Какими элементами отличаются друг от друга шрифты используемые при компьютерном наборе текстов

Обновлено: 03.07.2024

Для представления содержания документа в более понятной и выразительной форме применяется форматирование. Символы являются основными объектами, из которых состоит текстовый документ, поэтому, прежде всего, необходимо правильно установить основные параметры, определяющие их внешний вид: шрифт, размер, начертание и цвет.

Word содержит большое количество средств форматирования, с помощью которых можно существенно улучшить внешний вид документов на экране и при печати. Правильно оформленный документ облегчит зрительное восприятие пользователю, а выделенные должным образом участки текста укажут, на чем нужно сосредоточиться. В то же время неудачно подобранное форматирование может стать причиной неправильного понимания содержимого документа. Перегруженный элементами форматирования документ только затруднит чтение, поэтому при оформлении нужно всегда придерживаться "золотой середины". Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при выборе параметров форматирования:

подбирайте такую гарнитуру шрифта, чтобы она сочеталась со стилевыми особенностями текста; не используйте в одном документе более трех гарнитур и четырех начертаний; не выбирайте для одного документа более четырех размеров шрифта.

Шрифт.

Шрифт - это полный набор символов (букв, цифр, знаков пунктуации, математических знаков, а также специальных символов) определенного рисунка. Каждый шрифт имеет свое название, например Times New Roman, Arial, Courier New и др.

Наиболее часто форматирование осуществляется при помощи изменения атрибутов шрифта. Самый простой способ привлечь внимание к слову в тексте — выделить его полужирным шрифтом или курсивом. Эти атрибуты называются начертанием шрифта. Кроме них, шрифт имеет и другие атрибуты, такие как размер (кегль) и гарнитура.

Форматировать текст можно как при наборе, так и после его выполнения. Помните, что если вы хотите форматировать набранный текст, то его обязательно нужно выделить. Исключение составляет только форматирование одного слова — для его оформления достаточно установить в нем курсор.

Параметры оформления текста, которые имеют отношение к шрифту, собраны в диалоговом окне Шрифт. Для его открытия выполните одно из следующих действий:

щелкните по кнопке в виде стрелки, направленной вниз, в нижней части группы Шрифт на вкладке Главная;

1

Диалоговое окно Шрифт имеет две вкладки: Шрифт и Интервал. Рассмотрим доступные параметры.

На вкладке Шрифт можно выбирать цвет текста, начертание шрифта (обычный, курсив, полужирный или полужирный курсив), размер и цвет символов. Вкладка Интервал помогает определить расстояние между символами шрифта. В зависимости от выбранного варианта шрифт может быть уплотненным, обычным и разреженным. На этой же вкладке можно выбрать масштаб, при котором символы становятся шире или уже (если больше 100 %, то текст растягивается, если меньше — сжимается).

По способу представления в компьютере различаются растровые и векторные шрифты. Для представления растровых шрифтов используются методы растровой графики, когда символы нерифта представляют собой группы пикселей. Растровые шрифты допускают масштабирование только с определенными коэффициентами (например, MS Sans Serif 8, 10, 12 и т. д.). В векторных шрифтах символы описываются математическими формулами и допускают произвольное масштабирование.

Обычно различные символы шрифта имеют и различную ширину, например буква "Ш" шире, чем буква "А". Однако имеются и моноширинные шрифты, в которых ширина всех символов одинакова. Примером такого шрифта является шрифт Courier New.

Существует и еще одно деление всех шрифтов: шрифты с засечками (например, Times New Roman) и рубленые (например, Arial). Считается, что шрифты с засечками легче воспринимаются глазом, и поэтому в большинстве печатных текстов используются именно они. Рубленые шрифты используют обычно для заголовков, выделений в тексте и подписей к рисункам.

Примеры различных шрифтов представлены в табл. 1.

Таблица 1. Примеры шрифтов различных типов

Размер шрифта.

Единицей измерения размера шрифта является пункт (1 пт = 0,376 мм). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах (обычно от 1 до 1638 пунктов), причем в большинстве редакторов по умолчанию используется шрифт размером 10 пт. Ниже приведены примеры представления текста с помощью шрифта различных размеров:

Шрифт размером 24 пт.

Шрифт размером 18 пт.

Шрифт размером 12 пт.

Шрифт размером 8 пт.

Начертание и вид символов.

Кроме обычного начертания символов могут применяться полужирное, курсивное и полужирное курсивное начертания.

Можно установить дополнительные параметры форматирования символов (табл. 2): подчеркивание символов различными типами линий, видоизменение вида символов (верхний индекс, нижний индекс, зачеркнутый символ), изменение расстояния между символами (разреженный, уплотненный шрифт) и др.

Таблица 2. Дополнительные параметры форматирования символов

Цвет символов. Если планируется многоцветная печать документа, то для различных групп символов можно задать различные цвета, выбранные из предлагаемой текстовым редактором палитры.

Инструменты форматирования символов

Изменять параметры шрифта можно, не только используя вкладку Шрифт одноименного диалогового окна. Во многих случаях гораздо удобнее пользоваться кнопками, вынесенными на ленту в группу Шрифт на вкладке Главная.

С помощью кнопок группы Шрифт можно выполнять все основные действия по оформлению текста.

Изменять начертание шрифта — делать текст курсивным, полужирным, подчеркнутым или зачеркнутым. Изменять гарнитуру шрифта — наиболее распространены Times New Roman, Arial и Courier New, а также Calibri, который используется в Word 2007 по умолчанию. Выбирать размер (кегль) шрифта. Возле списка изменения размера шрифта также есть удобные кнопки для быстрого увеличения и уменьшения кегля на один пункт. Изменять регистр символов. При щелчке по этой кнопке появляется меню, в котором можно выбрать один из вариантов изменения регистра: Как в предложениях – в этом случае регистр первых букв в предложениях будет изменен на верхний; все строчные – при выборе этого варианта все буквы станут строчными; ВСЕ ПРОПИСНЫЕ – в этом случае все буквы станут прописными; Начинать С Прописных – если выбрать этот вариант, все слова выделенного фрагмента текста будут начинаться с большой буквы; иЗМЕНИТЬ РЕГИСТР – при выборе этого варианта все прописные буквы будут изменены на строчные, а все строчные – на прописные. Устанавливать надстрочные и подстрочные знаки, которые создаются выше и ниже опорной линии текста, соответственно. Быстро удалять все параметры форматирования, возвращая параметры по умолчанию

Панель инструментов Форматирование

Наиболее часто используемые инструменты форматирования символов и абзацев (см. ниже) вынесены на панель инструментов Форматирование, которая появляется на экране каждый раз, когда вы выделяете какой-либо фрагмент текста, а также когда вызываете контекстное меню. Ею удобно пользоваться для изменения цвета, кегля и гарнитуры шрифта, заливки, а также изменения начертания.

1

Панель инструментов Форматирование исчезает с экрана сама по себе, когда вы убираете курсор с ее области. Это очень удобно, ведь, с одной стороны, она не занимает дополнительное место на экране, а с другой, не требуется дополнительных действий, чтобы ее убрать. Если вам нужны только базовые инструменты форматирования, которые вынесены на эту панель, вы можете скрыть отображение ленты и тем самым увеличить рабочую область.

Шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной. В этой статье разберемся, какие бывают виды шрифтов и как с ними правильно обращаться. Но для начала немного теории.

Словарик

Термин «шрифт» часто используется в самых разных ситуациях, когда речь идет о дизайне. На самом деле в этой теме важны сразу три понятия: гарнитура, шрифт и виды шрифта. Чтобы не запутаться, разберем их все по порядку.

Гарнитура – это семейство шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют единый стиль и настроение. Всем известные Arial и Garamond – это гарнитуры шрифтов, которые содержат в себе целый набор вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.

Шрифт – это какое-то одно начертание в рамках гарнитуры, а ещё файл со специальным разрешением, который скачивается на компьютер и устанавливается в систему. Например, Arial Italic и Garamond Bold – это шрифты.

Чтобы было проще запомнить разницу, можно использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя. Например, Helvetica – это просто фамилия семейства шрифтов, из которой непонятно, о каком именно шрифте идет речь. А Helvetica Neue Light – это точное имя шрифта.

Начертания шрифтов – это то, с каким контрастом и наклоном нарисованы буквы. Чаще всего дизайнеры рисуют один шрифт в обычном, жирном, легком и курсивном варианте и их оттенках – легком курсиве или наоборот, супер-жирном обычном начертании.

Виды шрифтов – это большие группы гарнитур, которые объединили по общему признаку, например, шрифты для заголовков или декоративные шрифты.

Есть несколько способов классификации шрифтов, каждая из которых делит шрифты на группы по какому-то общему признаку. Например, в исторической классификации шрифты делят на группы по времени их возникновения. Ещё шрифты делят на группы рисунку букв, назначению и даже по настроению.

Итак, какие бывают виды шрифтов.

Виды шрифтов с засечками

Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу.

Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до 19 века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».

1. Антиква старого стиля

Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в 15 – 17 веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.

Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.

Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.

В Canva бесплатно доступно несколько сотен шрифтов на русском и английском языках. Лучшие варианты в стиле старой антиквы на русском и английском – Crimson Roman, гарнитура Cormorant Garamond, Oranienbaum, PT Serif.

2. Переходная антиква

К переходной антикве мир перешел в конце 17 – начале 18 веков. Считается, что первая переходная антиква создавалась для нужд французского короля Людовика 14, и отличается от старой антиквы большим контрастом букв и симметричными засечками.

Переходных антикв не так много, но знают их все: это знаменитые шрифты Times New Roman, Baskerville и Georgia. Этими шрифтами набирают книги и документы, используют их в официальных письмах и других серьезных случаях. Они не устаревают, очень аккуратно смотрятся и их удобно читать.

3. Антиква нового стиля

Это шрифты нового типа, которые появились в конце 18 века во Франции и отличаются еще большим контрастом между основными и соединительными штрихами букв. Все буквы в таких шрифтах стоят ровно без наклона, благодаря чему кажутся ещё более официальными и строгими.

Считается, что такие шрифты проигрывают в удобочитаемости переходным антиквам, но споры об этом не утихают уже пару веков, а шрифт Didot за это время стал классикой французского стиля в книгопечатании.

Самые знаменитые антиквы нового стиля – это шрифты Bodoni, Didot, Walbaum. Их можно использовать для тех же целей, что и переходные: при печати книг, документов, писем и официальных заявлений.

Хорошие бесплатные примеры антиквы нового стиля в Canva на русском – шрифт Ledger и гарнитура Noto Serif Display. На английском – шрифт Antic Didone.

4. Брусковая антиква

Это последний подвид антиквы, который появился в Англии в 19 веке как шрифт для рекламных плакатов, постеров и других крупных носителей. Главная особенность таких шрифтов – мощные прямоугольные засечки у букв и низкий контраст.

Сегодня такие типы шрифтов кажутся напечатанными на машинке, а их узнаваемый рисунок не перепутать ни с чем другим. Среди брусковых шрифтов историки дизайна отдельно выделяют несколько подгрупп: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.

Гарнитура Кларендон – самый удобочитаемый и спокойный шрифт из всего семейства, поэтому её часто используют в современном дизайне. Шрифты такого типа продаются у всех крупных компаний – Adobe, Linotype и других.

Красивые бесплатные примеры брусковой антиквы можно найти и в Canva. Это Alfa Slab One, Faustina Semi Bold, Eszar Extra Bold, Chunk Five и Bio Rmyme Ex для английского языка. На русском можно использовать Foglihten Black PC, Podkova Extra Bold, Rubik Mono и Boldesco Serif.

Виды шрифтов без засечек

Эти шрифты находятся в противоположности шрифтам с засечками. Их иногда еще называют гротесками, что дословно означает «причудливые» – это название закрепилось за ними как насмешка над тем, как сильно они отличаются от антиквы. Буквы в таких шрифтах заканчиваются ровным краем, благодаря этому такие шрифты кажутся более современными и минималистичными.

5. Старые гротески

Это первые шрифты без засечек, которые, как и брусковые шрифты, изначально создавались для рекламных целей, но позднее стали использоваться и для набора обычного текста. Появились в 19 веке. Особенность старых гротесков в том, что это шрифты с небольшим контрастом, буквами одинаковой ширины и крупной, даже грубой геометрической формы. Такие типы шрифтов идеально подойдут для оформления заголовков газет, книг и статей.

Самые знаменитые старые гротески – Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk.

Красивые бесплатные гротески в Canva – Intro, гарнитура Exo 2 Black, DejaVu Sans Bold, Articulat Bold на русском и Gothic A1 Black, HK Gothic Bold, Heebo Black и гарнитура Libre Franklin на английском.

6. Новые гротески

Эти шрифты пришли в мир в 50-е годы 20 века и до сих пор являются самыми актуальными и удобными из всех. Они появились благодаря дизайнерам-модернистам из швейцарской школы типографики и отличаются максимальной простотой и утилитарностью.

У таких шрифтов почти нет контраста, одинаковая ширина букв и ярко выраженное спокойное настроение. Их легко читать и можно использовать буквально везде. Именно поэтому они так популярны. Самый знаменитый новый гротеск – шрифт Helvetica, который стал настоящим культом в мире дизайна, лег в основу логотипов многих брендов с мировой известностью и по сей день является одним из самых часто используемых шрифтов в мире.

Лучшие бесплатные шрифты в стиле новых гротесков в Canva – Cairo Regular, Carmela, Gidole, Glacial Indifference на английском, и Ubuntu, Sensation Light, гарнитуры Roboto и Open Sans на русском.

7. Гуманистические гротески

Этот тип шрифтов во всем подражает рукописным шрифтам и антикве старого стиля, поэтому буквы имеют плавную форму линий и высокий контраст. Их удобно читать, они универсальные и поэтому широко используются по сей день.

Впервые эти шрифты появились в Англии в 20 веке, и первым гуманистическим гротеском стал шрифт Gil Sans, который тогда использовался в фирменном стиле Лондонской железной дороги. Позднее этот шрифт лег в основу логотипов BBC, BENQ и KitKat, стал шрифтом шведской марки косметики Oriflame.

Самые знаменитые гуманистические гротески – Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.


Рассказываем, чем различаются шрифты, какой эмоциональный посыл они могут нести и какие параметры влияют на легкость чтения.

Шрифты и гарнитуры

Шрифт — это конкретный набор символов, который мы используем для печати. Сходные по стилю шрифты объединяются в семейства — гарнитуры. Внутри гарнитуры шрифты различаются начертаниями: могут быть курсивными, жирными, тонкими, широкими или узкими. Например, Helvetica — это гарнитура, а Helvetica Bold — шрифт.


В обиходе гарнитуру часто называют шрифтом. Но лучше использовать термины правильно. Иногда начертаний очень много: полужирные, тонкие, узкие… Например, в гарнитуре Acumin доступно целых 90 шрифтов!


И тут точность формулировок критически важна. Если попросить напечатать текст «шрифтом Acumin», будет совершенно непонятно, какое именно начертание нужно.

Чем различаются шрифты

Буквы всегда должны оставаться узнаваемыми, иначе их будет трудно читать. Поэтому ключевые различия шрифтов заключаются в деталях.

Наличие или отсутствие засечек

Засечки — это перпендикулярные выступающие элементы.


Когда нужно использовать одновременно два шрифта, часто выбирают один с засечками, а другой — без них. Они максимально отличаются друг от друга, поэтому хорошо смотрятся вместе:


Также пары могут составлять из двух шрифтов без засечек, которые различаются по пластике:



Контрастность шрифта

Контрастность шрифта — разница между основными и соединительными штрихами. Если одни штрихи значительно тоньше других, это шрифт с высокой контрастностью. Если все штрихи одинаковые — контрастность отсутствует. Взгляните на предыдущий пример: шрифт в надписи Milk Chocolate контрастный, а в названии Hershey’s — нет.

Апертура

Апертура — это открытость знаков. Оценить ее можно по буквам, образующим незамкнутую фигуру — проще всего по букве «С». Если она больше напоминает незамкнутый круг, апертура маленькая, а если похожа на полукруг — апертура большая.


Обычно шрифты с большой апертурой смотрятся дружелюбно и располагающе, их часто можно увидеть в логотипах:




Насыщенность

Насыщенностью называют толщину линии по отношению к размеру буквы. Например, жирные начертания (Bold или Black) обладают большей насыщенностью, чем Regular.

Соотношения ширины и высоты знаков

Шрифты бывают широкие и узкие. Это можно оценить, например, по букве «О». Если она тяготеет к кругу, шрифт широкий, а если представляет собой вытянутый вертикально овал — узкий.


Узкие шрифты смотрятся строго и солидно, их любят использовать бренды премиум-класса.




Все, кому нужен серьезный имидж, могут использовать узкие шрифты: банки, образовательные учреждения, IT-компании.

Наклон основных штрихов

Шрифты бывают прямые, курсивные и наклонные. Прямые — это обыкновенные шрифты, которые мы обычно используем. Курсив напоминает письмо от руки, буквы в нем наклонены вправо, более округлые и часто имеют соединительные штрихи. А наклонный шрифт не подразумевает изменение формы букв, они просто поворачиваются под углом вправо.


Курсивными или наклонными бывают целые гарнитуры или отдельные начертания. Обычно эти начертания обозначаются как Italic, для наклонного шрифта иногда используют название Oblique.


Наклон осей овалов

Это отдельный параметр, актуальный для контрастных шрифтов. Он связан с особенностями письма, которые повлияли на разработку первых шрифтов — оси овалов в них слегка наклонены влево.


Соотношение ширины разных букв

Бывают разноширинные, равноширинные и моноширинные шрифты. В разноширинных знаки значительно различаются между собой — буква «Щ» в них будет очень широкой, а буква «У» — узкой. В равноширинных они будут различаться меньше — узкие буквы будут чуть шире, а широкие — чуть сжаты. В моноширинных шрифтах знаки тоже полностью не равны по ширине, но равны их кегельные площадки — ячейки, в которых расположены знаки.


Поэтому моноширинные шрифты используются редко, они образуют неравномерные интервалы между знаками в слове. В айдентике, рекламе и веб-дизайне шрифты либо разноширинные, либо равноширинные.

Наборные и акцидентные шрифты

Шрифты различаются по своим функциями: они могут быть наборными — для печати длинных текстов — или акцидентными — для заголовков. В первых важна легкость чтения, а вторые должны привлекать внимание читателя. Это условное деление: некоторые шрифты могут одновременно служить и наборными, и акцидентными.


К сугубо акцидентным относят шрифты со сложной формой букв, которые трудно было бы читать в мелком тексте:




Виды шрифтов

По принципам построения букв можно выделить пять групп шрифтов. Это антиквы — контрастные шрифты с тонкими засечками, брусковые — с толстыми засечками, гротески — без засечек, рукописные — имитирующие письмо от руки и декоративные — художественно оформленные.

Антиквы

Самые первые шрифты начали создавать в XV веке, и это были антиквы. Они повторяют конструкцию букв, написанных пером: у них есть засечки и заметная разница толщины основных и соединительных штрихов.

Большинство антикв хороши для чтения длинных текстов. Засечки показывают линию строки, а контрастность помогает легко различать буквы.



Ранние шрифты с засечками, появившиеся в период Ренессанса, называют антиквами старого стиля. Они отличаются умеренной контрастностью, асимметричными засечками и наклоном осей овалов. Эта форма букв сформировалась при использовании ширококонечного пера, которое дает разную толщину линии в зависимости от угла поворота.


Такие шрифты выглядят изящно и утонченно:




Со временем засечки становились более симметричными, а контрастность — более выраженной. Такие шрифты называются переходными антиквами, их начали использовать в XVII веке. Это строгие шрифты, которые подходят для официальных документов. Всем известная гарнитура Times New Roman — это и есть переходная антиква.


К концу XVIII века появляются антиквы нового стиля. В них разница между основными и соединительными штрихами максимально выражена, а ось букв строго вертикальная. Эти антиквы уже напоминают письмо не ширококонечным, а остроконечным пером.


Такие шрифты смотрятся стильно и изысканно, но чаще используются как акцидентные. В легкости чтения они уступают другим антиквам, потому что соединительные штрихи крайне тонкие и с трудом заметны в маленьком размере.



Брусковые шрифты

Эти шрифты появились в в XIX веке. Они напоминают антикву, но контрастность у них небольшая, а засечки — массивные и широкие.


Брусковые шрифты могут использоваться как наборные или как акцидентные.




Гротески или рубленые шрифты

У гротесков нет засечек и почти отсутствует разница в толщине штрихов — если она и есть, то совсем незначительная. Рубленые шрифты появились в конце XIX века и использовались как акцидентные: массивные буквы были видны издалека и хорошо привлекали внимание.


Сейчас гротески применяют и для заголовков, и для набора основного текста.

Первые рубленые шрифты принято называть старыми гротесками. Они равноширинные, имеют заметный контраст между штрихами, вытянутую форму букв и маленькую апертуру. Старые гротески выглядят строго, создают четкий визуальный ритм, и хорошо подходят для коротких надписей.


В 30-х годах прошлого века появились геометрические гротески. Буквы напоминают простые фигуры — круги, квадраты или треугольники. Поскольку форму букв стремились максимально упрощать, это неконтрастные шрифты. Они соответствуют эстетике конструктивизма.


Геометрические гротески смотрятся лаконично и современно:




Примерно в то же время стали использовать гуманистические гротески — похожие на антикву, только без засечек. Это разноширинные шрифты, в них заметен контраст между штрихами, знаки открытые. Такие надписи выглядят приветливо и неформально.


В 50-е годы XX века начали появляться закрытые равноширинные шрифты с широкими буквами и почти без контраста. Их назвали неогротески или новые гротески. Самый известный пример — гарнитура Helvetica.


Это нейтральные шрифты, они призваны быть функциональными, легко читаемыми и незаметными.


Рукописные шрифты или скрипты

Это шрифты, имитирующие письмо от руки каким-либо пишущим инструментом — пером, кистью, маркером, ручкой или мелом. Форма букв в них обычно более округлая, острых углов меньше, часто есть соединительные штрихи между буквами. Также для скриптов обычно характерен наклон осей букв вправо — от легкого до интенсивного.


Изредка скрипты бывают наборными, но обычно это акцидентные шрифты.


Декоративные шрифты

В эту группу входят шрифты, которые нельзя отнести к гротескам, антиквам, бруксковым или рукописным. Буквы могут принимать любую причудливую форму, иметь разный размер, наклон, текстуру.


Непривычная форма букв чаще всего вызывает трудности при чтении, поэтому большинство декоративных шрифтов подходят только для заголовков.





Настраиваемые параметры текста

Работа над типографикой не ограничивается выбором шрифта. Есть еще несколько параметров, которые можно менять в графических редакторах: кегль, кернинг, трекинг, интерлиньяж.


Кегль — это размер шрифта, он измеряется в пунктах. Размер считается с учетом выносных элементов — например, «хвостика» буквы «у» или «шляпки» буквы «б». Поэтому при одинаковом кегле шрифты из разных гарнитур могут казаться разного размера — у одних более длинные выносные элементы, чем у других.


Кернинг — это расстояние между конкретными парами символов. Он бывает метрическим и оптическим. В первом случае расстояния вычисляются автоматически по правилам, заложенным в шрифте. Во втором случае кернинг учитывает форму букв.


Некоторые расстояния при применении метрического и оптического кернинга могут совпадать, а другие будут существенно различаться. Посмотрите на пример ниже: между буквами «к», «е» и «р» при оптическом кернинге расстояние заметно меньше:


Цифры . В типографике используются арабские и римские цифры. Если в наборе гарнитуры есть капитель, лучше римские цифры набирать ей.

Арабские цифры бывают двух видов: маюскульные и минускульные . Маюскульные цифры все одного роста c прописными, а минускульные, или медиевальные чуть выше строчных букв, а некоторые имеют верхние и нижние выносные элементы.




Строчные знаки (Lower case) – те, что образуют строку. Они меньше прописной и отличаются по рисунку.

Прописная буква (Upper case) – это большая заглавная. С нее новые начинаются предложения, имена собственные и так далее.

Капитель (Small capitals) – прописные буквы по рисунку, но размером они чуть выше строчных и немного шире по пропорциям. Она применяется в выделениях текста, для набор имен, аббревиатур, для заголовков и первых строк. В кириллическом наборе капитель практически не применяется.



Капитель в тексте используют в качестве заголовка и выделяют с его помощью важную мысль.
Открытость и закрытость шрифта определяет его апертура, степень открытости круглых знаков шрифта. То есть расстояние между концевыми элементами буквы и угол среза на этих концевых элементах. Это можно увидеть в таких буквах как с, e, s .



Апертура – степень открытости рисунка таких знаков, как «С» «е». Различают закрытые шрифты, или шрифты с малой апертурой, например Helvetica, полузакрытые, или шрифты c промежуточной апертурой, как у Akzidenz Grotesk и открытые шрифты, с большой апертурой, например Futura.


Важно не путать динамику и статику шрифта с эмоциональным восприятием движения или покоя. Считается, что динамический шрифт поможет быстрее и комфортнее считывать текст за счет свойств построения.


Важное и наиболее интересное отличие этих типов шрифтов в том, как примыкает соединительный штрих к основному. В динамических шрифтах он плавно выходит из основного штриха, а в статических выглядит приставленным под углом. Динамический шрифт будет больше напоминать о письме ширококонечным пером, а статический – остроконечным.


Люди зачастую путают понятия «шрифт» и «гарнитура» и придают им одинаковое значение. Это ошибка.

Гарнитура — это название шрифтовой семьи (font family), внутри которой может быть большое количество начертаний. Тонкий, жирный, полужирный – это уже определенный шрифт внутри гарнитуры. Можно сказать, что гарнитура – это общее понятие, как большая коробка, в которой лежат более мелкие понятия – шрифты.

Начертания гарнитуры в цифровых шрифтах, как правило, находятся в папке шрифтов и могут иметь названия типа «курсивное» (italic), тонкое (light), нормальное (book, regular, roman), жирное (bold) и так далее. Буквы с этими свойствами различаются насыщенностью и иногда рисунком. Например, нормальное начертание буквы «а» будет в некоторых гарнитурах отличаться от курсивного.




Ширина букв шрифта также влияет на характер и эмоциональную составляющую вашего текста и характер шрифта в целом.

Знаки в равноширинном шрифте не обязательно должны быть одинаково широкими или узкими, но все знаки в нем стремятся к одному размеру. Это хорошо можно определить, написав рядом буквы O, Н, В.

Разноширинные знаки можно отличить по буквам O, Н и Е, где сразу видно, что буква Е почти в два раза больше О.



Ширина букв шрифта также влияет на характер и эмоциональную составляющую вашего текста и характер шрифта в целом.


Контрастность шрифта определяет его стиль. До 19 века у наборщиков была только антиква, шрифты с засечками. Их строение основано на гуманистическом минускуле и писании ширококонечным пером. Пером писали под определенным углом, и какие-то штрихи получались тоньше других. А контрастность зависела от угла наклона пера.

Контрастность знаков определяется разницей между основным и соединительным штрихом. Для основного текста лучше использовать среднеконтрастный шрифт, так как он должен быть максимально прост и читабелен. Большой контраст в тексте, как у Bodoni больше подойдет для заголовков


Хороший пример контрастного и неконтрастного шрифтов – Didot и Pragmatica

Это очень интересная и красивая вещь. Лигатура – это один знак шрифтового набора, который содержит в себе два или три соседних знака.

Лигатуры возникли из-за проблемы сочетания некоторых букв, элементы которых при обычном наборе пересекаются или между ними появляются ненужные неаккуратные расстояния.

Интересно, что когда вы набираете текст, и в сочетании букв предусмотрена лигатура, два-три знака автоматически меняются на один – лигатуру. Они доступны в определенном шрифтовом формате, OpenType, и используются в основном тексте. Существуют основные и дополнительные лигатуры, но вторые встречаются реже. В русском языке лигатуры не применяются, поэтому мы рассматривает только латиницу.

Лигатуры в текстах довольно актуальны. Это приятная мелочь для читателя, которой, тем не менее, не стоит злоупотреблять.

Пункт лежит в основе типометрической системы измерения. Он приблизительно равен 1/72 части дюйма. Но из-за того, что в разных странах мира размеры пункта отличаются, два разных шрифта одного кегля могут отличаться друг от друга по размеру.


Для базового понимания отличия шрифтов нужно знать, что есть антиква и гротеск. Это самые часто применимые сейчас классификации шрифтов, поэтому, если вы видите шрифт с засечками, то скорее всего, это антиква, шрифты без засечек называются гротеском.
Внутри антикв и гротесков есть тонкие различия. Гротески появились намного позже, чем антиквы. До 19 века все шрифты были антиквенными, и берут они свое начало от римского капитального шрифта. фото showinfo.rietveldacademie.nl
Первое римское монументальное письмо, найденное на Колонне Траяна. Буквы сформировались и относится ко 2 веку до нашей эры Умеренный контраст
Несимметричные засечки
Открытость форм
Наклонные оси круглых знаков


Большой контраст
Симметричные скругленные засечки
Полузакрытые формы знаков
Вертикальные оси овалов
Очень большой контраст
Круглые капли
Закрытые формы знаков
Вертикальные оси овалов


Упорядоченность
Отсутствие засечек
Закрытая форма
Контраст практически отсутствует
Встречаются скошенные срезы вертикальных штрихов
Отсутствие засечек
Открытость, негеометричность форм
Встречается небольшой контраст
Максимально геометризирован,
выглядит составленным из геометрических фигур,
начерченными

Кроме антиквы и гротеска существует класс брусковых шрифтов. Это собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков.

Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы.

Подробнее узнать о подгруппах можно в шрифтовом справочнике компании ParaType

Максимально геометризирован,
Выглядит составленным из геометрических фигур,
начерченными.


Название часто заканчивается на serif или slab-serif
Засечки прямоугольные без скругления
Такие брусковые часто создаются в пару к гротеску


Шрифты, имитирующие рукописный почерк, почерки какой-либо стилистики, исторические почерки и так далее


Леттеринг – это индивидуальная шрифтовая надпись, создается специально под проект. Когда дизайнер делает надпись и хочет передать эмоциональный смысл слова, он делает это слово уникальным. У него есть ограниченный набор букв, которые будут идеально смотреться друг с другом только в таком виде.

Разница между леттерингом и сочетанием букв из набора в том, что дизайнер, создавая шрифт, думает о том, чтобы все знаки алфавита были гармоничны друг для друга. Шрифт – это усредненная форма, и знаки довольно универсальны.

Это намного более индивидуальный подход, многие компании используют леттеринг в своих логотипах. Он применяется в заголовках, плакатах, он намного ближе к графическому дизайну, чем к шрифтовому проектированию.

Читайте также: