Какие виды данных бывают на компьютере

Обновлено: 06.07.2024

До сих пор мы вели речь только о том, чтобы записать в память некое число . Если у меня есть 5 книг, я записываю в память число 5, и считаю, что сохранил информацию о книгах. Но эта информация относится только к количеству. А что насчет качества? Что насчет синего или красного цвета, или названия книги? Название – это текст, написанный буквами, а как сохранить в памяти буквы?

Ответ везде один и тот же –

В компьютерной памяти хранятся только числа. Никаких букв, никаких красных или синих цветов. Только числа.

Легче не стало? Ничего, сейчас разберемся.

Если количество книг мы смогли представить числом 5, то ничто не мешает представить, например, латинскую букву "A" тоже каким-нибудь числом.

Латинская буква "A" будет обозначаться числом 65 . (Это действительно так, а почему – расскажу позже.)

Итак, чтобы записать в память букву "A", нужно записать число 65. Всё, проблема решена. Присвоены числа и другим буквам: B = 66, C = 67, D = 68 и так далее. Теперь мы можем записать в память любую букву в виде числа.

Если стоит задача сохранить синий цвет, его тоже можно перевести в число. Например, тоже 65 :) Это будет означать, что по шкале от 0 (самый тёмный) до 255 (самый яркий) яркость синего цвета составляет 65.

Таким образом, мы можем сохранить в памяти: 65 как количество чего-нибудь, 65 как букву "A", 65 как яркость синего цвета.

Три абсолютно разных сущности, которые в памяти хранятся как одно и то же число 65. Три абсолютно разных сущности, которые в памяти хранятся как одно и то же число 65.

Если посмотреть на то, что получилось, то мы увидим в памяти просто три байта, и в каждом записано 65 (в двоичном виде 01000001). Но как компьютер понимает, где число, где буква, где цвет?

А это ещё легче. Компьютер ВООБЩЕ НИКАК не понимает, где что. Ему ПЛЕВАТЬ! Для него есть только три числа, записанные в три разных адреса. Кто из них число, кто буква, а кто цвет – известно только нам, и вся ответственность лежит на нас.

Из этого следует одна интересная вещь: в компьютерной памяти мы можем творить любой абсурд. Например, можем сложить букву A и синий цвет. Или сложить число 65 и букву A. Что получится в результате?

65 + A = 130 . Вот это и получится, потому что это всего лишь числа. Компьютеру плевать!

Такие операции с памятью могут быть очень полезны и даже незаменимы (особенно для хакеров), но в основном от программирования требуется обратный эффект – чтобы мы не могли случайно или нарочно сложить цифру с буквой. И языки программирования выступают посредниками между нами и компьютером.

Когда мы пишем на языке программирования, мы заранее объявляем, где у нас число, а где буква, и так далее, и правила языка начинают это всё отслеживать. Мы уже не помещаем свои данные в память напрямую, это делает за нас язык, он как бы ведет учет и знает, где что лежит и как со всем этим обращаться. В большинстве языков программирования существуют следующие типы данных, которые они различают:

  1. Число . Это просто число. Количество книг, температура воздуха и так далее.
  2. Символ . Это один символ вроде буквы "A", или специальный символ типа "%", "@", "$", и т.д. Пробел (" ") тоже считается символом.
  3. Строка . Это любое количество символов, расположенных в памяти подряд друг за другом.

Да-да, чтобы сохранить в памяти строку "Hello world", мы просто подряд, друг за другом, сохраняем символы H,e,l,l,o, ,w,o,r,l,d.

Все чаще замечаю, что современным самоучкам очень не хватает матчасти. Все знают языки, но мало основы, такие как типы данных или алгоритмы. Немного про типы данных.

Еще в далеком 1976 швейцарский ученый Никлаус Вирт написал книгу Алгоритмы + структуры данных = программы.

40+ лет спустя это уравнение все еще верно. И если вы самоучка и надолго в программировании пробегитесь по статье, можно по диагонали. Можно код кофе.




В статье так же будут вопросы, которое вы можете услышать на интервью.

Что такое структура данных?

Структура данных — это контейнер, который хранит данные в определенном макете. Этот «макет» позволяет структуре данных быть эффективной в некоторых операциях и неэффективной в других.

Какие бывают?

Линейные, элементы образуют последовательность или линейный список, обход узлов линеен. Примеры: Массивы. Связанный список, стеки и очереди.

Нелинейные, если обход узлов нелинейный, а данные не последовательны. Пример: граф и деревья.

Основные структуры данных.

  1. Массивы
  2. Стеки
  3. Очереди
  4. Связанные списки
  5. Графы
  6. Деревья
  7. Префиксные деревья
  8. Хэш таблицы

Массивы

Массив — это самая простая и широко используемая структура данных. Другие структуры данных, такие как стеки и очереди, являются производными от массивов.

Изображение простого массива размера 4, содержащего элементы (1, 2, 3 и 4).


Каждому элементу данных присваивается положительное числовое значение (индекс), который соответствует позиции элемента в массиве. Большинство языков определяют начальный индекс массива как 0.

Бывают

Одномерные, как показано выше.
Многомерные, массивы внутри массивов.

Основные операции

  • Insert-вставляет элемент по заданному индексу
  • Get-возвращает элемент по заданному индексу
  • Delete-удаление элемента по заданному индексу
  • Size-получить общее количество элементов в массиве

Вопросы

  • Найти второй минимальный элемент массива
  • Первые неповторяющиеся целые числа в массиве
  • Объединить два отсортированных массива
  • Изменение порядка положительных и отрицательных значений в массиве

Стеки

Стек — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»).

Это не массивы. Это очередь. Придумал Алан Тюринг.

Примером стека может быть куча книг, расположенных в вертикальном порядке. Для того, чтобы получить книгу, которая где-то посередине, вам нужно будет удалить все книги, размещенные на ней. Так работает метод LIFO (Last In First Out). Функция «Отменить» в приложениях работает по LIFO.

Изображение стека, в три элемента (1, 2 и 3), где 3 находится наверху и будет удален первым.


Основные операции

  • Push-вставляет элемент сверху
  • Pop-возвращает верхний элемент после удаления из стека
  • isEmpty-возвращает true, если стек пуст
  • Top-возвращает верхний элемент без удаления из стека

Вопросы

  • Реализовать очередь с помощью стека
  • Сортировка значений в стеке
  • Реализация двух стеков в массиве
  • Реверс строки с помощью стека

Очереди

Подобно стекам, очередь — хранит элемент последовательным образом. Существенное отличие от стека – использование FIFO (First in First Out) вместо LIFO.

Пример очереди – очередь людей. Последний занял последним и будешь, а первый первым ее и покинет.

Изображение очереди, в четыре элемента (1, 2, 3 и 4), где 1 находится наверху и будет удален первым


Основные операции

  • Enqueue—) — вставляет элемент в конец очереди
  • Dequeue () — удаляет элемент из начала очереди
  • isEmpty () — возвращает значение true, если очередь пуста
  • Top () — возвращает первый элемент очереди

Вопросы

  • Реализовать cтек с помощью очереди
  • Реверс первых N элементов очереди
  • Генерация двоичных чисел от 1 до N с помощью очереди

Связанный список

Связанный список – массив где каждый элемент является отдельным объектом и состоит из двух элементов – данных и ссылки на следующий узел.

Принципиальным преимуществом перед массивом является структурная гибкость: порядок элементов связного списка может не совпадать с порядком расположения элементов данных в памяти компьютера, а порядок обхода списка всегда явно задаётся его внутренними связями.

Бывают

Однонаправленный, каждый узел хранит адрес или ссылку на следующий узел в списке и последний узел имеет следующий адрес или ссылку как NULL.

Двунаправленный, две ссылки, связанные с каждым узлом, одним из опорных пунктов на следующий узел и один к предыдущему узлу.

Круговой, все узлы соединяются, образуя круг. В конце нет NULL. Циклический связанный список может быть одно-или двукратным циклическим связанным списком.

Самое частое, линейный однонаправленный список. Пример – файловая система.


Основные операции

  • InsertAtEnd — Вставка заданного элемента в конец списка
  • InsertAtHead — Вставка элемента в начало списка
  • Delete — удаляет заданный элемент из списка
  • DeleteAtHead — удаляет первый элемент списка
  • Search — возвращает заданный элемент из списка
  • isEmpty — возвращает True, если связанный список пуст

Вопросы

  • Реверс связанного списка
  • Определение цикла в связанном списке
  • Возврат N элемента из конца в связанном списке
  • Удаление дубликатов из связанного списка

Графы

Граф-это набор узлов (вершин), которые соединены друг с другом в виде сети ребрами (дугами).


Бывают

Ориентированный, ребра являются направленными, т.е. существует только одно доступное направление между двумя связными вершинами.
Неориентированные, к каждому из ребер можно осуществлять переход в обоих направлениях.
Смешанные

Встречаются в таких формах как

Общие алгоритмы обхода графа

  • Поиск в ширину – обход по уровням
  • Поиск в глубину – обход по вершинам

Вопросы

  • Реализовать поиск по ширине и глубине
  • Проверить является ли граф деревом или нет
  • Посчитать количество ребер в графе
  • Найти кратчайший путь между двумя вершинами

Деревья

Дерево-это иерархическая структура данных, состоящая из узлов (вершин) и ребер (дуг). Деревья по сути связанные графы без циклов.

Древовидные структуры везде и всюду. Дерево скилов в играх знают все.


  • N дерево
  • Сбалансированное дерево
  • Дерево Бинарного Поиска

«Бинарное дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый узел имеет значение (оно же является в данном случае и ключом) и ссылки на левого и правого потомка. » — Procs

Три способа обхода дерева

  • В прямом порядке (сверху вниз) — префиксная форма.
  • В симметричном порядке (слева направо) — инфиксная форма.
  • В обратном порядке (снизу вверх) — постфиксная форма.

Вопросы

  • Найти высоту бинарного дерева
  • Найти N наименьший элемент в двоичном дереве поиска
  • Найти узлы на расстоянии N от корня
  • Найти предков N узла в двоичном дереве

Trie ( префиксное деревое )

Разновидность дерева для строк, быстрый поиск. Словари. Т9.

Вот как такое дерево хранит слова «top», «thus» и «their».


Слова хранятся сверху вниз, зеленые цветные узлы «p», «s» и «r» указывают на конец «top», «thus « и «their» соответственно.

Вопросы

  • Подсчитать общее количество слов
  • Вывести все слова
  • Сортировка элементов массива с префиксного дерева
  • Создание словаря T9

Хэш таблицы

Хэширование — это процесс, используемый для уникальной идентификации объектов и хранения каждого объекта в заранее рассчитанном уникальном индексе (ключе).

Объект хранится в виде пары «ключ-значение», а коллекция таких элементов называется «словарем». Каждый объект можно найти с помощью этого ключа.

По сути это массив, в котором ключ представлен в виде хеш-функции.

Эффективность хеширования зависит от

  • Функции хеширования
  • Размера хэш-таблицы
  • Метода борьбы с коллизиями

Вопросы

  • Найти симметричные пары в массиве
  • Найти, если массив является подмножеством другого массива
  • Описать открытое хеширование

Список ресурсов

Вместо заключения

Матчасть так же интересна, как и сами языки. Возможно, кто-то увидит знакомые ему базовые структуры и заинтересуется.

Спасибо, что прочли. Надеюсь не зря потратили время =)

PS: Прошу извинить, как оказалось, перевод статьи уже был тут и очень недавно, я проглядел.
Если интересно, вот она, спасибо Hokum, буду внимательнее.

Как ранее было сказано, человек имеет дело со многими видами информации. Рассмотрим, какую информацию компьютер, по сравнения с человеком, не может принять, поэтому, обработать, хранить и выдавать.

- Так, ввести в компьютер запах розы, вкус яблока или мягкость плюшевой игрушки - нельзя никак.

Ранее говорилось, что компьютер это электронная машина, а значит, он работает с сигналами. Поэтому компьютер может работать только с той информацией, которую можно представить в виде сигнала. Если бы можно было представить вкус, запах в виде сигнала, то компьютер ног бы работать и с такой информацией, но делать этого пока не научились.

Надо отметить, что хорошо превращается в сигналы то, что мы видим. Для этой цели используют специальные электронные устройства: видеокамеры, цифровые фотоаппараты, сканеры.

Давно научились превращать в сигналы то, что мы слышим. Делают это с помощью микрофона.

Очень трудно превращать в сигналы то, что человек чувствует с помощью обоняния, осязания и вкуса. Ученые ещё не нашли таких способов. Значит, компьютеры с такой информацией работать, пока, не могут.

Вывод:

Компьютер может, работать только с той информацией, которую мы видим и слышим.

Пять видов компьютерной информации

Современные компьютеры могут работать с пятью видами информации:

1. Числовой информацией (числа);

2. Текстовой информацией (буквы, слова, предложения, тексты);

3. Графической информацией (картинки, рисунки, чертежи);

4. Звуковой информацией (музыка, речь, звуки);

5. Видеоинформацией (видеофильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Все эти пять видов информации вместе называют одним словом: - мультимедиа.

Если компьютер может работать со всеми этими пятью видами информации, то его называют мультимедийным.

Если компьютерная программа использует все эти виды информации, то её называют мультимедийной.

Числовая информация

Для передачи информации на большое расстояние по проводам сто лет начал человек изобрел телеграф. Нашелся способ превращения чисел и букв в сигналы - специальная телеграфная азбука (Азбука Морзе). Короткий сигнал «точка». Длинный сигнал - «тире».

Для компьютеров азбука Морзе не пригодна, так как очень неудобно разбираться с тем, какой сигнал длинный, а какой короткий. Придумали более простые сигналы: если есть сигнал, то это единица. Если нет - нолик. Осталось научиться представлять числа в виде единиц и ноликов. Компьютер делает гак:

2 – 10 (ноль - один)

3 – 11 (один - один)

4 – 100 (один - ноль - ноль)

5 – 101 (один - ноль - один)

6 – 110 (один - один - ноль)

7 – 111 (один - один - один)

8 – 1000 (один - ноль - ноль - ноль)

9 – 1001 (один - ноль - ноль - один)

10 – 1010 (один - ноль - один - ноль)

Если необходимо перевести число 1999 в сигналы (двоичный код) то компьютер сам способен перевести его.

Минимальное число представления информации - (ноль и один) – называют битами. Группа из восьми битов - байтами. Их четырех - полубайт.

В один байт можно записать число от 0 до 255. Для записи числа 1998 необходимо воспользоваться вторым байтом.

В двух байтах можно записать число - от 0 до 65535.

В трех - от 0 до 16 миллионов.

Текстовая информация

Каждой букве присваивается числовой номер. Например - букве «А» число 1, а букве «Б» - 2. Надо сказать, что прописные и заглавные буквы имеют разное число. В том числе, русский алфавит и латинский имеют свою кодировку. Для того чтобы различные компьютеры понимали друг - друга ученые выработали единый стандарт представления букв числами и назвали его «Кодировкой символов» «КОИ» (Рис. 1.1.1).


Рис. 1.1.1. Кодировка символов

Превратив буквы в числа, компьютер превращает числа в сигналы, и записывает их битами, из которых собираются байты:

А - 192- 11000000

Б - 193 - 11000001

В - 194- 11000010

Д - 196 – 11000100 и так далее.

Графическая информация

Компьютеры могут работать с графической информацией. Это могут быть рисунки или фотографии. Для того чтобы картинка могла храниться и обрабатываться в компьютере, ей превращают в сигналы. Такое превращение называют оцифровкой (Рис. 1.1.2).

Для оцифровки графической информации служат специальные цифровые фотокамеры или специальные устройства – сканеры.


Рис. 1.1.2 Пример оцифровки рисунка

Цифровая камера работает, как обычный фотоаппарат, только изображение не попадает на фотопленку, а «запоминается» в электронной памяти такого «фотоаппарата». Потом такой аппарат подключают к компьютеру и по проводу передают сигналы, которыми зашифровано изображение.

Если картинка сделана на бумаге, то для того, чтобы превратить её в сигналы, используют сканеры. Картинку кладут в сканер. Сканер просматривает каждую точку этой картинки и передает в компьютер числа (байты), которыми зашифрован цвет каждой точки. Например:

Черная точка: 0, 0, 0;

Белая точка: 255, 255, 255;

Коричневая точка:153, 102, 51;

Светло-серая точка: 160, 160, 160;

Темно-серая точка: 80, 80, 80.

У каждого цвета свой шифр (его называют цветовым кодом).

Если каждый цвет передавать тремя байтами, то можно зашифровать более 16 миллионов цветов. Это гораздо больше, чем может различить человеческий глаз, но для компьютера это не предел.

Звуковая информация

Звук, музыка и человеческая речь поступает в компьютер в виде сигналов и тоже оцифровывается (Рис. 1.1.3. Рис. 1.1.4.), то есть превращается в числа, а потом - в байты и биты. Компьютер их хранит, обрабатывает и может воспроизвести (проиграть музыку или произнести слово).


Для того чтобы ввести звуковую информацию в компьютер, к нему подключают микрофон или соединяют с другими электронными музыкальными устройствами, например, с магнитофоном или проигрывателем. Если в компьютере есть специальная, звуковая плата, то он может обрабатывать звуковую информации и воспроизводить человеческую речь, музыку и звуки.


Видеоинформация

Современные компьютеры могут работать с видеоинформацией. Они могут записывать и воспроизводить видеофильмы, мультфильмы и кинофильмы. Как и все прочие виды информации, видеоинформация тоже превращается в сигналы и записывается в виде битов и байтов. Происходит это точно так же, как и с картинками - разница лишь в том, что таких «картинок» надо обрабатывать очень много.

Фильмы состоят из кадров. Каждый кадр - эго как бы отдельная картинка. Чтобы изображение на экране, выглядело «живой» и двигалось, кадры должны сменять друг друга с большой скоростью - 25 кадров в секунду. Если компьютер мощный и быстрый, то он может 25 раз в секунду обрабатывать в своей памяти новую картинку и показывать её на экране.

Сигналы для записи видеоизображений компьютер получает от видеокамеры. Как и все другие виды информации, он преобразует эти сигналы в биты и байты и записывает их в свою память.

Выводится видеоизображение на экран компьютерного монитора. При этом вместе с изображением может выводиться и звук.

Вопросы для повторения

1. Понятие: информация и информатика.

2. Воздействие средств информации на органы чувств человека.

3. Виды компьютерной информации. Дать их понятие и способы представления в ПК.

Новичкам, ищущим своё профессиональное место в области кодов и алгоритмов, обязательно необходимо знать про такой основополагающий момент, как данные. По сути, это информация, которая зафиксирована таким образом, что компьютер может с ней работать – получать, обрабатывать и передавать.

Виды данных в программировании бывают разные, и не зная их сложно добиться высот в IT-сфере. Заполнить пробел в этой теме вам поможет представленная ниже статья. В ней мы рассказали про понятие и основные разновидности данных, а также дополнили материал примерами.

Основные виды данных в программировании

Виды данных в программировании – основополагающее понятие. Классификация данных позволяет определить, где они хранятся, что собой представляют и для каких операций могут применяться.

Основные виды данных в программировании

Основные виды данных в программировании

Виды данных в программировании – это варианты представления переменных конкретного объекта. Чтобы генерировать нужный код программирования, информация о типах данных должна быть доступна программисту и транслятору.

Виды данных = формат + размерные характеристики, диапазон показателей + операции.

Различают базовые и производные виды данных в программировании:

    Первый вид (БВД) включает данные, которые изначально заложены в транслятор. Как правило, они зависят от сферы применения языка программирования. В языке Си, который отличается зависимостью от архитектуры, базовые виды данных не отличаются от основных форматов, принятых в IT. Другими словами, при преобразовании операций с данными в различные машинные команды они (данные) совершенно не меняются.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Второй вид – производные (ПВД), программист преобразует из базовых. Это приводит к формированию иерархии видов данных. При этом для обозначения некоторых из них могут применяться дополнительные имена, которые также можно применять наряду с базовыми. Например, в языке Си++, который является объектно-ориентированным, это имена классов.

Разновидности базовых типов данных в программировании

  • Числовые виды данных в программировании

Целочисленные.

Виды данных в программировании делятся на знаковые и беззнаковые. Уже понятно из наименования: в знаковых могут храниться все действительные числа, а также ноль, а в беззнаковых – только положительные (больше нуля).

У беззнаковых данных диапазон больше в 2 раза, чем у знаковых. Это – из-за компьютерного восприятия: в знаковых типах бит отражает знак числа, где 0 является положительным значением, а 1 – отрицательным.

Разновидности базовых типов данных в программировании

Разновидности базовых типов данных в программировании

Учитывая восприятие компьютерными устройствами целого значения, в ячейке памяти из n бит может храниться и 2 n-1 для знаковых типов, и 2 n – для беззнаковых:

  • Тип short (короткий целый.) Для него в памяти отведено 16 бит, то есть 2 байта (216 = 65 536). Диапазон значений, который может принять тип short со знаком – это [-32 768; 32 767].
  • Переменный тип long (длинный целый). Этому типу выделено 64 бита, то есть 8 байт. (264 = 1,8 446 744 * 1 019). Он имеет внушительный диапазон: в случае знакового типа это [-9 223 372 036 854 775 808 9 223 372 036 854 775 807]. Также модификатор long может использоваться в связке с другими типами (long будет указан перед наименованием типа, допустим, long double). Благодаря этому увеличивается диапазон возможных значений.

Вещественные.

Значения этого типа имеют плавающую запятую.

Плавающая запятая — форма представления действительных чисел, в которой число хранится в форме мантиссы и показателя степени. Если говорить на языке программирования, то каждое число может быть представлено в следующей форме:

где N — записываемое число;

p (целое) — порядок.

Как увеличить свой доход минимум на 50% выбрав правильную профессию Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться? Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Уже повзрослели, но так и не поняли, кем хотите стать? Мечтаете наконец найти любимую работу и уйти с нелюбимой?

Александр Сагун

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

  • Список из 30 востребованных современных профессий.
  • Долгосрочный план по развитию в той профессии, которая вам подходит.
  • Список каналов для поиска работы.
  • 3 теста на определение своих способностей и склонностей.
  • Практику в разных профессиях на реальных задачах.

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:

Зарегистрироваться и получить подарки

Например: 14 441 544 = 1,4 441 544 ∗ 10 7 ; 0,0 004 785 = 4,785 ∗ 10 -4 . На мониторе компьютера вы увидите следующие значения:

Таким образом, в предназначенном месте памяти хранится целое число фиксированной длины и последовательность вносимого значения. Разберем пример типа данных, хранящихся в 64 битах. Мантисса будет равна 53 битам: 1 для знака числа и 52 для её значения; порядок 10 битов: 1 бит для знака и 10 для значения. Здесь можно порассуждать о диапазоне точности, а именно какое самое большое и самое маленькое число может хранить рассматриваемый тип данных: от 4,94 * 10 −324 до 1,79 * 10 308 .

Но мы помним, что компьютерная память не резиновая, поэтому сохраняются первые разряды мантиссы. По-другому их ещё именуют значащими.

Итог: вещественные виды данных в программировании, примеры которых мы привели, характеризуются количеством значащих разрядов и диапазоном точности, что отличает их от целочисленных.

  • Символьный тип данных в программировании.

В символьном типе переменная имеет только один символ, целое число. В соответствии с кодировкой, он преобразуется в некий символ. Символьному виду данных в программировании присущ только размер выделяемой под них памяти.

  • Перечислимый вид данных в программировании.

Для внутреннего представления этот вид аналогичен целочисленному, но в нем программист использует уже готовые конкретные строковые значения вместо чисел.

В данном случае переменные перечислимого вида данных Forms могут иметь только те значение, которые указаны в примере. Это удобно, поскольку мы работает не с числами, а определенными смысловыми значениями. Но компьютер считывает данные как целые числа.

Теперь рассмотрим сложные виды данных в программировании. И на первом месте – массив. Массив – это последовательно выстроенная и имеющая общее имя структура данных, в которой хранятся элементы одного типа. Его можно представить как набор пронумерованных ячеек, в каждую из которых поместили какие-то данные (один элемент данных в конкретную ячейку).

Каждый массив определяется типом данных составляющих его элементов, а они могут быть абсолютно любыми. В программировании не допускается использование всего массива, работа осуществляется с определенной его частью. Для того, чтобы добраться до него, в трёх указанных выше языках применяют оператор «[]»:

Индексом массива является целое число, ссылающее на определенную часть массива. Индекс, как правило, имеет вид int.

До этого мы разобрали встроенные виды данных в программировании. Далее рассмотрим пользовательский тип данных.

Структура хранит в себе комплект переменных различных видов. В программировании структуры нужны для того, чтобы объединить близкие по значению вещи.

Другим пользовательским видом данных в программировании является класс. Класс наделен теми же возможностями, что и структура, но, помимо параметров, он ещё имеет и методы. Также класс поддерживает большое число вещей, которые объединены объектно-ориентированным программированием.

В этом уроке я расскажу, что такое расширение и какие бывают типы файлов в Windows. А в конце дам таблицу наиболее популярных форматов с подробным описанием.

Что такое формат и расширение

Формат или тип — это информация о файле, по которой система понимает, какого он вида и в какой программе его открыть. Для этого у каждого файла есть расширение .

Расширение — это несколько английских букв и/или цифр. Находятся они сразу после названия и разделяются точкой.


На картинке показан файл с расширением mp3. Про него компьютер знает, что это аудио и открывать его нужно в программе-проигрывателе. Значок, которым он отмечен – это иконка программы запуска.

Есть текстовые файлы - они открываются в программе для работы с текстом. Есть музыкальные и видео - они запускаются в проигрывателях. Есть графические (фото, картинки) – они открываются в программах для просмотра изображений. И еще много других типов. У каждого из них свой значок, точнее, значок приложения, в котором он будет открыт.


Если у файла вместо иконки белый лист, значит, компьютер не подобрал для него подходящую программу.


При его открытии появится окно с выбором приложения. Компьютер предлагает пользователю самостоятельно указать программу для запуска.


На заметку . В Windows есть разнообразные системные иконки:


Как правило, такими значками отмечены файлы, которые нужны для корректной работы компьютера. Их много в системном локальном диске. Такие объекты нельзя удалять или переименовывать, иначе приложения, за которые они отвечают, могут работать со сбоями.

Как узнать расширение

Система компьютера может быть настроена таким образом, что расширения у всех файлов показаны.


Или наоборот: так, что показаны только имена, без форматов.


Эту настройку можно изменить.

В Windows 10 открыть любую папку, нажать на пункт «Вид» вверху и поставить или убрать птичку с пункта «Расширения имен файлов».


В Windows 7 чуть сложнее:

Или так: Пуск → Панель управления → Оформление и персонализация → Параметры папок.



Если расширения нет

Если у объекта нет расширения, компьютер не может подобрать программу для его запуска. Это происходит, когда пользователь случайно или намеренно удаляет расширение из имени. А еще может быть из-за вируса.


Решить эту проблему легко, если знаешь тип объекта. Например, знаешь, что это фотография. Тогда нужно просто переименовать файл, добавить после названия точку и указать формат. Вот как это сделать:

  1. Настроить компьютер на показ расширений (см. выше).
  2. Правой кнопкой мыши по файлу – Переименовать.
  3. Сразу после названия напечатать точку и расширение.
  4. Нажать Enter.


Наиболее популярные форматы:

  • Документы – doc, docx или pdf
  • Таблицы – xls, xlsx
  • Архивы – zip или rar
  • Фотографии – jpg или png
  • Музыка – mp3 или wav
  • Видео – mp4 или avi

Другие типы можно посмотреть в конце урока в таблице.

Если формат неизвестен . Чтобы открыть файл, необязательно вручную прописывать расширение. Можно просто запустить его и в окошке выбрать подходящую программу. Если вы правильно ее укажите, объект откроется.

Или щелкните по нему правой кнопкой мыши, выберите «Открыть с помощью…». Или «Открыть с помощью» → «Выбрать другое приложение».

Как изменить расширение

Изменить расширение можно через переименование:

  1. Настроить компьютер на показ расширений (см. выше).
  2. Щелкнуть правой кнопкой мыши по файлу – Переименовать.
  3. Стереть старое расширение после точки и напечатать новое.
  4. Нажать Enter.


Появится окошко, в котором система предупредит о последствиях. Ведь если вы неправильно укажите формат, файл может не открыться. Например, у вас документ с расширением doc, а вы меняете его на pdf.


После нажатия на кнопку «Да» новый тип будет назначен. А также добавится значок программы для его запуска. Но обычно после такой ручной смены расширения файл перестает открываться. Потому что он технически остался тем же, что и был.

Вернуть старое расширение можно таким же образом – через переименование. Или щелкнув правой кнопкой мыши по пустому месту и выбрав пункт «Отменить переименование».


Так как же правильно изменить расширение? Для этого нужно сделать конвертацию – преобразование в другой формат. Это делается через специальные программы или онлайн-сервисы.

Вбиваем в поисковик Яндекс или Гугл запрос «из … в …». Например, из word в pdf .


В моем случае Яндекс предложил несколько онлайн сервисов. Все они интуитивно понятны: загружаем документ на сайт → сервис преобразовывает его в pdf → скачиваем результат на компьютер.

Но в некоторых случаях лучше использовать программу. Например, если нужно конвертировать видео большого размера.

Как назначить программу запуска

Каждому типу файла система назначает приложение для его запуска. И помечает иконкой этой программы. Например, текстовые (txt) будут по умолчанию открыты в Блокноте. А музыкальные (mp3) – в проигрывателе Windows Media.


Когда вместо значка показан белый лист, значит, система не понимает, в какой программе открыть объект. И при его запуске предлагает самостоятельно выбрать приложение из тех, что установлены на компьютере.

Если поставить птичку на пункт «Всегда использовать это приложение», то в последующем все объекты данного типа будут запускаться в выбранной программе.


Но не всегда нужная программа установлена на компьютере. Бывает, ее просто нет - тогда файл открыть никак не получится. В этом случае нужно установить подходящее приложение.

Для каждого популярного формата есть своя бесплатная программа:

  • PDF – Foxit Reader (оф.сайт)
  • ZIP и RAR – 7-Zip (оф.сайт)
  • DOC, DOCX, XLS, XLSX и другие документы MS Office – OpenOffice (оф.сайт)
  • MP3, MP4, MKV и другие аудио/видео – Media Player Classic (оф.сайт)

Другие форматы и программы для них смотрите в таблице.

На заметку . Также белый лист вместо значка приложения показывается на файлах, у которых нет расширения. Об этом я рассказывал выше в статье.

Выбор программы по умолчанию

А бывает, объекты определенного типа открываются в неподходящей программе. Тогда можно указать другое приложение для их запуска.

1 . Щелкните правой кнопкой мыши по файлу. Выберите «Открыть с помощью…» или «Открыть с помощью» → «Выбрать другое приложение».


2 . В окошке кликните левой кнопкой мыши по нужной программе и поставьте птичку на пункт «Всегда использовать это приложение». Нажмите ОК.


Вот и всё – теперь объекты данного формата будут по умолчанию запускаться в назначенной программе.

Читайте также: