Какое разрешение экрана в кинотеатре

Обновлено: 07.07.2024

Качество видео во время просмотра подбирается автоматически в зависимости от скорости интернет-соединения.

Чтобы изменить качество видео, во время просмотра в правом верхнем углу видеоплеера нажмите Качество и выберите нужный вариант.

Для загруженных видео качество во время просмотра поменять нельзя. Видео загружаются в том качестве, которое вы выбрали при первой загрузке. Изменить качество для будущих загрузок можно в настройках приложения.

Скорость

Вы можете изменить скорость воспроизведения видео. Для этого во время просмотра в правом верхнем углу видеоплеера нажмите . Откройте раздел  Скорость и выберите нужный вариант. По умолчанию для скорости воспроизведения установлен вариант Обычная .

Ориентация видео

Чтобы смотреть видео не только в горизонтальной, но и вертикальной ориентации, разрешите автоматический поворот экрана в системных настройках вашего устройства. Если поворот заблокирован, видео будет отображаться только в горизонтальной ориентации.

Режим «Картинка в картинке»

Ограничение. Доступен на устройствах с Android 8.0 и выше.

Чтобы смотреть видео на Кинопоиске и работать с другими приложениями одновременно, включите режим  «Картинка в картинке» . Для этого во время просмотра нажмите кнопку Домой на устройстве. Уменьшенное окно видеоплеера будет размещено поверх других приложений. Вы можете перемещать окно по экрану и менять его размер. При просмотре сериала нажмите кнопку , чтобы перейти к следующей серии.

Чтобы вернуться в обычный видеоплеер, нажмите уменьшенное окно, а затем значок в его центре. Чтобы закрыть окно, нажмите его, а затем в правом верхнем углу кнопку .

Режим «Картинка в картинке» включен по умолчанию. Чтобы отключить его, нажмите значок  на нижней панели и откройте раздел Настройки . Отключите опцию Картинка в картинке .

Звуковая дорожка

Некоторые фильмы и сериалы в приложении можно смотреть на английском языке и в разных озвучиваниях. Часть из них доступна для просмотра с субтитрами.

Чтобы выбрать другую звуковую дорожку или включить субтитры, в правом нижнем углу плеера нажмите Аудио и субтитры . Если в списке нет вариантов звуковых дорожек и субтитров, значит пока другие дорожки и субтитры для фильма или сериала недоступны.

","prev_next":<"prevItem":<"disabled":false,"title":"Посмотреть фильм без интернета","link":"/support/kinopoisk-app-android/online/download.html">,"nextItem":>,"breadcrumbs":[,],"useful_links":null,"meta":,"voter":","extra_meta":[>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>,>],"title":"Настройки видео - Кинопоиск. Справка","productName":"Кинопоиск","extra_js":[[,"mods":,"__func137":true,"tag":"script","bem":false,"attrs":,"__func67":true>],[,"mods":,"__func137":true,"tag":"script","bem":false,"attrs":,"__func67":true>],[,"mods":,"__func137":true,"tag":"script","bem":false,"attrs":,"__func67":true>]],"extra_css":[[],[,"mods":,"__func69":true,"__func68":true,"bem":false,"tag":"link","attrs":>],[,"mods":,"__func69":true,"__func68":true,"bem":false,"tag":"link","attrs":>]],"csp":<"script-src":[]>,"lang":"ru">>>'>

Качество

Все фильмы в приложении доступны в качестве FullHD.

Качество видео во время просмотра подбирается автоматически в зависимости от скорости интернет-соединения.

Чтобы изменить качество видео, во время просмотра в правом верхнем углу видеоплеера нажмите Качество и выберите нужный вариант.

Для загруженных видео качество во время просмотра поменять нельзя. Видео загружаются в том качестве, которое вы выбрали при первой загрузке. Изменить качество для будущих загрузок можно в настройках приложения.

Скорость


Вы можете изменить скорость воспроизведения видео. Для этого во время просмотра в правом верхнем углу видеоплеера нажмите . Откройте раздел Скорость и выберите нужный вариант. По умолчанию для скорости воспроизведения установлен вариант Обычная .

Ориентация видео

Чтобы смотреть видео не только в горизонтальной, но и вертикальной ориентации, разрешите автоматический поворот экрана в системных настройках вашего устройства. Если поворот заблокирован, видео будет отображаться только в горизонтальной ориентации.

Режим «Картинка в картинке»

Ограничение. Доступен на устройствах с Android 8.0 и выше.


Чтобы смотреть видео на Кинопоиске и работать с другими приложениями одновременно, включите режим «Картинка в картинке» . Для этого во время просмотра нажмите кнопку Домой на устройстве. Уменьшенное окно видеоплеера будет размещено поверх других приложений. Вы можете перемещать окно по экрану и менять его размер. При просмотре сериала нажмите кнопку , чтобы перейти к следующей серии.


Чтобы вернуться в обычный видеоплеер, нажмите уменьшенное окно, а затем значок в его центре. Чтобы закрыть окно, нажмите его, а затем в правом верхнем углу кнопку .


Режим «Картинка в картинке» включен по умолчанию. Чтобы отключить его, нажмите значок на нижней панели и откройте раздел Настройки . Отключите опцию Картинка в картинке .

Звуковая дорожка

Некоторые фильмы и сериалы в приложении можно смотреть на английском языке и в разных озвучиваниях. Часть из них доступна для просмотра с субтитрами.

Чтобы выбрать другую звуковую дорожку или включить субтитры, в правом нижнем углу плеера нажмите Аудио и субтитры . Если в списке нет вариантов звуковых дорожек и субтитров, значит пока другие дорожки и субтитры для фильма или сериала недоступны.

Для получения качественной картинки выбором одного проектора не ограничится, еще придется подобрать «правильный» экран для него. Принято считать, что достаточно выбрать качественный проектор и с него проецировать картинку на любое белое полотно, но в этом вопросе не все так просто. Ниже в публикации, я постараюсь описать, на какие характеристики стоит обратить внимание при выборе экрана для проектора для получения наиболее выгодной и качественной картинки.


Содержание

Соотношения сторон экрана и размеры

При выборе экрана, конечно же, первое на что следует обратить внимание – это размеры и соотношения сторон будущего экрана. А точнее, экран нужно подобрать исходя из трех характеристик: первое – это проекционное соотношение самого проектора, второе – место установки проектора (здесь нужно учесть расстояние, на которое будет удален проектор от экрана) и соответственно размеры самого экрана.


Забегая вперед, скажу, что если вы учтете эти параметры при заказе, вы однозначно сможете избежать проблем выхода картинки за границы экрана или плохую фокусировку.

Итак, для начала нужно подобрать соотношение сторон, которое должно совпадать как на проекторе, так и на самом экране. Сейчас одним из самых популярных стандартов является соотношение сторон 16:9, однако еще широко применяются проекторы с соотношением 4:3. Проекторы с соотношением сторон 4:3 более подходят для офисного использования, к примеру, для презентаций. Если использовать такие решения для дома, то вы точно столкнетесь с проблемой незадействованных участков, поскольку современные фильмы, клипы и другой всевозможный контент уже использует формат 16:9.

Также при выборе стоит обратить внимание на еще один популярный формат с соотношением сторон 16:10. К примеру, такое соотношение полостью соответствует разрешению картинки 1920×1200 или 1280×800. Этот вариант подойдет для просмотра современного контента с минимальными неактивными зонами. Однако такое решение может также использоваться для образования или презентаций тоже. Своего рода это компромиссный вариант.

Возможно, еще стоит упомянуть стандарт, который используется в кинотеатрах, он имеет следующие соотношения сторон 2.39:1.


Конструкция

Думаю здесь очевидно, что существует всего два основных типа конструкций – это стационарные и мобильные экраны.

Стационарные экраны
Стационарный экран на раме

Эти экраны имеют конструкцию, на которую натягивается сам экран, и затем, уже готовая конструкция подвешивается на стену. Основным плюсом такого решения является равномерное и жесткое натяжение экрана, что позволяет избежать каких-либо искажений картинки. Здесь есть тоже несколько вариаций конструкций, к примеру, со скрытой рамой, вмонтированной в фальш-стену или с наружной вариацией монтажа.


Рулонный экран

Этот тип экрана скручивается в рулон, и может быть быстро развернут при необходимости. Также к плюсам таких экранов можно отнести возможность крепежа, как на стену, так и на потолок. Еще это решение позволяет использовать проектор и обычный телевизор на одной стене, то есть при необходимости рулонный экран разворачивается поверх телевизора. В таком случае экран нужно крепить исключительно на потолок или прибегать к использованию нестандартных крепежей.

Для натяжения в таких типах экранов используется специальный утяжелитель в нижней части. Он натягивает экран, но неспособен обеспечить достаточной жесткости, что может вызвать некоторые искажения картинки. В некоторых моделях производители попытались решить эту проблему при помощи специальных боковых приспособлений для натяжения. Также стоит отметить, что более дорогие модели оснащены специальным электрическим приводом для развертывания экрана. Функцию автоматического развертывания можно совместить с некоторыми моделями проекторов, что позволяет развернуть экран и включить проектор буквально одним нажатием кнопки.


Мобильные экраны
Мобильный рулонный экран

Чаше всего это обычные рулонные экраны, которые оснащены двумя или одним специальным штативом. Для развертывания экрана нужно просто установить штатив и закрепить на него рулонный экран. Такой вариант используется в тех случаях, если вам нужно часто перемещаться с локации на локацию и проводить какие-либо презентации.


Экран на разборной раме

Эти экраны также схожи со своими стационарными моделями, только их конструкция легко и относительно быстро собирается и разбирается. Также такие экраны имеют главное преимущество в виде жесткого и равномерного натяжения полотна, что, как я и говорил выше, исключает возможные искажения картинки.


Надувной экран

Эти экраны очень схожи по конструкции на обычные надувные батуты для детей. Для поддерживания такого экрана в рабочем положении необходимо всегда нагнетать в него воздух при помощи специально мощного вентилятора. Такие экраны часто используют, на каких-либо мероприятиях, вечеринках или музыкальных концертах на открытом воздухе. Они бывают абсолютно разных размеров, быстро надуваются и легко транспортируются, однако не могут обеспечить высокое качество картинки, но от них этого и не требуется.


Коэффициент усиления

Это, пожалуй, одна из основных характеристик любого экрана, которая показывает отражательную способность экрана. Если разобраться немного подробнее в этом вопросе, то стоит сразу сказать, что эта характеристика показывает насколько больше или меньше отразится света обратно от экрана в сравнении с эталонным белым матовым полотном (ламбертовым полотном). Коэффициент ламбертового полотна составляет 1:0. Это означает, что полотно с таким коэффициентом рассеивает 100% светового потока, падающего на него от проектора абсолютно равномерно во всех направлениях от экрана, то есть на 160 градусов. Выходит, что коэффициент усиления такого экрана равен 1, для примера коэффициент 1:4 означает, что экран отражает на 40% процентов больше света в стороны зрителей, а вот экран с коэффициентом 0:7 вернет в зал всего 70% процентов светового потока попавшего на него от проектора.

На первый взгляд выходит все очень просто: выбираем экран с наибольшим коэффициентом усиления и «вуаля» — таким образом, можно компенсировать недостаток яркости светового потока самого проектора. Но яркость не всегда равно качеству картинки. Причина в том, что чем выше коэффициент усилия, тем меньше углы обзора такого экрана. Также экраны с большим усилием под определенным углом могут выдавать блики (слишком яркие пятна, в районе которых буквально будет отображаться только белый цвет). Еще стоит обязательно отметить, что экраны с коэффициентом усилия менее 1:0 обладают более высокой контрастностью, но для их использования придется приобрести и проектор с более мощным световым потоком.


Угол обзора

Угол обзора важный и уже многим известный параметр, как я и говорил выше, эта характеристика также зависит от коэффициента усилия экрана. Но для удобства выбора обращайте внимание на эти характеристики условно раздельно.

Повторюсь, если вы выбираете обычный матовый экран, то с углами обзора у вас проблем не возникнет. Однако, если вы выбираете экран с повышенным коэффициентом усилия или с технологией ALR, о которой поговорим ниже, стоит более внимательно отнестись к углам обзора исходя из ваших потребностей.

Еще при выборе экрана вы можете столкнуться с такой характеристикой как угол половинного усиления. По сути — это более подробный параметр углов обзоров, он отображает, под каким углом по отношению к экрану будет отражаться 50% светового потока от максимально возможного значения.


Типы покрытий

Белые матовый экран

Эта самый распространенный тип покрытия, по сути, это универсальное решение, которое удовлетворит требования большинства. Их широко применяют в домашнем и офисном условиях. В помещениях, где используются такие экраны желательно иметь возможность регулировки яркости освещения. Большие углы обзора являются несомненным плюсом белых экранов, однако они не лишены и минусов. Среди таких минусов следует выделить так называемую диффузность. Это означает, что такой экран хорошо отражает свет не только от проектора, но и от всех других источников света. К примеру, от вспомогательного освещения, или переотраженный свет от потолка или стен. Таким образом, может снизиться контрастность экрана в целом. При использовании белого экрана для получения более качественной картинки придется отключить все дополнительные источники света и заранее продумать дизайн интерьера или же выбрать другой тип экрана.


Серый экран

Серые экраны – это относительно новое решение, они бывают в нескольких тонах с разным коэффициентом усилия, как немного выше 1:0 так и ниже. Серый цвет позволяет обеспечить более высокую контрастность, а также более глубокие темные тона. Еще такие экраны эффективно справляются с переотраженным светом. Однако, как я думаю, вы догадались, что из-за серого цвета при отображении картинки могут незначительно снизится светлые тона.


ALR экраны

Эта технология производства экранов позволяет нивелировать эффект переотраженного света. Подобные экраны поглощают или отражают свет от сторонних источников. Таким образом, достигается повышение контрастности и яркости финальной картинки отображаемой на экране даже в хорошо освещенных помещениях. Работают эти экраны по следующему принципу: свет отражается от экрана под тем же углом, что и падает на него. Условно говоря, свет от окна отражается в окно, свет от проектора отражается в сторону проектора и так далее. В итоге практически полностью нивелируется переотраженный свет.

ALR экраны также имеют еще одну более совершенную и дорогостоящую модификацию, которая отражает свет от проектора, но максимально возможно поглощает свет от сторонних источников. Для обеспечения этого эффекта на экране используются специальные треугольные, своего рода, призмы.

Черный ALR экран состоит из нескольких оптических слоев призм, он обеспечивает очень высокую контрастность, даже в хорошо освещенных помещениях. Эти экраны отлично поглощают свет от сторонних источников, находящихся с любой стороны экрана. Однако, несмотря на высокие характеристики, черный ALR экран обладает одним существенным минусом, а именно – низкими углами обзора равные около 30-35 градусам.


Экраны для UST-проекторов

Это специальные экраны для ультракороткофокусных проекторов, которые при работе размещаются очень близко к экрану (в пределах 20 сантиметров). Принцип работы этого экрана похож на ALR экраны. То есть на экране установлены специальные призмы, которые как бы направлены вниз на проектор и на зрителей. В результате этого свет отлично отражается от проектора, но хорошо поглощается от сторонних источников.


Экран обратной проекции

На экраны этого типа можно подавать световой поток от проектора, как спереди, так и с задней стороны. Преимуществом такого варианта является, то, что никто не преградит путь света от проектора. Однако, такой вариант требует много места с задней стороны от экрана для размещения там проектора на необходимом расстоянии. Обычно такое решение может использоваться для организаций, каких-либо рекламных витрин или чего-то подобного.


Акустически прозрачные экраны

Такой тип экранов применяется при организации домашних кинотеатров, в том случае если за экраном нужно скрытно разместить часть акустической системы. Для того чтобы звук проходил беспрепятственно через экран, в нем имеются специальные отверстия. При выборе такого экрана обратите внимание, что их существует два типа – перфорированные и плетеные экраны. Принято считать, что плетеные экраны более надежные и хорошо пропускают через себя звук, но они продаются только в белом цвете. А вот перфорированные экраны можно приобрести как в белом, так и в сером цвете, а также есть вариации черных ALR экранов.



Окрашенная стена

Конечно, стоит упомянуть, что в качестве экрана можно использовать стену, которую нужно очень тщательно предварительно подготовить. Думаю, это тема отдельной публикации, поскольку здесь есть очень много нюансов, от идеального выравнивания стен, до подбора краски и отделки специально черной рамки для повышения контрастности.

Это может быть вам полезно

3D в домашних условиях

Если вы захотите использовать 3D в домашних условиях, то вам стоит знать, что для этого не понадобится какой-либо специальный экран. Просто стоит помнить, что при использовании 3D очков яркость картинки сильно снизится, поэтому если планируете часто использовать эту функцию, стоит отдать предпочтение белым экранам или проекторам с повышенной яркостью.

Экран для 4K видео

Для воспроизведения видео с разрешением 4K помните, что стоит отдать предпочтение специальным экранам, которые имеют идеально гладкую поверхность. Обычно производитель соответственно маркирует такие экраны.

Также рекомендую прочитать другую мою публикацию на тему:

Вывод

Надеюсь, эта публикация помогла вам немного больше разобраться в вопросе, и вы сможете подобрать что-то для себя. Также читайте другие мои публикации в моем блоге на сайте. Спасибо за внимание.

Все, что вам нужно знать о 8K [перевод]

Еще до исчезновения электронно-лучевых трубок специалисты и энтузиасты телевидения говорили о ТВЧ — телевидении высокой четкости. Потом трубки, наконец, исчезли, а телевидение высокой четкости мы теперь не считаем даже средним по качеству. Обновления разрешения следуют одно за другим, и каждое из них не похоже ни на одно другое в истории домашнего видео. 8K — самое непохожее.

Новинкой 8K никак не назовешь — такие экраны уже много лет блистают на AV-выставках. Для покупателей плоских экранов 8K — это еще одна разработка, которая неотвратимо приближается, наступая на пятки системам с разрешением 4K и неся с собой немало вопросов. И, кажется, вы уже не против в ближайшем будущем купить 8K-телевизор. О них теперь многие говорят, но пока что 8K во многих своих проявлениях больше напоминает 4K на стероидах.

После обозначения распространенного нынче FullHD 1080p, изображение 4K называют 2160p (количество пикселей по вертикали) — не в последнюю очередь потому, что так звучит более круто. 8K имеет разрешение 7 680х4 320 пикселей — их плотность опять вчетверо больше. Или в 16 раз больше по сравнению с FullHD. То есть 8K мы можем описать как 4320p.


Но что же нам дает эта дополнительная плотность изображения? Во-первых, это возможность отображения еще более мелких деталей. Они могут быть представлены на экране с невероятной четкостью. Пиксельную структуру сетки матрицы 8К невозможно увидеть. Но ведь то же самое можно сказать и о 4К, если вы не подошли совсем близко к экрану. Отойдите еще вдвое дальше, и 2К, то есть, простите, FullHD, продемонстрирует те же возможности. Действительно, 8K-изображения имеют фотографическое качество печати, но не кажется ли вам, что все это — просто маркетинговая ерунда?

На сегодняшний день даже 4K еще не получил повсеместного распространения. Согласно отраслевым данным аналитической компании Futuresource, не более половины всех телевизоров, поставляемых по всему миру, в начале года обладали разрешением 4K. К 2022 году количество отгруженных экранов 4К утроится. Все-таки 4K сейчас уже очень популярно: мой приятель купил 4К своей маме — у нее близорукость и она смотрит только кабельное. Купил, как я его ни отговаривал, так что маркетинг работает. И поскольку 4K становится повсеместным, цены падают, а это означает, что производителям телевидения нужен новый продукт премиум-класса, чтобы снова увеличить свои доходы. Это — вечный круг жизни.

Кто делает 8K?

Компания Sharp была первой, кто выпустил монитор LV-70X500E 80in в Европе в начале прошлого года, но теперь Samsung перехватил лидерство по поставкам реальных 8K-панелей в виде телевизоров серии Q900R. По данным аналитиков, ожидается, что 8K будет особенно успешным в Китае. Совершенно логично предположить, что такие бренды, как Hisense, Skyworth и Changhong, скоро начнут массово выпускать собственные экраны UHD-2.


Не стоит забывать и об LG Display, разрабатывающей 8K OLED, который дебютировал в виде прототипа на IFA 2018 и уже скоро поступит в продажу. Как только технология выйдет на рентабельный производственный процесс, несомненно появится еще немало компаний, предлагающих 8К. Телевизионные бренды во всем мире будут искать панели для своих собственных разработок.

Еще есть и необычные варианты 8K, как технология e-shift в проекторе DLA-NX9 от JVC, где сами матрицы имеют разрешение 4К, а путем оптического фильтра и временного сдвига пикселя по диагонали получают 8К. Технология хорошо обкатана в прежние годы — компания научилась получать 4К-разрешение еще на Full-HD-матрицах. В итоге создается убедительное, но все же не нативное изображение 8K.

Тут же возникает естественный вопрос: существуют ли какие-либо «истинно» 8K-проекторы? Возможно, это вопрос к компании Texas Instruments, практически монополиста в области основной технологии DLP-матриц, наиболее популярных среди массового сектора проекторов. Вопрос можно перефразировать так: «Готовы ли вы создать матрицу, разместив 33 177 600 микрозеркал на матрице с габаритами три сантиметра?»

Наверное, не в ближайшее время. Ухищрения со сдвигом пикселей и другие методы манипулирования изображениями — гораздо более эффективные способы обеспечить изображение с разрешением 4320р, учитывая, что пока доступно очень мало (ну, совсем мало) соответствующего нативного контента.


Как скоро должен появиться настоящий сигнал разрешением 8К?

Если вы живете в Японии, то вам в этом смысле повезло, так как японская государственная телекомпания NHK, вещающая в высоком разрешении с середины 1990-х годов, планирует запустить первый телевизионный канал 8K (это будет формат, который они называют Super Hi-Vision). Заранее приходится охладить пыл энтузиастов: вряд ли вещание этого канала будет разнообразным и насыщенным. Пока что можно утверждать, что эфирная сетка будет в основном состоять из высококачественных видовых тестовых материалов.

Но не телевидением единым живы системы отображения видеосигнала. Вот, к примеру, производитель микросхем Ambarella разработал 8K H3 SoC (систему на чипе) для использования в системах виртуальной реальности и с беспилотными камерами. Это серьезный шаг.

На самом деле, именно пользователи ПК могут стать первыми, кто испытает реальные 8K-образные изображения, поскольку AMD и Nvidia преуспевают в разработке новых высокопроизводительных графических процессоров. Однако первые настоящие приложения для ПК на 8K, скорее всего, появятся на рабочих станциях, используемых в профессиональной сфере. При этом можно с уверенностью сказать, что создатели игр, в свою очередь, уже сейчас работают над расширением своих возможностей.

Если в обычном телевещании 8K пока трудно назвать реально востребованным, то производители программ и оборудования реально заинтересованы в 8K уже хотя бы потому, что формат позволяет создать еще более четкое изображение. Например, камеры 8К могут использоваться для съемки во время спортивных трансляций, и режиссеры будут способны увеличивать изображение, чтобы получить очень детальные повторы. При этом даже в кадрированном, урезанном виде изображение выглядит очень резким.


А как дела с 8К на физических носителях?

Дела, откровенно говоря, не очень. На фоне сокращения производства даже контента уже «обкатанных» форматов на физических носителях не хватает, а у 8К в этом смысле совсем мало шансов, по крайней мере, на данный момент. Когда формат 4K признали относительно успешным на Blu-ray, даже его самые большие приверженцы согласились, что это все же нишевый рынок. И вариант 8K в таких условиях окажется специализированным — вряд ли это добавит заинтересованности в создании таких носителей и соответствующего оборудования (хотя, на самом деле, на уровне прототипов все уже создано).

В таком случае, каковы перспективы потоковой передачи 8K через Netflix или Amazon Prime Video?

Контент, доставляемый через Интернет, вероятно, станет лучшим выбором для 8K, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, поскольку инфраструктура, которую использует Netflix и его аналоги, позволяет им постоянно обновлять как приложения для воспроизведения, так и собственные серверы. Тем не менее, есть подозрение, что явные трудности в производстве материалов 8K, будут непреодолимыми в течение многих лет.

Как дела у 8K в кино?

Кинематографисты начали использовать камеры с поддержкой 8K (хотя не обязательно в полном разрешении), потому что это обеспечивает им оригинальный мастер-материал для работы максимально возможного качества. Необработанный контент затем может быть сокращен в разрешении в процессе редактирования. Один из вариантов, снятых таким образом, создан Netflix («Lost in Space»).

В камере Sony F65 CineAlta еще в 2011 году использовали CMOS-сенсор Super 35mm, который позволил получить разрешение свыше 4K. Совсем недавно конкурирующая с Sony компания RED выпустила четыре 8K-камеры, каждая из которых получила дополнительные усовершенствования. Последние «Стражи Галактики» снимались с использованием этого оборудования.

При этом 8K предъявляет новые требования не только к производителям матриц и электроники. Это разрешение оказалось настолько хорошим, что обнаруживаются проблемы с объективами камер и проекторов. Аналитик IHS Markit Пол Грэй (Paul Grey) полагает, что большинство доступных в настоящее время кинематографических объективов не соответствует уровню изображения с разрешением 8K. «Разрешение 8K просто показывает недостатки объективов, отсутствие разрешения по краям кадра», — заявил он.

Классика кинематографа первой половины 20-го века, «Волшебник страны Оз», был отсканирован с разрешением 8К почти десять лет назад во время подготовки к выпуску Blu-ray-копии фильма к 70-летнему юбилею. Почему команда реставраторов Warner Home Video выбрала именно это разрешение? Потому что 8K — это полезный формат архивации для художественных фильмов, предоставляющий студиям превосходный мастер, из которого затем можно получить версии 4K и HD.

Другие фильмы, получившие 8K-сканы (с соответствующей реставрацией): «Лоуренс Аравийский», «Унесенные ветром» (1939) Дэвида Лина и великолепный документальный фильм 1992 года «Барака». Ключевым моментом здесь является то, что фильмы, снятые на пленку («Wizard of Oz» был отсканирован с оригинальных негативов 1939 года), продолжают раскрывать больше деталей по мере совершенствования технологий сканирования.

Понадобятся ли мне для перехода на 8K новые кабели HDMI?

Для нативного контента — да, так как передать 8K на панель 4320p — нелегкая задача. Для передачи изображения формата UHD с внешних источников вроде телевизионной приставки на экраны 8K потребуется версия HDMI 2.1, обеспечивающая канал с большей пропускной способностью, чем у существующей спецификации HDMI 2.0. Раньше 8K-мониторы первого поколения, как вышеупомянутый Sharp, использовали набор из четырех входов HDMI для достижения того же результата.


На форуме HDMI уже был анонсирован новый сверхскоростной кабель HDMI с пропускной способностью 48 Гбит/с, который поддерживает 8K-видео со скоростью 60 кадров в секунду и 4K со скоростью 120 кадров в секунду. Причем обновления получает не только HDMI. Стандарт DisplayPort для мониторов ПК также был улучшен до версии 1.4, которая обрабатывает 7 680x4 320 при 60 кадрах в секунду с HDR и 32-канальным звуком.

Контент 8К в необходимом количестве отсутствует. Означает ли это, что 8K — это масштабирование?

Именно так! Создание 8K-контента стоит дорого, доставлять его сложно, и апскейлинг с применением ИИ стал легким промежуточным этапом. Samsung разработала технологию машинного обучения Super Resolution (MLSR), основанную на искусственном интеллекте, которая позволяет повысить разрешение практически любого видео до 4320p. При этом используются сравнительные алгоритмы для интерполяции недостающих деталей, и, как мы видели до сих пор, результаты действительно хороши. Создание деталей добавляет текстуру в области с низким разрешением, в то время как Edge Restoration улучшает определение пикселей и края участков изображения. MLSR достаточно умен, чтобы регулировать яркость, уровень черного и цвет в реальном времени. Масштабирование 8K на большом экране телевизора может просто сделать 4K (включая растущую коллекцию UHD Blu-ray) лучше. Это большая победа, и на эти результаты стоит ориентироваться ранним пользователям 8K.

Допустим, я покупаю 8K-телевизор — на какой размер экрана я должен ориентироваться? Какие рекомендации по расстоянию просмотра?

Существует четкая связь между разрешением экрана, размером изображения и расстоянием просмотра. Так же, как 4K гарантирует комфортный просмотр (без видимой пикселизации) на большем экране, чем HD, 8K предусматривает следующее увеличение диагонали.

Теперь цифры, ориентированные на среднего зрителя с нормальным зрением: чтобы увидеть преимущество в разрешении, в идеале, телевизор 4K следует смотреть с расстояния в диапазоне от 1,5x до 2x ширины их экрана. Таким образом, разумное расстояние просмотра для 8K будет между 1х и 1,5х ширины экрана. (Другие достижения в качестве изображения, такие как HDR и широкое цветовое пространство, воспринимаются независимо от расстояния просмотра).

Вот почему все производители телевизоров считают, что 8K будет стимулировать спрос на экраны размером более 65 дюймов. Предполагается, что 80 дюймов станет наиболее приемлемым типоразмером. Так что, возможно, пришло время подумать о смене мебели для вашей гостиной.

И через некоторое время после всего этого мы должны ждать 16K?

Пожалуй, этого не произойдет. Все дело в возможностях нашего зрения и отчасти — в возможностях технологий оптических систем. Но это, возможно, тема для совсем другой публикации.

Подготовлено на основе публикации в журнале Home Cinema Choice (Issue 292) «8K TV what you need to know»

В российский прокат вышел фильм «Гемини» — экшн от режиссёра «Жизни Пи» Энга Ли, интересный не столько сюжетом и не столько тем фактом, что там играют аж два Уилла Смита, сколько своим необычным форматом.

«Гемини» снят на модернизированные камеры ARRI Alexa, способные записывать видео в 4К и 120FPS (правда, в большинстве кинотеатров картину будут показывать максимум в 60FPS, потому что до таких технологий индустрия банально не доросла). Причём съёмки производились одновременно сразу на две камеры, установленные на специальный риг STEREOTEC 3D — всё для того, чтобы добиться подлинного эффекта объёмного изображения.

Понятно, что формат «Гемини» полноценно приживётся нескоро (если вообще когда-нибудь приживётся), ведь киноиндустрия слишком консервативна для того, чтобы так быстро принимать новые технологии — многие критики, например, до сих пор считают, что повышенная частота кадров убивает «кинематографичность».

Тем не менее, в наш цифровой век совсем избежать новшеств кино не удаётся, и с каждым годом на афишах кинотеатров мы видим всё больше красивых терминов: IMAX, 3D HFR, RealD, Dolby Atmos, 4DX. Многие из них давно вошли в наш зрительский обиход, а вот что конкретно они означают, скорее всего, знают далеко не все.

Cегодня мы решили рассказать о том, что такое настоящий IMAX, чем RealD и 4DX отличаются от стандартного 3D, а Dolby Atmos — от знакомого всем с эпохи DVD Dolby Surround.

Сразу стоит сказать, что IMAX — не только название кинозалов с гигантскими экранами. Это целая система, объединяющая технологии съёмки, записи звука, обработки и кинопроекции. Проще говоря, чтобы получить настоящий IMAX-фильм, мало показать его в мультиплексе с подходящим экраном. Нужно снять кино на запатентованные компанией камеры с особым форматом кадра и лишь затем запустить его в зале с, опять же, запатентованной архитектурой и специально сконструированными проекторами.

К тому же, технология это не то чтобы современная. История IMAX началась ещё в 1967 году. Правда, тогда компания называлась Multiscreen Corporation.

Основали её четыре канадских кинематографиста: режиссёры-изобретатели Грай Фергюсон и Роман Койтор, инженер Уильям Шоу, а также бизнесмен Роберт Керр. Случилось это после того, как на выставке Expo 67 в Монреале они по отдельности представляли две экспериментальные картины: «В лабиринте» и «Человек и полярные регионы».

Обе снимались сразу на несколько камер и демонстрировались на нескольких связанных экранах одновременно — ради достижения панорамного эффекта и чувства «погружения».

Поняв, что они преследуют общую цель — поиск технических средств, способных буквально «раздвинуть» рамки привычного киноэкрана — режиссёры объединились и начали искать путь, как облегчить работу с мультиэкраном.

Надо заметить, что стремление увеличить пространство кадра для кино было уже не в новинку. Ещё в 1929 году студия Fox представила широкоэкранный 70-миллиметровый формат Fox Grandeur, но он быстро вышел из употребления из-за высокой стоимости. В 1953-м появился анаморфированный формат CinemaScope, позволявший снимать кино с соотношением сторон вплоть до 2,66:1 против стандартного «квадратного» 1,37:1.

​В наши дни технологию CinemaScope использовали, допустим, для съёмок «Ла-Ла Ленда».

Multiscreen же хотела пойти ещё дальше и увеличить пространство кадра не только в ширину, но и в высоту. Сначала она, как и в своих экспериментальных короткометражках, пыталась сделать это с помощью несколько одновременно снимающих камер и связки синхронно работающих проекторов.

Похожую технику ещё в 1927 году использовал Абель Ганс в своём «Наполеоне»

Но такой подход слишком усложнял процесс съёмки и проекции и, к тому же, связан с огромным риском технического брака. В конце концов, Уильям Шоу изобрёл систему, которая требовала лишь одну камеру. В ней использовалась 70-мм плёнка, но заряжалась она не вертикально, как обычно, а горизонтально — так ширина кадра могла быть шире, чем сама плёнка.

Так как ни о каком мультиэкране речи больше не шло, название компании пришлось сменить. В ходе «мозгового штурма» появилась фраза maximum image («максимальное изображение»), позже превратившееся в IMAX.

Наглядное сравнение размеров 70-мм плёнки IMAX и стандартной 35-мм, на которую до цифрового бума снималось абсолютное большинство фильмов

Первый снятый по технологии IMAX фильм, короткометражная документалка Tiger Child, вышла уже через три года — её премьера прошла на Expo 70 в Японии. В 1971-м в столице Канады Оттаве построили первый постоянный кинотеатр, способный показывать кино в формате IMAX — Cinesphere, сохранившийся до наших дней.

В день открытия Грай Фергюсон показал там свой документальный короткометражный фильм North of Superior, снятый специально для демонстрации возможностей IMAX.

В настоящем, нативном IMAX-зале экран расположен близко к зрителям — так, что он закрывает собой всё поле зрения человека. Ряды кресел поднимают над землёй и ставят относительно друг друга под очень крутым углом (вплоть до 30 градусов), чтобы люди с любого места, будь то самого нижнего или самого высокого, смотрели на экран прямо.

Сам экран должен обладать минимальным размером в 22 метра в ширину и 16.1 метр в длину. Самый большой на данный момент IMAX-экран, находящийся в австралийском Мельбурне, может похвастаться габаритами в 32 метра на 23 метра.

Другой кинотеатр в Сиднее, которому раньше принадлежал рекорд, сейчас реконстрирует зал, чтобы вернуть себе первенство​

Впрочем, до конца 10-х годов XXI века формат IMAX практически не использовали в коммерческом кино — не считая диснеевской «Фантазии 2000», с треском провалившейся в прокате. В основном в этих залах показывали специально снятые для них документальные фильмы о природе или короткометражные анимационные картины.

Также с 80-х годов IMAX активно сотрудничает с NASA — многие космические миссии документировали свою работу на их камеры.

Лишь в 2008 году технология открыла себе путь в большое кино. Ей заинтересовался Кристофер Нолан, который давно восхищался детализированностью изображения и художественными возможностями IMAX.

В «Тёмном рыцаре» он использовал IMAX-камеры для экшн-сцен (в частности, начальной сцены ограбления) — всего он снял на них 28 минут из финального хронометража.

Через год IMAX камеры использовал Майкл Бэй для нескольких сцен второй части «Трансформеров». Через три — Брэд Бёрд в «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Именно на IMAX снята знаменитая сцена, где Том Круз бегает по стенам небоскрёба Бурдж-Халифа.

На сегодняшний момент всего 17 полнометражных фильмов использовали IMAX камеры. Но почти никто не эксплуатирует их как основное средство съёмки — слишком они дорогие и тяжёлые. Лишь две ленты — «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» — сняты целиком на цифровые IMAX Arri Alexa.

​Остальное, что вы можете увидеть на IMAX экранах — следствие постобработки Digital Media Remastering, позволяющей любой фильм конвертировать в формат IMAX.

А вот на плёночную 70-мм версию целиком не снято ни одного фильма. Рекорд принадлежит «Дюнкерку» Кристофера Нолана — 75% материала создано при помощи IMAX камер. Не получилось на них снять только сцены с диалогами: дело в том, что плёночные IMAX камеры очень сильно шумят.

Причём и прошлый, и позапрошлый рекорды также принадлежали Нолану: сначала «Тёмному рыцарю», затем — «Интерстеллару».

Она не требует настолько огромных экранов, а изображение в таких залах проецируется с меньшим соотношением сторон (1.90:1 вместо 1.43:1) и разрешением в 2К — что намного меньше, чем в плёночном аналоге.

Поклонники компании встретили новшество в штыки — у новых, «уменьшенных» цифровых IMAX-залов даже появилось народное название, LieMax.

​Абсолютное большинство российских IMAX — это как раз Digital IMAX

Сейчас на смену Digital IMAX приходит Laser IMAX — соотношение сторон в нём вернулось к оригинальному, а качество возросло до 4K. Но в России пока всего два кинотеатра с такой технологией — и оба находятся в Москве.

На картинке видно разницу между IMAX и обычным экраном, а также IMAX Laser и Digital IMAX (здесь он называется IMAX Xenon)​

Чтобы понять, чем RealD 3D принципиально отличается от конкурентов, сначала надо понять, как стереоскопическое изображение вообще работает.

Трёхмерное кино в целом — изобретение совсем не новое. Первые эксперименты по получению объёмного движущегося изображения проводили ещё в 1890-х, первое практическое применение датировано 1915-м. Тогда пионер кинематографа Эдвин С. Портер показал публике несколько коротких зарисовок, 3D-эффект в которых достигался с помощью анаглифа.

Трейлер фильма «Бвана-чёрт» 1952 года, также снятого в 3D.

Анаглиф — метод, когда на экран проецируется сразу два изображения: одно в красном канале, другое — в синем (или, скорее, бирюзовом). Относительно друг друга изображения немного смещены, и когда зритель смотрит на них через специальные очки, то каждый глаз видит только один канал.

Получается, что зритель как бы смотрит на экран сразу с двух перспектив (левого глаза и правого глаза) и, соответственно, получается эффект трёхмерного изображения.

Конечно, анаглиф несовершенен — из-за необходимости красно-синей кодировки такие фильмы очень плохо передавали цветовую композицию. Но в целом современный метод создания 3D очень похож на тот, что использовали сотню лет назад.

Технология Dolby-3D , например, отличается лишь тем, что разделяет не целые цвета, а конкретные диапазоны длины волн в спектре. IMAX 3D идёт дальше и делит изображение с двух проекторов поляризационными фильтрами: одна часть поляризуется вертикально, вторая — горизонтально. Фильтры на очках позволяют, соответственно, видеть одному глазу только вертикальные волны, а второму только горизонтальные.

Есть ещё технология XpanD , в которой делят изображение уже сами очки. Проектор при таком показе демонстрирует фильм с частотой 48 кадров в секунду — по 24 кадра на каждый глаз, а очки по команде расставленных по залу инфракрасных датчиков попеременно закрывают створки — то слева, то справа.

Если в кинотеатре вам выдали относительно увесистые пластиковые очки с тёмным датчиком между глаз — это вот как раз XpanD.

RealD 3D больше всего похожа по технологии на IMAX 3D, но с одним значительным различием. Вместо линейной поляризации она использует круговую — так, половина кадров (для, допустим, левого глаза) поляризована по часовой стрелке, вторая (для правого) — против часовой.

Это помогает не терять эффект трёхмерности при повороте головы: если вы начнёте осматриваться в IMAX кинотеатре, изображение потеряет всю стереоскопичность.

Также RealD 3D не требует наличия двух проекторов. Вместо этого один проектор показывает кино со скоростью в 144 кадра в секунду, по 72 на глаз. При этом, чтобы избежать эффекта мерцания, каждый кадр дублируется три раза — получаются стандартные 24 FPS.

Видеоролик от самой компании RealD, объясняющий работу их технологии

Главная проблема RealD 3D — с которой все, наверняка, сталкивались — это низкая яркость изображения. Дело в том, что для работы этой технологии (как и, кстати, для IMAX 3D), необходимы специальные посеребрённые экраны — обычный экран очень плохо отражает поляризованный свет. Но даже так потеря в свете остаётся.

Сейчас RealD выпустила новую технологию, которая, правда, пока не успела стать массовой. Называется она RealD 3D XL и, по уверениям компании, должна решить проблему со светопередачей.

К слову, как и в случае с IMAX, фильмов снятых с нативным 3D делают не так много, как представляют нам маркетологи — для этого, как минимум, нужно снимать кино сразу на две камеры, и далеко не каждая студия и не каждый режиссёр готовы идти на такие затраты.

Сайт Real 3D or Fake 3D каждый год отслеживает, какие картины на самом деле сняты в стереоскопическом изображении, а какие приобрели эффект трёхмерности с помощью чуда пост-продакшена. В 2019, например, настоящим 3D может похвастаться только «Алита: Боевой ангел» (и как раз «Гемини», который на сайт, видимо, пока не добавили).

Своим названием эта технология может напомнить те самые аттракционы с курортов, где вам предлагают не какие-то там жалкие «три дэ», а все 4D, 5D, 10D, 100D! По сути, 4DX и есть их кровный родственник — только масштабнее и в разы качественнее. И вместо дешёвеньких CG-роликов с американскими горками и «домами ужасов» в 4DX показывают полнометражные блокбастеры.

Что же это за четвёртое измерение, которое нам предлагает название? Не время, разумеется (в этом смысле все фильмы, в общем-то, 4D). «Четвёртое измерение» — чисто коммерческий ход, и подразумевается под этим названием набор механических эффектов — движения кресел, туман, запахи, вспышки стробоскопа, капли и прочее-прочее, на что только хватит фантазии — которые как бы «дополняют» опыт просмотра картины и увеличивают степень погружения зрителя.

Впервые такой подход применили в далёком 1960-м в фильме «Запах тайны». В этом комедийном детективе использовали технологию Smell-O-Vision, которая в определённые моменты фильма выпускала в зал особые запахи, тесно связанные с сюжетом. Один из героев, например, там идентифицировался по запаху курительного табака.

​Что-то похожее делал Роберт Родригес в четвёртых «Детях шпионов»

Тем не менее, почти полвека «4D-фильмы» оставались в рамках аттракционов и единичных экспериментов. Лишь в 2009 году корейская компания CJ CGV решила вывести эту технологию в большое кино. Они начали активно сотрудничать с кинотеатрами и студиями, чьи фильмы они собираются показывать.

Иногда сами авторы соглашаются помочь программировать показ — то есть разрабатывать алгоритм, по которому в нужные моменты движутся зрительские сиденья, выпускаются пары тумана и запахи. Но чаще CJ CGV занимаются этим самостоятельно — от создателей фильма требуется лишь подписать контракт на показы в 4DX.

Возможности «четвёртого измерения» у 4DX, в отличие от похожих аттракционнов, вполне конкретные и закреплённые патентом — то есть сходив в разных странах на такой показ, вы получите очень похожий опыт.

4DX умеет двигать кресла зрителей в такт движению, выпускать «туман» и запахи, брызгать в зрителя водой, имитировать вспышки света, снег и ветер. Также часто над ухом у зрителя расположены маленькие динамики, имитирующие свист пуль.

4DX — самая массовая на данный момент коммерческая 4D-система, у которой почти нет серьёзных конкурентов. Ближайший, D-Box , сильно проигрывает в технологиях — из эффектов у него есть только движущиеся сиденья.

Перед началом практически каждого сеанса в кино мы видим логотип Dolby — самой популярной в индустрии компании, занимающейся технологиями обработки и воспроизведения звука. С ней сотрудничают практически все кинотеатры: исключение составляют разве что залы IMAX, у которых своя собственная система воспроизведения звука.

Технологии Dolby позволяют нам, зрителям, слышать в кино объёмный звук — стандартно записанное стерео они декодируют в пяти-, иногда семи- или даже двенадцатиканальный звук, а особое расположение колонок в зале закрепляет эффект, будто кино разворачивается где-то в пространстве вокруг вас.

Долгое время кинотеатры пользовались различными вариациями стандарта Dolby Surround — в нём один динамик всегда расположен за экраном, остальные — вдоль стен. Иногда, если это стандарт 12.1, динамик может быть на задней стене зала.

Но относительно недавно появился Dolby Atmos — новый стандарт, который, за исключением красивого названия, мало что зрителю о себе говорит. На самом деле разница значительная, и заключается она не только в расположении динамиков — кроме фронтальных, задних и боковых в кинозалах Dolby Atmos есть дополнительные динамики на потолке.

Также изменился сам подход к воспроизведению звука. Раньше каждая звуковая дорожка закреплялась за одним каналом, чью громкость и пространственное размещение звукорежиссёр должен был выставлять самостоятельно.

Проблема здесь в том, что у разных залов совершенно разные возможности воспроизведения, и фильм, который звучал отлично в одном кинотеатре, мог ужасно показать себя в другом.

Dolby Atmos же вместо каналов предлагает привязывать дорожки к «звуковым объектам». То есть звукорежиссёру больше не нужно думать, из какой конкретной колонки пойдёт звук. Он лишь берёт свой объект — допустим, проезжающую в кадре машину — и прописывает его динамическое расположение в пространстве.

А алгоритмы Dolby Atmos на основе аудиосистемы конкретного зала сами рассчитывают, в каком динамике и с какой громкостью этот звук должен появиться.

Dolby Atmos несколько упрощает работу звукорежиссёров, но главное — позволяет зрителям, вне зависимости от оборудования их зала, получить более-менее похожий опыт (хотя бы с точки зрения пространственного сведения).

Сейчас стандарт Dolby Atmos распространяется и на домашние системы, и даже на наушники — для последних необходимо лишь купить лицензию в приложении Dolby Access.

Читайте также: