Казалось бы зачем сейчас в эпоху компьютеров и смартфонов нужно учиться писать красиво

Обновлено: 03.07.2024

Франк Елена
Нужно ли современных детей учить писать красиво?

Я считаю, что учить детей каллиграфии - это необходимость. Даже, если в недалекой перспективе все будут набирать на компьютере и пользоваться гаджетами.

Во-первых, при печатании и письме рукой задействованы различные отделы мозга (не буду вдаваться в подробности). Так что учить красиво писать детей надо ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Во-вторых, при письме формируется дополнительный образ слова «кинетический», человек запоминает слово в движении. Если привести в пример методику Марии Монтессори, то детей обучают чтению через фонетический анализ и «написание» слов (произносится слово и выкладываются вырезанные из фанеры буквы и эти буквы прописные ; когда слово выложено, ребенку предлагают «написать» его, обвести выложенное прописными буквами слово пальцами). То есть для запоминания слова задействуются еще и структуры мозга отвечающие за тонкие движения. Я бы сказала, что «каждая буква ощущается на вкус»,, прописывая слово, рука будто исполняет небольшой танец, такая вот своеобразная магия.. В вальфдорской системе также обучение детей письму – это своеобразное искусство.

В-третьих, (это я уже размышляю, как специалист в направлении психодинамической коррекции и песочной терапии) взглянем на процесс письма с точки зрения такого направления,как песочная терапия: в классическом сеансе песочной терапии человеку предлагают построить свой мир, и он вдумчиво, тщательно, бережно, аккуратно создает его, заполняя плоскость «песочного листа». Во время этого действа осуществляется глубокий внутренний самоанализ. То же происходит, когда мы записываем, заполняем плоскость листа своими мыслями, чувствами, осознаем их, анализируем - это такой же внутренний самоанализ.

В-четвертых, предлагаю рассмотреть процесс письма взглядом арт-терапевта. В Китае и Японии иероглифы выписывают, у них процесс письма – искусство. В процессе рисования человек передает свои эмоции и чувства, свое настроение. Часто, после того, как человек создаст видимый, ощутимый образ, у него стабилизируется или улучшается эмоциональное состояние, происходят позитивные изменения в мировосприятии (приходят на ум слова Юры Красного: «Арт – всегда терапия»).

А если прописывать слова-эмоции, слова-мысли, которые волнуют разными красивыми буквами, разными материалами, разными цветами? Как станет изменяться самоощущение? Я пробовала. Успешно. Такая себе КАЛЛИГРАФОТЕРАПИЯ. Есть люди, которым трудно сразу начать рисовать или передавать чувства в других арт-техниках, а писать умеют практически все взрослые. Тут уж мысль моя «понеслась»: может быть написание слов на заборах – это тоже своеобразная каллиграфотерапия? («Нужно многое знать и немало уметь, чтобы мелом писать на заборе слова» Григорий Остер).

В-пятых, почерк характеризует каждого из нас как индивидуальность. Особенности написания, наклон, округлость или острота букв, промежутки между словами, расстояния между строками, само размещение строк на листе бумаги изменяется в зависимости от настроения и эмоционального состояния.Иногда почерк передает наше отношение к тому или иному человеку: нашу любовь, симпатию, нежность, сочувствие, все то, что мы сейчас выражаем смайликами.

В-шестых, писать труднее и дольше чем печатать, так что написание рукой требует от нас четкости, лаконичности мыслей, суждений, формулировок, изначального обдумывания того, что мы пишем (потому что лист – это не Word на мониторе, клавишей «delete» один написанный фрагмент удалить невозможно, или зачеркивай, или весь лист переписывай). Каждое написанное слово ценно.

В-седьмых, при печатании активнее задействуется провое, образное полушарие мозга,так что слова и тексты запоминаются целым образом: общим содержанием, эмоциональной насыщенностью. При письме рукой более активно левое полушарие, которое отвечает за процессы анализа и синтеза информации, так что, написаннаярукой информация обрабатывается по-другому: выделяются ключевые аспекты, главная мысль… для меня оказалось интересным то, что я помню все свои стихотворения, которые написала от руки в тетрадь, и чаще эмоционально нравятся больше те стихи, которые были напечатаны мною на компьютере.

У наших детей есть уникальная возможность научиться писать и печатать, то есть гармонично развивать оба свои полушария.

Очень важно: КТО и КАК учит маленького человека писать. Если представить процесс написания букв как сотворение чего-то красивого, что сродни рисунку или картине. Если дать ребенку возможность получать удовольствие от процесса письма. Если помочь ребенку найти способ незаметно исправлять свои ошибки (например, писать простым карандашом, и в случае ошибки стирать теркой, и уже верно заполнять образовавшееся пустое пространство). Если убрать негативные оценки качества письма маленького человека. У меня еще много таких ЕСЛИ… Их можно перечислять бесконечно.

Но. Мы с детьми превращаем этот процесс в увлекательную игру, завораживающее занятие.

Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей»

Фотоотчет «Моя профессия — любить, учить и воспитывать детей» Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад "Солнышко" для того, чтобы увидеть своих малышей, им ещё очень мало лет,.

Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Учить детей любить книгу. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей,.

Консультация для родителей «Учимся писать графический диктант с детьми» Консультация для родителей. Учимся писать графический диктант с детьми. Часто бывает так, что дети устают от долгого ожидания и родители.

Консультация для родителей «Как учить детей различать и называть основные цвета» Как учить детей различать и называть основные цвета (консультация для родителей) 1. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины.

Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Каждые мама и папа хотят, чтобы ребенок был не только умным,но и всесторонне развитым. Но ребенок тем раньше начнет развиваться, чем большую.

Консультация для родителей «Как учить детей рисовать» Оксана Стеблова Консультация для родителей : "Учим детей рисовать" От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Памятка для родителей «Дети на дороге — как учить детей осторожности» Консультация для родителей «Дети на дороге — как учить детей осторожности» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах.

Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение» Учимся писать сжатое изложениеПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст). Способы (как сделать): • по.

Размышления воспитателя «Нужно ли учить детей рисовать?»

Размышления воспитателя «Нужно ли учить детей рисовать?» На сайте МААМ много публикаций на тему художественного творчества детей. Дети любят рисовать, лепить, делать аппликации. В поисках какого-либо.


Вспомните, что в последний раз вы писали от руки? Возможно, это был какой-либо документ для работы, записка другу или список покупок? Если вы не можете ничего такого вспомнить - это может свидетельствовать о проблемах.

Недавно в новостях был обнародован факт, что снижение популярности рукописных текстов сильно влияет на развитие мелкой моторики - разумеется, не в лучшую сторону. Детям становится все труднее держать в руке карандаш или ручку, потому что, кроме как в школе, практики письма у них почти нет. Старшее поколение в детстве могло рисовать или что-то писать для развлечения, сейчас свободное время занимают гаджеты.

Источник проблемы

Ничего удивительного: сейчас достижения научно-технического прогресса практически вытеснили необходимость использовать ручку и бумагу. Письма Дедушке Морозу к Новому году часто отправляются по электронной почте, а ведущие университеты агитируют студентов использовать ноутбуки для записи лекций.

Исходя из этого, необходимость писать что-либо от руки фактически пропадает. Даже тот же список покупок можно создать в мобильном приложении.

Рукописный текст VS печатный

В большинстве случаев люди отказываются набирать текст на ноутбуке или телефоне, если речь идет о чем-либо высокодуховном. Например, во время одного из психологических тренингов в США участникам предложили написать свои цели на будущее, и большая часть предпочли это сделать от руки.

Уровень участия в процессе, связанный с письмом, очень важен. Диана Стросс помогает детям развивать свои навыки письма от руки с помощью музыки. Она указала на недавние исследования, проведенные во Франции, в ходе которых одной группе взрослых учеников было предложено писать от руки заметки по урокам, а другие набирали их на компьютере. Позже оказалось, что ученики, которые писали тексты вручную, более глубоко усвоили материал.

В процессе написания текста от руки человек создает ментальную картину, и она лучше откладывается в памяти. Вероятно, это связано с самим подходом к делу: при машинописном вводе наши действия полностью автоматические.

Вот почему учителя поощряют детей рисовать на песке или воде, что в ранние годы вписывается в обучение, отмечает Навед Идресс, главный учитель Начальной школы Фервершама в Брэдфорде. "Вы никогда не узнаете, что такое буква "А", если никогда не нарисовали ее физически", - говорит он.


Роль письма в образовательном процессе

Что касается роли письма в школах, то было достигнуто согласие в том, что все более широкое использование компьютеров в университетских оценках может привести к снижению эффективности системы образования. "Одна из проблем заключается в том, что если вы принимаете экзамены с помощью компьютера, это в корне меняет результат обучения", - сказала Джейн Медвелл, доцент Ноттингемского университета и консультант компании «Напиши свое будущее». Поощрение детей сосредоточиться на использовании компьютеров слишком рано, возможно, не в их интересах с точки зрения развития.

Студенты высших учебных заведений уже не нуждаются в изучении алфавита. Наоборот, на них ежедневно сваливается такой объем информации, что вполне логично их желание оптимизировать свое время и успевать как можно больше. Однако использование только компьютера для учебы не всегда оказывается эффективной мерой. Многие студенты отмечают, что перед сдачей экзамена рисуют ментальные карты или пишут шпаргалки, поскольку это помогает им лучше усвоить материал.


Заключение

Даже взрослому человеку время от времени нужно брать в руки ручку или карандаш, чтобы тренировать ловкость своих пальцев. Достижения информационных технологий никуда от нас не денутся, а если привычное для нас письмо от руки исчезнет, это повлечет за собой множество проблем.

Страшно представить ребенка в первом классе, который учит алфавит по компьютерной программе, а писать тренируется на клавиатуре планшета.

Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления. Однако этот процесс улучшает когнитивные способности, способствует раскрытию творческого потенциала и укрепляет психическое здоровье. Т&Р рассказывают, где требуются каллиграфы сегодня, и объясняют, почему этот навык необходимо развивать даже в век диджитала.

Краткая история каллиграфии

Каллиграфию стоит отличать от других видов письма. Например, леттеринг — это графический рисунок, созданный на основе нарисованных букв и знаков, которые организовывают некую композицию. Еще одно направление, типографику, также часто путает с каллиграфией. Однако это оформление буквенных символов, а также других рисунков в единую композицию. Каллиграфия не подразумевает прорисовку и художественного оформления.

До изобретения книгопечатания каллиграфия была основным способом графического оформления знаков текста. Ранее использовали бумагу, пергамент, шелк и такие инструменты, как кисть, тростниковое и металлическое перо. История каллиграфии связана с развитием изобразительного искусства и литературы. В Китае и Япония каллиграфия ценилась как отдельный вид искусства, благодаря которому слова приобретали эмоционально-символическое значение.

Каллиграфическое оформление придавало эмоциональность тексту и помогало расставлять смысловые акценты

Каллиграфия развивалась независимо почти во всех культурах по всему миру, от Китая в 4000 г. до н. э. до 600 г. до н. э. в Риме. Один из самых известных примеров западной каллиграфии — Келлская книга. Эта латинская рукопись, созданная в монастыре Колумба в Великобритании или Ирландии около 800 г. н. э., содержит четыре Евангелия Нового Завета. Рукописи Дуньхуана — не менее важный пример азиатской каллиграфии. Они были обнаружены в пещерах Могао в Дуньхуане в начале XX века. Рукописи представляют собой группу религиозных документов и включают несколько стилей самых ранних примеров тибетской каллиграфии.

Тибетское письмо Келлская книга. Начало Евангелия от Иоанна

В античное время в Европе создавались образцы латинского письма, которых необходимо было всегда придерживаться. Однако в Средневековье появилось готическое письмо, отличающееся ломаными и извилистыми знаками, не имеющими стандартного написания.

С изобретением книгопечатания ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравюрам, а также к художникам. Однако со временем это искусство становилось менее популярным, а красивое буквенное оформление требовалось только для особых случаев. Тем более с появлением машинописи и впоследствии с развитием технологий письмо утрачивало свою значимость. В современном мире каллиграфия в основном рассматривается с точки зрения эстетики.

Где используется каллиграфия сегодня

Каллиграфия в чистом виде сегодня сохраняется в иконописи, оформлении храмов и других мест, связанных с религией. Это искусство используется для оформления индивидуальных приглашений на праздники, а также при брендировании продуктов.

Навигация по пространству, подписи на приглашениях, конвертах, имена гостей — все эти надписи создаются благодаря каллиграфам, которые подбирают знаки в соответствии со стилем мероприятия.

В данном случае каллиграфия помогает в создании индивидуального стиля бренда, включая создание логотипа, сайта, блога, визиток. Этот шрифт может впоследствии использоваться на одежде, кружках и другой продукции.

Каллиграфия необходима для оформления обложек книг, а также для создания текста на страницах, где есть, например, эпиграф и благодарности.

Оформление городских пространств

Арт-объекты, созданные для оформления городского пространства, нередко имеют надписи. Также каллиграфия нужна для световых шоу с проектируемыми текстами, росписи стен, витрин.

5 причин развивать навык каллиграфии

Снизить уровень стресса

Благодаря монотонности процесса, кропотливости и усиленной концентрации выписывание каллиграфических знаков позволяет успокоиться и снизить уровень стресса. В исследовании, проведенном китайскими учеными, работающими в департаментах лингвистики и психологии азиатских университетов, изучали воздействие медитации и каллиграфии на психофизическое состояние человека. В ходе работы было выяснено, что каллиграфия не менее полезный метод снижения стресса, чем медитация. Главное отличие от медитации заключается в том, что каллиграфия подразумевает умственную работу и тем самым улучшает когнитивные способности, но в то же время помогает находиться в расслабленном состоянии.

Процесс каллиграфии требует усиленной концентрации, так как чаще всего чернила стереть невозможно и одно неловкое движение может испортить все. Один из способов развития внимания — выполнение упражнений, требующих максимальной включенности и нахождения «в моменте». Для получения результата необходимо заниматься этим регулярно.

«Каллиграфия может регулировать дыхание. Это то же самое, что и бокс тайцзицюань, который «тренирует движения тела снаружи и способствует укреплению духа». В ходе изучения бокса тайцзицюань разбираются типы кулаков, практикуются каждый жест и движение, в каллиграфии то же самое. Тайцзицюань специализируется на практике глубокого дыхания. Мы должны позволить дыханию управлять нашими пальцами при письме, но нельзя позволять пальцам управлять кистью для письма. Необходимо комбинировать твердые и мягкие движения, каждый штрих требует энергии. Таким образом, письмо и тайцзицюань необходимы для практики дыхания».

Ян Пу, каллиграф и профессор Института графических коммуникаций в Китае

Развивать творческий потенциал

Каллиграфия — это творчество, она подразумевает создание индивидуального стиля письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто оформить текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и сделать его запоминающимся и ассоциативным.

Остин Клеон, автор книги «Кради как художник», рассказывал о том, что у него есть два стола: «На первом нет ничего, кроме маркеров, ручек, карандашей, бумаги и газет. На этом столе не допускается ничего электронного. Здесь рождается большая часть моей работы. На цифровом столе лежит мой ноутбук, монитор, сканер и планшет для рисования. Здесь я редактирую и публикую свои работы». Он считает, что, когда мы находимся за любыми электронными устройствами, наше тело неподвижно и отключается от нашего мозга. Благодаря тому что наши руки движутся, тело остается активным и мозг начинает думать активнее.

Ян Пу, каллиграф и профессор Института графических коммуникаций в Китае (Beijing Institute of Graphic Communication), провел ряд исследований, в ходе которых отметил положительное влияние каллиграфии на когнитивные функции. В частности, значительные изменения произошли с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, также улучшились умственные процессы у пациентов с болезнью Альцгеймера. Также имеются клинические доказательства того, что каллиграфия способствует эмоциональной стабильности пациентов с депрессией.

Каллиграфия позволяет улучшить психологическое и физическое здоровье и используется как терапевтический метод

Положение пальца, ладони, запястья при удерживании ручки или пера, подвешивание запястья в воздухе, непрерывное движение вперед и назад, влево и вправо не только могут регулировать мышцы руки и воздействовать на нервные окончания, но и укреплять плечи, спину, поясницу. В процессе необходимо держать осанку, иначе это может привести к искривлениям позвоночника.

Каллиграфия помогает развивать мелкую моторику и укреплять память. Кроме двигательных областей мозга, задействована языковая. Вам необходимо запомнить написание каждой детали, при этом воспринимать ее как часть полноценного текста и всегда держать в голове цельную картину.

Данный вопрос очень актуален в современном образовании.А именно,вопрос о формировании почерка детей.В этой статье ( взято из интернета) доступно описывается польза тетрадей в частую косую линию для 1 класса.

Честно говоря, эта тема задевает за живое и сейчас многие родители со мной согласятся. Современные дети очень развиты, они прекрасно разбираются в тех вещах, которые нам уже сложно осилить, логика работает прекрасно, но вот почерк…это что-то с чем-то! Мало какая мама сейчас может похвастаться чистой тетрадью своего ребенка. А причина в том, что какая-либо логика в школе сейчас отменена, понятные учебники заменены на мусор, чистописание забыто напрочь, прописи упрощены и почти не используются, ручки в школе только шариковые и никакие другие…перечислять можно бесконечно.

А теперь давайте вспомним. Недавно мы перебирали с родителями их дневники и табели за послевоенные годы. Сталинские годы! Так вот, чистописание у них было отдельно, а русский язык – отдельно. И чистописанием они занимались с 1 по 3 класс. Потому у их поколения довольно приятные читаемые почерки. Никакого чуда, но результат… ахнуть можно от удивления!

До середины 70-х годов в советских школах преподавали чистописание. До 68 года школьников учили писать пером, а после перо заменила шариковая ручка. Хоть и сам предмет ещё оставался в программе, но это было уже не то. Красивый почерк зависит не только от ученика, но и от ручки, которой он пишет. Писать красиво шариковыми ручками очень трудно, они быстро скользят. Хуже всего гелиевые ручки, более того, гелиевые ручки сильно портят почерк. Пером трудно писать быстро, но проще писать красиво – оно даёт время вывести букву.

Ещё в те годы была отдельная оценка за “за прилежание“, это стимулировало заодно аккуратность, усидчивость и терпение. Писать такой ручкой и чернилами не так-то просто, приходилось стараться.

Тетради тоже были не простые. Фабричные, в частую косую линейку. Для более старших классов “разметка” была пореже, а класса с четвертого применялись тетрадки в “линейку”. Вот они-то, родимые, тетрадки в частую косую линейку и приучали нас к аккуратному красивому почерку. Кто-то писал лучше, кто-то хуже, но буквы были ровные с одинаковым наклоном.

На самом деле, как сравнительно недавно было доказано учёными, “чистописание” – развивает т.н. “мелкую моторику”, что в свою очередь – неплохо развивает извилины в целом.

В общем, “злой сталинизм” со своим волевым “тоталитаризмом” – настойчиво старались, с самого раннего возраста – сделать людей лучше. За такое написание раньше учителя не колеблясь, ставили тройку!

А здесь просто ужас – два!

А сейчас? У первоклассников в тетрадях косая от косой за километр стоит, они ее в упор не видят. Вот и пишут кое-как. Тетради в мелкую косую найти можно, не поленитесь, купите, и сами своих будущих первоклассников писать учите. Время еще есть. А на школу не надейтесь, там не научат, не успеют попросту. Сейчас совсем иная система обучения. Чистописанию не учат, каллиграфии и тем более! Абсолютно. Учат писать буквы и все. В конце первого класса подсовывают тетрадь в широкую линию.

По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но затормаживает и сковывает мышления, угнетает процесс творчества. Не удивительно, что год от года уровень подготовки абитуриентов снижается и все труднее найти тех, кто способен к созидательному и творческому труду.

Казалось бы, зачем сейчас, в эпоху компьютеров и смартфонов нужно учиться писать, и писать красиво, медленно, неудобным пером?

Многое из школьной программы не пригодится в жизни, но это необходимо пропускать через себя для развития. Чем больше прокачаешь мозг в детстве и юности, тем лучше и дольше он прослужит в будущем. При хороших и обширных базовых навыках человек приобретает больше возможности для творческой деятельности и это факт!

А как вы считаете, необходимо ли вернуть в школьную программу уроки чистописания? Или в век высоких технологий они действительно стали не нужны?

Читайте также: