Какие внешние факторы влияют на память ребенка

Обновлено: 30.06.2024

Важнейшей особенностью любого человека является его память , благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память представляет собой совокупность процессов, способствующих запоминанию, сохранению и воспроизведению информации с последующим ее использованием и применением.

В чем же особенности памяти дошколят ?

Развитие памяти у детей дошкольного возраста имеет свои определенные особенности. Избирательность : ребенок фиксирует броские качества предметов, особенные события. Частота : для запоминания необходимо повторение материала. Непроизвольность : дошкольнику присуща память , основанная на эмоциях и интересе. Хороший потенциал развития : считается, что именно в этом возрасте можно заложить у ребенка способность к эффективному запоминанию, что положительно скажется на его умственном развитии и на формировании его как личности.

Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других психических процессов, особенно с восприятием и мышлением. Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся.

Память - это один из уровней отражения окружающей действительности, сложная и многоступенчатая система перекодирования информации. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Память ребенка в этот период преобладает наглядно-образная. Основными средствами, которыми малыш овладевает, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер.

В зависимости от того, какую информацию ребенку необходимо запомнить, выделяют следующие виды образной памяти (т. е. памяти на образы ) : зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую. Особую роль в развитии памяти детей дошкольного возраста играет освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. С 4-5 лет у ребенка уверенно начинает развиваться словесно-логическая (вербальная) память – память на слова , суждения, умозаключения.

Вопрос : Какие виды памяти начинают развиваться у детей в дошкольном возрасте ? Каковы особенности непроизвольной памяти ?

Непроизвольная память – это память , когда ребенок запоминает и воспроизводит информацию, не прилагая волевых усилий. Она является господствующей в дошкольном возрасте , запоминание, у детей , носит, в основном, непроизвольный характер. У ребенка лучше запечатлевается тот материал, который ему интересен, который непосредственно включен в процесс восприятия, вовлеченный в его активную деятельность (например, преодоление препятствий в игре-путешествии, оказание помощи сказочному герою).

На эффективность непроизвольного запоминания у детей влияют следующие факторы, такие, как : организующая роль взрослого, обозначение ситуации и называние объектов словом; понимание, осмысленность, наглядность, доступность предлагающегося материала; игровой мотив; эмоциональная окрашенность, внешняя привлекательность деятельности.

Вопрос : Какие факторы влияют на эффективность запоминания?

На качество запоминания разного рода информации оказывают влияние личностные особенности ребенка : его интересы, настроение, предпочтения к определенным занятиям. Дети очень любопытны, их привлекает все необычное : яркие предметы, необычные вещи, увлекательные события, заманчивые игровые предложения, волшебные сказки… Новое притягивает их взгляд, восхищает и удивляет, надолго остается в памяти . Такие ситуации способствуют развитию неосредственной эмоциональной памяти - памяти на эмоции , чувства, переживания.

А еще дети этого возраста очень подвижны , они любят бегать, прыгать, играть , танцевать. Дошкольный возраст – основа для развития двигательной (моторной) памяти - памяти на движения . Почти все основные навыки двигательной памяти – действия - осваиваются в дошкольном возрасте , совершаются полностью машинально и сохраняются на всю жизнь.

Вопрос : Чем отличается произвольная память от непроизвольной ?

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному (сознательному) запоминанию и припоминанию информации, Так, для того, чтобы запомнить, ребенку необходимо сосредоточиться и приложить некоторые волевые усилия.

Произвольная память начинает формироваться у детей примерно в возрасте 4-5 лет . Расширяется сфера познавательной деятельности ребенка, он оказывается способен овладеть логическими приемами запоминания.

Память , все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. В это же время у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Дошкольник не только накапливает определенные знания и опыт, но оказывается способен поделиться ими с другими : со сверстниками и взрослыми.

Вопрос : Так ли необходимо тренировать память ребенка в дошкольном возрасте ?

Память современного ребенка нуждается в регулярных тренировках, так как ему приходится осваивать и запоминать большое количество новой информации, действий, учить стихи, пересказывать тексты. От успешности запоминания во многом зависят достижения дошкольника в образовательной деятельности. Так, например, низкий уровень развития зрительной памяти будет тормозить развитие навыков письма и чтения, что может привести, в дальнейшем, к общему отставанию в обучении.

Вопрос : Как оценить способность ребенка к запоминанию?

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком познавательной информации, и вовремя устранять недостатки развития памяти , необходимо оценивать способности ребенка к запоминанию.

Это осуществляется через использование тестов на определение уровня развития кратковременной зрительной и слуховой памяти через выполнение тестов, заданий, игр, игровых упражнений : ребенку предлагается сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т. д.) .

Тест «Запомни картинки» (от3 до 10 картинок) .

Тест «Запомни пары слов» (от 3 до 8 слов) :

1) дом, книга, санки, снег; 2) подарок, мальчик, машина, кот, юла, сказка.

Вопрос : Что же влияет на развитие памяти ребенка дошкольного возраста ?

На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает особое значение.

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка , нужно систематически развивать его память и ассоциативное мышление с помощью специальных игр, игровых заданий и упражнений, и, таким образом, возможно добиться значительного улучшения качественных показателей памяти .

Вопрос : Как организовать обучение ребенка приемам запоминания? Какой применять для этого материал?

Игры, игровые упражнения на развитие произвольной памяти у детей .

Дидактическая задача : упражнять в умении удерживать в памяти слова , или рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры.

Игровые действия : запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий, поиск, помощь сказочному герою и т. п.

Игровой материал : карточки с изображением картинок, фигур и схем, предметы и игрушки, тексты, сценарии.

Игровые правила : запомнить необходимые слова, картинки, текст, схемы, правила, действия, правильно их описывать, воспроизводить.

Вопрос : Посоветуйте, какие игры помогут развить зрительную память ?

Для развития зрительной памяти подойдут игровые упражнения с такой поставленной задачей : В течение определенного времени (30-60 сек) дошкольнику необходимо запомнить ряд предметов (графических изображений) . Далее картинки (рисунки) закрывают или убирают, а ребенку предлагают повторить, назвать или зарисовать то, что было, те предметы, которых не достает.

«Что на картинке» . Ребенок должен вспомнить и описать предмет (несколько предметов, учитывая, как отдельные элементы, так и цвет.

- Какие предметы на столе? - Кто выступает в цирке? - Кто в лесу на поляне?

- Описать картинку : вспомнить и рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей.

«Веселые картинки» . Запомнить картинки и ответить на вопросы :

1). Что делает клоун? Есть ли шапочка у него на голове? Сколько мячей?

2). Где сидит кот? Кто еще в комнате? Что на полу? Какого цвета телефон?

3). Что держит мишка в лапе? Мишка сидит или стоит? Какие игрушки рядом с ним? Какого цвета у мишки рубашка? Какая картинка висит на стене?

3). Что у снеговика в руках? Есть ли у снеговика шарф? Какого цвета ведро у него на голове? Какое настроение у снеговика?

«Что изменилось?» Ребенка просят внимательно посмотреть и запомнить, что находится на рисунке, затем лист переворачивают и показывают ему вторую картинку. Ребенок должен назвать - что изменилось на картинке.

«Чего не стало» . Перед ребенком расставляются от 5 до 8 предметов. Дается время для запоминания. После того как ребенок отвернется, убирается 2–3 предмета. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не стало.

1) «Запомни фигуры» ; 2) «Запомни точки» . Ребенку предлагается запомнить какого цвета геометрические фигуры; =расположение точек. А затем нарисовать.

«Инопланетяне» . Инструкция : «В город прилетели три инопланетянина. Необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей». Затем рисунки убираются. Задание : «К тебе в гости спешит, например, 3-й инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид, нарисуй его портрет».

Рассеянный крокодил. «Посмотри внимательно на этого рассеянного Крокодила» (затем картинка убирается) . Ребенка просят ответить на вопросы :

- Какого цвета Крокодил на рисунке? - Сколько у Крокодила ног? - Что необычного ты заметил у крокодила?

Вопрос : Ребенку осталось 1,5 года до школы. Подскажите, как развивать у него словесно-логическую память ?

Словесно-логическая память : это запоминание, сохранение и воспроизведение логических высказываний, выражений, понятий, формулировок. В старшем дошкольном возрасте начинает действовать принцип смысловой организации памяти . Для развития словесно-логической памяти можно использовать такого вида игровые задания :

«Пары слов» ( развитие смыслового соотнесения, как логического приема запоминания). Предлагаются 6-10 пар слов, логически связанные по смыслу. Затем, взрослый называет 1-е слово из пары, ребенка просят назвать 2-е. Например, дом - окно, стол - ваза, елка - игрушки, школа - ученик, река - мост, дорога - машина.

«Ассоциации» . Детей просят запомнить слова к картинкам : зима, любовь, время, гроза, праздник, дружеский разговор, угощение. Через некоторое время вспомнить и назвать их, глядя на опорные картинки : часы, снежинка, сердце, молния, воздушный шарик, телефон, конфеты.

Вопрос : Ребенок с трудом запоминает содержание рассказов, сказок, испытывает трудности при заучивании стишков. Что делать?

«Высший пилотаж» в заучивании вербального материала - это системное запоминание. Важно не заставлять ребенка механически запоминать содержание текста, а сделать так, чтобы ребенок получил яркое впечатление от прочитанного. Еще одно из условий - это соответствие предложенного материала возрасту ребенка .

Рассказ для запоминания «Про Ваню и Машу» . Жили-были детки, Ваня и Маша. Подарила им мама деревянную лошадку на колесиках. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее колесико сломано. Позвали они своего дедулю, и он починил лошадку.

Для развития памяти хорошо заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности, пересказывать небольшие тексты и сказки, важно при этом развивать способы словесно-логического запоминания. Для этого учить ребенка выделять в тексте «ключевые слова» , составлять «план» для пересказа текста.

Помнить, что важную роль в процессе запоминания любой информации играет повторение и закрепление усвоенного.

Вопрос : Есть ли какие-либо «особые» и эффективные способы развития памяти детей ?

Особое значение при пересказывании, составлении рассказов и заучивании стихов, занимает мнемотехника (с греч. - искусство запоминания, которая включает различные приемы и методы, облегчающие запоминание, способствующие сохранению и воспроизведению информации, и, в целом, увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

В качестве дидактического материала для этого используются мнемотаблицы, где к каждому слову или словосочетанию соотносится картинка (схема, особый рисунок) . Благодаря этим схемам-рисункам ребенок лучше понимает содержание и гораздо лучше запоминает.

Мнемотаблицы по сказке. Ребенку предлагается по картинкам рассказать сказку (например, «Репка» ) кукле или другой игрушке. Ряд картинок : репка, дедка, бабка и т. п.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворения (пересказа текста) .

«Кошка и мышка» : «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет. Картинки : кошка, окно, шапка, иголка с ниткой. Мышка, сапожки, домик, метелка.

«Рисование схем» — один из способов логического запоминания,

Ребенок должен делать по содержанию текста схематичные зарисовки :

У дороги растет большое дерево. Мальчик катается на лыжах.

Вопрос : Какие игры можно использовать на развитие слуховой памяти ?

Можно предложить ребенку игровые упражнения на развитие слуховой памяти . Ребенок должен запомнить несколько слов или небольшой текст, ряд цифр, последовательность действий, а затем - повторить.

Игра «Гуляем по лесу» . Детям предлагается совершить воображаемую прогулку по лесу. Называются птицы : «Сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка» . С названием каждой птицы дети прикрепляют листочек на дерево. Затем ребята должны вспомнить всех птиц и поочередно снимать листок с дерева.

« Игра с колокольчиками » . Взрослый звонит последовательно в три колокольчика разного тона (колокольчики не показывают) . Дети должны при их звучании производить разные действия (по договоренности, например, хлопать в ладоши перед собой, хлопать по коленям, над головой. Вариант : использовать музыкальные инструменты, например : гармошку, барабан, металлофон.

«Сказочники» . Сказка читается по частям (1-2 предложения, потом детям задаются вопросы по содержанию. Например, «Шел солдат по дороге : Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; шел он домой с войны»

- Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

«Стоп» . Взрослый говорит ребенку : «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить : «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона» . А теперь я буду читать сказку, но как только прочитаю это особое предложение – ты должен хлопнуть в ладоши и сказать «стоп!»

Предлагается, фрагмент из сказки, к примеру, Г. X. Андерсена «Дикие лебеди» : «Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Вопрос : Воспитатели говорят, что мой ребенок с трудом запоминает танцевальные движения, их последовательность, физические упражнения. Можно ли улучшить память на движения ?

Моторно-слуховую (двигательную) память можно успешно развить .

Предлагаем некоторые упражнения на развитие этого вида памяти .

«Обезьянки» Дети по очереди должны показать разные движения, а остальные - их повторить друг за другом.

«Делай как я» . Взрослый показывает ребенку 3–5 движений, которые он должен повторить в точной последовательности. Со временем усложнить задачу, добавляя новые движения.

«Птицы – цветы – деревья» . Ребенку предлагается задание : если он услышит название цветка, то должен хлопнуть в ладоши, если название птицы, то помахать руками, если название дерева – встать в позу «дерева» , расставив руки, как ветки.

Примерный ряд слов : дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, дуб, сова, лилия, василек, голубь, тополь, гвоздика, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник.

Игра «Слушай и исполняй» . Взрослый называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Вопрос : Какие условия необходимы для развития памяти и качественного запоминания?

Память тесно связана с волевыми качествами, с их целенаправленностью, мотивами поведения. С возрастом память ребенка- дошкольника из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой и постепенно приобретает черты произвольности.

Освоение различных способов, средств и стратегий осмысленного запоминания, обуславливает совершенствование памяти в дошкольном возрасте .

Использование специальных игр и упражнений, с целью развития памяти , использование мнемотехнических приемов способствуют повышению эффективности осмысленного запоминания, развитию ее опосредованности , превращению памяти ребенка в осознанную, опосредованную, произвольную психическую функцию. При обучении дошкольников приемам и средствам запоминания важны систематичность и игровая мотивация, доброжелательная обстановка, положительные эмоции ребенка, его внимание и желание запомнить, активная позиция к информации (материалу, поддержка и похвала взрослых.

Дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития . При правильно организованном обучении « играем и запоминаем вместе » (вместе с мамой) можно достигнуть выраженного эффекта в развитии памяти . Это, в дальнейшем, позволит в значительной мере обеспечить успешное обучение ребенка в школе.

п/психолог Юрчук Е. Н.

1. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова и. Развиваем память . 6-7 лет. Рабочая тетрадь. – М., «Росмэн» , 2015.

2. Земцова О. Н. «Умные книжки» , Запомни картинки. Развиваем память . Для детей 3-4 лет ; 5-6 лет. – М., 2017.

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 2002.

4. Психология дошкольника : Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 2000.

Память ребенка – сложный механизм. Иногда о детях говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Любые родители хотят, чтобы эта фраза не относилась к их ребёнку. Поэтому возникает вопрос: как развить память сыну или дочери?

Что такое память?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс - осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

память ребенка 7 лет

Классификация видов памяти

Человеческая память до конца не изучена. Но сейчас можно с уверенностью сказать, как работает её механизм:

  1. Запоминание;
  2. Сохранение;
  3. Воспроизведение при узнавании;
  4. Забывание.

Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное. Произвольное запоминание - это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул. В этом случае большую роль играет мотивация. Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется. При запоминании материал определяется особенным устройством головного мозга – энграммами.

Существуют два вида сохранения информации: динамическое и статическое. Динамическое сохранение относится к кратковременной памяти, статическое – к долговременной. Последний вид важен для учёбы ребёнка. Потому что ему нужно запомнить важный материал на уроках, потом вернутся к нему на экзаменах, дополнить при выполнении домашнего задания.

Забывать ненужную информацию так же необходимо, как запоминать важную. Забывание – это процедура уничтожения нейронных связей. Она нужна психике малыша, чтобы избежать перегрузки.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова.

У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

память ребенка 7 лет

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Формирование памяти с 3 до 6 лет

Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?

Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

память ребенка 6 лет

Формирование памяти с 6 до 10 лет

Формирование памяти с 10 до 14 лет

У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.

Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.

Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

память ребенка

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

Почему мы не помним первые годы своей жизни?

Этим вопросом интересовался уже Зигмунд Фрейд. Он считал, что есть так называемая младенческая амнезия.

Со временем ученые сформировали несколько теорий.

  • С рождения не развит отдел мозга, отвечающий за воспоминания, – гиппокамп. Он продолжает формироваться в юношеском периоде.
  • Чтобы воспоминания сохранились, нужно облекать их в словесную форму, а речь окончательно формируется примерно к 3 годам.
  • Так как ребенок развивается очень интенсивно, каждый день у него формируется огромное количество нейронных связей. Старые становятся не нужны – и их заменяют новые.
  • Это зависит от культуры в семье. Если с ребенком разговаривать и интересоваться его мыслями, настроением, впечатлениями рано, он достаточно детально помнит, что с ним происходило.

А есть просто уникумы которые помнят чуть ли не день своего рождения.

Как меняется память ребенка с возрастом?

  • кратковременной и долговременной;
  • произвольной и непроизвольной.

Для детей дошкольного возраста более характерно непроизвольное запоминание, которое не требует усилий.

Ближе к школе формируется произвольная память, которая необходима для обучения. И, если прикладывать усилия, произвольную память можно развить у любого ребенка.

Но нужно понимать, что у каждого из детей свои особенности. Один больше склонен к образной памяти, которая связана обонятельным, зрительным, тактильным, слуховым опытом. У второго лучше развита словесная память, у третьего – комплексная.

От пола, кстати, эти особенности не всегда зависят. Считается, что у девочек активнее работает левое полушарие, а у мальчиков – правое. Но бывает и наоборот.

Сейчас есть тенденция посещать нейропсихолога, чтобы узнать сильные и дефицитарные функции головного мозга ребенка и привести их к балансу.

Учитывая эти особенности, за период подготовки к школе, то есть с 3 до 6–7 лет, можно развить отстающие виды памяти – и ребенок будет готов к запоминанию разного материала большого объема. То есть такая функция мозга, как память, безусловно, тренируема.

Что влияет на качество памяти?

Есть определенная основа для функционирования мозга. Лучшие педагоги, достаточное количество времени для занятий, большие средства не принесут пользы, если у ребенка не будет:

  1. стабильного режима дня;
  2. полноценного, натурального, домашнего питания;
  3. регулярной аэробной нагрузки, активной прогулки на улице;
  4. разнообразных занятий для физического, интеллектуального, творческого развития;
  5. продолжительного сна ночью;
  6. дневного сна или отдыха, если этого требует организм;
  7. свободного времени.

Самый полезный сон для детского организма – с 21 до 24 часов. В это время мозг растет, очищается, обрабатывает информацию – формирует ресурс следующего дня, сжигает жир, укрепляет иммунитет. И это только часть «работы» мозга во сне.

Стоит остановиться и на том, что у ребенка всегда должно быть хотя бы одно физическое и творческое хобби: танцы, спорт, плавание, рисование. Это в том числе повышает возможности мозга и умения конкретного ребенка.

Мозг, который регулярно получает витамины и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты, хорошо воспринимает информацию, обучается и закрепляет «папку» долговременной памяти.

Каким должно быть питание развивающегося организма?

Родителям важно знать, что полноценное питание ребенка должно содержать:

  • большое количество овощей, фруктов и ягод того географического региона, где они проживают;
  • источники животного белка: мясо, морскую рыбу, яйца, молочные и кисломолочные продукты;
  • цельнозерновые каши;
  • орехи – после 3 лет;
  • сухофрукты;
  • семечки.

Также для правильного формирования нервной системы необходимы омега-3 жирные кислоты. Две основные полиненасыщенные жирные кислоты морского происхождения — эйкозапентаеновая (ЭПК) и докозагексаеновая (ДГК). Обе они положительно влияют на работу мозга.

Потребность в докозагексаеновой жирной кислоте объясняется тем, что клетки мозга, которые содержат около 20% этой омега-3 кислоты, ежесуточно расходуют 2–8 % на обменные процессы, поэтому потери должны восполняться.

Специалисты рекомендуют выбирать полиненасыщенные жирные кислоты в форме триглицеридов — она лучше усваивается, потому что именно в такой форме существует большинство жиров в природе.

Рыба, рыбий жир, мясо, молоко, растительные масла содержат жир преимущественно в форме триглицеридов. Человеческий организм – не исключение.

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Читайте также: