержание диалога в данной форме со­ставляют повелительные, повествовательные и вопросительные предложе­ния и ответы на вопросы. Общение может осуществляться в свободном фор­мате, но возможна и фиксация отдельных фраз.

Организация диалога на естественном языке на современном уровне -задача не решенная, так как естественный язык крайне сложен и пока не уда­ется в достаточной степени формализовать его синтаксис и семантику.

Чаще всего используют диалоги, предполагающие односложные ответы, например:

Программа: Введите свой возраст (полных лет):

В этом случае программа содержит ограниченное описание как синтак­сиса, так и семантики используемого ограниченно-естественного языка. Для данного примера достаточно определить синтаксис понятия «целое положи­тельное число» и наложить ограничение на значение числа.

Однако существует некоторый опыт создания интерфейсов на базе огра­ниченного подмножества предложений естественного языка в основном для интеллектуальных систем. Синтаксис и семантика языков диалога, реализу­емых в таких интерфейсах, достаточно сложны.

При обработке фраз в этих случаях оперируют понятием словоформа. Словоформа - отрезок текста между двумя соседними пробелами или знака­ми препинания. Обработка словоформ вне связи с контекстом называется морфологическим анализом.

Выделяют два метода морфологического анализа:

• процедурный - предполагает выделение в текущей словоформе осно­вы, которую затем идентифицируют.

Далее выполняют семантический анализ, т. е. определяют смысловые отношения между словоформами. При этом выявляют главные предикаты, определяющие смысл предложения.




Основными недостатками фразовой формы при использовании подмножества естественного языка являются:

• большие затраты ресурсов;

• отсутствие гарантии однозначной интерпретации формулировок;

• необходимость ввода длинных грамматически правильных фраз.
Основное достоинство фразовой формы состоит в относительно сво­
бодном общении с системой.

Директивная форма предполагает использование команд (директив) специально разработанного формального языка. Командой в этом случае на­зывают предложение этого языка, описывающее комбинированные данные, которые включают идентификатор инициируемого процесса и, при необхо­димости, данные для него.

Команду можно вводить:

• в виде строки текста, специально разработанного формата, например,
команды MS DOS, которые вводятся в командной строке;

• нажатием некоторой комбинации клавиш клавиатуры, например, ком­
бинации «быстрого доступа» современных Windows-приложений;

• посредством манипулирования мышью, например, «перетаскиванием»
пиктограмм;

• комбинацией второго и третьего способов.
Основными достоинствами директивной формы являются:

• сравнительно небольшой объем вводимой информации;

• гибкость - возможности выбора операции в данном случае ограничены только набором допустимых команд;

• ориентация на диалог, управляемый пользователем;

• использование минимальной области экрана или неиспользование ее
вообще;

• возможность совмещения с другими формами.

Недостатки директивной формы:

• практическое отсутствие подсказок на экране, что требует запомина­
ния вводимых команд и их синтаксиса;

• почти полное отсутствие обратной связи о состоянии инициированных
процессов;

• необходимость навыков ввода текстовой информации или манипуля­
ций мышью;

• отсутствие возможности настройки пользователем.

Исследования показали, что директивная форма удобна для пользовате­ля-профессионала, который обычно быстро запоминает синтаксис часто ис­пользуемых команды или комбинации клавиш. Основные достоинства фор­мы (гибкость и хорошие временные характеристики) проявляются в этом случае особенно ярко.

• наличие подсказки, что уменьшает нагрузку на память пользователя,
так как данная форма ориентирована не на запоминание, а на узнавание;

• сокращение количества ошибок ввода: пользователь не вводит инфор­
мацию, а указывает на нее;

• сокращение времени обучения пользователя;

• возможность совмещения с другими формами;

• в некоторых случаях возможность настройки пользователем.
К недостаткам данной формы относят:

• необходимость наличия навыков навигации по экрану;

• использование сравнительно большой площади экрана для изображе­
ния визуальных компонентов;

• интенсивное использование ресурсов компьютера, связанное с необхо­
димостью постоянного обновления информации на экране.

Следует иметь в виду, что типы и формы диалога выбирают независимо друг от друга: любая форма применима для обоих типов диалогов (рис. 8.10). Однако фразовая форма, которая используется в диалоге, управляемом поль­зователем, как правило, предполагает более сложные синтаксис и семантику языка диалога, так как программа должна «понимать» пользователя.


Рис. 8.10. Соответствие типов диалогов и его форм

Сложное программное обеспечение обычно взаимодействует с пользо­вателем посредством диалогов различных типов и форм в зависимости от ре­шаемых задач. Причем, помимо диалогов, происходящих в процессе нор­мальной работы программного обеспечения и называемых синхронными, предусматривают диалоги, возникающие по инициативе системы или поль­зователя при нарушении сценария нормального процесса. Такие диалоги на­зывают асинхронными. Обычно их используют для выдачи экстренных сооб­щений от системы или пользователя.

Разработка диалогов. Процесс проектирования и реализации диалогов можно разделить на следующие стадии:

• определение множества необходимых диалогов, их основных сообще­
ний и возможных сценариев - проектирование абстрактных диалогов;

• определение типа и формы каждого диалога, а также синтаксиса и се­
мантики используемых языков - проектирование конкретных диалогов;

В основу абстрактных диалогов должна закладываться идеология техно­логического процесса, для автоматизации которого предназначается про­граммный продукт. Именно анализируя составляющие автоматизируемого технологического процесса, разработчик определяет сценарии диалогов (см. § 6.2), которые должны быть предусмотрены в программном обеспечении.

Кроме сценариев, при проектировании абстрактных диалогов использу­ют диаграммы состоянии интерфейса или графы диалога.

Таким образом, каждый маршрут на графе соответствует возможному варианту диалога. Причем представление диалога в виде графа в зависимос­ти от стадии разработки может выполняться с разной степенью детализации. По сути граф диалога - это граф состояний конечного автомата, модели­рующего поведение программного обеспечения при воздействиях пользова­теля. Для представления таких графов уже были введены две нотации: нота­ция диаграмм состояний структурного подхода к разработке (см. рис. 4.3) и нотация диаграмм состояний UML (см. рис. 7.17). Причем нотация UML яв­ляется более мощной, так как позволяет использовать обобщенные состоя­ния. Поэтому, чтобы не вводить новую нотацию для представления графа ди­алога, будем использовать обозначения UML.

Пример 8.2. Разработать граф диалога для системы решения комбина­торно-оптимизационных задач.

Так как диалог на верхнем уровне должен обеспечивать реализацию ди­аграммы вариантов использования, исходный вариант графа диалога строим на основе анализа этой диаграммы (см. рис. 6.4). Можно предположить, что пользователь будет принимать решение о сохранении или удалении результа­тов после их просмотра, поэтому эти операции естественно объединить в единую группу. Кроме того, в ту же группу целесообразно добавить опера­цию печати результатов. Аналогично просмотр данных целесообразно объе­динить с их удалением или корректировкой. Операцию Новое задание целе­сообразно поместить в отдельную группу (рис. 8.11).


На верхнем уровне диалог оче­видно должен управляться пользова­телем. Директивная и табличная фор­мы могут использоваться альтернатив­но, по желанию пользователя, а при­менение фразовой формы нецелесооб­разно.

Пример 8.3. Детализировать диа­лог Новое задание.

В § 6.2 приведен сценарий Вы­полнения задания, на базе которого можно предложить граф диалога, уп­равляемого системой (рис. 8.12, а). Однако этот же диалог можно пред­ставить и в виде диалога, управляемо­го пользователем (рис. 8.12, о).

Анализ графов диалога показыва­ет, что диалог, управляемый системой,


в данном случае сильно ограничивает пользователя в выборе вариантов дей­ствия, а диалог, управляемый пользователем, предполагает выбор действия после каждого шага, хотя по смыслу эти шаги чаще всего будут выполнять­ся последовательно.

Поэтому для реализации лучше использовать комбинированный вари­ант, который учитывает наличие сценария, но допускает отклонения от него по желанию пользователя (рис. 8.13).

Теперь необходимо определить, какие формы диалога можно использо­вать для каждого шага диалога. Первый шаг - Выбор задачи включает три ва­рианта, поэтому имеет смысл использовать табличную форму. Второй шаг -Определение данных не конкретизирован, следовательно, уточнить его фор­му пока невозможно. Третий шаг - Выбор алгоритма опять же предполагает выбор, причем количество вариантов невелико: целесообразно использовать табличную форму. В остальных случаях также предпочтительной оказывает­ся именно эта форма.

Последний этап проектирования интерфейсов - разработка конкретных операций ввода-вывода для каждого диалога с учетом специфики формы ин-

ОС ПК – это комплекс программных средств, предназначенных для управления вычислительными ресурсами ЭВМ.

Классификация ОС:


Основные составные части ОС:

4) Внешние команды

Назначение и основные функции базовой системы ввода – вывода (BIOS).

BIOS - программа, находящаяся в ПЗУ

Функции BIOS:

1) Тестирование аппаратной части при включении компьютера

2) Инициализация векторов прерывания нижнего уровня

3) Поиск программы – загрузчика ОС и загрузку ее с диска в оперативную память

BIOS содержит специальные программы по управлению стандартными внешними устройствами, программу начальной загрузки ОС.

Назначение драйверов устройств. Типы драйверов Windows 2000/XP/7.

Драйверы – программы позволяющие организовать аппаратно-программный интерфейс.

Назначение драйверов:

1) Расширяют возможности ОС

2) С помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых устройств

Типы драйверов Windows 2000/XP/7:

ü драйверы реального режима MS-DOS (SYS-файлы);

ü 16-разрядные драйверы для Windows 3.x (DRV-файлы);

ü виртуальные 32-разрядные драйверы (VxD- драйверы).

13. Назначение утилит, программ – оболочек, операционных оболочек. Привести примеры.

Утилит – это программа, предназначенная для обслуживания и оптимизации работы системы

Большинство утилит предназначено для обслуживания файловой системы и дисков. Некоторые утилиты используются для ведения архивов данных, а специальные антивирусные программы обеспечивают защиту системы от компьютерных вирусов

Утилиты:

1) программы упаковщики

2) программы для создания резервных копий

3) антивирусные программы

4) программы для оптимизации дисков

Программы – оболочки – обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером

Функции программ – оболочек:

ü давать наглядное изображение содержания диска в виде дерева каталогов и файлов;

ü осуществлять создание, переименование, пересылку и удаление файлов и каталогов;

ü выполнять любые команды MS-DOS;

ü создавать, просматривать и редактировать текстовые файлы;

ü создавать пользовательские меню для быстрого запуска наиболее часто используемых программ;

ü осуществлять вход в компьютерную сеть и выходить из нее и др.

Операционные оболочки - в отличие от обычных программ-оболочек, они представляют новые возможности ОС

14. Определение и классификация прикладного программного обеспечения. Привести примеры.

Прикладное ПО - это программное обеспечение, которое предназначено для решения определенных классов задач пользователя.

Классификация прикладного программного обеспечения:

1) программные средства общего назначения

- системы компьютерной вёрстки

2) программные средства специального назначения

3) программные средства профессионального уровня

15. Назначение текстового процессора Microsoft Word. Технология работы с текстовым докумен­том.

MS Word является многофункциональной программой обработки текстов, которая позволяет вводить, редактировать, форматировать и оформлять текст. При помощи этой программы пользователь может вставить в документ графику, таблицы, диаграммы, а так же автоматически исправлять ошибки.

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре относятся следующие:

1) создание документа

3) редактирование текста

4) рецензирование текста

5) форматирование текста

6) сохранение документа

7) печать документа

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: