Какой язык программирования использовался в миссии apollo для бортового управляющего компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Вся лунная программа США 70-х гг. - это бесконечная цепочка абсурда и несуразиц. Поражающая своей наглостью и лицемерием.
Рассмотрим волшебный "компьютер", якобы установленный внутри КСМ "Аполлона". Понятно, что он "мог все" (лгать, так лгать)!
Вплоть до многократной коррекции траектории движения "Аполлона" в гуще солнечных вспышек на расстоянии почти полмиллиона км. от Земли.
Однако подробной и убедительной информации по его устройству найти не удалось. "Два магнитофона, два пиджака импортных. . Все пропало!" (Из комедийного фильма).
Та же картина по всей фейковой "лунной" технике НАСА, якобы облетевшей всю Вселенную: двигателю разгонного блока F1, командно- сервисному модулю, лунному кораблю и т.д.

Заглянем в основной источник вранья - википедию США о бортовом управляющем компьютере НАСА на борту "Аполлонов":
". В ходе каждого полёта к Луне по программе Аполлон (за исключением Аполлон-8, в составе которого не было лунного модуля) на борту командного и лунного модулей присутствовало по одному AGC. AGC командного модуля был основным вычислительным средством системы навигации и управления, а AGC лунного модуля работал со своей собственной системой управления, навигации и контроля, называвшейся PGNCS (Primary Guidance, Navigation and Control System). ". Итак, один компьютер якобы был внутри КСМ,другой - внутри ЛМ. Не удалось,правда, найти информацию о том, когда эти компьютеры были многократно проверены астронавтами. Выходит, их никто не проверял.

А теперь рассмотрим его определяющие технические характеристики:
-оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)- всего 2. 4 Кб., по разным источникам НАСА.
-Внешняя память- всего 75 Кб.
-Постоянное Запоминающее Устройство (ПЗУ), в которой якобы хранились константы и часть загрузочных модулей программ.
Вряд ли бортовой компьютер КСМ "Аполлона" можно назвать таковым в принципе. На самом деле это калькулятор, назвать который "микро" не поворачивается язык. Как видим на представленных выше фото, - это огромный тяжелый ящик весом приблизительно 30 кГ., крайне ограниченный в функциях. И никогда в реальных межпланетных полетах, даже беспилотных , не испытывавшийся.

Мы помним, что командный модуль беспилотного "Аполлона-6" приводнился, например, по одним данным НАСА- в 600 км. от расчетной точки Тихого океана, по вторым - в 90 км., по третьим - в 80 км.
Уже этих колоссальных расхождений в данных НАСА хватает для понимания, что никаких успешных беспилотных полетов с волшебным компьютером, который автоматически что-то там считал, передавал результаты на исполнительные узлы и агрегаты, сажал КМ на расстоянии в 3-7 км. от расчетной географической точки в 70-х гг. 20 века , не существовало. Не смог же всемогущий бортовой компьютер "Аполлона-6" предотвратить возникшие при полете сверхвибрации, обеспечить согласованное включение и выключение двигателей различных ступеней, вход в атмосферу Земли с заданной скоростью, установить связь с Землей и "разрулить" другие проблемы уже второго беспилотного запуска "Аполлона".
Бортовой компьютер сам собой УСПЕШНО испытался в первом пилотируемом полете на "Аполлоне-8", а лунный модуль на "Аполлоне 9,10"? На "Аполлоне-11" якобы бортовой компьютер лунного модуля сам по себе стал удачно работать в автоматическом режиме при посадке, никогда прежде на подобные операции ни над поверхностью Земли, ни над Луной не проверявшийся. Ха-ха-ха .
К счастью, мы с вами - здоровые по уму люди и понимаем, какая бездна между фантастикой и реальностью в сложнейших космических системах 70-х гг. прошлого века. Ведь даже простейшие испытания в "бросках" на 10000 км. советской МБР "Сатана" (15А14) с бортовой цифровой вычислительной машиной потребовали целых 43 СТАРТА, а МБР "Булава" - свыше 20. И лишь после того, как последние несколько беспилотных пусков закончились успешно с отклонением от заданной географической точкой попадания заряда до 1 километра, ракеты СССР были приняты на вооружение. Но ведь полеты "Аполлонов" якобы были в 80 раз дальше. В два конца, с якобы многочисленными стыковками, расстыковками модулей, долговременными выходами в открытый космос людей. С обитанием в различных жилых отсеках со сложнейшей дополнительной техникой, роверами, огромной радиацией солнечных вспышек. Простите, если я что-то из фантазий уровня А. Кларка пропустил. Немудрено.

Вернемся, однако, к мифическому бортовому компьютеру "Аполлона". Интерфейс в нем практически отсутствовал. Имел он якобы в наличии всего 19 управляющих клавиш с маленькой цифровой панелью, позволяющей отобразить лишь 5 рядов цифр по вертикали (см. фото). Это знак (+-) и пять целых значений - 0. 9.
Можно ли на нем было ввести в ОЗУ или внешний накопитель, например, простейшую фразу "Америка всех впереди!"? Ну что вы! Это оказалось для него непосильной задачей!
Ведь он не имел БУКВЕННЫХ КЛАВИШ! Не имел объемной внешней памяти!
В такой компьютер буквенное задание, свежих впечатления от полета, ценнейшей текстовой информации не введешь.

Остается использовать лишь код задачи, якобы запомненный астронавтом наизусть или хранящийся в специальной "амбарной" книге. Можно ли в это поверить? НЕТ!
И уж если посчитать сумму премии, причитающуюся по контракту за ложь актеру, играющему астронавта, нельзя, то хотя бы разделить 4 на 2 можно?
Увы, клавиш умножения и деления, как видно на фото, тоже не существует!
Можно ли ввести в память переменную величину с мантиссой для расчета?
Увы! Ни точки, отделяющей целую часть вещественного числа от дробной, ни многофункциональности клавиш, как у современных сотовых телефонов, у него не было! А ведь таких точных чисел (переменных величин) для подстановки в формулу для расчета сложных параметров полета, траекторий и т.п. нужно вводить множество!
А теперь прикинем, сколько байт занимает в ОЗУ
-один буквенный символ? 1 байт.
-Целая цифра? - 2 байта.
-Цифра с мантиссой? - 4 байта ОЗУ!
Если учесть, что при расчете траектории приходится манипулировать не просто с
дробными числами, "пожирающими" ОЗУ "компьютера" НАСА,
а вещественными цифрами удвоенной и даже утроенной точности
(удлиненная мантисса после запятой) , то одна такая цифра
занимает в оперативной памяти аж 8 байт!
Загрузил данные по небольшой задаче - и нет ОЗУ!
Записал немного информации - и нет 75 Кб. внешней памяти!
А ведь в недельном полете нужно записывать буквально море информации!
И где-то в ОЗУ емкостью всего 2048 б. или 4096 б. или ПЗУ необходимо хранить
и загрузочный модуль программы, и хотя бы примитивную операционную
систему!
В последних версиях бредней "верунов" усиленно муссируется вздор о том, что все, оказывается, на Земле вместо бортового компьютера делал другой всемогущий компьютер НАСА. Даже ограниченным сторонникам сказочных полетов на Луну в 1969 г. стало , наконец, ясно, что колоссальный объем расчетов и программ на языке низкого уровня "Ассемблер" не в силах "переварить" этот низкопробный 30 кГ. "микрокалькулятор".
А локальные проводные сети в мире тогда только начали развиваться.
Как раз в 1969 г. в передовом военном ведомстве США впервые пытались объединить кабелем 4 суперкомпьютера, находящихся на территории Америки. Локальная проводная сеть получила название "ARPANET". Через 23 года проект оказался сомнительным, и его прикрыли.
И лишь в 90-х годах прошлого столетия начали появляться беспроводные сети.
Слишком длинным будет провод от сети "ARPANET" до Луны размером в 384000 км., вы не находите? Зато, по откровенной чепухе НАСА, он мог проследить даже утечку воды из резервуара лунного модуля "Аполлона-15"! Ну и ну .
После простейшего анализа возможностей этого бортового громоздкого ящика выясняется, что это очередная химера НАСА в инсценировке пилотируемых полетов на Луну!
И никогда он коррекцию траектории движения космического корабля "Аполлон"
при двухскачковой схеме вхождения в атмосферу Земли, когда он резко замедляет движение в плотных слоях атмосферы, а потом вновь "выпрыгивает" из нее в безвоздушное пространство, не осуществлял!
В 70-х гг. прошлого века НИ ОДНОГО БЕСПИЛОТНОГО ПОЛЕТА С ВОЗВРАТОМ ОТ ЛУНЫ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ С ЖИВОТНЫМИ ВНУТРИ ИЛИ ГРУНТОМ США ПРОИЗВЕСТИ НЕ МОГЛИ! Кишка оказалась тонка! Не сумели за океаном создать ни работоспособной бортовой вычислительной машины, ни ее программного обеспечения!
Все до одного американские беспилотные зонды сели или разбились о поверхность Луны. "Сервейеры", "Орбитеры", "Рейнджеры" были на порядок хуже советских, возвращающихся на Землю. И летали к Луне американские "шедевры научно-космической мысли" по программе "one way ticket"- билет в один конец!
Советский Союз в тот период времени уже деловито и уверенно направлял к Луне и возвращал один беспилотный межпланетный зонд за другим. Это были корабли серии "Зонд", "Луна", отправлявшие в космический вояж к Луне и назад 8 азиатских черепах, фотографическую аппаратуру. Трижды привозился и грунт с Луны, а также -
ч/б и цветные негативы. И как раз на основе РЕАЛЬНЫХ советских бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ)! Например, "Аргон-11С". А позже- "Аргон-15", "Аргон-16". И даже случающиеся иногда неудачи только доказывают реальность советских космических программ.

"Шляпу сними!" (Из кинокомедии).


МАТЕРИАЛЫ.
Интернет. Набрать -
"Бортовой управляющий компьютер "Аполлона".

  • Open with Desktop
  • View raw
  • Copy raw contents Copy raw contents Loading

Copy raw contents

Copy raw contents

Оригинальный исходный код бортового управляющего компьютера Аполлон 11 (AGC) для командного модуля (Comanche055) и лунного модуля (Luminary099). Оцифровано людьми из Virtual AGC и MIT Museum. Цель - это создание репозитория с оригинальным исходным кодом миссии Аполлон 11. Таким образом приветствуются pull requests (PRs) с исправлениями для любых найденных ошибок в файлах этого репозитория и оригинальных сканах исходного кода для Luminary 099 и Comanche 055, так же как и для любых файлов, которые я мог пропустить.

Пожалуйста, прочитайте CONTRIBUTING.md перед тем как открывать pull request.

Если вы заинтересованы в компилировании данного исходного кода, смотрите инструкции здесь Virtual AGC.

Авторское право Общественное достояние
Comanche055 Часть исходного кода для Colossus 2A, командного модуля (CM) бортового управляющего компьютера Аполлон (AGC) для миссии Аполлон 11
Assemble revision 055 of AGC program Comanche by NASA
2021113-051. 10:28 Апрель. 1, 1969
Luminary099 Часть исходного кода для Luminary 1A, лунного модуля (LM) бортового управляющего компьютера Аполлон (AGC) для миссии Аполлон 11
Assemble revision 001 of AGC program LMY99 by NASA
2021112-061. 16:27 Июль. 14, 1969
Ассемблер yaYUL
Контакты Ron Burkey info@sandroid.org
Вебсайт www.ibiblio.org/apollo
Оцифровка Исходный код был расшифрован или иным способом адаптирован из оцифрованных изображений печатных копий из музея университета MIT. Оцифровку выполнил Paul Fjeld, упорядочила Deborah Douglas из музея. Огромная благодарность обоим.

Договор и разрешения

Эта AGC программа также должна быть упомянута как Colossus 2A.

Эта программа предназначена для использования в командном модуле (CM) как указано в отчете R-577 . Программа была подготовлена в рамках проекта DSR 55-23870 , при поддержке центра пилотируемых космических кораблей NASA по договору NAS 9-4065 с участием лаборатории приборостроения, Массачусетского технологического университета (MIT), Кембридж, Массачусетс.

У миссий Apollo была технология, не более сложная, чем карманный калькулятор.

Из ссылки здесь , есть информация о Apollo Guidance Computer (AGC)

Бортовой компьютер управления Аполлоном (AGC) составлял около 1 кубического фута с 2 КБ 16-разрядной ОЗУ и 36 КБ жесткой проводной памяти с медными проводами, продетыми или не прорезанными через крошечные магнитные сердечники. 16-разрядные слова состоят в основном из 14 бит данных (или двух op-кодов), 1 знакового бита и 1 бит четности. Время цикла составляло 11,7 микросекунды. Программирование выполнялось на языке ассемблера и на языке интерпретации, в обратном польский.

Итак, я наткнулся на какой-то исходный код, когда я исследовал, что там было, и я заметил замечательные комментарии (например, ВРЕМЕННО, НАДЕЮСЬ НАДЕЖДАТЬ НАДЕЖДУ)

Фактические программы на космическом корабле были сохранены в основной веревке память , древняя технология памяти, выполненная (буквально), ткачество ткани /веревки, где биты были физическими кольцами ферритового материала. Память «Core» устойчива к космическим лучам. Состояние бита ядра не изменится при бомбардировке излучением в космическом пространстве.

Еще один пример исходного кода с замечательными комментариями.

Мой вопрос здесь:

  • Как команды, написавшие этот код, могли сделать его функциональным с учетом инструментов в то время?

Потому что, если вы скомпилируете столько кода, который использовался на Apollo 11, это займет несколько дней, даже недель. Я серьезно сомневаюсь, что программисты тогда оставили все, чтобы случайно случиться.

4 ответа

Был прекрасный документальный фильм, в котором я пытался преследовать Джона Джека. Гарману пришлось «изобрести» «операционную систему с многопрограммным распределением с приоритетом». Однако это могло быть связано с модулем посадочного модуля. История состояла в том, что когда вы садились на посадочную площадку, вам лучше уделять приоритетное внимание руководству, потому что другие вещи, такие как температура в салоне в течение следующих 15 секунд, не имели большого значения, если вы разбились и сожжены. На первом снимке они перегрузили компьютер, и тревоги начали происходить, потому что некоторые подпрограммы не выполнялись. Было слишком много загруженных, но благодаря концепции приоритета, которую Гарман предвидел и построил, потому что, по его мнению, это была хорошая идея, низкоприоритетные подпрограммы не превзошли более высокую приоритетную процедуру посадки.

Наблюдая за документальным фильмом в то время, я был поражен тем, как это делается, как сделать большой рефакторинг на коде, не сообщая руководству и почти уволенный, потому что вы опаздываете на том, над чем должны были работать. В этом случае, однако, выяснилось, что рефакторинг выявился, когда была исследована причина для сигналов тревоги. (И руководство все еще злилось!: -)

Краткая история NASA В программе Apollo Выдержка: в течение пяти минут после спуска и на высоте 1800 м над поверхностью Луны навигационный и навигационный компьютер LM выпустил первый из нескольких неожиданных аварийных сигналов «1202» и «1201». инженер-компьютер в Центре управления полетами в Хьюстоне, Джек Гарман, сказал руководству Стиву Бальшу, что безопасно продолжать спуск. Эти сигналы тревоги свидетельствовали о «переполнении исполнительной власти», то есть компьютер управления не мог выполнить все свои задачи в режиме реального времени и должен был отложить некоторые из них.

EDIT: Возможно, это был документальный фильм: Apollo 11: Untold Story (2006)

В ролях: Джон Р. Гарман .
Сам - Аполлон 11 Компьютерный инженер (как Джек Гарман)


На самом деле, картинка для привлечения внимания слегка лукавая -- на ней запечатлен не сам компьютер Аполлона (далее -- AGC, Apollo Guidance Computer), а так называемый DSKY (DiSplay and KeYboard), или, говоря по-современному, интерфейс пользователя AGC. О DSKY я ещё напишу ниже, а пока вот фото восстановленного комьютера (бежевый ящик справа на фотографии):


Этот конкретный экземпляр использовался для обучения экипажей Аполлонов на Земле. После завершения программы его сдали на свалку по цене лома (!), как и много других ставших ненужными артефактов эпохи. Но, к счастью, этот AGC был выкуплен каким-то энтузиастом, долго лежал у того дома, и, в конце концов, очутился в месте, где его создали, а теперь и восстановили: в Массачусетском технологическом институте (МТИ).

Выглядит неказисто, конечно, но на деле перед вами -- громадная веха, один из первых комьютеров на микросхемах, прадедушка современных компьютеров. Для того времени спользование микросхем было очень смелым и рискованным техническим решением, но иного выхода не было: без применения новейших на тот момент технологий, разработчики и близко не смогли бы уложиться в заданную массу и габариты. В результате, AGC стал тогдашним шедевром минитюаризации: при массе в 32 килограмма и энергопотреблении 55 Вт, он имел аж четыре килобайта ОЗУ и 74 килобайта ПЗУ! А если точнее, 2048 слов ОЗУ и 36864 слов ПЗУ, с длиной каждого слова в 16 бит. Логическая схема компьютера (кликабельно):


Давайте теперь заглянем внутрь этой "коробки" (кликабельно):


Слева лоток "А", в котором находятся модули логики и интерфейса. Связки проводов в левой части лотка это источник питания, который преобразовал 28 вольт от космического корабля в 4 и 14 вольт для использования в AGC. Справа лоток "B", в котором находятся схемы памяти, генератор и сигнализация. В пустом месте должен был быть модуль памяти ядра.

Что за модуль памяти ядра, спросите вы? В это место вставлялось постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Оно была ферритовым, т.е. если совсем по-простому, когда некий провод проходит через магнитный сердечник в форме кольца -- это логическая единица, когда нет -- ноль. Главных преимуществ у этого метода хранения информации было два. Во-первых, имеем высокую для тех времен плотность хранения информации: на AGC через или вокруг каждого кольца проходило 192 провода, т.е. каждое кольцо хранило 12 слов данных. А во-вторых этот метод был сверхнадежен для космических условий, ибо космические лучи имеют весьма неприятное свойство менять состояние случайных битов в определенных типах накопителей информации, и функционерам НАСА хотелось иметь уверенность, что состояние ПЗУ ACG те лучи затронуть не смогут. Стоит отметить, что программное обеспечение замораживалось где-то за десять месяцев до полета.

Вот фотография одного из этих модулей:


И увеличенный вид самих колец с проводами:


Только представьте себе, какой ответственной, и в то же время адовой работой было плетение этих "узоров"! Занимались этим исключительно женщины, в силу лучшей мелкой моторики. Для них у членов лаборатории приборов МТИ была даже аббревиатура LOL, или "Little Old Ladies", т.е. "маленькие пожилые женщины":


Хотя на деле, конечно, отнюдь не все они были пожилыми:


"Плетение" крупным планом:


В том же блоге по тэгу Аполлон есть еще несколько интересных постов, включая пост, где они описывают использование восстановленного AGC для. майнинга биткоинов! Впрочем, для майнинга одного-единственного блока старичку понадобилось бы время, которое примерно в миллион раз превышает возраст вселенной, так что разбогатеть таким способом не выйдет.

Возвращаясь к написанному выше: в этом восстановленном экземпляре AGC блок ПЗУ отсутствует, потому что его в свое время решили не делать для наземного комьютера: уж очень дорог был процесс создания такого ПЗУ. Вместо этого, в ходе тренировок на земле AGC подключали к эмулятору ПЗУ, через штекер слева-сверху на фотографии ниже:


Что интересно, ни самого эмулятора, ни даже его подробного технического описания не сохранилось, так что при реставрации AGC тот пришлось создавать чуть ли не с нуля:


Еще одна фотография "вскрытого" AGC (кликабельно):


Ну и блок питания (пост об оном из вышеупомянутого блога):


Теперь стоит немного описать интерфейс AGC, т.е. DSKY. Вот аутентичный DSKY с выставки:


Кому интересно, в этой презентации, в числе прочего, подробнее про DSKY и описание нескольких режимов работы оного: The Apollo Guidance Computer Architecture and Operation.

Для примера, ниже на картинке изображен дисплей DSKY при вводе программы 63:


Но астронавты, конечно, помнили всё это -- не зря же они до автоматизма отрабатывали всё на тренажерах. Более того, в одной из миссий (Аполлон-14), астронавты даже ввели в компьютер самый настоящий патч! Контакты кнопки аварийного прерывания посадки на Луну начали замыкаться плавающим там куском припоя, что обнаружилось незадолго до начала посадки. Если контакты снова случайно замкнулись бы во время посадки, то та бы сорвалась -- что, после аварии Аполлона-13, запросто могло привести к отмене всей программы. Инженеры на Земле всего за два часа написали и протестировали патч, который заставил нужную часть программы "думать" что та уже в режиме отмены посадки. Зачитали нужные команды по радисвязи на борт, астронавты вручную ввели их в компьютер лунного модуля (ЛМ), и всё обошлось.

Я, впрочем, нифига не астронавт, триножоров не заканчивал, так что просто от балды понажимал на кнопки на эмуляторе DSKY, который был там на выставке :)


Стол этот пользовался особой любовью посетителей:


Кстати, а многие заметили и опознали кусок фотографии на снимке выше?


Это Маргарет Гамильтон, на снимке она стоит рядом с распечатками текста программы, которую создали она и её команда в МТИ. Именно благодаря её коду Аполлон-11 смог сесть.

Дело было вот в чем. Радар для орбитальной стыковки ЛМ делал около 12800 запросов в секунду при максимально широком режиме сканирования, что составляло около 15% производительности комьютера лунного модуля (LGC). Инженеры специально оставили именно такой резерв для максимального ожидаемого количества подобных запросов. Но тут вмешался закон подлости: LGC и груманновская система аварийного взлета (AGS) были запитаны индивидуальными блоками питания, каждый с переменным током с частотой 800Гц, причём фаза между ними не была синхронизована. Когда радар находился под контролем системы аварийного взлета, и в то же время работал еще и LGC, примерно в 1-2% случаев определенная комбинация фаз источников питания приводила к тому, что количество запросов от радара начинало превышать те самые 15%. По мнению инженеров "Груманна", несмотря на этот недостаток, такого сочетания режимов принципиально не должно было возникнуть, так что на проблему попросту махнули рукой. Отчасти на это решение могла повлиять некоторая вражда между "Груманном" и лабораторией приборов МТИ: в 1964 году груманновцы попытались было "отобрать" у МТИ бортовой компьютер Аполлона, и были отшиты с особым цинизмом.

Так вот. Во время полета Аполлона-10, т.е. генеральной репетиции посадки Аполлона-11, ЛМ снизился до высоты 15 километров, и потом снова начал взлет. Во время взлета система навигации и управления нештатно повела себя из-за неверных настроек автопилота: так, корабль сделал восемь неожиданных и довольно резких разворотов по крену. Помятуя об этом, во время посадки Аполлона-11 Базз Олдрин оставил радар орбитальной стыковки включенным (т.е. под управлением AGS) -- дабы при аварийном прерывании посадки, у него и Нила было бы больше времени на поиск второго корабля и маневрирование. При этом выпала неудачная комбинация фаз источников питания (повторюсь, вероятность в районе 1-2%!), и компьютер попросту перестал справляться с выполнением всех задач, выдав астронавтам те самые широко известные в узких кругах предупреждения 1202 и 1201. Если бы не код команды Маргарет, который в таких случаях заставлял LGC игнорировать все второстепенные задачи, то неизвестно, чем кончилось бы дело. Стоит отметить, что во второстепенные задачи вошло даже отображение данных на DSKY, т.е. тот какое-то время попросту перестал показывать астронавтам расстояние и время до посадки, чем изрядно шокировал Базза :)

И раз уж упомянул посадку, самое время вернуться к восстановленному AGC. Он там, на выставке, был не просто для красоты. Один из членов МТИшной команды посадил с его помощью ЛМ в Orbiter'е: компьютер считывал данные с органов управления и с симулированных в Orbiter датчиков, и выдавал соответствующие команды двигателям и DSKY:


Рядом была лего-модель лунного модуля (да, такая же, как у меня), на которой AGS "зажигал" в реальном времене посадочный двигатель:


Дюзы маневрирования тоже загорались:


Видео "посадки", пардон за небольшую шевеленку:

И еще видео, уже не моё:

Основные члены команды, слева направо: Mike Stewart (сидит спиной к объективу на снимке выше), Carl Claunch, Ken Shirriff, Marc Verdiell:


Кен читает лекцию об AGC перед "полетом":


Вот и всё. Надеюсь, пост понравился. Если что-то неверно, или какие-то снимки у вас неправильно отображаются (например, повернуты набок) -- напишите в комментариях, пожалуйста.

ЗЫ В дополнение к уже упомянутым в посту ссылкам, вот ссылки по которым описан процесс восстановления: часть 1, часть 2.

Ещё могу порекомендовать книгу Left Brains for the Right Stuff, за авторством одного из создателей AGC, Хьюга Блэйр-Смита. Весьма интересный взгляд изнутри на процесс создания компьютера (плюс, есть немного информации про компьютер Шаттла). Я свою купил на этой же выставке, с дарственной подписью автора, но и на Амазоне она тоже имеется.

Ну и наконец, очень подробная книга об AGC за авторством Frank O'Brien: The Apollo Guidance Computer Architecture and Operation.

Читайте также: