Какое разрешение экрана у телевизора с кинескопом

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день существует большое количество различных телевизионных приёмников. Выбор настолько огромен, что не каждый человек способен понять, что за модель перед ним представлена, к какому типу телевизоров (кинескопные, жидкокристаллические, плазменные, лазерные, проекционные, интернет-телевизоры), виду телевизоров она принадлежит и какие у неё характеристики .

Рассмотрим 6 основных типов телевизионных приёмников:

Кинескопные телевизоры (ЭЛТ)

Данный тип – это телевизоры на электронно-лучевой трубке. В них встроен стандартный стеклянный телескоп. Они имеют частоту разверстки 50 и 100 Гц, яркость и контрастность у них вполне удовлетворительные.
Кинескопные телевизоры выпускают с одним из 3 видов экранов :
- обычные (выпуклые);
- плоские;
- суперплоские.

Плоский (суперплоский) имеет следующие преимущества:
1. нет световых бликов на экране;
2. лучшая геометрия изображения;
3. смотрится намного современнее и лучше;
4. большой угол обзора;
5. если смотреть сбоку, то человеком лучше воспринимается изображение.

Устройство:
На экран, покрытый фосфором, постепенно поступает один электронный луч и изображение формируется построчно.

Всё изображение мы видим только благодаря такому свойству как инерционность люминофора, ведь фосфор светиться достаточно долго. Поэтому наш глаз видит не точки, а всю картинку целиком (точнее наш мозг формирует её посредством зрения).

Достоинства:
1) очень низкая стоимость;
2) большой выбор моделей;
3) естественная цветопередача;
4) используются изученные, отработанные технологии;
5) большой срок службы. Примерно до 15 лет.

Недостатки:
1) низкое качество изображения, так как магнитные лучи существенно влияют на него;
2) данные телевизоры не могут принимать цифровой сигнал без дополнительных конвертеров, так как большинство моделей выпускается с аналоговыми тюнерами;
3) технология не позволяет делать большие экраны. Максимальный около 38";
4) устройство сделано так, что глаз человека улавливает мерцание;
5) к экрану притягивается пыль;
6) существуют проблемы геометрических искажений, чистоты цвета, фокусировки, сведения лучей;
7) большой объем, крупные габариты.

Жидкокристаллические телевизоры (LCD)

На сегодняшний день данный тип телевизора является самым лучшим, самым перспективным. Появились же они более 30 лет назад, в конце XX века. Затем появились и жидкокристаллические мониторы, которые стоят гораздо дешевле ЖК-телевизоров, потому что у монитора есть недостаток в четкости разрешения, достигаемой с помощью использования системы цифрового сглаживания.

Устройство:
Структура жидкокристаллического дисплея является многослойной. Есть две прозрачные состоящие из чистого стекла панели, между которыми располагается слой жидких кристаллов. На стекле панелей находятся TFT и прозрачные электроды. Изображение появляется за счёт того, что свет от лампы проходит через специальную жидкокристаллическую матрицу, на которую в свою очередь поступают электрические разряды с очень высокой частотой. Матрица из-за этого для каждого пикселя меняет степень его прозрачности, а цвет появляется благодаря специальным фильтрам. В матрице есть микротранзисторы, которые открывают и закрывают ту или иную ячейку каждого пикселя цветного изображения. Всего этих ячеек три для пикселя. Их количество обусловлено тремя основными цветами.
Отличием от кинескопов является то, что изображение представляется цифровым способом. На экране ЖК-телевизора все точки светятся одновременно, то есть мы видим реальную картинку сразу целиком. Так воспринимать информацию человеку гораздо легче, он меньше устаёт.

Достоинства:
1) угол обзора - 170 градусов;
2) бывают и аналоговые, и цифровые ЖК-телевизоры;
3) в некоторых моделях существует поддержка HDTV;
4) низкое электропотребление;
5) толщина телевизора маленькая, что позволяет его даже вешать на стену (потолок);
6) плоский экран;
7) какими бы не были вышеописанные недостатки, но изображение очень качественное;
8) красивый дизайн;
9) размер экрана может быть очень большим, но в то же время выпускаются и маленькие (от 15");
10) совместим и не портиться при работе с компьютером;
11) источник света аналогичен солнечному, так как жидкие кристаллы, находящиеся в телевизоре, применяются в твёрдом состоянии;
12) к экрану не притягивается пыль;
13) большой срок службы. Примерно больше чем 30 лет.

Недостатки:
1) очень большая стоимость;
2) недостаточное быстродействие; для того, чтобы точка на экране приобрела новый цвет необходим достаточно большой период времени – поэтому если изображения меняются очень часто, то появляется эффект смазывания картинки и наши глаза довольно быстро устают;
3) неидеальная цветопередача;
4) существует неравномерность яркости;
5) от угла просмотра зависит яркость и оттенок изображения; хоть он и составляет 6) 170 градусов, но качество картинки достигается при меньшем угле обзора, чем у обычного кинескопа;
7) «порча», «выгорание» пикселей. Результатом данного процесса являются точки на экране, которые горят постоянно;
8) отдельного внимания требует чёткость таких телевизоров. Достаточно высокая она только при физическом разрешении. Следует отменить, что при другом разрешении чёткость меньше, чем у обычных кинескопов.
Разрешение жидкокристаллического телевизора примерно составляет 925*625. А у LCD-матрицы обычно либо 1024*768 или 1280*1024. Мы видим, что разрешения не совпадают. Как следствие появляются лишние точки на экране или, наоборот, пропадают.

Плазменные телевизоры

Для начала необходимо сказать о том, что плазменные дисплеи и плазменные телевизоры – это не одно и то же. У первых нет TV-тюнера, а у вторых он есть. Для панелей существует возможность присоединения внешнего TV-тюнера. Кстати от него зависит качество эфирных программ. Обычно плазменные панели берут, если хотят у себя сделать домашний кинотеатр. Данный тип телевизора предназначен для цифрового способа передачи изображения.
Первыми на рынок с плазменными панелями вышли японцы. Предприятие называется Fujitsu Hitachi Plasma display (FHP). Широко известными в этой области также стали следующие компании: Samsung, LG, Pioneer, NEC.

Устройство:
Внутри находиться микроскопический кинескоп, который наполнен газом, а снаружи покрыт люминофором. Каждая точка экрана – это святящийся самостоятельный элемент. Благодаря ультрафиолетовому излучению от плазменных зарядов при помощи газа кинескоп начинает светиться. Мерцание здесь ещё быстрее, чем у ЖК-телевизоров и поэтому мы его вообще не замечаем.

Достоинства:
1) небольшая толщина корпуса (примерно 10 см), что позволяет, как и жидкокристаллические телевизоры, вешать на стену (потолок);
2) существуют модели с большими экранами (до 80");
3) нет никакого мерцания;
4) отсутствует рентгеновское излучение;
5) угол обзора примерно составляет 160 градусов;
6) нет проблем сведения лучей, фокусировки и линейности;
7) отсутствуют вредные магнитные и электрические лучи;
8) разрешение у такого телевизора такое же как и во входном канале;
9) совместим при работе с компьютером;
10) к экрану не притягивается пыль;
11) срок службы – более 16 лет.

Недостатки:
1) из-за вышеописанной технологии цена на такие телевизоры очень высока;
2) высокое электропотребление;
3) со временем могут появиться постоянно горящие точки, так как изображение состоит из очень большого количества пикселей плазменного горящего разряда и это может привести к порче управляющего элемента;
4) такие телевизоры можно вешать на стену (что описано ниже в достоинствах), но это сделать достаточно сложно, так как масса очень большая – нужен очень прочный настенный крепёж;
5) чёрный цвет не всегда отображается на экране качественно;
6) на данный момент недостатком является появление шума от вентиляторов, установленных внутри. Эта проблема решается производителями.

Рассмотрев 3 самых популярных типа телевизоров, сделаем сравнительный анализ:

1) Жидкокристаллические и плазменные телевизоры (панели) против кинескопных:
Минусы:
• у ЖК и «плазмы» очень высокая цена по сравнению с ЭЛТ-телевизорами.
Плюсы:
• отличное качество изображения;
• удобные для квартир небольшие размеры, формы;
• при просмотре ЖК и «плазмы» глаза не устают;
• не видно мерцания изображения.

2) Жидкокристаллические телевизоры против «плазмы»:
Минусы:
• максимальный размер экрана плазменной панели гораздо больше, чем у ЖК.
Плюсы:
• разрешение у LCD-телевизоров на данный момент выше, чем у плазменных панелей;
• у ЖК более длительный срок службы;
• LCD потребляет намного меньше электроэнергии.

Лазерные телевизоры

Во второй половине XX века учёные начали проводить опыты с телевизорами и лазерными проекторами. Результаты не заставили себя долго ждать. Добились очень высокого на тот момент качества изображения. Но минусом было то, что глаза человека очень быстро уставали. Этому дали объяснение: у лазера очень узкий спектр, который состоит из 3 «игл», амплитуду которых для повышения яркости необходимо было увеличивать.

Устройство:
Из сказанного выше ясно, что устройство данных телевизоров включает в себя цветные лазеры. Для того, чтобы вывести изображение на экран необходимы голубые, зелёные и красные лазеры. Свет подвергается цифровой обработке. Сейчас в производстве используют принцип обратной проекции и построение основывается на базе механических микрозеркал DMD.

Достоинства:
1) хорошее качество изображения, которое при маленьких габаритах превышает качество и кинескопного, и жидкокристаллического, и плазменного;
2) нет проблемы передачи чёрного цвета;
3) нет «выгорания» пикселей;
4) маленькая толщина телевизора;
5) энергопотребление меньше даже чем у ЖК (при соотношении размеров экрана);
6) срок службы лазеров не органичен.

Недостатки:
1) глаза человека устают от просмотра;
2) высочайшая цена для конечного потребителя.

Проекционные телевизоры

Проекционные телевизоры – это единственные в мире телевизоры, которые способны выводить картинку на очень большой экран. Изображение проекторов может доходить до нескольких метров. Для проекторов экран является отражающим, а для проекционных телевизоров – просветным.

Устройство:
Существует 2 вида таких телевизоров:
1) с фронтальной проекцией;
2) с обратной проекцией (источник света находится сзади экрана).

Также есть разделение по типу источника формирования изображения:
1) на кинескопах (CRT);
Эти модели – это обычно напольные аппараты. Внизу располагаются проекционные трубки с объективами, электроника и акустическая система, а вверху – зеркало и просветный экран.
Принцип формирования изображения:
Есть три кинескопа основных цветов. От них лучи проходят систему линз, зеркал и призм, которые находятся внутри телевизора, и попадают на экран. Изображение выводится на большой экран. Покупать стоит телевизоры с 100 Гц частотой сканирования (существует ещё 50 Гц модели), так как на них изображение более чёткое. Также следует обращать внимание на такое свойство как яркость. Сейчас выпускаются модели с растровой поверхностью экрана с микроскопическими полосками. Это позволило увеличить яркость данного типа телевизоров, но в то же время создаётся возможность затемнения изображения или приобретения голубого оттенка, если смотреть сбоку.
Минусы:
- не очень большая яркость из-за тепловой нагрузки на люминофор;
- нельзя самому намного увеличивать яркость;
- «выгорание» неподвижной части изображения при длительном просмотре;
- нечёткость сведения трёх цветов в некоторых моделях;
- имеют тяжелую массу и большой объем (особенно по сравнению с плазменными и ЖК-телевизорами).
Плюсы:
- стоимость ниже, чем у плазменного или ЖК-телевизора даже при большей диагонали экрана.

2) на ЖК (LCD) матрицах;
Принцип формирования изображения:
В телевизорах такого типа есть либо 3 матрицы основных цветов, либо одна трёхцветная матрица. Изображение формируется прямо на матрице при помощи достаточно мощной лампы. После лучи пересекают систему линз и попадают к зеркалу, которое находится под наклоном, а затем отражаются на экране. Но свет должен пройти 3 экрана:
- экран Френеля – после прохождения через него луч становиться перпендикулярным плоскости экрана;
- экран рассеивания – происходит поглощение внешнего источника света и увеличение контрастности и частоты изображения. Здесь мы картинку уже видим;
- защитный экран – предохраняет от различных повреждений.
Минусы:
- не очень большой угол обзора;
- недостаточно естественная цветопередача;
- при просмотре может образовываться шлейф за движущимися объектами;
- есть проблема отвода тепла матриц.
Плюсы:
- преображение аналогового сигнала в цифровой;
- хорошая яркость, яркий экран;
- высокое разрешение;
- не очень большие размеры;
- небольшая стоимость;
- чёткое изображение;
- нет эффекта мерцания;
- хорошая детализация изображения.

3) на микрозеркалах (DLP);
Данный тип телевизоров разработала фирма Texas Instruments. В 1996 году они получили патент под торговой маркой DLP (Digital Light Processing - цифровая обработка света).
Принцип формирования изображения:
Центральным элементом является DMD-чип, который представляет собой микросхему с миллионами микрозеркал. Каждое из таких зеркал формирует какую-либо точку на экране.
Разработка под маркой DLP представлялась в виде оптико-механического модуля, который содержал от 1 до 3 чипов, оптическую систему с источником света, электронику управления и вентилятор. Следует сказать о том, что самые мощные модели проекторов – это те, которые содержат 3 DMD-чипа.
Устройство построено следующим образом:
Свет создаётся проекционной лампой и попадает в конденсорную систему с тепловым ИК-фильтром, зеркалами, призму полного внутреннего отражения, комбинированную светоделительную призму. Последняя призма выделяет первичные цвета и посылает их на чипы соответствующих каналов. Затем комбинированной призмой цвета образуют общий световой поток, который поступает на объектив проектора.
Минусы:
- модели с одним чипом «дают» нагрузку на глаза человека;
- высочайшая стоимость (от 3000$ до несколько десятков тысяч долларов (зависит от количества чипов));
- срок службы проекционной лампы очень маленький – несколько тысяч часов.
Плюсы:
- нет шлейфов от контуров;
- достаточно высокая яркость;
- точная цветопередача;
- хорошая передача тонких линий;
- отличная общая контрастность изображения;
- полностью очень высокое качество изображения.

4) LCoS.
Принцип формирования изображения:
Используется одна из самых качественных технологий. Свет от лампы проходит жидкокристаллическую матрицу и попадает на зеркало. Таким образом, можно сказать, что экран отражает уже готовое изображение.
Здесь также стали использовать 3 чипа – каждый для одного из определяющих цветов (красный, зелёный, синий).
Минусы:
- высокая стоимость;
Плюсы:
- на экране не видно черных межпиксельных промежутков, что не скажешь, например, про проекционные телевизоры на LCD-матрицах.
- есть совместимость с цифровыми сигналами.

Опишем общие достоинства проекционных телевизоров:
1) очень качественное изображение, отображение естественных цветов;
2) у проекционного телевизора экран может достигать 60";
3) качественный звук.

Общие недостатки проекционных телевизоров:
1) в технологии используется очень мощная лампа. Её срок ограничен несколькими тысячами часов. Стоимость такой лампы очень высока – от 100 до 1000$;
2) из-за наличия лампы необходимо применение вентилятора, который может извлекать шум.

Интернет-телевизоры

Сейчас набирает очень большие обороты телевидение межсетевого протокола (IPTV). Проекты, предоставляющие услугу по просмотру телеканалов через интернет:
- Joost (создатели – Янус Фрис и Николас Зенстром); используется пиринговая технология;
- Babelgum (создатель – Сильвио Скалья);
- Zattoo.

Устройство: Система использует двухсторонний цифровой сигнал радиопередачи. Благодаря широкополосному подключению этот сигнал посылается через кабельную или телефонную сеть. Видео IP декодируется и преобразуется в стандартные телевизионные сигналы.

К достоинствам можно отнести следующие моменты:
1) удобство пользования;
2) высокая защита содержания телевидения;
3) форматы MPEG-2, MPEG-4 используются для показа каналов;
4) управление подпиской;
5) индивидуальный подход к каждому клиенту, то есть существует возможность просмотра только тех каналов, которые вам нужны;
6) регистрация телевизионных передач;
7) пауза в режиме реального времени;
8) поиск прошлых передач для просмотра;
9) качественное изображение.

Техника минувших дней (обзор цветного ТВ на ЭЛТ современным взглядом)

Любительский

Аватар пользователя

Были времена, когда телевизоры на основе ЭЛТ (электронно-лучевая трубка) занимали доминирующее положение на рынке и в семьях, где он был необходимым атрибутом роскоши и своеобразным центром развлечений.

В супермаркетах, по продаже телевизоров, буквально пестрило в глазах от мерцающих экранами в 50 Гц телевизоров. На сегодняшний день они стоят где-нибудь, запыленные, в сторонке и ждут не дождутся своего покупателя, нынешний портрет которого, скорее всего будет таким - возраст от 50 лет, недоверчивость к современным ТВ-панелям да и ко всей прочей технике, в кармане максимум телефон с монохромным дисплеем - который и то приобрел с боем по настоянию внуков.

Рассматриваемый телевизор - ничем не примечательный "Сокол 54 ТЦ 8739" 2005 года с плоским экраном Panasonic - типичный представитель из последних ТВ на ЭЛТ без всяких особенностей, выпущен на закате эры ЭЛТ, когда все ресурсы этого типа экранов были выжаты и исчерпаны по максимуму. Рассмотрим его (ТВ) в качестве примера, благо он еще стоит и даже работает :)

Диагональ - 21 дюйм, плоский экран

Автовыбор системы - SECAM, PAL, NTSC 3,58/4,43

Кол-во программ - 236

Аудио и видео выходы - 2 RCA AV входа, S-video, компонентный видеовход, RCA AV выход, антенна

Мощность - Не более 69 Вт

Масса - не более 25 кг

Телевизор серебристого цвета - модного по тем временам, как многие помнят, приелся до боли в глазах. С двух сторон, с боков экрана - огромные фальш-решетки, за которыми спрятаны микроскопические динамики. Снизу под экраном собственно сам шильдик, кнопки управления и кнопка вкл/выкл. Так как передняя панель плоская, а стороны прямые, задняя часть из темного пластика, создается ложная иллюзия его малой глубины. И только взглянув сверху или сбоку видим, что ТВ съел добрых полметра - 536 мм глубины. Непозволительная нынче роскошь!

Пластиковый корпус для такой массы слабоват - он трещит и деформируется при транспортировке телевизора, хотя один сомнительный плюс в этом есть - на мало-мальски неровной поверхности телевизор не будет раскачиваться.



Диагональ всего 21 дюйм - самая распространенная по тем временам, т.к. ТВ на 29" стоил уже дорого из-за технологических сложностей изготовления больших кинескопов, да и масса с размерами редко вписывались в интерьер квартир. Экран с антибликовым покрытием, практически черный и плоский, глянцевый - видно свое отражение как в зеркале. Хотя при просмотре темных сцен при слабом освещении создается небольшое ощущение глубины, если про такое здесь язык повернется сказать.

Чем пришлось пожертвовать ради плоскости? Размерами зерна - от края экрана, сбоку, размер зерна составляет порядка 1,5 мм, к середине снижается в геометрической прогрессии до 0,5 мм. Разрешение, естественно, при таких пикселях даже до 640 приблизительных точек, в строке не дотягивает, вертикальные размеры одинаковые, как и на выпуклых кинескопах. В этом отношении выпуклые кинескопы дают четче изображение. В целом, эффект будет тот же, если смотреть на 42" плазменную панель разрешения 1024 на 768 с расстояния 2-3 метра, еще в добавок картинка мелкая и с увеличение яркости и контрастности изображение только расплывается. А если еще к этому добавить фильмы с соотношение сторон 16 на 9 и экран 4 на 3 - картинка становится просто микроскопической, необходимо обладать орлиным зрением, чтобы разобрать копошащихся там муравьев. Вердикт - нынче гораздо гораздо удобнее смотреть фильмы на телефоне с HVGA разрешением, чем на таком ТВ.



Телевизор имеет два динамика с поддержкой стерео, расположенных с боков под фальшь-решеткой. Заявленная мощность 2х12 Вт. Орут действительно громко, несмотря на размер. В современных панелях места таким маловато, да и редко они направлены на пользователя. При просмотре DVD с Dolby Digital выдают даже мало-мальский бас, скорее всего благодаря объемному корпусу. При просмотре обычных тв программ это оборачивается недостатком - бубнящий голос мало кто может прилично разобрать. Спасает эквалайзер с выставленным на максимум ВЧ и на минимум НЧ.

Аудиовыхода 3,5 мм здесь нет и это большой минус, имеется только RCA выход на задней стенке

Имеется два RCA входа, один сбоку, другой сзади, а также S-video и компонентный видеовход. Наличие последнего не совсем понятно - прогрессивную развертку телевизор не поддерживает, а качество изображения вряд ли будет в разы лучше, чем даже через RCA. Его наличие, скорее всего, дань моде - пусть будет. Хотя на данном экземпляре телевизора видно одно заметное отличие между S-video и компонентным - цветность у первого в системе PAL заметно ниже, чем у второго. Но это скорее всего причина в схемотехнике самого телевизора, все таки производитель отечественный:).

А вот наличие S-video входа было необходимо - на многих видеокартах персональных компьютеров имелся этот видеовыход.

Качество приема с антенны обычное - ни хуже ни лучше других, поддержка кабельного, 236 программ в памяти. Естественно, никакой поддержки DVB-T здесь и в помине нет.


Обычное меню, мгновенная реакция на команды с пульта, есть настройки изображения, звука, таймер и часы, настройка каналов, пароль для детей и функция биоритм - полная чепуха, которой лучше бы не было. Стоит ввести свою или чью-нибудь дату рождения и будут видны твое самочувствие, работоспособность, сон и здоровье вплоть до 2155 года в виде графиков. Не хило заглянули в будущее!

FullHD из него не получится, самое лучшее - QVGA. Так что наличие такого старого ТВ-приемника является скорее всего обузой, чем большой необходимостью, и место ему - нынче на даче, на свалке или дома у бабушки с дедушкой в деревне, которые несомненно будут рады заменить свой старый выцветший черно-белый ТВ на такой, который им любезно подарят внуки.

Сильно не пинайте, это моя первая, тренировочная статья, на чем то же надо тренироваться:)

Кинескопный телевизор

Катодно-лучевой кинескоп (его еще называют электронно-лучевой трубкой, ЭЛТ) - это технология, дошедшая до нас из прошлого века. Серийный выпуск первых телевизоров, работавших по такому принципу, начался в далеком 1939 году. Тем не менее столь почтенный возраст этой технологии является, скорее, ее достоинством, чем недостатком, ведь кинескопные телевизоры используются и сегодня, а значит, они вполне удовлетворяют запросам любителей проводить свободное время у голубых экранов. Так что в данном случае снисходительное словосочетание «прошлый век» означает вовсе не «старье», а проверенные временем традиции.

В наше время наибольшее распространение получили жидкокристаллические и плазменные телевизоры, о принципах работы этих устройств наиболее «продвинутые» потребители уже имеют представление. А вот о том, что находится внутри корпуса кинескопного телевизора, некоторые потенциальные покупатели и не подозревают.

Устройство и принцип работы кинескопного телевизора

Как уже упоминалось выше, основным элементом телевизора старого образца является катодно-лучевой кинескоп (в англоязычном варианте Cathode Ray Tube, CRT). В этом устройстве происходит процесс формирования телевизионной «картинки», которая затем отображается на экране.

Устройство катодно-лучевого кинескопа

Устройство катодно-лучевого кинескопа

На рисунке цифрами обозначены:

1 - электронные пушки (три - у цветных телевизоров, одна - у черно-белых);
2 - электронные лучи;
3 - фокусирующие катушки;
4 - отклоняющие катушки;
5 - анодный вывод;
6 - теневая «маска», отфильтровывающая красные, зеленые и синие части «картинки»;
7 - слой фосфорсодержащего люминофора, покрывающий внутреннюю поверхность экрана, с областями красного, зеленого и синего свечения;
8 - увеличенное изображение люминофорного покрытия внутренней стороны экрана.

По сути, электронно-лучевая трубка представляет собой стеклянную колбу, внутри которой создается вакуум. Под воздействием электричества электронные пушки (1) начинают испускать лучи (2), которые проходят сквозь трубку кинескопа. Эти лучи, являющиеся направленными потоками электронов, улавливаются системой фокусирующих и отклоняющих катушек (3, 4). Электромагнитные катушки перенаправляют лучи на анодный вывод (5), подающий электроны на маску-фильтр (6), разделяющую общий поток на цветовые составляющие. В самых старых моделях черно-белых телевизоров цветной фильтр, естественно, отсутствовал.

Процесс появления изображения на экране можно описать следующим образом. После формирования и фильтрования световых потоков лучи попадают на внутреннюю, невидимую для зрителей поверхность телеэкрана (7). Люминофорное покрытие состоит из красных, зеленых и синих частиц, которые светятся под воздействием луча соответствующего цвета. Покрытая люминофором поверхность освещается не полностью, подсвечиваются лишь отдельные частицы вещества - таким образом посылаемые анодным выводом лучи формируют на экране быстро перемещающееся световое пятно. Это пятно движется по экрану построчно, слева направо и сверху вниз, но перемещение происходит очень быстро, неуловимо для человеческих глаз, поэтому зритель видит целостное изображение. Соответственно, чем больше частота обновления экрана (период «пробегания» светового пятна от первой до последней точки), тем качественнее получается изображение.

Трубка кинескопа располагается перпендикулярно поверхности экрана, а это значит, что она занимает достаточно много места под корпусом телевизора. Именно поэтому корпус такого устройства отличается столь внушительными габаритами и сделать его супертонким, как у современных плазменных или жидкокристаллических телевизоров, невозможно по чисто технологическим причинам. Не удивительно, что кинескопные аппараты получили в народе нежное прозвище - «ящики»!

Общий вид кинескопа, подсоединенного к экрану

Общий вид кинескопа, подсоединенного к экрану

Основные технические характеристики кинескопных телевизоров

Теперь, когда мы получили общее представление о работе кинескопа, можно приступать к выбору телевизора. В принципе основные параметры, на которые следует ориентироваться при выборе, вполне очевидны. Тем не менее неопытные покупатели могут не обратить внимания на достаточно важные технические подробности, которые испортят все удовольствие от просмотра любимого сериала или важного спортивного матча.

1. Размер и форма экрана

Приобретая «окошко» в огромный мир телевидения, важно не прогадать с размерами, иначе разглядеть удастся не так уж много. Очевидно, что телевизоры с наибольшей диагональю экрана отличаются большими габаритами, поэтому владельцам малометражных гостиных придется умерить свои аппетиты. В кинескопных телевизорах по мере возрастания размера экрана увеличиваются не только высота и ширина, но и глубина корпуса, а значит, делая ставку на крупный экран, незадачливый покупатель может столкнуться с большой проблемой: обновка займет слишком много свободного пространства в комнате.

Самые маленькие ЭЛТ-телевизоры имеют диагональ 10 дюймов - просмотр передач на них нельзя назвать комфортным. Оптимальный минимум - это 14-15 дюймов, телевизоры с такими параметрами выпускают практически все известные фирмы. Еще более популярны экраны с диагональю от 20 до 25 дюймов. Телевизоры с такими габаритами прекрасно вписываются в среднестатистическую квартиру и обладают, как правило, полным набором наиболее востребованных функций. Самыми большими считаются 29-дюймовые кинескопные телевизоры, однако в продаже можно найти модели и с 34-дюймовым экраном. Это настоящие гиганты, они подходят только для очень больших помещений и обычно устанавливаются на специальные тумбы, поставляемые в комплекте или по заказу.

При выборе телевизора важно помнить и о таком параметре, как наиболее комфортное расстояние просмотра.

Таблица

Ориентируясь на эту таблицу, несложно определить примерное расположение мебели в зоне отдыха гостиной, а именно, расстояние, на которое должны быть разнесены телевизионная подставка и диван или кресла. Приобретая ЭЛТ-телевизор, необходимо заранее планировать место его установки. Если он будет стоять в мебельной нише, то обязательным условием является наличие зазора между стенками ниши и корпусом устройства, при этом нельзя перекрывать доступ воздуха к вентиляционным отверстиям. В противном случае телевизор перегреется и выйдет из строя.

Формат экрана также немаловажен. При классическом соотношении ширины и высоты 4:3 удобнее всего просматривать обычные телевизионные передачи. Широкоформатные экраны с соотношением сторон 16:9 идеальны для просмотра видеофильмов, поэтому, если телевизор будет чаще всего работать в паре с DVD-проигрывателем, широкий формат более предпочтителен. Существует еще несколько менее популярных форматов, позволяющих получить изображение с минимальным искажением. В современных моделях телевизоров есть функция автоматической подстройки формата.

Соотношение форматов экранов

Четкость изображения зависит от геометрии экрана. Выпуклый кинескоп достаточно сильно искажает «картинку». Чтобы получать изображения с максимальной реалистичностью, лучше приобрести телевизор с плоским или суперплоским экраном.

2. Частота развертки - это один из показателей качества изображения. В соответствии с описанным выше принципом работы кинескопа изображение на экране появляется благодаря свечению люминофорных частиц. Именно частотой развертки и определяется скорость перемещения светового пятна по экрану. В старых моделях телевизоров этот показатель равнялся 50 Гц, поэтому зрителю казалось, что «картинка» мерцает. При длительном просмотре телепередач нестабильное изображение становилось причиной сильной усталости глаз. Современные кинескопы обеспечивают частоту развертки 100-120 Гц - этот показатель считается оптимальным для телевизоров с большой диагональю, где нестабильность изображения особенно заметна.

Следует отметить, что при частоте обновления экрана 100 Гц иногда наблюдается эффект шлейфа от быстро перемещающихся в кадре предметов. Для стабилизации «картинки» фирмы-производители используют специальные технологии. Приобретая крупногабаритный телевизор, стоит обратить внимание на технологию стабилизации изображения: для Sony это Digital Plus, для Philips - Digital Scan Natural Motion, для Panasonic - Super Digital, для Thomson - Digital Mastering или Intelligent Mastering, в зависимости от модели.

Телевизионные программы - это не только визуальный ряд, поэтому мощное и качественное звучание является одной из основных технических характеристик. Небольшие телевизоры часто оснащаются одиночными динамиками, в то время как в крупногабаритных моделях устанавливают только стереоколонки. Вне зависимости от количества динамиков они всегда располагаются на фронтальной поверхности корпуса, обычно снизу или по бокам от экрана.

Стандартное расположение динамиков под экраном (слева) и по бокам экрана (справа)

Дорогие современные ЭЛТ-телевизоры часто имеют встроенные сабвуферы, которые передают звук низкой частоты, и системы объемного звучания, выполненные по технологии Dolby Pro Logic или Dolby Digital.

4. Разъемы для подключения внешних устройств

Как известно, телевизор не может работать сам по себе, для приема сигнала ему нужны внешняя антенна или цифровой кабель. Пожалуй, среди современных телевизоров невозможно найти ни одной модели, которая оснащалась бы только разъемом для антенны. Для полноценного использования необходимы еще, как минимум, аудио- и видеовыходы, к которым подключают видеомагнитофон и DVD-проигрыватель.

Минимальный набор разъемов: гнездо для телеантенны и RCA-разъемы для аудио- и видеосигналов

Кроме того, в наборе разъемов не окажется лишним аналоговый порт VGA и универсальный порт SCART - к нему можно подключать мультимедийную аппаратуру, спутниковый или цифровой ресивер.

5. Способ управления телевизором

Пульт дистанционного управления давно уже стал неизменным атрибутом телевизора. Это простое и удобное в использовании устройство позволяет переключать каналы, регулировать уровень звука и выполнять многие другие процедуры, не вставая с дивана. Тем не менее на лицевой панели телевизора, как правило, можно найти основные кнопки управления, дублирующие соответствующие клавиши пульта, обычно это кнопка включения, регуляторы громкости и кнопки перехода по каналам.

Кнопки управления, расположенные на корпусе телевизора

Выбирая телевизор, не стоит покупать такую модель, на корпусе которой был бы продублирован весь набор кнопок пульта управления - такое устройство будет слишком громоздким. Достаточно только основных клавиш, которые можно использовать, если в пульте сели батарейки.

Достоинства и недостатки ЭЛТ-телевизоров

Поскольку с основными техническими характеристиками ЭЛТ-телевизоров мы уже разобрались, необходимо еще рассмотреть сильные и слабые стороны этих устройств.

Кинескопные телевизоры: особенности и устройство

Кинескопные телевизоры хорошо знакомы старшим поколениям наших сограждан и жителей других стран. Но особенности работы и внутреннее устройство такой техники большое количество современных людей уже не знает. Пришла пора восполнить этот пробел и дать электронно-лучевой технике глубокую характеристику.

Что это такое?

Кинескопный телевизор (другое название — ЭЛТ-телевизор) много десятилетий был единственным вариантом домашней телевизионной техники. И не только домашней – даже в профессиональном сегменте серьезных альтернатив ему не было. Многие такие устройства работают несколько десятилетий подряд, и сейчас еще можно найти немало работоспособных телеприемников с кинескопом, выпущенных в 1990-е или даже 1980-е годы. Да, развитие технологий не стоит на месте, и сегодня подобные модели выпускаются только в экономичном сегменте. Но это не значит, что они плохи или не заслуживают потребительского внимания.

При этом, однако, даже самая лучшая кинескопная аппаратура имеет существенные размеры и достаточно тяжела. Против этой техники свидетельствует еще и значительное потребление энергии. Электронная трубка восприимчива к действию магнитных полей. У нее иногда мерцает экран, что утомляет глаз, и избавиться от мерцания нельзя по чисто техническим причинам.

Вывод такой: почти всегда покупка кинескопного телевизора мотивируется стремлением максимально сэкономить деньги.




Устройство и принцип работы

Схемы импортных и отечественных телевизионных приемников на базе кинескопного устройства могут различаться. Но принципиальное устройство таких электроприборов, если отстраниться от фирменных нововведений и различных усовершенствований, всегда одно и то же. Как и в любом другом телевизоре, обязательно предусматривается блок питания. Обычно он сделан по импульсному типу. Если не вдаваться в технические тонкости, суть такова:

  • внутри блока есть трансформатор;
  • этот трансформатор имеет так называемую первичную обмотку;
  • на такую первичную обмотку поступают электрические импульсы, меняющиеся с течением времени по определенному правилу.

У блока питания есть два основных режима — ожидание и работа. Даже когда устройство только ждет поступления команд от пульта или от кнопок на передней панели, оно все равно потребляет определенный ток.

Именно по этой причине все фирмы, с момента появления телевизоров, советуют отключать их на ночь и перед длительным уходом.




Помимо основных режимов, блок питания логично дополняется еще управляющим блоком. Это может быть одно или несколько устройств (компонентов), которые отвечают за:

  • переключение каналов;
  • автопоиск и запоминание каналов;
  • ручной поиск эфирных трансляций;
  • регулировку громкости, других параметров звука;
  • регулировку основных параметров изображения;
  • обработку инфракрасных импульсов, посылаемых пультом ДУ;
  • запоминание всех настроек;
  • выполнение строчной развертки.

Важную роль играет селектор синхронизированных импульсов. Он четко разделяет из всего потока видеоинформации строчные и покадровые сигналы. Потому без селектора невозможна ни строчная, ни кадровая развертка, даже если нормально работают и управляющая система, и система электропитания, и экран.




Еще стоит упомянуть про селектор (разделитель) каналов. Этот приемник повышенной чувствительности постоянно находится под напряжением. И выдаваемый далее в систему цветовой телевизионный сигнал находится на строго заданной частоте — независящей от частоты передачи в эфире.

Далее следует рассмотреть на усилительный блок промежуточной частоты. Составные части этого устройства:

  • видеодетектор;
  • усилитель промежуточных акустических частот;
  • детектор частоты передаваемого звука.

Что касается усилителя нижней частоты, то ничем, кроме собственно повышения громкости звука, он не занят. Разумеется, инженеры могли бы указать на тонкости в работе этого устройства, но для понимания общей сути они не важны. А вот модуль цветности декодирует 3 ключевых цвета по системе RGB и усиливает их до необходимой величины. Модуль кадровой развертки выдает на специальные катушки, отвечающие за вертикальную сторону картинки, пилообразный сигнал.



Дальше подключается блок управления катушками строчной развертки. Он создает пилообразный электрический импульс, на основе которого формируется горизонтальная часть изображения.

Важная составная часть — диодный строчный трансформатор каскадного типа. Именно здесь формируется то высокое напряжение, которое позже будет подаваться на цветной кинескоп. Через вторичные обмотки того же трансформатора получают питание вторичные электрические цепи. От них получают электропитание второстепенные компоненты.

В кинескопе цветного телевизора содержится 3 электронные пушки. Для получения черно-белой картинки достаточно и одного излучателя. Точно ориентированные потоки электронов улавливаются специальными катушками. Из них луч перенаправляется на анодный вывод, а затем маска-фильтр обеспечивает получение 3-х главных тонов.

Внутренняя граница экрана покрыта специальным веществом — люминофором.



Свечение под действием электронного луча происходит не просто так. Каждый участок люминофора отвечает за свой основной цвет. Лучи помогают сформировать быстро движущееся пятно видимого света. Оно движется от левого края к правому, от верхнего к нижнему, но скорость настолько велика, что заметить процесс невозможно. Чем выше скорость смены кадров, тем более качественную картинку наблюдает перед собой зритель.

Может возникнуть вопрос – если кинескоп всегда должен быть выпуклым, то как делаются модели с плоским экраном. И тут надо указать на важный момент: полностью плоские кинескопы существуют только в рекламе. Ведь это вакуумные приборы, и чтобы противостоять атмосферному давлению, их переднюю стенку и приходится утолщать. Только отдельные фирмы выпускали и выпускают телевизоры, экраны которых представляют собой часть цилиндра. Тогда плоскость по вертикали идеальна, но по горизонтали все равно остается неустранимая кривизна.



Основные технические характеристики

Очень актуальный параметр — диапазон принимаемых частот. Почти все телевизоры, производимые сегодня в промышленном масштабе, могут принимать метровые и дециметровые радиоволны. Некоторые модели смогут обработать и сигналы кабельного телевидения. Современные телевизионные приемники запоминают не менее 99 каналов.

У некоторых версий этот показатель еще больше.

Но общее количество каналов и даже частоты — еще не все. Иной раз сигнал в отдельных местах очень слаб или нестабилен. Тогда критичным показателем становится чувствительность приемника. Важно: чувствительность может ограничиваться шумами либо синхронизацией. Долгое время ЭЛТ-телевизоры имели формат 4: 3. Но сейчас таких осталось очень немного, и почти все производители перешли на более рациональное соотношение 16: 9.

Смена кадров в моделях бюджетного класса и в старых образцах составляет не более 50-60 Гц. Более современные экземпляры меняют кадр на экране 100 раз в секунду. Это усовершенствование позволило сделать просмотр телевизора безопаснее для зрения. Яркость картинки измеряют в канделах (кд сокращенно) на 1 м2. У типичного кинескопа этот показатель варьируется от 150 до 300, чего вполне достаточно для четкого восприятия картинки даже при слабой видимости.

Что касается разрешения, то на практике оно составляет приблизительно 1200 телевизионных линий. В более привычных единицах — это около 1200х800 точек. Технически сами кинескопы могут выдавать и более четкую картинку. Но «узким местом» являются возможности системы развертки и отклоняющего блока. Кроме того, с учетом реального качества телевизионного сигнала вряд ли приходится рассчитывать более чем на разрешение 600х400 точек. Разумеется, если говорить про эфирную трансляцию, а не про воспроизведение носителей информации.

На рынке можно встретить кинескопные телевизоры с диагональю экрана 32 дюйма. Но это еще не предел. Судя по некоторым данным, самые большие приемники такого типа — это Sony kv-es38m61. Их размер составлял 38 дюймов.

Стоили такие телевизоры едва ли не дороже, чем плазменные аналоги с диагональю 42 дюйма.



Возможные неисправности

Картинка на кинескопном телевизоре мутнеет из-за дефектов самой вакуумной пушки. Профессионалы могут добавить резервную обмотку к трансформатору, но все равно через несколько месяцев приходится менять кинескоп. А вот появление ярко светящихся участков, разбавленных узкими горизонтальными жилками, означает неустранимый дефект.

Иногда экран гаснет — эта неполадка связана обычно с обрывом электрических цепей или замыканием на катодах. Когда цепь полностью неработоспособна, восстановить ее нельзя. В более благоприятной ситуации проблему решает запаивание контактов.

Удары резиновым молоточком по краям экрана иногда устраняют смещение картинки. Однако гораздо чаще без смены кинескопа не обойтись. При перегорании блока питания придется менять предохранители, а при нарушениях изображения иногда заменяют терморезисторы.



Появление дыма означает, что нужно срочно отключить телевизор и немедленно вызывать техническую поддержку. Чаще всего мастера ставят исправные конденсаторы. Если сработала защита от прожига кинескопа, то перейти из дежурного режима в нормальный не получится. Единственный выход — заменять дефектный транзистор. Внимание: чаще всего эта неполадка характерна для марки Erisson, но может случиться и в других телевизорах.

ЭЛТ-телевизор LG после длительной эксплуатации иногда не включается. Мастера в таких случаях обычно проверяют конденсаторы, системные платы и цепи электропитания. Также им придется выяснить, не отошел ли где-то контакт. Прежде вызова мастера имеет смысл проверить мультиметром работоспособность розетки, вилки, сетевого провода.

Тогда можно будет избежать нелепых ситуаций.



О том, как научиться ремонтировать кинескопные телевизоры, вы можете узнать ниже.

Читайте также: