Какой компьютер на вояджере

Обновлено: 04.07.2024

Ведущий специалист компании Wind River Systems по операционным системам Майк Делиман не раз вспоминал январь 2004 года, когда он получил срочный вызов из NASA. Его помощь потребовалась для того, чтобы разобраться в происходящем на Марсе.

На Марсе не происходило ничего хорошего. Вскоре после посадки марсоход Spirit прервал связь с центром управления полётами. Создатели аппарата сутками пытались его оживить, но без особого успеха. Он отказывался реагировать на команды с Земли. Данные телеметрии, описывающие его состояние, удалось скачать лишь на третий день, и они были безрадостными. Вместо того, чтобы перейти в режим сна, марсоход интенсивно расходовал заряд батареи. В NASA всерьёз опасались, что Spirit не удастся вернуть в строй.

Именно в этот момент к операции по спасению марсохода подключился Делиман. У него особый опыт в этой области: дело в том, что компания Wind River Systems разрабатывает операционную систему реального времени VxWorks, которую использует бортовой компьютер Spirit, а Делиман лично вносил в неё нужные NASA изменения. Лучше него в этой версии системы не разбирался никто.

К тому времени, когда Spirit отправили в космос, VxWorks успела стать главной системой американских межпланетных станций, но что ешё важнее, её использовал марсоход Sojourner, высадившийся на Марсе в 1997 году. Программное обеспечение Spirit и его двойника Opportunity представляло собой усовершенствованную версию софта Sojourner.

Новый марсоход Curiosity столкнулся с первыми значительными неполадками в начале марта. По необъявленной пока причине основной бортовой компьютер аппарата вошёл в безопасный режим и отказался продолжать работу. Через пару дней в NASA решили не рисковать и перевели управление Curiosity на запасной бортовой компьютер, точно такой же, как первый, но исправный. Впрочем, проблема в итоге оказалась несерьёзной. Сейчас марсоход по-прежнему использует запасной компьютер, но при необходимости может переключиться обратно.

В NASA выработали внушительный свод правил, которого нужно придерживаться при разработке программного обеспечения, контролирующего работу космических аппаратов. На первый взгляд, он напоминает руководства для программистов, которые есть в любой крупной компании, но если присмотреться, быстро замечаешь странности. Правила NASA запрещают даже самые основные приёмы, используемые программистами на Си.

Под запретом оказалась и рекурсия. Во-первых, Си плохо приспособлен для рекурсивных программ (они могут привести к переполнению стека). Во-вторых, условия её завершения сложнее проверить при помощи специальных инструментов, чем условия выхода из цикла.

Причиной сбоя могло стать что угодно. Непосредственно перед тем, как всё пошло вразнос, инженеры NASA тестировали моторчик, который поворачивает зеркало, защищающее один из научных инструментов марсохода. Нельзя исключить, что всё началось именно с этого теста. Но если так, то почему?

Впрочем, если бы задача исчерпывалась поиском ответа на этот вопрос, она была бы куда проще. Тот моторчик мог и не иметь никакого отношения к делу. Есть тысяча причин, способных привести к сбою или же просто вывести компьютерное железо из строя (об этом варианте в NASA не хотели и думать).

К рабочей станции Sun в кабинете Делимана была подключена одна из копий бортового компьютера Spirit и Opportunity. Внешне она напоминала потрёпанный чемоданчик, но в действительности стоила дороже любого другого оборудования, находившегося поблизости. Цена одного лишь процессора, использованного в Spirit, составляет 200-300 тысяч долларов. При этом его не назовёшь мощным. Он отставал от уровня 2004 года лет на пятнадцать, если не больше.

В марсоходах стоял 20-мегагерцевый процессор BAE RAD6000, имеющий архитектуру Power PC и напоминающий процессор рабочей станции IBM серии RS/6000, выпускавшейся в начале девяностых. Объём оперативной памяти Spirit и Opportunity составлял по 128 мегабайтов, а в качестве накопителя использовались 256 мегабайтов флэша. Кроме того, имелось трёхмегабайтное ПЗУ.

Высокая цена и видимая отсталость космического железа частично объясняются тем, что вся электроника, отправляемая в космос, должна быть защищена от радиации. Поскольку чем мельче элементы микросхемы, тем сильнее ущерб, который способны причинить ей заряженные частицы, в космосе прогресс микроэлектроники идёт вспять. Микросхемы с крупными транзисторами, широкими токопроводящими дорожками и большими промежутками между элементами легко побеждают многократно более быстрые и экономичные процессоры, перестающие работать на второй день.

Вторая причина отсталости заключается в том, что у строителей космических аппаратов совсем другие приоритеты, чем у разработчиков обычных компьютеров и мобильных устройств. Надёжность оказывается важнее всего прочего, и выбор всегда делается в пользу проверенного временем, а не более совершенного железа.

Несмотря на многочисленные поломки, аппарат добрался до Юпитера и сделал большую часть запланированной работы. А всё потому, что инженеры NASA сумели найти программное решение аппаратных проблем, которые казались непреодолимыми.

Планировалось, что Galileo стартует в 1982 году, но то по одной, то по другой причине его откладывались до 1989 года. Зонду потребовалось шесть лет для того, чтобы приблизиться к цели, а затем он ещё восемь лет передавал данные с Юпитера. На Земле менялись поколения электроники, а бортовой компьютер Galileo оставался неизменным и продолжал работу.

Смысл погони за новинками становится не совсем очевидным, когда срок работы устройства измеряется не месяцами или годами, а десятилетиями. Так или иначе, но через год после старта компьютер космического аппарата безнадёжно отстанет от прогресса, а через десять лет без апгрейда сама мысль о суете вокруг новизны будет казатся странной.

Удалённый ремонт понадобился одному из аппаратов относительно недавно: в 2010 году нарушилась связь c Voyager 2. Вместо телеметрии зонд передал с окраины Солнечной системы нечитаемый поток цифрового мусора. Инженеры три недели определяли причину: оказалось, что одна из ячеек памяти вышла из строя и поменяла своё значение на противоположное. Программное обеспечение Voyager 2 пропатчили, чтобы он обходил испорченную область памяти стороной.

И причина неисправности Voyager 2, и способ её исправления некомфортабельно близка к железу. Современные программисты почти никогда не опускаются до уровня отдельных ячеек, регистров и портов. Обычно работа происходит на много уровней абстракции выше, и ошибки почти никогда не имеют отношения к тому, что происходит в реальном мире. В космосе же (да и вообще во встраиваемых применениях) реальный мир трудно игнорировать.

Майку Делиману потребовалось несколько дней, чтобы установить причину сбоя. По иронии судьбы, марсоход споткнулся на одной из предосторожностей, которую его разработчики предусмотрели специально для того, чтобы избежать неполадок и увеличить надёжность системы.

В Spirit и Opportunity имеется плата, которая перезапускает бортовой компьютер, когда он подвисает. Пока компьютер работает исправно, специальный процесс следит, чтобы перезапуска не произошло. Когда он замолкает, плата понимает, что произошёл сбой, и выполняет сброс.

Сброс происходил снова и снова. Именно поэтому из Spirit никак не удавалось вытянуть телеметрию или перевести его в спящий режим. После шестидесяти перезагрузок батарея истощилась настолько, что марсоход перешёл в режим сохранения энергии, при котором не требовалась полная реинициализация файловой системы. Это его и спасло. Решение проблемы оказалось совсем простым: лишние файлы удалили, а чтобы история не повторилась, конфигурацию некоторых модулей слегка изменили.

Байки о космических багах (а их за полвека освоения космоса накопилось огромное множество) интересны не только сами по себе. Вполне возможно, что те же проблемы и решения, которые пока знакомы преимущественно инженерам NASA, скоро станут определять развитие новой ветви компьютерной техники по эту сторону околоземной орбиты.

Очертания компьютеров, которые мы используем, напрямую связаны с их техническими ограничениями. Главным ограничением персональных компьютеров долгое время была их недостаточная мощность. Когда несколько лет назад начался бурный рост популярности мобильных устройств, ограничения стали совсем другими. Теперь всех волнует не производительность процессора, а энергопотребление и ёмкость батарей. И посмотрите, к чему это привело: мобильные платформы, завоевывавшие мир последние пять лет, устроены совсем иначе, чем операционные системы, которые были распространены на ПК.

Что дальше? Аналитики предсказывают распространение самоуправляемых автомобилей, беспилотных летательных аппаратов и даже мобильных роботов. Их прогнозы, как правило, нужно делить на два, но тем не менее: разработчиков таких устройств будут беспокоиться совсем о других вещах, чем создатели Android или Windows. Надёжность и долголетие станет важнее и производительности, и энергопотребления. Тут-то и пригодятся уроки космоса.

Видео: Star Trek: The Motion Picture - Nostalgia Critic 2021, Ноябрь

Мозги космического корабля «Вояджер»: компьютеры управления, данных и управления положением

Запущенные в 1977 году датчики Voyager 1 и 2 были как передовыми технологиями для своего времени. Компьютеры в основе их операций состояли из трех систем, каждая из которых имела двойную избыточность, которые работали вместе, чтобы позволить зондам путешествовать по Юпитеру, Сатурну и за его пределами: компьютерная командная система (CCS), подсистема данных полетов (FDS ), а также Система управления отношениями и артикуляцией (AACS).

Удивительно то, что даже после четырех десятилетий путешествия по суровой, иногда непредсказуемой окружающей среде, оба зонда продолжают функционировать и возвращаются домой с новыми знаниями и данными. Требуется больше времени и дольше, чтобы иметь возможность общаться и загружать новые подпрограммы в зонды, но факт, что все еще возможен с технологией из ушедшей эпохи, является свидетельством качества техники, введенной в эти космические аппараты.

История о том, как компьютеры Voyager приобрели форму, является увлекательной. Объединившись во время сокращения бюджета НАСА после того, как волна эпохи Аполлона исчезла, и преодолевая проблемы, с которыми еще не сталкивались инженеры в изучении некоторых из самых интересных мест в нашей солнечной системе, детали, несомненно, дадут большую оценку компьютерам Voyager.

Разработка и управление

Процесс разработки и управления компьютерным оборудованием и программным обеспечением может быть не самой захватывающей частью процесса, но он невероятно важен для конечного результата.

Одним из первых проектных решений, сделанных в отношении компьютеров Voyager, было использование компьютерной системы управления Viking (CCS). Это не только удовлетворило предложение о стандартизации компьютерной системы, но также стало подспорьем в сокращении бюджета НАСА после миссий «Аполлон» в 1970-х годах. Беспилотные исследования космоса стали гораздо менее приоритетными в течение этого времени, и поэтому сохранение низких уровней затрат было важно для того, чтобы продолжить общий проект.

Image

Память CCS Viking. Изображение предоставлено NASA.

Новые элементы для общих компьютеров Voyager будут представлять собой систему данных полетов (FDS) и систему управления соразмерностью положения (AACS). CCS будет отвечать за управление командами и памятью FDS и AACS, что потребовало добавления процедуры MEMLOAD (для загрузки памяти, как подразумевалось) и подпрограммы AACSIN для мониторинга работоспособности AACS.

Каждая компьютерная система на космическом корабле «Вояджер» была двукратной - было два CCS, два FDS и два AACS. CCS обычно оставался на постоянной основе, но FDS обычно работает только по одному, и AACS будет работать только один за раз. Идея заключалась в том, что регулярное покорение компьютерных систем, не активно используемых, помогло бы продлить срок службы систем.

Voyager CCS и Viking CCS в конечном итоге будут иметь одинаковый объем памяти (чуть менее 70 КБ), несмотря на то, что программы и программы для Voyager были намного сложнее. Программирование в полете позволяло регулярно загружать новые программы и программы в энергонезависимой памяти и устранять необходимость в больших объемах памяти на борту.

Исходное программное обеспечение для зондов Voyager было написано с использованием Fortran 5, затем перенесено на Fortran 77, и сегодня есть некоторый портинг в C. Низкоуровневое, легкое программное обеспечение приобретает все большее значение, поскольку зонды движутся все дальше и дальше от Земли и коммуникации становится медленнее.

На стороне управления компьютерной системы Voyager также были внесены некоторые изменения в типичную структуру; H. Kent Frewing, инженер-программист космических аппаратов, будет руководить инженерами, отвечающими за каждую компьютерную систему, и до четырех программистов будут работать вместе над проектом сразу. Команда разработчиков бортового программного обеспечения была составлена ​​для руководства разработкой программного обеспечения, а проверка программного обеспечения была завершена Лабораторией демонстрации возможностей. После того, как начальное программное обеспечение было разработано, аппаратное обеспечение, которое было настроено в той же конфигурации, которая будет использоваться на борту космического корабля, затем будет использоваться для тестирования и продолжения разработки.

Компьютерная командная система

Как упоминалось ранее, Voyager CCS будет почти идентичен Viking CCS с некоторыми изменениями, позволяющими взаимодействовать с FDS и AACS. Viking CCS была первой резервной компьютерной системой, реализованной JPL (Лаборатория реактивного движения NASA), с относительно простым дизайном, который позволил значительно увеличить вычислительную мощность.

У VKS CCS было два варианта: источники питания, процессоры, буферы, входы и выходы. Каждый элемент CCS был перекрестно привязан, что допускало избыточность «одиночной отказоустойчивости», так что, если одна часть одного CCS потерпела неудачу, он мог бы использовать оставшуюся оперативную в другом.

CCS также может работать в трех режимах: индивидуально (каждый CCS завершает задачи независимо друг от друга), параллельно (оба CCS работают над задачей вместе) или тандем (каждый CCS работает над одной и той же задачей независимо). Во время ближайших столкновений с мишенями (Юпитер, Сатурн и т. Д.) CCS будет находиться в тандемном режиме.

Image

Блок-схема для Viking и Voyager CCS. Изображение предоставлено NASA.

CCS отвечает за управление общими операциями, включая последовательность программ, мониторинг работоспособности зондов, связь с другими компьютерами и загрузку программ в память.

Оба модуля CCS в двойной резервной системе будут работать непрерывно. Это позволило увеличить возможности обработки и стало приобретать все большее значение при встречах с Юпитером, Сатурном, Ураном и Нептуном для сбора данных.

Система данных полета

FDS - это то, где инженерные и научные данные были собраны, отформатированы и сохранены на пробниках Voyager и где была собрана вся телеметрия. Разработка FDS началась с выпускного документа, в котором описывались общие требования FDS, а также компромиссы и преимущества аппаратной или программной реализации, включая функции, которые лучше всего работают в каждом из них.

Одним из наиболее важных соображений для FDS была скорость ввода / вывода данных. По мере того, как датчики и оборудование для сбора данных становились все более сложными, разрешение информации, которую оно должно было передавать, увеличивалось. В зондах Voyager, если это возможно, данные будут передаваться с высокой скоростью обратно на Землю. Однако, если эта скорость не может быть достигнута (например, если она не могла связаться со станцией слежения), данные сохранялись на магнитных лентах. Эти магнитные ленты все еще используются повторно для сбора и передачи данных на борту зондов сегодня, когда они плывут через межзвездное пространство.

Image

Voyager FDS. Изображение предоставлено NASA.

Voyager FDS станет первым компьютером с космическим полетом для использования энергозависимой памяти CMOS. Это был большой шаг, поскольку это была довольно новая технология, и, если бы власть была потеряна для ИС на мгновение, вся память тоже была бы потеряна. Однако прямая линия от генераторов радиоизотопов, обеспечивающая постоянный ток, использовалась для обеспечения того, чтобы ИС КМОП никогда не теряли энергию, если только что-то не произошло с генераторами. Было решено, что, если что-то случилось с генераторами, которые сделали их неработоспособными, в любом случае вряд ли понадобится FDS.

CCS и FDS были разработаны отдельно из-за скорости ввода / вывода, требуемой FDS, даже если вычислительно они могли бы быть легко интегрированы вместе. Однако пробники Voyager были последними зондами, построенными JPL, чтобы сохранить эти функции отдельно. FDS, как и CCS, программируется в полете, что позволяет оптимизировать или изменять.

Система управления отношением и артикуляцией

AACS зондов Вояджера определяют ориентацию, удерживая ее в направлении Земли. Первоначальной целью дизайнеров было использование новой технологии под названием «HYSPACE» (гибридная программируемая электроника управления положением) для AACS. Интегрированные аналоговые и цифровые элементы HYSPACE, используемая адресация индексного регистра и 4-байтовая последовательная архитектура. Это позволило использовать один и тот же код для всех трех осей AACS.

Тем не менее, в команде было наложено давление на повторное использование Viking CCS для управления ориентацией, поскольку оно было способным и сокращало затраты на разработку новой системы с нуля.

В конце была использована модифицированная версия CCS, с некоторыми элементами HYSPACE, включенными для получения преимуществ адресации индексного регистра. В документации AACS по-прежнему упоминается как HYSPACE, хотя это его модификация.

AACS имеет четыре подпрограммы, которые могут быть выполнены: шаговые двигатели платформы сканирования, приводы маховика, законы управления ориентацией и логика двигателя. AACS также посылает «сердцебиение» в CCS через регулярные промежутки времени.

Вывод

Уникальный климат во время разработки зондов Voyager значительно сформировал общий результат использования компьютерных систем. Повторное использование проектов и их модификация для сокращения затрат, оптимизации использования ограниченной памяти и максимальной скорости без увеличения потребности в электроэнергии по-прежнему остаются проблемами современных космических проектов.

Тем не менее, невероятно впечатляет то, что команда компьютеров Voyager не только выходила из недорогих, эффективных и мощных вычислительных мощностей, но все их передовые мышления и умная инженерия позволили обоим зондам продолжать работать, ожидая, что они сделают это в течение по крайней мере еще одного десятилетия.

Вояджер-2 является братом близнецом первого вояджера, оба аппарата в рабочем состоянии и лишь недавно сумели покинуть Солнечную систему. Аппараты до сих пор отправляют информацию на Землю только теперь когда они удалились на 18 млрд км от Земли это происходит реже.

Оба аппарата были запущены в космос в 1977 году в след друг за другом, причем Вояджер-2 был первым. В середине ноября 2019 года второй аппарат удалялся от нас со скоростью 15,4 км/с, это очень огромные скорости.

В рамках программы "Вояджер" аппараты должны были заниматься изучением дальних планет, и они на все 100% справились со своей задачей.

Земля с расстояния шесть миллиардов километров/ NASA Первое фото Земли и Луны в одном кадре, снятое «Вояджером-1» на расстоянии 11,66 млн км от Земли (Фото: NASA / JPL) Кратер Вальхалла, расположенный на спутнике Юпитера Каллисто (Фото: NASA / JPL) Земля с расстояния шесть миллиардов километров/ NASA

Какой бортовой компьютер стоит на аппаратах и как эта система 1977 года до сих пор справляется со своими задачами?

Программное обеспечение


Компьютер представляет из себя три раздельных дублированных вычислительных машины.
Первая из них (CCS) выполняет командную роль, и следит за состоянием аппаратов;
другая (Flight Data System — FDS) выполняет задачи формирования и передачи телеметрии (она была разработана специально для аппаратов)
а третья (Attitude and Articulation Control System — AACS) управляет системой ориентации и платформой с научными приборами.

Вы будете удивлены, но на Вояджере имеется оперативная память объемом 640 килобайт. Мизер по нынешним меркам, но ученые того времени считали, что этого будет достаточно для передачи снимков и прошивки бортового компьютера.

Бортовой компьютер Вояджеров это вообще можно сказать легенда.

То есть простым языком программный код бортового компьютера можно редактировать во время исполнения миссии . Этим огромное количество раз пользовались за все 40 лет. Так как первая прошивка была написана в 1977 году , а сейчас в век технологий те же функции можно переписать по новому. К примеру для появления свободной памяти большой код теперь можно переписать более коротким.

И наверное главный вопрос которым вы задаетесь во время чтения данного материала - на каком языке была написана прошивка компьютера.

Не буду томить - изначально прошивка была на языке Фортран-5, после все портировали на Фортран-77. Но сейчас большая часть кода написана на Си, а другая часть осталась на Фортране.

Изначально аппараты отправляли данные к Земле только после команды из командного центра, но после того как они пролетели Нептун в 1990 году в прошивке добавили изменения и теперь Вояджеры отправляют информацию в автоматическом режиме.

Также на аппаратах имеется 7 подпрограмм которые несут ответственность за сбои в основном коде и могут заменить некоторые функции своими.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вояджер. Крутая штука. Про аппарат в целом и про его компьютеры в частности. Кратко и понятно))


Вот я почитал немного о Вояджере и решил создать статью, в которой кратко будет содержаться именно та инфа, которая меня заинтересовала + полезные ссылки.

2.Для общего развития.

Был запущен в 1977 году (в этом же году выпустили первый серийный ПК - Apple II: 1 МГц, 4 КБ ОЗУ расширяемыми до 48 КБ).

Эта болванка сделала снимки Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Оснащена камерами( насколько я понял разрешение 800х800 и для обработки одного изображения нужно 48 секунд), магнитометром, ультрафиолетовым спектрометром, детекторами различных частиц, антеннами радиосвязи.


Аппарат передаёт данные на скорости 1.4Кбит/с, а получает на 160бит/с. С увеличением расстояния скорость падает.

Так вот. Зачем же я всё это написал?

Attitude and Articulation Control Subsystem (не могу нормально перевести на русский, я думаю и так понятно) – две машины расчитанные на 4096 «слов», каждое «слово» содержит 18 бит.

Flight Data System(система обработки данных и контроля научных приборов) - две машины расчитанные на 8198 «слов», каждое «слово» содержит 16 бит. Именно она отвечает за кодировку, и именно она барахлит(так говорят парни из НАСА)

Computer Command System (главная управляющая система) - две машины расчитанные на 4096 «слов», каждое «слово» содержит 18 бит. Из них около 2800 слов отведено на «готовые», «фиксированные» команды. И только 1290 отведено на команды, которые должны выполняться аппаратом. Всё работало на ассемблере.

Для современного человека это кажется очень мало. Но как показывает практика)))


При всей сложности космических полётов программы исполняемые Вояджером написаны проще, а главное эффективнее и лучше, чем например Ворд, в котором я набирал эту статью.

32 года(. ) Вояджеры (их два и они идентичны) летят неизвестно где и куда.

Их надёжность и работоспособность поражают. Люди, создававшие их, были, наверное, гениальными инженерами и программистами. И создали памятник человечеству, который скорее всего переживёт всё человечество.

Примечание: все сайты на английском. Если вы заметили неточность в переводе, или понимании той или иной информации – пишите.


Tunk



Просмотр профиля Opel Astra J 1.4t (2012)
Dodge Stratus 2.4 (2004)
Dodge Grand Caravan 3.3 (2005)


dimza



Просмотр профиля

Член Крайслер Клуба


Я себе в Вояджер поставил Multitronics. Такой:

Подробнее здесь: ТЫЦК
Твоей машины, правда в списке нет, но подойти должен - протокол OBD2 у всех одинаковый, вроде.


ВАЗ 21053 1993 г.в. (реэкспорт из Германии) - Вишневая Коробка на Колесах - расстались по обоюдному согласию
ВАЗ 21150 2002 г.в. - Серебряная Зубила - трагически погибла в августе 2008
Chrysler Voyager LX 2003 м.г. 2.4 - Маршрутка Цвета Неба


zxcv



Просмотр профиля
А как подключали - просто воткнуть колодку, или ещё нужно подсоединять провода?


fmike



Просмотр профиля А как подключали - просто воткнуть колодку, или ещё нужно подсоединять провода?
Если к датчику уровня топлива не подсоединяться (там другой алгоритм расчета), то достаточно воткнуть в диагностический разъем.


dimza



Просмотр профиля

Член Крайслер Клуба

А как подключали - просто воткнуть колодку, или ещё нужно подсоединять провода?
Если к датчику уровня топлива не подсоединяться (там другой алгоритм расчета), то достаточно воткнуть в диагностический разъем.

Я не подключался. Он рассчитывает остаток топлива исходя из учета потраченного. Нужно только каждый раз вбивать - сколько залил на заправке. Я обычно заправляюсь "до полного", поэтому в настройках выставил полный бак=70 литров. Теперь после заправки нужно просто нажать и подержать 5 секунд одну клавишу. Он спрашивает "Установить полный бак?". Жмешь "SET" и усе.

Только после установки МК нужно калибровать - в инструкции написано.


ВАЗ 21053 1993 г.в. (реэкспорт из Германии) - Вишневая Коробка на Колесах - расстались по обоюдному согласию
ВАЗ 21150 2002 г.в. - Серебряная Зубила - трагически погибла в августе 2008
Chrysler Voyager LX 2003 м.г. 2.4 - Маршрутка Цвета Неба


stanislavgordeev



Просмотр профиля Всем привет, у меня вопрос, машина Chrysler Sebring 04/2.4 L нету ни какого бортового компьютера, хочу поставитьвозможно ли это и сложно ли? ". Дождь не может идти весь год, человек не может быть всю жизнь бедным. "
Езжу на Chrysler Sebring 04/2.4L

На ДОДЖ СТРАТУС (СЕБРИНГ) можно поставить БК мультитроникс.
Если у кого есть желание, то могу показать как БК работает. У нас в сервисе есть продажа и установка этих БК. Я являюсь официальным представителем компании Мультитроникс.

Если есть желающие, то приезжайте ко мне на работы
Магистральный переулок дом 6
Работаю каждый день кроме вторника и среды.

а мультитроникс уже разве выпустил комп в штатное место сайбера?
Борис кстати публикация выполненных работ никогда не бывает лишней
))) бампер мы уже обсудили, теперь дело за маршрутником
и кстати здесь еще практикуется кроме того, что делать за деньги еще писать отчеты за бесплатно.
Так я пишу отчеты за бесплатно, но вот если кто желает то можно и ему так сделать.


Black547



Просмотр профиля

Я не подключался. Он рассчитывает остаток топлива исходя из учета потраченного. Нужно только каждый раз вбивать - сколько залил на заправке. Я обычно заправляюсь "до полного", поэтому в настройках выставил полный бак= 70 литров. Теперь после заправки нужно просто нажать и подержать 5 секунд одну клавишу. Он спрашивает "Установить полный бак?". Жмешь "SET" и усе.

Только после установки МК нужно калибровать - в инструкции написано.

Вроде бак у тебя должен быть 20 галлонов, а это чуть меньше 76 литров?


dimza



Просмотр профиля

Член Крайслер Клуба

Вроде бак у тебя должен быть 20 галлонов, а это чуть меньше 76 литров?

Если наливать "под крышку" то иногда входит и 72 литра. Явление известное и неоднократно описанное.

Я стараюсь всегда заправляться на одной и той же заправке, с одной и той же колонки. Точность ее налива мне доподлинно неизвестна, но я принял ее за эталон и от нее веду все рассчеты и настройки. Меня устраивает.


ВАЗ 21053 1993 г.в. (реэкспорт из Германии) - Вишневая Коробка на Колесах - расстались по обоюдному согласию
ВАЗ 21150 2002 г.в. - Серебряная Зубила - трагически погибла в августе 2008
Chrysler Voyager LX 2003 м.г. 2.4 - Маршрутка Цвета Неба


Black547



Просмотр профиля

На ДОДЖ СТРАТУС (СЕБРИНГ) можно поставить БК мультитроникс.
Если у кого есть желание, то могу показать как БК работает. У нас в сервисе есть продажа и установка этих БК. Я являюсь официальным представителем компании Мультитроникс.

Если есть желающие, то приезжайте ко мне на работы
Магистральный переулок дом 6
Работаю каждый день кроме вторника и среды.


А откалибровать, всмысле точно настроить с подключением датчика уровня топливо смогете? На Додж Avenger 2008 г.в. У меня он стоит. Но чудит именно по расходу. Надо настроить.


dimza



Просмотр профиля

Член Крайслер Клуба

Я спрашиваю, не чтобы "уколоть", а чтобы знать точно. Кинь ссылку на эти обсуждения. У меня в компе стоит полный бак 75.

Я извиняюсь. Я вот это неправильно прочитал:

Вроде бак у тебя должен быть 20 галлонов, а это чуть меньше 76 литров?

Вместо 76 литров я увидел 70. Описанным явлением я назвал то, что реально в бак входит бензина больше номинала. А по факту получается, что меньше. Хотя это как раз объяснить проще. Топливные баки современных авто устроены таким образом, что в них есть, так называемый, "несливаемый остаток", как правило, 3-5 литров.

Я подозревал, что емкость бака у меня 75 литров, но сознательно установил в маршрутнике 70, чтобы иметь резерв и не угробить бензонасос.

В любом случае, "укола" я не почувствовал и отвечал только по сути вопроса.


ВАЗ 21053 1993 г.в. (реэкспорт из Германии) - Вишневая Коробка на Колесах - расстались по обоюдному согласию
ВАЗ 21150 2002 г.в. - Серебряная Зубила - трагически погибла в августе 2008
Chrysler Voyager LX 2003 м.г. 2.4 - Маршрутка Цвета Неба

На ДОДЖ СТРАТУС (СЕБРИНГ) можно поставить БК мультитроникс.
Если у кого есть желание, то могу показать как БК работает. У нас в сервисе есть продажа и установка этих БК. Я являюсь официальным представителем компании Мультитроникс.

Если есть желающие, то приезжайте ко мне на работы
Магистральный переулок дом 6
Работаю каждый день кроме вторника и среды.


А откалибровать, всмысле точно настроить с подключением датчика уровня топливо смогете? На Додж Avenger 2008 г.в. У меня он стоит. Но чудит именно по расходу. Надо настроить.

К сожалению откалибровать наверно не смогу, так как калибровка занимает около недели.


Zabvennyy



Просмотр профиля Подскажите пожалуйста а какой бортовой комп. подойдет на dodge caravan 2000г. двигатель 2.4 Chevrolet Tahoe 5.3L 2004г. - мечты сбываются.
Dodge Caravan 2.4L 2000г. настоящий помощник


АН-24



Просмотр профиля

Член Крайслер Клуба

Подскажите пожалуйста а какой бортовой комп. подойдет на dodge caravan 2000г. двигатель 2.4

возьми сразу Multitronics VG1031GPL много что интересного показывает протокол наш поддерживает

Chrysler Pacifica 3.5 2004 продано
Dodge Caravan 2.4 продано


Zabvennyy



Просмотр профиля Подскажите пожалуйста а какой бортовой комп. подойдет на dodge caravan 2000г. двигатель 2.4

возьми сразу Multitronics VG1031GPL много что интересного показывает протокол наш поддерживает

Читайте также: