Какой тикрейт в crossfire

Обновлено: 06.07.2024

24 мая, в Москве, в самый разгар жаркой весны, сотрудники фирмы ATI провели конференцию, посвященную описанной в этой статье технологии, подробностям новой игровой приставки Xbox 360 и другим не менее полезным вещам. Было здорово, спасибо Николаю Радовскому и другим представителям компании за полезную информацию и очень компетентные ответы на вопросы!

А теперь, не мешкая, перейдем к сути статьи:

ATI CrossFire — так официально называется канадский ответ на NVIDIA SLI, о котором шептались и «подозревали» технологические форумы сети еще полгода назад. Есть ли отличия? Да, несомненно. Есть ли преимущества? Судя по всему, да, и весьма значительные. Через некоторое время мы опубликуем тесты и практические исследования аспектов качества, а пока исследуем теоретические и архитектурные стороны и попробуем спрогнозировать тенденции и результаты. Общая архитектура CrossFire

Основная цель технологии — организация совместной работы двух графических ускорителей над построением изображения. Причем, архитектура должна быть не только эффективной (высокий КПД, низкая стоимость дополнительных схем, доступность для простых частных покупателей и энтузиастов), но и удобной в использовании (совместимость с уже существующими программами и даже с уже существующими аппаратными решениями, прозрачность, простота и надежность). Требований очень много, и, забегая вперед, похвалим ATI за качественный и очень продуманный подход при решении этих задач. Итак, нам предложена вот такая архитектура:


Несколько ускорителей (в варианте для пользователей их два) формируют собственную часть изображения, и выводят её через TMDS трансмиттеры в общепринятом цифровом стандарте DVI. Затем информация попадает в «черный» (на схеме — красный) ящик под названием Composing Engine, устройство, которое собственно и осуществляет совмещение результатов работы ускорителей для получения финального изображения. На выходе из этого красного ящика — вновь стандартный цифровой DVI сигнал, но на этот раз — уже финального кадра, собранного из двух порций данных, рассчитанных обоими VPU. Для устранения проблем с синхронизацией, Composing Engine содержит собственную буферную память, что позволяет этому устройству накапливать данные асинхронно, и, затем, по мере готовности обоих ускорителей, формировать и выдавать результирующий кадр. Таким образом, четкая синхронизация работы VPU не требуется, достаточно двух фактов — каждый VPU должен знать, какую часть данных ему надо рассчитать, и каждый VPU должен закончить передачу рассчитанных данных в этот «красный ящик», Composing Engine. После этого будет осуществлена передача кадра на устройство вывода, в формате DVI или (если нам нужен аналоговый сигнал) на внешний графический DAC, преобразующий цифровой DVI поток в стандартный аналоговый VGA сигнал.

Основные алгоритмы взаимодействия ускорителей

    Разделение экрана на несколько непересекающихся зон (Scissor, также известно как Slicing). Это решение используется в современной технологии NVIDIA SLI, и во многих специальных решениях, таких как симуляторы для обучения пилотов (несколько окон тренировочной установки, модели самолета), большие информационные мультиэкраны и т.д.

Для двух VPU будет происходить вертикальное разделение финального кадра на две зоны. Интересно, что граница зон не обязательно должна проходить по середине кадра и может выбираться динамически, исходя из сложности той или иной части изображения — грубо говоря, в верхней половине может оказаться меньше объектов, чем внизу (небо) и тогда один из ускорителей будет простаивать, что может быть скомпенсировано увеличением его зоны ответственности. Задача подобной динамической балансировки нетривиальна, и требует анализа сцены, что не всегда удобно. Этот метод хорош для сбалансированных по критерию геометрических вычислений / закраска приложений, так как в идеале (при правильном адаптивном делении кадра на зоны ответственности), позволит им поровну распределить и геометрическую и пиксельную нагрузку по двум ускорителям.

  • Делит и геометрическую и пиксельную нагрузку
  • Высокая степень асинхронности работы VPU
  • Ускоритель полностью владеет своей подотчетной зоной изображения результата
  • Требует балансировки на лету зон для равномерного распределения нагрузки
  • Могут быть проблемы с AA на стыке зон
  • Требует заметного вмешательства в драйвер и потому высока вероятность неожиданной и неверной работы некоторых приложений
  • Делит пиксельную нагрузку ровно поровну
  • Очень точная балансировка нагрузки между VPU
  • Можно использовать для новых методик AA (SSAA)
  • Прозрачен для приложений и почти не требует модификации драйверов, мала вероятность неверной работы приложений
  • Не делит геометрическую нагрузку и потому требует существенного запаса в геометрической производительности
  • Требует достаточно синхронной работы ускорителей и соответственно отсутствия различия их скоростных и прочих характеристик

Какой из них избрали специалисты ATI? Оставайтесь с нами, об этом чуть позже. А пока перейдем к конкретике реализации CrossFire в «железе». Как же вышеописанный метод «красного ящика», объединяющего изображения, был исполнен ATI на практике? Вот так: Конкретика CrossFire


Вот почему статья называется «Асимметричный ответ» ;-) Оказывается, инженеры ATI решили поместить описанный выше «красный ящик» (С Engine на схеме) на одну карту, «главную», и передавать на него данные со второй карты через обычный внешний DVI разъем. Тем самым, создав решение, совместимое с уже существующими картами, выпущенными до появления CrossFire! Разве это не здорово — если у вас уже есть PCI-Express карта ATI с DVI выходом, то вам достаточно докупить специальную CrossFire карту, соединить DVI выход старой карты с новой при помощи специального провода, который идет в комплекте. И ваша суперсистема готова. На выходе новой карты вы получите уже собранное Composing Engine, по результатам работы обоих ускорителей изображение, в DVI или аналоговом VGA формате.

На карте с технологией CrossFire установлен специальный разъем, напоминающий DVI, но имеющий большее число контактов, на схеме он обозначен как DMS. Через этот разъем в карту попадает DVI сигнал с первой карты, через него же из карты выходят сигналы DVI и аналогового VGА результирующего изображения, собранного красным ящиком. Кроме того, на исходной карте остается незадействованным второй выход (DVI+VGA или только VGA), а также TV-Out, а на карте CrossFire — тоже есть второй DVI+VGA. Все эти выходы, не участвующие в совместном построении изображения, разумеется, могут быть использованы для дополнительных мониторов и других стандартных применений в «мирное», не игровое время, но на них естественно нельзя выводить совместное изображение, рассчитанное обоими ускорителями в режиме CrossFire — оно поступает только на выходы разъема DMS.

А теперь самый интересный вопрос. Внимание, знатоки. Какой алгоритм разбиения изображения был выбран ATI для реализации в своем «красном ящике»?

Физически, на CrossFire карте «красный ящик» представляет собою не специальный чип с жестко запрограммированным в него алгоритмом работы, а небольшой универсальный чип с программируемым массивом логических вентилей. Этот небольшой чип содержит в себе гибко настраиваемую схему логических элементов и буферную память для хранения промежуточных результатов, а алгоритм его работы задается драйверами, загружающими в него соответствующую схему связей. На данный момент ATI реализовали все три выше описанные методики, но это не значит, что в будущем не появятся новые, улучшенные или гибридные решения по разделению нагрузки на два ускорителя. Все, что будет необходимо — просто обновить драйверы. Не удержусь и второй раз похвалю инженеров ATI за элегантное решение — мало того, что такой подход существенно снизил стоимость разработки и внедрения CrossFire, он позволил выбирать для каждого конкретного применения режим, оптимальный с точки зрения КПД (из доступных) и, тем самым, во многом застраховал наши инвестиции в мультичиповое решение от капризов конкретных игр и приложений.

  • Мы можем использовать старую карту, уже установленную в нашей системе * , надо купить вторую CrossFire карту и системную плату с двумя графическими слотами PCI-Express (если такой еще нет).
  • Мы можем выбирать для каждого конкретного приложения оптимальный метод взаимодействия ускорителей при построении изображения. Причем, мы можем предоставить этот выбор драйверу, и тогда он будет сверяться со списком заранее проверенных ATI приложений, для которых уже подобрана оптимальная установка, или установит самый надежный с точки зрения прозрачности для приложения Tiling метод, если приложение ему не известно. А можем выбрать метод самостоятельно, поэкспериментировав с результатами в конкретном приложении, заботясь о КПД или о максимальном качестве изображения.
  • Мы можем получить, в будущем, новые режимы и методы взаимодействия.
  • Мы можем на лету, не перезагружая систему, включать и выключать CrossFire, а также менять режимы его работы.
  • У нас появляются новые методы AA — когда к 2, 4 или 6 семпловому MSAA в каждом чипе, добавляется еще и 2хSSAA — усреднение результатов в Composing Engine. В итоге получается уже знакомая нам по продуктам NVIDIA гибридная формула. В случае ATI, доступны два новых режима (пока) — SS2х(MS4x) SS2х(MS6х), которые почему-то названы ATI «10хAA» и «14хАА», что не совсем точно ;-) скорее, надо было назвать их «2*4хAA» и «2*6xAA». Разумеется, в таких режимах устанавливается различное расположение отсчетов MSAA для первого и второго ускорителя, только тогда это сглаживание будет иметь смысл. Но, как мы знаем, у чипов ATI паттерн отсчетов гибко задается на сетке 4х4, и таким образом мы можем разместить там два набора по 6 отсчетов так, чтобы они не пересекались.
  • Мы можем использовать совместно карты разных производителей (например, ASUS и Sapphire в одной упряжке)!

* При условии, что у вас есть системная плата CrossFire Edition


  • Ее очень легко адаптировать к другим существующим (X700 и иже) и будущим решениям ATI. Фактически, любая новая флагманская карта ATI может выходить сразу и в исполнении с этой технологией
  • Будут проверены и признаны совместимыми новые системные платы с двумя графическими слотами, в том числе на чипсетах Intel и, возможно, даже на чипсетах NVIDIA.
  • Позже эта технология может быть масштабирована дальше, не секрет, что по аналогии с процессорами через пару лет могут появиться многоядерные или многочиповые ускорители в одном корпусе, и тогда станут возможными схемы 2*2 (две карты с двумя ускорителями на каждой).

Теперь немного совсем приземленной конкретики. Для начала цены и доступность:


Причем, на прилавках магазинов CrossFire карты будут уже в конце июня, начале июля.

Вот такие данные по производительности решений с двумя картами, CrossFire X850 XT в сравнении с NVIDIA SLI 6800 Ultra приводит ATI (внимание: в обоих случаях задействованы две карты):


Для разрешения 1600х1200 (4xAA 8xAF)

Воздержимся от комментариев до получения собственных результатов скорости и качества работы этой технологии, а пока же отметим, что SLI работает лишь с ограниченным (причем сильно ограниченным) числом игр, в чем очень заметно проигрывает CrossFire, и, требует покупки двух новых карт, что также не может считаться большим плюсом по сравнению с CrossFire. Которая (потенциально) применима к практически миллиону уже существующих владельцев продуктов на базе всех карт семейства X800 и X850, без необходимости продавать свою старую карту.

Два самых актуальных вопроса: удастся ли ATI удержать это технологическое первенство? Ведь следующее поколение продуктов NVIDIA может взять на вооружение лучшие находки канадских специалистов в том или ином виде. И почему технология называется CrossFire — не имелась ли в виду одноименная машина фирмы Chrysler ? ;-)

Разумеется, реально очень многое будет зависеть от соотношения цена / производительность в конкретных играх. А также от наличия проблем с качеством изображения и совместимостью. Все эти аспекты мы исследуем в ближайшее время, а пока же подведем промежуточный итог:

Инженеры ATI создали очень выгодную, гибкую и удобную архитектуру многочипового рендеринга, нацеленную на конечных пользователей и игровые приложения. На бумаге перспективы CrossFire выглядят более заманчиво, чем NVIDIA SLI, а архитектурное решение можно (и нужно) признать более изящным и продуманным. В активе и совместимость с уже существующими картами и работа со всеми приложениями, и гибкий выбор метода совместной работы ускорителей. Разумеется, подобная технология нацелена на достаточно узкую нишу энтузиастов, и не принесет компании особенной сверхприбыли, но не следует забывать, что лидерство в абсолютном зачете, которое может обеспечить CrossFire, несомненно, скажется на продажах mainstream продукции ATI в лучшую сторону, а технологическое лидерство в такой области — не менее осязаемый и ценный вклад в имидж компании.

В обсуждении предыдущей статьи, посвящённой работе CrossFireX (на примере пары HD 5850), высказывались мнения, что для ускорителей шестой серии драйверная оптимизация может быть иной, и соответственно можно ожидать других результатов тестирования.

реклама

В данном исследовании я проверю, так ли это на самом деле. В качестве «подопытного кролика» выступит флагман линейки в лице HD 6990, построенный на базе пары полноценных GPU Cayman. По сути, это две HD 6970 на одной печатной плате, отличие лишь в тактовых частотах. А их работа будет сравниваться с одной HD 6970.

Напомню для тех, кто не читал предыдущие статьи по GTX 570 SLI и HD 5850 CF - помимо «стандартного» теста производительности и привычных всем цифр Min/Avg FPS в цикле статей «под микроскопом» рассматриваются и анализируются frametimes-результаты графических адаптеров. Причем, как в одиночном варианте, так и в конфигурации с двумя видеокартами. Это поможет в оценке «накладных расходов» функционирования работы CF и позволит вычислить, какой прибавки производительности можно ожидать на самом деле, а не по значениям среднего FPS.

А в дополнение к уже привычному многим сравнению «одна карта против двух» в конце статьи читателей ждет краткое рассмотрение (увы, подробный разбор полётов пришлось отложить) работы CrossFireX с тремя GPU Cayman.

Тестирование производилось на следующей конфигурации:

Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Протестированные конфигурации видеокарт:

  • Radeon HD 6950 @ HD 6970 880/1375 МГц;
  • Radeon HD 6950 @ HD 6970 950/1450 МГц;
  • Radeon HD 6990 @ 830/1250 МГц;
  • Radeon HD 6990 @ 880/1375 МГц;
  • Radeon HD 6990+HD 6970 @ 830/1250 МГц;

300x140 25 KB. Big one: 1500x708 141 KB
300x140 26 KB. Big one: 1500x700 98 KB

300x124 31 KB. Big one: 1500x621 121 KB
300x124 27 KB. Big one: 1500x619 106 KB

  • Операционная система: Windows 7 Ultimate SP1, build 7601.17514 RTM, x64;
  • Драйвер видеокарты: Catalyst 11.6;
  • Дополнительное ПО: MSI Afterburner 2.1; FRAPS 3.2.3, build 11797; AutoHotkey 1.0.48.05, Fraps-Calc v1.1b, RadeonPro 1.1.0.6.

реклама

С целью преемственности сравнения, методика тестирования и тестовый пакет не видоизменялись.

Использовались синтетические бенчмарки:

  • 3D Mark Vantage;
  • 3D Mark 11;
  • HWBOT Unigine Heaven Benchmark Application.

В следующих играх использовались встроенные средства измерения производительности:

  • Colin McRae DIRT 2;
  • Crysis 2 (Central Park);
  • F1-2010;
  • Grand Theft Auto IV EFLC (The Lost and Damned);
  • Lost Planet 2 (Тест производительности B);
  • Mafia II;
  • Metro 2033 (FrontLine).

В остальных играх замер производительности проводился с помощью Autohotkey сцен:

  • Arcania: Gothic 4 (Фишир);
  • Battlefield Bad Company 2 (Тяжелый металл);
  • Dragon Age 2 (Моровые земли);
  • Metro 2033 (Башня);
  • Test Drive Unlimited 2 (Гонка: Пляжи Ибицы);
  • Shogun 2 Total War (Битва при Окехадзаме);
  • S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Аномалия «Котёл»).

В тех случаях, когда применялась утилита FRAPS, замерялись значения Min и Avg FPS. Тем же FPAPS’ом снимался Min FPS во встроенных тестах, не обладающих данным функционалом. Все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешениях 1680х1050 и 1920х1080.

Для анализа frametimes была взята программа Fraps-Calc, которая позволяет увидеть основные особенности, связанные с производительностью системы в конкретно взятом приложении. На основе среднего (AVG) FPS и характеристик его стабильности Fraps-Calc вычисляет значение так называемого рейтинга производительности. Можно сказать, что рейтинг производительности – численная характеристика комфортности игрового процесса, где под значением 1 и выше подразумевается отсутствие видимых глазу «тормозов» при показе изображения.

При сравнении frametimes одиночной видеокарты и тандема CrossFireX производительность графических адаптеров «подгонялась» под получение рейтинга, равного 1.00, после чего сопоставлялись значения среднего FPS, необходимые для получения требуемой производительности. Процентную разницу по AVG FPS в таком сравнении можно вычитать из полученных результатов конфигурации CrossFireX для оценки «полезной» прибавки производительности.

Для тестирования производительности использовался пресет Perfomance.

Overall score

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Очередной раз, в 3DMark Vantage производительность графических адаптеров ограничивается процессором. Причём что интересно, на видеокартах AMD это сказывается сильнее, поскольку результат одиночной HD 6970 превосходит оный у GTX 570, а вот связка CrossFireX в условиях равных с одиночной картой частот уже медленнее, чем GTX 570 SLI. Прирост производительности от использования CrossFireX на равных частотах не превосходит 45%.

реклама

Для тестирования производительности использовался пресет Perfomance.

Overall score

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

3D Mark 11 сильнее отзывается на усиление видеоподсистемы, поэтому (по сравнению с 3Dmark Vantage) процент прироста производительности при использовании CrossFireX выше, и находится у отметки в 77% при сравнении карт на равных частотах. Фактически та же картина, что и в случае с GTX 570 SLI.

У пары HD 5850 масштабируемость была выше, так что и тут можно говорить о некой доле процессорозависимости.

реклама

Для тестирования производительности использовался пресет «XTREME», DX 11.

Unigine Heaven XTREME

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Чисто графический тест, почти не зависимый от производительности ЦП, при равных частотах CrossFireX обеспечивает прирост производительности выше 95%. Всё же в процентном соотношении он чуть ниже, чем с HD 5850 ранее, но в любом случае результат внушает уважение.

Если сравнивать с данными из предыдущих статей, то можно сказать, что по результатам синтетических бенчмарков масштабируемость может сильно зависеть от производительности самих связок. Чем выше производительность – тем выше вероятность того, что ограничителем будет процессор. В итоге, наилучшую масштабируемость среди протестированных карт обеспечивает пара HD 5850. В сравнении работы CrossFireX и SLI (соответственно, на примере HD 6990 и пары GTX 570) можно поставить паритет, процент прироста от добавления второго GPU примерно одинаков.

Пора переходить к играм.

реклама

  • Быстродействие: Высоко;
  • Качество теней: Высоко;
  • Тени: Мир и геометрия;
  • Динамичные тени: Мир и геометрия;
  • Качество текстур: Высоко;
  • Качество SSAO: Высоко;
  • Качество света: Высоко;
  • Качество персонажей: Высоко;
  • Качество мира: Высоко;
  • Качество частиц: Высоко;
  • Радиус обзора: 100%.
  • Экспозиция;
  • Блики;
  • Детализация лиц;
  • Постобработка.

Arcania: Gothic 4
Min | Avg FPS

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Что ж, HD 6990 показала себя совсем не плохо, хотя прирост производительности CrossFireX на ней обеспечивает меньше (особенно в плане Min FPS), нежели HD 5850. Связано это в первую очередь с возросшей производительностью каждого GPU в отдельности.

реклама

Несмотря на меньшую масштабируемость по сравнению с парой HD 5850, результаты на фоне работы SLI в данной игре обнадёживают.

Процент прироста производительности от CrossFireX на базе GPU Cayman ниже, может в связи с этим можно ждать большей стабильности? Посмотрим на Frametimes.

495x633 32 KB

Одиночная HD 6970 по стабильности выдаваемого потока превосходит протестированные ранее GTX 570 и HD 5850. По сравнению с вышеназванными картами график «чище», то есть основная линия графика тоньше и вокруг неё меньше точек. То же самое видно и на графике нормального распределения, где пик заметен более явно.

реклама

Для достижения рейтинга производительности 1, то есть для комфортного игрового процесса одиночной HD 6970 достаточно значения AVG FPS=62.6.

495x633 36 KB

При первом взгляде отличить график HD 6990 от пары HD 5850 сложно. Хотя и при втором, и при третьем тоже. Графики почти идентичны, но стабильность выдаваемого на HD 6990 фреймрейта ниже, чем у тандема HD 5850. В основном, это отражено в начале графика (где на HD 6990 можно заметить много точек внизу, что свидетельствует о микрофризах) и в самом его конце, где у HD 6990 есть расщепление на пару близких между собой линий, а у двух HD 5850 этого нет.

Так же, как и в тестах ранее, из-за непостоянства временных интервалов между построением смежных кадров сложно обозначить какой-либо один пик на графике нормального распределения, его практически нет.

реклама

Для достижения рейтинга производительности 1 на HD 6990 CrossFireX требуется значение AVG FPS, равное 74,9. Пусть разница и невелика, но это худший результат среди протестированных связок.

Итого, при равном уровне комфорта CrossFireX конфигурации на базе топовых GPU требуется на 19-20 % большая производительность. С учётом того, что HD 6990 на равных с HD 6970 частотах показывает прирост производительности выше 70% - это не выглядит проблемой.

  • Уровень детализации: Выс;
  • Качество текстур: Выс;
  • Качество теней: Выс;
  • Качество эффектов: Выс;
  • Сглаживание: 16xQ CSAA;
  • Анизотропный фильтр: 16x;
  • Вертикальная синхронизация: Выкл;
  • HBAO: Вкл.

Battlefield Bad Company 2
Min | Avg FPS

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Прирост производительности от работы CrossFireX на HD 6990 в большей части режимов держится у отметки в 90%, что очень неплохо. Хотя на HD 5850 прирост производительности был ещё выше, но очередной раз сказывается производительность каждого GPU в отдельности. Радует то, что здесь сохранился и прирост производительности по Min FPS, чего не наблюдалось в Gothic 4. По сравнению со SLI расхождений практически нет.

С цифрами Min/Avg FPS, как и в случае других карт, всё красиво, пора взглянуть на frametimes.

495x633 32 KB

График похож на оный у HD 5850, однако, как и в случае с Gothic 4 он «чище».

Для достижения рейтинга производительности 1, одиночной HD 6970 достаточно значения AVG FPS=63.6, второй раз из двух – лучший результат среди протестированных в данной игре одиночных графических адаптеров. Разница по сравнению с картой NVIDIA уже более заметна, чем была с HD 5850.

Одиночные карты выступают в одной лиге, значения приростов производительности от добавления в систему второго графического адаптера примерно одинаковы, тем интереснее сравнить, как проявит себя CrossFireX на карте шестой серии в плане frametimes…

495x633 38 KB

К сожалению, всё даже хуже, чем было с парой HD 5850, не говоря уже о сравнении с GTX 570 SLI. Видимо, и с более новыми ускорителями производителя больше волнуют цифры AVG FPS, нежели реальный игровой комфорт, пусть и в ущерб цифрам.

По графику, как и в случае с парой HD 5850, можно судить о двух пиках производительности: первый в районе около 60 FPS, второй же находится далеко за чертой в 200 FPS, что сигнализирует о практически попарном выводе кадров. Он настолько шустр, что на графике нормального распределения даже не видно второго пика, поскольку он находится за границей AVG FPS x 2.

Местами, как и у CrossFireX из пары HD 5850, наблюдается «каша» из множества точек, сигнализирующая о низкой стабильности работы связки.

В итоге, высокий AVG FPS вроде бы как и есть, а высокого комфорта как бы и нет. Отличия в игровом комфорте между HD 6970 и HD 6990 минимальны, несмотря на гораздо больший FPS у последней. Видимо, такова цена звания «короля» среди современных графических адаптеров, в войне все средства хороши…

Для достижения рейтинга производительности 1 требуется AVG FPS, находящийся у отметки 107.1, что неприлично много. Чтобы сравнять уровень комфортности игрового процесса по сравнению с одиночной картой конфигурации CrossFireX требуется на 68% большая производительность. Получается, что большинство полученного от смены HD 6970 на HD 6990 прироста производительности съедает алгоритм реализации CF.

  • Multisampling: 8 x QCSAA;
  • Vsync: Off;
  • Preset: Ultra.

Colin McRae DIRT 2
Min | Avg FPS

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Прирост производительности после добавления второй видеокарты находится на отметках 65-70%, что до этого показали и SLI на базе пары GTX 570, и CrossFireX на базе пары HD 5850, принципиальной разницы в результатах связок нет (если смотреть на процентные приросты). Как и с тестом HD 5850 отмечу, что при смене разрешения экрана с 1680х1050 на 1920х1080 производительность видеокарт почти не падает.

Пришло время взглянуть на Frametimes.

495x633 31 KB

Карта показывает примерно то же самое, что и HD 5850, расхождения на уровне погрешности измерений. Собственно, как и HD 5850, HD 6970 в данной игре стабильнее, чем одиночная GTX 570, у которой наблюдалось расщепление линии AVG FPS.

Количество точек вне основной линии распределения FPS во времени минимально. На графике нормального распределения чётко виден один-единственный пик. Для достижения рейтинга производительности 1 достаточно значения FPS=61.9, и тут расхождения с HD 5850 минимальны.

495x633 42 KB

Эхх, вот он AFR, родименький. Результаты практически под копирку повторяют оные у HD 5850, в этом плане шестая серия недалеко уехала от предыдущей. Опять есть пик, близкий к значениям «мгновенной производительности» 60 FPS, и пик за 200 FPS, что говорит о практически попарном выводе кадров. «Каша» также никуда не делась, её можно наблюдать практически на всей площади графика.

Для достижения рейтинга производительности 1 требуется AVG FPS, находящийся у отметки 104.2, то же самое, что и с парой HD 5850.

Для достижения приблизительно равного уровня комфортности игрового процесса CrossFireX конфигурации требуется на 68 % большая производительность. Так как уровень прироста производительности от использования CrossFireX находится на отметке в 65-70%, то можно заключить об отсутствии какого-либо положительного влияния этой технологии на комфортность игрового процесса. Весь прирост AVG FPS «съедается» нестабильностью работы связки.

Ситуация аналогична случаю с HD 5850: если одиночная карта справляется, то играть комфортно, если нет – добавление второй не принесёт видимых изменений. Хорошо хоть, что для игры хватит и одной HD 6970…

  • Mode: Extreme;
  • FSAA: 4х;
  • Map: Central Park.

Crysis 2
Min | Avg FPS

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

1680x1050

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Минимальный FPS, как и в бенчмарке из прошлой части игры, фиксируется в самом начале первого замера производительности (на загрузке уровня), поэтому сильного внимания на него можно не обращать. Если же смотреть на значения среднего FPS, то результаты HD 6990 не выбиваются из общей картины происходящего, которую можно было наблюдать в статьях ранее. HD 6990 в условиях равных с HD 6970 частот быстрее на 73-78%. Это лучше, чем у пары GTX 570 в SLI, но хуже, чем у пары HD 5850 в CrossFireX.

Взглянем на Frametimes.

495x633 35 KB

Как говорится, «найдите десять отличий». По сравнению с HD 5850 графики идентичны целиком - в плане областей нестабильности, в виде основной линии графика, в плане графика нормального распределения. В общем, драйвера «заточены» одинаково, как под пятую серию карт, так и под более новую.

Для достижения рейтинга производительности 1 достаточно значения Avg FPS равного 67, что выше, чем у одиночной GTX 570, и совпадает с результатом HD 5850.

495x633 37 KB

Ну что, «сферический AFR в вакууме, часть 2».

Очередной раз CrossFireX показывает себя не с лучшей стороны, на графике нормального распределения виден пик на уровне, который показывает HD 6970. Второй пик в график нормального распределения не попадает, ибо находится за чертой AVG FPS x 2, вывод кадров попарный. Полученные цифры среднего FPS, как и в Battlefield и Dirt 2, можно назвать «фальшивыми». Чуда не случилось.

Для получения рейтинга производительности 1 требуется AVG FPS, находящийся у отметки 118.6. Тут надо отметить, что fraps-calc показывает значение AVG FPS в 101, но, это значение отфильтровано с отбрасыванием пиков «мгновенной производительности». Истинный AVG FPS, который покажет Fraps в отчёте, да и который покажет сам бенчмарк игры – 118.6, его видно в левой колонке цифр fraps-calc’а.

Для достижения равного уровня рейтинга производительности CrossFireX конфигурации требуется на 77 % большая производительность, чем одиночному графическому адаптеру. Вроде рекорд, если мне не изменяет память.

CrossFireХ из двух GigaByte AMD Radeon R9 280

Любительский

Аватар пользователя

Точных статистических данных у меня нет, но смею предположить, что очень мало у кого, в домашних игровых компьютерах, над выводом игровой картинки на экран монитора трудится тандем из двух видеокарт. Данной технологии уже около десяти лет, так, например, технология CrossFire от компании ATI была представлена в 2005 году.

Но как-то не очень успешно за это время технология продвинулась в массы. Например, на форуме нашего клуба, когда кто-то просит собрать ему сборку с двумя видеокартами, или с перспективой установки второй в будущем, его всячески отговаривают, и приводят массу аргументов.

Об аргументах чуть позже, в качестве выводов, а сейчас немного о своем опыте. Когда я несколько лет назад менял платформу, то приобрел материнскую плату с двумя PCI-Ex 8+8, надеясь собрать SLI из двух GTX 460, одна карта у меня уже была, а тесты в интернете говорили о хорошей масштабируемости у этого экземпляра. Но когда производительность одной карты перестала удовлетворять, вторую я просто не нашел в продаже, даже на вторичном рынке. И купил новую, топовую на тот момент карту HD 7970, и она все еще вполне успешно конкурирует с новинками. Поставить вторую такую же в пару возможность есть, и продаются они на вторичном рынке, но уже нет желания с ними заморачиваться. Но все же, благодаря спонсору клуба ДНС, компании AMD, у меня появилась возможность испытать возможности CrossFireХ.

Я стал обладателем двух приличных карт - GigaByte AMD Radeon R9 280. Подробный обзор этой карты я уже публиковал. А вторая пришла вместо призового экземпляра другой фирмы. Было решено объединить этих близняшек в моем компьютере. Материнская плата GIGABYTE GA-Z77X-UD3H вполне подходит для создания массива из двух карт по формуле 16+8. Блок питания Corsair RM750 должен обеспечит энергией обе карты без проблем.


Подключение.

За десяток лет технология уже отработана, поддерживается всем оборудованием без проблем. С подключением и сборкой нет ни каких сложностей. Подключаем видеокарты в соответствующие слоты.


Подключаем к ним питание.


Ставим мостик CrossFire.


Монитор подключаем к верхней карте.


Ну и все, включаем компьютер. После включения заходим в AMD Catalyst Control Center, вкладка Perfomance, и активируем технологию CrossFire. Если данной вкладки при первом включении не обнаружили, то просто перезагрузите компьютер, у меня так и было.


При запуске игры будет подключатся в работу вторая видеокарта, все остальное время она отключена и бездействует, у меня только вентиляторы на ней крутятся лениво.

Тестирование.

Тестовая конфигурация: • Процессор i7 3770 • Охлаждение - Corsair Hydro Series H105 • Материнская плата - GIGABYTE GA-Z77X-UD3H • Память DDR3-1330 МГц 12 Гб • Блок питания - Corsair RM750 • Диск под систему - Seagate 600 SSD 480 Гб • Корпус - NZXT Phantom • Монитор Benq G2412HD • ОС – Windows 8.1 64bit

Первый вопрос, который должен обеспокоить потенциального сборщика системы с двумя видеокартами, после подбора материнки и блока питания, - это хорошо вентилируемый корпус.

Мои модели видеокарт выбрасывают горячий воздух преимущественно на боковую стенку, у меня там стоит большой 200 мм вентилятор, работающий на выдув. Расстояние между видеокартами чуть более 2х см. этого вполне хватает для вентиляции.

Тестирование делал на одинаковых настройках качества, для сравнения с одиночной картой. Хотелось бы конечно сравнить эту пару R9 280 с одиночной R9 290Х. ведь по цене они будут сопоставимы, и очень хочется наедятся что и в производительности парочка не уступит, или даже обгонит флагман.

Условно и заочно я их попытался сравнить в тестовых пакетах, результаты тестов R9 290Х взял с обзора видеокарты Sapphire R9 290X TRI-X OC на страницах нашего клуба от автора Magus.

Синтетические тесты.

Данные тесты интересны тем, что позволяют сравнить между собой не только производительность отдельных видеокарт, но и производительность различных игровых сборок основанных, например, на разных процессорах и одинаковых видеокартах.

Вначале пакеты 3DMark. Все настройки по умолчанию.

3DMark – Fire Strike:




3DMark 11:




Unigine Valley Benchmark 1.0



Unigine Heaven Benchmark 4.0



В тестах все выглядит хорошо, двойного увеличения производительности мы конечно не видим, но в среднем процентов на 30-50 прирост производительности есть. И парочка обходит одиночную 290Х с небольшим отрывом, разве только минимальный фпс в тестах Unigine у них меньше.

Игровые тесты.

Игры тестировались в разрешении 1920х1080, игровые настройки можно увидеть на скринах, это ультра и высокие настройки.

Здесь уже не все так однозначно, как в синтетике. Watch Dogs и Need for Speed Rivals старательно держат количество кадров на одном уровне, это проявляется и при тесте других видеокарт, правда минимальный фпс в этих играх не так сильно проседает в случае тандема. Far Cry 4 вообще странно повел себя в работе с парой видеокарт, проверял настройки и прогонял тесты несколько раз, результат тот-же. В остальных играх прирост есть, особенно в минимальных фпс, ну и он укладывается примерно с натяжкой в те-же 30 процентов, как и в синтетических тестах. И если сравнивать с игровыми тестами видеокарт 290Х, коих много на просторах интернета, то парочка AMD Radeon R9 280 в принципе показывает примерно идентичные результаты в производительности.

Call of Duty Advanced Warfare



SniperElite3



Assassin's Creed 4.Black Flag



Battlefield 4



Watch Dogs



Need for Speed Rivals



Far Cry 4



Несколько слов о шуме и температуре; шум при работе двух видеокарт сопоставим с работой одной карты, громче они шуметь не стали, система охлаждения WindForce отлично справляется с охлаждением, даже если уменьшить скорость до комфортных для слуха оборотов. Температура обеих карт при этом не поднимается выше 70 градусов, и температурный режим у верхней и нижней карт идентичный. Еще я заметил, что мой старичок ASUS HD 7970 прогревал воздух в корпусе во время длительных баталий значительно сильнее, если я забывал выкрутить обороты корпусных кулеров на максимум, то через 3-4 часа игры в Battlefield 4 видеокарта могла и зависнуть от перегрева.

Выводы.

Создание массива из двух видеокарт на сегодня вполне простая операция. А вот ее целесообразность под сомнением.

Да, две средних видеокарты по цене как одна топовая, способны тягаться с ней в производительности. Но в целом такая конфигурация обойдется дороже, из-за использования более дорогой материнской платы и более дорогого и мощного блока питания. При этом такая сборка будет не только потреблять больше энергии, но и сильнее греться, что потребует лучшего охлаждения в корпусе, и громче работать, чем одиночная карта.

Массив из двух топовых видеокарт более оправдан с целью повышения производительности, если конечно нет проблем с финансами, но и тут возможна покупка одной двухчиповой видеокарты.

Еще такая сборка может быть оправдана с целью постепенного апгрейда, но это если не откладывать покупку второго видеоускорителя на длительный срок, когда вы второй экземпляр можете просто не найти в продаже. Хотя AMD, с выпуском новой серии видеокарт, пошли на встречу пользователям. Дело в том, что HD 7950 и R9 280 выпущены на одном ядре, как и HD 7970 и R9 280Х, и эти пары вполне могут успешно работать в CrossFire, так сказать, преемственность поколений.

Что же касается моего случая, то я вполне рад повышению производительности в играх, тем более мне это практически ничего не стоило, спасибо компании AMD за призовую видеокарту.

Была у меня и еще одна 280я, и ее так же можно было бы приспособить для просчета кадров в играх, тем более на материнке есть третий порт PCI-Ex, работающий правда на скорости х4. Но она не пережила тестирования, и об этом мой следующий блог.

Как повысить FPS в CrossFire, запустить игру на слабом ПК и получить 60 FPS - оптимизация

Прежде чем переходить к активным действиям нужно убедиться, что на компьютере есть хотя бы 10-15 Гб свободного места на жестком диске, на который установлена операционная система.

Обычно это диск «C». Этот минимальный запас необходим для того, чтобы система могла без каких-либо проблем создавать временные хранилища файлов CrossFire, кэши и так далее.

Посмотрите системные требования CrossFire и убедитесь, что на вашем жестком диске достаточно места для нормальной работы игры.

Отключить ненужные программы

Каждая программа, которая запущена в ОС, занимает определенный процент оперативной памяти и загружает процессор. Убедиться в этом легко, достаточно просто открыть диспетчер задач с помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+Del:


Отключить оверлеи

Речь идет о тех программах, которые способны отображать свой интерфейс поверх игры. Часто на компьютере есть такие — Fraps, Steam, Origin и так далее. Даже когда оверлей скрыт, он обрабатывается компьютером, снижая FPS в CrossFire.

Поэтому все оверлеи нужно отключить. Почти всегда это можно сделать в настройках программы без необходимости ее удаления. Например, оверлей Steam, легко отключается через меню:


Обновить драйвера видеокарты, скачать драйвера для CrossFire

Вне зависимости от того, какая видеокарта стоит в системном блоке, ее драйвера нужно поддерживать в актуальном состоянии. Поэтому перед запуском CrossFire следует зайти на сайт производителя и проверить, не вышли ли новые драйвера:

После установки драйвера следует перезагрузить компьютер, чтобы исключить возможность сбоев. Также стоит учитывать, что для многих старых видеокарт новые драйверы уже не выходят.

Для некоторых игр производители видеокарт выпускают специально оптимизированные драйвера. Поищите таковые в разделе новостей о CrossFire - обычно мы про них пишем. Также можно посмотреть на сайте производителей видеокарт.


Изменить параметры электропитания

По умолчанию в компьютере установлен сбалансированный режим электропитания, который, а в некоторых ноутбуках, в целях увеличения времени работы, и вовсе установлена экономия энергии.


Это не дает компьютеру раскрыть свой потенциал в CrossFire полностью, поэтому первым делом нужно открыть панель управления, которую можно найти с помощью поиска. После нужно сделать следующее:

  • Выбрать режим просмотра «Мелкие значки»;
  • Кликнуть на «Электропитание»;
  • На экране найти опцию «Настройка схемы электропитания», кликнуть на нее;
  • Кликнуть на «Изменить дополнительные параметры питания»;
  • В открывшемся окне найти выпадающий список;
  • В списке выбрать «Высокая производительность»;
  • Нажать кнопку «Применить», затем кликнуть «ОК».

Включить режим производительности Nvidia

После установки драйвера для видеокарты от компании Nvidia можно ускорить работу CrossFire с помощью режима производительности. Это немного упростит графику в игре, но повысит FPS. Обратите внимание, что этот метод доступен только в случае, если у вас видеокарта с чипом от Nvidia. Вот как это сделать:

  • В нижнем правом углу экрана, в трее, нажать правой кнопкой мыши на иконку «Настройки NVIDIA»;
  • В открывшемся окне справа выбрать вкладку «Параметры 3D»;
  • Нажать на опцию «Регулировка настроек изображения с просмотром»;
  • Справа поставить флажок напротив «Пользовательские настройки с упором на:»;
  • Передвинуть «ползунок», который находится ниже, в крайнюю левую позицию «Производительность»;
  • Снизу нажать на кнопку «Применить».


Далее необходимо запустить CrossFire и убедиться, что все отображается корректно. Если возникают проблемы, то нужно вместо «Пользовательские настройки с упором на:» выбрать «Настройки согласно 3D-приложению».

Отключить эффекты Windows

Если CrossFire работает не в полноэкранном режиме, а в окне, в том числе и без рамки, то повысить FPS можно, если отключить эффекты Windows. Для этого нужно проделать следующие действия:

  • Открыть «Проводник»;
  • Правой кнопкой нажать на «Этот компьютер» (или «Мой компьютер»);
  • В контекстном меню кликнуть на «Свойства»;
  • В открывшемся окне слева нажать на «Дополнительные параметры системы»;
  • В открывшемся окне перейти на вкладку «Дополнительно»;
  • В разделе «Быстродействие» нажать на кнопку «Параметры. »;
  • В открывшемся окне перейти на вкладку «Визуальные эффекты»;
  • Поставить флажок напротив опции «Обеспечить наилучшее быстродействие».


При необходимости на последнем шаге можно выбрать опцию «Особые эффекты». В таком случае можно самостоятельно выбрать, какие эффекты оставить, а какие — отключить.

Увеличить файл подкачки, если не хватает оперативной памяти для CrossFire

Чтобы компенсировать недостаток оперативной памяти, можно увеличить файл подкачки. Это позволит системе хранить часть необходимых CrossFire данных прямо на жестком диске. Вот что нужно сделать:

  • Открыть «Проводник»;
  • Правой кнопкой нажать на «Этот компьютер» (или «Мой компьютер»);
  • В контекстном меню кликнуть на «Свойства»;
  • В открывшемся окне слева нажать на «Дополнительные параметры системы»;
  • В открывшемся окне перейти на вкладку «Дополнительно»;
  • В разделе «Быстродействие» нажать на кнопку «Параметры. »;
  • В открывшемся окне перейти на вкладку «Дополнительно»;
  • Снять флажок с параметра «Автоматически выбирать объем файла подкачки» (если есть);
  • Поставить флажок напротив опции «Указать размер»;
  • В текстовых полях «Исходный размер (МБ):» и «Максимальный размер (МБ):» указать в мегабайтах значение, равное половине объема оперативной памяти.

Например, если в системном блоке установлена «плашка» на 4 Гб, то есть 4192 Мб, в поля выше нужно вписать число 2048. Можно сделать файл подкачки больше, но никакого прироста это не даст.


Еще больше ухудшить графику в CrossFire (режим «картошки») - выключить сглаживание и т.п.

Если CrossFire запускается, но сильно тормозит, то перед началом всех процедур следует снизить графику до минимума через настройки игры. Если это не помогло, то придется прибегнуть к помощи сторонних программ для настройки видеокарты:

Загрузив программу, запускаем ее. В случае с NVIDIA Inspector нужно запускать файл nvidiaProfileInspector.exe, а не nvidiaInspector.exe. Сверху, в строке «Profiles:» можно выбрать любую игру, которая поддерживается драйверами Nvidia.


Ниже представлены все доступные настройки. Их много, но для того, чтобы ухудшить графику в игре до «картофельной», вполне достаточно всего нескольких, которые находятся в разделе «Antialiasing».

Наибольший прирост производительности дает изменение этих двух параметров:

  • Texture filtering — LOD bias;
  • Antialiasing — Transparency Supersampling.

Каждая из этих настроек имеет разные значения. Некоторые из них могут делать картинку в CrossFire неудобоваримой, поэтому следует попробовать разные комбинации значений, которые дают более-менее сносное играбельную картинку.


В случае с RadeonMod все аналогично: нужно найти настройки, отвечающие за отображение текстур и снижать их до тех пор, пока FPS в игре не станет достаточно высоким.

Как разогнать видеокарту для CrossFire

Все, что связано с «разгоном», направлено на увеличение производительности, но это довольно обширные темы, о которых в двух словах рассказать сложно. К тому же это всегда довольно рисковое дело. Если что, мы вас предупредили.

Чтобы добиться большего значения FPS в CrossFire, сначала можно попробовать разогнать видеокарту. Самый простой способ сделать это — воспользоваться встроенными функциями ПО от производителя видеокарты.


Например, в комплекте с некоторыми видеокартами от GIGABYTE поставляется программа Graphics Engine, в которой есть несколько уже готовых профилей разгона. Это позволяет выжать из видеокарты 5-10 дополнительных кадров в секунду.

Если программы от производителя нет, то всегда можно воспользоваться универсальным решением — MSI Afterburner. Это одна из лучших программ для разгона, в ней множество разных настроек.


Но тут придется все настраивать вручную. Повышать следует в первую очередь частоту самого видеочипа («Core Clock») и частоту памяти видеокарты («Memory Clock»). Слева находятся базовые значения этих параметров. Справа отображаются температура и увеличение вольтажа — эти характеристики позволяют следить за «здоровьем» видеокарты.

При повышении частоты возрастает нагрев видеокарты. Если температура переходит отметку в 85 градусов, то следует увеличить скорость оборотов вентиляторов («Fan Speed»). Если температура повысилась до 100 градусов, то следует немедленно прекратить разгон, иначе чип может расплавиться. Мощный «разгон» требует водяного охлаждения, поэтому не следует повышать частоты более чем на 10%.

Разогнать процессор

В то время как «разгон» видеокарты вполне осуществим прямо в Windows, для того, чтобы улучшить работу процессора и тем самым увеличить быстродействие CrossFire, придется лезть в «Биос».

Геймерский «разгон» процессора обычно предполагает увеличение процессорного множителя (Core Ratio). Сделать это можно далеко не на каждом процессоре, а только на том, где этот множитель разблокирован. Обычно такие процессоры помечаются особым образом. Например, компания Intel использует маркировки «K» и «X‘. То есть, например, i7-4790 нельзя разогнать с помощью множителя, а вот i7-4790K — вполне.


Но как узнать точное название модели процессора? Проще всего воспользоваться программой CPU-Z. Запустив ее, нужно открыть вкладку «CPU» и посмотреть на самую первую строчку — «Name». Это и есть название процессора. Кстати, там же можно увидеть из сам множитель. Он в разделе «Clocks», в строке «Multiplier». Если процессор поддерживает «разгон», то этот множитель можно изменить.

Чтобы изменить коэффициент Core Ratio, нужно сначала попасть в оболочку BIOS. Для этого нужно нажать особое сочетание клавиш во время загрузки компьютера (до того, как появится экран Windows).


Сочетание может различаться в зависимости от материнской платы. Часто BIOS можно вызвать с помощью клавиши «F8» или «Del». На экране «Биоса» нужно найти раздел, посвященный процессору. Тут тоже все сложно, так как оболочек у BIOS много. Практически каждый производитель материнский плат использует свою собственную, поэтому без знания английского языка найти нужное место не так-то просто.

Изменять множитель нужно постепенно, повышая его на 2. После каждого изменения следует перезапускать компьютер и тщательно проверять работоспособность и температуру процессора. Если она становится выше 80 градусов во время игры, то нужно немедленно выключить CrossFire, перезагрузить компьютер, зайти в BIOS и снизить значение Core Ratio. Иначе процессор может сгореть.

Читайте также: