Какие языки программирования семейства допускаются в 2021 году на компьютерном егэ

Обновлено: 07.07.2024

Какие среды программирования будут на егэ 2021?

Какие среды программирования будут на ЕГЭ?

Что можно брать на ЕГЭ по информатике 2021?

В 2021 году на ЕГЭ по информатике не предусмотрено разрешенных дополнительных предметов, которые вы можете взять с собой. Все должно быть у вас в голове. Если говорить о питании, то воду + шоколадку захватить можно всегда.

Какие языки будут на ЕГЭ?

Ежегодно около 10% всех выпускников решают сдавать Единый государственный экзамен по иностранному языку, и с каждым годом эта цифра растет. На данный момент можно выбрать из пяти языков: английского, немецкого, французского, испанского и китайского. Возможность сдавать ЕГЭ по китайскому языку появилась в 2019 году.

Какой язык программирования выбрать для сдачи ЕГЭ?

На данный момент я рекомендую выбрать Паскаль, Си или Бейсик. Это известные, распространенные языки. Среда разработки для них есть практически в любой школе. Значит, у проверяющего не возникнет вопросов при анализе Вашей программы.

Можно ли пользоваться компьютером на ЕГЭ по информатике?

Компьютером можно пользоваться на протяжении всего экзамена, а задания выполнять в любом порядке и возвращаться к ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Можно ли смешивать зеленый антифриз с тосолом?

Какие программы разрешены на ЕГЭ по информатике?

Какой самый простой язык программирования?

6 самых простых языков программирования для начинающих

Какие языки программирования семейства допускаются в 2021 году на компьютерном ЕГЭ?

Как будет проходить экзамен по информатике в 2021 году?

Начиная с 2021 года единый государственный экзамен по учебному предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» будет проводиться в компьютерной форме (далее – КЕГЭ) (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 28.01.2021 № 10-21).

Как проходит ЕГЭ по информатике 2021?

В 2021 году экзамен будет впервые проводиться в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9 из 27.

Сколько баллов дают за задание егэ информатика?

Первичные баллы за задания ЕГЭ по информатике в 2021 году

За каждый правильный ответ с 1 по 24 задание, экзаменуемый получает 1 первичный балл. Правильно выполненные 25-27 задания, оцениваются в 2 первичных балла.

Всем привет! В этом году я закончил 11 класс и сдавал первый Компьютерный ЕГЭ. Знаю, что довольно поздно пишу статью об этом, но все равно хотелось бы высказать пару мыслей об экзамене и о своем опыте. Хочу рассказать о самом ЕГЭ по информатике, его изменениях, подготовке и о некоторых мелочах.

Что представляет из себя экзамен по информатике

В основном это задания на системы счисления, кодирование/декодирование, алгоритмы, логика, рекурсивные алгоритмы и базовая математика. 2 часть заключается в умение писать программ (30-40 строк) для сортировки и анализа последовательностей. За такие задачки дают 2 балла за правильное решение, и 1 – за неполное. Например, можно решить задачу неэффективно по времени и получить только 1 балл. Вот некоторые примеры заданий.





24, 27 – новые с этого года.

Сдают ЕГЭ по информатике свыше 80 000 школьников, цифра с каждым годом растет. Средний балл, сдающих

Изменения

Новые задания больше направленны на решение задач с помощью языков программирования и компьютера, к примеру, больше не приходится переводить системы счисления вручную на листочке, можно написать свою программу и пользоваться ею на протяжении всего экзамена. Но также появляется проблема, что можно даже и не знать, к примеру, системы счисления, просто заучить алгоритм перевода и сделать ctrl+v на экзамене, что по моему мнению ставит учеников, которые действительно понимают тему, и тех, кто - нет, в одинаковые условия.

Для проведения экзамена было создано специальное ПО. С инструкциями, удобным интерфейсом и простотой в использовании.


Новый экзамен стало действительно приятно решать, потому что он стал таким, каким его представляют и каким он должен быть, но, к сожалению, есть и достаточно минусов нового формата.

О подготовке

Я жил в небольшом городе (100к населения) и учился соответственно в обычной школе. Сдавало информатику в городе 14 человек и только 1 был из моей школы. Учил нас информатике с 8 по 11 класс учитель ИЗО, поэтому уроков у нас либо не было, либо на них мы рисовали в пеинте или играли в браузерные игрушки. Такая обстановка была, насколько я знаю, в каждой школе, и я не удивлюсь, если так и в почти каждом регионе. Про подготовку в школе можно было забыть, кто-то ходил к местным репетиторам, а некоторые прибегали к услугам онлайн-репетиторов (в том числе и я).

Учил я питон, на экзамене он самый настоящий чит: он многое позволяет, прост в изучении, помогает писать задачки быстро и легко, даже не задумываясь о времени выполнения программы. Почти все онлайн-репетиторы учили своих учеников питону, но у меня в городе репетиторы учили паскалю. Время на подготовку уделял не особо много. Во-первых, летом я увлекался некоторыми курсами по программированию – решать 2 часть получалось уже вначале 11 класса. Во-вторых, информатика была самым последним ЕГЭ по дате сдачи, поэтому время на повторение и заполнение пробелов было достаточно.

Из-за множества нововведений, банк заданий был достаточно пуст: было множество однотипных заданий, которые отличались только входными данными, не было примеров новых заданий, которые попадались бы в прошлые года на экзамене, и в целом контента долгое время было очень мало, что не скажешь, к примеру, о профильной математике, где изменений нет очень долго, есть куча репетиторов, школ и заданий прошлых лет.

Как проходил сам экзамен

В тот день была невыносимая жара, знаю что один мальчик из другой аудитории даже потерял сознание от неё. С обслуживанием машин, ответами на вопросы, женщины преклонного возраста справлялись, на удивление, отлично, также было 2 технических специалиста, которые решали некоторые более серьёзные вопросы с техникой.

Хоть с техникой и был порядок, но я все равно столкнулся с некоторыми проблемами. Во-первых решать КЕГЭ дома и в аудитории – совершенно две разные истории. Сложнее всего было привыкнуть к другому ноутбуку и клавиатуре в особенности, набирать код приходилось, постоянно пялясь в клавиатуру, и значительно медленнее, чем у себя дома. Во-вторых хоть и характеристики машин были приемлемы, у меня в PyCharm’e при запуске неэффективного алгоритма в конце экзамена ноут стал сильно лагать (что дома такого конечно же не происходило, поэтому о таком я даже не думал). В такой ситуации, по правилам, можно либо поменять место (потраченное на это время не восполнят), либо писать экзамен во 2 день. Это уже был конец экзамена, я потратил больше 3 часов, эмоции, которые я пережил, не хотелось ощущать снова, и решил дописать этот ЕГЭ, да и в целом у меня были готовы ответы, только 30 минут на проверку я потерял из-за этого.

Задания экзамена были в основном обычные, но новые задачки во 2 части, которые дают больше всего баллов, удивили многих. То ,что давали на всероссийском пробнике, было значительно легче. Да и хотя бы немного похожих заданий нигде не встречалось. Вот некоторые из тех задачек.



В некоторых моментах я немного схитрил и последнюю задачу решил неэффективным алгоритмом, поэтому потерял на 2 части не много баллов. Самым удивительным был 2 день экзамена: школьникам достались те же задания, что были и в первый день. Как составители могли осознанно принять такое решение, готовясь к проведению экзамена целый год, я не понимаю. На горячей линии ответ рособнадзора был мол, что статистика показывает одинаковый процент решаемости заданий в 1 и 2 день, поэтому все ок, но саму статистику почему-то никто не показывает. Возможно так сделали, чтобы показать, что новый формат себя оправдал и средний балл по России не упал. Также на ноутбуках оставались файлы с кодом прошлых учеников, но тут, видимо, вина организаторов.

Вывод

Хоть экзамен я сдал на 90/100, по итогу Единый Государственный Экзамен оказался далеко не единым и быть первопроходцем оказалось не просто. Формат очень сырой и надеюсь, что его будут дорабатывать. Но на самом деле КЕГЭ по информатике стал интересным экзаменом, который действительно хочется решать. Возможность запрограммировать множество заданий - самая главная фишка. Надеюсь экзамен будут дорабатывать, привлекать больше специалистов как к совершенствованию КЕГЭ, так и к обучению в школах небольших регионов.

Также хотел сказать пару слов тем, кому предстоит сдавать этот экзамен в следующих годах. О своих проблемах с техникой сразу сообщать организаторам. Надеяться при подготовке только на сайт решу егэ не стоит, берите задания отовсюду: кполяков, ютуб, варианты статграда, сборники и т.д., проявляйте инициативу к изучению. Питон – must have. И посоветовал бы увлекаться спортивным программированием, изучать алгоритмы и пробовать себя в олимпиадах (Но тут питон, наверное, уже не прокатит).

На этом все, спасибо всем, кто уделил этой статье внимание. Извиняюсь за возможно большое количество ошибок в моем изложении.

ЕГЭ по информатике: что изменилось и к чему готовиться

ЕГЭ по информатике с этого года почти полностью изменился. Одни задания убрали, другие добавили, у части заданий изменились номера. Но самое главное, сдавать ЕГЭ по информатике теперь придётся не на бумажном бланке, а на компьютере. Рассказываем, чего ожидать и к чему готовиться.

Помимо теории узнайте и о личном опыте: наш выпускник рассказывает, как полюбить программирование и начать разработку собственных задач с героями из вселенной DC.

Как устроен экзамен, и что изменилось

  • Стало больше практических заданий, которые проверяют основные навыки работы на компьютере, в том числе заданий, где требуется написать программу.
  • В некоторых заданиях на программирование данные нужно считывать из файла. Ранее предполагалось, что исходные данные вводят на клавиатуре.
  • В текстах программ нет языка BASIC. Используемые языки программирования: Python, C++, Pascal, алгоритмический язык.
  • Задания 1, 7, 12, 17, 19, 21, 23, 24, 25 исключены из ЕГЭ. Теперь задание № 23 на системы логических уравнений, которое вызывало огромное количество сложностей, не является препятствием для получения максимального количества баллов.
  • На экзамене нет заданий, требующих простого воспроизведения терминов, понятий, величин, правил. Выполнение любого задания подразумевает решение тематической задачи. При этом нужно либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации.

Сравнительная таблица новой и старой версий ЕГЭ

Часть заданий нужно решать на бумаге, а в форму на компьютере вводить только ответ.

Часть заданий можно решать и так, и так: ответ в любом случае отправляется в электронном виде. Эти задания помечены в таблице как те, которые можно решать на компьютере.

Остальные задания без компьютера решить не получится.

№ задания
Компьютерный ЕГЭ 2021
№ задания
ЕГЭ прошлого года
Тема задания
13Проверка и считывание данных
22Таблицы истинности и логические схемы
34Хранение, поиск, сортировка информации в базах данных
45Кодировка и декодировка информации
54Исполнение или создание линейного алгоритма
6 8Конструкции языка программирования. Вместо написания программы вручную теперь нужно проанализировать соответствие исходных данных результату
79Определение объёма памяти
810Методы измерения количества информации
9 отсутствовалоЭлектронные таблицы
10 отсутствовалоИнформационный поиск. Текстовый редактор
1113Подсчёт информационного объёма
12 14Исполнение алгоритма
1315Представление и считывание данных
1416Позиционные системы счисления
1518Понятия и законы математической логики
1611Рекурсивная функция. Раньше требовался анализ вручную, теперь надо написать программу на компьютере
17 отсутствовалоСоставление алгоритма на языке программирования.
Программа проверки на делимость
18 отсутствовалоДинамическое программирование, но в таблицах
1926Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
2026Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
2126Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
22 20Анализ алгоритма с ветвлением и циклом
23 22Анализ результата исполнения алгоритма
24 отсутствовалоПрограмма обработки строк. Чтение из файла
25 отсутствовалоПрограмма поиска делителей
26 отсутствовалоОбработка массива. Программирование или таблицы
27 27Создание собственной программы. Обработка числовых последовательностей

Баллы и критерии оценивания

Максимальное количество первичных баллов — 30.

За верное решение заданий 1–24 начисляется один балл. Если ответа нет или он ошибочный — вы получаете 0 баллов.

За выполнение заданий 25–27 можно получить 0–2 балла.

Задание № 25. Вы получаете 2 балла, если даёте верный ответ.

1 балл выставляют, если есть один из следующих недочётов:

  • ошибочные значения только в одной строке ответа;
  • отсутствие не более одной строки ответа;
  • присутствие не более одной лишней строки ответа.

За неверный ответ или более чем одну ошибку в ответе ставится 0 баллов.

Задания № 26 и № 27. За верный ответ ставится 2 балла.

1 балл выставляют, если есть один из следующих недочётов:

  • значения в ответе перепутаны местами;
  • в ответе присутствует только одно верное значение (второе неверно или отсутствует).

В остальных случаях — 0 баллов.

Как готовиться к экзамену

Советы по решению задания № 27

Здесь нужно написать эффективный алгоритм. Это значит, что с помощью вашего алгоритма можно быстро получить ответ. Раньше эффективность оценивали эксперты, теперь же эффективность определяется временем экзамена. В задании два исходных файла. В одном короткая последовательность, например, не более 100 чисел, а в другом длинная последовательность, сотни тысяч элементов. Если за 4 часа вы не получили ответ на длинной последовательности, то алгоритм не эффективен. Вы получите только 1 балл, если на короткой последовательности будет верный ответ.

Лучше сначала написать неэффективный алгоритм. Как правило, это не занимает много времени и усилий. При этом вы гарантированно получите один балл. Если стремитесь к максимальному количеству баллов, после этого переходите к созданию эффективного алгоритма.

Пример решения задания № 24

Текстовый файл состоит из 1000 символов A, B и C. Определите максимальное количество идущих подряд символов, среди которых каждые два соседних различны.

В 2020-2021 учебном году Единый Государственный экзамен по информатике будет проходить в компьютерной форме, или, как написано, в официальных документах, с использованием специализированного программного обеспечения. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос. В первую очередь, потому что предыдущая форма проведения экзамена (ручкой на бумажке) была неоднозначной. Часть вопросов в ЕГЭ была посвящена написанию программы, а писать программу на листке без возможности ее отладить и увидеть результат – это, конечно, ужасно. С другой стороны, такая форма экзамена отлично проверяла умение читать алгоритмы. Начнем по порядку. Что происходит?

В современный экзамен вошли 27 вопросов, из которых 9 решаются исключительно с использованием программного обеспечения, а именно электронных таблиц, текстового редактора и систем программирования. 18 вопросов перешли из бланковой формы и адаптированы к компьютерной форме проведения экзамена. Это вопросы на системы счисления, кодирование, моделирование, логику и т.д.

Что касается вопросов, решаемых с помощью электронных таблиц – это задачи на использование математических, статистических, логических функций, возможно, функций баз данных, а также задачи на динамическое программирование, достаточно сложные. Кроме того, электронные таблицы можно использовать (во всяком случае, устроители явным образом не запрещают это делать) для арифметических вычислений. К тому же в Excel можно организовать перевод чисел из одной системы счисления в другую, а также можно составлять таблицы истинности для решения задач на логику. Это означает, что школьник должен уверенно пользоваться электронными таблицами, глубоко знать методы работы с функциями, уметь составить модель задачи в табличной форме.

Теперь, как это будет организовано технически. Создана электронная оболочка для сдачи экзамена. Открывается она пока в браузере, т.е. работает онлайн. Преобразуют ли ее в оконное приложение к лету 2021 года – неизвестно. Выглядит это как набор веб-страниц, на которых сформулировано задание и есть поле для ввода ответа. То есть, читать вопросы придется с экрана. Будет ли бумажный дубликат - неизвестно. Это не совсем удобно, еще и потому, что есть вопросы, в формулировку которых входят схемы, таблицы, графы. Придется перерисовывать их на бумагу с экрана, на это тратить время и рисковать ошибиться. Тексты программ представлены в виде рисунков, поэтому скопировать их в студию не удастся, придется набирать. Каждое задание сформулировано на отдельной странице. Естественно придумана навигация и меню для свободного перемещения по пространству экзамена. На вопросы можно отвечать в любом порядке. Можно вернуться и изменить введенный ответ. При ответе на вопросы, связанные с программированием, нужно просто ввести в поле ответ. Таким образом, программный код никто проверять не будет, тексты программ не сохраняются и никуда не отправляются. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, т.к. нет требований к экономичности кода и задействованных ресурсов, пиши как хочешь. Хотя, последний 27-й вопрос сформулирован так, что если решать его простым перебором, то, как утверждают авторы, не хватит мощностей даже самого навороченного компьютера, извольте писать экономичный и эффективный алгоритм. С другой стороны, малейшая, самая глупая описка в коде, приведет к фатальной ошибке, и никто разбираться в деталях не будет, апелляцию подавать будет бессмысленно. Со временем предполагается организовать удаленную компиляцию, пока этого нет. Такой способ проведения экзамена, обеспечивает практическую мгновенную проверку и выдачу результата, исключает ошибки экспертов, разночтения и неясности, связанные с почерком экзаменующихся.

Как готовиться к такому экзамену? Цитируем слова специалистов ФИПИ: нужно формировать и развивать навыки практического программирования, закреплять навыки обработки числовой информации в электронных таблицах, уделять повышенное внимание теоретическим основам информатики, алгебре логики, межпредметным связям с математикой, основам комбинаторики. Лучше и не скажешь. Экзамен как был трудным, таким и остается, а сдавать ЕГЭ в период перестройки окажется еще сложней. Поэтому беритесь за подготовку немедленно. А если вы еще в 9-10-м классе, не откладывая начинайте тренироваться в программировании, не пожалеете.

В 2021 г. ЕГЭ по информатике и ИКТ проводится в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий.

Остальные 18 заданий сохраняют глубокую преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет (экзамена в бланковой форме). При этом они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена, в тех случаях, когда это необходимо. Так, например, задание 6 КИМ 2021 г. является преемником задания 8 модели КИМ предыдущих лет. В заданиях этой линии нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому при сохранении тематики задания была скорректирована постановка вопроса в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату её работы.

Обновлено 5 декабря. Демоверсия утверждена.


Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2021 года по информатике

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Уровень сложности задания

Требуется использование спец. программного обеспечения

Макс. балл за выполнение задания

Время выполнения (мин.)

Умение представлять и считы­вать данные в разных типах ин­формационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и фор­мулы)

Умение строить таблицы истин­ности и логические схемы

Знание о технологии хранения, поиска и сортировки информа­ции в реляционных базах данных

Умение кодировать и декодиро­вать информацию

Формальное исполнение алгорит­ма, записанного на естественно N языке, или умение создавать ли­нейный алгоритм для формально­го исполнителя с ограниченнь^ набором команд

Знание основных конструкций языка программирования, понята* переменной, оператора присваи­вания

Умение определять объём памя­ти, необходимый для хранения графической и звуковой инфор­мации

Знание о методах измерения ко­личества информации

Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таб­лицах

Информационный поиск средст­вами операционной системы или текстового процессора

Умение анализировать результат исполнения алгоритма

Умение представлять и считы­вать данные в разных типах ин­формационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и фор­мулы)

Читайте также: