Какую роль играют звуковые схемы слова в формировании фонетического слуха и орфографической зоркости

Обновлено: 05.07.2024

При проверке уровня орфографической зоркости у детей, несложно увидеть, как одни довольно быстро подчёркивают орфограммы, другие подчёркивают их только после того, как произнесут слово про себя. И есть ещё одна группа детей, которые ничего не подчеркнут. Это говорит о том, что учащиеся не владеют единым способом действия для выделения орфограмм.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся надо вырабатывать. Как это следует сделать? М.М. Разумовская отмечает, что "имеющийся опыт работы школ позволяет говорить о наличии двух основных путей решения данной проблемы:

Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на интуитивной основе с помощью целевой установки: "Ищи сомнительные написания" или "Отделяй знаю от не знаю".

Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся на теоретической основе в результате целенаправленных упражнений. (Обучение орфограмм в восьмилетней школе. Под ред. Разумовской М.М. М., 1974)

Важнейшим условием формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух. Работа над развитием фонематического слуха начинается в период обучения грамоте. Одним из надёжных приёмов развития у детей умения слышать звучащее слово - звуковой анализ.

Вначале, когда дети осваивают звуковой анализ, целесообразно использовать готовые схемы, предлагаемые в качестве опор. На следующих этапах учащиеся могут составлять схемы под руководством учителя, а затем и самостоятельно. Систематически проводимый звуковой анализ способствует выработке у детей фонематического слуха, который должен быть использован как база для развития орфографической зоркости.

Работа по формированию у детей умения видеть орфограммы или "опасные места" начинается со знакомства детей с основными признаками этих "опасных мест" сначала для гласных, а потом и для согласных. Работа проводится в игровой форме.

"Знайка предлагает Незнайке написать слова, а Незнайка ему в ответ: "Что тут писать-то. Как слышишь, так и пиши". Знайка предостерегает его, говорит об опасности, но Незнайка не верит. Ребята помогают Знайке и Незнайке разобраться - кто прав и кто неправ, опираясь на свой личный опыт. Неправ Незнайка, так как многие слова (сосна, лови, росли, река, гора) пишутся не так как слышатся. Эти слова уже встречались при чтении букваря, и был сделан их звуко - буквенный анализ, поэтому дети их легко называют, но объяснить несоответствие произношения и написания пока ещё не могут. Знайка всем рассказывает секрет: для гласных все положения без ударения "опасные места", их надо или проверять (изменяя слова по принципу: один-много) или посмотреть их написание в словаре, или спросить у учителя. Далее предлагается детям написать эти слова, пропустив все "опасные места", чтобы потом правильно их заполнить.

Запись выглядит так: с:сна, л:ви, р:сли, р:ка, г:ра.

Коллективно заполняются пустые места. На вопрос: "Какие же места для гласных в словах "опасные"? дети отвечают: "Места без ударения". Полученные знания закрепляются в процессе дальнейшей работы систематически.

На уроках, где идёт обучение написанию сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, выясняется, что это тоже "опасные места", и объясняется почему.

Так первоклассники знакомятся с основным типом орфограмм среди гласных (любая гласная без ударения - это "опасное место"), так и с другими:

"опасное место" - гласная в слияниях жи - ши, ча - ща, чу - щу, даже если они под ударением (жить, чуть-чуть, час).

Знакомство с "опасными местами" для согласных происходит также при участии Знайки и Незнайки. Незнайка утверждает, что уж согласные - то можно писать так, как слышишь. Дети (имея опыт) исправляют его, говорят, что уже встречали такие слова, в которых произношение и правописание не совпадают (пруд, медведь, сказка, ряд). Далее Знайка помогает сформулировать вывод: для согласных "опасными" являются места в конце слов и перед другими согласными, кроме согласных р, л, м, н.

Теперь звуко - буквенный анализ требуется дополнять ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему?

Учащиеся, установив в слове "опасное место" и убедившись, что не могут проверить данную орфограмму известными им способами, должны обратиться к авторитетному источнику орфографической информации. На начальном этапе таким источником будет букварь и учитель. Затем идёт знакомство детей с правилами пользования орфографическим словарём. Приёмом, с помощью которого закрепляется умение учащихся выделять "опасные места", было написание только тех букв, которые находятся в сильной позиции. Остальные буквы пропускаются и вставляются после выяснения . Это даёт возможность писать любые слова почти без риска допустить ошибку.

Систематическое использование этих упражнений позволяет значительно улучшить развитие орфографической зоркости учащихся на начальном этапе обучения.

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах. Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Ведь звукобуквенный анализ в начальной школе – это фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников.

ВложениеРазмер
Doklad_na_pedsovete._Zvukobukvennyy_analiz.zip 77.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области»

« ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ – КАК ФУНДАМЕНТ ВЫРАБОТКИ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории

17 ноября 2009 г.

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах. Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Ведь звукобуквенный анализ в начальной школе – это фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников.

Для становления соответствующего умения я применяю следующие упражнения:

1. Игры: “Найди опасное место” -Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный или парный согласный звук. Если есть, то есть и “опасное место”)

“Светофор” Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете “опасное место”.

“Зажги маячок” Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. При этом с помощью вопроса (“Как будете искать “опасные места”?) отрабатывается необходимый способ действия

Для совершенствования речевого аппарата использую скороговорки, четверостишья, рифмовки, чистоговорки:

1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ. На базаре спозаранок накупил баран баранок: для барашков, для овечек ДЕСЯТЬ маковых колечек, ДЕВЯТЬ сушек, ВОСЕМЬ плюшек, СЕМЬ лепешек, ШЕСТЬ ватрушек, ПЯТЬ коржей, ЧЕТЫРЕ пышки, ТРИ пирожных, ДВЕ коврижки и ОДИН калач купил - про себя не позабыл! А для женушки – подсолнушки.

2. СОРОК СОРОК (скороговорка) Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - сразу поссорились сорок сорок.

3. А - Рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед и руки вперед.

4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепание легкое . Кто это - гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

5. «Дрожу от страха до сих пор!» - Воскликнуло полено, - «Похожа буква на топор! Расколет непременно!»

6. Мчится поезд скрежеща: же - че - ща, же - че - ща.

7. ИТ – ИТ – ИТ – изучаем алфавит

8. Произнесите на одном дыхании: вдох - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ – выдох, вдох - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ – выдох

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному .

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях: дом, лом, сам, сон, мак.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем. трава, суп, лук, ёрш, яма, мама, радуга, диван, полка, , комната,

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем: ёж, люк, уголок.

В этой работе целесообразно использовать метод моделирования, когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, представляют учебную информацию в наглядной форме в расчёте на образные ассоциации. С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются моделями звуков. Эти модели помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроках с новыми звуками и буквами.

Звуковой разбор идёт в такой последовательности:

1)Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2) Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3) Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4) Запишите, выделите фонему (букву).

5) Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте… и. т. д.

6) Проверьте, получилось ли слово.

Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик – это какой-то
звук (левая рука – это слово). А правая рука будет считать звуки
(показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.

«маки»
[м] – звук – показываем наличие звука соприкосновением пальцев правой
руки с указательным пальцем левой.[а] – звук – переводим соприкосновение
на средний палец.[к] – звук – переводим соприкосновение на безымянный
палец.[и] – звук – переводим соприкосновение на мизинец.
Получили 4 соприкосновения – 4 звука в слове маки, где второе соприкосновение сильнее– ударение на эту [а] гласную (больше силы
голоса – больше (сильнее) соприкосновение).

“Молоточки” Дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

4. Вместо ленты букв мы сделали модель, опорную схему:

Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ

2 класс

  1. Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.

Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш… Поют птицы: …?Лает собака:…? Капает дождь: …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

2. Звуки в доме, воспроизведите их голосом.

Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы?

3. Убери одну фонему.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Вот так: горсть – гость. Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

4. Добавь фонему.

Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Вот так: шар – шарф. Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

5. Замени фонему.

В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово.

Вот так: корж – морж . Булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, норка .

6 . Озорные фонемы.

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
- Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
- А кто это?
- Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
- Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.( По А. Шибаеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

  1. Что перепутала девочка?
  2. Какое отношение имеет этот рассказ к звукам (фонемам)?

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?

_ _О _ _ _И _ , _А _ А _ _А _ , _ О _ А _У _ _ _ А .

Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

ШК _ ЛЬН _ К, К _ Р _ НД _ Ш, П _ Ж _ Л _ ЙСТ _ .

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?

8. Попробуйте расшифровать такие сокращения:

Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.

Смогли бы вы прочитать эти фамилии, если бы они состояли из одних гласных?

9. Работа с опорной схемой.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Почему их так называют?

Согласные всегда мягкие.

Согласные всегда твердые.

Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

б).Фонетический разбор слова «ГЕРБ» с применением алгоритма рассуждения и деятельности ученика.

( Алгоритм – система операций, применяемых по строго определённым правилам, которые после последовательного их выполнения приводят к решению поставленной задачи.)

Алгоритм «Вижу, слышу, думаю…» с помощью опорной схемы

«В слове «герб» один слог. Он ударный. Глаз видит - 4буквы. Вижу первую букву Г. Ухо слышит первый звук [г’] – он согласный (показывает на подсказку), [г’] – парный (есть парный согласный [к’]), [г’] – звонкий (показывает на «колокольчик»), [г’] – мягкий (мягкость обозначает стоящий после него гласный). Вижу вторую букву Е (показывает). Ухо слышит звук [э] – он гласный, ударный. Третья буква Р. Слышу звук [р] – он согласный, непарный, звонкий, твёрдый(с опорой на модель). Четвёртая буква Б.Слышу звук [п] –(проверяю ГЕР Б Ы). Звук [п] - он согласный, парный, глухой(показывает на шляпку), твёрдый. Считаю буквы – 4, звуки – 4.»

В процессе работы с алгоритмом у детей развивается речь и логическое мышление. А потом в 3-м и 4-м классах дети заучивают полные характеристики звуков, делают общепринятые записи.

В 3-м классе звукобуквенный анализ слова дополняю
работой, как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все возможные
случаи. Игра «Покажи перенос» с помощью ладошек
проходит интересно, дети с удовольствием показывают перенос на доске.

Например: слово «картина»

Работа проводится как со словом «ГЕРБ». Дополнение (устно): перенос слова
возможен – кар-тина и карти-на – и сопровождается движениями.

1. Кар-тина – закрывают ладошкой кар- – первый слог, остается запись
-тина – ее видно, можно перенести, и правая ладошка (ребром ладони)
показывает часть этого слова для переноса вправо.

2. Карти-на – закрывают ладонью карти- – часть слова, остается -на –
часть, которую видно, следовательно, ее можно перенести, и правая ладонь
движением вправо показывает этот перенос

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка.

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звукобуквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звукобуквенному) анализу.

Я считаю, что эта вся «игра» детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у ребят нет страха по работе над звуком и буквой (в полном звукобуквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). Таким образом, звукобуквенный анализ в начальной школе напрямую связан с развитием орфографической зоркости младших школьников. Моделирование, как один из методов звукобуквенного анализа, а также игровые технологии помогают детям «учиться активно», формируют универсальные учебные действия. А это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене.

Фонетический слух, по определению М.Р. Львова, - это «различение» в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений.

Фонетический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) легко, быстро, а также избежал многих ошибок, следует учить его звуковому анализу и синтезу. Вот почему, особое внимание при обучении грамоте уделяется фонетической работе.

Как же осуществляется звуковой анализ в период обучения грамоте? По технологии, разработанной Д.Б. Элькониным. Что это за технология? Многократное проговаривание слова с задержкой на очередном звуке, с последующим обозначением выделенных звуков на схеме условными знаками, введенными Д.С. Фониным.

- гласный звук (рот открыт, преграды нет);

- твёрдый глухой согласный звук (во рту есть преграда, но только одна);

- мягкий глухой согласный звук (во рту две преграды, губы и язык);

- согласный твёрдый звонкий ( преграда и точка –«включение голоса»);

- согласный мягкий звонкий (две преграды и точка – «включение голоса»)

Вот этими условными знаками мы и пользуемся по программе «Гармония» с сентября по март месяц Фонетической работе я уделяю большое внимание, понимая, что это успех к грамотному письму. За урок 3-4 звукового анализа и синтеза слова. Посмотрим на примере, как это происходит. Модели карточек с условными обозначениями, мне неудобны. Они постоянно падают, теряются. Я завела обычную тетрадь в клеточку и начинаю работу по звуко-слоговому строению слова. Два-три показа и научились по клеточкам карандашом чертить схемы.

Порядок выполнения фонетического разбора следующий:

- Скажи и послушай слово.

- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

- Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

- Обозначь выделенный звук условным значком и так далее.

- Проверь, получилось ли слово.

Освоение звукового анализа и синтеза слова начинается с простейших односложных слов. Таких, в которых произношение не расходится с написанием - ДОМ, СЫР, СЛОН МАК, СОМ, КОТ, МИР, РАК и постепенно переходим к анализу слов более сложной структуры при обязательном использовании или составлении детьми схемы – модели звукового анализа. Давайте, посмотрим это на примере односложных слов.

- Что я сказала? ( слово)

- Обозначь графически это слово.

- Собираем звуки. ( Пока устно)

- Скажем слово и послушаем, какой в нём первый звук.

- Скажем слово и послушаем, какой второй звук.

- Скажем слово и послушаем следующий звук.

- Сколько всего звуков.

Усложняем работу уже со схемами.

Эти задания необходимы для развития фонетического слуха, помня, что фонетический слух нужен для успешного обучения и для развития орфографического навыка.

Тема, «Опасные при письме места» начинается во второй части букваря. По опыту работы я убедилась, что эту работу нужно проводить раньше. Сами дети и подсказали. Всегда на доске печатаю четверостишие для дополнительного чтения и работы над стихотворением.

Глядит на облака река
И видит только облака.
А облака – наоборот:
Себя в реке лишь видят. Вот.

Я покажу на слове, в котором есть» опасность» при письме. Слово

- Скажи и послушай слово. РЕКА

-Найди ударный слог и произнеси слово по слогам

-Как это сделать? (Сказать с удивлением: «Это река»?)
- Определи, сколько в нём слогов. Как это сделаем? ( Проговорим его, как кричат на стадионе)

- Протяни первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй [р’]

- Обозначь выделенный звук условным значком.

Опять возвращаемся к слову. Протяни второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Гласный [и]

- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Протяни третий звук в полном слове. [к]

- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Протяни следующий звук в полном слове. [а]

- Обозначь выделенный звук условным значком.

- Произнеси по схеме слово и проверь, получилось ли у нас слово?

- А теперь спроси с удивлением: «Это река?» Определи, на какой звук падает ударение? А безударный?

Ударению я уделяю особое внимание. Приучаю во всех словах, особенно в 1, 2 классах обязательно ставить ударение и называть безударные гласные. А безударным гласным на письме доверять нельзя. Развиваю орфографическую зоркость.

- Сколько звуков в слове Р Е К А? ( 4 зв.)

Дети в основном знают буквы, умеют читать, и я сразу ввожу работу букв.

- На письменную работу звук [р’] , какую букву послал? ( букву эр согласного) .

- Напечатаем букву «эр» согласного под звуком [р’]

- Назовите второй звук в слове Р Е К А? ( -и-)

- Он ударный или безударный? (безударный)

- А, что это значит? ( Ему при письме доверять нельзя)

- Опасность. Ставим зелёную точку. Мы не знаем, какая буква на письме работает. Здесь, можно было бы и остановиться. Но в классе всегда найдётся ученик, который спросит: «Какую букву написать «и» или «е»? Такой ученик и натолкнул меня на мысль: «Почему бы сразу и начать работу по решению орфографической задачи в слабой позиции». Давайте решим эту орфографическую задачу и узнаем, какая буква работает на месте безударного звука. Как быть?

- Я это слово увидел на доске.

Сразу многие зашумели и закричали, что и они увидели в четверостишие слово РЕКА.

- Вы смогли решить орфографическую задачу, вставьте зелёным цветом гласную – Е.

Работает буква «е» гласного. Вставим зелёным цветом.

- Следующий звук [к] и работает буква «ка» согласного

- И последний звук гласный [а]. Работает буква «а» гласного.

- Проверим слоговыми дугами, получилось ли у нас слово?

- Прочитаем по слогам слово.

Сколько букв в слове Р Е К А ? ( 4 б.)

Следующее слово я взяла из букваря (Стр. 85)для звукового анализа. Слово ОСИНА. Ребята обратились к страничке букваря и прочитали правильно слово, вставив буквы безударных гласных О, А.

Можно взять слово для анализа, которого нет на страницах букваря и нет напечатанного на доске. Поставить проблему перед учениками.

- Как решить эту орфографическую задачу. Найдутся ребята, которые спросят у учителя о правильном написании слова.

Здесь ребята учатся обнаруживать « опасности письма», находить в любом письменном тексте, спрашивать у учителя. Уже на этом этапе воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, развивается орфографическая зоркость, память, уровень самоконтроля.

Какие упражнения я использую по развитию фонетического слуха?

Можно выбрать любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова «Луна» и спрашивает, с каким звуком они должны подобрать слова.

Проведение этой игры важно и для расширения словарного запаса, активизации их словаря.

Эта игра проводится для отработки следующей учебной задачи — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен назвать слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным.

3. «Лукошко звуков»

Это упражнение позволяет проводить его с самыми различными заданиями для учеников:

- собрать в лукошко гласные буквы, которые обозначают твёрдость (мягкость) согласного звука;

- собрать согласные буквы, имеющие только твёрдые (мягкие звуки);

- разделить буквы из лукошка на группы и т.д.

4. « Назови слово по последнему звуку»

Существует более простой вариант подобной игры по последней букве. Данная игра требует быть очень внимательным, чтобы не спутать понятия «звук — буква Задание: меняя лишь последний звук каждого слова ( Кит трактор ракета –олень - нитки индюк - кот) Обязательное требование: давать характеристику последнему звуку.

5. Можно предложить ребятам разгадать слово по его характеристикам. Например:

1-й звук – мягкая пара звука [л];

2-й звук – гласный звук [э];

3-й звук – твёрдая пара звука [н];

4-й звук - глухая пара звука [д];

5-й звук - гласный звук [а].

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых лет жизни ребенка. И для этого есть серьезные основания.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры по развитию фонетического слуха можно найти на сайтах в интернете

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов; учить соотносить звук с буквой и символом.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно ФГОС, требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.

Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.

Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.

Знакомство с учебной программой показывает, что под фонетическим разбором понимается звуко-буквенный разбор. Однако в методике различают собственно фонетический (или звуковой, и фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор. Цель первого – характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно фонетический разбор лишь как свою первоначальную ступень, так как главной задачей он имеет выяснение соотношение звуковой структуры слова с её буквенным обозначением.

Собственно звуковой разбор дети выполняют в подготовительный период обучения грамоте. С переходом к изучению букв звуковой анализ несправедливо почти полностью исключается из употребления.

Однако, отмечая важность собственно фонетического разбора, нельзя не признавать, естественным, что основным видом упражнений с момента знакомства детей с буквами становится звуко-буквенный разбор в своих двух разновидностях.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.

1. Произнеси и послушай слово

2. Найди ударный слог

3. Произнеси слово по слогам

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй

5. Обозначь выделенный звук условным значком

6. Действуй так до конца слова

7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.

Прокомментируем каждый пункт этого плана.

1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.

2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова.Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.

3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам.

4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.

5. Обозначь выделенный звук условным значком. На этапе звукового анализа слова его запись условными значками каждого звука не должна быть связана с буквенной символикой. Со временем эти условные значки дети, ведомые педагогом, соотнесут с транскрипционными значками и запишут слово так: [п’ис’мо]. На первых порах для звукового анализа используются слова, в которых нет орфограмм.

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Работу звукобуквенного анализа словая провожу следующим образом:

I.Раздаю карточки (картинка, написание слова в клеточках, пустые клеточки для написания звуков; звуки и цветные схемы (цветными квадратиками или раскрашенные цветными карандашами)появляются в процессе работы):

Звуко-буквенный анализ слов

1. Что изображено на рисунке?

2. Делим слово на слоги (проводим линию цветным карандашом, ставим ударение (цветным карандашом).

3. Посчитайте клеточки с буквами?

4. Посчитайте пустые клеточки?

5. Каких клеточек больше (или меньше?

6. Давайте выясним, почему пустых клеточек больше (меньше, столько же? Буква Ю- дает два звука [й] и [у], а в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а] мчать – не дает звука).

7. Произносим слово,слушаем себя: выясняем, что буква Ю – дает два звука.

8. Печатаем звуки в пустые клеточки.

9. Выясняем, все ли звуки произносятся так же, как и пишутся (печатаются, то есть сверяем, написание слова со звуковой схемой. (Например, в слове лев- буква в даст звук [ф]; в слове деревья – ь – не обозначает звука [], но буква я – даст два звука [й] и [а], плод – буква д- даст звук [т]).

10. Даем характеристику звуков (гласный – ударный, безударный, согласный – твердый. мягкий, звонкий. глухой, раскрашивая квадратики цветными карандашами (зеленый, синий. красный, либо выкладываем цветные квадратики (зеленый, красный, синий) в соответствии с характеристикой звука.

В своей работе опирались на исследования: А. М. Бородич, Г. С. Швайко, А. И. Максаковой, А. Н. Гвоздева, Е. В. Колесниковой, Г. Г. Голубевой, Г. А. Тумаковой, В. В. Гербовой, Т. А. Ткаченко, А. К. Бондаренко, Е. А Стребелевой, Т. Б. Филичевой, Н. В. Новоторцевой и др.,использую таблицы:

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Дидактическая игра «Цепочка слов» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Игровой материал: карточки с предметными картинками (карандаш –.

Дидактическая игра «Поле слов» Дидактическая игра «Поле слов». Цель: • активизация в речи синонимов и антонимов; • расширение многозначности слов-прилагательных; • введение.

Игра «Азбука важных слов» Дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов» Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: • развитие фонематических процессов; • формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Лэпбук «Звуко-буквенный анализ слов»

Лэпбук «Звуко-буквенный анализ слов» Лэпбук - замечательная находка для всех. Его можно использовать как для совместной работы с ребёнком, так и ребёнок может использовать его.

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов»

Наглядное пособие «Звуковой анализ слов» Автор: Лошакова Надежда Александровна Учитель-логопед, МОУ д/с № 294, г. Волгоград Актуальность: Навык выделения звука из слова появляется.

Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа Памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа (пошаговая инструкция по выполнению). Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.

Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.

Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.

Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.


Знакомство со звуковым анализом слова

Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.

Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.

При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

Обучение звуковому анализу слова предполагает:

  • определение количества звуков в слове;
  • фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гласные и согласные);
  • определение места звука в слове.

В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.


Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова

В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.

Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.

Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).

Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.

Читайте также: